Вожатые Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом»
Несмотря на наличие традиционных и обязательных мероприятий, план-сетка лагеря не утверждается заранее, каждый вожатый в течение смены может предложить свою идею относительно того, как провести тот или иной день, взять на себя ответственность за его подготовку и проведение. Благодаря «мягкому» управлению, «родители» имеют возможность в зависимости от ситуации и динамики развития отношений в «семье» выбрать наиболее подходящий вид деятельности своей семьи. Так формируется творческое, «авторское» отношение каждого вожатого к происходящему в лагере.
• вожатый • «родители» • семья • тренинг
• педагогическое управление • организация работы
В июне 1991 г. по инициативе педагогов-энтузиастов Москвы было создано Российское Общество Януша Корчака (РОЯК) — общественная некоммерческая организация, целью которой стала пропаганда педагогического наследия выдающегося польского врача, педагога и писателя Януша Корчака и внедрение в практику его идей.
В декабре того же года в рамках РОЯК была зарегистрирована Региональная Общественная Организация «Молодёжный центр «Наш Дом», смыслом деятельности которого стало привлечение к корчаковскому движению детей и молодёжи.
Главное дело Центра с 1993 г. — проект «Международный интеграционный корчаков-ский лагерь «Наш Дом». Летом 2011 г. лагерь отметил 19 лет своего существования. За эти годы в нём провели каникулы (зимние и летние) более 2 тысяч детей и около 200 вожатых и стажёров из разных стран мира и многих городов России. Проект предусматривает проведение летних и зимних интеграционных лагерей в целях отдыха, оздоровления и обеспечения социально-педагогических условий для личностного развития, социализации и интеграции детей в возрасте от 6 до 17 лет, в том числе: здоровых детей из благополучных семей, детей-инвалидов по зрению, детей из семейных детских домов, сирот, педагогически запущенных детей, детей из дезадаптированных семей и детей в кризисной ситуации. Важнейшей задачей является также накопление и распространение педагогического
опыта работы вожатых в условиях интеграции детей разных социальных групп в единое детское сообщество.
Визитная карточка лагеря «Наш Дом»
Лагерь «Наш Дом» международный.
С 1994 г. в лагерь приезжают работать вожатыми студенты — волонтеры из разных стран и из многих городов России. Это люди разных профессий и интересов, но их объединяет то, что все они — участники корча-ковского движения. За прошедшие годы в лагере побывали вожатые из Украины, Голландии, Германии, Бельгии, США, Швейцарии, Испании.
Вместе с вожатыми из других стран приезжают и дети — так расширяется международное детско-взрослое сообщество. Из года в год дети осваивают иностранные языки, культуру других стран, знакомятся с их традициями и историей. Одновременно воспитывается интерес, толерантное отношение, уважение друг к другу, рождается и сохраняется на долгие годы любовь, дружба и стремление к общению. У вожатых и детей из других стран формируется огромный интерес к русскому языку, культуре и истории России, уважение к её народу.
Лагерь «Наш Дом» интеграционный. Два
раза в год (зимой и летом) в нём проводят каникулы дети разных рас, национальностей, социальных групп.
Интеграция понимается нами как совместная жизнь детей и взрослых, независимо от состояния их здоровья, как активное участие всех детей в жизни лагеря, что помогает каждому ребёнку реализовать себя, расширить рамки общения, приобрести друзей. Для детей — инвалидов и сирот важно приобретение позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, проживание в «нормальной», не изолированной среде.
Для здоровых детей из благополучных семей лагерь создаёт возможности для приобретения опыта сопереживания, сочувствия и помощи нуждающимся в этом сверстникам.
Лагерь «Наш Дом» корчаковский. В основе концепции лагеря лежат идеи Януша
Корчака — выдающегося польского педагога, более трёх десятилетий руководившего в Варшаве детским домом «Дом сирот» и интернатом «Наш дом» и трагически погибшего вместе с воспитанниками в августе 1942 года в газовых камерах концлагеря Треблинка. Накопленный им богатейший опыт стал фундаментом его гуманной, оригинальной, новаторской педагогической системы, на главные принципы которой: уважение к ребёнку, диалог как основная форма взаимоотношений детей и взрослых и принцип прощения — мы опираемся в своей работе.
Основы нашей жизни
Лагерь называется «Наш Дом», и эта его «семейная направленность» требовала от нас поиска адекватных форм организации жизни. Так возникла идея «семьи» как основной организационной формы объединения детей. Следующим шагом было «переименование» вожатых в «родителей». В лагере появились «мамы» и «папы». Опыт показывает, что такая игровая форма организации жизни способствует рождению у детей чувства принадлежности к общности, компенсирует для многих из них отсутствие полной семьи, обеспечивает эмоциональную стабильность, даёт возможность пережить радостные моменты принятия себя взрослыми и детьми.
Из дневника лагеря «Наш Дом» (лето 2010)
Утро
Каждое утро в лагере не похоже одно на другое. В первые дни из- за сложных организационных моментов, проблем адаптации к новым условиям, лагерное утро напоминает улей, где одна половина носится роем, а другая никак не проснётся. Вожатые пытаются одновременно сделать несколько дел сразу: умыться, привести себя в порядок, организовать тех, кто уже встал, и поднять тех, кто ещё спит.
Спустя пару дней, когда все входит в привычное русло, наше утро выглядит так: дежурная семья будит всех песнями, утренними поцелуями и добрыми пожеланиями. Ответственный за зарядку проводит её
в свободной форме под весёлую музыку, поднимающую настроение. Постоянных участников этого утреннего шоу поощряют сладким призом.
Особое утро — последнее, перед отъездом. Обычно отъезд из лагеря происходит в первой половине дня, и за короткий промежуток времени нужно сделать много дел. Поэтому многие дети собирают свои чемоданы ещё вечером. Чтобы сэкономить время на сон, некоторые ложатся спать одетыми. Но утром для них становится неожиданностью, что их единственная неупакованная, а иногда и единственная чистая одежда может быть перемазана зубной пастой, зелёнкой или ещё чем-нибудь. И тогда остаток времени перед отъездом они мучаются вопросом: разобрать чемодан, отстирать одежду или ехать в чём есть?
День
После обеда наступает тихий час, когда можно пойти отдохнуть или занять себя чем-нибудь в каком-либо кружке. Кружки у нас самые разнообразные, причём вести их может кто угодно: от мала до велика. На кружке можно учиться игре на гитаре, вышивке, рисованию, валянию шерсти, игре в футбол, иностранному языку, петь и т.д. После этого наступает самая насыщенная часть дня: поход на море или игра «по станциям». Как правило, каждый день имеет тематику: Дни Праздников, Любви, Самоуправления, Корчака, Походы, День рождения и день «Спасибо». Перечислять можно бесконечно. В общем, мы всегда что-нибудь делаем. Например, в день рождение Нашего Дома днём не встретишь ни одного человека, слоняющегося без дела — все мастерят подарки другим семьям, придумывают поздравления. Ближе к ужину начинается «борьба» за костюмы, потому что в комнате, где они лежат, копошатся порядка двадцати человек, подыскивая наряды для своей семьи. Так незаметно наступает вечер и приходит время ужинать.
Вечер
После ужина у нас есть 10— 15 минут, чтобы надеть галстуки и подготовиться к Сбору. Сбор — это одна из самых важных традиций Нашего Дома. В начале лагеря выбирается место (обычно, перед корпусом), где он будет проводиться. Сбор проводится каждый вечер. Весь лагерь (а это, как правило,
около 120 человек) встаёт в большой круг и, обнимаясь, поёт песни, играет в игры. После этого в круг выходят руководители лагеря и рассказывают всем об итогах сегодняшнего дня. После этого есть возможность сказать «спасибо» кому-то или сделать объявление. Далее говорится о следующем дне, выбираются дежурные на следующий день и дежурная семья на день получает лагерный флаг. Флаг в нашем лагере — копия того, что был в детском доме Корчака: на зелёном поле нарисован жёлтый клевер. У клевера вообще-то три лепестка, но у нашего — четыре — на счастье. Потом даётся 10— 15 минут, чтобы подготовиться к презентациям или к какому-нибудь другому мероприятию, запланированному на день. Это может быть дискотека, или какой-нибудь спектакль, или игра, или «свечка».
Свечка — это особенный момент. Она бывает семейная (где вся семья собирается и проводит время вместе: играет, разговаривает, ест что-нибудь специально приготовленное вожатыми) и общелагерная.
Общелагерная Свечка очень важна. Если погода позволяет, она проводится на улице. На земле появляются «пенки» и стулья и свечи, очень много свечей. Когда все собираются, мы поём лирические песни, читаем стихи и рассказы. Каждый устраивается поудобней: самые маленькие садятся поближе к свечкам, которые горят в середине круга, другие устраиваются рядом с вожатыми, кладут головы им на колени; некоторые держат свечи у текста какого-нибудь произведения, чтобы, когда закончится песня, прочесть его; а кто-то просто поёт и наблюдает за всем, что происходит вокруг. Получается, что каждый занят чем-то своим и в то же время входит в некую целостность. И в этот момент возникает та самая атмосфера лагеря, которую все чувствуют. Это не поймёшь, если не испытаешь сам, а если испытаешь, то не забудешь никогда.
Ночь
Во время отбоя у вожатых есть традиция проходить по палатам и желать детям спокойной ночи.
Ночью в лагере проходят планерки. На них вожатые обсуждают прошедший день и планы на следующий, проводятся тренинги на сплочение. Вожатые готовят
праздники и мероприятия для детей. Украшают корпус. Перед Днём рождения лагеря, Днём Голландии и Днём Любви вожатые готовят своим детям подарки. По традиции, которую нам подарили голландские вожатые, в ночь перед праздником каждый ребёнок выставляет один ботиночек за дверь, в эти ботиночки мы кладём подарки, и дети утром их находят.
Вожатые лагеря «Наш Дом»
Качество воспитательной деятельности лагеря напрямую зависит от уровня педагогической подготовки вожатых. Идеалом педагога для Корчака был «разумный воспитатель», руководствующийся в своей работе уважением к личности ребёнка и его правам. Основную свою задачу «разумный воспитатель», по Корчаку, видит в создании условий для развития ребёнка, и идёт к этому через повышение уровня своей деятельности.
Подготовка разумного, думающего, творческого педагога, в том числе вожатого, остаётся актуальной проблемой и в наши дни. В лагере «Наш Дом» шагом к решению этой задачи во многом является сам уклад жизни, основанный на описанных выше педагогических принципах. Созданная благодаря ему особая атмосфера, основанная на взаимоуважении и принятии всех участников лагеря, оказывает воспитательное воздействие не только на детей, но и на взрослых.
Основой педагогического управления в лагере является отказ от директивного руководства и гиперконтроля, с одной стороны, и, с другой, помощь каждому вожатому в поиске индивидуального стиля работы. Ежедневно в лагере проводятся планерки, на которых не только намечаются мероприятия на следующий день, но и обсуждаются проблемные педагогические ситуации, проводятся тренинговые упражнения, направленные на рефлексию и укрепление команды вожатых, коллективно принимаются важные для лагеря решения. Несмотря на наличие традиционных и обязательных мероприятий, план-сетка лагеря не утверждается заранее, каждый вожатый в течение смены может предложить свою идею относительно того, как провести тот или иной день, взять на себя ответственность за его подготовку
и проведение. Благодаря «мягкому» управлению, «родители» имеют возможность в зависимости от ситуации и динамики развития отношений в «семье» выбрать наиболее подходящий вид деятельностис-воей семьи. Так формируется творческое, «авторское» отношение каждого вожатого к происходящему в лагере.
Не менее значимым условием, необходимым для достижения поставленных целей, является специальная подготовка команды вожатых, направленная на определение педагогических ценностей и приоритетов, обучение работе с детьми разных социальных групп, формирование навыков рефлексии, механизмов понимания и организации коммуникации.
Условно подготовку вожатых можно разделить на 3 этапа:
— до проведения лагеря это организация выездных психолого-педагогических семинаров, организация регулярных встреч с вожатыми, на которых обсуждаются значимые педагогические проблемы;
— во время проведения лагеря: тренинги, ежедневные вожатские планерки, индивидуальные консультации;
— по окончании лагеря: семинар, направленный на рефлексию, анализ проделанной работы.
Концепция подготовки вожатых лагеря опирается на корчаковскую идею параллельного решения нескольких важных задач: изучение каждого ребёнка, создание условий для его самореализации, организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество и, наконец, педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребёнка в детском и детско-взрослом сообществах.
Организационные формы работы с вожатыми
Педагоги, руководители лагеря, используют в работе с вожатыми различные формы: индивидуальные и коллективные.
В индивидуальной работе используются разнообразные методы: консультирование,
педагогический анализ, формирование стратегии профессионального развития, информационная поддержка.
Методы коллективной работы — это групповые дискуссии, деловая игра, тренинго-вые упражнения, лекции, инструктаж.
Содержательная составляющая такой работы включает следующую тематику:
1. Организационно-педагогическая тематика. Мы имеем в виду следующее:
— структура и традиции лагеря («семьи», программа, планерка, сбор, самоуправление);
— логика развития лагерной смены;
— дисциплина в лагере;
— права и обязанности вожатого;
— план мероприятий для будущего лагеря — копилка идей;
— голландцы и русские: разные языки, разный менталитет, с чем придётся столкнуться.
2. Психолого-педагогическая тематика:
— Януш Корчак: его идеи и их актуальность для нашего лагеря;
— педагогические принципы работы вожатых «Нашего Дома»;
— особенности работы с детьми с ограниченными возможностями;
— возрастная психология;
— интеграция в лагере;
— агрессия у детей;
— «особенный» ребёнок в семье;
— педагогические игры: как выйти из сложной ситуации.
3) Акмеологическая тематика, направленная на личностное развитие вожатого:
— с чем вы идёте к детям (что можете, хотите им дать)? Ваши сильные и слабые стороны;
— ваше детство;
— работа в команде, групповая динамика;
— конфликты и их разрешение;
— вожатые и стажёры в лагере: общее и различие, опыт тех и других;
— нравственный облик вожатого;
— подготовка объявления в газету: «Ищем вожатого в лагерь «Наш Дом», он должен обладать следующими качествами...»
Разделение по тематическим группам условно. Например, такая актуальная тема как
«Дисциплина» может быть рассмотрена в трёх различных позициях:
— организационно-педагогической (определение режима дня, вопросы купания, походов в город и т.д.);
— психолого-педагогической (дискуссионное определение зон дисциплины «Нашего Дома»: зелёной (разрешено по собственному желанию ребёнка), жёлтой (относительная свобода в пределах границ; «можно при условии»), оранжевой (обычно нельзя, но в исключительных случаях можно), красной (нельзя ни при каких обстоятельствах);
— акмеологической (развитие личных качеств, помогающих удерживать дисциплину в группе детей).
Выбор зависит от конкретной ситуации в лагере и от времени проведения: первый вариант характерен для обсуждения на первой планерке в самом начале смены, второй — для педагогического семинара перед лагерем, третий — для работы со ста-жёрской группой.
Стажёры лагеря «Наш Дом»
Важным направлением в лагере является поддержка молодых педагогов. В «Нашем Доме» организована Школа для стажёров, ориентированная на юношей и девушек 17 — 19 лет, пробующих себя в работе с детьми. В Школе каждый день проводятся теоретические и методические занятия, которые совмещаются с практической работой ребят в «семьях». Руководители стажёрской группы курируют работу своих подопечных, а по завершении лагеря дают свои рекомендации относительно продолжения ими педагогической деятельности.
Практика показала, что оптимальное время проведения занятий — около 1 часа в день, при этом стажёр обязательно должен иметь возможность обратиться к руководителю стажёрской группы за консультацией в течение всего дня. Желательно, чтобы количество стажёров в группе не превышало 5 — 6 человек.
Приведём основные принципы работы вожатого в лагере, используемые для
обсуждения во время занятий со стажёр-ской группой:
1. Принцип опоры на тексты Я. Корчака (знай, принимай, понимай и воспринимай право каждого ребёнка быть таким, какой он есть).
2. Принцип полноценности каждого ребёнка, независимо от его особенностей и недостатков.
3. Принцип необходимости слушать, говорить и узнавать потребности каждого ребёнка (особенно это касается детей с ограниченными возможностями).
4. Принцип ежедневного внимательного наблюдения за каждым ребёнком. Необходимо обращать внимание на то, как играет ребёнок, как общается с другими детьми. Особое внимание необходимо обратить на детей, склонных «уходить в себя».
5. Принцип раскрытия и развития талантов и способностей каждого ребёнка.
6. Принцип создания благоприятной атмосферы между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми для раскрытия талантов каждого из них.
7. Принцип создания ситуации успеха для каждого ребёнка. Педагог, работающий с детьми, должен уметь находить в каждом ребёнке то, за что его можно и нужно похвалить.
8. Принцип знания вожатыми лагеря «Наш Дом» нюансов и особенностей различных видов инвалидностей. В этом им поможет как чтение специальной литературы, так и заблаговременные разговоры с родителями и самими детьми с ограниченными возможностями.
9. Принцип обсуждения с детьми вопросов различных видов инвалидностей, направленный на осознания того, что ребёнок с ограниченными возможностями прежде всего — обычный ребёнок.
10. Принцип нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку. Даже если ребёнок не хочет ничего о себе говорить, вожатому нужно стимулировать его написать о себе с помощью психолого-педагогических методик (например, опиши свою мечту, придумай сказку, напиши письмо вожатому и т.п.)
11. Принцип рассказа детям о примерах тех, кто смог добиться успеха, несмотря на ограниченные возможности здоровья.
Программа стажёрских занятий динамична: на встречах обсуждаются не только общие психолого-педагогические вопросы, но и конкретные педагогические ситуации, происходящие в лагере. Каждый стажёр имеет право инициировать обсуждение наиболее актуальных для него на текущий момент проблем, что помогает оказывать поддержку именно там, где это необходимо.
Таким образом, работа в лагере «Наш Дом» со стажёрами, как, впрочем, и с вожатыми, основана на важнейших составляющих педагогики Корчака: поиске каждым собственного педагогического пути, исследовательском подходе, стремлении к самосовершенствованию.
Критерии эффективности работы лагеря
Как определить, удался лагерь или нет? Для нас главный критерий оценки — мнение о лагере ребят. Для выяснения этого мнения мы уже 18 лет проводим специальное анкетирование. Анализ ответов детей на вопросы анкет показывают, что более всего дети ценят радостную атмосферу, теплоту, дружбу, заботу, любовь, которую они в лагере испытывают постоянно.
Не менее важны для руководства лагеря мнение вожатых, особенно тех, кто приехал в лагерь впервые. Приведём один пример: «В первую очередь, мне понравилась атмосфера тотальной, повсеместной, невероятной любви и заботы, в которую ныряешь с головой и всплывать не хочешь! Кроме того, не могу не отметить сплочённость всего дома! Сплочённость детей, вожатых и сплочённость детей и вожатых. Действительно, как одно целое, как семья! НО! что особенно важно, что такой единый организм готов принимать в свой состав новых членов, и детей и взрослых, так, что ты не чувствуешь себя лишним.
Хочу ещё сказать о творческом направлении работы! Всё направлено на креатив и генерирование интересных идей. Обязан отметить, не побоюсь этого слова, профессионализм вожатых. Пускай не все
педагоги. Самое главное — любовь к детям, забота, внимание, понимание!!! Всё это и многое другое, у вас есть! Ну и конечно, традиции! Я просто поверить не мог своим ушам, когда дети наизусть пели десятки потрясающих песен. Я радовался, если хоть 3—4 песни выучивали дети в моём прежнем лагере, последнее время гитарная романтика не так актуальна. В конце отмечу то, что дети не только способны, но и настроены на рефлексию, их не приходиться «раскачивать». Они говорят то, что думают, не стесняются этого, а думают они о правильных вещах. И ещё для меня важный показатель!!! Мне снятся яркие и интересные сны про лагерь! Значит всё прошло успешно!!!».
Лагерь после лагеря
Когда заканчивается смена, лагерь не прекращает своего существования: начинается обработка и анализ материалов, гото-
вятся фотоальбомы, презентации, публикуются научные и публицистические материалы. Вожатые- «корчаковцы» принимают участие в российских и международных конференциях, семинарах, участвуют во встречах, обсуждениях, обмениваются опытом. Но главное — ведётся интенсивная подготовка к новому лагерю, которого с нетерпением ждут вожатые и дети.
В 2003 г. лагерю исполнилось 10 лет. К этому событию было приурочено издание книги, которую мы назвали «Ты да я да мы тобой (из истории Корчаковского лагеря «Наш Дом»). Книга вышла в Амстердаме на двух языках: русском и голландском. Последняя глава этой книги называлась «Сокровища нашего дома». В ней был список вожатых, которые работали в нашем лагере в эти годы. В списке было 140 человек из России, Украины, Голландии, Германии, США и Швейцарии. Сегодня число вожатых увеличилось вдвое.