Александрова А. Л.
ВОЗДЕЙСТВИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ НА ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ САЙТАХ
НА АУДИТОРИЮ
В статье рассматриваются аналитические элементы в тематических статьях. Автор приходит к выводу о синтезе журналистских жанров материалов информационно-развлекательных сайтов.
Ключевые слова: статья, тематическая статья, Интернет, аналитические элементы, информационно-развлекательные сайты, аудитория, синтез и гибрид, социологический опрос.
На сегодняшний день, в связи с развитием технологий, Интернет является самым удобным способом обмена информацией. Он обладает многими преимуществами. Например, средства массовой информации, реализующие себя в Интернете, публикуют свои материалы гораздо раньше, чем выходят в печать газеты или снимаются новостные сюжеты. Поколение, выросшее в окружении новейших технологий, предпочитает интернет-пространство как площадку для общения, обмена информацией и получения новостей.
Сейчас в Интернете существует множество информационно-развлекательных порталов. В них сочетаются два самых востребованных для современной аудитории направления: информация и развлечение соответственно. Согласно статистическим данным, сайты именно такого характера имеют большее количество постоянных читателей, комментариев, отзывов и ежедневных просмотров. Также, опубликованные на их площадке тематические материалы вызывают больший отклик у аудитории.
Большинству среднестатистических читателей СМИ удобнее и понятнее получать информацию не из «тяжеловесных» изданий, а именно из развлекательного контента. Чем проще и понятнее написан материал, тем легче его воспринимать.
Тем не менее, в обществе очень много проблем, которые необходимо поднимать публично, например - обсуждать в средствах массовой информации. Проблемы эти могут быть связаны с обществом в целом, с политикой, взаимоотношениями между людьми, взаимоотношении полов, здоровьем человека. Многих проблем касаются авторы аналитических материалов в «серьезных» изданиях, на «серьезных» сайтах.
Существует мнение, что проблемы, актуальные для многих слоев населения и поднимаемые в аналитических статьях, не находят должного отклика, потому что преподнесены для читателей в слишком сложной форме.
Прежде чем рассуждать о том, какие статьи вызывают больший отклик у читателей СМИ и каким образом они это делают, стоит дать определение некоторым терминам, с которыми мы будем работать.
Для самого термина «статья» существует несколько определений. От классического, узкожанрового понимания: «публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление» [5. С. 311], до более широкого, используемого не только в журналистике.
Кроме четкой структурированности (введение, лидер-абзац, основная часть и заключение), статья как журналистский материал непременно должна иметь ясную концептуальную лини. Эта линия уже обозначается в названии статьи, логически развивается в
ее тексте и завершается обоснованными выводами. Концепция автора должна быть продуманной, доказательной, обоснованной, корректной во всех отношениях, в том числе с точки зрения этики. Также не стоит забывать об авторской позиции, на которую будет опираться читатель, выстраивающий свое собственное мнение. И, чтобы это мнение было сформированным естественным путем, конечно не стоит забыть об объективной подаче информации. Читатель, которому явно навязывают свое мнение, вряд ли останется постоянной аудиторией того или иного средства массовой информации, которое попытается это сделать.
Внутренние характеристики, содержание традиционной журналистской статьи, размещенной в периодической печати, и статьи в интернет-пространстве очень близки. Но, казалось бы, внешние характеристики, которые очень важны для читателя, т.к. привлекают его внимание, в наш век информационных технологий на разных площадках реализации отличаются. «Все СМИ сегодня используют мультимедийный подход. Уже практически не осталось только газет или радиостанций, а те крупные медиаорганиза-ции, которые раньше формально относились к классу газет, сегодня зачастую даже не выпускают печатные продукты. Они присутствуют в интернете, они все стали мультимедийными. Вопрос лишь в том, какие платформы лучше воспринимаются аудиторией и какие инструменты лучше подходят для этих платформ» [1.С. 24].
На сегодняшний день только интернет-СМИ могут позволить себе дополнить статью видео или аудио материалами. И действительно, текст, «разбавленный» в нужном месте совершенно другим способом подачи информации гораздо легче и быстрее воспринимается читателем.
«Драматическое изменение в современной профессии журналиста — это появление слепоты к тексту у читателя, для борьбы с которой необходимо развитие визуального языка передачи информации. Так как визуальная передача информации позволяет пользователям быстрее вникать в контекст ситуации и получать новые знания, то инфографи-ка становится важной частью современной журналистики» [4. С. 40].
Жанры в интернет-журналистике являются сложным процессом, полным противоречий и несоответствий. Фактически, онлайн-журналистика бросила вызов стереотипам: впервые в истории читательская аудитория перераспределилась не по географическим признакам, а по возрастным и социальным группам и интересам.
Именно поэтому стоит еще раз сказать, что самыми актуальными для данного исследования будут являться материалы, публикуемые на информационно-развлекательных сайтах, а значит имеющие развлекательную тематику. Но, исходя из мысли, заключенной в предыдущем абзаце, стоит заметить, что в исследуемых материалах возможна гибридизация жанров как таковых, или использование каких-либо элементов аналитической группы жанров, которые традиционно разграничивают с жанрами развлекательной направленности.
Понятие «тематическая статья», выведенное нами, относится напрямую именно к статьям на какую-либо тематику (если исходить из точного, дословного определения). Но существует один нюанс - все статьи должны обладать перечисленными выше признаками и быть достаточно развернутыми; нести в себе какую-то идею. Значит, мы убираем из круга нашего исследования фоторепортажи и различные развлекательные подборки. Не отрицая их полезность и значимость, мы делаем выбор в пользу развернутых, больших статей, включающих в себя гораздо больше признаков, указанных нами ранее.
Также стоит упомянуть о том, что собой могут представлять эти аналитические элементы, что мы будем искать в текстах. В привычной практике журналиста существуют аналитические жанры: из всех существующих, уже занесенных в общепринятую квалификацию жанров, мы попробуем выделить те, которые могут сыграть роль не только жанра, но и элементы аналитики.
Некоторые источники насчитывают всего пять аналитических жанров, распространенных в современной журналистской практике: корреспонденция, колонка, рецензия, статья, обзор [3. С. 114]. Другие, например, учебник А. А. Тертычного, гораздо больше.
Тщательно изучив характеристики каждого из представленных аналитических жанров, мы выбрали для анализа только те, которые построены таким образом, что могут выступать в материале в качестве аналитического элемента, встроенного в систему повествования материала.
Аналитическая корреспонденция - «Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция.
Однако аналитическая корреспонденция отличается от названных жанров степенью «присутствия» в тексте других жанрообразующих факторов» [5. С. 14].
Аналитический опрос - «Аналитический опрос как жанр имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса. Это сходство состоит прежде всего в том, что источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста. При этом, как в том, так и в ином жанре, структура текста образуется в ходе изложения «веера» полученных журналистом ответов «респондентов».
Но в отличие от публикаций, относимых к жанру информационного опроса, публикации, составляющие жанр аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария, который обычно относится к аналитическим жанрам» [5. С. 16].
Комментарий - изначально известно, что комментарий как жанр расположен прежде всего к тому, чтобы вызвать отклик читателя, подействовать на аудиторию. Построение его вытекает из главной идеи, которая заключает в себе отклик какого-либо лица (чаще всего того, чье мнение в рассматриваемом вопросе будет являться приоритетным) на события или факты, интересующие аудиторию.
Мониторинг, рейтинг - эти жанры представляют собой обработанную информацию (например, социологические опросы, цифры касательно посещаемости того или иного места и многое другое) в кратком изложении, понятном читателям. Например, рейтинг по определению А. А. Тертычного это «определенная «ранжировка» сходных явлений по какому-то конкретному признаку» [5. С. 19].
Исходя из изученной нами теории, мы можем предположить, что в ходе анализа отобранных нами материалов стопроцентно выявится присутствие таких аналитических элементов как: комментарий, аналитический опрос, исповедь, рейтинг (и другие статистические данные в принципе).
Так как Интернет - площадка мультимедийная, и все исследуемые нами материалы -мультимедийного характера, стоит заметить, что любой жанр уже не может называться «чистым», так как он трансформируется и видоизменяется. Стоит различать возможные трансформации какого-то одного жанра, приобретения им новых качеств и синтез нескольких жанров в одном каком-то материале.
Существование огромного разнообразия возможностей в интернет-среде не только говорит о смешении жанров, но и подразумевает возникновение каких-то новых форм, до этого не имевших место быть в российской журналистике. Прежде чем проводить анализ материалов, стоит озвучить гипотезу, которая после анализа может как подтвердиться, так и быть опровергнутой: развлекательные материалы с использованием аналитических материалов могут быть как гибридом двух жанров (не синтезом, а именно гибридом), так и самостоятельным, новым жанром в интернет-журналистике. В определении играют роль как площадка публикации материала, так и его структурные элементы; как тематика и проблематика, так и авторское видение проблемы, и попытка ее решения.
Для данной работы предпочтительнее всего полагать, что имеет место быть гибридизация жанра: тематическая статья обладает некоторыми элементами аналитических
жанров, но не являет собой синтез развлекательного и аналитического материала, так как некоторые характеристики этих двух материалов могут исключать друг друга. С другой стороны, именно аналитические элементы могут сделать исследуемые нами материалы чем-то особенным в плане как авторской подачи материала, так и отклика на материал аудитории.
Подробнее остановимся на том, что мы называем синтезом жанра и гибридом жанра.
Синтез жанра - понятие «синтеза» включает в себя гармоничное соединение жанров для получения чего-то целостного, неразделимого [2. С. 175]. В процессе синтеза, как правило, рождается какая-то новая форма. Если говорить именно о журналистике, то можно предположить, что синтез жанров мог бы стать началом какого-то нового жанра, или, может быть, целого направления.
Рассмотрим понятие гибрида. Согласно определению, данному в энциклопедии [2. С. 31], гибрид это: «Что-либо, совмещающее признаки различных предметов, явлений».
Вспомним, что принято считать в традиционной журналистике жанрообразующими факторами:
1) содержание произведения (тематика, проблематика);
2) способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;
3) отношение автора к изображаемому;
4) способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;
5) стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);
6) пафос произведения;
7) характер конфликтов и их развитие в сюжете. [6. С. 103]
Исходя из информации выше можно сказать, что если все исследуемые нами материалы будут поднимать схожие проблемы, использовать одинаковый способ повествования и структурные элементы, отображать авторскую позицию схожим способом и иметь схожие стилевые характеристики, то можно назвать их относящимися к одному и тому же жанру, до сих пор в журналистике не имевшему названия.
Рассматривая в своей работе материалы, опубликованные исключительно на площадке интернет-изданий, следует для начала отметить, какие вообще бывают интернет-СМИ.
В Интернете сегодня существуют как сетевые СМИ, не имеющие офлайновых аналогов, так и интернетные издания, созданные традиционными средствами массовой информации. Я. Н. Засурский так характеризует существование традиционных СМИ в Сети: «Газета и радио, не утрачивая своих качеств, приобретают новые возможности: газета становится оперативнее, приобретая скорость и сиюминутность радио, а сайты радиостанций становятся более аналитичными. От этого выигрывают и читатель, и газеты, и радио». [4. С. 81]
Региональных сайтов с необходимым для исследования нам контентом очень мало, именно поэтому мы взяли за основу федеральные сайты.
Также наше решение можно объяснить тем, что тематическая статья сама по себе не имеет никакой привязанности к месту и ко времени в большинстве случаев, именно поэтому территориальная принадлежность той или иной редакции сайта никак не влияла на наш выбор.
При выборе сайтов для анализа мы руководствовались следующими критериями:
Актуальность или посещаемость сайта. Целесообразно брать для анализа сайты с большой посещаемостью, известные среди аудитории в возрастной категории от шестнадцати до сорока пяти лет.
Тип сайта. Мы намеренно взяли за основу информационно-развлекательные ресурсы, потому что на их платформе можно найти много разнообразных тематических статей.
Тематика сайта. Не имеет смысла брать для анализа сайты узкой тематики, так как в нашей теме очень важно разнообразие анализируемых материалов. Они должны различаться не только по жанру, но и по теме.
Из вышеприведенного следует, что в поиске материалов для анализа будут полезны сайты, рассчитанные на массового читателя, имеющие большую аудиторию и носящие информационно-развлекательный характер.
Мы выбрали для характеристики сайты, с контентом, предназначенным для аудитории в возрасте преимущественно от шестнадцати до сорока пяти лет. Иным словом, рассчитанные на аудиторию, которая в силу своего возраста имеет более гибкое сознание, расположенное к влиянию гораздо в большей степени, нежели сознание людей уже зрелых и состоявшихся, выбравших свой жизненный путь.
Теперь, когда мы обозначили что такое статья, какими могут быть аналитические элементы и что они собой представляют, а также написали краткую характеристику интернет-порталов и выстроили гипотезу, можно перейти к исследованию воздействия данных вещей непосредственно на аудиторию. Чтобы определить степень воздействия мы провели анонимный социологический опрос.
Когда речь идет об аудитории - нужно обратиться непосредственно к ней.
Для начала стоит сказать, что ссылка на опрос размещалась прежде всего в социальных сетях (фейсбук, вконтакте, твиттер). Всего в опросе приняло участие 207 человек.
Так как опрос анонимный, невозможно определить территориальное расположение всех респондентов, однако судя по тому, на каких именно страницах были размещены ссылки на опрос, можно предположить, что все они были из России или стран ближнего зарубежья. Стоит заметить, что для нашего исследования не принципиальна территориальная принадлежность, так как тематические материалы обычно не привязаны к какому-то определенному месту.
В опросе приняли участие 161 женщина (70 %) и 46 (30 %) мужчин. Из них большинство еще учатся в университете или уже получили высшее образование. Можно заметить также, что большинство респондентов уже достигли совершеннолетия, а значит - уже начали формировать свое мировоззрение самостоятельно.
60 % респондентов проводят в Интернете весь день. 40 % - пользуются им постоянно. В век информационных технологий такие ответы абсолютно не удивляют.
55 % число опрошенных читают интернет-СМИ каждый день. Это подавляющее большинство. При этом только 27 человек из более чем двухсот - использует только социальных сети (в которых, кстати, тоже есть паблики-средства массовой информации). То есть, можно сказать, что так или иначе на тематические статьи обращают свое внимание все пользователи, проводящие в интернете большое количество времени, но при этом сознательно это делают примерно 84 процента.
Информационно-развлекательные сайты при этом читает 70 % опрошенных. Несмотря на это, в ответе на открытый вопрос «какие именно?», очень многие респонденты написали «Затрудняюсь ответить» или поставили прочерк. Однако, некоторые все же ответили на вопрос. Среди названных сайтов были такие, как: «Метрополь», «Медуза», «Лентач», «ВОС» и «Адми».
В следующем вопросе мы перечислили некоторые из тех сайтов, материалы которых мы анализировали в ходе работы. 89 человек оказалось знакомо с этими сайтами, 37 читали их все, 42 - только некоторые из них, и39-не слышало вовсе.
Несмотря на то, что мы анализируем информационно-развлекательные сайты, серьезные тематические материалы (которые тоже могут быть поданы как развлекательные, например, материалы рубрики «отношения» на сайте ВОС) - один из лучших примеров воздействия на аудиторию. У всех людей есть свои проблемы, свои актуальные темы, и уже давным-давно доказано, что в более простой форме (а еще лучше с иллюстрациями,
инфографикой и другой визуализацией) любая информация воспринимается современной аудиторией лучше. И действительно, из всех опрошенных, подавляющее большинство подтвердило, что на информационно-развлекательных сайтах они постоянно сталкиваются с серьезными материалами, чаще всего - читают их, оставляют комментарии. Комментарии - уже минимальный отклик.
На вопрос: «Считаете ли Вы, что серьезные темы нужно поднимать только в аналитических СМИ?» 80 % человек ответило «Нет, статьи с подобной тематикой могут быть опубликованы где угодно» и только 20 % - что для подобных материалов нужна только чистая аналитика.
Для большей наглядности в опросе нами были приведены два отрывка из материалов на одну и ту же тему - о биполярном аффективном расстройстве. Первый отрывок был взят нами из тематического материала с информационно-развлекательного сайта, а второй - из аналитического. Большинство человек выбрали как более понятный и легкий в плане подачи информации именно первый отрывок.
На вопрос «Сложно ли Вам уловить суть материала, если в нем используется терминология (даже если она поясняется)?» мнения опрошенных разделились почти ровно. А на вопрос «Как Вам кажется, большинство читателей испытывают трудности при чтении аналитических материалов (им непонятен язык, тема, способ подачи)?» аудитория почти единогласно ответила: «Мне кажется, что да, ведь развлекательные материалы проще».
Также опрос показал, что большинство людей дочитывают большие материалы (а, как мы помним, аналитика отличается большим объемом) только если они их заинтересуют. И в первую очередь читатели обращают внимание на заголовок и тему, а также на оформление, из чего можно сделать вывод, что материалы на информационно-развлекательных сайтах, более яркие и красочные, скорее привлекут внимание и заинтересуют.
Как пример воздействия на аудиторию можно взять материал с сайта «ВОС», который называется «Твое истинное лицо». Он опубликован в рубрике «Как жить», его автор -редактор сайта Анна Жаневрович. Она очень подробно описала случай, произошедший с ней лично - случай домашнего насилия. Материал очень личный, написанный в форме дневниковых записей, простым и понятным языком. Анна использует много фотографий, пошагово расписывает то, что с ней произошло. В конце первой части - рубрика «часто задаваемые вопросы», ответы на которые она дает по-своему, но очень четко и лаконично. Вторая часть материала более сложная и более полезная, как раз в ней присутствуют те аналитические элементы, которые мы рассматриваем. Мнение эксперта, например.
После публикации двух этих материалов в своих социальных сетях Анна писала, что ей на почту стали приходить письма от читателей с вопросами «как быть» и «что делать», этот материал вызвал огромный отклик в других СМИ (примеры), многие женщины писали в комментариях благодарности. Такого шквала отзывов не ожидал даже популярный ВОС.
Информационно-развлекательные сайты пользуются гораздо большей популярностью у массовой аудитории, аналитика же понятна не всем; большинство людей, к сожалению, или нет, ищут информацию по интересующим их вопросам в первую очередь в Интернете. Однако, именно элементы аналитики (при простой и понятной подаче информации) заставляют аудиторию больше доверять автору. Опросы, другие мнения, высказывания экспертов и полный разбор проблемы - простым, понятным и доступным языком, с большим количеством визуализации (фото и инфографики) вызывает у аудитории большой отклик и меняет человеческое мировоззрение.
Список литературы
1. Вартанова Е. Л Глобализация СМИ и масс-медиа России [Текст] / Е. Л. Вартанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2005. -№4,- С. 9-25.
2. Волков, Ю. Г. Человек : Энциклопедический словарь [Текст] / Ю. Г. Волков - М. : Гардарики, 2000. -С.74-81.
3. Градюшко, А. А. Основные тренды развития Интернет-СМИ на современном этапе [Текст] / А. А. Градюшко. - Минск. : БГУ, 2009. - 114 с.
4. Засурский, Я. Н. Информационное общество и СМИ [Текст] / Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 1999. - Вып. 1.-64с.
5. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный // Учебное пособие. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 165 с.
6. Ученова, В. В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия [Текст] / В. В. Ученова - М. : Act, 1982.-78 с.
Бльох Е. А.
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ВКОНТАКТЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА
Социальные сети стремительно вошли в жизнь человека более десяти лет назад. В России насчитывается около десятка социальных сетей: Одноклассники, Facebook, Mail.ru и др. В нашей статье мы рассмотрим использование возможностей одной из самых популярных сетей - ВКонтакте в развитии медиакомпетенций подростков. Пресс-центр «Влицее» МБОУ «Лицей № 88 г. Челябинска» существует уже пять лет. Это конвергентная редакция, которая занимается не только выпуском медиапродук-тов (газета, радио, итернет-страница, телесюжеты), но также воспитанники пресс-центра - актив лицея. Мы реализуем социальные проекты, организуем 'школьные и районные мероприятия, принимаем участие в конкурсах разного уровня. Мы создали универсальное медиапространство в лицее, доступ к которому имеется у каждого участника образовательного процесса. Какой самый популярный медиапродукт, созданный участниками пресс-центра? Какие возможности открывает сегодня интернет? И, наконец, как использовать социальную сеть ВКонтакте для развития медиакомпетенций подростков? На все эти вопросы вы найдёте ответы в нашей статье. Также мы определили возможности ириски, которые даёт доступ к социальной сети ВКонтакте.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, социальная сеть, ВКонтакте, медиапродукт.
Необходимость развития медиакомпентностей подростков в современном мире с каждым днём становится актуальнее. Разнообразие средств массовой информации связано с появлением интернета. Молодёжные СМИ занимают не последнее место, а может быть и доминирующее в формировании медиакомпетентностей подростков. Ведь кому, как не самому подростку, рассказывать о своих проблемах, переживаниях, показывать картину мира через призму своего возраста? О важности молодёжных СМИ говорится в статье С. И. Симаковой «Молодежные СМИ как феномен медиасферы» [8. С. 93].
Для того, чтобы понимать что такое медиаобразование и какие именно медиакомпе-тентности мы развиваем, обратимся к основным понятиям. В работе Ю. А. Мальцевой «Анализ медиаобразовательной деятельности Средств массовой информации России и Германии» отмечено, что И. А. Фатеева даёт следующее определение понятию «ме-диообразование»: «...это организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение как производству массмедиа, так и пользованию ими» [4. С. 14].