Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 51-55.
К. В. Киуру
ИНТЕРНЕТ-ЖАНРОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА
Рассматриваются новые тенденции в изучении журналистского текста. Анализируются подходы к изучению жанров журналистского текста, определяются особенности журналистского текста в Интернете. Представлена попытка типологизации жанров современного журналистского интернет-текста.
Ключевые слова: медиатекст, журналистский текст, интернет-текст, дигитализация информационного пространства, жанр.
Интерес к понятию жанра вызван тем, что оно в полной мере соответствует современным междисциплинарным исследованиям в филологической науке. Это обусловливает его активное использование при исследовании самых разных сфер и видов коммуникации, в том числе интернет-коммуникации.
В журналистике существуют свои исторически сложившиеся способы отражения действительности. А. А. Тертычный под журналистскими жанрами подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных содержательно-формальными признаками, называемыми жанрообразующими факторами. К ним относятся предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения [5].
Как считает М. Н. Ким, проблема жанрового определения этим не исчерпывается, потому что «в жанре скрещиваются и находят выражение важнейшие закономерности журналистского творчества: взаимодействие жанра и метода, соотношение содержания и формы, понятийного и образного в жанре, пространства и времени в жанре, авторского замысла и жанрового воплощения, целевой установки жанра и ожиданий читателей и мн. др.» [1. С. 7].
Сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Особенностью данной системы является то, что, с одной стороны, она отличается определенной стабильностью, а с другой - подвижностью.
По мнению М. Н. Кима, современная система жанров журналистики - это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. «Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества - публицистическим, а внешняя -тем, что каждый жанр журналистики, в отли-
чие, например от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров» [1. С. 9].
Научная теория жанров журналистики складывается из различных типологических подходов, в каждом из которых предлагается свое видение классификации жанров. В традиционной классификации жанров выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Позже стали появляться новые походы к жанровой классификации, авторы которых не выделили единого основания деления и вычленения жанров журналистики. В результате один и тот же жанр в зависимости от положенного в типологию основания мог быть отнесен к различным жанровым группам.
Е. И. Пронин использовал при построении своей типологии принцип перекрестной классификации. Все жанры журналистики он разделил по двум основаниям:
- по предмету отображения: реалии, позиции, идеалы, абсурды, шедевры, мнения, контакты, решения, эффекты;
- по уровню осмысления: оповещение, ориентирование, коррекция, символизация [4. С. 51].
Л. Е. Кройчик в построении своей классификации жанров исходил из тезиса, что публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: 1) сообщение о новости или возникшей проблеме; 2) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; 3) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). Поэтому все тексты, появляющиеся в прессе, он разбил на пять групп:
- оперативно-новостные - заметка во всех ее разновидностях;
- оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты;
- исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
- исследовательские - статья, письмо, обозрение;
- исследовательско-образные (художественно-публицистические) - очерк, эссе, фельетон, памфлет [2. С. 138-139].
В основе классификации М. Н. Кима лежит функциональное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические, а в качестве сопоставительных параметров используются следующие категории: предмет отображения, целевая функция и методы работы с информацией [1. С. 18].
Сегодня особую актуальность приобретает вопрос осмысления развития журналистских текстов в процессе дигитализации (перевода информации в цифровую форму) и интернетизации информационного пространства. Появились исследования по цифровой журналистике, например, Б. Франклина [6] и К. Кавамото [7].
С возникновением глобального интернет-пространства возросла скорость работы журналистов, изменились сроки и частота сдачи материалов. Важно, что такой канал массовой информации, как интернет, влияет не только на форму, скорость передачи информации, но и на ее содержание и жанровую форму.
Специфика интернет-текста, помимо канала распространения, заключается также в практически безграничных возможностях расширения информации с помощью гиперссылок. Гипертекстуальность электронного текста предполагает интерактивное взаимодействие между адресантом и адресатом коммуникации. При этом адресат сам решает, по скольким ссылкам он пройдет. Чем интереснее будет представлен дополнительный материал в ссылках и чем актуальнее он будет для пользователя, тем длительнее будет его контакт с текстом и тем больше информации он получит.
Следует также отметить тяготение интернет-текстов к мультимедийности (ссылки на видео- и аудиоматериалы) или хотя бы к визуализации (использование в самом тексте фотографий, «картинок», анимированных сцен и т. п.). Наличие в электронном тексте ключевых слов помогает пользователю оптимизировать поиск нужной информации. Четкая структурированность, разбивка на блоки, графические
выделения способствуют более быстрому и адекватному восприятию содержания текста, размещенного в Интернете.
В докладе «Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления» сделан акцент на трех основных типах современного медиакон-тента [3]:
1. Оригинальный профессиональный контент. Данный тип контента создается СМИ и другими профессиональными производителями контента (продакшн-студии и т. п.). К такому контенту относятся информационные сообщения СМИ, профессиональные фото-, аудио- и теле(кино-) материалы, готовые статьи, программы, передачи, фильмы, информационные и развлекательные интернет-ресурсы.
2. Любительский контент, производимый потребителями или User Generated Content. К данному типу контента относятся записи в блогах (различного масштаба и ориентации) интернет-пользователей, записи в форумах, комментарии к сообщениям СМИ на сайтах СМИ, записи на персональных страницах в социальных сетях, созданные потребителем фото-, видео- и аудиоконтент, интернет-ресурсы, созданные частными пользователями.
3. Третьим типом контента является продукт, создаваемый искусственным интеллектом, то есть роботами. Наиболее популярным типом такого контента являются новостные агрегаторы и поисковые системы, которые фактически структурируют новостные потоки автоматически, то есть выполняют фундаментальную функцию СМИ в установлении приоритетности новостей. Также сюда относятся автоматизированные системы создания корпоративных новостей и переписки.
Кроме того, по мнению экспертов, существуют периодические пересечения между первым, вторым и третьим видами контента. Когда пользователи социальных сетей или блоге-ры ссылаются на информацию традиционных СМИ или когда СМИ используют в качестве источников информацию от самих пользователей, происходят подобные взаимодействия.
Рассмотрим типологию дигитальных жанров журналистского текста.
Информационная заметка является классическим жанром в любом виде СМИ, в котором используется принцип «перевернутой пирамиды». Чаще всего заметка на новостном сайте сопровождается тематической фотоиллюстрацией и реже - видео или инфографикой.
Главным отличием новостной заметки, размещенной в интернет-СМИ и, например, в газете, если не учитывать временной фактор (в первом случае важная новость размещается сразу после поступления в редакцию, во втором, если речь идет о ежедневных газетах - только в утреннем выпуске), возможности просмотра новости «вглубь» (свойство гипертекста), комментирования со стороны читателя (интерактивность) и получения быстрого отклика.
Репортаж благодаря мультимедийным технологиям стал вновь актуальным. Репортажи в классическом понимании (текст + фотоиллюстрации) хотя и публикуются в онлайн-СМИ, в последнее время журналисты часто экспериментируют, используя различные элементы для построения материала. Так, в интернет-СМИ основной текст кроме фото может сопровождаться и вложенными отрывками видео с места событий, аудио с комментарием ньюсмейкера или участника события и динамичной инфографикой. Но самым главным отличием данного жанра, которое может быть реализовано только на платформе Интернет, является возможность ведения онлайн-репортажа посредством социальных сетей. По-другому это называют твиттер-репортажем, в котором корреспондент посредством написания коротких текстовых сообщений (до 140 символов) в корпоративной учетной записи СМИ в социальной сети Твиттер ведет его с места событий в режиме реального времени. В этом случае социальная сеть интегрируется в интерфейс страницы СМИ в виде небольшого блока с помощью специального приложения либо обеспечивается функция экспорта сообщений из аккаунта в социальной сети на страницу в СМИ.
Авторский блог также является одним из немногих жанров, который возник благодаря развитию интернет-технологий. Появился он на стыке классической колонки и блог-постинга. К основным отличиям журналистского авторского блога можно отнести использование «живого» языка, отсутствие жесткой периодичности и открытость автора к обсуждению. Запись может быть незаконченным информационным сообщением или даже опубликована в виде одной реплики, вопроса или картинки.
Статичная иллюстрация является одной из наиболее часто используемых «инфомолекул» в мультимедийном материале. Ее функции остались такими же, какими были и в традиционных СМИ: раскрытие истории, выстраивание визуального ряда.
Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи являются визуальными производными истории с помощью фотографии. Они могут быть построены по классическим правилам, как в традиционных СМИ, где каждая фотография последовательно «раскрывает» событие, или в виде смешанного набора фотографий, связанных какой-либо одной тематикой. Навигация может быть построена в виде последовательной смены иллюстраций или предложена в виде превью, где пользователь выбирает фотографию для просмотра произвольным образом. Также как и остальные «инфомолекулы», фотографии могут быть самодостаточным материалом со стандартными подписями (Что? Где? Когда?) или размещаться в «теле» мультимедийного материала. Во втором случае они могут быть представлены в единственном числе или представлены с функцией листания непосредственно в «теле» статьи.
Слайд-шоу похоже на фотоленту. Главным образом отличается тем, что фотоподборка здесь «перелистывается» сама.
Карикатура в классическом понимании остается также распространенным видом иллюстрирования материала, как и в традиционных видах СМИ. Но, как и остальные элементы мультимедиа, обретает дополнительные свойства, такие как анимированность. В нее можно вложить действие, движение и звук.
Подкаст (Pod - производное от iPod и Cast -от Broadcast - радио- или телевещание) - цифровая запись, радио- или телепрограмма, которую можно скачать из интернета.
Аудиоиллюстрация к материалу призвана передать часть сообщения, которая может нести в себе смысловую или эмоциональную нагрузку, в случаях, когда тон и экспрессия сказанного ньюсмейкером имеет не меньшее значение, чем сами слова.
Аудиоверсия текста, как следует из названия, воспроизводит текст статьи. Как правило, текст читается диктором и потому не может быть альтернативой радиопотоку, так как отсутствуют «живые голоса», «синхроны» и так далее. Стоит отметить, что некогда популярный мультимедийный элемент сейчас используется уже реже.
Аудиосюжет можно назвать производным от классического радиосюжета, так как помимо голоса диктора содержит «живые» голоса, интершумы и пр.
Видеоиллюстрация выполняет аналогичные классической фотоиллюстрации функции
и редко имеет законченный сюжет. Фрагмент видео традиционно имеет отношение к определенной части текста или мультимедийного материала.
Видеосюжет в свою очередь уже является законченным сообщением с завязкой, кульминацией и развязкой и может быть самодостаточным материалом или размещен в «составе» мультимедийного материала.
Потоковое видео с места событий является, в сущности, привычным прямым эфиром с места событий. Только, в отличие от телевидения, интернет-СМИ может предложить сразу несколько потоков одновременно с места события.
Видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий - все перечисленные жанры пришли в сеть из телевидения. Чаще других в составе мультимедийного материала встречается видеокомментарий, в котором эксперт или ньюсмейкер высказываются на тему материала.
Аудиослайдшоу является одним из самых простых способов синтеза звука и картинки. Основой ему служит история, которая может быть начитана автором или диктором, музыка или интершум. Визуальный ряд может состоять из фотографий, инфографики, карикатур, карт и так далее.
Интерактивная видеоколонка и интерактивный видеосюжет являются развитием интернет-версии видеоколонки, описанной выше. Мультимедийной «лептой» интернет является наличие многочисленных ссылок, которые появляются по ходу просмотра видео, и отсылающих (в виде баннера или гиперссылки) пользователя к дополнительной информации по теме - это может быть видеосюжет, инфографика, справка, фотолента и пр. Данную концепцию эксперты считают незаконченной и предрекают ей дальнейшее развитие со временем появления новых технологических возможностей [8].
Интерактивный видеомост является продолжением телевизионного жанра с добавлением, помимо режима видеоконференции, возможности участия в нем и другими доступными средствами, например, написанием комментариев.
Мультимедийное ток-шоу, как и телевизионное ток-шоу, ведут на определенную тематику один или несколько ведущих, имеются герои. Мультимедийными отличиями данного жанра являются интерактивность и технология мультиэкрана, что невозможно на ТВ. Он также подразумевает три части или этапа -доэфирный, прямой эфир, послеэфирный. На
первом этапе заявляется тема для «разогрева» аудитории и предоставления возможности задать вопрос. На этапе прямого эфира транслируется непосредственно само ток-шоу. На заключительном этапе материал конвертируется в наиболее подходящий формат (мульти-скрипт, мультимедийная статья и пр.) и публикуется на сайте.
Мультискрипт (англ. Interactive Video - интерактивное видео) можно сравнить с «Картой сайта», которая имеется у большинства онлайн-ресурсов, главным предназначением которого является упрощение навигации в рамках одного большого видеоматериала. Как правило, он состоит из трех блоков - проигрывателя, стенограммы и содержания. С помощью блоков стенограммы и содержания пользователь может быстро и с высокой точностью найти интересующий его фрагмент видео. После выбора и начала проигрывания фрагмента в плеере в других блоках отражаются соответствующие фрагменты заголовка тематического блока и стенограммы.
Инфографика объединяет слова и иллюстрации с целью представления идей и информации в тех случаях, когда это невозможно сделать с помощью только текста или иллюстрации в отдельности. Идеальная инфогра-фика помогает читателю понять и («представить») информацию. Она дает проникнуть в суть темы. Так объясняет суть графической журналистики (как еще ее называют в Европе), которая на сегодня является одним из наиболее перспективных мультимедийных форматов подачи информации.
Список литературы
1. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики : учеб. пособие. СПб., 2004. 336 с.
2. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / под ред. С. Г. Кор-коносенко. СПб., 2000. С. 125-168.
3. Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления : доклад экспертов медий-но-коммуникационной сферы при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://img. rg.ru/pril/article/48/38/20/Doklad-svyaz.pdf.
4. Социальная практика и журналистский текст : сб. ст. / под ред. Я. Н. Засурского, Е. Н. Пронина. М., 1990. 267 с.
5. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие. М., 2000. 162 с.
6. Franklin, Bob. Digital Journalism [Электронный ресурс]. URL: http://www.tandfonline. com/doi/full/10.1080/21670811.2012.740264#. UvhjORYhzzI.
7. Kawamoto, Kevin. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism. [Электронный ресурс]. URL: http:// books.google.ca/books/about/Digital_Journalism. html?id=dG9vHwHyDFUC.
8. Online Journalism: Research methods. A multidisciplinary approach in comparative perspective / Marcos Palacios, Javier Diaz Noci (eds.). Bilbao, 2009. P. 36.
References
1. Kim, M. N. (2004) Zhanry sovremennoj zhurnalistiki [=Genres of modern journalism], St. Petersburg, 336 p. (in Russ).
2. Krojchik, L. E. (2000) "Sistema zhurnalist-skih zhanrov" [=System of journalistic genres], in: Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [=Bases of creative activity of the journalist], St. Petersburg, pp. 125-168. (in Russ).
3. Novaja informacionno-kommunikacionna-ja sreda. Sostojanie, problemy, vyzovy. Popytka
osmyslenija [=New information and communication environment. State, problems, calls. Attempt of judgment], available at: http://img.rg.ru/ pril/article/48/38/20/Doklad-svyaz.pdf, accessed 02.11.2014 (in Russ.).
4. Social'naja praktika i zhurnalistskij tekst (1990) [=Social practice and journalistic text], Moscow, 267 p. (in Russ).
5. Tertychnyj, A. A. (2000) Zhanry period-icheskoj pechati [=Periodicals genres], Moscow, 162 p. (in Russ).
6. Franklin, Bob. Digital Journalism [=Digital Journalism], available at: http://www.tandfonline. com/do i/full/10.1080/21670811.2012.740264#. UvhjORYhzzI, accessed 02.11.2004.
7. Kawamoto, Kevin. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism [=Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism], available at: http://books.google.ca/books/about/ Digital_Journalism.html?id=dG9vHwHyDFUC, accessed 02.11.2014.
8. Online Journalism: Research methods. A multidisciplinary approach in comparative perspective [=Research methods. A multidisciplinary approach in comparative perspective], Bilbao, 2009. p. 36.