можным при наличии у нас некоторого «полного текста», экрана для «остранения». Речь идет о преодолении постулата непосредственности, «о восприятии, опосредствованном душой». Прорыв из причин и следствий, совершаемый посредством «полного текста», делает возможным переход с уровня наличной ситуации на уровень смыслов. Осмысление смыслов позволяет увидеть происходящие события в другом масштабе: исследователь приближается к пониманию и объяснению целого, становясь при этом свободнее, обнаруживая «феномен полного внутреннего самоопределения", поступая в соответствии со своими ценностями. Иначе говоря, чтобы уйти от феноменологии и выйти к целому, необходима «объяснительная схема», которая позволяла бы понимать и объяснять психологическую реальность, выявляя общие закономерности, абстрагируясь от случайного, через «прочтение, осмысление» смыслов осуществляя выход к целостному человеку с его становящимся жизненным миром.
«Выйти за пределы непосредственного опыта» (Л.С. Выготский) в процессе понимания персонального мифа, стоящего за ним жизненного мира человека, представляется возможным посредством трансспективного анализа, основная установка которого -становление, через которое («в котором») необходимо изучать открытые самоорганизующиеся системы [1]. В логике транспек-тивного анализа, центрация должна происходить не на ставшем, изучение которого требует ретроспективного анализа, не на становящемся даже, а на том, чтобы ставшее и становящееся по-
Библиографический список
нять и осмыслить в общей динамике становления человека как открытой психологической системы, чтобы выйти из статики состоявшегося в динамику становящегося. В поле анализа, таким образом, должно попасть то, что происходит в ценностно-смысловом пространстве «героя», в многомерном пространстве его многомерной жизни.
Трансспективная стратегия рассматривается нами в качестве основания ценностного отношения к предмету исследования, привносящего в него (исследование) «избыток видения» и его «оживление». Трансспективная стратегия выступает для исследователя существенным элементом его выстроенного в профессиональном обучении и профессиональном опыте виртуального «субъекта-символа» (Е.Е. Сапогова), открывающего возможности понимания целостного человека, заявляющего себя в персональном мифе. В качестве инструмента реализации трансспек-тивного анализа персонального мифа и жизненного мира, стоящего за ним, может быть использован нарратив, который максимально чувствителен к изменчивой природе человеческой реальности. Один из путей обретения исследователем знаний о мире человека - объяснительная реконструкция соответствующих обстоятельств, которая могла бы позволить объяснить произошедшее (происходящее) посредством его преобразования в повествовательную структуру, нахождения некоторого порядка в истории с целью выявления некоторой закономерности.
1. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск, 2005.
2. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути. - СПб., 1997.
Bibliography
1. Klochko, V.E. Samoorganizaciya v psikhologicheskikh sistemakh: problemih stanovleniya mentaljnogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnihyj analiz). - Tomsk, 2005.
2. Mamardashvili, M.K. Psikhologicheskaya topologiya puti. - SPb., 1997.
Статья поступила в редакцию 15.12.11
УДК 159.923
Sarsembeyeva E. Optimization of management activities in the light of individuals Psycho-physiological peculiarities.
The article considers the psychological components of effective management activity, indicates the importance of personal characteristics of manager and employee, which are based on psycho-physiological peculiarities.
Key words: management activity, individuals psycho-physiological peculiarities, effective management, bilateral asymmetry of the cerebral hemispheres, behavioral reactions of the personality, individual peculiarities of manager.
Э.Ю. Сарсембаева, магистр психологии, ст. преп. каф. «Педагогика и психология» Инновационного Евразийского университета, г. Павлодар, E-mail: elmasars@mail.ru
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДА
В работе рассматриваются средства оптимизации управленческой деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования, показаны взаимосвязи психофизиологической основы развития индивида и психологических средств оптимизации управленческой деятельности.
Ключевые слова: управленческая деятельность, психофизиологические особенности индивида, эффективное управление, билатеральная асимметрия полушарий головного мозга, поведенческие реакции личности, индивидуальные особенности руководителя.
Сопоставление психофизиологической основы личности руководителя и используемых им средств управления представляется нам одним из перспективных путей оптимизации управленческой деятельности.
Анализ работ А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Л.Д. Столярен-ко, Ю.В. Чуфаровского и других исследователей позволяет сделать вывод: необходимыми условиями человеческой деятельности и познания являются психические процессы, структурными элементами которых являются ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции. [1, с. 367; 2, с. 704; 3, с. 231]. Научные исследования в области физиологии, психологии и медицины доказывают различные характеристики внимания, мышления и памяти при восприятии информации левым и правым полушарием. Так как специализация полушарий головного мозга является биогенетичес-
ким феноменом, психофизиологической основой и особенностью восприятия и проявляется независимо от нашего желания, то мы предположили, что при выявлении средств оптимизации управленческой деятельности нужно учитывать сущностные характеристики (признаки) полушарий головного мозга.
В проведенном нами пилотном исследовании были установлены конкретные статистические взаимосвязи между доминированием полушария головного мозга и использования ими средств управления. Мы провели исследование среди руководителей различных организаций г. Павлодара и области (Республика Казахстан) в рамках «Программы повышения квалификации руководящих работников и менеджеров в сфере экономики РК» (ИПК Международная профессиональная академия «Туран-Профи») (258 менеджеров, средний управленческий персонал, стаж управленческой деятельности - 5-8 лет) и использовали следующие методики:
1. Для определения доминирующего полушария головного мозга индивида нами были использованы методики: группа тестов «Моторные пробы» и тест «Рисунки М.Н. Борисовой», адаптированный А.С.Потаповым, определяющая соотношение сигнальных систем в условиях кратковременного зрительного запоминания [3].
2. Группа тестов, определяющих психологическую характеристику некоторых параметров эффективной управленческой деятельности: «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса», «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса»; «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)».
Целью пилотного исследования являлось установление взаимосвязи доминирования полушария и использованием средств управленческой деятельности руководителями.
На основе этих исследований мы получили следующие результаты: общее количество испытуемых составило 258 человек. Из них: с доминированием левого полушария составило 183 человека, что составляет 71% от общего количества испытуемых, с доминированием правого полушария 75 человек, то есть 29% от общего количества испытуемых.
Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение о взаимосвязи доминирования полушария головного мозга и использования средств управленческой деятельности руководителями, мы использовали корреляционный анализ - коэффициент ассоциации Дж. Юла, с помощью которого измеряли тесноту связи, а также определение формы и направления существующей между рассматриваемыми явлениями и факторами зависимости.
Первым фактором в совокупности характеристик эффективной управленческой деятельности, на наш взгляд, является мотивация деятельности. Проанализируем взаимосвязь мотивации достижения успеха (Т. Элерса) и доминированием полушария головного мозга.
В нашем эксперименте мы получили следующие данные:
- среди 183 испытуемых с доминированием левого полушария выявлено 123 человека с высоким уровнем мотивации достижения успеха, что составляет 67% от общего количества испы-
Сводная таблица I
туемых, 13 человек имеют низкий уровень мотивации достижения успеха (7%), у 47 человек выявлен средний уровень мотивации достижения успеха (25%).
- среди 75 испытуемых с доминированием правого полушария выявлено 15 человек с высоким уровнем мотивации достижения успеха (20%), у 51 испытуемых - низкий уровень мотивации достижения успеха (68%), у 9 испытуемых - средний уровень мотивации.
Проанализируем взаимосвязь мотивации к избеганию неудач (Т. Элерса) и доминированием полушария головного мозга.
Нами были получены следующие данные:
- среди 183 испытуемых с доминированием левого полушария выявлено 20 человек с низким уровнем мотивации избегания неудач, что составляет 11% от общего количества леволатераль-ных испытуемых, 139 человек имеют низкий уровень мотивации избегания неудач (76%), у 24 человек выявлен средний уровень мотивации избегания неудач (13%).
- среди 75 испытуемых с доминированием правого полушария выявлено 60 человек с высоким уровнем мотивации избегания неудач (80%), у 8 испытуемых - низкий уровень мотивации избегания неудач (10%), у 7 испытуемых - средний уровень мотивации.
Следующей методикой, которую мы провели среди испытуемых нашего пилотного исследования, была «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)». Мы получили следующие результаты:
- среди 183 испытуемых с доминированием левого полушария выявлено 24 человек с коммуникативными способностями, что составляет 13% от общего количества леволатеральных испытуемых, 159 человек имеют выраженные организаторские способности (87%).
- среди 75 испытуемых с доминированием правого полушария выявлено 67 человек выраженными коммуникативными способностями (89%), у 8 испытуемых - более выраженные организаторские способности (1%).
Данные исследования приведены в табл. 1.
Таблица 1
огов тестирования
^^ Тест Латеральность Мотивация достижения успеха Мотивация избегания неудач КОС-2
Высокий уровень Низкий уровень Высокий уровень Низкий уровень Коммуникативные способности Организаторские способности
Доминирование левого полушария головного мозга А = 123 Б = 13 А = 60 Б = 8 А = 24 Б = 159
Доминирование правого полушария головного мозга С = 15 Д = 51 С = 20 Д = 139 С = 67 Д = 8
коэффициент корреляции Дж.Юла 0,68 0,73 0,72.
Коэффициент корреляции Дж. Юла
ad - Ьс
(Ч=^(ать)(стё)(атс)(ьтё) ) является ярко выраженным, следовательно, можно сделать следующие выводы:
• в деятельности руководителей с доминированием левого полушария преобладают: высокий уровень мотивации достижения успеха, низкий уровень избегания неудач и организаторские способности;
• у руководителей с доминированием правого полушария преобладают: низкий уровень достижения успеха, высокий уровень избегания неудач и коммуникативные способности.
В результате проведенного исследования выявлены особенности использования средств управленческой деятельности индивидами с доминированием левого и правого полушарий головного мозга. Индивиды с доминированием правого полушария головного мозга чаще проявляют отличные в сравнении с индивидами с доминированием левого полушария головного мозга поведенческие реакции и средства управления.
Приведем некоторые характеристики поведенческих реакций личности с учетом психофизиологической основы:
1. Характеристика поведенческих реакций личности с доминированием правого полушария головного мозга:
• Мотивация деятельности: завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов социальная значимость деятельности;
• Переработка информации: быстрая, иногда - мгновенная;
• Эмоции: экстравертированность, иногда «выходят из себя»;
• Деятельность: приверженность к практике, интересует сам процесс.
2. Характеристика поведенческих реакций личности с доминированием левого полушария головного мозга:
• Мотивация деятельности: стремление к самостоятельности, глубина знаний высокая потребность в умственной деятельности, потребность в образовании;
• Переработка информации: последовательная, медленная;
• Эмоции: чаще интровертированность, практически не «выходят из себя»;
• Деятельность: приверженность к теории, интересует результат.
Данные пилотного исследования послужили основой для составления психологической программы развития личности руководителя с учетом психофизиологической основы, составления рекомендаций, которые являются необходимыми для оптимизации процесса управления.
Занятия проводились во время обучения слушателей на курсах повышения квалификации для среднего управленческого персонала на курсах «Туран-профи» (2008-2009, 2009-2010 учебный год). Длительность проведения программы - 6 месяцев; регулярность проведения занятий - 2 раза в неделю по 3-5 часов. Мы определили цель нашей программы - расширение диапазона использования средств управления испытуемыми в соответствии с целью деятельности и с учетом психофизиологических особенностей индивида - доминировании полушарий головного мозга.
Теоретическая часть содержала разделы:
1. Психологические школы, теории, концепции личности, раскрывающие динамику поведения человека в организации.
2. Социально-психологические основы коммуникативного поведения личности в организации.
3. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство.
4. Взаимодействие личности и группы в системе управления. Управление конфликтами.
5. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6. Социальные роли и личностный потенциал в условиях в условиях перехода к рыночной экономике.
7. Деловой этикет и общение. Влияние культурных различий на деловое общение.
8. Личность и ее потенциал в системе управления
Практическая (тренинговая) часть была организована с учетом психофизиологической основы развития индивида. Основаниями для составления программы стали следующие выводы: 1) результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что существует зависимость использования средств управленческой деятельности от доминирующего полушария головного мозга; 2) вслед за учеными Аршавским В.В. (1988), Роттен-бергом В.С. (1989), Kinsbourne M.(1972), Rotenberg V.S. (1991), Потаповым А.С. (2005) мы утверждаем, что восприятие и переработка информации индивидами зависит от доминирования полушария, но не является показателем ограниченности, строгой закрепленности в использовании стилей деятельности. Так, «индивиды с преимущественно правополушарным мышлением ... способны ориентироваться в чисто логической ситуации, а индиви-
Библиографический список
ды с преимущественно левополушарным мышлением ... способны образно воспринимать окружающий мир. ... Но механизмы этих решений иные, несколько более длительные и «энерготратные», связанные с вовлечением в процесс принятия решения задачи не только специфических полушарных структур коры, но и неспецифических стволовых образований мозга, активирующих всю кору целиком». [Потапов А.С. Билатеральность полушарий головного мозга и межличностные отношения: Монография. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - С.42.]. Практическая часть программы содержала тренинговые упражнения, направленные на сплоченность коллектива, разрешение конфликтных ситуаций, эффективное достижение цели (коучинг) и др. Особое внимание уделялось расширению диапазона используемых средств управления, так как эффективный руководитель - это руководитель, использующий такие способы взаимодействия с персоналом, которые оптимально ведут к решению специфических управленческих задач.
Безусловно, успех управленческой деятельности во многом зависит от того, умеет ли руководитель построить эффективную систему межличностных отношений в организации. Для этого необходимо иметь сильную базу в области знаний психологии, чтобы понимать, прежде всего, собственное поведение, и того, как другой человек общается, как приспосабливается к изменениям, ведет себя в небольших группах и организациях. Так, для руководителей с доминированием левого полушария подчеркивается значимость достижения коллективной цели (при выраженной мотивации достижения успеха), субъективная ценность и значимость отношения к лицам, с которыми он взаимодействует (направленность на развитие коммуникативных способностей). Для руководителей с доминированием правого полушария в ходе практических занятий отрабатывается нацеленность на достижение безопасного результата, что ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач, а так же большое значение придается планированию своей работы, организации деятельности других, проявлению настойчивости в деятельности, которая их привлекает.
Таким образом, мы утверждаем, что имеются резервы оптимизации управленческой деятельности - учет психофизиологических особенностей индивида - функциональной специализации полушарий головного мозга как психофизиологической закономерности жизнедеятельности мозга индивида - личности. Поэтому, для эффективного взаимодействия в управленческой деятельности, руководителям нужно учитывать свои индивидуальные особенности, особенности коллег и подчиненных и развивать те способности, которые являются эффективными для достижения управленческих целей.
1. Асмолов, А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990.
2. Выготский, Л. Мышление и речь: психологические исследования. - М., 1996.
3. Потапов А.С. Методы исследований физиологических и психологических особенностей восприятия информации: методическое пособие. Тесты выявления латеральной асимметрии полушарий головного мозга / под ред. Р.Ю. Ильюченка, В.Г. Леонтьева. - Новосибирск, 2000.
4. Столяренко, Л. Основы психологии: практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
5. Чуфаровский, Ю. Психология общения в становлении и формировании личности. - М., 2004.
Bibliography
1. Asmolov, A. Psikhologiya lichnosti: Principih obthepsikhologicheskogo analiza. - M., 1990.
2. Vihgotskiyj, L. Mihshlenie i rechj: psikhologicheskie issledovaniya. - M., 1996.
3. Potapov A.S. Metodih issledovaniyj fiziologicheskikh i psikhologicheskikh osobennosteyj vospriyatiya informacii: metodicheskoe posobie. Testih vihyavleniya lateraljnoyj asimmetrii polushariyj golovnogo mozga / pod red. R.Yu. Iljyuchenka, V.G. Leontjeva. - Novosibirsk, 2000.
4. Stolyarenko, L. Osnovih psikhologii: praktikum. - Rostov n/D: Feniks, 2001.
5. Chufarovskiyj, Yu. Psikhologiya obtheniya v stanovlenii i formirovanii lichnosti. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 16.11.11
УДК 378
Morozova N.I., Chuhrov A.S. THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING
AND THE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF FORMATION OF CIVIL VALUES OF YOUTH. In article the analysis of a condition of modern higher education in Russia is carried out. The important role of secular education as it includes set both personal qualities, and values of the expert-citizen is shown: universal, polycultural, moral, legal, social, patriotic and actually civil obrazovatelno-educational areas.
Key words: the higher vocational training, civil values, transformation of the Russian society.
Н.И. Морозова, канд. пед. наук, КемГУ, г. Кемерово;
А.С. Чухров, канд. тех. наук, СибГУТИ, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru