M. С. Пашоликов
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ СОБЫТИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В статье рассматривается вопрос о роли академического консультирования в процессе подготовки бакалавров в рамках деятельности учебной лаборатории событийного менеджмента.
Ключевые слова: менеджмент, академическое консультирование, учебная лаборатория.
M. Pasholikov
ACADEMIC ADVISING IN THE ACTIVITIES OF EVENT MANAGEMENT LEARNING LAB
The article deals with the question of the role of academic advising in the learning process of bachelors of management in the laboratory of event management.
Keywords: management, academic advising, learning lab.
События различного формата и масштаба сопровождают студентов на протяжении всего периода их обучения. Ежегодно в вузах проходит множество мероприятий — это и посвящение в первокурсники, и «студенческая весна», и научные форумы, и конференции, и, даже, конкурсы красоты.
В рамках стратегии взаимодействия с бизнес средой в институт экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена регулярно приглашаются специалисты-практики для проведения открытых лекций, семинаров и мастер-классов. Ежегодно проводятся корпоративные праздники — конкурс студенческих проектов «День карьеры», научно-практической конференции «Менеджмент ХХ! века» и международной студенческой конференции «Инновационные проекты в области предпринимательства, образования, экологии, спорта и туризма».
Большинство мероприятий организуется самими студентами, в рамках учебной и производственной практик, при поддержке преподавателей, однако, как показывают результаты исследований, большинству
студентов не хватает как теоретической, так и практической подготовки в области событийного менеджмента.
Реализация потребности студентов в освоении технологии событийного менеджмента требует специальной формы организации процесса подготовки будущих бакалавров менеджмента. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Б. Т. Лихачев рассматривает форму обучения как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся» [1].
Организацию обучения в форме лаборатории (лабораторно-бригадное) широко использовали еще в 20-х годах XX века в советской средней и высшей школе как альтернативу традиционной классно-урочной системе. Работа в рамках лабораторий строилась путем создания бригад, которые под руководством бригадира выполняли учебные задания в течение двух-четырех недель.
На кафедре социального управления института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена организована учебная «Лаборатория событийного менеджмента», целью деятельности которой является создание условий для вовлечения студентов в практическую управленческую деятельность по организации различных событий (межвузовских конференций, круглых столов, семинаров и т. д.) [3].
Основополагающее значение в эффективности процесса подготовки будущих бакалавров в учебной лаборатории играет система индивидуальной поддержки каждого студента, осуществляемая в рамках академического консультирования.
Академическое консультирование представляет собой интерактивный процесс сотрудничества, в ходе которого консультант помогает студенту ставить и достигать образовательные цели, принимать ответственные решения, согласующиеся с его индивидуальными интересами и способностями.
Ключевую роль в организации деятельности лаборатории играет академический консультант.
Как правило, академическим консультантом является сотрудник высшего учебного заведения, который закреплен за группой студентов и помогает им в реализации индивидуальных образовательных траекторий. Академический консультант выполняет три группы функций:
• педагогическую — создание условий успешного развития студентов;
• организаторскую — организация познавательной деятельности;
• диагностическую — осуществление контроля результатов деятельности студентов.
Процесс академического консультирования в рамках учебной лаборатории строится на ряде принципов — специфических положений, определяющих требования к самому процессу подготовки будущих бакалавров менеджмента:
• принцип взаимосвязи теоретического обучения с практической деятельностью заключается в создании необходимых условий для выработки у студентов практического опыта, необходимого для их будущей профессиональной деятельности. При обучении менеджменту практика способствует не только углубленному пониманию и усвоению теоретических знаний, но и формированию умений и навыков для применения этих знаний;
• принцип обеспечения личностного включения практиканта означает вовлечение студентов в процесс освоения практических навыков через самостоятельное принятие решений в конкретных ситуациях;
• принцип проектирования и моделирования в учебной деятельности целостного содержания условий и форм профессиональной деятельности подразумевает перенесение теоретических знаний в практическую плоскость и дает возможность студентам сформировать целостное представление об их профессиональной деятельности;
• принцип междисциплинарности ориентирован на использование синтеза знаний и умений практикантов, полученных ими при изучении дисциплин учебного плана: самоорганизация, информационные технологии в менеджменте, теория менеджмента, деловые коммуникации, современный менеджмент, международный менеджмент [2].
Исходя из содержания фаз и вех технологии событийного менеджмента основные функции академического консультанта в лаборатории событийного менеджмента представлены в таблице [4].
Таким образом, организация обучения в форме лаборатории событийного менеджмента, на основе принципов академического консультирования, позволяет реализовать организационно-управленческую, информационно-аналитическую и предпринимательскую деятельность будущих бакалавров менеджмента.
Основные функции академического консультанта в лаборатории событийного менеджмента
Фаза/веха Содержание деятельности Основные функции
Веха 0 Идея event родилась, ее • организация рабочего места;
«призрак» и очертания «витают в • организация допуска к информации, необходимой
воздухе» для реализации практической деятельности; • инструктаж на рабочем месте; • консультации и разъяснение основных составляющих технологии событийного менеджмента
Иниции- Оформление идеи и определение • организация групповой работы по
рование event, подготовка проекта для гененрированию и оформлению идей и оформлению
лиц, принимающих решения документов в соответствии с требованиями (разработка концепции события)
Старт Фаза планирования: • организация работы по составлению
распределение задач, календарного плана реализации концепции;
формирование команд, пла- • конкретизация задач по зонам ответственности,
нирование хода мероприятия, исходя из разработанной концепции;
примерное планирование • формирование команд под конкретные зоны ответственности; • конкретизация индивидуальных заданий
Подго- Окончательное планирование: • выдача отдельных конкретных поручений, исходя
товка подготовка и организация из поставленных задач и контроль их исполнения;
события • координация деятельности внутри команд; • надзор за соблюдение календарных сроков; • оказание помощи при выполнении поручений
Пуск Наступление event, активная • координация деятельности внутри команд;
деятельность по обустройству • контроль за ходом подготовки помещений для
места проведения, монтажу сооружений и оборудования, поставкам, обеспечению проведения и проверка функционирования оборудования
прибытия гостей
Действие Ход event-мероприятия: от • обеспечение соблюдения логистики события;
открытия до закрытия • оказание консультационной поддержки
После- Завершение event: работы на • контроль за получение обратной связи от
действие месте проведения, демонтаж сооружений и оборудования участников события
Подве- Заключительные организацион- • организация групповой работы по подведению
дение ные работы. Обработка данных, итогов и составлению отчетной документации для
итогов финансовый отчет заинтересованных сторон
Оконча- Проект закрыт • оценка результатов деятельности студентов;
ние • подготовка предварительного отзыва на каждого
проекта из бакалавров
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.
2. Модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики на основе технологии событийного менеджмента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 142-146.
3. Пашоликов М. С. Проект «Лаборатория событийного менеджмента» Проекты и методические разработки воспитательной деятельности в вузе. Вып. 2. Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Р. У. Богдановой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 163 с.
4. Хальцбаур У. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер; Пер. с нем. Т. Фоминой. М.: Эксмо, 2007.
REFERENCES
1. Lihachev B. T. Pedagogika: Kurs lekcij: Ucheb. posobie dlja studentov pedagog, ucheb. zavedenij i slushatelej IPK i FPK. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt-M, 2001. 607 s.
2. Model' podgotovki bakalavrov v processe uchebnoj praktiki na osnove tehnologii sobytijnogo menedzhmenta // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2015. № 178. S. 142-146.
3. Pasholikov M. S. Proekt «Laboratorija sobytijnogo menedzhmenta» Proekty i metodicheskie razrabotki vospitatel'noj dejatel'nosti v vuze. Vyp. 2. Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod red. prof. R. U. Bogdanovoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2014. 163 s.
4. Hal'cbaur U. Event-menedzhment / U. Hal'cbaur, Je. Jettinger, B. Knause, R. Mozer, M. Celler; Per. s nem. T. Fominoj. — M.: Jeksmo, 2007.
Т. Ю. Сячина
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается проблема педагогической подготовки специалиста, реализующего обучение на рабочем месте. Для решения исследуемой проблемы обосновано и сформулировано определение «инструктор производственного обучения», определено содержание его деятельности, способ реализации обучения на рабочем месте. Результатом исследования является перечень основных трудовых функций, компетенций, необходимых инструктору для реализации обучения на рабочем месте.
Ключевые слова: внутрифирменное обучение, обучение на рабочем месте, инструктор производственного обучения, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность.
T. Syachina
PEDAGOGICAL ACTIVITY OF INSTRUCTOR TRAINING IN THE WORKPLACE
The article considered the problem of instructor training in the workplace, implementing training in the workplace. To determine the definition of« instructor training in the workplace», to determine the content of its activities, the method of implementing learning in the workplace. The result of the study is a list of essential job functions, competencies required the instructor to implement training in the workplace.
Keywords: corporate training, training in the workplace, instructor training in the workplace, professional competence, pedagogical competence.
Расширение области профессиональных задач современных рабочих кадров предполагает изменение организации и содер-
жания труда. Такая ситуация складывается из-за высокого темпа развития новых технологий, оборудования, условий, в кото-