Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СИМУЛЯКРАТИВНОГО СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СИМУЛЯКРАТИВНОГО СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КИБЕРИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юдина Анна Михайловна

В статье представлен анализ педагогического феномена информационно-коммуникативной культуры студентов в условиях трансграничного симулякративного смыслового пространства современной российской действительности. Констатируется, что в современных реалиях отсутствуют всесторонние исследования последствий цифровых новаций, инициируемых государственными структурами, а также образовательными организациями высшего уровня. В исследовании обоснована потребность поиска инновационных педагогических инструментов для трансформации новых цифровых симулякров в их социокультурной контекстности традиционного воспитательного пространства.Мы полагаем, что исследование сущности информационно-коммуникативной культуры в ее цифровом и социокультурном понимании будет способствовать изменению качества образовательного процесса в высшей школе через интеграцию когнитивного, семиотического, симулякративного компонентов. В качестве достигнутых результатов авторами представлены выводы о возможности педагогической адаптации к феноменам «virtus», симулякра, симуляционной мировоззренческой субсистемы с применением информационно-коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL PHENOMENON OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A CROSS-BORDER SIMULATIVE SEMANTIC SPACE

The article presents an analysis of the pedagogical phenomenon of the information and communication culture of students in the conditions of a transboundary simulative semantic space of modern Russian reality. It is stated that in modern realities there are no comprehensive studies of the consequences of digital innovations initiated by government agencies, as well as top-level educational organizations. The study substantiates the need to search for innovative pedagogical tools for the transformation of new digital simulacra in their socio-cultural context of the traditional educational space.We believe that the study of the essence of information and communication culture in its digital and socio-cultural understanding will contribute to changing the quality of the educational process in higher education through the integration of cognitive, semiotic, simulacrative components. As the results achieved, the authors present conclusions about the possibility of pedagogical adaptation to the phenomena of “virtus”, simulacrum, simulation worldview subsystem using information and communication culture.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СИМУЛЯКРАТИВНОГО СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА»

Педагогический феномен информационно-коммуникативной культуры студентов в условиях трансграничного симулякративного смыслового пространства

Юдина Анна Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, педагогического института, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ педагогического феномена информационно-коммуникативной культуры студентов в условиях трансграничного симулякративного смыслового пространства современной российской действительности. Констатируется, что в современных реалиях отсутствуют всесторонние исследования последствий цифровых новаций, инициируемых государственными структурами, а также образовательными организациями высшего уровня. В исследовании обоснована потребность поиска инновационных педагогических инструментов для трансформации новых цифровых симулякров в их социокультурной контекстности традиционного воспитательного пространства.

Мы полагаем, что исследование сущности информационно-коммуникативной культуры в ее цифровом и социокультурном понимании будет способствовать изменению качества образовательного процесса в высшей школе через интеграцию когнитивного, семиотического, симулякративного компонентов. В качестве достигнутых результатов авторами представлены выводы о возможности педагогической адаптации к феноменам «virtus», симулякра, симуляционной мировоззренческой субсистемы с применением информационно-коммуникативной культуры.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная культура, студенты, цифровизация, киберинформационная среда, социокультурная среда, высшая школа, трансдисциплинарность.

Глобализация мирового пространства характеризуется возрастающим значением интеллектуального потенциала, а также информационных технологий. Информация сегодня - это незаменимый элемент коммуникации, социализации, профессионализации личности. Это ключевое звено информационно-коммуникативной культуры. Окинавская хартия глобального информационного общества отметила, что информационно-коммуникативная культура - один из значимых факторов, влияющих на формирование общества XXI века [1]. Качественно новый уровень развития общества будет определять его информированность о мировых трендах, а также активная деятельность в коммуникативных сетях.

Таким образом, рост дифференцированных цифровых феноменов инициирует потребность поиска новой образовательной парадигмы, в которой было бы возможно сориентировать студента не только в контексте традиционной социокультурной пространственной нормы, но и в контексте инновационных трансграничных цифровых границ [5;6].

Информационно-коммуникативная культура как часть общей культуры повышает процесс информированности общества, способствует повышению конкурентоспособности специалистов в профессиональной сфере, трансформирует социальные процессы и взаимодействие граждан. Не секрет, что информатизация обладает как позитивными, так и негативными чертами. Значение информационно-коммуникативной культуры состоит в том, что она предупреждает деструктивные социальные явления за счет профессионализма, социальной зрелости и избирательности межличностных контактов.

Проблема высшего образования состоит в том, что современное общество нуждается в специалистах, творчески решающих поставленные задачи, работающих на опережение, гибких, мобильных, обладающих качественным тайм-менеджментом, сформированными digital, soft, meta skills.

В современных реалиях изменение сознания аудитории происходит в основном, за счет трансформации характера коммуникаций, оказывающих влияние на духовно-нравственное развитие личности, поведенческую стратегию, поскольку информационно-коммуникативная культура передается через формы, усиливающих виртуализацию. При поглощении виртуальным миром реальной действительности, размываются духовно-нравственные ценности. Необходимость педаго-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

гического осмысления вызывает новая гипостазированная смесь виртуально-реальных ценностей, которые снижают возможности конструктивной самореализации для молодого человека в современном мире.

Мы убеждены, что сложившаяся социокультурная ситуация дает возможность разрешить следующие противоречия:

- между значимостью информационно-коммуникативной культуры в современном обществе и ее искаженным применением при подготовке специалистов в информационно-коммуникативной сфере;

- между социальным заказом общества на специалистов нового типа, обладающих логическим мышлением, гибкостью, мобильностью, креативностью, достойным уровнем правосознания, общей и правовой культуры и состоянием гуманитарного образования, ориентированного на решение узкоспециальных задач в формате только традиционной педагогики;

- между желанием обучающихся овладеть не только традиционными, но и инновационными технологиями коммуникации и недостаточным осмыслением духовно-нравственного контекста приобретенных знаний как будущих специалистов, которым придется творить в современном конкурентном обществе и участвовать в решении сложнейших проблем антропологического характера [4].

Мы постулируем информационно-коммуникативную культуру как инструмент, помогающий формированию гармоничной, успешной личности, четко дифференцирующей главные вопросы профессии и жизни от второстепенных. Чтобы этот инструмент работал, его целесообразно осмыслить, а информационно-коммуникативный потенциал университета необходимо использовать как средство формирования аналитического мышления обучающихся.

Мы разделяем мнение Э. Хирша, что культурная образованность представлена, в первую очередь, когнитивным компонентом, инициирующим создание единого коммуникативного поля культуры [7]. Нельзя не согласиться с ученым, что в условиях глобальных перемен человеку поможет культурная грамотность для грамотного осмысления происходящих перемен. Логично, как нам представляется, прежде, чем определить квинтэссенцию информационно-коммуникативной культуры, разобраться с дефиницией «культура».

Единого определения этой категории нет. Каждый из исследователей, представляя свою точку зрения, пытается аргументировать свое видение этого понятия: И. Кант утверждал, что культура -это интегративное качество личности, позволяющее ей самодетерминироваться; по мнению 5 А. Швейцера, в содержание культуры включены

0 духовная и материальная составляющие, опрей деляющие нравственный ресурс как конкретно° го индивида, так и всего человечества в целом;

1 К. Ламберг-Карловски и Дж. Саблов определя-

ют исследуемый феномен как область высшей самоактуализации личности; Х. Ортега-и-Гассет убеждены, что культура олицетворяет феномен, созданный самим человеком, а не присвоенный извне; М.Л. Гаспаров рассматривает исследуемое понятие как межличностный конструктивный диалог, признанный пантеон, эталон для подражания.

Чрезвычайно важным аспектом феномена «культура» являются ценностные ориентации, показывающие индивидам траектории их поведенческой стратегии. Именно культура является фундаментом ареала, воспроизводящего подлинные ценности, правовые и моральные нормы поведения, помогающие гражданам социализироваться в конкретном обществе, сохраняя монолитность и целостность социального анклава. Взаимосвязь культуры и информации состоит в том, что только на передаче информации и возможно воспроизводство культуры.

Дефиниция «информация» в глобализованном трансграничном пространстве, детерминированном неопределённостью от плюс бесконечности до минус бесконечности, соприкасается со смысловым семиотическим полем. В такой парадигме информационная единица взаимодействует с интерпретацией содержания, облекая его в многообразные формы цифрового общества. Исследователь Ж. Фурастье рассматривал постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг». Информационное общество - критерий работы с новой, «интеллектуальной», технологией. Многие авторы считают, что постиндустриальное общество и информационное общество идентичны (В.М. Глуш-ко, Г.Т. Артамонов, И.С. Мелюхин, Е.Н. Пасхин и другие) [8;9].

Нам импонирует концепция Ю.М. Лотмана, предложенная в контексте трактовки дефиниции «культура». С его точки зрения, «культура» - это интеграция всего модификационного анклава, механизмов ее формирования и сбережения. Квинтэссенция его методологии состоит в том, что культура - это симбиоз процессов коммуникации, все формы которых зиждется на создании и использовании знаковых символов. Ученый делает вывод, что для осознания исследуемого феномена требуется четкое структурирование реальности и ее символической интерпретации [2]. По мнению исследователя, во всех общественно-экономических формациях человечество было представлено в семиотическом пространстве и функционировало в нем.

Концептуальной идее о том, что совершенствование культуры происходит в тех условиях, которые сопровождаются инновационной модификацией коммуникации, придерживается Гербер Маршал Маклюэн, утверждающий, что именно трансформация информации с помощью символов и образов, декодирующих коммуникацию, придает общению культурный характер, сказывается на проявлении культуры и является основополагающим средством формирования социума.

Мы живем в сложном, глобальном мире, чтобы сохранить достоинство, самоуважение, выжить духовно и физически человек обязан пытаться понять других и признать их индивидуальность. Сегодня очевидно, что достойно сохранить себя можно только в случае успешной адаптации к новым реалиям и прогрессу.

Для М. Бахтина сама жизнь носит диалоговый характер, когда все органы человека участвуют в диалоге, который постулируется как инструмент функционирования коммуникационных зависимостей. По Ю.М. Лотману, диалог - это самоцель, а не средство с его завершением, заканчивается все [3].

Современный язык как средство человеческой коммуникации деформирован. В качестве доказательства можно привести довод, когда с помощью языка, декларируются некие очевидности, характеризующие конкретные ситуации, а недостаток абстрактной рефлексивной терминологии компенсируется с помощью экспрессивно-выразительных компонентов. Самое печальное состоит в том, что высокий уровень культуры личности характеризуется обширностью ассоциативных систем, но жизнь в мире, где правит реклама, слоганы, коллажи, примитивные фильмы рано или поздно подведет человечество отрицательному росту возможностей герменевтического анализа онтологически единых смысловых конструкций

Можно утверждать, что имеющиеся на сегодняшний день информационно-коммуникативные среды частично вытеснили социокультурный анклав.

Таким образом, информационно-коммуникативная культура понимается нами как сложное собирательное явление, интегрирующее в себе дифференцированные возможности развития и формирования коммуникативной культуры в киберин-формационном и социокультурном пространстве на основе изменения подхода к анализу информации как важной единицы кибер- и социализации. Таким образом, понимание информационно-коммуникативной культуры невозможно вне определения социокультурной толерантности в дискурсе о ее неопределенности. Применительно к исследованию дискурса о специфике информационно-коммуникативной культуры мы не можем игнорировать категории толерантности в социокультурном понимании и ее стремлении к неопределенности, так как именно социокультурная толерантность инициирует способности к исследованию большого количества информации для поиска истины [10;11].

Выявление достоверных связей в информационных ресурсах позволяет формулировать сложные суждения, отягощённые субъектностью смыслов, стремящиеся к своей определенности. В этом состоит информационный парадокс. Для развития и понимания информационных ресурсов в контексте культуры, среды необходим высокий уровень креативного осмысления фактов, их совершенно новый анализ, но бытийный прагматизм - состав-

ляющая обыденного восприятия формулирует амбивалентность, двойственность этого процесса.

Таким образом, проведенное нами исследование дает основание для определения информационно-коммуникативной культуры как междисциплинарной предметной области, максимально интегрированного знания, в основе которого должна располагаться поливалентная система семиотической аксиологии и сформированный навык правового и герменевтического исследования социальных ценностей и норм. Дальнейшие перспективы ее развития в контексте цифрови-зации высшего профессионального образования располагаются в плоскости разработки всесторонней, в частности, цифровой концепции развития личности человека, затрагивая пересмотр роли педагога и организацию специальной подготовки участников смешанного образовательного процесса в контексте интеграции социализации с ее киберсоставляющей.

Литература

1. Окинавская хартия глобального информационного общества // Концепции и программы: сб. докл. и материалов / под ред. Н.В. Борисова, Ю.Е. Хохлова. СПб., 2001. С. 63-71.

2. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв /Ю. М. Лотман. М.: Прогресс, Гнозис,- 1992. - 270 с.

3. Лотман, Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур /Ю. М. Лотман// Новая литература по культурологии. 1995. - № 3. - С. 30-42.

4. Матвеева, Ю.А. Информационно-коммуникативная культура как основная характеристика современного общества/ Ю.А. Матвеева// Вестник Бурятского государственного университета. 2010 - № 6. - С. 243247.

5. Galchenko, N.A. University student digital culture: essence and formation mechanisms / N.A. Galchenko, V.A. Kazinets, N.V. Garashkina, V.E. Chernik, A.M. Yudina, T.B. Lisitsyna// Journal of Positive School Psychology. - Vol. 6 - No. 2. -P.2055-2061.

6. Galchenko, N.A. Student hood spiritual needs in self-isolation period: features and ways to meet them / N.A. Galchenko, I.I. Shatskaya, E.V. Makarova, E.V. Kulesh, S.M. Nizamutdinova, A.M. Yudina, O.A. Skutelnik // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - № 1. - 2020. - P. 22292234.

7. Hirsch, E.D. The New Dictionary of Cultural Literacy. What Every American Needs to Know / E.D. Hirsch, J.F. Kett, J. Trefil. - Boston: New York: Houghton Muffin Company, 2002. - 254 p.

8. Marchenko, A.A. Student communication in Internet space: Problems and features of communication in the blogs field /A. A. Marchenko, E.V. Evdokimova, O.G. Murzakova, A.M. Yudina, M.A. Gorshkova, B.A. Karev, G.V. Mitina, I.G. Kartushina // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - № 2. - 2020. - P. 5797-5802.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

9. Nevolina, V.V. Language and Society: Adult Population Value Orientations Active Lifestyle in Communication and Social Mobility/ V.V. Nevolina, K. Prokhodtsev, N.V. Osipova, A.M. Yudina, A.A. Zharkova, G. Karpenko, V. Volkova // APPLIED LINGUISTICS RESEARCH JOURNAL-V. 5. - № 6-2021. - P. 189-194.

10. Fortova, L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects / L.K. Fortova, A.M. Yudina, M.S. Fabrikov, M.V. Deneko // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD2018, Dushanbe, 26-27 декабря 2018 года / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press, 2019 - P. 526-530.

11. Fortova, L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile L.K. Fortova, A.M. Yudina, A.V. Gudkova, V.A. Mashkina // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TphD2018, Dushanbe, 26-27 декабря 2018 года / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press, 2019.- P. 531-534.

THE PEDAGOGICAL PHENOMENON OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A CROSS-BORDER SIMULATIVE SEMANTIC SPACE

Yudina A.M.

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs

The article presents an analysis of the pedagogical phenomenon of the information and communication culture of students in the conditions of a transboundary simulative semantic space of modern Russian reality. It is stated that in modern realities there are no comprehensive studies of the consequences of digital innovations initiated by government agencies, as well as top-level educational organizations. The study substantiates the need to search for innovative pedagogical tools for the transformation of new digital simulacra in their socio-cultural context of the traditional educational space. We believe that the study of the essence of information and communication culture in its digital and socio-cultural understanding will contribute to changing the quality of the educational process in higher education through the integration of cognitive, semiotic, sim-ulacrative components. As the results achieved, the authors present conclusions about the possibility of pedagogical adaptation to the phenomena of "virtus", simulacrum, simulation worldview subsystem using information and communication culture.

Keywords: information and communication culture, students, digi-

talization, cyberinformation environment, sociocultural environment,

higher education, transdisciplinarity.

References

1. Okinawa charter of the global information society // Concepts and programs: Sat. report and materials / ed. N.V. Borisov, Yu.E. Khokhlova. SPb., 2001. S.63-71.

2. Lotman, Yu.M. Culture and explosion / Yu.M. Lotman. M.: Progress, Gnosis,- 1992. - 270 p.

3. Lotman, Yu.M. Some thoughts on the typology of cultures / Yu.M. Lotman // New Literature in Cultural Studies. 1995. -No. 3. - P. 30-42.

4. Matveeva, Yu.A. Information and communication culture as the main characteristic of modern society / Yu.A. Matveeva // Bulletin of the Buryat State University. 2010 - No. 6. - S. 243-247.

5. Galchenko, N.A. University student digital culture: essence and formation mechanisms / N.A. Galchenko, V.A. Kazinets, N.V. Garashkina, V.E. Chernik, A.M. Yudina, T.B. Lisitsy-na // Journal of Positive School Psychology. - Vol. 6 - no. 2. -P. 2055-2061.

6. Galchenko, N.A. Student hood spiritual needs in self-isolation period: features and ways to meet them / N.A. Galchenko, I.I. Shatskaya, E.V. Makarova, E.V. Kulesh, S.M. Nizamutdino-va, A.M. Yudina, O.A. Skutelnik // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - No. 1. - 2020. - P. 2229-2234.

7. Hirsch, E.D. The New Dictionary of Cultural Literacy. What Every American Needs to Know / E.D. Hirsch, J.F. Kett, J. Tre-fil. - Boston: New York: Houghton Muffin Company, 2002. -254 p.

8. Marchenko, A.A. Student communication in Internet space: Problems and features of communication in the blogs field /A. A. Marchenko, E.V. Evdokimova, O.G. Murzakova, A.M. Yudina, M.A. Gorshkova, B.A. Karev, G.V. Mitina, I.G. Kartushina // Eurasian journal of biosciences. - V. 14. - No. 2. - 2020. -P. 5797-5802.

9. Nevolina, V.V. Language and Society: Adult Population Value Orientations Active Lifestyle in Communication and Social Mo-bility/ V.V. Nevolina, K. Prokhodtsev, N.V. Osipova, A.M. Yudina, A.A. Zharkova, G. Karpenko, V. Volkova // APPLIED LINGUISTICS RESEARCH JOURNAL-V. 5. - No. 6-2021. -P. 189-194.

10. Fortova, L.K. Needs of Information and Communicative Culture Formation in Higher Education: Risks and Prospects / L.K. Fortova, A.M. Yudina, M.S. Fabrikov, M.V. Deneko // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD2018, Dushanbe, December 26-27,

2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press,

2019 - P. 526-530.

11. Fortova, L.K. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile L.K. Fortova, A.M. Yudina, A.V. Gudkova, V.A. Mashkina // Advances in social science, education and humanities research: Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" TPHD2018, Dushanbe, December 26-27, 2018 / Editor Kh. Dz. Shambezoda. - Dushanbe: Atlantis Press, 2019. - P. 531-534.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.