Научная статья на тему 'Война в политической карикатуре (методика использования карикатуры на примере изучения темы «Русско-японская война»)'

Война в политической карикатуре (методика использования карикатуры на примере изучения темы «Русско-японская война») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
968
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / УРОК / НАГЛЯДНОСТЬ / КАРИКАТУРА / RUSSIAN-JAPANESE WAR / LESSON / USE OF VISUAL METHODS / CARICATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппова Татьяна Владимировна

Статья посвящена анализу наглядных средств, применяемых на уроках истории. Особое внимание автор уделяет различным методам работы в рамках занятия с карикатурами по теме Русско-японская война.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of visual facilities used in history lessons. The author pays special attention to various methods of work within the framework of the lesson on caricatures on the theme of the Russian-Japanese War.

Текст научной работы на тему «Война в политической карикатуре (методика использования карикатуры на примере изучения темы «Русско-японская война»)»

Филиппова Т. В.

УДК 94(47).083.4

ВОЙНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ (МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРИКАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА»)

Статья посвящена анализу наглядных средств, применяемых на уроках истории. Особое внимание автор уделяет различным методам работы в рамках занятия с карикатурами по теме Русско-японская война.

Ключевые слова: Русско-японская война, урок, наглядность, карикатура.

Наглядные средства обучения традиционно используются в учебном процессе. Но на сегодняшний день, в современных условиях меняется область применения наглядности, её роль при обучении истории, расширяются технические возможности её использования.

Одним из видов наглядных средств обучения является карикатура, которая уже давно заняла прочные позиции при изучении истории и часто встречается в современных периодических изданиях.

Карикатура как исторический источник выполняет несколько важных функций: 1) функцию визуализации; 2) мотивационно-стимулирующая функцию; 3) аксиологическую функцию; 4) познавательную функцию; 5) практическую функцию. Приведённые функции изобразительного средства обуславливают появление новых методических приёмов организации познавательной деятельности обучающихся с ними.

Проследим, какое отражение Русско-японская война (1904-1905 гг.) получала в карикатурах стран-участниц: России, Англии и Германии, назовём методы и приёмы работы с политической карикатурой на занятии.

Приём картинное описание по карикатуре «Красное и чёрное» из немецкого журнала Kladderadatsch (Рис. 1).

После нападения японского флота на корабли русской Тихоокеанской эскадры на рейде Порт-Артура в ночь на 27 января 1904 г. появился информационный повод для опубликования карикатуры «Красное и чёрное» в немецком журнале Kladderadatsch. «Делайте ваши ставки, господа!» - предлагает крупье в образе смерти, участниками игры стали (соответствующие надписи) Николай II и Муцухито I,

Т. Рузвельт, Эдуард VII и Э. Лубэ, Абдул Гатт т-, т-, - карикатура «Красное и черное» немецкий журнал мид II, Ь. Ьюлов и маленьким македонец. ^1111^ п 'L,

Kladderadatsch. [Электронный ресурс] URL:

https://foto.rg.ru/photos/00a37569/2.html (дата обращения: 05.10.2016).

Рис. 1 «Красное и чёрное» немецкий журнал Kladderadatsch1

Картинное описание представляет собой описание сюжета карикатуры, учитывая исторические реалии, приведём пример данного приёма. «В игре - русский царь и японский император, тогда как английский король и германский канцлер, президенты Франции и США -лишь наблюдатели, а турецкий султан сдерживает маленького македонца, тоже пытающегося сделать свою ставку. Каковы же были шансы сторон? Союз с Англией, поддержка США и нейтралитет Германии позволили императору Муцухито I делать свою ставку уверенно: все его фишки-солдаты на карикатуре немецкого художника выстроены в боевом порядке. Совсем иначе ведёт себя Николай II, который колеблется и выжидает: часть фишек-солдат он уже расположил на столе, но в раздумье держит в руке

очередную. Зловещая фигура крупье в образе Смерти выглядит мрачным пророчеством» 2.

Приём аналитическая беседа с обучающимися по карикатуре «В Китае. Пирог королей... и императоров», 1898 г. Автор: Анри Мей-ер (Рис. 2).

Рис. 2 Французская карикатура: «В Китае. Пирог королей. и императоров», 1898 г. Автор: Анри Мейер3

Вопросы для аналитической беседы:

1. Какое событие/явление изображено на французской карикатуре 1890-х гг.?

2. Что символизирует «пирог», и кто его делит?

3. Какие государства обозначены на карикатуре, исторические личности?

4. Как вы думаете, почему из всех событий 1904 г. художник-карикатурист отмечает именно оборону Порт-Артура и Мукденское сражение?

Приём из технологии критического мышления, таблица «Донны Огл» (см. Таблица 1), представляющая собой таблицу, состоящую из трёх граф, заполняемых в соответствии с этапами занятия.

2 Голиков А., Рыбаченок И. Политика в зеркале сатиры. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/08/17/rodina-satira.html (дата обращения: 05.10.2016).

3 «Руниверс». Исторические галереи. [Электронный ресурс] URL: http://www.runivers.ru/gal/gallery-aIl.php?SECTION_ ID=7093&ELEMENT_ID=476180 (дата обращения: 01.10.2016).

Знаю (о событии, о личностях изображённых на карикатуре) Хочу знать (о событии, о личностях изображённых на карикатуре) Узнал (по итогам анализа карикатуры, лекции преподавателя)

Таблица 1. Таблица «Донны Огл»

Данный приём подойдёт для работы с карикатурой, посвящённой Портсмутской мирной конференции «Мирные переговоры» (Рис. 3), Художник показал прояпонскую позицию американского президента. Зритель видел, как С. Ю. Витте откручивает японским куклам головы, а Т. Рузвельт старательно приклеивает их на место. В подписи пояснялось, что заявление России об отказе поступиться своей землёй облегчит ей уход с конференции.

Рис. 3 «Мирные переговоры» журнал Kladderadatsch 1905 г.4 Проблемное задание, на основе работы с содержанием и названием карикатуры «Мир - а потом?» (Рис. 4). Крылья ангела мира простирались над воинами двух армий, покидающих позиции. Над головой японского солдата (слева) виден лавровый венок победителя, а у его ног - весло с надписью «англо-японский союз», вслед за солдатами, двигавшимся навстречу восхо-

4 Карикатура «Мирные переговоры» немецкий журнал Kladderadatsch. [Электронный ресурс] URL: https: / / foto.rg.ru/photos/00a37569/3.html (дата обращения: 05.10.2016).

дящему солнцу, летел белый голубь, а русские уходили в грозу (справа).

Рис. 4 «Мир - а потом?», журнал Punch, 1905 г.5

На основе изучения истории русско-японской войны 1904-1905 гг., мы показали лишь малую часть приёмов работы с карикатурой, ещё раз убедились, что через художественное восприятие, можно проследить историю событий войны, увидеть идеологическую и политическую основу определённого периода войны, а также проследить хронологию её событий.

(дата обращения: 05.10.2016).

Карикатура «Мир - а потом?», журнал Punch, 1905 г. [Электронный ресурс] URL: https://foto.rg.ru/photos/ 00a37569/3.html (дата обращения: 05.10.2016).

«Руниверс». Исторические галереи. [Электронный ресурс] URL: http://www.runivers.ru/ gal/ gallery all.php?SECTION_ID=7093&ELEMENT_ID =476180 (дата обращения: 01.10.2016).

Источники и литература

Голиков А., Рыбаченок И. Политика в зеркале сатиры. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/08/17/rodina-satira.html (дата обращения: 05.10.2016).

Карикатура «Красное и черное» немецкий журнал Kladderadatsch. [Электронный ресурс] URL: https://foto.rg.ru/photos/ 00a37569/2.html (дата обращения: 05.10.2016).

Карикатура «Мирные переговоры» немецкий журнал Kladderadatsch. [Электронный ресурс] URL: https://foto.rg.ru/photos/ 00a37569/3.html

Филиппова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры отечественной истории Псковского государственного университета (Псков, Россия); e-mail: rada510@rambler.ru

WAR IN POLITICAL CARICATURE (METHOD OF USING CARICATURE ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE THEME "RUSSIAN-JAPANESE WAR")

The article is devoted to analysis of visual facilities used in history lessons. The author pays special attention to various methods of work within the framework of the lesson on caricatures on the theme of the Russian-Japanese War. Key words: Russian-Japanese war, lesson, use of visual methods, caricature

Tatyana V. Filippova, senior lecturer of the Department of Russian History (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: ra-da510@rambler.ru

5 Карикатура «Мир - а потом?», журнал Punch,

1905 г. [Электронный ресурс] URL:

https: / / foto.rg.ru/photos/00a37569/3.html (дата обращения: 05.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.