Научная статья на тему 'Возмещение ущерба, причиненного космической деятельностью'

Возмещение ущерба, причиненного космической деятельностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1131
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЩЕРБ / DAMAGE / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPACE ACTIVITIES / КОНВЕНЦИЯ / CONVENTION / КОСМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / SPACE OBJECT / МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / INTERNATIONAL REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румачик Е. А., Сафронов В. В.

Статья посвящена проблемам возмещению ущербов, причинённых космической деятельностью, приведено положение отечественного закона, Конвенция о международной ответственности за ущерб, а так же процедура международной регистрации космических объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPENSATION FOR DAMAGE CAUSED BY SPACE ACTIVITIES

The article is devoted to the problems of compensation for damage caused by space activities, the article shows the position of the domestic law, the Convention on international liability for damage, as well as the procedure for the international registration of space objects.

Текст научной работы на тему «Возмещение ущерба, причиненного космической деятельностью»

УДК 340.1

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Е. А. Румачик Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Статья посвящена проблемам возмещению ущербов, причинённых космической деятельностью, приведено положение отечественного закона, Конвенция о международной ответственности за ущерб, а так же процедура международной регистрации космических объектов.

Ключевые слова: ущерб, космическая деятельность, конвенция, космический объект, международная регистрация.

COMPENSATION FOR DAMAGE CAUSED BY SPACE ACTIVITIES

E. A. Rumachik Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article is devoted to the problems of compensation for damage caused by space activities, the article shows the position of the domestic law, the Convention on international liability for damage, as well as the procedure for the international registration of space objects.

Keywords: damage, space activities, convention, space object, international registration.

При осуществлении космической деятельности ущерб может быть причинен как юридическому либо физическому лицу своего государства, так и представителям иностранных государств.

Пункт 1 статьи 30 Закона Российской Федерации о космической деятельности устанавливает, что ответственность за вред, причинённый космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда. Из приведенной нормы мы видим, что Закон при причинении вреда на поверхности Земли либо в воздушном пространстве устанавливает так называемую абсолютную ответственность, когда вина причинителя вреда не принимается во внимание.

Приведенное положение отечественного Закона полностью соответствует Конвенции о международной ответственности на ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года. В соответствии со статьей II этой Конвенции «запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете» [1].

Хочется отметить, что существенной особенностью ответственности в международном космическом праве является принцип ответственности государства за всю проводимую национальную космическую деятельность. Этот принцип закреплен в договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Согласно статье 6 этого Договора «государства-участники» Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она представительными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре».

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Если при проведении государством космической деятельности причинен ущерб другому государству (его юридическому либо физическому лицу), то вопросы ответственности разрешаются в соответствии с нормами Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 год. Статья I Конвенции об ответственности раскрывает понятие ущерба. Термин «ущерб» означает «лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц, или имущества международных межправительственных организаций» [1], здесь же говорится, что термин «запуск» включает и попытку запуска.

Термин «космический объект» (как уже было сказано) включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части. Таким образом, если ущерб причинен при падении отделившейся частью ракеты-носителя, то эту часть ракеты-носителя следует рассматривать как космический объект.

Следует отметить, что если при запуске космическим объектом России будет причинен ущерб другому государству, которое было оповещено о запланированных запусках космических аппаратов, Россия вправе поставить вопрос об освобождении от абсолютной ответственности за причинение такого ущерба. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи VI Конвенции об ответственности 1972 года, «при условии соблюдений положений пункта 2 настоящей статьи освобождение от абсолютной ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет»,

Из содержания этой статьи Конвенции следует, что при возникновении международного спора бремя доказывания «грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб», возлагается на запускающее государство, то есть в нашем случае - на Россию.

В каждом случае, независимо от места производства запуска космических аппаратов, запускающее государство осуществляет национальную и международную регистрацию своего космического объекта.

Регистрация космических объектов предусмотрена Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. Согласно ст. I п. «с» данной Конвенции, государством регистрации является запускающее государство, в регистр которого занесен космический объект [2]. Нормами этой Конвенции устанавливается национальная и международная регистрация космических объектов. Национальная регистрация космического объекта производится следующим образом: согласно ст. II п. 1, запускающее государство ведет соответствующий регистр, в котором регистрируется космический объект, запускаемый на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство. Об учреждении такого регистра каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН. Содержание каждого регистра и условия его ведения определяются самостоятельно соответствующим государством регистрации (п. 3 ст. II). Как устанавливает п. 2 этой же статьи Конвенции, когда в отношении одного космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Впоследствии государство регистрации обеспечивает передачу Генеральному секретарю ООН определенной информации о каждом космическом объекте, занесенном в регистр этого государства. Конвенция о регистрации устанавливает, что государство регистрации обязано представить такую информацию «в ближайший практически осуществимый срок» [2].

Государство регистрации, согласно ст. IV Конвенции о регистрации, передает Генеральному секретарю ООН следующую информацию [2]:

1) название запускающего государства или запускающих государств;

2) соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;

3) дату и траекторию или место запуска;

4) основные параметры орбиты, включая: период обращения, наклонение, апогей и перигей;

5) общее назначение космического объекта.

Каждое государство регистрации также уведомляет Генерального секретаря ООН в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок о космических объектах, о которых оно ранее предоставило информацию и которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (п. 3 ст. IV).

Если на запущенный космический объект нанесены обозначение или регистрационный номер, либо и то и другое, государство регистрации уведомляет об этом Генерального секретаря ООН, который заносит это уведомление в свой Реестр.

Основные функции по международной регистрации космических объектов возложены на Генерального секретаря ООН. Он ведет Реестр, в который заносится информация, предоставляемая государством регистрации. К информации, содержащейся в Реестре, обеспечивается полный и открытый доступ [3].

Процедура международной регистрации космических объектов выглядит следующим образом: указанные в Конвенции о регистрации 1975 г. данные сообщаются государствами в письмах на имя Генерального секретаря ООН и заносятся в централизованный Реестр, который ведется Управлением по космосу Секретариата ООН. Копии писем, получаемых Генеральным секретарем, рассылаются всем членам ООН. Помимо этого Секретариат ООН публикует специальную серию информации, предоставляемой государствами, относительно учреждения ими национальных регистров запущенных космических объектов.

Задача регистрации космических объектов в Российской Федерации возложена на Российское авиационно-космическое агентство.

Библиографические ссылки

1. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года // Международное публичное право : сб. док. Т. 2. М. : БЕК, 1996. С.86-89.

2. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 года // Международное публичное право : сб. док. Т. 2. М. : БЕК, 1996. С. 73-76.

3. Васьков С. А., Малков С. П. Нормативно-правовое обеспечение космической деятельности : монография / СПбГУАП. СПб., 2003. С. 113.

© Румачик Е. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.