Научная статья на тему 'Применение компьютерных программ для улучшения эффективности изучения модуля «Асептика и антисептика» по дисциплине «Общая хирургия»'

Применение компьютерных программ для улучшения эффективности изучения модуля «Асептика и антисептика» по дисциплине «Общая хирургия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ / ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ / АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА / EDUCATIONAL PROCESS / E-BOOK / GENERAL SURGERY / ASEPTIC AND ANTISEPTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дябкин Евгений Владимирович

Создано электронное обучающее пособие: «Асептика и антисептика» по дисциплине общая хирургия для студентов 2 и 3 курсов факультета фундаментального медицинского образования специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». Выявлено стимулирующее влияние на мотивацию студентов к углубленному изучению предмета, а так же возможности усовершенствования педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дябкин Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of computer programs for improving the efficiency of study module "Aseptic and antiseptic" on discipline "General surgery"

Powered by electronic instructional manual, «Aseptic and antiseptic» for the discipline of students for general surgery 2 and 3 courses of the Faculty of Basic Medical Education «general medicine», «pediatrics» and «dentistry». Revealed a stimulating effect on the motivation of students to in-depth study of the subject, as well as ways to improve the educational process.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных программ для улучшения эффективности изучения модуля «Асептика и антисептика» по дисциплине «Общая хирургия»»

Дябкин Евгений Владимирович

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ

Кафедра общей хирургии Ассистент Кандидат медицинских наук Dyabkin Evgeniy Vladimirovich Department of General Surgery Assistant Professor E-Mail: [email protected]

13.00.00 Педагогические науки

Применение компьютерных программ для улучшения эффективности изучения модуля «Асептика и антисептика» по дисциплине «Общая хирургия»

Use of computer programs for improving the efficiency of study module "Aseptic and

antiseptic" on discipline "General surgery"

Аннотация: Создано электронное обучающее пособие: «Асептика и антисептика» по дисциплине общая хирургия для студентов 2 и 3 курсов факультета фундаментального медицинского образования специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». Выявлено стимулирующее влияние на мотивацию студентов к углубленному изучению предмета, а так же возможности усовершенствования педагогического процесса.

Abstract: Powered by electronic instructional manual, «Aseptic and antiseptic» for the discipline of students for general surgery 2 and 3 courses of the Faculty of Basic Medical Education «general medicine», «pediatrics» and «dentistry». Revealed a stimulating effect on the motivation of students to in-depth study of the subject, as well as ways to improve the educational process.

Ключевые слова: Педагогический процесс; электронное пособие; общая хирургия; асептика и антисептика.

Keywords: Educational process; e-book; general surgery; aseptic and antiseptic.

***

Актуальность

В последние годы тема создания электронных учебных пособий становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации [1,2]. Использование в образовании компьютерных и информационных технологий [3] оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным медицинским дисциплинам [4,5].

Цель работы. Создать и оценить эффективность электронного учебного пособия по модулю «Асептика и антисептика» при изучении дисциплины «общая хирургия».

Задачи:

1) Разработать и внедрить в учебный процесс Flash-приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 для занятий по модульным разделам: «Понятие о современной асептике и антисептике. Пути инфицирования операционной раны. Виды антисептики», «Профилактика контактной и имплантационной инфекции», «Профилактика воздушнокапельной инфекции. Подготовка рук хирурга и операционного поля к операции».

2) Оценить степень усвоения студентами образовательного материала с использованием компьютерных программ на основании результатов анкетирования.

Материал и методы.

Разработана Flash-программа по модулю «Асептика и антисептика» по общей хирургии для студентов 2 и 3 курса специальностей «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология» на базе программы Adobe Flash.

При подготовке программы были использованы:

1. Электронные версии методических изданий по асептике и антисептике.

2. Программа Adobe Illustrator CS4 для создания рисунков и внедрения их в

окончательный вариант Flash-программы.

3. Критерии оценки Flash-программы, разработанные корпорацией Intel. (курс

«Элементы» Intel Teach, «Метод проектов»). В критерии оценки включены следующие разделы: главная сцена учебного пособия, оценка понимания материала учебного пособия, ключевые моменты, мультимедийные возможности, творческий подход, структура. Оценка за каждый раздел выставлялась по пятибалльной шкале. По данным критериям была составлена анкета, респондентами которой стали студенты КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого 2 и 3 курса специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология» в количестве 70 человек.

Результаты опроса проверялись на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. В случае нормального распределения был использован t-критерий Стьюдента, в случаях, где распределение полученных статистических показателей отличалось от нормального, сравнение двух независимых групп осуществляли непараметрическим методом при помощи U-критерия Манна-Уитни. Различия считались статистически значимыми при p<0,001.

Результаты и обсуждения

Программа позволяет улучшить педагогический процесс на кафедре общей хирургии за счет сокращения времени изучения учебного материала на бумажных носителях и более наглядного представления студентами некоторых фрагментов модуля «Асептика и антисептика». Обучающиеся имеют возможность самостоятельной работы с Flash-программой в компьютерном классе кафедры.

Модульные разделы «Понятие о современной асептике и антисептике. Пути инфицирования операционной раны. Виды антисептики», «Профилактика контактной и имплантационной инфекции», «Профилактика воздушно-капельной инфекции. Подготовка рук хирурга и операционного поля к операции» включают в себя подробное описание методов стерилизации и антибактериальных способов, которые встречаются в хирургической практике. Данные разделы позволяют визуализировать манипуляции по выполнению обработки рук хирурга и операционного поля, а также лучше усвоить материал.

Изучение каждой темы начинается с просмотра чёткой цели и поставленных задач.

Каждая программа содержит блок контрольных заданий, включающих в себя тесты и задачи. При выборе студентом правильного ответа осуществляется автоматический переход на следующее задание, при неправильном ответе на тест или задачу происходит автоматический возврат в начало проверочной работы.

Программа составлена таким образом, что завершить ее обучающийся может только при условии правильного решения не менее 90% тестовых заданий и ситуационных задач.

Разработанная программа была оценена студентами, согласно критериям оценки Flash-программы, разработанным корпорацией Шєі (ША 2009). Результаты опроса представлены на рисунке.

При оценке главной сцены Flash-приложения студент должен был оценить оформление программы и её актуальность. При оценке структуры программы студенту было необходимо определить полноценность изложения материала в мультимедийном формате.

Рис. Результаты опроса использования Flash-программы «Асептика и антисептика»

Максимальную оценку студенты-респонденты поставили за структуру изложенного материала (4,98) и понимание материала Flash-программы (4,95). Наименьшую оценку студенты поставили за сосредоточенность на ключевых моментах разработанной программы.

Выводы

1) Создана и внедрена в педагогический процесс Flash-программа «Асептика и антисептика» по дисциплине «Общая хирургия» для студентов 2 и 3 курса факультета фундаментального медицинского образования по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».

2) Программа оценена студентами, средний балл оценки составил 4,91±0,27, что дает возможность использования электронного Flash-программу не только в рамках кафедры общей хирургии КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, но и на смежных дисциплинах других медицинских и фармацевтических вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.А. E-learning: некоторые направления и особенности применения / А.А.Андреев, В.А.Леднев, Т.А.Семкина // Высшее образование в Росси. - 2009. - №8. - С. 88-92;

2. Винник Ю.С. Использование компьютерных средств обучения в процессе преподавания общей хирургии / Ю.С.Винник, Е.В.Дябкин, Е.С.Василеня // Материалы конференции Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика. - Красноярск, КрасГМУ, 2012. - С. 147-148;

3. Морозова И.В. Применение 3d-моделирования иинформационных технологий в повышении эффективности изучения оперативной хирургии итопографической анатомии / И.В.Морозова, Н.А.Мартынова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №8 (часть 2). - С. 213-213;

4. Обучающие компьютерные технологии в процессе изучения общей хирургии / Ю.С.Винник, Е.В.Дябкин, Л.В.Кочетова, Е.С.Василеня // Материалы конференции Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика. - Красноярск, КрасГМУ, 2013. - С. 65-66;

5. Пустобаева О.Н. Электронный учебник в организации и управлении учебным процессом / О.Н.Пустобаева // Успехи современного естествознания. - 2008. -№4 - С. 57-58.

Рецензент: Винник Юрий Семёнович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей хирургии КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.