список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999.
2. Останина С.А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Т. 15. № 3. Кострома, 2009. С. 378-382.
3. Останина С.А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Т. 15. № 2. Кострома, 2009. С. 438-442.
4. Сластенин В.А. Педагогика творчества // Сов. педагогика. 1991. №1. С.147-149.
5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.
* * *
1. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija / pod red. V.V. Davydova. M.: Pedagogika-press, 1999.
2. Ostanina S.A. Organizacija uchebno-tvorcheskoj dejatel'nosti shkol'nikov v processe hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. T. 15. № 3. Kostroma, 2009. S. 378-382.
3. Ostanina S.A. Formirovanie tvorcheskogo stilja dejatel'nosti shkol'nikov v processe hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. T. 15. № 2. Kostroma, 2009. S. 438-442.
4. Slastenin V.A. Pedagogika tvorchestva // Sov. pedagogika. 1991. №1. S.147-149.
5. Jakimanskaja I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. M., 2000.
Model of development of creative style of pupils' artistic and aesthetic work in the conditions of educational process
There is substantiated the model of formation of the creative style of pupils' artistic and aesthetic work in the educational process conditions. The model consists of the interconnected components: target, contents, process and artistic, criteria and assessment. The result of the model implementation is improvement of the level of creative style in the artistic and aesthetic work.
Key words: creative style of artistic and aesthetic work, model of formation of the creative style of artistic and aesthetic work.
(Статья поступила в редакцию 16.02.2015)
педагогическая деятельность л.А. Перова
(Архангельск)
вовлечение обучающихся в разработку программы развития образовательного учреждения
(на примере Архангельского педагогического колледжа)
Предлагается описание опыта вовлечения обучающихся в разработку программы развития образовательного учреждения (на примере Архангельского педагогического колледжа). Рассмотрены вопросы теории и практической разработки программы развития профессиональной организации.
Ключевые слова: программа развития, управление по воспитательной работе и социальной защите, обучающиеся.
Выпускник современного среднего профессионального учебного заведения должен быть специалистом, свободно владеющим профессией, способным к постоянному саморазвитию. На одно из первых мест выдвигается умение решать проблемы, возникающие при освоении профессиональных технологий, в ситуациях управления и самоорганизации. Коммуникативная компетентность предполагает обеспечение эффективного взаимодействия с различными организациями, органами власти, умение вести переговоры, общаться с коллегами по работе, способность разрешать напряженные и конфликтные ситуации [1]. Такое взаимодействие организуется и при разработке необходимых документов, локальных актов учреждения.
Важнейшим документом образовательного учреждения является программа развития. Программа развития является программой изменений, т.е. тем инструментом, с помощью которого образовательное учреждение целенаправленно создает свое будущее [2]. В создание такого будущего должны включаться все участники образовательного процесса. Программа развития определяет модель совместной деятельности коллектива образовательного учреждения по достижению желаемого состояния.
Программа развития - важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инно-
© Перова Л.А., 2015
- известия вгпу. пе,
вационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Программа развития - это нормативная модель совместной деятельности группы людей, определяющая: а) состояние исходной системы; б) образ желаемого будущего системы; в) состав и структуру действий по переходу от настоящего состояния к будущему [3].
Анализ приведенных выше определений позволяет выделить ключевые позиции, характеризующие сущность программы развития: инструмент координации усилий всех сотрудников и ресурсов, система действий, инновации, заданное качество деятельности и результатов.
Без этих элементов программа не может быть полноценной. При этом возникает вопрос об отличиях программы развития от традиционного плана работы. По мнению А. Моисеева, это, прежде всего, следующие особенности:
1) стратегический характер программы развития, ее направленность на решение наиболее важных задач;
2) ярко выраженная инновационная направленность программы развития образовательного учреждения;
3) прогностичность, направленность на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных образовательных потребностей;
4) опора на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;
5) четкая структурированность технологии разработки [3, с. 32].
Далее рассмотрим процесс разработки программы развития. Как правило, ее разработкой занимается команда, в которую входят представители администрации, педагогов, об-
Элементы программы развития
гогические науки -
щественности, компетентной в вопросах образования. Проект программы обсуждается и утверждается на заседании коллегиального органа управления образовательным учреждением - совета учреждения, педагогического совета и затем, как правило, направляется учредителю для согласования (при этом возможно проведение внешней экспертной оценки).
Рассмотрим эти действия последовательно. Вначале важно определить существующее положение дел (проблемно-ориентированный анализ), убедиться, какие в образовательном учреждении есть условия, внутренние ресурсы и потенциал, позволяющие прогнозировать качественные изменения. Далее необходимо разобраться, что составит проблему, а также угрозу для достижения желаемого будущего и на какие внешние факторы и ситуации можно рассчитывать. Затем следует представить образ желаемого будущего (концепция) и разработать стратегию (выражена в формулировке темы, описании противоречий, проблем, цели) и тактику его достижения (проекты, планы мероприятий).
Итак, стратегия развития учреждения включает описание темы, противоречий, проблем, цели, концепции.Тактика реализации программы - это система локальных практических действий, направленных на достижение цели. Вырабатывая тактику, определяют задачи, разрабатывают проекты, планируют мероприятия по достижению результатов, выбирают методы диагностирования, продумывают ресурсы и условия.
Далее необходимо рассмотреть нормативно-правовые аспекты вовлечения участников образовательного процесса в разработку программы развития. Анализ документов федерального уровня показал, что обучающиеся имеют законодательное право на участие в управлении образовательным учреждением, в том числе и в разработке программы его развития. Но, как показывает практика, это происходит далеко не всегда.
Определимся с термином «обучающийся». Обучающимся является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.
Нами были проанализированы программы развития средних специальных учебных заведений, размещенные на их сайтах, с позиции вовлечения обучающихся в процесс разработки [4-15]. Среди разработчиков программ развития называют администрацию, предста-
педагогическая деятельность
вителей учредителя, преподавателей, сотрудников учебных заведений. Ни в одной из программ среди разработчиков не указаны обучающиеся, студенты. В 50% программ указываются обучающиеся как исполнители программы развития колледжей.
Характеризуя Архангельский педагогический колледж, необходимо отметить, что колледж ведет свою историю с 1931 г. Сегодня реализует 8 программ среднего профессионального образования («Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Музыкальное образование», «Туризм», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Дизайн») и две программы подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов («Исполнитель художественно-оформительских работ», «Мастер столярного и мебельного производства»). В колледже три отделения - педагогики, начального профессионального обучения и сервиса, заочное.Деятельность строится на основании устава, утвержденного Министерством образования, науки и культуры Архангельской области, одобренного Советом колледжа, и утвержденных положений. Общественная составляющая управления представлена Советом колледжа, педагогическими советами отделений, студсоветом.
Предыдущая программа развития колледжа (1998 г.) - в основном реализована. Сегодня колледж работает по программе развития, утвержденной в 2008 г. до 2015 г. Среди разработчиков тоже не упоминаются обучающиеся.
Сильной стороной Архангельского педагогического колледжа является наличие квалифицированных кадров. Это подтверждается следующими фактами:
- на 2014 г. - более 50% педагогов с высшей категорией, 8 кандидатов наук (философских, исторических, педагогических, биологических, медицинских), 4 заслуженных учителя РФ, 6 почетных работников СПО;
- низкая текучесть кадров (2-3%);
- появление пособий с грифом УМО ссу-зов, ежегодный выпуск сборника конференции и чтений, с 1998 г. систематический выпуск газеты «Фелица», сайт в Интернете (avpu.ru);
- победы в конкурсах, соревнованиях и на фестивалях;
- участие преподавателей колледжа в оценке деятельности школ и учителей по приоритетному национальному проекту «Образование», в жюри конкурсов «Лучший воспитатель года» и др.
Колледж первым в системе среднего профессионального образования области установил и поддерживает отношения с профессиональной школой в г. Эмдене (Германия); за 1994-2014 гг. более 170 студентов колледжа побывали на практике в дошкольных учреждениях за рубежом.
Архангельский педагогический колледж -единственный педагогический колледж в Архангельской области, преподаватели которого по заданию Министерства образования и науки РФ участвовали в разработке государственных образовательных стандартов второго поколения («Музыкальное образование», «Отечественная история») и принимали участие в разработке федеральных государственных требований СПО (по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Музыкальное образование») и примерных программ профессиональных дисциплин и модулей по специальности «Педагогика дополнительного образования».
Подавляющее большинство выпускников (72%) работают по специальности в сфере образования, туризма, рекламы, услуг, лесной отрасли или продолжают обучение.
Управление учреждением осуществляют директор, общее собрание работников учреждения и представителей обучающихся (конференция), Совет колледжа, педагогический совет. Общее руководство учреждением осуществляет выборный представительный орган -Совет учреждения. Совет учреждения, возглавляемый директором, состоит из педагогических работников, обучающихся, директора и его заместителей; заведующей библиотекой, представителя учебно-вспомогательного персонала, а также представителей от работодателей.
Обучающиеся в учреждении имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности учреждения, в том числе через общественные организации и органы самоуправления учреждения. Студенты Архангельского педагогического колледжа традиционно принимают участие в обсуждении вопросов, выносимых на заседания Совета колледжа: рассмотрение положений колледжа, нормативных актов, утверждение кандидатур на стипендию губернатора, графиков учебного процесса, программ государственной итоговой аттестации и т.д. Непосредственно организует вовлечение обучающихся в работу по самоуправлению структурное подразделение «Управление по воспитательной работе и социальной защите Архангельского педколлед-
известия вгпу. педагогические науки
жа». Оно руководствуется в своей деятельности локальными актами: положениями «О студенческом самоуправлении» и «Об Управлении по воспитательной работе и социальной защите Архангельского педагогического колледжа».
Управлением по воспитательной работе и социальной защите был разработан план действий, направленных на вовлечение студентов в разработку программы развития. В реализации плана действий участвовали обучающиеся трех отделений колледжа (педагогики, сервиса, начального профессионального образования) по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Туризм», «Дизайн», по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ».
С целью выявления интереса обучающихся колледжа к разработке программы развития учреждения было проведено анкетирование. Трудными для большинства студентов оказались вопросы о содержании идей и разделов для включения в программу развития колледжа, о миссии Архангельского педагогического колледжа. Лишь 35% опрошенных смогли предложить идеи для программы развития колледжа. Далеко не все студенты владеют понятиями «программа развития» и «миссия».
В ходе реализации плана действий осенью 2014 г. в колледже был объявлен фотокросс «Колледж глазами студентов» с целью выявления положительных и отрицательных сторон жизни образовательного учреждения. В нем приняли участие 12 учебных групп трех отделений. Знаком «+» отмечены высококвалифицированные преподаватели, дружные студенты, четко налаженная работа хозяйственных служб 1-го учебного корпуса, теплые, уютные и светлые кабинеты, многообразие учебного материала в библиотеке колледжа. Проблемы учебного заведения - питание в столовых обоих учебных корпусов, состояние фасадов зданий, нехватка аудиторий, небольшой размер стипендии, малое количество студентов-юношей.
Для того чтобы обучающиеся не только смогли принять участие в выявлении проблем, но и нашли свои пути их решения, при подведении итогов фотокросса самими студентами было предложено следующее:
1) принять участие в конкурсе проектов «Наша жизнь в наших руках»;
2) провести сбор студенческого самоуправления «сами с усами» по оценке проектов;
3) отметить лучшие проекты 25 января, в Татьянин день, на «студенческом капустнике».
Анализ и обобщение полученных результатов позволили сделать следующие выводы:
• при подготовке программы развития образовательного учреждения необходимо изучать теоретические аспекты ее разработки;
• важно анализировать имеющийся практический опыт разработки программы развития образовательного учреждения с позиции вовлечения обучающихся;
• оценка готовности обучающихся Архангельского педагогического колледжа к участию в разработке программы развития позволила подготовить и реализовать план действий по вовлечению их в разработку данной программы.
Вместе с тем мы считаем, что проведенное нами исследование не исчерпывает всей глубины и многообразия проблемы. Дальнейший поиск новых путей ее решения весьма актуален в условиях постоянно развивающейся системы управления образованием.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Минобрнауки РФ . URL : http:// минобрнауки.рф М., 2011.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (распоряжение Правительства РФ от 23.12.05 №803). URL : http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/.
3. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Проектное управление в образовании. М.: АПК и ППРО, 2007.
4. Сайт Беловского педагогического колледжа Кемеровской области. URL : http://belpc.ru/ incoming/index.php.
5. Сайт Колледжа менеджмента г. Архангельска. URL : http://km29.ru.
6. Сайт Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Хабаровский технический колледж». URL : http://khtc.khb.ru/.
7. Сайт ФГБОУ СПО «Архангельский морской рыбопромышленный колледж». URL : http:// www.amrk.ru/.
8. Сайт Тольяттинского индустриально-педагогического колледжа. URL : http://www.tipk.ru/ page13.
9. Сайт Калининградского индустриально-педагогического колледжа. URL : http://docs.ipc39.ru/ index.php/планы/view-category.h1ml.
10. Сайт Педагогического колледжа № 4 г. Москвы. URL : http://www.pedcol4.mosuzedu.ru/ ProgrPK4.pdf.
11. Сайт Колледжа промышленности и автомобильного сервиса Кировской области. URL : http:// www.slideshare.net/Demanessa/12-15-11797531.
педагогическая деятельность
12. Сайт ГОУ СПО «Забайкальский государственный колледж». URL : http://zabgoscoll.ru/ Document/kpr2015.pdf.
13. Сайт ГОУ СПО «Череповецкий металлургический колледж». URL : http://www.chermc.org/ about/progress/.
14. Сайт ГОУ СПО Калининградской области «Озерский техникум природообустройства». URL : http://www.slideshare.net/otp39/ss-8143158.
15. Сайт ФГОУ СПО «Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева».
URL : http://www.madk.info/sites/default/files/. * * *
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija. Minobrnauki RF : URL : http://minobrnauki.rf M., 2011.
2. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gg. (rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 23.12.05 №803). URL : http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/.
3. Moiseev A.M., Moiseeva O.M. Proektnoe upravlenie v obrazovanii. M.: APK i PPRO, 2007.
4. Sajt Belovskogo pedagogicheskogo kolledzha Kemerovskoj oblasti. URL : http://belpc.ru/ incoming/index.php.
5. Sajt Kolledzha menedzhmenta g. Arhangel'ska. URL : http://km29.ru.
6. Sajt Kraevogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija srednego professional'nogo obrazovanija «Habarovskij tehnicheskij kolledzh». URL : http://khtc.khb.ru/.
7. Sajt FGBOU SPO «Arhangel'skij morskoj rybopromyshlennyj kolledzha». URL : http://www. amrk.ru/.
8. Sajt Tol'jattinskogo industrial'no-pedagogicheskogo kolledzha. URL : http://www.tipk. ru/page13.
9. Sajt Kaliningradskogo industrial'no-pedagogicheskogo kolledzha. URL : http://docs.ipc39. ru/index.php/plany/view-category.html.
10. Sajt Pedagogicheskogo kolledzha № 4 g. Moskvy. URL : http://www.pedcol4.mosuzedu.ru/ ProgrPK4.pdf.
11. Sajt Kolledzha promyshlennosti i avtomobil'nogo servisa Kirovskoj oblasti. URL : http:// www.slideshare.net/Demanessa/12-15-11797531.
12. Sajt GOU SPO «Zabajkarskij gosudarstvennyj kolledzh». URL : http://zabgoscoll.ru/ Document/kpr2015.pdf.
13. Sajt GOU SPO «Cherepoveckij metallurgicheskij kolledzh». URL : http://www. chermc.org/about/progress/
14. Sajt GOU SPO Kaliningradskoj oblasti «Ozerskij tehnikum prirodoobustrojstva». URL : http:// www.slideshare.net/otp39/ss-8143158.
15. Sajt FGOU SPO «Moskovskij avtomobil'no-dorozhnyj kolledzh im. A.A.Nikolaeva». URL : http:// www.madk.info/sites/default/files/.
Involving students in the development programme of an educational institution (by the example of the Arkhangelsk Pedagogical College).
There is suggested the experience description regarding the development programme of an educational institution (by the example of the Arkhangelsk Pedagogical College). The article covers the issues of the theory and working out the development programme of a professional organization.
Key words: development programme, department of educational work and social protection, students.
(Статья поступила в редакцию 12.03.2015)
о.С. ляхоВА
(Волгоград)
уровни сФормировлнности правовой культуры старшеклассника
Выделены критерии сформированности правовой культуры учащихся старших классов, представлены их характеристики. Описаны особенности уровней правовой культуры старшеклассников.
Ключевые слова: правовая культура личности, критерий правовой культуры личности, уровень правовой культуры старшеклассника.
В.С. Ильин и его единомышленники отмечают, что целостность ориентирует на рассмотрение учебно-воспитательного процесса как динамической системы, что выражается в последовательности его перехода от одной части к другой, от одного функционального состояния к другому, т.е. в движении состояний, обеспечивающем развитие личности [5, с. 35]. Этот переход обусловлен изменениями качественного состояния личности, уровнями ее целостности.
© Ляхова О.С., 2015