ВОСТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ш.Ю. Шихшабеков
ДГПУ, г. Махачкала, Г.Р. Гусейнов
ДГУ, г. Махачкала
Статья посвящена проблеме эффективности использования восточных систем физического воспитания в формировании физического здоровья, нравственных принципов и традиций гармоничного сочетания духовного и физического в становлении детей и подростков.
Ключевые слова: Система физического воспитания, оздоровительный эффект, нравственный принцип, гармоническое совершенствование.
Восточные системы физического воспитания, к которым в первую очередь относятся цигун, УШУ, йога, айкидо, дзюдо, эффективно формируют как физическое (соматическое) здоровье человека, так и благотворно воздействуют на его психику и формирование нравственных принципов. Оздоровительные эффекты указанных систем не вызывают сомнений у специалистов, и используются в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [7].
В современной научной и научно-популярной литературе встречаются упоминания об использовании ряда восточных систем физического воспитания в формировании физического становления детей и подростков. Так, система дзюдо[6,12] входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии. В этой стране уроки физического воспитания подразделяются на занятия гимнастикой, вождение машин, легкой атлетикой, игры в шары, танцы, плавание, теорию физического воспитания и борьбу дзюдо. Как отмечают специалисты, тренировка в этом виде спорта позволяет добиваться формирования дисциплинированности учащихся, учит взаимоуважению, воспитывает чувство справедливости, а также способствует становлению духа и взаимного доверия. Особые требования к соблюдению этики борьбы воспитывают выдержку, волю, все основные двигательные качества учащихся. Особенно необходимо отметить использование дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Эти два компонента являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека. Выполняемые в простейшем виде, эти упражнения дзюдо подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования.
Китайская система УШУ в общем виде представляет собой широкий комплекс психофизических методов воспитания личности на основе традиционных философских доктрин, методик ведения боя, врачевания, диетологии, ритмологии и морально-этических принципов. Продуманная система, китайских школ УШУ обеспечивала поддержание традиции гармонического сочетания духовного и физического[ 8 ]. Основное отличие УШУ от обычного рукопашного боя или спортивного единоборства заключается в том, что передаются не только конкретные технические приемы, но и, самое главное, духовные основы и моральные принципы. В Китае сформировался кодекс "Боевой морали"- удэ. Каждая школа имела свои законы поведения. Так, закон боевой морали знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств в Китае - формулировал основную цель занятий УШУ как свободу от агрессии, укрепление тела и духа.
Основной задачей системы Цигун [3] является управление жизненным тонусом отдельных частей тела, в том числе и внутренних органов. Реальное воплощение эффекта тренировки по системе цигун можно наблюдать у мастеров высокого уровня: лечение "биополем" различных заболеваний, разбивание твердых предметов ладонью и др. Цигун тесно связан с системой дыхания, поскольку без этого невозможно выполнить ни одно из упражнений цигун.
Система всестороннего совершенствования тела и духа - йога Патанджали наиболее известна двумя своими частями: системой укрепления телесного здоровья - хатха-йога, и системой дыхательных упражнений - пранаямой [10,11]. Раздел хатха-йога (или асана) - это не просто гимнастика для тела. Выполнение всех поз требует соответствующего психического настроя, концентрации внимания. С практикой в асанах (позах) приходит умение сосредоточиться, необходимое на следующих этапах совершенствования в йоге. Пранаяма - в широком смысле является энергетической основой системы. При занятиях пранаямой активизируется весь дыхательный аппарат человека. Научившись управлять своим дыханием, человек получает возможность контролировать свои чувства и эмоции. На основе дыхательных упражнений йоги разработаны многочисленные системы оздоровления, сочетающие в себе выполнение физических упражнений с дыханием в определенном ритме.
Краткое перечисление восточных систем физического воспитания человека показывает, что этот громадный пласт человеческой культуры необходимо внедрять в повседневную жизнь современного человека, подверженного различным негативным влияниям экологического, психического, нравственного характера. Особенно важно использовать полученные наработки для детей и подростков с их неокрепшим организмом, несформировавшейся психикой и нравственностью. Однако попытки найти сколько-нибудь адекватно адаптированную к условиям учебнопедагогического процесса общеобразовательной школы восточную систему физического воспитания не привели к положительному результату. Разработанные упражнения рассчитаны на использование их взрослым человеком, и не всегда учитывают возрастные особенности организма учащихся общеобразовательной школы. Многие упражнения восточных систем не пригодны в условиях современной общеобразовательной школы из-за их сугубо боевой направленности, или их влияния на еще не сформировавшиеся системы ребенка. Все это делает насущным исследования по использованию элементов, доступных учащимся соответствующего возраста, входящих в арсенал восточных систем физического воспитания и оздоровления.
Вместе с тем, изучение программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, публикаций по различным проблемам физического воспитания учащихся показало следующее: структура систем физического воспитания школьников в разных странах мира отличается незначительно, основой всех систем физического воспитания является урочная форма занятий, акцент делается на развитие двигательных качеств и освоение двигательных навыков. Цели физического воспитания в основном направлены на увеличение двигательного потенциала и частично затрагивают воспитание коллективизма, взаимопомощи, смелости. Формированию нравственных качеств внимание практически не уделяется. Практически отсутствуют полностью элементы восточных систем физического воспитания, имеющие оздоровительную направленность [1,4].
Из вышесказанного можно заключить, что восточные системы физического воспитания являются мощным средством гармонического совершенствования человека. Под данным термином объединены многочисленные направления и стили единоборств. В рамках данного феномена мировой культуры разработаны уникальные приемы воспитания практически всех навыков, позволяющих формировать гармонически развитую личность. Связь с законами природы, уважение к личности окружающих сопутствуют в этих системах умению физически защитить себя и окружающих от негативных воздействий внешней среды.
Литература
1. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах. Обзорная информация (Сост. Бондаревский Е.Я., Жарова Л. Б. Станиславская Е. Г., Якубова М.Е.). - М., 1986.-20с.
2. Айкидо (пер. с яп.). Тамура С., Хисамори Т. - М., 1990.-12 с.
3. Введение в цигун (по материалам книги М.Такахаши и С. Брауна «Дыхание для здоровья») авторизованный перевод Ю.Ю.Ягунова - МЦ «Розек» -М., 1990.-37с.
4. Воробьев Н.Е. Современное состояние и основные тенденции развития педагогических теорий физического воспитания в США и ФРГ. - М.:ВНИИФК, 1988.-24с.
5. Воронин Б. Хатха йога: Что мы можем взять для себя? // Наука и жизнь, 1980.-55-57с.
6. Дзюдо (пер. с яп.) Иваи Т., Кавамура Т., Канэко С. И др. - М.: Ф и С, 1980.-117с.
7. Денейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М., Ф и С. 1986.-64с.
8. Маслов А.А. Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая.- М.: Молодая гвардия, 1990.-80с.
9. Попов Г. В., Сагоян О.А., Диденко В.В. Ушу. Путь к здоровью и гармонии. - М.: Интерпринт., 1900.-128с.
10. Рамачарака Й. Хатха йога. Спб., 1915. -98с.
11. Рамачарака Й. Наука о дыхании. Спб., -1916. -94с.
12. Сабиров Ю. А. Укран М.Л. Физическое воспитание в Японии // Теория и практика физического воспитания. -№12, 1977. - с. 27-30.