А.Г. ПЕТРОВ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ НЕОБОСНОВАННО РЕПРЕССИРОВАННЫХ ГРАЖДАН В СТРАНАХ СНГ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
К середине 1980-х годов в СССР стал отчетливо проявляться кризис в экономической, социальной, национальной сферах и государственной системе. Это было вызвано тем, что негативные явления, накапливавшиеся десятилетиями, долгое время игнорировались, не находили своевременного решения. Стремясь сохранить целостность СССР, правительство приняло важные законодательные акты, направленные на решение межнациональных проблем. Однако, несмотря на это, парламенты союзных республик приняли декларации о суверенитете, т.е. полной экономической и политической самостоятельности этих республик. Именно в эти годы и в начале 1990-х годов во многих союзных республиках были приняты специальные законы о реабилитации жертв политических репрессий [1].
Несмотря на единую цель и схожесть многих положений, законодательства о реабилитации жертв политических репрессий государств Прибалтики и стран-членов Содружества независимых государств «бывшего» СССР различались как по объему, так и по содержанию. По мнению исследователей [2], наиболее полное и законченное законодательство о реабилитации граждан было принято в Эстонии, Латвии и Литве. В этих республиках проявился единообразный подход к решению проблемы: сначала постановлением Совета Министров республики были отменены правительственные решения 1940-х годов о выселении на спец-поселения «кулаков и их семей» и конфискации имущества высланных, затем в законодательном порядке все высланные лица без пересмотра дел в индивидуальном порядке были объявлены реабилитированными. После чего правительством были изданы нормативные акты, разрешающие многочисленные вопросы, связанные с правовыми последствиями политической реабилитации, - о восстановлении трудового стажа, о пенсиях, о возвращении конфискованного имущества или его стоимости [3]. В других государствах «бывшего» СССР этот процесс был иным. Правовые акты, касающиеся политических репрессий граждан, не отменялись.
В законы о реабилитации были введены понятия категорий граждан, которые могли быть реабилитированы. Данные субъекты права явились одним из системных элементов института реабилитации. Однако в законах различных государств круг реабилитируемых лиц определялся по-разному. Так, например, характерной особенностью регламентации вопроса в Прибалтике, Белоруссии, Казахстане [4] явилось расширение круга лиц, на которых распространилось право заявить требование о восстановлении прежнего состояния.
В категорию реабилитируемых лиц включены все жертвы внесудебных массовых репрессий, в том числе подвергнутые ссылке, высылке, спецпоселению в административном порядке, граждане, незаконно осужденные за политические, государственные преступления и антисоветскую агитацию и пропаганду. Кроме того, в законы этих государств включены граждане, к которым по решению суда были неправомерно применены средства принуждения медицинского характера. Аналогичные положения содержатся в Законе Украинской ССР о реабилитации жертв политических репрессии на Украине, принятом 17 апреля 1991 г. [5].
Вместе с тем в Декрете Государственного Совета Республики Грузия «О восстановлении справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям
в 1921-1924 гг. за участие в национально-освободительной борьбе Грузии» от 25 мая 1992 г. приведен менее подробный перечень реабилитируемых лиц. В этом законе записано: «Считать реабилитированными всех лиц, репрессированных за участие в национально-освободительной борьбе Грузии в 1921-1924 гг.» [6].
Особый интерес представляет законодательство о реабилитации жертв политических репрессий Республики Молдова, в соответствии с которым признаются невиновными и подлежащими реабилитации следующие категории граждан: противники коллективизации, или так называемые бандиты, и их семьи; лица, обвиненные в сотрудничестве с «оккупационным буржуазно-помещичьим режимом»; осужденные или казненные за уклонение по политическим или религиозным мотивам от службы в рядах Красной (Советской) Армии; граждане Республики Молдова, репрессированные органами советского коммунистического режима за участие во второй мировой войне в рядах румынской армии; лица, осужденные за участие в публичных манифестациях, за провозглашение суверенитета и независимости Республики Молдова.
По нашему мнению, включение перечисленной категории лиц в законодательство по реабилитации было вызвано сложной политической ситуацией в СССР, которая сложилась в конце 1980-х и начале 1990-х годов. В эти годы многие союзные республики начали борьбу за суверенитет и независимость, выход из состава СССР. Республика Молдова не была исключением. Поэтому в Законе Республики Молдова «О реабилитации и уравнении в правах граждан Республики Молдова, участвовавших во Второй мировой войне» отмечено: «... Парламент Республики Молдова, стремясь к достижению подлинного гражданского согласия, принимает настоящий Закон ...» [7].
Таким образом, в странах-членах СНГ «бывшего» СССР наблюдается различный подход к определению категории лиц, подлежащих реабилитации. По нашему мнению, одной из причин такого различия являлись финансовое положение государства и отношение правительства этих стран к бывшему Советскому Союзу.
В законах о реабилитации названных государств большое внимание уделялось категории нереабилитируемых лиц по тем или иным основаниям.
Весьма обширен перечень граждан, исключенных из числа реабилитируемых в законах о реабилитации таких стран, как Украина, Белоруссия, Молдавия.
В заявлении Президиума Верховного Совета Литовской Республики от 9 сентября 1991 г. говорится, что ни одно лицо, признанное виновным в участии в преступлениях геноцида евреев и других истреблениях безоружных людей, не может быть реабилитировано. Этот принцип и Закон соблюдались, поэтому было отклонено примерно 500 ходатайств о реабилитации [8].
В отличие от вышеперечисленных республик в Законе Азербайджанской Республики «Об оправдании жертв политической репрессии» от 15 марта 1996 г. нет ссылки на лиц, совершивших военные преступления, преступления против мира и человечества [9].
Вместе с тем в ряде законов о реабилитации (Республик Грузия и Армения) отсутствует категория лиц, неподлежащая реабилитации [10]. Таким образом, идея отказа от выделения нереабилитируемых лиц в отдельную статью затрудняла применение данных законодательств, приводила к ошибкам. Все это затрагивало человеческие судьбы и нарушало права человека.
На практике органы, занимающиеся реабилитацией, столкнулись с трудностями в определении категории нереабилитируемых лиц, что, в свою очередь, приводило к ошибкам в процессе реабилитации политических заключенных. В вышестоящие органы поступало множество жалоб от лиц, которым было отказано в реабилитации. Так, Л.В. Бойцова отмечает, что серьезная проблема возникла в связи с изъятием из числа лиц, подлежащих реабилитации, граждан, совершивших иные
преступления. В соответствии с Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г., установившим ряд ограничений для субъектов реабилитации, в течение двух лет было отказано в возмещении ущерба 47 тыс. лицам: изменникам Родины, карателям периода Великой Отечественной войны, нацистским преступникам, участникам бандформирований, их пособникам, фальсификаторам уголовных дел, иным преступникам. Президиум Верховного Совета СССР в связи с этим предложил Верховному Совету Эстонии пересмотреть Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии, которым были реабилитированы все жертвы репрессий. На сессии Верховного Совета СССР это требование вызвало возражения депутата из Белоруссии Н.И. Игнатовича, отметившего, что эстонский Закон по времени предшествует союзному законодательству. Позднее Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР от 19 февраля 1990 г. из реабилитационного процесса были исключены граждане, виновные в убийстве, истязании гражданского населения или военнопленных, в шпионаже, диверсии, террористическом акте или разбое. Закон Латвии о реабилитации незаконно репрессированных лиц от 3 августа 1990 г. также сузил круг лиц, имеющих право на восстановление утраченного статуса: он не распространялся на репрессированных, которые в международно-правовом понимании были виновны в преступлениях против мира, человечества, преступлениях геноцида, военных преступлениях и уголовных преступлениях против нонкомба-тантов, а также лиц, виновных в фальсификации уголовных дел. Например, в 1989 г. в Латвии не реабилитировано 70 человек, являющихся пособниками гитлеровцев, совершивших разбои в послевоенные годы [11].
В результате совершенствования законодательства сузился круг нереаби-литируемых лиц. Как правило, реабилитация не распространялась на репрессированных, которые в международно-правовом понимании были виновны в преступлениях против мира, человечества, преступлениях геноцида, военных и уголовных преступлениях, а также лиц, виновных в фальсификации уголовных дел.
Как мы видим, в основу мотивов отказа в реабилитации положена идея о том, что льготами и компенсациями, предназначенными для жертв произвола государства, не должны пользоваться те лица, которые либо сами совершали преступления, либо были опорой режима, активно способствовали его укреплению.
Одним из элементов института реабилитации является сам порядок реабилитации. Например, в Законе Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» [12] указано, что заявления о реабилитации подаются самими репрессированными, а равно любыми лицами или заинтересованными общественными объединениями по месту нахождения органа или должностного лица, принимавшего решение о применении репрессий в судебном порядке - в органы прокуратуры, в административном либо ином порядке - в органы внутренних дел или национальной безопасности.
Заявитель имеет право обжаловать решения органов прокуратуры об отказе в выдаче справки о реабилитации либо о частичной реабилитации в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Таким образом, проведя анализ законодательства по реабилитации стран СНГ, можно сделать вывод, что процедура реабилитации жертв массовых политических репрессий в основном была одинаковой. В зависимости от характера рассматриваемого дела и вида применяемой меры принуждения решение о реабилитации принимали органы внутренних дел, прокуратура и суд. При несогласии с решением окончательное постановление выносил суд. Исходя из этого, мы можем определить общий порядок реабилитации в бывших союзных республиках СССР: дела, по которым граждане были необоснованно осуждены судами, раз-
решались в судебных заседаниях, установленным законом порядком. Органы внутренних дел выносили решения о реабилитации лиц, к которым применялись ссылка, высылка, спецпоселение. Органы прокуратуры рассматривали заявления о реабилитации в отношении лиц, репрессированных в несудебном порядке по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОПТУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры, комиссий, «особых совещаний», «троек», «двоек». По материалам проверки органы прокуратуры составляли заключения и выдавали справки о реабилитации. На основании этой справки органами социального обеспечения по месту жительства реабилитированного выплачивалась компенсация. Отрицательное заключение с отказом в реабилитации направлялось прокуратурой в суд для решения вопроса о восстановлении прав. Определение суда могло быть опротестовано прокурором или обжаловано в вышестоящем суде.
В соответствии с принятыми законами началась реабилитация политических заключенных в бывших советских республиках СССР. В Белоруссии было реабилитировано более 220 тыс. человек, в Казахстане на 2002 г. - 305 тыс. человек (по официальным данным за 1921-1953 гг. репрессировано и погибли 2 100 тыс., через лагеря прошли более 1 млн) [13]. Данные по союзным республикам выглядят следующим образом: в РСФСР реабилитировано 534 573 человек, Украинской ССР - 154 754, Узбекской ССР - 11 878, Грузинской ССР - 11 486, Азербайджанской ССР - 5 607, Литовской ССР - 3 910, Молдавской ССР - 7 520, Латвийской ССР - 4 452, Киргизской ССР - 4 870, Таджикской ССР - 3 512, Армянской ССР - 4 029, Туркменской ССР - 6 063 и Эстонской ССР - 3 270 граждан [14].
Литература и источники
1. См.: Закон Эстонской ССР «О несудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 19401950-е гг.» от 7 декабря 1988 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР.
1988. № 50. Ст. 754; Постановление Совета Министров Эстонской ССР «О порядке возвращения имущества и возмещения ущерба лицам, пострадавшим в ходе массовых репрессий» от 20 февраля 1989 г. // Там же. 1989. № 10. Ст. 118; Указ Президиума Верховного Совета Эстонской ССР «О реабилитации лиц, репрессированных во внесудебном порядке и безосновательно осужденных» от 19 февраля 1990 г. // Там же. 1990. № 7. Ст. 85; Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР «О внесении изменений и дополнении в Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР от 28.07.89 «О реабилитации лиц, осужденных за политические преступления» от 8 января 1990 г.; Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР «О реабилитации лиц, осужденных за политические преступления» от 28 июля 1989 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской сСр.
1989. № 7. Ст. 75; Постановление Совета Министров Литовской ССР «Об имущественных и личных неимущественных правах лиц, выселение которых признано незаконным и необоснованным и которые признаны реабилитированными» // Там же. 1989. № 1. Ст. 4; Закон Литовской Республики о восстановлении прав лиц, репрессированных за сопротивление оккупационным режимам // Эхо Литвы.
1990. 5 мая; Постановление Правительства Литовской Республики «О возмещении материального ущерба лицам, отправленным в годы Второй мировой войны на принудительные работы незаконно выселенным в 1951-1952 гг. из одних местностей Литвы в другие» от 12 августа 1991 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской Республики. 1991. №26. Ст. 704; Постановление Президиума Верховного Совета Литовской Республики «О возвращении политзаключенных, ссыльных, а также членов их семей и обеспечении их квартирами и работой» от 25 сентября 1991 г. // Там же. № 28. Ст. 761; Положение «О порядке возврата имущества или возвращения его стоимости гражданам, выселение которых в административном порядке за пределы Латвийской ССР признано необоснованным» от 5 декабря 1988 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1989. № 2. Ст. 45; Закон Латвийской Республики «О реабилитации незаконно репрессированных лиц» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1990. № 34. Ст. 591; Положение «О порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20-50-х гг.» от 21 декабря 1990 г. // Сов. Белоруссия. 1990. 28 дек.; Постановление Верховного Совета Белорусской ССР «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20-50-х гг. в Белорусской ССР» от 6 июня 1991 г. // Сов. Белоруссия. 1991. 2 июля; Закон рСфСр «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1990 г. // Рос. газ. 1991. 24 окт.
2. Безлепкин Б.Т. Реабилитация необоснованно репрессированных граждан по делам прошлых лет // Советское государство и право. 1990. № 3. С. 80.
3. Там же.
4. См.: Закон Эстонской ССР «О несудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 19401950-е гг.» от 7 декабря 1988 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Эстонской ССР. 1988. № 50. Ст. 754; Указ Президиума Верховного Совета Эстонской ССР «О реабилитации лиц, репрессированных во внесудебном порядке и безосновательно осужденных» от 19 февраля 1990 г. // Там же. 1990. № 7. Ст. 85; Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР «О внесении изменений и дополнении в Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР от 28.07.89 "О реабилитации лиц, осужденных за политические преступления"» от 8 января 1990 г.; Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР «О реабилитации лиц, осужденных за политические преступления» от 28 июля 1989 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1989. № 7. Ст. 75; Постановление Президиума Верховного Совета Литовской Республики «О возвращении политзаключенных, ссыльных, а также членов их семей и обеспечении их квартирами и работой» от 25 сентября 1991 г. // Там же. № 28. Ст. 761; Закон Латвийской Республики «О реабилитации незаконно репрессированных лиц» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1990. № 34. Ст. 591; Постановление Верховного Совета Белорусской ССР «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20-50-х гг. в Белорусской ССР» от 6 июня 1991 г. // Сов. Белоруссия. 1991. 2 июля; Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. Курск: ГУИПП «Курск», 1995. С. 145-155.
5. Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. С. 182-188.
6. Там же. С. 141-142.
7. Закон Республики Молдова «О реабилитации жертв политических репрессий, совершенных оккупационным, тоталитарным, коммунистическим режимом (7 ноября 1917 года - 23 июня 1990 года)» // Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. С. 163-172.
8. Защита прав и свобод реабилитируемых граждан и бывших собственников национализированного имущества: Нормативно-правовые акты: Россия, страны ближнего зарубежья, Восточная Европа / Сост. Л.В. Бойцова, В.В. Бойцова. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1993. С. 125.
9. Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. С. 108-111.
10. Декрет Государственного Совета Республики Грузия «О восстановлении справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям в 1921-1924 гг. за участие в национальноосвободительной борьбе Грузии» от 25 мая 1992 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. С. 141-142.
11. Бойцова Л.В., Бойцова В.В. Восстановление и охрана прав жертв массовых репрессий: состояние и перспективы законодательного регулирования // Сов. гос. и право. 1992. № 6. С. 21-22.
12. Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. С. 148-150.
13. Бабий А А, Кириллов В.М., Кузовкин Г.В. и др. «Возвращенные имена». Программа и проблема ее реализации // Вопросы истории. 2005. № 1. С. 25-26.
14. Реабилитация: Политические процессы 30-50-х годов / Под общ. ред. А.Н. Яковлева. М.: Полит. лит., 1991. С. 328-329.
ПЕТРОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ родился в 1959 г. Окончил Чувашский государственный университет. Полковник милиции, начальник Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат исторических наук, доцент. Опубликовал более 80 научных работ на историко-правовую тематику.