УДК 159.9.07
ВОЗМОЖНОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА
Э.Ю. Сарсембаева
Инновационный Евразийский университет,
Павлодар, Республика Казахстан
elmasars@mail.ru
Эффективность деятельности педагога, который не только транслирует знания, но и является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия, зависит от многих факторов. При рассмотрении управления школой как деятельности по обеспечению всего комплекса условий, от которых зависит качество образования, важное место должно быть отведено вопросам оптимизации стиля управленческой деятельности педагогического персонала.
Статья посвящена обоснованию возможности оптимизации стиля управленческой деятельности педагога-руководителя через осмысление его индивидуальных особенностей, а именно профиля сенсомоторной асимметрии мозга. На достаточной выборке (п = 140) с применением батареи тестов (п = 6) и статистических методов обработки данных определено значение психофизиологической закономерности жизнедеятельности головного мозга — функциональной специализации полушарий головного мозга — в выборе педагогами-руководителями средств управления. Показано, что руководители с леволатеральной и праволатеральной организацией головного мозга используют различные средства управления. Основным методологическим принципом, заложенным в программу исследования, является системный подход.
Ключевые слова: латеральная организация мозга, средства управления, оптимизация управления, педагог-руководитель.
Б01: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-150-160
В последние годы в силу целого ряда причин значительно возросла актуальность проблемы содержания, диагностики и типологии индивидуальных различий человека. По мнению В.И. Абакумовой, А.М. Ерохина, Г.М. Иващенко, О.Ю. Колосовой, О.Ф. Лобазовой и многих других ученых, «человек — это многогранное и многокачественное явление, продукт общественных отношений, природное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Именно поэтому для своего выражения он требует различных понятий, важнейшими из которых
являются «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» [1].
Одним из наиболее продуктивных подходов к изучению индивидуальных различий в психологической науке оказались те, которые опирались на теории биологических («природных») основ. В этом направлении были выполнены исследования И.П. Павлова, Б.М. Теп-лова и В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, Дж. Грея, Э.А. Голубевой, М.К. Кабардова, Г. Айзенка, Я. Стреляу и некоторых других ученых. Нейро- и психофизиологические процессы являются необходимым звеном
в понимании причин человеческой индивидуальности [2].
В процессе изучения научной литературы мы пришли к заключению о наличии существенных индивидуально-типологических различий личности в зависимости от латеральной организации мозга. Исследования Л.Я. Баллонова, В.М. Дегли-на, В.Л. Бианки, А.Р. Лурия, Б.И. Белого, Т.Н. Ушаковой, Е.Д. Хомской, Т.В. Черниговской и других доказывают, что процесс формирования (кодирование) и понимания (декодирования) речевого сообщения различны (дихотомичны). Неслучайность дихотомии подтверждается прежде всего морфофункциональной неравнозначностью мозговых структур — больших полушарий головного мозга [5].
Отечественная нейропсихология, основателем которой является А.Р. Лурия и его ученики, изучая проблемы индивидуальных различий в сопоставлении с принципами мозговой организации, доказывает допустимость использования нейропсихо-логического подхода к изучению проблемы индивидуальных различий, которые наряду с другими факторами детерминируют индивидуальную вариабельность психики человека (Е.Д. Хомская, 1996, 1998; Т.В. Аху-тина, 1998; Ю.В. Микадзе, 1999, 2002).
В последние годы был выполнен целый ряд работ, направленных на поиск связи разных признаков и показателей асимметрии человека с его индивидуально-психологическими особенностями. Данное направление представлено как отечественными (В.Н. Клейн, А.П. Чуприков (1987), Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова (1989), Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина (1994), В.А. Москвин (1996, 2002), Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколо-пова (1997), Е.Д. Хомская (1996, 1998, 1999),
В.П. Леутин, Е.И. Николаева (2005)), так и зарубежными исследователями: N. Sacano (1982), J. Kagan (1989), W Heller (1993), R. Eastwood, J. Tait (1996), J.S. Sieratzki, B. Woll (1996), M.R. Sulway et al. (1997), M. Annett (2000), A. Beaton (2005).
В настоящее время в психологии сложилось новое направление, которое занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с индивидуальными особенностями (среди российских исследователей это В.А. Москвин, Е.Д. Хомская). Его можно рассматривать как нейропсихологию нормы или же как психофизиологический подход к проблеме индивидуальных различий с учетом функциональных асимметрий человека.
Исследования специализации полушарий головного мозга доказывают корреляцию межполушарной асимметрии со следующими психическими характеристиками:
— с особенностями протекания различных психических процессов (Бианки, Филиппова, Шрамм, Еремеева, Мосидзе, Лурия, Хомская и др.);
— с когнитивным стилем как определенным способом приема и переработки информации: доминирование полушария головного мозга является основой для «поле-зависимости/поленезависимости», «экстра-версии/интроверсии», «гибкости/ригидности», «конвергентности/дивергентности мышления» (Егорова, Кабардов, Арцишев-ская, Ротенберг, Бондаренко, Тихомирова, Холодная и др.);
— с эмоционально-личностной сферой и познавательными процессами (Невская, Леушина, Павловская и др.);
— с особенностями индивидуальности и эффективностью обучения (Голубев, Ермаков, Кабардов, Арцишевская, Коновалов, Отмахова, Котик, Кураев, Смирнова и др.).
Функциональная специализация полушарий головного мозга — сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями и участвующее в формировании личностных особенностей человека.
С явлением латеральности связан целый ряд таких психологических противопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, конвергентное и дивергентное мышление, первая и вторая сигнальные системы восприятия, аналитичность и синтетичность, полезависимость и поленезависимость, ригидность и гибкость, экстраверсия и интроверсия и т. д. Разная степень выраженности этих психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правопо-лушарное» мышление с характерными для них способностями, эмоционально-личностными характеристиками, а также типичными особенностями адаптационных процессов в условиях управленческой деятельности (В.С. Ротенберг, С.М. Бондарен-ко, В.Л. Бианки, О.С. Андрианов, Л.И. Вас-серман и др.).
Огромный научный интерес представляют исследования, демонстрирующие различия специализации полушарий в зависимости от вербальных и невербальных характеристик предъявляемых стимулов, их эмоциональности, а также от способов переработки информации (А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, Л.Я. Балонов, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, А.В. Бару, Э.Г. Симерницкая, В.В. Иванов, Т.П. Хризман, Р.Ю. Ильюченок), что имеет непосредственное влияние на успешность управленческой деятельности.
При правополушарном доминировании наблюдается параллельное восприя-
тие информации, одновременное и многоканальное восприятие совокупности признаков разнообразной информации при сохранении целостной пространственной ориентации объектов в целом, в буквальном и в метафорическом смысле, происходит понимание чужого воображения. Сознание — интуитивное, хаотическое, абстрактное, ориентирование на фантазию, невербальное, аналоговое. Ориентация на эмоционально-чувственную информацию: музыкальную, шумовую при низких звуках, образную, красочную. Используется глобальная синтетическая стратегия, обеспечивающая пространственно-интуитивное, дедуктивное мышление, связанное с вербально образными, эмоциональными функциями и невербальной информацией, которая рождается в символах и образах. Асимметрия речевых функций: различение интонации речи и модуляции голоса, чувствительность к музыке, способность к выделению в звуках устойчивого ритма, распознавание сложных образов, идентификация человеческих лиц. Доминирующая модальность — зрительная, кинетическая. Развито чувство единения, общности с природой и людьми. Мышление конкретно-действенное, непосредственно включенное в практику. В психологической характеристике индивидов с доминированием правого полушария проявляются эмоциональная нестабильность, высокая тревожность, чувство страха, гнев [9]. Некоторые из этих характеристик можно признать неприемлемыми для педагога-руководителя.
Попытки искусственным образом (например, путем переобучения) изменить латерализацию еще ни разу не увенчались успехом [8], однако обучить новым стратегиям поведения, на наш взгляд, возможно.
Анализ психофизиологических особенностей у лиц, различающихся сенсорными и моторными асимметриями, показывает необходимость оценки их функциональных возможностей адаптации к экстремальным нагрузкам с учётом функциональных особенностей. Исследование, проведенное среди спортсменов, показало, что у них (по сравнению с неспортивными сверстниками) преобладают латеральные фенотипы с признаками синистраль-ности. Это свидетельствует о том, что для обеспечения эффективной адаптации необходима повышенная активность правого полушария. Быстрая реализация двигательных программ успешнее у лиц с латеральными фенотипами, обеспечивающими мозаичную активность коры головного мозга. В типологической классификации эти особенности требуется учитывать. В сферах деятельности, связанных с физическими нагрузками и быстрым реагированием на световые и звуковые сигналы, лучшие результаты показывают лица с преимущественно правым фенотипом и ведущим левым глазом, а худшие — с левым фенотипом и ведущим правым глазом. Лица с правыми сенсорными асимметриями могут длительно быстро двигаться, а с левыми — не обладают такой способностью [3].
Изучение функциональной асимметрии мозга на современном этапе приносит всё новые открытия.
В.Ю. Куликов и соавторы, проведя сравнительный анализ показателей социально-психологической адаптации и меж-полушарной специализации мозга, выделили ряд значимых связей. Авторы выяснили, что лица с доминированием левого полушария в стрессовых условиях принимают решение о возможности позитивного изменения ситуации и мобилизуют все
свои ресурсы для его достижения. Индивидуумы с праволатеральной специализацией при столкновении со стрессовой ситуацией стремятся к уходу от проблемы физически или психически [7].
И.И. Черемушникова [12], рассматривая связь полушарной асимметрии мозга и индивидуальных агрессивных стилей эмоционального поведения у первокурсников в период процесса адаптации к обучению, выявила, что у студентов с доминированием левополушарной активности (правый моторный профиль) преобладал положительный эмоциональный фон, а у людей с доминированием правополушарной активности — негативные эмоциональные состояния и отмечалась склонность к агрессии.
Исследования В.Г Григорян и соавторов [4] выявили следующий факт: отсутствие навыка в какой-либо деятельности требует дополнительных усилий, что несомненно отражается на межполушарном взаимодействии. Вследствие отсутствия навыка каждое полушарие, функционируя согласно своей специализации, вносит свой вклад в процесс реализации деятельности, выполняемой впервые. С упрочнением навыка выполнение задания приобретает стереотипный характер, что приводит к нивелированию межполушарной разницы у «профессионалов».
Вслед за учеными-исследователями мы считаем, что своеобразие индивидуальных психологических особенностей личности, которые проявляются в любой деятельности (в нашем исследовании — в управленческой деятельности педагога), обусловливается особенностями психофизиологической организации работы головного мозга.
Доказано, что психофизиологические особенности индивида определяют стратегию его взаимодействия с миром. В процес-
се обучения происходит повышение профессиональных компетенций руководителя, появляются новые навыки и развиваются имеющиеся. Однако в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени у индивида велика вероятность возвращения к ранее усвоенным стереотипам, и чем больше экстремальность ситуации и скорость развития непредвиденных событий, тем эта вероятность выше.
Увеличение угроз развития нестандартных ситуаций в современном мире предъявляет повышенные требования к компетентности педагога-руководителя в этих условиях. Поэтому необходима разработка комплексного стратегического подхода к решению этой проблемы. Организация подготовки педагогов-управленцев с учетом психофизиологических особенностей индивида позволит сформировать у руководителя специальные психологические знания, умения и навыки, готовность к принятию решений в экстремальных ситуациях, повысить их уровень психологической защищенности и предупредить нежелательные реакции.
В нашем исследовании мы использовали понятие «индивидуальный профиль функциональной сенсомоторной асимметрии», который отражает особенности меж-полушарных взаимоотношений в основных анализаторных системах и представляет собой сочетание признаков моторных и сенсорных асимметрий, характерное для того или иного субъекта [5].
По мнению Е.И. Николаевой, в современной науке существует проблема, связанная со смешением понятий «функциональная асимметрия мозга» и «профиль функциональной сенсомоторной асимметрии» [9]. Использование в нашей работе методик, определяющих функциональную
сенсомоторную асимметрию (рекомендованы В.П. Леутиным и Е.И. Николаевой [8]), дало основание для уточнения темы «Возможность оптимизация стиля управленческой деятельности педагогов-руководителей с учетом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии мозга».
Мы провели исследование, целью которого является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности оптимизации стиля управленческой деятельности педагога-руководителя с учетом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии мозга.
В процессе исследования был использован блок тестовых методик, позволяющих выявить содержательные характеристики стиля управленческой деятельности.
1. Диагностика склонности к определенному стилю руководства по Е.П. Ильину.
2. Мотивация успеха Т. Элерса.
3. Мотивация избегания неудач Т. Элерса.
4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
5. Методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса.
6. Методика определения уровня самооценки личности М. Прихожан.
Исследованы педагоги-руководители высшего и среднего звена нескольких школ г. Павлодара, г. Экибастуза и области (п = 140, 13 мужчин и 127 женщин), проходившие плановую профессиональную переподготовку.
Для выявления направления и силы связи применены метод корреляционного анализа и расчет коэффициента корреляции Спирмена.
По результатам тестов для определения доминирования полушария головного мозга с применением комплекса проб, рекомендованных В.П. Леутиным и Е.И. Ни-
колаевой [8], испытуемые разделены по типам латеральности. Левополушарное доминирование определено у 99 испытуемых (70,7 %), правополушарное — у 41 (29,3 %).
По тесту Т. Элерса среди испытуемых 1-й группы (левополушарное доминирование) выявлено 66 человек (67 %) с высоким уровнем мотивации к достижению успеха, 7 человек (7 %) — с низким, 26 (26 %) — со средним. Среди испытуемых 2-й группы (правополушарное доминирование) у 8 человек (20 %) наблюдался высокий уровень мотивации к достижению успеха, у 28 испытуемых (68 %) он был низким и у 5 (12 %) — средним. Среди левополушарных испытуемых выявлено 75 человек (76 %) с высоким уровнем мотивации избегания неудач, 10 человек (11 %) — с низким уровнем мотивации избегания неудач, 13 (13 %) — со средним. Среди правополушарных 32 человека (80 %) с высоким уровнем мотивации избегания неудач, 5 испытуемых (12,2 %) — с низким, 4 (9,8 %) — со средним.
Таким образом, в деятельности лево-полушарных руководителей сильнее выражены организаторские способности,
Исследование уровня самооценки не показало разницы между право- и левопо-лушарными руководителями: среди лево-полушарных 92 человека (93 %) с адекватной самооценкой, 7 человек (7 %) — с неадекватно завышенной. Среди правопо-лушарных выявлено 32 человека (79 %) с адекватной самооценкой, 9 (21 %) — с неадекватно завышенной.
«Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» показала, что среди испытуемых с доминированием левого полушария 13 человек (13 %) имеют хорошие коммуникативные способности, у 86 человек (87 %) преобладают выраженные организаторские способности. Среди испытуемых с доминированием правого полушария 36 человек (87,8 %) имеют выраженные коммуникативные способности, 5 испытуемых (12,2 %) — более выраженные организаторские способности.
Графически данные диагностики представлены на рис. 1.
больше выражена мотивация к достижению успеха и меньше — к избеганию неудач, у правополушарных сильнее вы-
100
80 60 м 78 д | 89 87
40 ■
20 1 1 13 1 •
к 5 Э Я а 5 К - = * Я неудач К а н н е в 5 н X н и о н о е X и а о X н и о
1= а 5 ¡а о X и о ¡5 н о
О ¡^ Н О 2 X Я и е V® « X е д £ а и £ £ & и е н 5 н а и а О (У о с и
■ Левополушарное доминирование ■ Правополушарное доминирование
Рис. 1. Содержательные характеристики стиля управленческой деятельности лево- и правополушарных респондентов в пилотном исследовании (в %)
ражены коммуникативные способности при меньшей выраженности организаторских, они чаще ориентированы на избегание неудач, нежели на достижение успеха.
Для выявления связей между содержательными характеристиками компонентов стиля руководства у испытуемых нами был выполнен корреляционный анализ. Выявленные закономерности представлены в таблице.
Корреляционная матрица взаимосвязей содержательных характеристик стиля
управленческой деятельности
Стиль руководства (по Е.П. Ильину) Мотивация успеха (по Т. Элерсу) КОС-2 Соперничество (по К. Томасу) Компромисс (по К. Томасу)
Стиль руководства (по Е.П. Ильину) г * 1 0,241 0,677 -0,205 0,783
р** - 0,008 0,000 0,025 0,000
Мотивация успеха (по Т. Элерсу) г 0,241 1 -0,281 0,733 0,216
р 0,008 - 0,002 0,000 0,018
Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2) г 0,677 -0,281 1 -0,508 0,797
р 0,000 0,002 - 0,000 0,000
Соперничество (по К. Томасу) г -0,205 0,733 -0,508 1 -0,091
р 0,025 0,000 0,000 - 0,324
Компромисс (по К. Томасу) г 0,783 0,216 0,797 -0,091 1
р 0,000 0,018 0,000 0,324 -
* г — коэффициент корреляции Спирмена, ** р — значимость различий.
Описаны прямые и обратные корреляции между содержательными характеристиками стиля руководства педагогов, доказывающие, что доминирование левого полушария положительно коррелирует с преобладанием авторитарности в стиле руководства, с высокой мотивацией к достижению успеха, со склонностью к риску и соперничеству, с высоким уровнем проявления организаторских склонностей.
Доминирование правого полушария, как врожденная нейрофизиологическая особенность, взаимосвязано с хорошими коммуникативными навыками, со склонностью к демократичности в стиле руководства и компромиссам, с более низкой мотивацией к успеху и с осторожностью в принятии решений (избегание неудач).
Все перечисленные качества важны для успешной деятельности руководителя, но часть из них не может присутствовать у одного и того же человека одновременно. Так, между авторитарностью и демократизмом, высокой и низкой мотивацией, рискованностью в принятии решений и избеганием неудач, между склонностью к компромиссам или к соперничеству существует отрицательная связь (рис. 2, 3).
Данное исследование вносит вклад в современные представления о взаимосвязи профиля латеральной организации (ПЛО) мозга с определенными сочетаниями средств управленческой деятельности педагога-руководителя. В работе показана принципиальная возможность нейропси-хологического подхода к изучению инди-
видуальных различии педагогов-руково- циональнои сенсомоторнои асимметрии дителей в зависимости от профиля функ- мозга.
Рис. 2. Корреляционная плеяда взаимосвязей содержательных характеристик стиля руководства у лево- и правополушарных испытуемых. Жирными стрелками показаны сильные связи, тонкими линиями — более слабые, пунктирными — обратная связь
Рис. 3. Особенности стиля управления в зависимости от профиля латеральной организации мозга
Мы считаем, что оптимизация стиля управленческой деятельности должна заключаться в расширении диапазона используемых средств управления и формировании недостающих или редуцированных качеств. В частности, левополушарным педагогам-руководителям необходимо оптимизировать и усилить свои коммуникативные
способности, а правополушарным развить организаторские склонности; тем и другим необходимо изменить свое отношение к успехам и неудачам. Результаты этого исследования послужили основой для создания комплексной коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование «идеального» педагога-руководителя.
Исследование проблемы позволило выявить противоречие между социальным заказом на личность педагога-руководителя с высоким уровнем психологической культуры и существующей ситуацией в современных школах, не учитывающей значимость ПЛО педагога-руководителя, обусловленного природными данными.
Литература
1. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Кн. 23, т. 2 / В.И. Абакумова, В.Н. Гончаров, А.М. Ерохин, Г.М. Ива-щенко, О.Ю. Колосова, О.Ф. Лобазова, С.А. Рябкова; Центр развития научного сотрудничества. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 218 с.
2. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга. — Иркутск: Изд-во ИГМУ, 2014. — 62 с.
3. Беспалова ТА Особенности мыслительной деятельности студентов-спортсменов с разным типом межполушарной функциональной асимметрии мозга [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — URL.: https://science-education. ru/ru/article/view?id=20050 (дата обращения: 26.10.2017).
4. Григорян В.Г. Особенности межполушар-ных взаимоотношений при отсутствии и наличии навыка // Физиология человека. — 2006. — Т. 32, № 4. — С. 134—137.
5. Ефимова И.В., Симонов В.Н., Будыка Е.В. Профиль латеральной организации моторных
и сенсорных функций студентов, занимающихся боксом, и особенности проявления у них агрессивности // Асимметрия. — 2012. — Т. 6, № 4. - С. 18-24.
6. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. -М.: Смысл, 2013. - 400 с.
7. Куликов В.Ю., Антропова Л.К., Козлова Л А. Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири. — 2010. — № 5. — URL.: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full. php?id=452 (дата обращения: 26.10.2017).
8. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. — СПб.: Речь, 2005. — 368 с.
9. Николаева Е.И. Наиболее распространенные ошибки в исследованиях, связанных с анализом латеральных признаков и функциональной асимметрии мозга // Асимметрия. — 2015. — Т. 9, № 2. — С. 9—17.
10. Потапов А.С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения ребенка. — 2-е изд. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. — 270 с.
11. Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация к экстремальным спортивным нагрузкам. — Омск: СибГУФК, 2005. — 272 с.
12. Черемушникова И.И. Изучение влияния функциональной межполушарной асимметрии у студентов на склонность к агрессии, с последующей оценкой неспецифических адаптационных реакций организма // Асимметрия. — 2011. — Т. 5, № 3. — С. 35—48.
OPTIMIZATION OPPORTUNITY OF THE MANAGERIAL STYLE FOR A TEACHER-MANAGER WITH DUE REGARD TO THE FUNCTIONAL BRAIN
ASYMMETRY
E.Yu. Sarsembayeva
Innovative University of Eurasia,
Pavlodar, Kazakhstan
elmasars@mail.ru
The author considers the opportunity of management activities optimization, which has been the subject of numerous scientific studies during a long period time. Today this area is still of the utmost importance. The structure of management activities is complex and it is built on multilevel psychological, socio-psychological and other phenomena.
This article presents the data of modern studies aimed to support its distinctive features in perception, information processing, cognitive, emotional-volitional sphere of the right- and leftlateral respondents.
This article is devoted to the study of individual styles of management activities of the executive educational team (school principals, head teachers). The study (n=140) proves that an individual management style is predefined by the peculiarities of lateralization of prefrontal lobes hemispheres of the brain. The significant differences are defined between individual management style of school principals and head teachers with different lateral organization of the brain. The study uses psychological tests (n=6) and statistical methods of data processing. It is proved that superintendents with left lateral and right lateral organization of the brain use different management tools. For example, in the activities of the left hemisphere superintendents stronger organizational skills are expressed, the authoritarian management style is used more often and motivation for success is expressed greater than motivation to avoid failures. The right hemisphere superintendents express stronger communication skills at a lower intensity of managerial skills, the democratic style of management is used more frequently, this type of individuals often focuses on avoiding failure than on achieving success.
The main methodological principle laid down in the program of the study is the system approach. This study is in the «mainstream» of theories of individual differences that are explained by the features of braking force of regulatory unit in expression of the general properties of the CNS.
This article contains recommendations that provide an opportunity to optimize managerial activities of individuals engaged in educational supervision. These recommendations are aimed at expansion of the components of management style.
Keywords: lateral organization of the brain, components of the management style, optimization of management, executive educational team, superintendent.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-150-160
Reference
1. Abakumova VI., Goncharov VN., Erokhin A.M., Ivashchenko G.M., Kolosova O.Yu., Lo-bazova O.F., Ryabkova S.A. Gumanitarnye problemy sovremennosti: chelovek i obshchestvo. Kn. 23, t. 2 [Humanitarian problems of our time: man and society.
Bk. 23, vol. 2]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauch-nogo sotrudnichestva Publ., 2015. 218 p.
2. Aleksandrov S.G. Funktsional'naya asimmetriya i mezhpolusharnye v%aimodeistviyagolovnogo mo%ga [Functional Asymmetry and interhemispheric interactions of the Brain]. Irkutsk, Irkutskii gosudarstven-nyi meditsinskii universitet Publ., 2014. 62 p.
3. Bespalova T.A Osobennosti myslitel'noi deyatel'nosti studentov-sportsmenov s raznym tipom mezhpolusharnoi funktsional'noi asimmet-rii mozga [Peculiarities of student-athletes mental activity with different types of hemispheric functional asymmetry of brain]. Sovremennye problemy nauki i obra%ovaniya — Modern problems of science and education, 2015, no. 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20050 (accessed 26.10.2017).
4. Grigoryan VG. Osobennosti mezhpolush-arnykh vzaimootnoshenii pri otsutstvii i nalichii navyka [The Features of interhemispheric relationships in the absence and presence of skill]. Fiziologi-ya cheloveka — Human Physiology, 2006, vol. 32, no. 4, pp. 134—137. (In Russian).
5. Efimova I.V, Simonov VN., Budyka E.V Profil' lateral'noi organizatsii motornykh i sen-sornykh funktsii studentov, zanimayushchikhsya boksom, i osobennosti proyavleniya u nikh agres-sivnosti [Profile of lateral organization of motor and sensory functions of students with box practice, and features of aggressive manifestation in these students]. Asimmetriya — Journal of Asymmetry, 2012, vol. 6, no. 4, pp. 18-24.
6. Kabardov M.K. Yazykovye sposobnosti: psik-hologiya, psikhofiziologiya, pedagogika [Language abilities: psychology, psychophysiology, pedagogy]. Moscow, Smysl Publ., 2013. 400 p.
7. Kulikov VYu., Antropova L.K., Kozlo-va L.A. Vliyanie funktsional'noi asimmetrii mozga na strategiyu povedeniya individa v stressovoi situatsii [Effect of functional brain asymmetry to adopt strategies of individual behavior in stressful
situations]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri — Medicine and Education in Siberia, 2010, no. 5. Available at: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full. php?id=452 (accessed 26.10.2017).
8. Leutin VP., Nikolaeva E.I. Funktsional'naya asimmetriya mozga: mify i deistvitel'nost' [Functional asymmetry of the brain: myths and reality]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2005. 368 p.
9. Nikolaeva E.I. Naibolee rasprostranennye oshibki v issledovaniyakh, svyazannykh s analizom lateral'nykh priznakov i funktsional'noi asimmetrii mozga [The most widespread mistakes in research focused on analyses of lateral parameters and functional brain asymmetry]. Asimmetriya — Journal of Asymmetry, 2015, vol. 9, no. 2, pp. 9-17.
10. Potapov A.S. Neiropedagogicheskoe obosnovanie komfortnogo obucheniya rebenka [Neuropedagogical justification for a child's comfortable learning]. 2nd ed. Novosibirsk, NIPKiPRO Publ., 2004. 270 p.
11. Fomina E.V Funktsional'naya asimmetriya mozga i adaptatsiya k ekstremal'nym sportivnym nagruz-kam [Functional asymmetry of the brain and adaptation to extreme sports loads]. Omsk, SibGUFK Publ., 2005. 272 p.
12. Cheremushnikova I.I. Izuchenie vliyaniya funktsional'noi mezhpolusharnoi asimmetrii u studentov na sklonnost' k agressii, s posleduyushchei otsenkoi nespetsificheskikh adaptatsionnykh reakt-sii organizma [Study of the influence functional interhemispheric asymmetry students on the propensity to aggression, on the follow-up evaluation nonspecific adaptive reactions]. Asimmetriya — Journal of Asymmetry, 2011, vol. 5, no. 3, pp. 35-48.