УДК 371.134+372+004
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© 2013
А.П. Муковоз, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории начального обучения, докторант Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы теоретического и методического содержания использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения в педагогических вузах. Обобщены сравнительные характеристики платформ: Moodle, WebCT, В1аскВоаМ, Прометей, eFront, С1агоИпе, Ме1асооп, SharePoint LMS, Виртуальный Университет. Установлено, что дистанционное обучение учителей начальной школы можно организовать с помощью программно-инструментальной платформы «МооШе».
Ключевые слова: дистанционное обучение, программно-инструментальная платформа, образовательный процесс, учителя начальной школы.
Появление сети Internet стало толчком в развитии обучения с помощью информационных технологий, а также распространении дистанционного обучения (ДО). Всемирная паутина вызвала формирование сетевых технологий, а также предоставила возможность студентам и преподавателям использовать электронные учебники и библиотеки, системы тестирования и информационные средства общения. Internet позволил не только объединить все ранее известные методы обучения, но и расширить их перечень, оказав существенное влияние на информационную культуру в образовательной среде.
В настоящее время обучение в сети Internet все чаще рассматривается как альтернатива традиционного образования, позволяющая студенту получить глубокие знания. Одним из ее видов является ДО, которое как форма образования возникло и развивалось еще до появления Internet и постепенно наращивало комплекс используемых технологий.
ДО - это форма получения и усовершенствования образования, при котором в образовательном процессе используются лучшие инновационные средства и формы обучения, основанные на Internet-технологиях с использованием программно-инструментальных платформ.
Состояние и перспективы развития дистанционного обучения исследовали зарубежные ученые (Дж. Андерсон, Е. Доунс, Т. Эдвард, К. Кларк, Дж. Мюллер, А. Огур, М. Род, Р. Филлипс, К. Хантер, Д. Якобсен и др.). Теория и практика дистанционного обучения была предметом поисков современных исследователей: А. Андреева, М. Бухаркиной, В. Быкова, Б. Гершунского, П. Дмитренка, В. Кашицина, В. Кинелева, Г. Козлаковой, Н. Корсунской, В. Кухаренка, М. Моисеева, В. Олийника, О. Осиповой, Е. Полат, В. Рыбалки, С. Сазанова, В. Солдаткина, А. Хуторского, С. Щенникова и др.
Цель нашей статьи - выявить и показать возможности программно-инструментальных платформ ДО для учителей начальной школы.
Одной из главных задач, которая ставится перед системой начального образования - повышение качества профессионально-педагогических умений и навыков специалистов. Традиционные формы образования учителей начальной школы становятся малоэффективными и не в полной мере обеспечивают потребности современной начальной школы.
ДО имеет характеристики гуманистического, лич-ностно ориентированного образования, поскольку использование информационных и телекоммуникационных технологий не только снижает значимость пребывания обучающихся в пространстве и времени, но и позволяет ему разрабатывать свой индивидуальный образовательный маршрут и следовать по нему в приемлемом темпе. Это максимально удовлетворяет образовательные потребности обучающегося. Такая форма оптимально удовлетворяет потребности взрослых обучающихся, даёт возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, позволяет следовать ей в удобном темпе, заниматься по гибкому графику [6,
с. 207].
Основу образовательного процесса ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, обучающегося в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе набор специализированных средств обучения. При этом под целенаправленным процессом понимается четкая организация консультационно-методического сопровождения активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности студентов по усвоению учебных дисциплин образовательной программы. Вместе с тем, далеко не все студенты обладают достаточной силой воли, необходимой усидчивостью, собранностью и организованностью. Следовательно, основная задача педагога в процессе дистанционного обучения - управление (планирование, организация, контроль и др.) самостоятельной работой обучающихся [3, с. 69].
Для обеспечения удачного проектирования, развития и внедрения ДО в образование учителей начальной школы необходимо создать инфраструктуру ВУЗа, подготовить преподавателей (тьюторов), разработать учебные курсы и тому подобное.
Создание сетевых курсов по дисциплинам предполагает разработку высококачественных учебных материалов, специально предназначенных для самостоятельного изучения. Сетевой курс должен не только в максимальной степени компенсировать дидактические потери вследствие ограниченного контакта с преподавателем, но и создавать уникальные возможности виртуального обучения, в частности использования средств мультимедиа. Проектирование содержания сетевого курса - это особым образом сконструированная, адаптированная и логически выстроенная информационная модель необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления [2, с. 54].
Для поддержки образовательного процесса учителей начальной школы в современных условиях незаменимыми являются программно-инструментальные платформы ДО.
В технологиях ДО каждый найдет себе проблемы, соответствующие его наклонностям и желаниям (психологическим особенностям, профессиональному уровню, способностям и даже физическому состоянию). Кто-то может оставаться «за кадром» самого учебного процесса в качестве автора или конструктора учебных материалов, кто-то может быть занят в проектировании процесса, другие организуют и сопровождают образовательный процесс, но при этом для организации ДО все должны кроме владения базовыми компетенциями педагога, освоить дидактику ДО, отработать навыки работы в программно-инструментальной платформе ДО, владеть технологиями и методами интенсификации обучения [4, с. 73].
Современная программно-инструментальная платформа должна соответствовать организационно-техническим потребностям: поддерживать работу программного обеспечения в любой сети, иметь ШегпеЬ
совместимый интерфейс и хранить данные в стандартизированном формате хранения учебной информации [1, с. 232].
Ученые (Г. Кравцов и В. Одинцов) классифицировали требования к программно-инструментальным платформам: программно-технологические, функциональные, модульные, параметровые, эксплуатационные к программной документации [5, с. 31].
Выделим особенности программно-инструментальных платформ для ДО учителей начальной школы:
- поддержка стандартного программного обеспечения пользователем (Веб-браузер);
- наличие средств авторизации доступа и многоуровневой системы безопасности;
- наличие средств создания учебных материалов, тестов, групп студентов для учебы, администрирования и управления учебным процессом;
- наличие средств поддержки через специализированный сайт ее разработчика.
В платформе должна быть предусмотрена защита от некорректных действий пользователя, в частности -запросы подтверждения выполнения команд, позволяющим привести к значительным потерям времени или информации.
Программно-инструментальная платформа ДО учителей начальной школы должна быть надежной, обеспечивать качественную работу по выбранной операционной системе.
Для эффективной реализации ДО учителей начальной школы важными являются такие базовые компоненты: качественная сетевая инфраструктура, современные соответствующие задания организации содержания учебного курса, аппаратно-программные платформы и система управления учебным процессом.
Кроме того, ДО учителей начальной школы, кроме содержательной части, должно обязательно включать организационный компонент. Эти функции реализует программно-инструментальная платформа ДО.
Учесть имеющиеся технологические нюансы и возможности современных платформ помогло появление таких стандартов, как E-Learning Framework, IMS Abstract Framework и Open Knowledge Initiative, являющимся первыми шагами на пути к созданию современных платформ для организации ДО [7].
Традиционные программно-инструментальные платформы электронного обучения (англ.: Learning Manager System, LMS) являются оболочками для создания учебных курсов и управления ими. Они предлагают пакеты инструментальных средств, поддерживающих создание онлайн курсов, их обслуживание и представление, средства регистрации слушателей и управления работой с ними, администрирование процесса обучения и генерирование отчетов об учебных достижениях слушателей.
Для определения возможных вариантов внедрения программно-инструментальной платформы ДО учителей начальной школы проанализируем наиболее популярные, отвечающие вышеуказанным требованиям.
Существует много платформ ДО, отличающиеся техническими возможностями, наличием и уровнем сложности разных функциональных компонентов, диапазоном использования, ценой и ценовой политикой, требованиями к оборудованию. Более скромным является перечень платформ, поддерживающих все этапы педагогического процесса, тогда как при выборе системы дидактический аспект должен быть решающим.
Проанализировав дистанционный образовательный процесс в разных педагогических ВУЗах, мы выделяем программно-инструментальные платформы, которые можно использовать во время организации ДО учителей начальной школы:
1. «Moodle» (разработчик: кампания MOODLE PTY, Австралия, http://moodle.co.ua/) (в переводе из англ. -модульно-динамическая, объектно-ориентированная среда для обучения) - программный комплекс для соз-
дания курсов ДО и web-сайтов, который работает с открытым кодом IMS и SCORM.
2. «WebCT» (разработчик: университет штата Британская Колумбия, Канада, http://webct 6.vtc.edu.hk)
- клиент-серверная e-learning платформа с поддержкой системы управления реляционными базами данных.
3. «BlackBoard» (разработчик: компания BlackBoard Inc., США, http://www.blackboard.com) - модульно-обра-зовательный портал, предусматривающий организацию интерактивного обучения, взаимодействие и обмен информацией между студентами и преподавателями.
4. «Прометей» (разработчик: ООО «Виртуальные технологии в образовании», Россия, http://www. prometeus.ru/) - платформа, с помощью которой можно создать виртуальный университет и организовать ДО с большим количеством студентов, автоматизируя при этом весь учебный процесс - от поступления в ВУЗ - до выдачи диплома.
5. «eFront» (разработчик: компания EPIGNOSIS LTD, Греция, http://www.efrontlearning.net/) - модульная web-ориентированная платформа для организации учебного процесса в ВУЗе, а также для повышения квалификации, аттестации и подбора работников в разномасштабных организациях.
6. «Claroline» (разработчик: исследовательский центр CERDECAM, Бельгия, http://www.clarolme.net/) - модульная платформа с открытым кодом. Распространяется на основе GNU General Public License.
7. «Metacoon» (разработчик: компания meta Ventis, Германия, http://www.metacoon.net/) - модульная платформа, в основе которой - принцип виртуального рабочего стола.
8. «SharePoint LMS» (разработчики: компания Microsoft, США и Learningforce, Дания, http://www. sharepointlms.com/) - модульная платформа, базирующейся на технологии Microsoft SharePoint.
9. «Виртуальный Университет» (разработчик: команда проекта «Система дистанционного обучения «Виртуальный Университет», Украина, http://vu.net.ua/)
- платформа корпоративного уровня, предназначенная для организации ДО сотрудников компаний и учебных заведений любых масштабов и уровней.
Обобщить сравнительные характеристики программно-инструментальных платформ ДО учителей начальной школы поможет таблица 1.
Таблица 1 - Сравнительные характеристики программно-инструментальных платформ ДО учителей начальной школы
Параметр Прог рэммно-инструментальная платформа
Moodle Е- U "ё £ 1 ¿i "1 05 1 S g. = 1 1 1 и 1 S s 1 1 ^ II 02 >•
1. У спешное использование в ВУЗах - + + + + - + - +
2- Интеграция с информационной средой пользователя + + - + + + - + +
3. Открытый системный под + - - - - + - - -
4. Наличие инструментов для создания курсов + + - + - + - + +
5. Поддержка курсов со стандартами Б СО ЕМ + + - + + + - - +
МБ + + + + + + + + +
6. Модл-льная структура + + + + + + + + +
7. V. еЬ-ориенгированная структура - + - + + - + - +
8. Сервисная поддержка - - + + + - + - +
9. Мульткязычный интерфейс - - + - - - - +
10. Учтенные методологические н педагогические особенности + - - + - - - - +
11. Предвидено использование разных типов шрифтов, рисунков, анимаций, видеотрансляции и тому подобное + + + + + + + + +
12. Наличие средств коммуникации: + + - + + + + - +
- обмен текстовыми сообщениями; + + - + + + + - +
- обмен файлами. - + + + + + + + +
- форумы; - - + + + - + - +
- видео-чат. + - + + + + + + +
Графическая интерпретация возможностей использования отображена на рис. 1.
Анализируя лучшие программно-инструментальные платформы ДО учителей начальной школы, мы установили, что лидерами по количеству пользователей являются Moodle (бесплатная) и Прометей (коммерческая).
31
Современные платформы построены с закрытым и открытым кодом на основе стандартов IMS (Instructional Management Systems Global Learning Consortium) и SCORM (Sharable Content Object Reference Model).
IMS и SCORM имеют возможности: быстро и легко устанавливать программное обеспечение и форматировать его; бесплатно использовать лицензии (не требуется устанавливать платное программное обеспечение); лицензия OSS (Open Source Software) позволяет изменять и совершенствовать IMS.
Рис. 1. Уровень возможностей использования программно-инструментальных платформ ДО учителей начальной школы
Недостатки использования IMS и SCORM: базовые конфигурации платформы с открытым кодом часто не удовлетворяют потребность ВУЗа; возникает альтернатива: или разрабатывать собственную платформу на базе системы с открытым кодом, или ожидать обновления базовых конфигураций таких систем; авторские изменения согласно лицензии OSS и программное обеспечение платформы с открытым кодом приводят к расхождению в их версиях и необходимости сопровождения новых собственных версий, являющимися уже сложной проблемой [3].
В результате анализа и сравнения вышеуказанных программно-инструментальных платформ, руководствуясь педагогическими, дидактичными, организационными, техническими, финансовыми особенностями, мы пришли к выводу, что ДО учителей начальной школы можно организовать с помощью платформы «Moodle».
Важно подчеркнуть, что «Moodle» очень быстро развивается. Группы специалистов с разных стран (в том числе из Украины, России, Польши, Австралии, Канады и др.) тестируют и оценивают новые версии платформы, предлагают концепции ее развития, делятся опытом ис-
пользования в педагогической теории и практике.
Создание информационно-образовательной среды для учителей начальной школы способствует логическому упорядочению информации, ее систематизации и структуризации, создает предпосылки для выхода на новый технологический уровень получения знаний, повышающий конкурентоспособность программно-инструментальных платформ в ВУЗе.
Созданные в Украине дистанционные курсы в программно-инструментальных платформах, как правило, показывают лишь возможности информационно-коммуникационных технологий и в значительно меньшей мере
- педагогических.
Поэтому считаем целесообразным внедрять в начальное образование перспективные педагогические технологии и методики, в частности программно-инструментальную платформу «МооШе», способствующая существенно усилить ДО и продемонстрировать эффективные пути функционирования образования учителей начальной школы.
Перспектива дальнейших исследований - определение дидактических условий внедрения дистанционного обучения будущих учителей начальной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биков В. Ю. Моделi оргашзацшних систем ввд-крито! освгги / В. Ю. Биков. - К.: Атша, 2008. - 684 с.
2. Борисова Л. В. Методические аспекты учебных материалов в дистанционных образовательных технологиях / Л. В. Борисова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 53-56.
3. Борисова Л. В. Специфика педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект / Л. В. Борисова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 68-70.
4. Голубчикова М. Г. Концепция развития учреждения дополнительного профессионального образования в контексте реализации идеи непрерывности обучения / М. Г. Голубчикова, М.А. Алферова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 72-74.
5. Кравцов Г. М. Яшсш характеристики технолопч-них платформ дистанцшного навчання / Г. М. Кравцов, В. В. Одинцов // 1нформацшш технологи в освт. - 2010.
- № 8. - С. 31-38.
6. Максимова Е. А. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования / Е. А. Максимова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 206-208.
7. Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам / Деклен Даггер, Александр О'Коннор, Сиамус Лавлесс и др. // Открытые системы [Электронный ресурс]. - Режим доступу: Шр:// www.osp.ru/os/2007/07/4392612/.
USE THE PROGRAM-TOOLING PLATFORM FOR DISTANCE EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS
© 2013
O.P. Mukoviz , Ph.D. (Pedagogics), associate professor of Theory of Primary Education chair Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: The article deals with the problematic issues of theoretical and methodological content of the use of software tools for e-learning platforms in pedagogical universities. Wes summarize the comparative characteristics of the platforms: Moodle, WebCT, BlackBoard, Prometheus, eFront, Claroline, Metacoon, SharePoint LMS, Virtual University. It has been found that distance education of elementary school teachers can be organized by software tool platform «Moodle». Keywords: distance learning, software tools platform, educational process, elementary school teachers.