М. С. Пашоликов
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
возможности EVENT-технологий для формирования организационно-управленческих компетенций магистров менеджмента в процессе прохождения практики
Статья посвящена актуальным проблемам прохождения организационно-управленческой практики магистрами менеджмента. Рассматривается вопрос о возможностях event-технологий для формирования необходимых компетенций менеджера.
Ключевые слова: магистратура, организационно-управленческая практика, компетенции, event-технологии.
М. Pasholikov
THE POTENTIAL OF EVENT TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING MASTERS' OF MANAGEMENT COMPETENCIES IN THE COURSE OF PRACTICAL TRAINING
The article is devoted to the relevant problems of organizational and administrative field practice by master's degree students in the field of management. The article dwells upon the potential of event technologies in building the essential competencies of a professional manager.
Keywords: master's degree programme, organizational and administrative field practice, competences, event-technologies.
Сегодня образование выступает в качестве инструмента развития экономики и современного общества. Основные ориентиры и цели образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы. Выделение правительством РФ необходимых ресурсов и создание механизмов их эффективного использования направлены на повышение конкурентоспособности российской системы образования. Согласно Распоряжению правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [6], одним из приоритетов является обеспечение высокого качества программ магистратуры. Уров-невое образование предполагает динамичный характер развития образовательных программ, зависимость спроса на них от рынка труда и тенденций развития научного знания [3].
Современные реалии выдвинули новые требования к содержанию профессиональной подготовки менеджеров. Проектирование образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами нового поколения ориентировано, прежде всего, на удовлетворение
потребности работодателей из динамично развивающихся отраслей экономики в высококвалифицированных кадрах. В этих условиях основной задачей магистратуры по направлению «Менеджмент» становится профессиональная подготовка будущих менеджеров к аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности [4].
На сегодняшний день в подготовке магистров менеджмента в системе высшего профессионального образования определяющую роль играют возможности и условия для прохождения студентами организационно-управленческой практики. От ее содержания и организации во многом зависит успешность профессиональной подготовки студентов. Она является инструментом, объединяющим теоретическую подготовку магистранта с возможностью апробации полученных им знаний в реальных условиях. Данный вид практики дает возможность получить информацию через обратную связь со стороны принимающей организации не только об уровне подготовки студента, но и о необходимости изменений в образовательном процессе с целью соответствия современным требованиям рынка труда.
Любой студент на определенном этапе своего обучения сталкивается с проблемой поиска места практики, а также с проблемой ее эффективного прохождения. На факультете управления РГПУ им. А. И. Герцена создана и успешно используется целая система инструментов, направленных на решение указанных проблем.
Благодаря постоянно обновляемой базе данных, содержащей контакты руководителей компаний, и менеджеров служб по работе с персоналом, у студентов существует широкий выбор мест прохождения практики.
В рамках стратегии взаимодействия с бизнес-средой на факультет регулярно
приглашаются специалисты-практики для проведения открытых лекций, семинаров и мастер-классов. Кроме того, топ-менеджеры компаний города — частые гости корпоративных мероприятий, проводимых ежегодно: конкурса студенческих проектов «День карьеры менеджера», научно-практической конференции «Менеджмент XXI века» и международной студенческой конференции «Инновационные студенческие проекты в сфере предпринимательства, экологии, образования и менеджмента».
Успешно реализуется практика посещения студентами факультета крупных кон-грессно-выставочных мероприятий, что способствует расширению профессиональных и деловых контактов [5].
Приведенные примеры свидетельствуют о постоянной работе, которую проводит факультет в направлении совершенствования учебного процесса, в частности, — по обеспечению студентов местами прохождения практики.
Вместе с тем проведенное среди студентов исследование показало, что значительная их часть относится достаточно формально к этому элементу учебного процесса. Зачастую прохождение практики сводится к составлению отчета. И с этим связана проблема итогового контроля результатов практики. Аттестация превращается в простое оценивание содержания письменного отчета магистранта, который не всегда объективно отражает качество прикладной деятельности в профессиональной сфере. Кроме того, согласно проведенному опросу, многие студенты связывают свои ожидания от практики не только с возможностью получить опыт, но и с желанием заработать, что в реальных условиях встречается редко.
В условиях развития рыночных отношений в России, в отличие от плановой экономики СССР, проблема прохождения
студентами практики актуализировалась в связи с тем, что специалист с опытом работы ценится гораздо больше, нежели без такового. Бизнес, с одной стороны, стремится заполучать подготовленных, имеющих практические навыки молодых профессионалов. С другой стороны, коммерческие предприятия не всегда готовы создавать возможности для приобретения будущими профессионалами прикладных умений через предоставление возможности прохождения практики.
Данное положение дел вызвано отсутствием мотивации для бизнеса. Во многих случаях организации видят в практикантах лишь бесплатную рабочую силу для выполнения подсобной работы. Это не всегда плохо, однако такая ситуация не отвечает потребностям магистрантов в получении практического опыта и формирования навыков. К тому же, российский бизнес продолжает оставаться достаточно закрытым, чтобы пускать практикантов в свою внутреннюю документацию.
Таким образом, проблемы организационного, качественного и даже финансового характера, связанные с организационно-управленческой практикой, остаются часто нерешёнными.
Сложившаяся ситуация требует от высших учебных заведений постоянного поиска альтернативных способов организации учебной и производственной практики, позволяющих студентам осваивать практические знания, физически не находясь в сторонних организациях. Так, например, многие вузы стремятся организовывать консорциумы, которые консолидированно подходят в вопросу организации практики [1].
Одним из способов, обеспечивающих возможность осваивать необходимые виды деятельности и инициировать реальные бизнес-процессы, является управление
подготовкой и проведением событий (event) различного формата, масштаба и направления.
Управление событиями (event-менеджмент) представляет собой деятельность по планированию, организации, проведению и контролю различных событий и мероприятий. Event-технология представляет собой логическую цепь взаимосвязанных фаз, реализация каждой из которых определяется собственной целью, назначением, совокупностью работ и итоговыми результатами.
Ульрих Хальцбаур в своей книге «Event-менеджмент» предлагает выделять семь фаз, которые осуществляются при проектировании и реализации событийного процесса: инициирование; старт; подготовка; пуск; действие; последствие; подведение итогов [7].
Как можно увидеть, логика действий при организации события схожа в своей последовательности с логикой управления проектом.
В связи с этим, учитывая, что одной из главных целей организационно-управленческой практики является формирование у магистрантов управленческих навыков, можно говорить о том, что технологии событийного менеджмента [2] можно рассматривать как инструмент формирования компетенций, необходимых менеджеру.
В таблице представлено соотнесение некоторых видов работ, входящих в event-технологию и выполняемых в ходе подготовки и реализации событий, с компетенциями, которые, согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация(степень) «магистр»), должны быть сформированы у студентов.
Как видно из таблицы, последовательная реализация event-технологии позволяет студентам формировать и применять свои
управленческие навыки одновременно в различных областях:
• управление человеческими ресурсами;
• маркетинг;
• финансы;
• стратегический менеджмент;
• управление защитой окружающей среды и здоровья и др.
Стоит отметить, что в студенческой среде существует неподдельный интерес к различного рода мероприятиям. Согласно опросу, проведенному на факультете управления РГПУ им. А. И. Герцена, более 80% респондентов хотели бы получить практические навыки в области организации событий. Через инструменты еуегЛ-менеджмента студенты хотели бы развивать свои знания в области управления проектами, креативность, стрессоустойчи-вость, презентационные навыки и многое
другое, что способствует их профессиональному становлению и развитию как менеджеров. На рисунке представлены наиболее интересные, с точки зрения студентов, работы, которые они готовы выполнять и реализовывать на практике при организации событий.
Подводя итог сказанному, отметим, что успех применения еуеп1;-технологий, безусловно, зависит и от профессиональной компетентности педагогов, от их способности разрабатывать и реализовывать новые программы практик, позволяющие студентам с готовностью применять полученные знания и раскрывать лидерские качества. В этих условиях еуеп1;-техно-логии обладают мощным потенциалом в качестве инструмента формирования компетенций, необходимых современному менеджеру.
Соотнесение компетенций с работами по организации событий
Формируемые организационно -управленческие компетенции Набор работ, формирующих компетенции
способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1) • назначение исполнителей и руководителей; • формирование команды; • распределение задач; • контроль реализации концепции
способность разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2) • формирование и оформление идеи и видения; • постановка целей; • выстраивание стратегии хода мероприятия; • проведение маркетинговых исследований
умение использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3) • разработка бюджета; • составление финансовых отчетов; • анализ рисков
способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4) • разработка и реализация концепции мероприятия; • выстраивание логистики; • работа с участниками; • выбор и подготовка места проведения; • обеспечение питания; • получение обратной связи по итогам
■ Цианирование, согласование, осуществление и контроль мероприятий (28%)
■ Управление взаимоотношениями с event- и PR-агентствами и оценка эффективности сотрудничества (14%)
■ Разработка и реализация концепций, идей, механик и сценариев мероприятий (29%)
Оценка эффективности мероприятий, поиск путей их совершенствования (15%)
■ Ведение спонсорских проектов: разработка спонсорской стратегии (14%)
Распределение действий при подготовке мероприятия по степени заинтересованности у студентов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апевсаова 3. В. Организация деятельности Консорциума педагогических университетов (вопросы методологии) //Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 115.
2. Апевалова 3. В., Громова Л. А. Экоинновационный менеджмент конгрессно-выставочных мероприятий: основные этические модели // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. № 3 (45). С. 119.
3. Громова JI. А. Стратегические задачи управления образовательными программами на основе стандартов третьего поколения // Вестник Герценовского университета. № 9. 2010. С 17-19.
4. Громова Л. А., Згтчето 3. В. Ресурсы повышения качества образования в контексте задач модернизации высшей школы // Управление и гуманитарное знание: Материалы междисциплинарного научного семинара / Редкол.: В. А. Абчук и др. СПб., 2004. С. 73
5. Егорова Е. В. Организация практики на факультете управления // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. № 4. С. 27-28.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
7. Халъцбаур У. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер; Пер. с нем. Т. Фоминой. М.: Эксмо, 2007. 384 с.
REFERENCES
1. Apevalova Z. V. Organizatsija dejatel'nosti Konsortsiuma pedagogicheckih universitetov (voprosy meto-dologii) SS Vysshee obrazovame v Rossii. 2013. № 12. S. 115.
2. Apevalova Z. V., Giomova L. A. Ekoinnovatsionnyj menedzlmient kongressno-vystavochnyh meroprija-tij: osnovnye eticheskie modeli // Etnosocium i mezhnatsional'naja kul'tura. 2012. № 3 (45). S. 119.
3. Gromova L. A, Strategicheskie zadachi upravlenija obrazovatel'nymi programmami na osnove standartov tret'ego pokolenija SS Vestnik Gertsenovskogo universiteta. № 9. 2010. S 17-19.
4. Gromova L. A., Zinchenko Z. V. Resursy povyshenija kachestva obrazovanija v kontekste zadach moder-nizatsii vysshej slikoly SI Upravlenie i gumanitarnoe znanie: Materialy mezhdisciplinamogo nauchnogo seminara / Redkol.: V. A. Abchuk i dr. SPb., 2004. S. 73.
5. Egorova E. V. Organizatsija praktiki na fakul'tete upravlenija II Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2009. № 4. S. 27-28.
6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrja 2012 g. № 2620-r Ob utverzhdenii plana meroprijatij («dorozhnoj karty») «Izmenenija v otrasljah sotsial'noj sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obra-zovanija i nauki».
7. Hal'cbaur U. Event-menedzhment / U. Hal'cbaur, E. Jettinger, B. Knause, R. Mozer, M. Celler; Per. s nem. T. Fominoj. M.: JEksmo, 2007. 384 s.
E. А. Еремина
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ТИПЫ ОШИБОК ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВОСПРИЯТИИ РУССКИХ СЛОВЕСНЫХ ОБРАЗОВ ВРЕМЁН ГОДА
Автором представлены результаты эксперимента, направленного на выявление распространенных ошибок иностранных студентов в восприятии русских словесных образов времён года, приведена классификация таких ошибок. Описаны три основные группы: ошибки в определении 1) парадигмы образа, 2) семантической структуры словесного образа, 3) степени образности.
Ключевые слова: методика обучения РКИ, типы ошибок, словесные образы времён года.
Е. Eremina
FOREIGN STUDENTS' ERRORS IN THE PERCEPTION OF RUSSIAN VERBAL IMAGES OF SEASONS
This paper presents results of experiment aimed to find out foreign students' common errors in the perception of Russian verbal images of seasons. A classification of the errors is suggested. Three groups of the errors are discussed: 1) errors in the verbal image paradigm, 2) errors in the semantic structure, 3) errors in the evaluation of the figurative level.
Keywords: Russian as a foreign language, error types, verbal images of seasons.
Важнейшее условие построения эффективной методики обучения иностранному языку — выявление и анализ ошибок в использовании языковых единиц, разработка на основе такого анализа приёмов, направленных на предотвращение подобных ошибок в будущей практике студента. Методисту и преподавателю важно знать, что именно не понимает его студент, с тем чтобы помочь ему справиться с непониманием, восполнить пробелы в понимании; важно понять мыслительную цепочку, ведущую к ошибке, чтобы исправ-
лять её и направлять мысль студента в нужное русло.
При создании методики обучения восприятию особой разновидности языковых единиц — словесных образов — возникла потребность в выявлении распространенных ошибок, допускаемых иностранными студентами при восприятии русских словесных образов времён года, в создании особой классификации ошибок, с опорой на которую могла бы происходить дальнейшая разработка типовых заданий.