Научная статья на тему 'Возможности информационных технологий в организации внеучебной деятельности студентов вуза'

Возможности информационных технологий в организации внеучебной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / СТУДЕНТ / STUDENT / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / COMPUTERIZATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущин Алексей Владимирович, Кутепова Любовь Ивановна, Кочетова Наталья Андреевна

Изменения, коснувшиеся российского образования требуют особого внимания к реформации воспитательных процессов, которые являются неотъемлемой составляющей многих видов деятельности высшей школы и влияют на формирование студента и как будущего специалиста и как активного члена общества. Компьютеризация и информатизация общества позволили создать специфическую информационную среду, где формируются суждения о предметах, явлениях и событиях не на основе личного опыта, а на базе коммуникативной информации, то есть информационного образа, опыта или явления. На основе утверждения о том, что воспитательная деятельность в высшей школе является относительно самостоятельной областью, включающей в себя различные виды деятельности учебного заведения, требует внедрения инфокоммуникационных средств и с инструментально-технической и с содержательной стороны. В статье были выявлены задачи, решению которых способствует внедрение инфокоммуникационных технологий. Определены направления информатизации. Установлено определение понятия «информационные технологии». Выявлена сущность возможностей информационных технологий во внеучебной деятельности студентов высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущин Алексей Владимирович, Кутепова Любовь Ивановна, Кочетова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF NON-TRAINING ACTIVITY OF STUDENTS

Changes affecting Russian education require special attention to the reform of educational processes that are an integral part of many activities of higher education and affect the formation of the student and as a future specialist and as an active member of society. Computerization and informatization of society made it possible to create a specific information environment where judgments about objects, phenomena and events are formed not on the basis of personal experience, but on the basis of communicative information, that is, the information image, experience or phenomenon. On the basis of the assertion that educational activity in higher education is a relatively independent field, which includes various types of activity of the educational institution, requires the introduction of infocommunication facilities, both from the instrumental and the content side. The article identified tasks that are facilitated by the introduction of infocommunication technologies. Are directions of informatization. The definition of the concept of "information technology" is established. The essence of the possibilities of information technologies in the extra-curricular activity of students of a higher educational institution has been revealed.

Текст научной работы на тему «Возможности информационных технологий в организации внеучебной деятельности студентов вуза»

подход при изучении адаптивной морфофункциональной изменчивости организма детей, в условиях интенсивных процессов миграции, высоких физических и умственных нагрузок, с учетом индивидуальных особенностей, в т.ч. латерального фенотипа, является перспективным, поскольку процессы адаптации тесно связаны с характеристикой здоровья. Использование, разработанной в ходе исследования, технологии донозологической диагностики, основанной на методологических принципах и совокупности методов оценки физического развития и жизненно важных систем организма в результате скрининга, как первичного инструмента контроля структурно-функциональных нарушений, открывает перспективы прогнозирования и профилактики заболеваний, для последующей профилактики и коррекции состояния здоровья подрастающего поколения. Важно, что данные получены в результате совместной работы медицинских работников, физиологов и педагогов.

Литература:

1. Безруких М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка). М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

2. Гребнева Н.Н. Педагогическая физиология: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. - 168 с.

3. Загайнова А.Б. Ростовые процессы и функциональные возможности детей 4-9лет Тюменской области: автореф. дисс...канд.биол.наук, Тюмень, 1999. - 26 с.

4. Кривощеков С.Г., Гребнева Н.Н. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния подростков в условиях адаптации к Северу // Физиология человека. - 2000. Т. 26. № 2. - С. 93-98.

5. Леутин В.П., Ройфман М.Д., Кривощеков С.Г. Половой диморфизм трансформации латерального фенотипа и функциональное состояние детей пубертатного возраста в суровых климатогеографических условиях // Бюлл. СОРАМН, 1997, № 3. С. 15-20

6. Сазанова Т.В. Физическое развитие и состояние кардиореспираторной системы подростков пришлого населения г. Радужного: автореф. дисс....канд.биол.наук, Тюмень, ТюмГУ, 2002. - 26 с.

7. Шибкова Д.З. Методологические аспекты реализации здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса. Тюмень, 27-28 апреля 2012. / Под редакцией доктора биологических наук, профессора Н.Н. Гребневой. Тюмень: Вектор Бук, 2012. С. 183-188.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Гущин Алексей Владимирович

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка Кочетова Наталья Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Изменения, коснувшиеся российского образования требуют особого внимания к реформации воспитательных процессов, которые являются неотъемлемой составляющей многих видов деятельности высшей школы и влияют на формирование студента и как будущего специалиста и как активного члена общества. Компьютеризация и информатизация общества позволили создать специфическую информационную среду, где формируются суждения о предметах, явлениях и событиях не на основе личного опыта, а на базе коммуникативной информации, то есть информационного образа, опыта или явления. На основе утверждения о том, что воспитательная деятельность в высшей школе является относительно самостоятельной областью, включающей в себя различные виды деятельности учебного заведения, требует внедрения инфокоммуникационных средств и с инструментально-технической и с содержательной стороны. В статье были выявлены задачи, решению которых способствует внедрение инфокоммуникационных технологий. Определены направления информатизации. Установлено определение понятия «информационные технологии». Выявлена сущность возможностей информационных технологий во внеучебной деятельности студентов высшего учебного заведения.

Ключевые слова: информационные технологии, внеучебная деятельность, студент, выпускник, специалист, высшая школа, компьютеризация, информатизация.

Annotation. Changes affecting Russian education require special attention to the reform of educational processes that are an integral part of many activities of higher education and affect the formation of the student and as a future specialist and as an active member of society. Computerization and informatization of society made it possible to create a specific information environment where judgments about objects, phenomena and events are formed not on the basis of personal experience, but on the basis of communicative information, that is, the information image, experience or phenomenon. On the basis of the assertion that educational activity in higher education is a relatively independent field, which includes various types of activity of the educational institution, requires the introduction of infocommunication facilities, both from the instrumental and the content side. The article identified tasks that are facilitated by the introduction of infocommunication technologies. Are directions of informatization. The definition of the concept of "information technology" is established. The essence of the possibilities of information technologies in the extra-curricular activity of students of a higher educational institution has been revealed.

Keywords: information technology, extracurricular activities, student, graduate, specialist, higher school, computerization, informatization.

Введение. На сегодняшний день подготовка высококвалифицированных специалистов невозможна без применения информационно-коммуникационных технологий как в процессе обучения при формировании профессиональных навыков и ключевых компетенций, так и во внеучебной деятельности.

Организация внеучебной деятельности особенно актуальна, поскольку воспитательный процесс достаточно просто наладить во время занятий в стенах вуза, но как только студент покидает учебное заведение, управление его воспитанием в разы усложняется. Воспитательная работа является неотъемлемой частью любого направления деятельности учебного заведения.

Сферы внеучебной воспитательной работы возникают на стыке взаимодействий различных направлений и видов деятельности учебных заведений. Совокупность этих направлений и видов образует особую систему и в ее рамках происходит становление новых качеств личности, которая осознает себя и как будущего специалиста и как часть социума.

Интернет стал представлять собой основу, которая формирует некую новую реальность, информационную среду взаимодействия, где проходит реализация самых различных видов активности. Создание личности, готовой к жизни в информационном мире невозможно без единого образовательного пространства учебного заведения. К тому же, у молодежи существует постоянная потребность в использовании сети Интернет во всех сферах жизни, будь то образование, наука, культура или отдых.

Воспитательная работа вуза нуждается в постоянных доработках, модернизации и совершенствовании для поддержания интереса студентов. Внеучебная деятельность вот уже долгое время оставляет неизменными следующие элементы: конкурсы, соревнования, фестивали, конференции, круглые столы. Однако с применением технических средств они приобретают новые актуальные формы проведения. На данный момент применяются информационные технологии, способствующие повышению индивидуализации и личностно-ориентированной направленности педагогического воздействия.

Системное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий необходимо, и это очевидно. В таком случае выстраивается пространство, где в обучении и развивающих формах воспитания активно используются информационные средства.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть все аспекты возможностей информационных технологий в процессе организации внеучебной деятельности студентов вуза. Для этого необходимо решить следующие задачи: выделить элементы, которые должны присутствовать в виртуальном внеучебном пространстве; установить ряд задач, которые поможет решить внедрение и использование инфокоммуникационных технологий; установить приемы поддержки внеучебной деятельности студентов в вузе; выявить виды внеучебной деятельности в университетах.

Изложение основного материала статьи. Информационные технологии - это процессы, в которых используется совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества [1].

Построение внеучебной деятельности многоаспектно. Инициатива ее организации исходит от самих студентов, которые, привыкнув использовать информационные технологии в повседневной жизни, легко переносят их во внеучебную работу [2].

Стоит отметить, что масштабное применение средств информатизации в вузах требует систематизации, и в большинстве высших школ уже выстроена определенная структура, однако этот процесс еще не коснулся внеучебной деятельности. Существует бессистемность в разработке, накоплении и практическом использовании информационных ресурсов. Из-за отсутствия интеграции информация часто дублируется, и задача проинформировать студентов приводит к обратному результату. Даже при условии того, что студенты свободно используют информационные технологии, без систематизации они не принесут эффективности решения воспитательных задач и не приведут к новым свойствам системы в целом.

А ведь внедрение и использование инфокоммуникационных технологий способствует решению целого ряда задач:

- предоставление широких возможностей в индивидуализации подходов;

- формирование когнитивного, технологического (знание ИКТ и способность применить их), аксиологического (мотивационно-ценностного) и личностного (эмоционального) компонентов информационной культуры личности;

- повышение мотивации в любом направлении внеучебной деятельности;

- благодаря визуализации повышается наглядность материала. Комплексное воздействие на органы чувств способствуют более продуктивному восприятию информации;

- ИКТ предоставляют возможность предоставлять информацию в игровой форме для легкости и привычности организации внеучебных мероприятий;

- доступность инфокоммуникационных технологий в любое время;

- благодаря возрастанию интерактивных возможностей ИКТ усиливаются активные методы и формы внеучебной деятельности, работа в режиме онлайн упрощается (например, совместные сетевые проекты с поисковыми системами и поддержкой руководителя, организация интерактивных игр, мастер-классов, заочных конкурсов, опросов, голосований);

- активизация самостоятельной деятельности студентов с широкими возможностями ее применения;

- неограниченность коммуникации независимо от удаленности оппонентов, разницы во времени;

- ускорение и сокращение организационно-управленческих операций (сбора, хранения, обработки и документирования), оформление результатов в наглядной форме (диаграммы, графики, таблицы), ведение интерактивного диалога [3].

Формирование личности, готовой к жизни в современном информационном мире невозможно без единого образовательного пространства учебного заведения [4].

Реализация воспитательного процесса в вузе различается на уровне теоретических подходов, практических технологий, основной направленностью (ведущими направлениями воспитательной работы), концентрированностью по горизонтали (разнообразие воспитательной среды, возможность включения в разные виды деятельности) и по вертикали (концентрация по времени) [5].

Существует достаточно много теоретических подходов к систематизации и интеграции информационных ресурсов различных видов внеучебной деятельности в единую информационную среду вуза и каждый из вариантов будет предоставлять подгруппу информационно-технических средств, обслуживающих мероприятие [6].

Мероприятие является одной из основных организационных форм внеучебной работы и способов организации деятельности обучающихся. По сути, воспитательная работа в высшей школе выстраивается как единый комплекс мероприятий, направленный на достижение разных воспитательных задач и целей [7].

Информатизация должна идти в двух направлениях:

- инструментально-технологическом (выступая как средство для автоматизирования процессов, способствующее сокращению временных и энергетических затрат);

- содержательном, формирующем информационную культуру и новое мировоззрение, помогающее ориентироваться в проблемах современного общества (в том числе и способности студентов применять средства ИКТ.

В виртуальном внеучебном пространстве воспитательного процесса, призванном модернизировать воспитательную работу на основе ИКТ должны содержаться следующие элементы:

- информационные ресурсы (информация на определенных носителях и в базах данных), которые раскрывают информационную составляющую внеучебной деятельности в целом, в том числе сюда входит и нормативная база, методическое обоснование, которые выступают основой для содержательной проработанности информационных ресурсов и средств, от качества которых зависит качество внеучебной деятельности и уровень ее воспитательного воздействия;

- организационно-управленческие средства и организационный центр, который отвечает за функционирование и развитие виртуального пространства;

- наличие методических ресурсов;

- наличие программно-технического обеспечения (телекоммуникационные ресурсы, технические и программные средства);

- наличие коммуникативных средств для общения и оперативной передачи информации [8].

Для того, чтобы рассматриваемая нами часть учебной деятельности продуктивно функционировала, необходимо чтобы она была многоуровневой, информационно-насыщенной как с ресурсной стороны, непосредственно информационным материалом, так и с технической - содержала разные сайты, веб-источники, интернет-проекты, дающие доступ к какой-либо разнообразной информации [9].

Все разнообразие составляющих информационного воспитательного пространства должно воспроизводиться в виртуальной среде на различных уровнях. Официальный уровень представляет собой раздел сайта вуза или отдельный портал внеучебной деятельности университета, неофициальный - группы в социальных сетях, форумы, отдельные страницы, блоги студентов старших курсов, выпускников.

На сайтах университетов обычно отражается несколько видов внеучебной деятельности университетов:

- творческая;

- спортивная;

- социальная;

- научная [10].

Кроме этого, отражается связь внеучебной деятельности с профессионализацией, творческим и личностным развитием. Для участия студентов в каждом из направлений, в задачи преподавателя входит их мотивация. Активность студентов подчеркивается даже в названиях проектов. Поддержка внеучебной деятельности происходит с помощью ряда приемов:

- предоставление необходимой информации о событии;

- создание образа события (на сайте появляется название и символическое описание мероприятия);

- приглашение внести свой вклад в подготовку и реализацию, отражение процесса и результата с помощью медиаконтента (фото или видео);

- предоставление отзывов участников мероприятий прошлых лет [11].

Как особый вид поддержки внеучебной деятельности студентов, относительно недавно началось использование университетского интернет-телевидения, которое отражает жизнь университета, содержит лекции преподавателей, различные интервью [12].

Любой студент имеет право внести свою лепту в становление и развитие этого процесса, предоставив свои материалы, если они соответствуют тематике и формату интернет-телевидения. Оно демонстрирует творческие проекты и работы студентов: фильмы, анимации, отражаются студенческие инициативы, события, акции. В университетской среде для привлечения к внеучебной деятельности используется специальная газета, где освещаются главные события научной, культурной, студенческой жизни для всех групп субъектов корпоративной среды вуза - преподавателей, сотрудников, студентов, абитуриентов.

Выводы. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью высшей школы, в том числе и ее воспитательного элемента. ИКТ обеспечивают одновременную оперативную передачу, предоставление и наглядность информации. Для вовлечения студентов во внеучебную деятельность чаще всего используется информация, расположенная на сайте университета, где освещаются основные события. Благодаря использованию информационных технологий во внеучебной деятельности студентов, расширяется их мировоззрение, меняются коммуникативная, личностная, гносеологическая составляющие, что повышает эффективность обучения в целом, обеспечивает конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг. Таким образом, происходит полноценное формирование грамотных самостоятельных специалистов.

Литература:

1. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей / О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.

2. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-2. С. 429-431.

3. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества/А.В. Гущин, Л.А. Льноградский // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - № 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.

4. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная

образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate.

5. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.

6. Кутепова Л.И., Крылышкова Л.Ю. Развитие взаимодействия между жилищно-коммунальными компаниями и вузом // Наука и школа. 2011. №6. С. 26-28.

7. Кутепова Л.И. Технологии, олицетворяющие новое тысячелетие. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции «Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения». НГПУ им. К. Минина. 2016. С. 27-30.

8. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.

9. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.

10. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.

11. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.

12. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

Педагогика

УДК:378.1

магистрант Дагнер Регина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Грязнов Игорь Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

АКТУАЛЬНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к модернизации содержания учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС, а также раскрываются проблемы состояния здоровья школьников и их физической подготовленности. Проведено анкетирование учителей физической культуры с целью изучения предпочитаемых технологий преподавания предмета «Физическая культура», а также способах формирования универсальных учебных действий у учащихся общеобразовательных учреждений г. Нижнего Новгорода.

Ключевые слова. Учащиеся общеобразовательных школ, физическая культура, физическая подготовленность, федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия.

Annotation. The article deals with the approaches to the modernization of the content of the subject "Physical culture" in the implementation of GEF, as well as the problems of the health of schoolchildren and their physical fitness. The survey of teachers of physical culture for the purpose of studying of preferred technologies of teaching of the subject "Physical culture", and also methods of formation of universal educational actions at pupils of educational institutions of Nizhny Novgorod is carried out.

Keyword. Pupils of comprehensive schools, physical education, physical fitness, the Federal state educational standard, universal educational actions.

Введение. Проблемы здоровья молодого поколения на сегодняшний день находятся в области значимых интересов государства и общества. Политика государства в этом направлении считает возможным формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что смогло найти отражение в приоритетном национальном проекте «Здравоохранение» (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.) [10].

По данным Госкомсанэпиднадзора России совершенно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Согласно материалам института возрастной физиологии РАО 30 - 35 % детей, поступающих в школу, уже приобрели хронические заболевания. Подобные данные приводит Научный центр здоровья детей РАМН - «...каждый третий ребёнок, поступающий в школу, не готов (по состоянию здоровья) к систематическому обучению в школе» [9].

Основываясь на данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН), сейчас приводят такие показатели:

- 70 % детей страдают от гиподинамии;

- у 50% школьников наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

- 30 % школьников имеют нарушения в сердечнососудистой системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По среднестатистическим данным РФ за последние годы заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 16%, подростков - на 18 %. На сегодняшний день отклонение от нормы в состоянии здоровья имеется даже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.