Возможности формирования информационно-коммуникативной культуры студентов для преодоления рисков киберсоцилизации
Юдина Анна Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, педагогического института, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: [email protected]
Современная действительность апеллирует к необходимости пересмотра и дополнения психолого-педагогических подходов в части формирования информационно-коммуникативной культуры студентов высшей школы. В статье рассмотрены перспективы включения феноменологии BANI мира в digital трансформации. Цель исследования: проанализировать возможности формирования информационно-коммуникативной культуры студентов для преодоления рисков киберсоцилиза-ции. В статье рассмотрены возможности использования симу-лякров для формирования информационно-коммуникативной культуры студентов средствами симулякративного подхода. Задача исследования: определить перспективы формирования информационно-коммуникативной культуры студентов средствами симулякративного подхода при снижении рисков киберсоциализации. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, дескриптивный метод, метод словарных дефиниций. В результате данного исследования было выявлено, что сформированная информационно-коммуникативная культура у студентов средствами си-мулякративного подхода способствует снижению рисков префигуративности цивилизационного модуса киберсоциали-зации.
Ключевые слова: студенты, киберсоциализация, информационно-коммуникативная культура, киберинформационная среда, общеобразовательная среда, симулякр.
Впервые о симулякре заговорил философ Ж. Бодрияр и да, действительно, в современных условиях, много того, что, не являясь по сути естественной необходимостью составляет средовые особенности жизни молодого человека. Ж. Делез определяет симулякр в антиплатоническом духе. Возможности педагогического осмысления си-мулякра исходят из его понимания как семиотического образования, знака, который вытесняет, девальвирует оригинальную вещь с точки зрения смысла и создает гипостазированное отражение, неправдоподобную копию - уникальный феномен киберинформационной среды в цифровом обществе. Получается, что симулякр как смысловая единица, это - изображение, лишенное сходства; образ, лишенный подобия».
Возникает резонный вопрос: насколько полезны новые, искусственно привитые цивилизацион-ные ресурсы для развития человека, успешной социализации и киберсоциализации? Мы актуализируем понимание того, что появление и рост в витальном пространстве таких процессов, как тех-нологизация жизни, цифровизация образования, киберсоциализация, глобализация всемирного экономического, культурного, личного пространства человека долгое время оставалось частным дискурсом воспитания в отдельно взятых семьях, в отдельных образовательных программах.
Мы разделяем мнение исследователя в том, что в переходах между социокультурным и кибе-ринформационным пространствами, «искривление которых больше не является ни искривлением реального, ни искривлением истины, эра симуляции открывается, таким образом, через ликвидацию всех референтов» [2]. В условиях педагогического сопровождения такого неоднозначного и префигуративного феномена как кибероциализ-ция мы предлагаем в рамках организации в высшей школы таких факультативов как «Школа цифровой грамотности», поддержу на государственном уровне киберволонтеров не только из студенческой среды и повсеместное включение в учебную работу курса нормативно-правовые основы профессиональной деятельности в адаптации Юдиной А.М. Данный курс представляет собой квинтэссенцию интеграции социокультурного, ки-бенринформационного и правого контекста. В таком ракурсе допустима работа с симулякрами киберинформационной сети, превентируя и «вирусное» тиражирование в системах знаков, материале еще более гибком, чем смысл, поскольку он предлагает себя всяческим системам эквивалентности, всяческим бинарным оппозициям, всяческой комбинаторной алгебре.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Важно препятствовать хаотичной киберсоциа-лизации, когда речь идёт о вовлечении студентов в контент, не имитирующий реальность, не дублирующий его концептуальные основы, об объяснении киберсоциолизационных механизмов. В условиях роста симулякоров в цифровом пространстве происходит реальная трансформация подмена семиотической системой гиперреальности ее реальной структуры. Таким образом, в киберинформа-ционной среде создается «операционная копия» какого-либо процесса, феномена, человека и советующий ему реальный процесс. Копии созданные в киберинформационной среде, с которыми сталкиваются студенты отличаются метаста-бильною, дескриптивностью, создающими при их не критичном восприятии признаки реального мира [1, с. 6-7].
Таким образом, Ж. Бодрийяр, обращает внимание на дискурс о понимании в информационной среде истинности, соотнесения в суждении формы и содержания в их корректном соотношении. Для преодоления рисков потери самоидентификации в гиперреальном, необходимо в условиях ки-берсоциализации при педагогической поддержки студентов инициировать работу по повышению ва-лидации источников для снижения орбитальности самовосприятия моделей для преодоления симулированных различий у, например, заведомо фей-ковой системы [1].
Подобная проблема в педагогике не может рассматриваться отдельно от философии, и для обоснования потребности в применении симуля-кративного подхода, определении которому мы дадим чуть позже, мы воспользуемся интегрированным научным инструментарием. Действительно, смысл, слово, содержание по-разному будет трактоваться, если изменить понимание таких переменных, как время, расстояние, ценности, скорость. Поясним для того, чтобы посетить обычный музей, нам нужно спланировать наше время, тогда как виртуальный музей может быть частично нами осмотрен без вовлечения в процесс познания искусства, во время перерыва на работе, во время, когда мы параллельно заняты еще какими-либо задачами. Казалось бы, ситуация закономерна, и то, что не вызывает интереса сразу, не должно занимать наше витальное пространство, затрагивать индивидуальную аксиологию, нравственность, онтологически единое понимание мира и т.д.[5]
Проблема формируется в процессе воспитания молодого поколения, гиперреальность, искусственность смыслов, гипостазирование, симуляция и и симулякратизация никуда не исчезают их ярким симптомом являются постоянно растущие субкультурные группы молодежи и постепенная потеря навыка понимания транскультурного кода 5 в его исторической преемственности [2]. о В детско-родительских отношениях давно фор-й мулируется конкретный запрос на выработку об-еЗ разовательными организациями инструментария, ав который бы позволил сформировать коммуника-
ции разнокодовых родителей и детей в единый диалог. Рост конфликтов в обществе, внутри семей, которые констатируются большинством опросов ВЦИОМ, реальными событиями действительности не позволяет усомниться в снижении актуальности этой проблемы [3].
Мы понимаем, что если можно получить любой смысловой результат единично, то его нельзя трактовать как естественную закономерность. Это, пожалуй, как можно более полно, вводит нас в дискурсивность понимания и обсуждения важности имманентного понимания явлений и построения следственно-причинных связей между ними. Следовательно, те образы, которые формируются в процессах целенаправленной социализации и хаотичной киберсоциализации формируют чаще всего 3 и 4 фазы образа в силу их противоречивости, временами взаимоисключения или отсутствия инструментария к пониманию.
Приведем «последовательные фазы развития образа в понимании Ж. Бодрийяра, которые включают в себя 4 стадии:
- он (образ) отражает фундаментальную реальность (доброкачественное проявление:
- репрезентация имеет сакраментальный характер);
- он маскирует и искажает фундаментальную реальность (злокачественное проявление: вредоносный характер);
- он маскирует отсутствие фундаментальной реальности (создает вид проявления: характер чародейства);
- он вообще не имеет отношения к какой бы то ни было реальности, являясь своим собственным симулякром в чистом виде (речь идет уже не о проявлении чего-либо, а о симуляции» [1, с. 12].
Анализируя четвертую стадию симуляции, мы видим в ней определенные педагогические возможности. Казуальное тело этого утверждения опирается на мысли о том, что искусственно существующая, бесцельно, вне целенаправленного, структурированного, трансцедентального консорциума знаний, даже искаженная, ложная, информационная структура может быть подвержена ее педагогическому перекодированию в искусственной среде и искусственных условиях.
Проблему составляет понимание данных наиболее деструктивных кодов, затрудняющих формирование гармоничной идентичности, положительного навыка самореализации в двух средах и умения работать с информационными системами.
По мнению исследователя Е.А. Савельевой, «наша реальность становится подобием чего-либо, выраженная через копии, знаки. Но в тоже время, мы перестаем рассматривать знак как знак, т.е. не пользуемся им как отсылкой к чему-либо иному. Он становится реальностью, точнее, мы не видим за знаком никакой реальности, кроме реальности самого знака. Иными словами, мы видим симулякр. Реальность этого симулякра ма-
скирует не отсутствие подлинном реальности, но какой-либо реальности вообще. Симулякр при этом не означает, что мы имеем дело с заведомо ложным, искаженным миром. Последнее предполагает наличие некоего истинного (не иллюзорного) мира. Речь идет о том, что симулякры - это единственно доступная, открытая нам реальность. Другой реальности, другого мира для нас (наших чувств и нашего сознания) просто не существует. Этот мир для нас становится симулякратив-ным, симулятивным или просто воображаемым. Пространство воображаемого - это способ кон-ституирования, который лежит в основе того, что принято называть современной социальной действительностью. В равной степени это касается и процессов искажения действительности» [4]. Мы разделяем мнение исследователя и обращаем внимание, что подобная ситуация инициирует трансформацию образовательных подходов к образовательной деятельности. Необходимо выйти за предел социокультурной реальности включить в учебный и воспитательный процессы высшей школы симулякр и симулякративную действительность, для того, чтобы сформировать знания, умения и навыки по восприятию, выявлению, анализу, валидации и отвержению феноменов ВАМ мира в условиях растущей неопределенности. Сегодня киберсоциализация, скорее декларируется и она совершенно не сопровождается системной педагогической фасилитацией в силу ряд причин:
- неготовность профессорско-преподавательского состава работать с самопринадлежащими и несамопринадлежащими знаковыми системами в социокультурной и киберинформа-ционной действительностях одновременно;
- отсутствие цифровой грамотности в институте семьи в контексте теории префигуративности;
- низкий уровень освоения социокультурной и киберинформационной среды студентами. «Переход от знаков, которые не скрывают в себе ничего», к знакам, которые трансформируют, наполняют смыслами существующие цивилизаци-онные культурные коды нам видится возможными средствами симулякративного подхода.
Симулякративный подход опирается на социокультурную толерантность к неопределенности, включающую возможность диалога в любой из знаковых систем при создании педагогических условий переориентации неореальной, гиперреальной цифровых сред и траекторий в фундаментальное реальное пространство, стремящихся к пониманию истинности.
Таким образом, киберсоциализация инициирует качественно иные потребности в потребностях педагогического сопровождения обучения студентов и формирования ИКТ. Мы убеждены, что превентировать коммуникационные риски, информационную неосведомленность возможно исходя из изменения работы с интерпретацией смысла и опоры на работу с метафорическим в некоторой степени симулякративным, магическим мышлением на занятиях.
Префигуративность современной культуры в определении американского антрополога Маргарет Мид позволяет говорить об особенностях расширенной киберинформационной реальности при которой качественно меняется мировоззренческая картина мира.
Литература
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции; [пер. с фр. А. Качалова]/ Ж. Бодрийяр. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
2. Фортова Л.К. Современные подходы к исследованию информационно-коммуникативной культуры студентов: монография / Л.К. Фортова, А.М. Юдина; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Владимир: ООО «Шерлок-пресс», 2021. 80 с.
3. ВЦИОМ. Семья, друзья и безопасность. Отношения в семье, с друзьями и личная безопасность - те сферы жизни, которыми россияне удовлетворены больше всего. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/semja-druzja-i-bezopasnost (дата обращения: 22.01.2022).
4. Кирюшин А.Н. Идея симулякра в понимании виртуального: от Платона к постмодернизму / А.Н. Кирюшин, А.Н. Асташова // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka. ru/2012/08/1593 (дата обращения: 07.04.2021).
5. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects / L.K. Fortova, A.M. Yudina, M.S. Fabrikov, M.V. Deneko // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018, Dushanbe, 26-27 december 2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press,- 2019 - P. 526-530.
POSSIBILITIES OF SHAPING THE INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS TO OVERCOME THE RISKS OF CYBERSOCIALIZATION
Yudina A.M.
Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov
Modern reality appeals to the need to revise and supplement psychological and pedagogical approaches in terms of the formation of information and communication culture of higher education students. The article discusses the prospects for including the phenomenology of the BANI world in digital transformation. The purpose of the study: to analyze the possibilities of shaping the information and communication culture of students to overcome the risks of cy-bersocialization. The article considers the possibilities of using simulacra for the formation of information and communication culture of students by means of a simulacrate approach. Research objective: to determine the prospects for the formation of information and communication culture of students by means of a simulacrative approach while reducing the risks of cybersocialization. Research
СЭ
о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
methods: analysis, synthesis, generalization, comparison, concreti-zation, descriptive method, method of dictionary definitions. As a result of this study, it was revealed that the formed information and communication culture among students by means of a simulacrative approach helps to reduce the risks of prefigurativeness of the civili-zational mode of cybersocialization.
Keywords: students, cybersocialization, information and communication culture, cyberinformation environment, educational environment, simulacrum.
References
1. Baudrillard J. Simulacra and simulations; [per. from fr. A. Kach-alova]/ J. Baudrillard. M.: POSTUM Publishing House, 2015. 240 p.
2. Fortova L. K. Modern approaches to the study of information and communication culture of students: monograph / L.K. Fortova, A.M. Yudina; Ministry of Education and Science Ros. Federation, Vladimir State University named after Alexander Grigoriev-
ich and Nikolai Grigorievich Stoletovs. Vladimir: Sherlock-press LLC, 2021. 80 p.
3. VTsIOM. Family, friends and security. Relationships in the family, with friends and personal security are the areas of life that Russians are most satisfied with. [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semja-druzja-i-bezopasnost (date of access: 01/22/2022).
4. Kiryushin A.N. The idea of a simulacrum in understanding the virtual: from Plato to postmodernism / A.N. Kiryushin, A.N. As-tashova // Humanitarian scientific research. 2012. No. 8 [Electronic resource]. URL: https://human.snauka.ru/2012/08/1593 (date of access: 04/07/2021).
5. Fortova L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects / L.K. Fortova, A.M. Yudina, M.S. Fabrikov, M.V. Deneko // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD 2018, Dushanbe, 26-27 December 2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press,- 2019 - P. 526-530.
o d
u
CM