УДК 376.3Е ББК 74.5
ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ ПРИ ДОМИНИРОВАНИИ ИМПРЕССИВНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
I М.М. Щербакова
Аннотация. В статье пересмотрен подход к восстановлению речи у больных с доминированием импрессивных речевых нарушений с учетом современных данных о характере течения и специфических факторах, влияющих на восстановление. Оптимизированы способы реабилитации больных с акустико-гностической, акустико-мнестической, семантической афазией. Предлагаемые методики протестированы в клинике в течение 10 лет. Для исследования была отобрана группа больных в ранний и поздний восстановительные периоды. Разработанные методики восстановления позволяют повысить эффективность реабилитации больных с афазией. Это отражено в процентном соотношении значительного улучшения / практического восстановления речи у отобранной для эксперимента и контрольной группы больных. Ключевым моментом достижения высоких результатов восстановления служит комплексный подход, необходимый при реабилитации больных с афазией.
Ключевые слова: реабилитация больных с акустико-гностической, акустико-мнестической, семантической афазиями, импрессивные нарушения.
RECOVERY OF SPEECH IN PATIENTS WITH APHASIA WITH THE DOMINANCE OF IMPRESSIVE SPEECH DISORDERS
I M.M. Scherbakova
Abstract. The article dwells upon the modified approach to speech recovery in patients with the predominance of impressive speech disorders based on recent data about the nature and specific factors influencing the recovery period. The methods of rehabilitation of patients with acoustic-gnostic, acous-tic-mnestic, and semantic aphasias are optimized. This approach is based on the current view on the course of disease and specific factors influencing rehabilitation. The methods have been tested in the clinic for ten years. For studies a group of patients in early and late stages of rehabilitation
Преподаватель
3 / 2016
processhave been selected. The developed methods have enabled to improve rehabilitation efficiency of the patients with aphasia. It is reflected in a percentage ratio of considerable improvement / practical restoration of speech in the selected for experiment and control group of patients. A key point for achieving the high rehabilitation outcome is complex approach needed for rehabilitation of patients with aphasia.
Keywords: rehabilitation of patients with acoustic-gnostic, acoustic-mnes-tic, and semantic aphasias, impressive speech disorders.
Восстановление речевого мышления при афазии представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной нейрореаби-литации больных с последствиями мозгового инсульта. Наибольшую сложность в реабилитации больных с афазиями представляет группа больных с импрессивными нарушениями. В данном случае тяжесть протекания и трудности восстановления обусловлены тем, что больные не способны осознать наличие у себя речевого дефекта. Нарушается слуховой контроль воспринимаемой речи, поэтому положительный прогноз восстановления речи затруднен.
Импрессивные формы афазии обусловлены очаговым поражением задних отделов головного мозга. При их возникновении у больных с последствиями мозгового инсульта остаются сохранными передние отделы головного мозга, отвечающие как за регуляцию и контроль вербальной деятельности, так и частично несущие ответственность за семантику речевой информации и определение морали читаемого текста [см.: 1—4].
Стратегия реабилитации при восстановлении понимания речи при любой афазии с импрессивными речевыми нарушениями едина. Работа ведется от «общего к частному»: на-
чинают с восстановления понимания общего смысла высказывания, затем переходят к собственно пониманию речи. Принципы реабилитации обусловлены специфическими факторами их течения [см.: 5—9], а именно: продуктивна стратегия корковой реорганизации, существует возможность опоры на передние отделы коры головного мозга. Восстановление речи может идти следующими путями: растормаживанием временно угнетенных функций; использованием сохранных возможностей противоположного полушария; коренной перестройкой функциональных систем.
В настоящее время причинами невысоких результатов восстановления этой группы больных являются следующие: недостаточность систематизированных методик восстановления с учетом всей структуры дефектов; изолированность работы специалистов (логопедов и неврологов) занимающихся их реабилитацией.
В данной логопедической технологии восстановления речи у больных с импрессивными формами афазии были определены три этапа работы, дифференцируемые по степеням тяжести.
Рассмотрим предлагаемую логопедическую технологию восстановления импрессивных афазий подробнее.
199
ВЕК
200
Первые модули были направлены на восстановление речи у больных с грубыми степенями тяжести расстройства речи. В них использовался обходной путь восстановления, заключающийся как в привлечении сохранных возможностей субдоминантного полушария, так и в подготовке к стимуляции и рас-тормаживанию угнетенного доминантного полушария. Например, при акустико-гностической афазии проводилась работа над глобальным чтением, предметной отнесенностью слова, нахождением смысловых искажений; при акустико-мнестиче-ской афазии с помощью зрительного восприятия восстанавливалась предметная отнесенность слова, а при семантической афазии нарушение зрительного гнозиса преодолевалось с помощью глобального восприятия предметных картинок и анализа схематических изображений.
Вторые модули предназначались для восстановления средних степеней тяжести. В них применялся прямой путь восстановления, задачей которого служила перестройка функции, то есть привлечение запасных афферентаций в сочетании, как со стимуляцией, так и затормаживанием логореи и рассеянным слуховым и зрительным вниманием. Так, например, при акустико-гностической афазии были введены такие методические приемы, как: дифференциация слов-омофонов, омографов, анализ грамматических искажений. При акустико-мнестической афазии введены следующие методические приемы: объяснение функциональных назначений предметов, рисование предмета по памяти, подбор антонимов и синонимов к словам,
запоминание адресов и номеров телефонов, дифференциация омонимов. При семантической афазии добавлены такие методические приемы: чтение текста, написанного в вертикальном направлении; анализ возвратных конструкций; решение математических задач; интерпретация пословиц.
Третьи модули были направлены на восстановление легких степеней тяжести. В них также применялся прямой путь восстановления с целью закрепления восстановленной речи, и уже ее дальнейшее корреги-рование. Так, при акустико-гности-ческой афазии были использованы такие методы и приемы, как: введение в контекст, разгадывание кроссвордов, подбор синонимов, антонимов к словам, нахождение ошибок, допущенных в тексте; довершение логико-грамматических оборотов, пересказ текста, письменные сочинения. При акустико-мнестической афазии применялись следующие методические приемы: составление предложений из отдельных слов, исправление грамматических ошибок, составление рассказа, решение математических и логических задач, толкование стойких речевых выражений, выявление логических ошибок, допущенных в тексте. При семантической афазии в методику восстановления были включены такие методические приемы, как: выявление причинно-следственных связей, толкование стойких речевых выражений, подбор предлогов, исправление грамматических ошибок, допущенных в тексте, дифференциация слов-омографов, решение логических задач и выявление логических ошибок.
Преподаватель
3 / 2016
Заключение. Исследование проводилось с 2006 по 2008 год на базе ГУ НЦН РАМН, с 2008 по 2012 год в ГКБ №13 ДЗ, с 2012 по 2016 год на базе ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Всего нами наблюдалось 286 больных, из них: с акустико-гностической афазией — 135 человек, с акустико-мне-стической афазией — 78 человек, с семантической афазией — 83 человека. Давность развития речевого расстройства совпадала с давностью нарушения мозгового кровообращения и варьировала к моменту обследования от нескольких дней до 2-х лет. Также в данный промежуток времени были отобрана контрольная группа больных, с которыми проводилась работа по традиционным логопедическим методическим разработкам. Всего наблюдалось 52 больных: с акустико-гностической афазией — 21 человек, с акустико-мнестической афазией — 15 человек,
с семантической афазией — 16 человек. Обследование состояния речевой деятельности и определение формы афазии проводилось по методике А.Р. Лурия в модификации В.М. Шкловского (1996). Степень выраженности речевого дефекта определялась по Методике оценки речи Т.В. Ахутиной и др. (1981). Специально для исследуемой группы больных в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского была разработана методика скрининг обследования больных с афазией (лицензия № 2015615928).
Полученные на первом и заключительном обследовании общие суммы баллов у больных со всеми степенями тяжести речевого дефекта мы сопоставили с контрольной группой больных, и пришли к выводу об эффективности логопедической технологии (см. диаграмму).
■ по разработанной логопедической технологии по традиционным логопедическим методикам
Акустико-гностическая Акустико-мнестическая Семантическая
афазия афазия афазия
201
Диаграмма. Показатели эффективности логопедической технологии
ВЕК
202
Выводы:
На основе систематизации современных научных данных, мульти-дисциплинарного подхода к анализу специфики синдромов, собственных клинических наблюдений была создана направленная логопедическая технология восстановления речи у больных с импрессивными формами афазии, что способствовало повышению эффективности реабилитации больных выбранной группы.
Коррекционно-восстановитель-ное обучение должно быть направлено как на коррекцию речевых расстройств, так и на нарушения неречевых высших психических функций (зрительного и зрительно-пространственного восприятия, мнестической функции, счетных операций, динамики мыслительных процессов), входящих в синдромы импрессивных форм афазий.
Впервые обозначена грубая степень тяжести синдрома семантической афазии, уточнена клиническая картина грубой степени тяжести аку-стико-мнестической афазии, предложены методики их коррекции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина, Т.В. Методика оценки речи при афазии [Текст] / Т.В. Ахутина, Л.С. Цвет-кова, Н.М. Пылаева. - М. Изд-во МГУ, 1981. - 67 с.
2. Шкловский, В.М. Карта нейропсихологи-ческого исследования больных с нарушениями высших психических функций [Текст] / В.М. Шкловский. - М.: Отделение патологии речи МНИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1996. - 61 с.
3. Щербакова, М.М. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления [Текст] / М.М. Щербакова, С.В. Котов // Альманах клинической медицины. - 2014. - № 31. - С. 56-60.
Преподаватель
4. Щербакова, М.М. Программы восстановления речевого мышления у больных с последствиями инсульта [Текст] / М.М. Щербакова, С.В. Котов. - М.: МОНИКИ, 2014. - 43 с.
5. Altschuler, E. Situational therapy for Wernicke's aphasia [Text] / E. Altschuler et al. // Med Hypotheses. - 2006. № 67(4). -Pp. 713-716.
6. Biban, T. Shifts of effective connectivity within a language network during rhyming and spelling [Text] / T. Biban et al. // Neurosci J. - 2005. - Vol. 25. - № 22. -P. 5397-5409.
7. Fredericu, A. The role of left inferior frontal and superior temporal cortex in sentence comprehension: localizing syntactic and semantic processes [Text] / A. Fredericu et al. // Cereb. Cortex. - 2003. - Vol. 13. -№ 2. - Pp. 170-177.
8. Gold, B. Common and dissociable activation patterns associated with controlled semantic and phonological processing: exidence from f. MRI adaption [Text] / B. Gold et al. // Celeb. Cortex. - 2005. - Vol. 15. - № 9. -P. 1438-1450.
9. Johnson, R. Functional communication in individuals with chronic severe aphasia using augmentative communication [Text] / R. Johnson et al. // Augment Altern Commun. - 2008. - Dec. № 24 (4). - P. 269-80.
10. Seniow, J. The relationship between non-linguistic cognitive deficits and language recovery in patients with aphasia [Text] / J. Seniôw et al. // J Neurol Sci. - 2009. -Aug. 15. - № 283 (1-2). - P. 91-4.
REFERENCES
1. Ahutina T.V., Cvetkova L.S., Pylaeva N.M., Metodika ocenki rechi pri afazii, Moscow, 1981, 67 p. (in Russian)
2. Altschuler E. et al., Situational therapy for Wernicke's aphasia, Med Hypotheses, 2006, No. 67 (4), рp. 713-716.
3. Biban T. et al., Shifts of effective connectivity within a language network during rhyming and spelling, Neurosci J., 2005, Vol. 25, No. 22, pp. 5397-5409.
4. Fredericu A. et al., The role of left inferior frontal and superior temporal cortex in sentence comprehension: localizing syntactic
3 / 2016
and semantic processes, Cereb. Cortex, 2003, Vol. 13, No. 2, pp. 170-177.
5. Gold B. et al., Common and dissociable activation patterns associated with controlled semantic and phonological processing: exi-dence from f. MRI adaption, Celeb. Cortex, 2005, Vol. 15, No. 9, pp. 1438-1450.
6. Johnson R. et al., Functional communication in individuals with chronic severe aphasia using augmentative communication, Augment Altern Commun, 2008, Dec. No. 24 (4), pp. 269-80.
7. Seniôw J. et al., The relationship between non-linguistic cognitive deficits and language recovery in patients with aphasia,
J Neurol Sci, 2009, Aug. 15, No. 283 (1-2), pp. 91-4.
8. Shherbakova M.M., Kotov S.V., Programmy vosstanovlenija rechevogo myshlenija u bol-nyh s posledstvijami insulta, Moscow, MONIKI, 2014, 43 p. (in Russian)
9. Shherbakova M.M., Kotov S.V., Reabilitaci-ja bolnyh s afaziej po modificirovannym metodikam vosstanovlenija, Almanah klin-icheskoj mediciny, 2014, No. 31, pp. 56-60. (in Russian)
10. Shklovskij V.M., Karta nejropsihologichesk-ogo issledovanija bolnyh s narushenijami vysshih psihicheskih funkcij, Moscow, 1996, 61 p. (in Russian)
Щербакова Мария Михайловна, логопед высшей категории, Московский областной научно-
исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского, [email protected] Shcherbakova M.M., First Category Speech Therapist, M.F. Vladimirsky Moscow Regional Research and Clinical Institute, [email protected]
203