8. Гарцов А.Д., Калита О.Н., Павлидис Г.С. Преподавание русского языка в аспекте развития электронного обучения // Научный вестник НПУ им. М.П. Драгоманова. 2011. № 29. С. 82-85.
9. Гарцов А.Д., Гарцова Д.А., Электронная дидактика в обучении иностранным языкам // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/elektronnaya-didaktika-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 01.04.2018).
10. Dooly M. Promoting Competency-Based Language Teaching Through Project-Based Language Learning. Pérez Cañado M. (eds) Competency-based Language Teaching in Higher Education. Educational Linguistics, 2013, vol. 14, pp. 77-91 Springer, Dordrecht. - 2013. DOI https://doi.org/10.1007/978-94-007-5386-0_5https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-94-007-5386-0_5.
11. Климова И. И. Роль электронного обучения как неотъемлемой части смешанного обучения иностранному языку в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №8-1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-elektronnogo-obucheniya-kak-neotemlemoy-chasti-smeshannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 31.03.2018).
12. Горбачева Д.А. Трехуровневая подготовка бакалавров направления 43.03.02 Туризм // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2016. № 3 (7). С. 7.
13. Горбачева Д.А., Горбачев А.А., Сазыка Г.С. Инновационная проектная деятельность при социальной адаптации студентов (на примере Краснодарского государственного института культуры) // Курорты. Сервис. Туризм. 2017. № 1-2 (34-35). - С. 155-164.
14. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Академия, 2000. - 258 с.
15. Алексеева, Л.Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению студентов факультета между-народных отношений: (На материале англ. яз.): Дис. канд. пед. наук: (13.00.02) / Л.Е. Алексеева; С. - Петербург.гос. ун-т. - СПбГУ, СПб., 2002. - 313 с.
16. Hutchinson, T. English for Specific Purposes. A learning-centred approach / T. Hutchinson, A. Waters. -Cambridge.
Педагогика
УДК: 371.7
доктор биологических наук, профессор Гребнева Надежда Николаевна
Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат биологических наук, доцент Сазанова Татьяна Винальевна
Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА НА КРИТИЧЕСКИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Аннотация. С целью выделения групп риска по нарушению здоровья и прогнозирования отклонений в росте и развитии детей изучали уровень физического развития, состояние основных гомеостатических систем - дыхания и кровообращения, адаптационные возможности организма с учетом индивидуальных особенностей и периода онтогенеза. Определяли функциональное состояние организма детей младшего школьного возраста - 7 и 9 лет и подростков - 13 и 14 лет в условиях юга и севера крупного промышленного региона (Тюменская область). Функциональные показатели определяли в покое и после стандартной физической нагрузки (тест PWC170 в модификации для детей). Использование, разработанной в ходе исследования, технологии донозологической диагностики, основанной на совокупности методов оценки показателей физического развития и жизненно важных систем организма, как первичного инструмента контроля нарушений здоровья, открывает перспективы прогнозирования и профилактики заболеваний.
Ключевые слова: дети 7 и 9 лет; подростки; физическое развитие; функциональное состояние; донозологическая диагностика; инновационные программы; внедрение.
Annotation. The aim of the present research is to identify health risk groups and forecast growth and development deviations, therefore, it studies the level of physical development, the condition of the principal homeostatic systems - blood circulatory and respiratory systems, and the body adaptation potential with regard to individual features and ontogenetic stages. The functional condition assessment covered junior school children aged 7-9 and teenagers aged 13-14 in the south and in the north of a major industrial area (Tyumen region). Functional indicators were fixed at rest and after standard exercise (PWC170 test, modified for children). The specially developed technique of donozological diagnostics is based on combined assessment methods applied to physical development and main body systems. Moreover, it is viewed as a primary tool for health damage control. So, this technique offers great opportunities in forecasting and preventing diseases and illnesses.
Keywords: children aged 7-9; teenagers; physical development; functional condition; donozological diagnostics; innovative programmes; implementation.
Введение. Отсутствие значимой интеграции органов здравоохранения и образования, а также специалистов с комплексными знаниями в области физиологии и медицины, педагогики и психологии, необходимых для профилактической работы в семьях и образовательных учреждениях, приводит к тому, что, не смотря на все усилия медиков, заболеваемость детей в России не снижается. В связи с этим актуальным является осуществление донозологического контроля основных морфофункциональных показателей детей разного возраста с целью выделения групп риска и прогнозирования отклонений в развитии и состоянии здоровья с участием педагогов. Недостаток специалистов с комплексными знаниями в области возрастной физиологии и психологии, педагогической физиологии приводит к тому, что, не смотря на все усилия медицинских работников, заболеваемость детей в России не сокращается. Такое положение принято связывать с отрицательным влиянием социально-экономических, климатогеографических, экологических и других факторов окружающей среды. Специалисты по возрастной физиологии и психофизиологии особо
выделяют отрицательное влияние на здоровье детей так называемого школьного фактора, особенно в условиях внедрения многочисленных инновационных педагогических технологий, которые не всегда сопровождаются надлежащим контролем состояния здоровья. К составляющим школьного фактора относятся: несоответствие новых программ обучения физиологическим возможностям учащихся; авторитарная тактика школьной педагогики; недостаточные знания учителей и родителей о возрастных закономерностях и особенностях роста и развития ребенка; нарушения режима дня и питания; несовершенство системы физического воспитания, а также неконтролируемое увлечение детей компьютерными играми, различными гаджетами [1; 2].
Отмечается, что вклад школьного фактора в ухудшение состояния здоровья по мере обучения постоянно растет. При этом наиболее ощутимую нагрузку на организм испытывают дети, проживающие в дискомфортном и экстремальном климате, со сниженным уровнем физического развития и адаптационных возможностей, с напряжением механизмов регуляции жизненно важных функций организма. Как правило, основной акцент в работах о здоровье учащихся ставится на обеспечение санитарных норм и лечение различных заболеваний. В то же время известно, что в сохранении здоровья важное место принадлежит поведенческим факторам: взаимоотношениям в семье, школе, условиям и здоровому образу жизни, а также режиму занятий (основного вида труда школьников) и отдыха. В связи с этим явно недостаточна та роль, которая отводится педагогам в сохранении и укреплении здоровья обучающихся [3; 4; 5].
Состояние детского здоровья отражает сопряженная изменчивость морфофункциональных параметров организма на разных этапах онтогенеза, при этом каждому возрастному периоду свойственны свои особенности организации физиологических систем и их реактивности. Поэтому в целях контроля и своевременного выявления групп риска по отклонениям и нарушениям здоровья необходимо осуществление массовых исследований его основных индикаторов - показателей физического и психофизиологического развития, состояния гомеостатических систем, адаптационных возможностей организма с учетом индивидуальных особенностей возрастного развития. Необходимо осуществление постоянного мониторинга этих показателей. Полученная информация позволит не только правильно разрабатывать профилактические и оздоровительные мероприятия, но и оценивать эффективность проводимой в регионах и в стране экологической, здравоохранительной и образовательной политики. Насущно необходимо создание внутришкольной службы здоровья, в обязанности которой входит отслеживание показателей здоровья как основного критерия принятия инновационных обучающих программ. В настоящее время становится ясно, что усилиями только медиков не удается справляться с возрастающим количеством заболеваний детей - в т.ч. психосоматических, нервно-психических, неврозоподобных состояний, неврозов, депрессий.
Целью исследования явилась комплексная донозологическая диагностика физического развития, функционального состояния основных систем жизнеобеспечения, физической работоспособности и адаптационных возможностей - интегральных показателей здоровья с участием педагогов школ. Обследование проведено в условиях образовательных учреждений юга и Крайнего Севера Тюменской области, а также в сельской местности региона. В экспедиционных условиях обследованы дети в возрасте первого и второго детства - 7 и 9 лет и подростки 13-14 лет.
Методы исследования:
1 - оценка уровня физического развития и функционального состояния как основных критериев здоровья с использованием унифицированных антропометрических методик и регрессионного анализа полученных данных методом сигмальных отклонений (Мартина);
2 - оценка функциональных возможностей организма с учетом этапов индивидуального возрастного развития по состоянию основных гомеостатических систем - кровообращения и дыхания с компьютерной регистрацией основных показателей;
3 - определение физической работоспособности, аэробной производительности организма стандартным методом нагрузочного тестирования (тест PWC170) в модификации для детей.
4 - оценка напряженности механизмов регуляции основных функций по состоянию активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы;
5 - анализ сердечного ритма (программа «Pulsar» со специальным классификатором) для определения адаптационных возможностей сердечнососудистой системы как индикатора состояния целостного организма;
6 - экспериментальное выявление индивидуального типа функциональной межполушарной асимметрии (В.П. Леутин, С.Г. Кривощеков) в качестве маркера завершенности адаптивных процессов.
Используемые методы достаточно информативны, соответствуют уровню возрастного развития и международным этическим стандартам, рекомендуемым при обследовании практически здоровых детей.
Изложение основного материала статьи. Сравнительный анализ полученных данных у детей 9 лет в условиях города и сельской местности юга Тюменского региона выявил снижение индивидуальных темпов роста, годовых прибавок по длине и массе тела, окружности грудной клетки по сравнению с данными, полученными нами ранее [3; 4]. В таблице 1 представлены основные показатели физического развития (тотальные размеры тела) сельских и городских школьников 9 лет.
Таблица 1
Показатели физического развития школьников 9 лет, проживающих в условиях города и сельской
местности (М ± т, о)
Примечание: в скобках указаны номера сравниваемых групп; м-мальчики, д-девочки
В телосложении городских и сельских школьников, проживающих на юге региона, отмечены мезоморфные пропорции со склонностью к умеренной долихоморфии, о чем свидетельствует динамика значений индекса Вервека-Воронцова (ИВВ). Его значения указывают на наличие более интенсивных процессов роста у городских детей по сравнению со сверстниками, проживающими в сельской местности, особенно среди девочек, организм которых, как известно, по морфофункциональному развитию опережает мужской.
У 80% детей обоего пола, проживающих в селе, преобладали нормотонические реакции на стандартную физическую нагрузку. В то же время у 10% мальчиков и 13,2% девочек выявлены реакции неблагоприятного - гипотонического типа, у нескольких - гипертонического. При этом у 6% детей с нормотоническим типом реагирования на нагрузочное тестирование восстановление показателей артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) до исходного уровня было пролонгированным, составляя до 5-7 минут, что также принято относить к реакциям неблагоприятного типа. В условиях проживания в городе количество детей с нормотоническим типом реакций было меньшим по сравнению с детьми из сельской местности, составляя 66,9% и 73,4% среди мальчиков и девочек соответственно.
Оценка телосложения детей на Крайнем Севере, выявила снижение его крепости, задержку физического развития и функционального созревания. Так, в критическом возрастном периоде развития у подростков -мигрантов Севера выявлены снижение амплитуды «ростового скачка» у мальчиков и его практическое отсутствие у девочек, запаздывание наступления второго биологического ростового перекреста, особенно по окружности грудной клетки (ОГК). Хотя, по более ранним данным [3; 5] этот показатель у северян, был выше по сравнению со сверстниками из средних широт региона. Снижение значений ОГК может отрицательно сказываться на величине жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и легочной экскурсии, что характерно для северян. Максимальная амплитуда «ростового скачка», характерного для подросткового периода развития, составила у мальчиков 6,2 см, у девочек 4 см. При этом, судя по возрасту наступления шепагйе, у подростков женского пола на Севере выявлено запаздывание сроков полового созревания в среднем на 1-1,5 года [4].
При оценке морфофункционального состояния организма детей 7 лет в условиях адаптации к школьному обучению на Севере, выявлено, что она сопровождалась снижением количества детей с нормальным уровнем физического развития, ухудшением функционального состояния по сравнению с детьми такого же возраста, начавших обучение на юге региона. Оценка полученных данных выявила значимое отставание детей 7 лет, мигрировавших в раннем детстве с родителями на Север, от сверстников из Тюмени по основному антропометрическому признаку - длине тела (р<0,01). При этом 7-летние северяне не отличались от детей контрольной группы по массе тела - показателю текущего состояния организма, но имели более низкие значения окружности грудной клетки (ОГК).
Существенные различия с детьми контрольной группы выявил и анализ распределения индивидуальных антропометрических признаков детей по сигмальным интервалам. В условиях г. Салехарда количество средних значений признаков оказалось большим по сравнению с контрольными цифрами (г. Тюмень). Рост «ниже среднего» выявлен у одинакового количества северян и школьников Тюмени, но процент сдвига показателей в сторону «выше средних» и «высоких» был большим в Тюмени. В то же время среди северян увеличилась доля детей с избытком массы тела, что может быть связано с понижением уровня обменных процессов у жителей высоких широт, которое обусловлено уменьшением резервных возможностей щитовидной железы. Дисгармоничное развитие детей на Севере может быть также связано с нерациональным, однообразным питанием, при котором не учитываются возрастные особенности развития и специфика обмена веществ в условиях холодного климата. О том, что построение специальных пищевых рационов, разработка индивидуальных режимов труда и отдыха, питания с употреблением естественных антиоксидантов является жизненной необходимостью для северян известно давно. Однако большинство жителей Севера до сих пор страдает витаминной недостаточностью, а соотношение основных классов питательных веществ, поступающих в организм с пищей, далеко от оптимального.
Известно, что в популяциях различных животных наиболее приспособленными к условиям среды оказываются особи со средними значениями количественных признаков. То же показано и для человека -наименьший уровень отклонений в состоянии здоровья свойственен детям, у которых отмечаются средние значения антропометрических признаков. Формирующийся морфофункциональный тип детей-северян
характеризуется снижением, либо практическим отсутствием крайних форм изменчивости, видимо, это специализированная форма реакции организма на суровые климатоэкологические условия региона [4].
У детей подросткового возраста на Севере кроме дисрегуляторных реакций сердечнососудистой системы на стандартную мышечную нагрузку (тест Р^С170) отмечалось повышение встречаемости явлений гипервентиляции, тахикардии, снижение интегральных показателей кардиореспираторной системы -физической работоспособности и максимального потребления кислорода, рассчитанных на кг массы тела, которое более выражено у подростков женского пола (табл. 2).
Вследствие этого организм вынужден повышать «физиологическую плату» за адаптацию, что в итоге ведет к увеличению заболеваемости. Таким образом, внешние экстремальные факторы среды способны нарушать нормальную «траекторию» развития детского организма, о чем свидетельствуют полученные данные.
Таблица 2
Интегральные показатели состояния кардиореспираторной системы у подростков Севера (М ± т)
Возраст, лет Пол Р,№С170, кгм/мин/кг МПК, мл/мин/кг
13 м 16,1 ± 0,5 *** 0 47,4 ± 1,3 *
п - 225 д 10,4 ± 0,3 0 44,3 ± 1,1
14 м 18,4± 0,6 *** 53,8 ± 1,6 *** 000
п - 238 д 12,4 ± 0,4 46,8 ± 1,6
Примечание: * - различия по полу; 0 - различия по возрасту; м - мальчики; д - девочки
Очевидно, что подростковый этап онтогенеза является не только узловым моментом в развитии, но и особо чувствительным к внешним воздействиям. Поскольку формирование детского организма происходит параллельно с адаптацией к условиям Севера и совпадает с пиком внутренних нейрогуморальных перестроек, свойственных для пубертата, испытываемые детьми нагрузки, в т.ч. школьные, являясь чрезмерными, приводят к возникновению отклонений в морфофункциональном развитии и отрицательно сказываются на состоянии здоровья.
Нами получены новые сведения о связи уровня физического развития и адаптационных возможностей подростков с индивидуальным профилем функциональной межполушарной асимметрии (ФМА). Выявлено, что среди подростков Севера повышена встречаемость левосторонних признаков в латеральном фенотипе, что, по мнению некоторых авторов, связано с улучшением адаптационных возможностей у лиц с доминированием синистральных признаков в профиле ФМА [6].
Расчет индекса функциональных изменений по методу Р.М. Баевского, А.П. Берсеневой (1997) в модификации М.В. Антроповой для детей (2002) позволил выявить, что меньшими адаптационными возможностями отличались подростки пришлого населения с доминированием правых признаков. Это подтверждает предположение о больших адаптационных возможностях детей с преобладанием синистральных признаков в латеральном фенотипе, которые чаще встречаются среди детей коренного населения Севера (табл. 3).
Таблица 3
Показатели физического развития и индекс функциональных изменений у подростков Севера (М ± т)
группы Профиль асимметрии Д Т, см М Т, кг Динамометрия (левая рука) ИФИ, усл.баллы
М п - 72 правый 159,0 ±1,4 48,5±2,0 19,7±1,5 1,87±0,01 ***
левый 170,7±3,4 ** 61,5±3,5 * 30,1±3,0 * 1,61±0,02
Д правый 161,6±1,5 52,3±1,4 11,8±1,7 1,72±0,08 *
п -78 левый 160,0±3,0 52,6±3,2 13,7±2,8 1,60±0,07
Определяющим фактором в адаптации организма к условиям окружающей среды является состояние вегетативных механизмов регуляции.
Применение метода вариационной пульсометрии позволило оценить состояние вегетативного гомеостаза у детей, приступивших к школьному обучению. Анализ и классификация регистрируемых кардиоритмограмм первоклассников с разной степенью преобладания симпатической или парасимпатической нервной систем выявила значительное увеличение (с 12 до 37%) в течение первого года обучения детей с преобладанием парасимпатической регуляции. Причем снижение устойчивости регуляции ритма сердца с преобладанием дисрегуляции парасимпатического типа оказалось более характерным для мальчиков. Известно, что разнотипные реакции регуляторов системы кровообращения у взрослых могут наблюдаться при быстрой перестройке системы на новый уровень функционирования или в случае патологических изменений [3; 4]. У детей такой характер обычно носят нарушения регуляции в условиях снижения резервных возможностей, при перенапряжении и астенизации организма, что соответствует полученным нами данным, изложенным выше.
Выводы. Таким образом, в ходе проведенного исследования в крупном промышленном регионе выявлены существенные изменения возрастных закономерностей и особенностей формирования детского организма, наличие задержек в физическом развитии, снижение функциональных резервов на фоне суровых условий окружающей среды и ухудшения экологической обстановки. Представляется, что комплексный
подход при изучении адаптивной морфофункциональной изменчивости организма детей, в условиях интенсивных процессов миграции, высоких физических и умственных нагрузок, с учетом индивидуальных особенностей, в т.ч. латерального фенотипа, является перспективным, поскольку процессы адаптации тесно связаны с характеристикой здоровья. Использование, разработанной в ходе исследования, технологии донозологической диагностики, основанной на методологических принципах и совокупности методов оценки физического развития и жизненно важных систем организма в результате скрининга, как первичного инструмента контроля структурно-функциональных нарушений, открывает перспективы прогнозирования и профилактики заболеваний, для последующей профилактики и коррекции состояния здоровья подрастающего поколения. Важно, что данные получены в результате совместной работы медицинских работников, физиологов и педагогов.
Литература:
1. Безруких М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка). М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
2. Гребнева Н.Н. Педагогическая физиология: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. - 168 с.
3. Загайнова А.Б. Ростовые процессы и функциональные возможности детей 4-9лет Тюменской области: автореф. дисс...канд.биол.наук, Тюмень, 1999. - 26 с.
4. Кривощеков С.Г., Гребнева Н.Н. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния подростков в условиях адаптации к Северу // Физиология человека. - 2000. Т. 26. № 2. - С. 93-98.
5. Леутин В.П., Ройфман М.Д., Кривощеков С.Г. Половой диморфизм трансформации латерального фенотипа и функциональное состояние детей пубертатного возраста в суровых климатогеографических условиях // Бюлл. СОРАМН, 1997, № 3. С. 15-20
6. Сазанова Т.В. Физическое развитие и состояние кардиореспираторной системы подростков пришлого населения г. Радужного: автореф. дисс....канд.биол.наук, Тюмень, ТюмГУ, 2002. - 26 с.
7. Шибкова Д.З. Методологические аспекты реализации здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса. Тюмень, 27-28 апреля 2012. / Под редакцией доктора биологических наук, профессора Н.Н. Гребневой. Тюмень: Вектор Бук, 2012. С. 183-188.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Гущин Алексей Владимирович
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Кутепова Любовь Ивановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка Кочетова Наталья Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Изменения, коснувшиеся российского образования требуют особого внимания к реформации воспитательных процессов, которые являются неотъемлемой составляющей многих видов деятельности высшей школы и влияют на формирование студента и как будущего специалиста и как активного члена общества. Компьютеризация и информатизация общества позволили создать специфическую информационную среду, где формируются суждения о предметах, явлениях и событиях не на основе личного опыта, а на базе коммуникативной информации, то есть информационного образа, опыта или явления. На основе утверждения о том, что воспитательная деятельность в высшей школе является относительно самостоятельной областью, включающей в себя различные виды деятельности учебного заведения, требует внедрения инфокоммуникационных средств и с инструментально-технической и с содержательной стороны. В статье были выявлены задачи, решению которых способствует внедрение инфокоммуникационных технологий. Определены направления информатизации. Установлено определение понятия «информационные технологии». Выявлена сущность возможностей информационных технологий во внеучебной деятельности студентов высшего учебного заведения.
Ключевые слова: информационные технологии, внеучебная деятельность, студент, выпускник, специалист, высшая школа, компьютеризация, информатизация.
Annotation. Changes affecting Russian education require special attention to the reform of educational processes that are an integral part of many activities of higher education and affect the formation of the student and as a future specialist and as an active member of society. Computerization and informatization of society made it possible to create a specific information environment where judgments about objects, phenomena and events are formed not on the basis of personal experience, but on the basis of communicative information, that is, the information image, experience or phenomenon. On the basis of the assertion that educational activity in higher education is a relatively independent field, which includes various types of activity of the educational institution, requires the introduction of infocommunication facilities, both from the instrumental and the content side. The article identified tasks that are facilitated by the introduction of infocommunication technologies. Are directions of informatization. The definition of the concept of "information technology" is established. The essence of the possibilities of information technologies in the extra-curricular activity of students of a higher educational institution has been revealed.
Keywords: information technology, extracurricular activities, student, graduate, specialist, higher school, computerization, informatization.