ОБЗОР
УДК 616.89-008.434.5
DOI: 10.26347/1607-2499201803-04035-043
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ТЯЖЕЛЫМИ ЗАДНИМИ ФОРМАМИ АФАЗИИ
В течение 11 лет в неврологических клиниках Москвы и Московской области проведен качественный анализ задних форм афазий. Он позволил определить ведущий фактор - основу тяжелых исследуемых синдромов - первичность нарушения неречевых высших психических функций. На основе полученных данных была разработана инновационная методика реабилитации, внедрение которой показало значительный процент обратимости тяжелой афазии. Ключевые слова: задние формы афазий, грубая степень тяжести афазий, инновационная методика реабилитации
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
INNOVATIVE TECHNIQUE
OF REHABILITATION OF PATIENTS
WITH SEVERE POSTERIOR FORMS OF APHASIA
The qualitative analysis of the posterior forms of aphasias had been carried out in the neurological clinics of Moscow and the Moscow Region for 11 years. It made it possible to determine the leading factor underlying severe syndromes under analysis. It was the primary violation of nonverbal higher mental functions. Based on the data obtained, an innovative rehabilitation technique was developed, the introduction of which showed a significant percentage of severe aphasia reversibility.
Key words: posterior forms of aphasias, severe aphasias, innovative rehabilitation technique
М.М. Щербакова, С.В. Котов
ГБУЗ МО Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ)
им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия
M.M. Scherbakova, S.V Kotov
Moscow Regional Research and Clinical Institute (MONIKI) named after M.F. Vladimirskiy, Moscow, Russia
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Неуклонное увеличение случаев мозгового инсульта и других органических поражений головного мозга обусловливает проблему квалифицированной системы нейрореабилитации, главенствующей в неврологических клиниках. Утрата речевой способности как средства выражения мысли наблюдается у 60% неврологических больных, при этом, по данным ВОЗ [1], 30% из них -люди трудоспособного возраста. Спонтанной обратимости тяжелой афазии не наблюдается. Эти пациенты полностью утрачивают трудоспособность и становятся инвалидами 1-11 группы.
Каждая психическая функция обеспечивается головным мозгом как целостным органом. Задние отделы левого полушария головного мозга ответственны за следующие психические процессы: а) восприятие фонематической системы (среднезадние отделы височной области); б) выделение лексических компонентов (задняя треть верхней височной извилины); в) оперирование
логико-грамматическими конструкциями (темен-но-височно-затылочные отделы) [2].
В настоящее время, несмотря на высокую распространенность задних форм афазий [3], в клинике наблюдаются низкие результаты ее коррекции [4-8].
Традиционные методики коррекции грубой степени тяжести акустико-гностической афазии направлены лишь на одно дефектное звено -речевую функцию. Большинство отечественных авторов [1-11] предлагают методы работы, рассчитанные на активацию остаточных речевых возможностей больных. Цель - накопить обиходный пассивный словарь и восстановить способность понимать ситуативную речь. Для тяжелой акустико-мнестической и семантической афазии реабилитационные методики не разработаны. Так, например, при акустико-мнестической афазии используется методика коррекции акус-тико-гностической афазии идентичной тяжести.
В дальнейшем, при переходе к средней степени тяжести, основной акцент сфокусирован на восстановлении слухоречевой памяти. При семантической афазии специалисты интуитивно подбирают пациентов в соответствии с компетентностью и клиническими проявлениями синдрома. На следующем этапе, при средней степени тяжести, рекомендовано работать над улучшением понимания логико-грамматических оборотов. Аналогичным образом представлены реабилитационные методики у иностранных специалистов, занимающихся восстановлением распада речевого мышления, то есть афазии [12-22].
Таким образом, анализ литературных данных позволил определить, что причины низкой обратимости синдромов:
1) отсутствие направленных методик для коррекции тяжелой акустико-мнестической и семантической афазии;
2) традиционный подход к коррекции акус-тико-гностической афазии не учитывает новейшие результаты параклинических исследований о компенсаторной возможности нейрореабили-тации.
Исследование проводилось в течение 11 лет: в отделении № 3 ГУ НЦН РАМН (2006-2008 гг.), в отделении сосудистой неврологии № 1 ГКБ № 13 ДЗ Москвы (2008-2012 гг.), в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского 2013-2017 гг. [23-27]). Среди больных, имеющих грубую степень тяжести (при акустико-гностической афазии) и специфическую декомпенсированную среднюю степень тяжести (при акустико-мнестической и семантической афазии), были определены две равноценные группы: экспериментальная и контрольная.
Рабочая гипотеза исследования: существует единый механизм, определяющий степень тяжести задних форм афазий, в соответствии с которым должна быть спланирована логопедическая методика, которая позволяет повысить эффект обратимости изучаемых синдромов.
Всего нами наблюдались 348 больных (388 логопедических диагнозов с учетом комплексности синдромов): 174 пациента с акустико-гности-ческой афазией, 109 - с акустико-мнестической, 105 - с семантической афазией. В процессе диагностики учитывались данные объективных исследований: компьютерной томографиия (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга. Они позволяли уточнить топику
Рис. 1. МРТ больного А., 46 лет. 1 - FLAIR, аксиальный срез; 2 - FLAIR, сагиттальный срез. Виден ише-мический очаг, захватывающий верхнюю височную извилину и стык височной и теменной долей. Клинически: правосторонний гемипарез, акустико-гности-ческая афазия.
очага поражения. В 96% случаев (335 больных) было угнетение функционирования височно-за-тылочных отделов левого полушария головного мозга:
1) среднезадних отделов височной области (акустико-гностическая афазия) (рис. 1);
2) задней трети верхней височной извилины (акустико-мнестическая афазия) (рис. 2);
3) теменно-височно-затылочных отделов (семантическая афазия) (рис. 3).
У пациентов с акустико-гностической афазией тяжелой степени (150 человек) помимо акустической агнозии определялись нейродинами-ческие нарушения.
Клинические проявления синдрома:
1) заторможенность психических процессов (увеличение латентного периода обработки воспринимаемой информации);
2) затруднения в совершении простейших мыслительных операций (невозможность сопоставить предметы с целью найти сходства и различия между ними; сложность определения цвета и формы предмета, соотнесения деталей с целым предметом).
3) нарушение процесса принятия решения и соответствия данного решения с выбранной стратегией;
4) эмоциональная неустойчивость;
5) снижение концентрации внимания.
Системное наблюдение 109 больных с акус-
тико-мнестической афазией «средней» степени тяжести определило, что у 92 (84,4%) имеются значительные нарушения зрительного воспри-
Рис. 2. МРТ больной Р., 42 года. Виден ишемический очаг, захватывающий верхнюю височную извилину. Клинически: акустико-мнестическая афазия.
ятия. Показатели их речевых нарушений не соответствовали средней степени тяжести.
Клинические проявления синдрома:
1) зрительная агнозия,
2) снижение объема слухоречевой памяти до одного слова,
3) затруднение в понимании предметной отнесенности слов,
4) вторичные изменения семантики речи.
Динамическое изучение 105 больных с семантической афазией с так называемой средней степенью тяжести позволило дифференцировать среди них группу лиц (88 пациентов, 84%) с системным нарушением зрительного и зрительно-пространственного восприятия.
Клинические проявления синдрома:
1) зрительно-пространственные нарушения;
2) нарушение схемы тела;
3) акалькулия, которая выражалась не только в нарушении счетных операций, но и в распаде понятия «числа»;
Рис. 3. МРТ больного Х., 60 лет. Т2-ВИ. Виден обширный инфаркт мозга, занимающий область стыка височной, теменной и затылочной долей (зона TPO).
4) распад семантики речи;
5) нарушение письменной речи (затруднения письма из-за смешения букв по оптическому принципу).
Вывод: при экспериментальном изучении больных с задними формами афазии более чем у 75% пациентов была выявлена грубая степень с первичным нарушением неречевых высших психических функций.
В соответствии с полученными данными была спланирована инновационная логопедическая технология. Ключевое звено в предлагаемой методике состоит в изменении направленности реабилитационной работы - воздействие на неречевые высшие психические функции, обусловливающие стойкую необратимость данных синдромов. В течение 11 лет разработанная методика была внедрена в лечебный процесс. Длительность восстановительных занятий составляла в среднем 18 календарных дней (от 10 до 28 дней в зависимости от срока пребывания больных в стационаре).
Рассмотрим предложенную инновационную методику подробнее.
1. Синдром акустико-гностической афазии
Цель реабилитации - преодоление первичных нейродинамических нарушений.
Методические приемы:
1. Ситуативные вопросы, требующие утвердительного («да») или отрицательного («нет») ответа. Вопросы связаны с потребностями/желаниями больного, они подкрепляются наглядной демонстрацией тех предметов, о которых
Рис. 4. Пациент В. до реабилитации.
Рис. 5. Пациент В. после реабилитации.
идет речь. Задача - преодоление заторможенности психических процессов.
2. Разыгрывание жизненных ситуаций. Задача: построить связь ситуации (дождь, пляж) с предметами, которые ей адекватны, т. е. совершить простейшую мыслительную операцию.
3. Поиск лишнего предмета из ряда предложенных картинок. Задача: обнаружить и указать лишний предмет из ряда идентичных предметов/картинок. Это будет способствовать нормализации процесса принятия решения и соответствия данного решения с заданной стратегией.
4. Определение времени суток. Задача: соотнести заданное время с сюжетной картинкой и отметить его на пустом циферблате. Таким образом, будет нормализована концентрация внимания.
В дальнейшем рекомендуется переходить к активации речевого выражения мысли за счет привлечения внимания к обращенной речи и нормализации ситуативной речи.
Апробация инновационной методики привела к переводу синдрома в среднюю и легкую степени тяжести у 91 % больных (рис. 4, 5, табл. 1).
Таблица 1 Пациент В. после реабилитации
Акустико-гностическая афазия Число больных %
Грубая степень тяжести 150 100
Без динамики/незначительное -/13 -/9
улучшение
Улучшение /перевод в среднюю 53 35
степень тяжести
Значительное улучшение /перевод 84 56
в легкую степень тяжести
2. Синдром акустико-мнестической афазии
Цель реабилитации - восстановление зрительного восприятия.
Методические приемы:
1. Показ предметов по инструкции и раскладывание подписей к ним. Задача - восстановить связь слова с предметным образом за счет нормализации зрительного гнозиса.
2. Дифференциация предметов, изображенных на недорисованных предметных картинках. Задача - восстановить зрительное обобщение.
3. Объяснение функциональных назначений предметов. Задача - нормализовать зрительное восприятие за счет восстановления связи предмета с его функциональным значением.
4. Показ схематичных картинок. Задача - нормализовать зрительный гностический процесс.
Рис. 6. Пациент С. до реабилитации.
Рис. 7. Пациент С. после реабилитации.
Таблица 2 Пациент С. после реабилитации
Акустико-мнестическая афазия Число больных %
Грубая степень тяжести 92 100
Без динамики/Незначительное -/6 -/6,5
улучшение
Улучшение /перевод в среднюю степень тяжести/ 48 52
Значительное улучшение /перевод в легкую степень тяжести/ 38 41,5
5. Дифференциация стилизованных изображений. Задача - нормализовать зрительно-гностический процесс.
6. Определение предмета, изображенного на предметной картинке по отдельной детали. Зада-
ча - восстановить связь отдельных элементов изображения с его целостным образом.
7. Дифференциация групп предметных и/или сюжетных картинок. Задача - активизация зрительного внимания.
На следующем этапе следует корригировать слуховое внимание, ситуативную речь и фонематическое восприятие.
Апробация инновационной методики привела к переводу синдрома в среднюю и легкую степени тяжести у 93,5 % пациентов (рис. 6, 7, табл. 2).
3. Синдром семантической афазии
Цель реабилитации - корригировать зрительно-пространственные нарушения и восстановить возможность совершения простейших математических операций.
Рис. 8. Пациентка С. до реабилитации.
Рис. 9. Пациентка С. после реабилитации.
Таблица 3 Пациентка С. после реабилитации
Семантическая афазия Число больных %
Грубая степень тяжести 88 100
Без динамики/Незначитель- -/1 -/2
ное улучшение
Улучшение /перевод в сред- 49 56%
нюю степень тяжести/
Значительное улучшение/ 37 42%
перевод в легкую степень
тяжести/
Методические приемы:
1. Показ заданных частей тела на предметной картинке с переносом на себя. Задача - восстановить схему тела.
2. Определение недостающей детали на недорисованной предметной картинке. Задача -нормализовать зрительно-пространственное восприятие.
3. Дифференциация наложенных изображений. Задача - нормализовать предметный зрительный гнозис.
4. Опознание предметов, которые изображены на сюжетной картинке. Задача - восстановить понимание пространственного расположения объектов.
5. Показ одинаковых арабских цифр, математических знаков, написанных разными шрифтами. Задача - восстановить понимание математических знаков.
6. Сопоставление римских цифр. Задача -улучшить зрительное внимание;
7. Записывание арабских и римских цифр под диктовку. Задача - восстановить разрядное строение числа.
8. Решение математических примеров. Задача - восстановить счетные операции.
Дальнейшая реабилитационная работа направлена на нормализацию семантики речи.
Апробация инновационной методики привела к переводу синдрома в среднюю и легкую степени тяжести у 98 % больных (рис. 8, 9, табл. 3).
Осуществлен сравнительный анализ эффективности восстановления синдромов афазий по предлагаемой логопедической методике и традиционным методическим разработкам. Доказано выраженное преимущество инновационной методики (рис. 10).
Статистическая достоверность инновационной методики доказана при помощи критерия хи-квадрат Пирсона. В результате статистического анализа у больных экспериментальной группы нулевая гипотеза отвергнута, наблюдались отклонения в сторону увеличения. У больных контрольной группы нулевая гипотеза подтверждена.
Результаты обратимости грубой степени тяжести
По традиционным методическим разработкам
По предложенной инновационной методике
Акустико-гностическая афазия Акустико-мнестическая афазия Семантическая афазия
Акустико-гностическая афазия 0,91 0,17
■ Акустико-мнестическая афазия 0,935 0,03
■ Семантическая афазия 0,98 0,03
Рис. 10. Обратимость грубой степени тяжести задних форм афазий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определен единый механизм, лежащий в основе грубой степени тяжести задних форм афазий, а именно - первичность нарушения неречевых высших психических функций. Направленное воздействие на неречевые высшие психические функции приводит к консолидации интегратив-ной деятельности головного мозга и способствует значительной обратимости синдромов за счет их перевода в среднюю и легкую степени тяжести.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л.: Медицина; 1964. Beyn E.S. Afaziya i puti eye preodoleniya. L.: Meditsina; 1964 [Beyn E.S. Aphasia and its treatment techniques. L.: Medicine; 1964 (In Russ.)].
2. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. М.: Медицина; 1982. Beyn E.S., Burlakova M.K., Vizel T.G. Vosstanovleniye rechi u bolnykh s afaziyey. M.: Meditsina; 1982. [Beyn E.S., Burlakova M.K., Vizel T.G. Speech restoration in patients with aphasia (In Russ.)].
3. Визель Т.Г., Ковалев В.В. Проблемы теории афазии и восстановительного обучения. Патология речи органического и функционального генеза (клинико-психоло-гический аспект и терапия). Сб. научн. трудов Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР. М.: 1985: 63-68. Vizel T.G., Kovalev V.V. Problemy teorii afazii i vosstano-vitelnogo obucheniya. Patologiya rechi organicheskogo i funkcionalnogo geneza (kliniko-psikhologicheskiy aspekt i terapiya). Sb. nauchn. trudov Moskovskogo NII psikhiatrii MZ RSFSR. M.: 1985: 63-68. [Vizel T.G., Kovalev V.V. Problems of the theory of aphasia and remedial training. Speech pathology of organic and functional genesis (clinical-psychological aspect and therapy). Collection of Research Papers. Moscow Research Institute of Psychiatry of the Ministry of Health of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. М.: 1985: 63-68 (In Russ.)].
4. Дорофеева С.А., Храковская М.Г. Реабилитация больных с речеслуховой агнозией. Проблемы патологии развития и распада речевой функции. Материалы науч-но-практ. конфер. «Центральлные механизмы речи» памяти проф. Трауготт Н.Н. СПб: изд-во С.-Петер. ун-та; 1999: 112-115. Dorofeeva S.A., Khrakovskaya M.G. Reabilitaciya bolnykh s recheslukhovoy agnoziey. Proble-my patologii razvitiya i raspada rechevoy funkcii. Materi-aly nauchno-prakt. konfer. «Centrallnye mekhanizmy rechi» pamyati prof. Traugott N.N. SPb: izd-vo S.-Peter. unta; 1999: 112-115. [Dorofeeva S.A., Khrakovskaya M.G. Rehabilitation of patients with auditory verbal agnosia. Problems of pathology of speech function development and disintegration. Proceedings of the Scientific-Practical Conference «Central Mechanisms of Speech» in the memory of the Professor Traugott N.N. St. Petersburg. Publishing House of St. Petersburg University; 1999: 112-115.]
5. Евзельман М.А. Нарушение речи у больных с мозговым инсультом и ее коррекция. Орел. 2006. Evzelman M.A. Narushenie rechi u bolnuh s mozgovum insultom I ee cor-
recsiya. Orel; 2006 [Evzelman M.A. Speech pathology in patients with cerebral stroke and its correction. Orel; 2006. (In Russ.)].
6. Зачиняева Е.Ф., Потехина Е.С., Ларина Т.К. К вопросу о проблеме восстановления речи у больных с афазией. Молодежный научный вестник. Доступно по: http:// www.mnvnauka.ru /2016.05/. Zachinyaeva E.F., Potekhi-na E.S., Larina T.K. K voprosu o probleme vosstanovleni-ya rechi u bolnykh s afaziey. Molodezhnyy nauchnyy vest-nik. Dostupno po: http://www.mnvnauka.ru /2016.05/. [Zachinyaeva E.F., Potekhina E.S., Larina T.K. On the problem of speech restoration in patients with aphasia. Youth Scientific Bulletin (In Russ.)].
7. Дамулин И.В., Кононенко Е.В. Постинсультные нарушения и процессы нейропластичности. Кафедра нервных болезней. ММА им. И.М. Сеченова, М.: 2009. Damulin I.V., Kononenko E.V. Postinsultnye narusheniya i processy neyroplastichnosti. Kafedra nervnykh bolezney. MMA im. I.M. Sechenova, M.: 2009. [Damulin I.V., Kononenko E.V. Post-stroke disorders and neuroplasticity processes. Department of Nervous Diseases. I.M. Sechen-ov Moscow Medical University, М.: 2009 (In Russ.)].
8. Леонненко А.Е., Королева О.А. Восстановление лексического состава речи через формирование и расширение семантических полей у больных с разными формами афазии. Конференция А.Р. Лурия и психология XXI века. Leonnenko A.E., Koroleva O.A. Vosstanovlenie leksicheskogo sostava rechi cherez formirovanie i rasshirenie semanticheskikh poley u bolnykh s raznymi formami afazii. Konferenciya A.R. Luriya i psikhologiya XXI veka [Leonnenko A.E., Koroleva O.A. Restoration of speech lexical composition through the formation and expansion of semantic fields in patients with different forms of aphasia. Conference «A.R. Luria and Psychology in the XXI Century». (In Russ.)].
9. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. М.: Изд-во МПСИ; 2004: 86, 267-269. Czvetkova L.S. Ney-ropsikhologicheskaya reabilitaciya bolnykh. Rech i intelle-ktualnaya deyatelnost.M.: Izd-vo MPSI; 2004: 86, 267-269. [Tsvetkova L.S. Neuropsychological rehabilitation of patients. Speech and intellectual activity. M.: Publishing House of Moscow Psychology-Social Institute. 2004: 86, 267-269 (In Russ.)].
10. Чубрик Н.В. Из опыта нейрореабилитационной работы с больными со слуховой агнозией. Центр патологии и нейрореабилитации. А.Р. Лурия и психология XXI века. М. Сб. тезисов; 2003. Chubrik N.V. Iz opyta neyrorea-bilitacionnoy raboty s bolnymi so slukhovoy agnoziey. Centr patologii i neyroreabilitacii. A.R. Luriya i psikhologiya XXI veka. M. Sb. tezisov; 2003. [Chubrik N.V. From the experience of neurorehabilitation work with patients with auditory agnosia. Center for Pathology and Neurorehabilitation. A.R. Luria and Psychology in the XXI Century. M. Collection of Abstracts. 2003 (In Russ.)].
11. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: Ассоциация дефектологов; 2000: 24-29; 41-43. Shklov-skiy V.M., Vizel T.G. Vosstanovlenie rechevoy funkcii u bolnykh s raznymi formami afazii. M.: Associaciya defek-tologov; 2000: 24-29; 41-43. [Shklovskiy V.M., Vizel T.G. Restoration of speech function in patients with different forms of aphasia. M.: Association of Speech-Language Pathologists; 2000: 24-29; 41-43 (In Russ.)].
12. Altschuler E. et al. Situational therapy for Wernicke's aphasia. Med. Hypotheses. 2006; 67(4): 713-716.
13. Biban T. et al. Shifts of effective connectivity within a language network during rhyming and spelling. Neurosci. J. 2005; 25(22): 5397-5409.
14. Bookhiemer S. Functional MRI of language: new approach to understanding the cortical organization of semantic processing. Ann. Rea. Neurosci. 2002; 25: 151-188.
15. Breitenstein C. et al. Intense language training for aphasia. Contribution of cognitive factors. Nervenarzt. 2009; 80(2): 149-150, 152-154.
16. Gold B. et al. Common and dissociable activation patterns associated with controlled semantic and phonological processing: evidence from FMRI adaptation. Cerebral. Cortex. 2005; 15(9): 1438-1450.
17. Johnson R. et al. Functional communication in individuals with chronic severe aphasia using augmentative communication. Augment. Altern. Commun. 2008; 24(4): 269-280.
18. McCandliss B.D., Cohen L., Dehaene S. The visual word ford area: expertise for reading in the fusiform gyrus. Trends/Cognitive Neurosis. 2010. 7(7): 293-299.
19. Meinzer M. et al. Rockstroh B. Functional re-recruitment of dysfunctional brain areas predicts language recovery in chronic aphasia. Neuroimage. 2008. Feb 15; 39(4): 2038-46.
20. Mihailescu L. Communicative disorders in Wernicke's aphasics. Rom. J. Neurol. Psychiatr. 1993; 31(2): 85-96.
21. Pollack M.R., Disler P.B. Rehabilitation of patients after stroke. Med. J. Aust. 2002; 177(8): 236.
22. Pulvermuller F. Aphasia therapy on a neuroscience basis. Research Council Cognition and Brain Sciences Unit, Cambridge, UK. Aphasiology. 2008; 22(6): 563-599.
23. Щербакова М.М., Котов С.В. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления. Альманах клинической медицины. 2014; 31: 56-60. Scherbakova M.M., Kotov S.V. Reabilitaciya bolnykh s afaziey po modificirovannym metodikam vosstanovleni-ya. Almanakh klinicheskoy mediciny. 2014; 31: 56-60. [Sh-cherbakova M.M., Kotov S.V. Rehabilitation of patients with aphasia using modified restoration techniques. Almanac of Clinical Medicine. 2014; 31: 56-60 (In Russ.)].
24. Щербакова М.М. Реабилитация больных с сенсорными афазиями. Цереброваскулярная патология и инсульт: Материалы III Рос. междунар. конгр. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014; 114(8): 361-362. Scherbakova, M.M. Reabilitaciya bolnykh s sen-sornymi afaziyami. Cerebrovaskulyarnaya patologiya i insult: Materialy III Ros. mezhdunar. kongr. Zhurn. nev-rologii ipsikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2014. T. 114, № 8.
S. 361-362 [Shcherbakova M.M. Rehabilitation of patients with sensory aphasias. Cerebrovascular pathology and stroke: Proceedings of the III Russian International Congress. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014; 114(8): 361-362. (In Russ.)].
25. Щербакова М.М. Восстановление понимания речи у больных с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения. Вестник восстановительной медицины. 2014; 3: 120-121. Scherbakova M.M. Vosstanov-lenie ponimaniya rechi u bolnykh s posledstviyami ostrogo narusheniya mozgovogo krovoobrascheniya. Vestnik vosstanovitelnoy mediciny. 2014; 3: 120-121. [Shcherbak-ova M.M. Restoration of speech understanding in patients after acute cerebrovascular accident. Journal of Restorative Medicine. 2014; 3: 120-121 (In Russ.)].
26. Щербакова М.М. Новый подход к методике восстановления речи у больных с сенсорными афазиями. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Сб. Немедикаментозная оптимизация состояния человека Медицинского института ТГУ им. Державина. 2010; 121-123. Scherbakova M.M. Novyy podkhod k metodike vosstanovleniya rechi u bolnykh s sensornymi afaziyami. Materialy Mezhdunarodnoy zaoch-noy nauchno-prakticheskoy konferencii - Sb. Nemedika-mentoznaya optimizaciya sostoyaniya cheloveka Medicin-skogo instituta TGU im. Derzhavina. 2010; 121-123. [Shcherbakova M.M. A new approach to speech restoration in patients with sensory aphasias. Proceedings of the International Correspondence Scientific and Practical Conference «Drug-Free Optimization of the Human Condition». Tambov State University named after G.R. Derzha-vin. 2010; 121-123 (In Russ.)].
27. Щербакова М.М., Котов С.В. Программы восстановления речевого мышления у больных с последствиями инсульта. М.: МОНИКИ, 26. Kotov S.V. Programmy vosstanovleniya rechevogo myshleniya u bolnykh s pos-ledstviyami insulta. M.: MONIKI [Shcherbakova M.M., Kotov S.V. Programs to restore verbal thinking in patients after stroke. М.: Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky (In Russ.)].
Поступила 06.12.2017 Принята к опубликованию 16.02.2018 Received 06.12.2017 Accepted 16.02.2018
Сведения об авторах
Щербакова Мария Михайловна - врач-логопед высшей квалификационной категории, сотрудник отделения неврологии МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия. Тел.: +7(495)681-56-10. E-mail: [email protected].
Котов Сергей Викторович - д.м.н., профессор, главный невролог Министерства здравоохранения Московской области, руководитель отделения неврологии, заведующий кафедрой неврологии МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия, председатель общества неврологов Московской области. Тел.: 8(495)684-57-38; 8(495)681-56-10. E-mail: [email protected].
About the authors
Shcherbakova Maria M. - Speech and Language Therapist of the highest qualification category, an employee of the Department of Neurology of the Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky, Москва, Россия. Тел.: +7(495)681-56-10. E- mail: [email protected].
Kotov Sergey V. - Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief Neurologist of the Ministry of Health of the Moscow Region, Head of the Department of Neurology, Head of the Department of Neurology of the Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky, Moscow, Russia, Chairman of the Society of Neurologists of the Moscow Region. Тел.: 8(495)684-57-38; 8(495)681-56-10. E-mail: [email protected].