социология
УДК 316:614.8:378.4
И.Е. ПОВЕРИНОВ, В.А. ШУБИН ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РФ
Ключевые слова: приоритетные направления, современная реформа, социальные факторы, социализация, интеллект, гуманизация, социальные ценности, социальное явление, профессиональная социализация.
Рассмотрено воздействие социальных факторов на профессиональную социализацию будущего офицера государственной пожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций РФ. Приведены результаты выборочного опроса курсантов и экспертный опрос выпускников и преподавателей Ивановского института государственной противопожарной службы МЧС РФ, проведенного для более четкого представления социальных условий профессиональной социализации будущих офицеров государственной противопожарной службы МЧС РФ.
I.E. POVERINOV, V.A. SHUBIN THE INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS ON THE PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF FUTURE OFFICERS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Key words: priorities (priority lines), contemporary reform, social factors, socialization, Intelligence, humanization, social values, social phenomena, professional socialization.
The influence of social factors on the professional socialization of future officers of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia was examined. A sample survey of students and the expert survey of graduates and lecturers of the Ivanovo Institute of Public Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia were realised for a better understanding of the social conditions of professional socialization of future officers of State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
В современных условиях знания, интеллект, культура, образованность, интеллигентность должны стать приоритетными в жизни каждого человека. Приоритетные направления современных реформ, проводимых в сфере образования, включают демократизацию, гуманизацию, фундаментализацию, информатизацию, интеграцию, многовариантность, формирование и развитие личности. Исходя из этого современному обществу нужны конкурентоспособные специалисты-профессионалы, востребованные на рынке труда. Образование как социальное явление ориентировано на формирование личности, выполняет важнейшие функции профессионализации и социализации. Следовательно, система образования является одной из стратегически важных сфер деятельности человека, тем социальным институтом, значимость которого в ближайшее время будет постоянно возрастать, по мере того как общество будет двигаться по пути информационного, технологического и социально-экономического прогресса. По мере развития общества актуализируются проблемы соответствия уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества, динамике его развития, востребованности на рынке труда.
Процесс усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих молодым людям полноценно влиться в общество (социум) и функционировать в качестве его полноправных членов, называют социализацией. Процесс этот является достаточно сложным, охватывает множество граней жизни и требует пристального внимания. Таким образом, социализация личности включает в себя совокупность всех социальных процессов, посредством которых индивид усваивает определенную систему норм, правил,
социальных ролей и ценностей, которые в дальнейшем помогут ему реализоваться в качестве члена общества.
В связи с этим представляется весьма актуальным изучение основных факторов профессиональной социализации будущих офицеров ГПС МЧС России. Комплексное рассмотрение этих факторов позволит более четко представить социальные условия профессиональной социализации будущих офицеров ГПС МЧС России. Для достижения поставленной нами цели были проведены выборочный опрос курсантов и экспертный опрос выпускников и преподавателей Ивановского института Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России методом анкетирования. В опросе участвовали 300 курсантов в возрасте от 17 до 25 лет, из них 63 курсанта первого, 58 - второго, 60 - третьего, 61 - четвертого, 58 - пятого курсов. Абсолютное большинство опрошенных не женаты (90,3%), 1% - разведен.
Экспертами выступили выпускники и преподаватели данного вуза. Были опрошены 32 выпускника в возрасте от 30 до 40 лет, закончившие обучение в вузе в период с 1991 по 2001 г., и 32 преподавателя института в возрасте от 25 до 44 лет, стаж работы которых в этом вузе 5-24 года. Отметим, что 62,5% преподавателей работают в Ивановском институте свыше 20 лет. Абсолютное большинство выпускников женаты, причем больше половины имеют детей, а именно: почти 100% преподавателей состояло в браке, причем 90,6% имеют детей.
Наиболее значимыми факторами социализации будущих офицеров государственной пожарной службы (ГПС) МЧС РФ являются получение ими соответствующего образования и приобретение на его базе профессиональных навыков и умений, обеспечивающих достойное вхождение офицера в сферу общественного разделения труда. Другими словами, обязательным условием надлежащей адаптации в социуме считается профессиональная социализация, обеспечиваемая учебными заведениями профессионального образования.
Почти треть опрошенных курсантов (30,1%) выбрали профессию пожарного по личному желанию, еще треть - по семейной традиции или по совету родителей (18,1% и 16,4% соответственно). 13,4% курсантов выбрали профессию пожарного по совету друзей или знакомых. Представляется интересным активность военнослужащих по агитации молодежи для обучения в военном вузе по специальностям ГПС МЧС России: только 7% опрошенных курсантов отметили, что выбрали профессию пожарного по направлению военной части, и 6,7% - по рекомендации работников пожарной охраны. Что касается выпускников и преподавателей, большинство выбрали профессию по собственному желанию. Так ответили 68,8% выпускников и 78,1% преподавателей. Вторым основным мотивом выбора профессии выпускниками и преподавателями была семейная традиция (12,5% выпускников и 18,8% преподавателей). Почти половина курсантов (44,4%) приехала учиться в Иваново из другого региона России.
Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи профессиональной деятельности. Понятие «профессиональная социализация» является производным от общего понятия «социализация» и представляет собой широкий и многогранный процесс усвоения человеком социального и профессионального опыта предшествующих поколений, его воспроизведение и развитие. В процессе профессиональной социализации офицер ГПС вступает в общественные отношения с другими людьми, относя-
щимися к данной профессиональной среде. Овладение профессиональными характеристиками носит развернутый во времени динамический характер, определяет место офицера в структуре общественных отношений.
Сложные и противоречивые процессы трансформации всех сфер жизни российского общества выдвигают на передний план особые требования к качеству принимаемых управленческих решений. Таким образом, возрастает значение профессиональной социализации и усвоения новых знаний. Профессиональная культура молодого офицера ГПС является продуктом процесса его профессиональной социализации. Характер профессиональной социализации обусловливает возможности молодого офицера.
Девять из десяти курсантов сразу или достаточно быстро освоились в условиях обучения и проживания в Ивановском институте ГПС МЧС России. Кто-то попал в идеальные для себя условия (20,7%), кто-то изначально был морально и физически подготовлен к обучению в военном вузе (29,7%). 40,3% курсантов освоились не сразу, но достаточно быстро, чему способствовала атмосфера в коллективе. Об этом свидетельствуют следующие цифры: почти 95% респондентов сказали, что отношения между курсантами дружеские, хотя половина из них заметила, что иногда бывают случаи неуставных отношений. Со случаями неуставных отношений сталкивались 35,5% курсантов, проживающих в г. Иваново. Иногородних курсантов, попавших под неуставные отношения, в разы больше (65,9% приехавших из Ивановской области и 52,7% приехавших из других регионов страны). Выпускники Ивановского института ГПС МЧС России также, как и курсанты, отметили высокую степень освоенности в условиях проживания и обучения в военном вузе: 68,8% освоились сразу и 21,9% освоились не сразу, но достаточно быстро. А вот преподаватели дали несколько сдержанную оценку, хотя в целом подтвердили мнение курсантов. 31,2% преподавателей сказали, что курсанты сразу осваиваются в вузе, и 68,8% - что не сразу, но достаточно быстро.
В современной науке профессиональная социализация рассматривается как явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном. Институциональный уровень формирует профессиональные качества специалиста, обусловливает его жизнеспособность. Групповой уровень определяется социокультурной средой, окружающей человека. Профессиональная группа, к которой принадлежит специалист, воздействует на него, оказывая влияние на его дальнейшее профессиональное поведение. Личностный уровень связан с формированием собственного профессионального опыта индивида, включенного в сферу профессиональной деятельности [1].
В процессе профессиональной социализации офицера ГПС необходима его личностная активность, так как взаимодействие и воздействие на систему социальных, а также профессиональных связей и отношений влечет за собой принятие определенного решения (часто в экстремальных, с риском для жизни условиях) и включает в себя набор всевозможных характеристик, таких как целеобразование, мобилизация субъекта деятельности, построение стратегий карьеры, мотивационная составляющая. Все это определяет необходимость совершенствования знаний, представлений о профессии, изменение уровня притязаний, мотивации.
Основными причинами выбора профессии пожарного среди курсантов являются героичность профессии, сознание ее необходимости (35,3%). Среди прочих причин курсанты отметили возможность приложить свои способности
(14,6%), возможность получения жилплощади, прописки (11,9%), общественное признание результата труда (11,2%), оплата труда (11,2%). Преподаватели оказались солидарными со своими курсантами. Основной причиной выбора профессии пожарного преподаватели также, как и курсанты, назвали героич-ность профессии, сознание ее необходимости (59,4%). Отмечались также возможность приложить свои способности (18,8%) и общественное признание результата труда (12,5%). А вот почти половина выпускников не смогла вспомнить причину выбора профессии. Затруднились ответить 46,9% опрошенных, причем большинство из остальных выпускников (31,3%) сказали, что выбрали профессию из-за возможности получения жилплощади, прописки.
Результатом успешной профессиональной социализации становится построение им своей жизненной и профессиональной карьеры в соответствии с теми знаниями, умениями и навыками, моральными принципами и качествами, которые были получены в ходе обучения. К сожалению сложившаяся социально-экономическая ситуация и существующая система профессиональной подготовки не создают достаточных условий для успешной социализации офицеров, развития их самостоятельности, инициативности, внутренней автономности и субъективности.
Нормой поведения стало стремление любой ценой обрести документ о высшем образовании, без особой оглядки на реальный уровень полученных знаний и навыков. Диплом стал символом и гарантией будущего жизненного успеха. Таким людям не место в рядах не только ГПС, но и МЧС.
Одной из основных задач профессиональной социализации офицера ГПС является формирование у него готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в любых условиях. Инициативность, предрасположенность к определенному виду деятельности - важное интегральное качество личности, помогающее ему эффективно использовать свои знания, опыт и навыки, быстро перестраивать свою деятельность при возникновении новых, непредвиденных ситуаций. Это сложное социально-психологическое образование, в котором выделяется ряд составных позиций: мотивационная (положительное отношение к профессии, стабильный интерес к ней); ориентационная (знание особенностей и условий профессиональной деятельности, требований к личностным качествам офицера, понимание обстановки, предвидение возможных изменений); операциональная (владение методами и приемами профессиональной деятельности, нужными знаниями, навыками и умениями); эмоционально-волевая (внутренний подъем, уверенность, чувство долга и ответственности, самоконтроль, умение управлять своими действиями, самообладание, внутренняя собранность и мобилизованность); оценочная (оценка и самооценка подготовленности, способность качественно решать профессиональные задачи); психомоторная (способность действовать профессионально в экстремальных ситуациях, проявлять активность и четко представлять план предстоящих действий) [2].
Результаты исследования показали, что основным фактором, определяющим профессиональную социализацию будущих офицеров ГПС МЧС России, является личное желание молодого человека. Навыки и умения прививаются только тем, кто сам желает их приобрести; личный пример командиров, а также известных и заслуженных военных. Труд и поступки профессионалов определяют положительный имидж всей сферы деятельности; престиж профессии. В этом направлении необходимо развивать техническую оснащенность пожарных частей, заботиться о социально-бытовых условиях военнослужащих и курсантов, материально и морально стимулировать трудовую деятельность пожарных, в том числе и на государственном уровне; организа-
ция учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Многое зависит от правильного распределения трудового и свободного времени, качества образовательных программ, уровня подготовленности преподавателей, технической оснащенности учебного процесса, количества и качества производственной практики и многого другого.
Социализация признается успешной, когда офицер осваивает одобряемые в данной социально-профессиональной группе социальные ценности, роли, нормы и образцы поведения. Тем не менее не следует сводить процесс социализации к пассивному усвоению офицером социальных ролей и ценностей, напротив, сам офицер выступает активным участником этого процесса.
Литература
1. Вайсбург A.B. Проблемы профессиональной социализации социологов в регионе / A.B. Вайсбург И Регионо-логия. 2009. № 1. С. 176-182.
2. Ворожцов А.М. Успешность профессиональной социализации как фактор повышения качества подготовки выпускников вузов МВД РФ. URL: http://www.lomonosov-msu.ru (Дата обращения 09. 04.2010).
ПОВЕРИНОВ ИГОРЬ ЕГОРОВИЧ - кандидат социологических наук, профессор кафедры методологии науки и прикладной социологии, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected], [email protected]).
POVERINOV IGOR EGOROVICH - candidate of social sciences, professor of Methodology Scientific Research and Applied Sociology Department, Mordovian State University, Russia, Saransk.
ШУБИН ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры методологии науки и прикладной социологии, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск ([email protected], [email protected]).
SHUBIN VLADIMIR ANATOLIEVICH - post-graduate student of Methodology Scientific Research and Applied Sociology Department, Mordovian State University, Russia, Saransk.