• индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.
Особую сложность представляет собой организация воспитательной работы с осужденными, а именно индивидуальная воспитательная работа, взаимодействие с отдельными группами и категориями осужденных, создание нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.
По мнению Ю.В. Чуфаровского, юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от большинства других профессий [11]. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Как для следователя, судьи, прокурора, адвоката каждое новое дело представляет собой новую задачу, так и для офицера УИС каждый новый человек, прибывший отбывать срок, - новый объект для воспитания.
Е.А. Лукашева обратила внимание, что деятельность в уголовно-исполнительной сфере многогранна: правоприменительная деятель-
ность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность, воспитательная деятельность, ресоциализирующая деятельность, -и она требует большого напряжения, терпения, юридических, психологических и педагогических знаний, высокой ответственности за судь-
бы людей [6]. К содержанию и понятию системы относится определенный порядок в расположении и связи действий, также система рассматривается как нечто целое, представляющее единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Таким образом, социально-педагогическая работа - это система обоснованных воспитательных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В опыте нашей работы основу данной системы составляют: организационно-правовые вопросы; воспитательная работа, социальная работа (социальная помощь как основной компонент социальной работы), психолого-педагогическая работа (знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственнопсихологических качеств, мотивации поведения); психолого-педагогическая подготовка сотрудника УИС. Данная система подразумевает тесное взаимодействие административных, социальных, правоохранительных, общественных и прочих организаций. В состав системы входят администрация исправительного учреждения, осужденные, отбывающие уголовное наказание, сам процесс ресоциализации, условия, в которых функционирует система.
Литература
1. Антонян Ю.М., Бородин Р.В. Преступность и психические аномалии. - М.: Наука, 1999.
2. Гойман В. Правовой нигилизм. Пути преодоления // Сов. юстиция. - 1990. - № 9.
3. Кузнецова Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проблемы учения о личности преступника. - М.: Юрист, 1999.
4. Левкович В.П. Моральные нормы - регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. - 1976. - № 3.
5. Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. -Киев, 1991.
6. Лукашева Е.А. Правосознание и законность. - М.: Просвещение, 1993.
7. Мухина B.C., Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. - 2002. - № 3, 4.
8. Смирнов Л.Б. Проблемы и перспективы уголовно-исполнительной системы России // Правоведение. - 2003. - № 3.
9. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. А.С. Михлина. - М.: Высшее образование, 2008.
10. Хвостов А.А., Кулагина С.И. Моральное сознание законопослушных граждан, осужденных и сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исправительной системы. - 2002. - № 7 (19).
11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Гуцев Олег Владимирович,заместитель начальника управления ФСИН России. E-mail: oleg061561@gmail.
УДК 371.315
Т.В. Доржиева ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В работе анализируется проблема обучения одаренных детей с использованием информационных технологий, представлены особенности обучающих электронных курсов, разрабатываемых для одаренных детей.
Ключевые слова: одаренность, Интернет, обучение, информация, компьютерные технологии.
T. V Dorzhieva
THE POSSIBILITY OF USING DISTANCE LEARNING FOR THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN
In the article the possibility of training of gifted children with use of information technologies is analyzed and the special features of the training electronically courses for gifted children are presented.
Keywords: talent, internet, training, information and computer technology.
Современное человеческое общество живет в принципиально другом мире, чем 20-25 лет назад. Изменились условия жизни, изменилось в целом социальное пространство существования и функционирования человека, изменилась система его отношений, изменился он сам. В этом плане особое место отводятся воздействиям информации, роли ее новых технологических систем, форм, объема и характера воздействия на все сферы жизнедеятельности современного человека, в такой степени, что современное общество стали называть информационным.
Главной особенностью современного информационного общества выступает снятие соответствующих, прежде всего общекультурных и психологических барьеров между разными народами, странами. Информация, буквально заполонившая мир человека, воздействуя на сознание людей, изменяя их потребности, возможности, обуславливая и обеспечивая практически новую природу общения людей, формирует фактически новый способ жизни человека и, в частности, условия и формы получения, присвоения знаний, формируя сложное соотношение информации, знания, познания.
Обществу предстоит определить пути, средства формирования молодого поколения с учетом новейших научных данных. «Вхождение детей в новые пространства, где огромные пласты знаний идут от телевидения, Интернета, а не только от учителей и из учебников, ставит принципиально новые педагогические задачи: а) не только постепенного введения ребенка в мир знаний, а по-новому организации этих знаний, формировании условий усвоения оптимально и реально необходимых знании, их устойчивости; б) поскольку ребенок становится ныне на практическом уровне более технически ориентирован, то предстоит понять, установить, какой объем знаний ему необходимо дать, при ориентации на быстрый прогресс, научив его глубже логически мыслить и одновременно интегрировать, обобщать, усваивать понятия» (Д.И. Фельдштейн).
Во всех сферах жизни общества существует потребность в одаренных, творческих людях,
способных отвечать на вызовы нового времени. Изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют особого подхода к детям, обладающим более высоким уровнем интеллекта, нестандартно мыслящим, имеющим способности выше средних. Этих ребят необходимо направлять на формирование по-настоящему свободной личности, не боящейся быть отличной от основной массы обучающихся. Глобальная компьютеризация всего населения, в частности России, требует пересмотра прежних ценностных приоритетов, а следовательно и педагогического целеполагания и выбора средств, форм и методов работы. Поэтому в настоящее время акцент воспитания должен быть обращен на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, обосновывая необходимость их принятия и четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде. Также дети должны быть открыты для новых контактов, культурных связей и адекватно реагировать на предложения и замечания более старшего поколения.
Одаренными обучающимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции.
В условиях становления информатизации российского образования особый интерес представляют работы отечественных ученых, посвященные проблемам использования компьютерных обучающих технологий. Речь идет об исследованиях Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.Ю. Бухаркиной, И.Г. Захаровой, Д.Ш. Матроса, П.И. Образцова, К.В. Петрова, Е.С. Полат, А.В.Хуторского. Применение информационных технологий для обучения одаренных детей мо-
жет рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения. При этом значительно развиваются навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, коммуникативные навыки.
Современные информационные технологии предоставляют большие возможности для саморегуляции при получении знаний. Интернет на современном этапе позволяет реализовать очень важные аспекты индивидуального обучения. С одной стороны ребенок свободен выбирать интересующие его материалы для изучения, форму и способы их изучения. С другой стороны, он в любой момент может обратиться за помощью к обучающей системе. Это не ставит одаренного ребенка в зависимость от взрослого, эрудиции учителя, и, следовательно, не лишает его самостоятельности и уверенности в себе. При желании ребенок может ознакомиться с различными мнениями по интересующему его вопросу и вступить в контакт со специалистами. Одаренный ребенок может занимать активную позицию в споре: аргументировать правильность своих суждений, выдвигать новые гипотезы.
Использование информационных технологий в обучении существенно меняет условия и формы реализации учебной деятельности ребенка, и это дает положительный мотивационный толчок.
Но существуют и негативные стороны процесса получения информации одаренными детьми через Интернет. Некоторые ученые являются противниками обучения детей средствами Интернета. Так, Ю.Д. Бабаева, проводившая исследования в данной области, отмечает, что подобный подход недопустим при обучении одаренных учащихся, поскольку может усиливать диссинхронизацию в их психическом развитии. Поэтому возникает необходимость в создании принципиально новых компьютерных обучающих и развивающих программ для одаренных школьников.
Разработка дистанционных курсов, спроектированных с учетом всех особенностей одаренного ребенка, по интересующим учеников отраслям знаний может стать началом решения данной проблемы. Преимущество дистанционных форм обучения с применением современных информационных технологий заключается в создании комфортных условий для обучающихся (обеспечение альтернативных способов получения учебной информации, повышении оперативности проверки результатов учебнопознавательной деятельности и др.). Важнейшее достоинство дистанционного обучения, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что
при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционной формы обучения предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся и создание ситуации успеха для каждого ученика.
В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное образование обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой - непосредственную систематическую обратную связь с преподавателем по сети, а также возможность общения в сети с партнерами.
Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность одаренного ребенка. Отсюда необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно школьнику. Важно, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.
А.В. Хуторской и Г.А. Андрианова причину успеха дистанционных мероприятий Центра "Эйдос" видят в разработке научным коллективом собственной эвристической концепции обучения, которая в сочетании с доступными школьнику информационными технологиями, позволяет обучать в дистантном режиме пользователей с разным уровнем содержательной и технической подготовки.
В Педагогическом институте БГУ этому направлению также уделяется пристальное внимания. В 2011 г. по итогам конкурсного отбора заявок на проведение научных и научноинновационных исследований выигран грант ПИ «Интернет-школа БГУ для одаренных детей “Концепция Развития Интеллектуальных Способностей Талантливых Активных Любознательных Людей (КРИСТАЛЛ)”».
При построении дистанционного курса эффективно мультимедийное представление учебной информации. Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд и пр. Мультимедийный курс, основанный на использова-
нии современных сетевых технологий, дает возможность одаренному ребенку по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих школьника на определенный вид работы. Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально: часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебного пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса («презентация»), что также создает дополнительные возможности управления и самоуправления познавательными процессами.
Одаренные дети работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или партнеру, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа и т.д.).
Таким образом, процесс дистанционного образования можно охарактеризовать как гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности одаренных детей с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, кон-сультантами-координаторами; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса.
Каждая категория одаренных школьников, обучающихся в малокомплектных сельских школах в условиях недостаточной квалификации учителя или его отсутствия в системе дистанционного образования, требует особого подхода. Методика использования информационных технологий зависит от образовательных задач данной категории обучающихся.
Основным преимуществом обучения с ис-
пользованием дистанционных технологий является возможность создания индивидуальной образовательной траектории, максимальная индивидуализация учебного процесса. Специфика работы с одаренными детьми определяется, прежде всего, особым уровнем их образовательных потребностей. Психолого-педагогическая модель обучающегося при работе с одаренными детьми отличается ориентированностью на большее, по сравнению со стандартом, количество разнородной информации. Определенную специфику здесь приобретает и форма подачи указанной информации: представляемый учебный материал, с одной стороны, не нуждается в специальной адаптации, а с другой стороны, должен соответствовать психофизиологическим и возрастным особенностям ребенка. Кроме того, рассматриваемая категория обучающихся отличается ранней личностной индивидуализацией, потребностью в актуализации специфических особенностей каждой конкретной личности ученика.
Следующая особенность интеллектуально и творчески развитого ребенка - наличие высокого уровня мотивации к обучению, сопровождающейся осмысленным отношением к выбору источника и содержания знания.
Одним из оснований педагогической деятельности при работе с одаренными детьми является ориентация на потребность в индивидуальной образовательной траектории, а также на высокий уровень самостоятельности обучающегося и ответственности за результат обучения. Одаренного ребенка отличает творческое отношение к предъявляемому учебному материалу, умение самостоятельно классифицировать и адаптировать его в соответствии с конкретными задачами. Высокий уровень мотивации в обучении и развитая образовательная база позволяют преподавателю при работе с одаренными детьми не только использовать материал повышенного уровня сложности, но и организовывать самостоятельный поиск ребенком учебного материала.
Целью работы с одаренными детьми является максимальное раскрытие их творческих способностей, на этом основана специализация такой работы. Для этого необходимо создать особую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить полный доступ обучающегося к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Для этого образовательные учреждения, на базе которых создаются описываемые дистанционные школы, должны иметь информационные ресурсы, обеспеченные средствами
удаленного доступа посредством Интернет. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер.
Специфика развития творческих способностей одаренных детей проявляется в том, что доля активных методов обучения в педагогической деятельности увеличивается.
Учебно-познавательная деятельность в системе дистанционного образования осуществляется посредством следующих технологий:
1) педагогического общения преподавателя с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;
2) педагогического общения тьютора с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;
3) самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами.
Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов. Оно становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями. Эта особенность ярко проявляется при работе с одаренными детьми.
Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся выбрать не только индивидуальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы, что способствует установлению баланса между психо-лого-педагогическими, психофизиологическими особенностям и образовательными потребностями одаренных детей. Кроме того, это позволяет использовать различные формы подачи материала, с одной стороны, соответствующие психофизиологическим особенностям восприятия ребенка, а с другой стороны, способствующие взаимодействию и развитию различного уровня его творческих способностей.
Таким образом, основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их
взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.
Несмотря на все видимые преимущества дистанционного обучения, оно не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований образовательного стандарта и может использоваться только в качестве дополнительного, дающего возможность одаренным детям развивать свои способности.
Большие возможности для успешного развития одаренности учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод дистанционного обучения. Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, видеокурс, обучающие программы на СБ-ШЭМ, электронную рабочую тетрадь.
Современная материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса дает возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, используя вэб-камеру, а также форум сайта образовательного учреждения. Желательным является психолого-педагогическое сопровождение (разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым ребенком, помощь в преодолении эмоциональных, личностных барьеров, формирование стрессоустойчиво-сти, успеха).
Заключение. В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Для развития своего таланта одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.
Литература
1. Пиявский С.А. Стратегии оптимального управления развитием научных способностей в информационном обществе // Одаренность рабочая концепция: ежегодник Рос. психол. общества. - М.: Изд-во РПО, 2000. Вып. 1, Т. 8. - С. 45-52.
2. Можаева Г.В., Тубалова И.В. Применение дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2005. - №1. С.36-43.
3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А.Е. Информационные технологии для одаренных. - М.,
4. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Знания на расстоянии. Центр "Эйдос" - история, практика, принципы деятельности // Мир школы. - 2001. - №3. - С.40-43.
Доржиева Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства ПИ БГУ. Е-тай: [email protected].