О.Г. Ванина*, Л.П. Канакова1'
РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СО ШКОЛЬНИЦАМИ 5-7-Х КЛАССОВ
‘Сибирский государственный медицинский университет "Томский государственный педагогический университет
Экологическая обстановка окружающей среды, обострение социальных проблем в обществе, перегруженность учебных программ, нарушение гигиенических норм режима дня привели к снижению адаптивных возможностей, жизненно важных показателей ведущих функциональных систем, уровня здоровья, двигательной активности современных подростков [1,2].
Одной из проблем, стоящих перед современным физкультурным образованием школьников, является то, что интерес к урокам физической культуры и занятиям спортом неуклонно снижается, а это отражается на уровне здоровья, физической подготовленности и готовности подросткового поколения выполнять свои социальные функции [3, 4].
Повышение уровня физического состояния, укрепление здоровья и повышение интереса к урокам физической культуры школьниц 5-7-х классов возможно путем внедрения на уроках комплекса средств современных и нетрадиционных видов гимнастики с учетом их физического состояния, мотивов, потребностей и интересов девочек-подростков к уроку физической культуры [5, 6].
В связи с этим в течение 3 лет со школьницами 5-7-х классов школ № 49 и 51 г. Томска и школы № 7 г. Колпашево Томской области проводился педагогический эксперимент, целью которого являлось: разработка содержания уроков физической культуры, внедрение методики комплексного применения средств видов гимнастики в учебном процессе и обоснование эффективности влияния экспериментальной методики на показатели физического состояния и культуру движений школьниц.
Задачи исследования: оценить физическое состояние школьниц 5-го класса; выявить мотивы, интересы и потребности школьниц 5-7-х классов в уроках физической культуры и средствах различных видов гимнастики; разработать методику комплексного применения средств видов гимнастики с оздоровительной направленностью на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов и оценить ее эффективность.
Все школьницы (п = 64) занимались по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11-х классов. Уроки в каждой группе проводились 3 раза в неделю по 40 мин (всего 102 урока). На двух
уроках физической культуры (в подготовительной, основной и заключительной частях) применялся комплекс средств видов гимнастики, а обязательный третий урок, организованный за счет вариативного компонента учебной программы школы, включал в себя изучение только выбранных школьницами видов двигательной активности: средства видов гимнастики.
На первом этапе исследования определялось физическое состояние школьниц 5-х классов (физическое развитие, функциональное состояние, состояние здоровья и физическая подготовленность). Индивидуальные данные физического состояния каждой школьницы сравнивались со средними величинами аналогичных показателей, зафиксированных в Сибирском регионе по таблице стандартов.
В целом результаты фонового исследования показали, что 40.1 % школьниц 5-х классов имеют низкий уровень физического рь: вития (10.6 %) и ниже среднего (29.5 %); отмечается отставание от нормативного уровня таких показателей функции внешнего дыхания, как ЖЕЛ (на 28.8 %), экскурсия грудной клетки (на 32.8 %), способность организма переносить гипоксическое состояние (на 40.2 %). Показатели, характеризующие состояние ССС, отстают от нормы на 26 % (функциональная проба) и на 4.8 % (уровень здоровья).
Проведение врачебно-педагогического контроля выявило 46.75 % школьниц с нарушениями осанки, у 20.5 % пятиклассниц зафиксировано плоскостопие, у 18.8 % - хронические заболевания, у 18 % - близорукость.
При определении физической подготовленности выявлено низкое развитие общей выносливости (на 9 %), силовой выносливости (на 34.2 %), способности к равновесию (на 66.5 %) и к согласованию движений различными звеньями тела (на 58.3 %). Среднегрупповой показатель уровня культуры движений у школьниц 5-х классов составил 3.3 балла.
Полученные результаты убедили нас в необходимости разработки экспериментальной методики комплексного применения средств различных видов гимнастики на уроках физической культуры. Эти средства должны одновременно оказывать эффективное влияние на физическое развитие и функциональное состояние девочек, способствовать укреплению здоровья и развитию всех физических качеств, решать задачу вос-
питания у школьниц культуры движений. Кроме того, средства должны рационально сочетаться в рамках урока физической культуры, эффективно распределяться в учебном году и в течение трех учебных лет.
Неооходимыми условиями эффективного применения экспериментальной методики являются активное участие школьниц в овладении умениями и навыками, самостоятельное использование комплекса средств с целью устранения слабых звеньев в своем физическом состоянии и здоровье. А это возможно только через введение в школьную программу средств, к которым учащиеся проявляют интерес и которые пользуются популярностью у современной молодежи. С целью определения интереса школьниц к уроку физической культуры и средствам видов гимнастики был проведен опрос девочек 10-12 лет.
В основе формирования главных позитивных мотивов школьниц 5-7-х классов лежат следующие потребности девочек: желание быть сильными, ловкими и красивыми, иметь крепкое здоровье, желание заниматься с использованием разнообразного спортивного оборудования и инвентаря. В основе негативных мотивов лежит отсутствие интереса у школьниц проявлять активность на } роке физической культуры школьницам 6-'; и ?-?; классов мешает чувство неуверенности -л стеснения, х к 5-:; классах-ч' ь-ствс сальной усталости во врем* урока ('табл. '
Опрос школьниц 5-7-х классов показал- -но де-
ВСиКН прель \*;ЮГ бил^.ин, Л1-~СОСС К гак._лйи 1г-ЬОл
аэробике, элементам стретчинга, шейпинга к спори ньш ханцам. ушу и йоге, атлетической гимнастик;.
(57-92%).
Таким образом, при разработке методики комплексного применения средств видев гимнастики учитывалась мотивационно-потребностная сфера дево-чек-подростков.
Проведенное исследование физического состояния школьниц 5-х классов позволило вьмвить все отклонения в их физическом состоянии. С учетом этих отклонений были определены педагогические задачи, решаемые в процессе физического воспитания, произведен расчет проектируемых ведущих и отстающих характеристик, подобраны средства, используемые для устранения слабых сторон физического состояния школьниц (табл. 2).
В содержание уроков физической культуры для школьниц 5-7-х классов были включены средства, способствующие их гармоничному физическому развитию, направленные на улучшение функционального состояния, профилактику заболеваний, коррекцию нарушений состояния здоровья, совершенствование физической подготовленности и воспитание культуры движений.
С учетом того, что в процессе воспитания культуры движений школьницы разных возрастных групп могут испытывать трудности, соответствующие их возрасту, были разработаны методика воспитания культуры движений и требования, по которым оценивалась культура движений, В 5-х классах при выполнении контрольного комплекса от девочек требуется точность и ритмичность, у девочек 6-х классов оцениваются ~ак*1е качестьа. как слитность и согласованность, ь 7-х класса:. .рисования к выполнению контрольного комплекс* повышаются -' ЛрЗЖЗ-чПСЛЬЧЮТСЯ Ь иыСО41'-: темпе, оценивается техничность и пластичность.
Благодаря гсслсдовгтельноп разработке содержания уроков шизической культуры с комплексным применением средств видов гимнастики были \ чтены асе составляющие учебной программы: исходный уровень физического состояния школьниц, проектируемые показатели и физические качества; опреде-
Таблица 1
Определение мотивов, интересов и потребностей школьниц 5-7-х классов
в уроках физической культуры, %
Параметр Классы Рз-Р 2 Р,-Р, Рі-Рз
5 (п=90) 6 (п=94} 7 (п=106)
Хочу быть сильной, ловкой красивой, хорошо выглядеть 91.1 91.9 98.6 >0.05 >0.05 >0.05
Хочу быть здоровой 55.5 58.0 68.8 >0.05 <0.05 <0.05
Хочу заниматься на уроке с использованием спортивного оборудования и инвентаря 86.6 89.3 89.6 >0.05 >0.05 >0.05
Хочу многому научиться на уроке физкультуры 60 с* т 40.7 >0.05 <0.05 <0.05
Хочу изучать новые виды спорта 48.8 { 34.1 >0.05 <0.05 <0.05
Нравится общаться на уроке с учителем 77.8 64.9 48.1 <0.05 <0.05 <0.01
Хочу заниматься на уроке отдельно от мальчиков 78 83 87 >0.05 >0.05 <0.05
Занимаюсь ради оценки 3.3 6.4 7.5 >0.05 >0.05 <0.05
Сильно устаю во время урока 6.6 5.3 4.7 >0.05 >0.05 >0.05
Испытываю неуверенность, неловкость, стеснение 3.1 15.3 19.4 <0.05 > 0.05 <0.01
Не интересно на уроках 5.3 10.2 12.5 >0.05 >0.05 <0.05
У меня ничего не получается - 2.1 2.9 >0.05 >0.05 <0.05
Таблица 2
Обоснование необходимости комплексного применения средств видов гимнастики
с учетом физического развития, функционального состояния, уровня здоровья и физической подготовленности школьниц 5-го класса
Показатель физического состояния и здоровья школьниц Педагогическая задача Виды и средства гимнастики
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Низкий и ниже среднего уровень Гармонизация весоростовых физического развития имеют 40.1 % показателей, улучшение показателей школьниц [динамометрии Атлетическая гимнастика, элементы шейпинга, ушу, самомассаж и релаксация
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Отставание от нормы показателей ЖЕЛ на 29 %, пробы Штанге на 40.2 %, экскурсии грудной клетки на 32.8 % Совершенствование функции внешнего дыхания, развитие дыхательных мышц Дыхательная гимнастика по Стрельниковой, пранаяма, аэробика, элементы ушу, йоги
Отставание от нормы показателей функционального состояния ССС на 26 % (функциональная проба), на 4.8 % (уровень здоровья) Укрепление ССС, совершенствование адаптационного потенциала системы кровообращения Упражнения в аэробном режиме: танцевальная аэробика, спортивные танцы, элементы шейпинга, йоги и ушу
Нарушение осанки у 46.7 % школьниц Коррекция нарушений и формирование правильной осанки. Укрепление мышечного корсета Комплекс по П. Бреггу, стретчинг, боди-балет, шейпинг-хореография, асаны йоги, спортивные танцы
Плоскостопие у 20.5 % школьниц Укрепление мышц внутреннего и внешнего свода стопы, коррекция плоскостопия «Стопотерапия», танцевальная аэробика, шейпинг-хореография, элементы спортивных танцев
Хронические заболевания: органов верхних дыхательных путей у 9.3 % школьниц, ЖКТ - у 7.8 % Повышение тонуса организма, улучшение кровообращения, профилактика простудных заболеваний. Улучшение работы кишечника Дыхательная гимнастика по Стрельниковой, точечный массаж, самомассаж по методу Делля, пранаяма, асаны йоги
Нарушение остроты зрения (миопия) у 18 % девочек Улучшение кровообращения, снятие -зрительного напряжения, тренировка наружных глазодвигательных мышц Глазодвигательная гимнастика
Нервно-психическое напряжение детей среднего школьного возраста (но данным авторов) Укрепление нервной системы. Коррекция психоэмоционального состояния Приемы психоре1уляции и релаксации, игровые танцы
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Отставание от нормы показателей общей выносливости на 9 % Совершенствование кардиореспираторной системы, развитие выносливости Танцевальная аэробика, элементы спортивных танцев, шейпинга, йоги и ушу
Отставание от нормы силовой выносливости мышц рук на 34.2 % Совершенствование силовой выносливости мышц рук Атлетическая гимнастика, аэробика, элементы ушу и шейпинга
Отставание от нормы координационных способностей: удержания равновесия на 66.5 % и на 58.3 % - согласования движений различными звеньями тела Совершенствование координационных способностей, развитие чувства равновесия и ритма Танцевальная аэробика, элементы спортивных танцев, шейпинг-хореография, приемы самообороны ушу
КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ
Низкая оценка, характеризующая культуру движений (3.3 балла) Воспитание культуры движений: точности и ритмичности, слитности и слаженности, пластичности и техничности. Формирование красивой, легкой походки Базовые шаги аэробики, боди-балет, латина, рок-аэробика, фанк, кантри, шейпинг-хореография, элементы спортивных танцев, дефиле, хатха-йоги и ушу
лена направленность уроков и произведен выбор средств; составлены комплексы упражнений, определена физическая нагрузка и критерии эффективности разработанного содержания.
Программа содержит теоретический и практический разделы, требования к теоретической и практи-
ческой подготовленности школьниц, критерии оценки успеваемости, материал по внеклассной и внешкольной спортивно-массовой работе.
Все средства видов гимнастики разделены на группы по преимущественной направленности: оздоровительно-профилактические (поддерживающие
средства), общеразвивающие и танцевальные (развивающие средства). На основе данной структуры разработана сетка часов (распределение учебного времени на различные виды гимнастики для девочек 5-1-х классов) и четвертное планирование (табл. 3).
Изучение школьниками отдельных средств видов
гимнастики в каждой четверти зависит: от вида и типа урока; от задач, решаемых в базовой части программы; от отстающих и ведущих физических качеств в различных четвертях. Одни и те же средства могут использоваться в разных частях урока в зависимости от цели и задач урока. Применение во взаимосвязи средств различных видов гимнастики может зависеть от особенностей учебного материала базовой части, погодных условий, состояния здоровья и психоэмоционального состояния школьниц, их физической подготовленности и уровня культуры движений.
В основе разработанной методики лежит комплексное применение средств видов гимнастики поддерживающей и развивающей направленности, которые применяются на уроках физической культуры в сочетании с учебным материалом базовой части программы.
С целью эффективного решения оздоровительной
задачи на уроке и обеспечения адаптационного процесса у школьниц планирование объема и интенсивности физических нагрузок осуществляется в строгом соответствии с принципом волнообразно возрастающих нагрузок, которые находились в диапазоне от низкой до умеренной.
В зоне низкой интенсивности (100-120 уд./мин) осуществляется процесс обучения средствам видов гимнастики оздоровительной направленности. На этапе закрепления в этой же зоне выполняются элементы шейпинг-хореографии, стретчинга, асаны йоги, ушу; дыхательной гимнастики, самомассажа, психорегуляции и релаксации, корригирующих упражнений.
Зона умеренной интенсивности (50 % максимальной нагрузки) способствует установлению взаимодействия между функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата.
Таким образом, на уроках с оздоровительной направленностью оптимальным уровнем интенсивности является работа в течение 25-30 мин при ЧСС 130-160 уд. ми н. Развитию общей выносливости способствует режим выполнения упражнений в этой зоне (базовые шаги аэробики, танцевальная аэробика, спортивные танцы, элементы шейпинга, стретчинга. атлетической гимнастики, некоторые асаны йоги, приемы ушу).
В физкультурном образовании девочек 10-12 лет до 40-50 % приходится на одноцелевые уроки (разучивание, закрепление), 50-60 % составляют уроки смешанного типа - (повторение и разучивание ново-
Таблица 3 Распределение учебного времени на различные виды гимнастики (сетка часов) для школьниц 5-7-х классов
№ п/п Вид программного материала Класс
5 6 7
Основы знаний В процессе
урока
Способы двигательной деятельности
1 Корригирующие упражнения:
1.1 Гимнастика для глаз 2 • 1 1
1.2 Профилактика плоскостопия 3 2 2
1.3 Гимнастика на осанку 3 3 2
2 Дыхательная гимнастика:
2.1 По методу Стрельниковой, 1 1 1
2.2 По методу хатха-йоги 2 2 2
3 Аэробика:
3.1 Базовые шаги 7 1 -
3.2 Танцевальные направления 6 13 14
4 Спортивные танцы:
4.1 Элементы латиноамериканских танцев 5 6 8
4.2 Венский вальс, фигурный вальс 2 2 2
5 Ушу: ",
5.1 ¡Блики, с'.ойки , 1 _
5.2 > дары ногами, руками
5.3 Оздоровительные комплексы 1 ;
С' И
Позы тонического стретчлнги 3 •у 2
6,2 Парный Схрютииг
7 Шейпинг:
7.1 Шейпинг-хорее графин 2 }
7 1 Комплексы упражнений л 2
§ Йога: »
8.1 Асаны 3 2
8.2 Комплекс «Сурья-Намаскара» - 1 1
9 Атлетическая гимнастика:
9.1 Упражнения на тренажерах, снарядах
9.2 Упражнения с использованием 1 3 3
собственного веса, гантелей 2 2 1
10 Лечебная физическая культура:
10.1 Приемы самомассажа, точечный массаж 2 1 2
10.2 Психорегуляция и релаксация,
самоконтроль 5 4 4
Количество часов вариативной части:
по программе 20 20 20
3-й урок (дополнительно) 34 34 34
Всего 54 54 54
го материала, оценка степени усвоения программного материала).
Основные особенности программы с комплексным применением средств видов гимнастики заключаются в следующем:
1. Средства видов гимнастики, применяемые на уроке, органично дополняют традиционные средства физической культуры.
2. Комплексное применение средств видов гимнастики и функциональной музыки во всех частях
урока позволяет поддерживать на протяжении всего урока высокую работоспособность и активность учащихся, эффективно решать проблему дефицита положительных эмоций.
3. Введение третьего дополнительного урока физической культуры позволяет больше внимания уделять теоретической подготовке школьниц, где углубленно изучаются оздоровительные системы, популярные оздоровительные направления: танцевальная аэробика, шейпинг, стретчинг, пластика, спортивные танцы, атлетическая гимнастика, ушу, йога.
4. В подготовительной части каждого урока проводится анализ самочувствия с использованием приемов самоконтроля. В соответствии с физическим и психоэмоциональным состоянием школьниц корректируются задачи урока и средства, применяемые в этой части урока: упражнения на формирование правильной осанки, свода стопы, походки, упражнения для глаз, стретчинг, аэробика. На каждом уроке обязательно проводятся: психоэмоциональный настрой, приемы самомассажа или точечного массажа, упражнения на совершенствование дыхательных возможностей.
5. В основной части урока во время простоев и отдыха обязательно применяются дыхательная и корригирующая гимнастика, приемы психокоррекции и релаксации для снятия нервно-мышечного напряжения.
6. В заключительной части каждого урока используются приемы психорегуляции, релаксации, самоконтроля, а также упражнения на гибкость, координацию движений, концентрацию внимания.
В начале, в середине и в конце каждого учебного года проводилось тестирование показателей физичес-
кого состояния школьниц, вносились изменения в содержание экспериментальной программы, которая корректировалась и уточнялась в зависимости от задач в новом учебном году.
Проведение анализа физического состояния школьниц также позволило сделать вывод, что методика комплексного применения средств видов гимнастики на уроках физической культуры со школьницами 5-7-х классов способствует улучшению показателей физического развития и функционального состояния учащихся (дыхательной и сердечно-сосу-дистой систем), позволяет получить высокий прирост показателей физической подготовленности (гибкости, силовых и координационных способностей).
Внедрение в процесс физкультурного образования девочек 10-12 лет средств видов гимнастики с оздоровительно-профилактической направленностью способствует формированию правильной осанки у школьниц 5-7-х классов (соответственно на 31.2, 12.5, 7.8 %), укреплению свода стопы и коррекции плоскостопия (на 10.9, 7.8, 4.7 %), снижению показателя заболеваемости миопией (на 14, 4.6, 3.2 %), сокращению количества уроков, пропущенных по причине ОРЗ на 52.9 %.
Использование на уроках физической культуры элементов танцевальной аэробики, стретчинга, шейпинг-хореографии и шейпинга, спортивных танцев, хатха-йоги и ушу позволило всем школьницам 5-7-х классов исправить походку и улучшить оценку, характеризующую культуру движений: точность и ритмичность движений в 5-м классе на 24 %, слитность и согласованность в 6-м классе на 23.8 %, техничность и пластичность в 7-м классе на 27.2 %.
Литература
1. Лазутова М.Н. Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. 1996. № 1.
2. Харитонова Л.Г., Евсеенко Л.Н. Урбанизация, акселерация и наши дети к концу XX столетия // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Омск, 1998.
3. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Архангельск, 1995.
4. Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.
5. Лях В.И., Копылов М.В., Малыхина М.В. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1999. № 4.
6. Щедрина А.Г. Физическое воспитание детей и подростков в аспекте педологии - науки о детстве // Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях: Мат-лы межрегион. семин.-совещ. (28-30 нояб. 1995 г.). Новосибирск, 1995.