Samsonenko Lyudmila Sergeyevna,
STUDYING THE LIFE PLANS IN MODERN HIGH SCHOOL
psychological science
UDC 159.9.072
DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0303.0014
ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ У СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2019
Самсоненко Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современная ситуация нестабильности и неопределенности будущего определяет актуальность исследований, посвященных изучению представлений о жизненных планах в юношеском возрасте. Многие молодые люди испытывают опасения по поводу собственного завтрашнего дня. В связи с этой тревожностью и страхами некоторые из них вообще не способны определить свои жизненные планы. Рассматривается понятие жизненный план в различных работах. Предлагается определять жизненный план как совокупность представлений о будущем, средствах и путях достижения сформулированных целей. Целью статьи является представление профессиональному сообществу результатов исследования особенностей представлений о жизненных планах у старшеклассников. В результатах исследования отмечается, что для старшеклассников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования и поступления в учебные заведения, получении хорошей профессии, создания семьи и достижения материальной независимости. Большую значимость в жизненных планах старшеклассников имеет высшее образование, которое рассматривается ими как путь к достижению жизненного успеха и самостоятельности. Малочисленность высказываний, указывающих на конкретные профессии, показывает, что большинство старшеклассников еще не определились с выбором конкретной профессии.
Ключевые слова: жизненный план, юношеский возраст, жизненный путь, цель, жизненная перспектива, самореализация, материальные достижения, семья, саморазвитие, профессиональное самоопределение, карьера, экзамен.
STUDYING THE LIFE PLANS IN MODERN HIGH SCHOOL STUDENTS
© 2019
Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of «Age and pedagogical psychology» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 2, e-mail: [email protected])
Abstract. The current situation of instability and uncertainty of the future determines the relevance of research devoted to the study of ideas about life plans in adolescence. Many young people have concerns about their own tomorrow. In connection with this anxiety and fears, some of them are not able to define their life plans at all. The concept of a life plan in various works is considered. It is proposed to define a life plan as a set of ideas about the future, means and ways of achieving the stated goals. The purpose of the article is to present to the professional community the results of the study of the characteristics of the ideas about the life plans of high school students. In the results of the research it is noted that spiritual and moral, as well as purely pragmatic, material life goals are typical for high school students. In general, life goals are focused on completing school education and entering educational institutions, obtaining a good profession, creating a family and achieving material independence. Higher education has a great importance in the life plans of high school students, which is considered by them as a way to achieve success in life and independence. The small number of statements pointing to specific professions shows that the majority of high school students have not yet decided on the choice of a particular profession.
Keywords: life plan, adolescence, life path, goal, life perspective, self-realization, material achievements, family, self-development, professional self-determination, career, exam.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Непростая социальная ситуация, на фоне которой происходит развитие современного молодого поколения, высокий уровень размытости и нестабильности будущего, материальные трудности, неясность ценности духовных достижений, приводят к тому, что многие молодые люди испытывают опасения по поводу собственного завтрашнего дня. В связи с этой тревожностью и страхами некоторые из них вообще не способны определить чего же они хотят от жизни. Одной из стабильных характеристик современных детей и подростков стала неспособность видеть себя в будущем.
Современную ситуацию жизненного планирования учащихся старших классов, характеризует ряд сложившихся противоречий:
- между объективной необходимостью старшеклассников в постановке дальнейших жизненных планов и субъективной недостаточной способностью к подобному планированию;
- между необходимостью проявления школьниками себя как субъектами жизненного пути и внешними ограничениями в лице родителей и педагогов, стремящихся принимать решения за ребенка;
- между осознанием педагогами необходимости формирования у школьников готовности к построению жизненных планов и недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности в реализации этой 58
деятельности.
Помочь в поиске путей разрешения выделенных противоречий может исследование особенностей формирования жизненных планов у обучающихся старшей школы с учетом современной социокультурной ситуации. В частности необходимо анализировать влияние современных условий на способность старшеклассников формулировать свои планы в жизни. Такие исследования могут содействовать разработке содержания психолого-педагогической деятельности специалистов в образовательной организации при решении проблемы поддержки профессионального самоопределения обучающихся.
Таким образом, проблема представлений старшеклассников о собственных жизненных планах представляется актуальной и ценной для изучения, как в научном, так и в практическом плане.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В психологии понятие «плана» представлено с различных точек зрения. Например, А.Н. Леонтьев [1] рассматривает планирование как вид умственной деятельности, в ходе которой формируется план как результат этой деятельности, как продукт когнитивной деятельности субъекта. Другие исследователи (П. Герстманн [2], Л.И. Божович [3], Л. С. Выготский [4], И. С. Кон [5]) предлагают по-Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 3(5)
психологически науки
Самсоненко Людмила Сергеевна ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ У СОВРЕМЕННЫХ ...
нимать жизненный план как системно связанные цели и определенные действия и средства, которые предпринимает личность, стремясь реализовать эти планы. В.Д. Горбатюк, проведя анализ понятия «жизненный план», предлагает определять жизненный план как «совокупность социальных и этических путей, средств и порядка действий, направленных на реализацию мотивационно-потребностной сферы личности подростка и потребностей посредством профессиональной деятельности» [6; с. 218].
Современные исследователи изучают различные аспекты и характеристики жизненных планов в различных группах. Так, изучаются особенности жизненных планов у подростков с девиантным поведением (Т.А. Асекритова [7, 8], Е.Г. Дозорцева и А.А. Федонкина [9]); особенности жизненных планов городских старшеклассников и выпускников в сельской местности (Л.В. Рыжикова [10]); роль самосознания в формировании и реализации жизненных планов (О.А. Никишина, Т.Е. Федосеева [11]).
В работе Р.Н. Сибагатуллиной [12] представлен анализ понятия жизненный план в различных диссертационных исследованиях с 1980 до 2014 года. Данный автор делает выводы о том, что
- проблематика жизненного планирования интересует исследователей из различных областей,
- до настоящего времени отсутствует единое понимание в определении жизненных планов;
- большинство исследований жизненных планов посвящено рассмотрению данного феномена в юношеском и студенческом возрастах.
Итак, анализ различных исследований позволяет говорить, что жизненные план - это совокупность представлений о будущем, средствах и путях достижения сформулированных целей.
Формирование целей статьи (постановка задания). Актуальность проблемы определяет цель нашего исследования: изучение особенностей представлений о жизненных планах у старшеклассников.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие «жизненный план» в работах отечественных и зарубежных авторов;
- провести диагностическую работу по изучению представлений о жизненных планах у старшеклассников;
- разработать рекомендации по психологическому сопровождению жизненного планирования старшеклассников.
Цель данной статьи: ознакомить профессиональное сообщество с результатами исследования особенностей представлений о жизненных планах у старшеклассников.
Частично результаты данного исследования были представлены нами в нескольких работах [13, 14]. Более полный анализ результатов исследования предлагается в данной статье.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В экспериментальном исследовании участвовало 80 учащихся 10-11 классов в возрасте от 15 до 17 лет. Из них 42 девушки и 38 юношей.
Для реализации поставленных задач эмпирической части исследования была использована модификация анкеты «Изучение структуры и содержания жизненных планов» Т.А. Дегтяренко [17]. Эта методика позволяет изучить особенности представлений о жизненных планах по выделенным нами компонентам:
- представления о собственных жизненных планах,
- представления о возможных средствах и методах их достижения,
- представления о периоде реализации планов.
Испытуемым предлагалось назвать до десяти планов
и путей их реализации в жизни, а затем проранжировать цели и средства в порядке значимости. Также учащимся
предлагалось указать сроки для каждой из планируемых целей и для каждого из действий. В анкете также предусмотрен вариант ответа, предполагающий отсутствие сроков. В ходе анализа сроков планов в качестве дальней временной перспективы понималось время в течении 5-ти лет и позднее; в качестве близкой - временной промежуток менее одного года.
Анализ результатов анкеты позволяет увидеть, что у всех испытуемых старшеклассников есть планы в жизни. При этом следует отметить, что 72% (58 чел) испытуемых указали не менее 5 приоритетных жизненных целей, 25% (20 чел.) указали от 2 до 3 целей, 3% (2 человека) указали менее двух целей.
В качестве наиболее значимых и жизненно важных целей (1 и 2 ранги) были выделены следующие:
- иметь хорошую семью - 11%;
- получить хорошее образование - 42%;
- сдать хорошо выпускные экзамены (ЕГЭ) - 66%;
- устроиться на хорошую работу - 53%;
- развиваться как личность - 6%;
- заработать много денег - 3%;
- посетить другие страны - 7%;
- открыть свое дело - 2%;
- жить в достатке - 10%;
- приобрести дорогие вещи (квартиру, машину) -14%.
Как видно, для старшеклассников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования и поступления в учебные заведения, получении хорошей профессии и достижения материальной независимости.
Все значимые жизненные цели мы распределили по следующим категориям:
1. «Семья» - в эту категорию мы отнесли такие жизненные цели, как «выйти замуж», «создать семью и родить детей», «найти спутника жизни» и т.п.
2. «Учеба» - сюда были отнесены такие цели как «закончить школу», «сдать ЕГЭ», «получить хорошие результаты по ЕГЭ», «поступить в университет» и т.п.
3. «Карьера» - в эту категорию мы определили такие цели, как «получить образование», «найти работу», «хорошо трудоустроиться», «иметь высокооплачиваемую работу» и т.п.
4. «Саморазвитие и самосовершенствование» - в эту категорию мы отнесли такие ответы, как «стать хорошим специалистом», «похудеть», «стать красивой», «выучить иностранный язык» и т.п.
5. «Материальные приобретения» - в эту категорию мы отнесли такие жизненные цели, как «купить квартиру», «иметь хорошую машину», «одеваться в дорогих магазинах» и т.п.
Категория «Учеба» является самой насыщенной. Общим для всех респондентов является направленность на продолжение образования. Большая часть опрошенных (82,5%) после школы планируют продолжить обучение, при этом отсутствуют ответы, при которых бы высказывались стремления идти работать или обучаться заочно. Многие при этом еще не определились с учебным заведением [12].
Примечательно, что в качестве предполагаемых мест продолжения учебы большая часть испытуемых называют высшие учебные заведения (88%). Этот факт показывает ценность высшего образования и некоторое отношение к высшему образованию, с другой стороны, оно рассматривается старшеклассниками как путь к достижению жизненного успеха и самостоятельности, 74% считают для себя в будущем важным устройство на постоянную работу [12].
У 22% участников опроса выявлено желание учиться в средних учебных заведениях. Одной из причин такого выбора может быть то, что многие старшеклассники сомневаются в удачном сдаче и получении высоких баллов
Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, psychological
STUDYING THE LIFE PLANS IN MODERN HIGH SCHOOL ... science
по ЕГЭ. Отсюда стремление испытуемых иметь более прочные гарантии поступления в профессиональные образовательные учреждения и получения профессии.
Анализ рынка труда показывает, что наиболее востребованными являются рабочие специальности. Таким образом, получается расхождение между тем, что требуется в реальности и тем, на что рассчитывают современные старшеклассники. Результатом может стать невостребованность специалистов после получения высшего образования или выраженная диспропорция в заработной плате, что в свою очередь может привести к разочарованию в выбранной специальности [12, 13, 15].
При этом если сравнивать юношей и девушек, то девушки имеют более конкретные представления о том, где они будут получать профессию после окончания школы (различия статистически достоверны при р=0,001). Планы многих юношей не идут дальше выбора места учебы после школы. Причем больше половины респондентов, определившихся, где и какое образование они будут получать, затруднились назвать будущую профессию [12, 13].
Категория «Семья» присутствует в жизненных целях у 62,5% учащихся старших классов. При этом доля таких целей у девушек превышает показатели у юношей (различия статистически достоверны при р=0,001). Такое распределение является традиционным. Приверженность семейным ценностям, безусловно, является положительным фактом. Хотя, следует отметить, что в женской выборке достаточно высок такой показатель как «карьера», он даже превышает показатель семья. Полученные данные свидетельствуют о том, что для современных девушек и женщин сфера профессионального развития не менее значима, чем семья. С хорошей и высокооплачиваемой работой они связывают свою независимость и самостоятельность, возможность самореализоваться в обществе.
Категория «Карьера» также одна из наиболее часто встречающихся в описаниях жизненных целей старшеклассников. Наиболее повторяющимися в этой категории были цели, связанные с желанием «иметь высокооплачиваемую должность», «занимать руководящий пост», «иметь хорошую работу», «стать хорошим профессионалом», «найти хорошую работу» и т.п. Большая часть юношей (84,2%) ориентирована на карьеру, профессиональное развитие. Девушки в свою очередь по сравнению с юношами, больше ориентированы в своих жизненных планах на создание семьи, чем на карьерный рост. Доля таких ответов у девушек 85,7%. Однако статистически значимых различий выявлено не было.
Можно отметить, что девушки чаще, чем юноши, акцентировали своё внимание на перспективе встретиться с интересными и знаменитыми людьми, путешествовать по миру. Основой для достижения данных планов девушки назвали свою будущую профессиональную деятельность, которая должна быть связана с коммуникацией. Однако для юношей при характеристике собственного будущего как целостного явления также являлся актуальным процесс коммуникации, но несколько в другом аспекте - это в основном возможность общаться с друзьями. Кроме того юноши, в отличие от девушек, чаще обращали внимание на необходимость хорошего здоровья как неотъемлемой части собственного будущего [12, 16].
Если посмотреть какой временной этап отводят для достижения данных жизненных целей, то большинство испытуемых определяют временной отрезок в течении пяти лет. В это время значительная часть (37%) испытуемых планируют и карьеру и материальные достижения (покупка квартиры, машины) и создание семьи, рождение ребёнка, то есть, имея некоторый образ желаемых достижений, испытуемые достаточно смутно расставляют приоритеты и локализуют цели во времени. С нашей точки зрения, это связано с особенностями современной социализации молодежи, с желанием успешно самореа-60
лизоваться в разных значимых жизненных сферах.
Менее представленными в изучаемой выборке стали такие категории как «Саморазвитие» и «Материальные приобретения».
Если говорить о категории «Саморазвитие», то здесь ситуация складывается так, что девушки более нацелены на самосовершенствование себя и своих способностей, нежели юноши (различия статистически достоверны при р=0,05). Современные девушки больше ориентированы на такие ценности как «реализация своих способностей и возможностей (т. е. саморазвитие и самоутверждение в жизни)», «получить хорошее и востребованное на рынке труда образование (специальность)», «иметь в будущем свою семью, детей», «уважение окружающих, слава, известность», а также «нетрудная работа, за которую получать высокий материальный заработок». При этом значительная часть ответов девушек была связана с физическим благополучием: «похудеть», «стать как фотомодель», «быть всегда в хорошей физической форме» «быть здоровой». Тогда как юноши более нацелены на совершенствование своих интеллектуальных способностей. В целом, социальная активность ответов у девушек немного выше, что указывает на большую жизненную мобильность. Как у юношей, так и у девушек присутствовали ответы, в которых значимыми целями были цели, связанные с развитием себя в области увлечения или хобби: «стать хорошей певицей», «получить мастера спорта», «стать чемпионом» и т.п. [12, 16].
Категория «Материальные достижения» присутствует в ответах в 27,5% испытуемых. Наиболее часто встречающимися ответами в данной категории были цели, связанные с приобретением жилья и автомобиля, а также более абстрактные ответы «иметь много денег», «зарабатывать столько, чтобы можно купить что хочешь», «иметь возможность отдыхать за рубежом» и т.п. Что касается места материальных интересов в системе ценностей исследуемых старшеклассников, то обращает на себя внимание тот факт, что юноши чаще видят «деньги» неотъемлемой частью собственного будущего и при этом включают в произвольную характеристику картины собственного будущего материальные атрибуты престижа и достатка, а именно: машина, дача, собственный дом. Девушки также в своих планах стремятся к материальному благополучию и достатку. Статистически значимых различий по этому показателю обнаружено не было.
Но можно отметить, что среди них встречались также старшеклассники, которые собираются заниматься малопрестижным и, со слов одного из юношей, «неоплачиваемым», но интересным трудом, относящимся к сфере гуманитарного знания (упоминались профессии историк, археолог, реставратор). Среди девушек аналогичных ответов не наблюдалось.
В целом выяснилось, что как юноши, так и девушки, видят своё будущее эмоционально положительно окрашенным: «светлым», «счастливым», «удачным», не отягощённым проблемами и неудачами. Однако, скорее всего, это особенность данного возраста, с характерным для него социальным статусом - видеть собственное будущее светлым и удачным, независимо от социального статуса семьи, к которой принадлежит ребёнок, и от тех условий, в которых он растёт.
Если рассматривать представления о жизненных планах с точки зрения сроков их реализации, то здесь картина следующая. У большинства испытуемых к ближайшим жизненным планам (после окончания школы) относится дальнейшее получение образования, семья, карьера, материальные достижения и в большинстве для их достижения отводится период в течении 5 и более лет.
Со сроком от 1 недели до 1 месяца в основном старшеклассники связывают реализацию таких целей как «начать усиленно заниматься», «определиться с факультетом», «взяться за ум» и т.п.
Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 3(5)
психологически науки
Самсоненко Людмила Сергеевна ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ У СОВРЕМЕННЫХ ...
В результате анализа диагностики можно сделать следующие выводы:
- для старшеклассников свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели. В основном жизненные цели сконцентрированы на завершении школьного образования и поступления в учебные заведения, получении хорошей профессии, создания семьи и достижения материальной независимости, что говорит об узконаправленности жизненных планов. При этом жизненные планы юношей более ориентированы на карьеру, чем на семью, а жизненные планы девушек направлены в большей степени как на создание семьи, так и на реализацию карьерных планов;
- большую значимость в жизненных планах старшеклассников имеет высшее образование, которое рассматривается ими как путь к достижению жизненного успеха и самостоятельности;
- девушки имеют более конкретные представления о том, где они будут получать профессию после окончания школы, нежели юноши, т.е их планы более конкретны. Анализ ответов показывает большую озабоченность старшеклассников проблемой будущего трудоустройства. Юноши и девушки хотят в будущем иметь работу, не только интересную, но и высокооплачиваемую, способную обеспечить достойное существование;
- малочисленность высказываний, указывающих на конкретные профессии, показывает, что большинство старшеклассников еще не определились с выбором конкретной профессии.
Для организации деятельности по развитию способности к планированию собственной жизни у учащихся нами были разработаны несколько этапов:
I. Обучение планированию и распределению времени. Предназначен для младших подростков (11-13 лет) и тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое дело до конца или не успевают справляться с нагрузками.
Цель этапа: научить подростков рациональному использованию времени; научить сопротивляться спешности; привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми.
II. Формирование умения ставить цели (14 лет).
Цель данного этапа: установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями учащегося, его личными представлениями о полноценной и радостной жизни; преодоление страха перед любым целеполаганием.
III. Работа с «Я-концепцией и самооценкой».
Цель данного этапа определит слабые и сильные стороны своей личности, а также сформировать адекватный образ Я.
IV. Работа с ресурсами и препятствиями в процессе достижения целей. Целью данного этапа является выработка индивидуальной стратегии преодоления трудностей и достижения успеха.
В результате работы у участников должна сформироваться большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свои выборы и, как следствие, особое отношение к будущему, которое воспринимается как естественное продолжение настоящего и прошлого.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, результаты исследования показывают, что проблема изучения жизненных планов современных старшеклассников до сих пор является достаточно актуальным вопросом. В результате нашего исследования было выявлено, что для представлений о жизненных планах старшеклассников свойственны как духовно-нравственные, так и прагматичные, материальные жизненные цели. В содержании представлений старшеклассников значимой сферой является завершение школьного образования и поступление в высшие учебные заведения. Представления о реа-
лизации жизненных планов отличаются затруднениями в принятии самостоятельных решений и планировании собственной деятельности.
Дальнейшим направлением исследования является разработка содержания деятельности на выделенных этапах по развитию способности к планированию собственной жизни; изучение взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и способности к планированию; разработка развивающих программ по формированию навыков постановки планов и задач, а также изучение успешности проведения такого рода программ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 221 с.
2. Жизненные пути одного поколения /отв. ред. М.Х. Титма; Рос. АН, Ин-т социологии. М.: Наука, 1992. 184 с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: Междунар. пед. академия, 1996. 209 с.
4. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. /Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1982-1985.
5. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
6. Горбатюк В.Д. Психолого-педагогическая поддержка формирования жизненных планов старшеклассников: теоретический анализ // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 216-224.
7. Асекритова Т.А. Исследование причин несформированности жизненных планов старшеклассников //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания сборник материалов XLI Молодежной международной научно-практической конференции . 2017. С. 47-51.
8. Асекритова Т.А. Исследование жизненных планов старшеклассников, склонных к девиантному поведению // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 33. С. 94-98.
9. Дозорцева Е.Г., Федонкина А.А. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью // Электронный журнал Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 234-243.
10. Рыжикова Л.В Роль учителя в формировании жизненных планов выпускников школ // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт материалы международной научно-практической конференции. Алтайская государственная педагогическая академия. 2014. С. 307-309.
11. Никишина О.А., Федосеева Т.Е. Роль самосознания в развитии ответственного отношения к созданию и реализации жизненных планов в старшем подростковом возрасте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 459.
12. Сибагатуллина Р.Н. Проблема формирования жизненных планов в психолого-педагогических исследованиях // Языки и культура народов Арктики как полиэтнического региона в условиях глобализации Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», Гуманитарный институт, Югорская научная школа региональных лингвистических исследований. 2018. С. 249-252.
13. Брызгунова Н. М. Содержание представлений о жизненных планах у старшеклассников // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик [Электронный ресурс]: сборник трудов Международной студен-ческой научно-практической очной конференции (11 апреля 2019 г., г. Оренбург). Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. с. 48-53.
14. Брызгунова Н.М. Изучение особенностей представлений о жизненных планах у старшеклассников [Электронный ресурс]: https:// portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=10468.
15. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 177-181.
16. Даренских С.С., Ипполитова Е.А., Гурова О.С. Ценностно-смысловое содержание жизненных перспектив женщин с разным социальным статусом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 363-366.
17. Дегтяренко Т.А. Социально-психологические особенности жизненных планов курсантов образовательных учреждений Минюста России : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ярославль, 2002. 193 с.