и делать выводы о продуктивности работы преподавателей.
Механизмы криптографической защиты могут быть реализованы в виде шифрования отдельных документов или всех документов, использующихся в программном средстве. Шифрование может осуществляться симметрично и поблочно в соответствии с отечественным стандартом шифрования ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования».
Механизмы контроля целостности могут быть реализованы программно. Данные средства позволят защищать информацию от фальсификаций.
В перспективе предполагается решить проблему защиты АРМ преподавателя от возможных атак со стороны локальных и глобальных сетей при подключении к их ресурсам.
Таким образом, внедрение технологии АРМ в деятельность кафедры позволит в значительной мере повысить эффективность работы педагогических работников. Также стоит отметить, что вопрос защиты информации от НСД является сложным, но реализуемым. Это направление защиты является основным в общей структуре политики информационной безопасности АРМ.
Список литературы:
1. Примакин А.И., Муравьёв A.B., Селюгина C.B. Использование автоматизированных рабочих мест в деятельности органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации//Вестник СПбУ МВД России. 2011. № 4 (52).
2. Положение об учебно-методическом обеспечении образовательных программ в федеральном государственной казённом образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Приложение № 16 к приказу Санкт-Петербургского университета МВД России от 12 февраля 2016 г. № 68, ч. 11).
3. Дьячков В.В. Защищённый терминальный доступ для нужд МВД России//Информационные технологии, связь и защита информации МВД России 2012 : сб. статей. М., 2012.
4. АРМ «Судимость»/Сайт «Инфосеть-С Инфорационные Системы». — URL: http://www.infonet-c.ru/arm-gu-sud/ (дата обращения: 12.11.2016).
5. Защита от НСД. Термины и определения: Руководящий документ Гостехкомиссии (утверждён решением председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992 г.).
6. Щеглов А.Ю. Защита компьютерной информации от несанкционированного доступа. СПб.: Наука и техника, 2004. - 384 с.
© Иванов А.Ю., Примакин А.И., Чудаков O.E., Редковников В.А., 2017
УДК 37 НИМИРОВСКАЯ Юзефа Казимировна
Доцент кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,
кандидат педагогических наук Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
E-mail^ yuzefa_nimirovskaya@mail.ru
NIMIROVSKAYA Yuzefa Kazimirovna
Assistant professor of the Department of General Psychology of the Saint-Petersburg University of
the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
E-mail^ yuzefa_nimirovskaya@mail.ru
Возможности естественнонаучных дисциплин в подготовке психолога посредством интерактивных методов обучения в образовательных организациях МВД России
The potential of the natural sciences for training staff psychologists through interactive teaching methods in educational organizations of MIA of Russia
В статье обосновывается важность естественнонаучных дисциплин в профессиональной подготовке психолога правоохранительных органов, значение нейрофизиологических механизмов работы мозга как основы для последующего изучения психологии. Рассматривается необходимость инновационного подхода в процессе обучения курсантов в образовательных организациях МВДРоссии.
Ключевые слова: инновационный подход, интерактивное обучение, качество образования, рефлексия.
The article shows importance of the natural sciences in vocational training of the law enforcement structures' psychologist, significance of the neurophysiological tools of brain function as the basis of further studying psychology. The need for innovative approach during the cadets' educative process is being considered.
Keywords: innovative approach, interactive teaching, education quality, reflection.
В условиях реформирования системы образования, введения новых ФГОС ВО определены повышенные
требования к качеству подготовки курсантов ОО МВД России, что актуализирует необходимость уточнения
дидактических условий, направленных на подготовку будущих сотрудников правоохранительных органов. Педагогические работники берут на себя ответственность за отбор и конструирование содержания, форм, методов, которые соответствовали бы современным концепциям образования, помогли бы осмыслить место учебной дисциплины в процессе подготовки специалистов. Лишь в этом случае можно говорить о качественном образовании, т.к. качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Каждый год на первый курс факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России по специальности «Психология служебной деятельности» приходят курсанты, стремящиеся получить фундаментальное психологическое образование. Естественнонаучные дисциплины учебного плана (на основе ФГОС ВО) — «Анатомия и физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности» являются обязательными предметами в ряду учебных дисциплин, обеспечивающих базовую систему знаний, необходимую для овладения высшим образованием по специальности 37.05.02 — психология служебной деятельности. Без знаний законов анатомии и физиологии центральной нервной системы невозможно полноценное усвоение и использование специальных знаний в образовательном процессе. Естественнонаучные дисциплины предназначены для создания у курсантов необходимой основы последующего изучения психологии.
Современные условия требуют подготовки психологов, обладающих профессиональными знаниями и в области физиологии. Основная задача — формирование целостного представления о строении материальной основы психики — центральной нервной системы. Важной особенностью преподавания является более углубленное рассмотрение роли центральной нервной системы в регуляции физиологических процессов. Для успешного выполнения профессиональных задач психологам, которые в своей работе будут иметь дело с результатом деятельности ЦНС, с проявлением высших психических функций человека — агрессией, памятью, стрессами, эмоциями, необходимо иметь фундаментальные знания о нейрофизиологических механизмах работы мозга.
Однако изучение биологических дисциплин имеет свои особенности. Курсанты должны не просто ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга и владеть системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, но и владеть анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях, навыками анализа психофизиологических показателей деятельности. Вместе с тем приходится сталкиваться с рядом сложностей — это большой объём материала, что требует от преподавателя максимально эффективно использовать учебное время. Второе — получаемые знания должны быть конкретными, курсанты должны понимать основы сложнейших механизмов регуляции физиологических функций. Как же можно реально помочь курсантам?
Интерактивное обучение выступает как одно из средств решения сложившейся проблемы. С одной стороны, интерактивное обучение повышает качество работы педагогического работника и создает условия для самовыражения, самосовершенствования и проявления
индивидуальности курсантов. С другой, оно способствует ориентации педагогического воздействия на конкретного курсанта с его особыми потребностями и возможностями. Внедрение интерактивных форм обучения — одна из важнейших инноваций в современном образовании. Инновационный подход в построении обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи. В.В. Гузеев указывает, что интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» [7, с. 31]. В то же время интерактивное обучение решает задачи и сугубо предметные, например^ добиться формирования у обучающихся определенных компетенций, реализовать творческий подход к изучению дисциплины. Качество обучения зависит во многом не от уровня взаимодействия курсантов друг с другом, а от качества взаимодействия курсантов с преподавателем или, если быть точнее, от качества взаимодействия преподавателя с курсантами.
При определении интерактивного обучения важно особо подчеркнуть роль педагога. Педагогический работник как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом. В ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. Продуктом образовательной деятельности курсантов университета являются образовательные результаты — новые по отношению к тем, которые были или могли быть без нововведения.
Итак, педагогическому работнику, составляющему план семинарского или практического занятия, предстоит ответить на множество вопросов. Какую новую информацию для курсантов будет содержать занятие? Как следует построить занятие, чтобы оно вызвало живой отклик? Что может вызвать у курсантов неоднозначную реакцию, настороженность, даже отторжение? Справятся ли они с заданиями, которые не ограничиваются запоминанием или усвоением материала? Есть ли у темы данного занятия «выход» в психологические дисциплины, насколько чётко прослеживаются инте-гративные связи «анатомия и физиология центральной нервной системы — психология»? Как можно использовать это занятие для развития навыков, применимых в области психологии? Что из тематических аспектов занятия может заинтересовать курсантов в дальнейшем? Как курсанты смогут распорядиться знаниями, полученными на занятии?
Эффективным способом усвоить информацию по учебной дисциплине и применить на практике важные умения и навыки (объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться) является метод «разбивка на кластеры». Кластеры предпочтительней составлять всей группой. Сначала преподаватель записывает термин в кружочке в центре тетрадного листа. Затем он приглашает курсантов высказать свои термины, определения, идеи — используется метод «мозгового штурма».
Эти предложения помещаются в кружочках и соединяются с ним прямой линией. Когда курсанты оформили кластеры, преподаватель предлагает указать, где оказалось недостаточно информации. Если
курсанты не вполне уверены в чём-либо, то рядом с кружочком рисуется знак вопроса. Далее педагогический работник просит группу обратить особое внимание при чтении (или прослушивании) текста на следующие моменты:
- в чём курсанты оказались правы;
- какие предположения были ошибочными;
- что удалось прояснить;
- какие вопросы оказались невыясненными, в чём были затруднения.
Закончив работу, рабочим парам курсантов предстоит изложить и аргументировать свои варианты кластеров перед всей группой.
Для демонстрации практической значимости изучаемых анатомических фактов курсантам предлагаются для решения ситуационные задачи, ситуационный анализ, которые требуют анатомически обоснованных ответов. Ситуационные задачи позволяют контролировать степень усвоения знаний путём мобилизации различных познавательных умений от уровня узнавания, распознавания до элементов логического мышления, при этом важно, чтобы эти примеры не просто сообщались педагогическим работником, а осмысливались курсантами и слушателями в процессе их решения, что также позволяет каждому курсанту высказать своё мнение.
Иногда при решении ситуационных задач возможно применение технологии «мозгового штурма». Сущность этой технологии заключается в том, что курсанты и слушатели обсуждают проблему, описанную в задаче, выдвигают разные версии, но решение принимается коллективно. Данный прием переходит в следующую стадию: «думай — делись мнениями». Преподаватель задаёт вопрос по теме занятия. Курсанты обдумывают ответ индивидуально (или же кратко отвечают на вопрос письменно). Затем курсанты объединяются в пары и сравнивают свой ответ с ответом партнера, после чего несколько пар делятся плодами совместных умственных усилий со всей группой. Это помогает лучше осмыслить учебный материал, разобраться в том, как устроен наш организм и как он работает. В результате совместной групповой работы, анализа, осмысления ситуационной проблемы курсанты получают навык работы в коллективе, работы с информацией, умения слушать и умения быть услышанным. Заслуживает внимания в образовательном процессе такая интерактивная форма обучения, как «дискуссионная площадка». Это одна из сложных форм занятий и применяется на обобщающих семинарах.
Более подробно хотелось бы остановиться на проектной деятельности курсантов, которая обеспечивает развитие проектных компетенций. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Основателем метода проектов считают американского педагога Дж. Дьюи. Знания и учебные предметы не рассматривались им как самоцель, а выступали средствами развития личности учащегося [2, с. 12]. Килпат-рик вводит проектную деятельность в педагогический контекст. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем [11]. «Метод проектов» — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. При использовании проектной деятельности изменяется роль педагогического работника и курсантов.
Основная идея проектной деятельности заключается в том, что деятельность курсантов можно проектировать как систему обучения с использованием разнообразных познавательных задач, где результативность увеличивается от того, какие задачи использовались в учебном процессе. Формирование деятельности, где есть анализ, синтез, сравнение, обобщение и, конечно творческая деятельность, позволяет курсантам осваивать мотивированную систему действий, осуществляемых в теоретическом плане. Сложность такой деятельности определяется тем, имеют ли задачи репродуктивный или продуктивный характер, могут ли рассматриваться как проблемные или требуют поиска.
Проектная деятельность заинтересовывает курсантов и слушателей, если они знают, что их проект будет востребован. Для курсантов проект — средство творческой самореализации.
Группами курсантов, слушателей, в т. ч. факультета подготовки иностранных слушателей, разработаны проекты по темам: «Анатомия и физиология центральной нервной системы», «Психофизиология сенсорной системы».
От чего же зависит уровень заинтересованности курсантов в проектной деятельности?
Первое: их мотивация. Положительная мотивация проявляется от уверенности курсанта в достижимости результатов, в получении ожидаемых последствий.
Второе: технологическая подготовленность курсантов и слушателей.
Практическая подготовка способствует приобретению инструментальных компетенций: умению работать с источниками информации, планированию учебной и исследовательской деятельности.
Автором разработаны методические рекомендации «Учимся работать над проектами» по выполнению проектной работы, которые содержат методику и последовательность выполнения элементов проектной работы, указания по структуре и её содержанию, требования к её объёму и оформлению, описание организации процесса проектирования и советы по подготовке к защите проектной работы. Педагогический опыт показывает, что, независимо от технологий, которыми пользуется педагогический работник, он должен помочь курсантам в организации и контроле своей деятельности и научить:
- проявлять самостоятельность в планировании;
- думать и действовать самостоятельно;
- проявлять инициативу в новых ситуациях;
- получить опыт выхода за пределы выученного;
- познакомить с техникой экспериментальной работы, обработкой первоисточников и справочных материалов;
- самостоятельно найти способ решения проблемы проектной работы;
- помочь выдвигать гипотезу исследования;
- уметь проводить исследование и объяснять увиденное;
- уметь делать выводы.
Этап рефлексии, во время которого курсанты должны извлечь пользу из того, чему их учили, не менее важен. Им предстоит обдумать смысл пройденного материала. Методических приёмов на стадии рефлексии множество. В конце занятия курсанты обращаются к схеме «Знаем — Хотим узнать — Узнали» или приёму «синквейн».
Что касается методов контроля усвоения знаний, то автор использует традиционные методы — устный и письменный опросы, в котором имеют место живой контакт преподавателя и курсанта, а также тестовый контроль. Этап оценивания учебных достижений курсантов предполагает выставление оценки. Оценка — это определение и выражение степени усвоения курсантами знаний и умений, установленных программой. Она должна быть объективной и обоснованной. Преподавание в рамках проектной деятельности предполагает более гибкую оценочную шкалу. С одной стороны, преподаватель должен убедиться, что курсант усвоил
пройденный материал, с другой — что он учится думать и учится учиться. Поэтому преподавателю рекомендуется сначала продумать систему оценки успеваемости и только после этого проводить занятие.
Таким образом, курсанты факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом по специальности «Психология служебной деятельности» должны осознанно прийти к пониманию того, чтобы уметь использовать полученные знания в рамках естественнонаучных дисциплин на последующих этапах обучения.
Список литературы
1. Антони М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 53-63.
2. Бим-Бад Б.М. Борьба в буржуазной педагогике вокруг педагогического наследия Д.Дью. М., 1976.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. Минск: Владос, 2001. 304 с.
4. Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения II Информатика и образование. 2011. № 6.С. 111-114.
5. Воронина Г.А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках биологии II Биология в школе. 2010. № 5. С. 37-39.
6. Гин A.A. Приёмы педагогической техники^ Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2007. 112 с.
7. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии^ дидактический инструментарий. М.: Сентябрь, 2006. 192
8. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения II Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 81-87.
9. Калиновска С.Б. Модель интерактивного учебного процесса в образовательной системе высшей школы II Alma mater. Вестник высшей школы. 2012. № 4. С. 40-43.
10.Запорожец Е.А. Интерактивные методы профессиональной подготовки студентов — будущих государственных служащих II Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 76-79.
И.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной и зарубежной педагогике //Педагогика. 1994. № 5. С. 104-109.
12.Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогический процесс /пер. с анг. Янжул. Л., 1925.
13.Малышева ТВ. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся II Учитель в школе. 2010. № 4. С. 14-16.
14.Мамирова К.Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения //География и экология в школе XXI века. 2010. № 7. С. 72-76.
15. Слободчиков В. Проблемы становления инновационного образования //Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 4-28.
16. Хуторский A.B. Практикум по дидактике и методикам обучения. СПб.: Питер, 2004.
© Нимировская Ю.К., 2017