УДК 94(47)
ББК 63.3(2) 622-4
Дятленко П.И.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ,
ЭТАПЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Diatlenko P.I.
REHABILITATION OF VICTIMS OF STALINIST REPRESSIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION: PRELIMINARY RESULTS, MILESTONES, ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES
Ключевые слова: реабилитация жертв сталинских репрессий, Российская Федерация, законодательство по реабилитации.
Keywords: rehabilitation of the victims of Stalinist repressions; Russian Federation; legislation on the rehabilitation.
Аннотация
В статье проанализированы предварительные итоги, этапы, достижения и проблемы процесса реабилитации жертв сталинских репрессий в России.
Abstract
This article analyzed the preliminary results, milestones, achievements and problems of the rehabilitation of the victims of Stalinist repressions in Russia.
При анализе реабилитации жертв сталинских репрессий в России необходимо рассматривать этот процесс не в узком страновом контексте, а в общем контексте многочисленных посттоталитарных демократических государств, в которых восстановление попранных прав и свобод репрессированных граждан было неотъемлемой частью демократизации их политических систем и обществ. Такой подход позволяет объективно оценить имеющиеся достижения и проблемы в реабилитации в России и сопоставить их с богатым мировым опытом. Состояние процесса реабилитации в России является объективным показателем уровня развития гражданского общества, степени демократизации государства и его правоохранительных структур, положения с правами и свободами граждан, десталинизации истории, правовой системы и правосознания социума.
Термин «реабилитация» происходит от латинского «rehabilitate» - реабилитация, восстановление. В целом под ним понимается восстановление утраченного доброго имени и репутации, отмена необоснованного обвинения невиновного лица в связи с его невиновностью или ложностью предъявленного обвинения.
В советском уголовном праве термин понимался как восстановление в прежнем состоянии невиновного лица, которое было необоснованно привлечено к уголовной ответственности1. В п. 34 ст. 5 УПК РФ реабилитация определена как порядок восстановления прав и свобод лица, необоснованно или незаконно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. Реабилитированным признается лицо, имеющее право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием2. Право на реабилитацию граждан заложено в ст. 53 действующей Конституции РФ, предоставляющей гражданам
Советское уголовное право. Часть общая: Учебник / Б.В. Здравомыслов, М.А. Гельфер, П.И. Гришаев и др. - М.: Юридическая литература, 1982. - С. 372.
2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года, № 174-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Эта формулировка пришла из международно-правовых актов (ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах,
ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), к которым присоединилась Россия. В законодательстве других посттоталитарных стран термин «реабилитация» понимается гораздо шире, чем в российском, и включает в себя еще значительное количество мер социального, политического и экономического характера.
Реабилитация жертв сталинских политических репрессий началась в 1953 г. и продолжается в России до сих пор. Ход реабилитации делится на 3 этапа: 1) период хрущевской оттепели (1953-1965 гг.); 2) период горбачевской перестройки (1985-1991 гг.);
3) постсоветский период (1991 г. до настоящего времени).
Первый период характеризовался быстрой, массовой и негласной реабилитацией сотен тысяч советских граждан (часть была реабилитирована посмертно), которых в основном выпускали из многочисленных учреждений ГУЛАГа, мест ссылок и депортации. Таким способом тоталитарная советская система пыталась быстро снять растущее социальное напряжение, избавиться от бремени ГУЛАГа и провести частичную десталинизацию. Реабилитация в отношении подавляющего большинства граждан носила ограниченный, половинчатый характер и сводилась в большинстве случаев к смягчению ранее вынесенных приговоров. Исключенных из партии коммунистов, полностью реабилитированных в судебном порядке, восстанавливали в партии (часто - посмертно).
В годы горбачевской перестройки реабилитация репрессированных граждан была возобновлена и приобрела действительно массовый, открытый и «бурный» характер. Стали восстанавливать честные имена простым гражданам, а не только высокопоставленным руководителям, известным людям, государственным служащим и коммунистам, как делалось в первый период реабилитации. Это стало возможно после издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов» и Указа Президента СССР М.С. Горбачева от 13 августа 1990 г. «О восстановлении прав всех жертв репрессий 20-50-х годов» . Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов» имел особое значение для ускорения реабилитации, так как отменил все внесудебные решения, которые были вынесены в течение 1930-1950-х гг. «тройками», «двойками», «особыми совещаниями» и коллегиями, и реабилитировал всех граждан, репрессированных решениями указанных органов. В указе оговаривалось, что эта мера не распространяется на изменников и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников националистических бандформирований и их пособников, сотрудников органов безопасности, занимавшихся фальсификацией уголовных дел и лиц, совершивших уголовные преступления. Согласно этому указу при краевых, областных и городских Советах народных депутатов, Верховных Советах автономных и союзных республик разрешалось создавать комиссии из народных депутатов и представителей общественности для оказания содействия советским органам в обеспечении прав реабилитированных граждан, создании памятников жертвам репрессий и содержании в надлежащем порядке мест их захоронения. Благодаря применению этих указов счет реабилитированных граждан пошел на сотни тысяч человек, которые реабилитировались практически автоматически постановлениями прокуратур.
Третий период отличается плановой и постепенной процедурой реабилитации. По сведениям Генеральной прокуратуры и МВД РФ за весь период реабилитации на 1 января
Реабилитация: Политические процессы 30-50-х годов / Под общ. ред. А.Н. Яковлева. - М., 1991. -С. 332-333.
2002 г. ими было реабилитировано свыше 4 миллионов граждан, включая 2438000 человек, которые были осуждены в судебном и несудебном порядке к мерам уголовного наказания .
По предварительным данным НИПЦ «Мемориал», с 1921 по 1953 г. в СССР было репрессировано по политическим мотивам примерно 11 - 12 млн. человек. Из этого числа граждан 4,5 - 5 млн. были осуждены по политическим мотивам, еще около 6,5 млн. граждан были наказаны в административном порядке (депортированные народы, раскулаченные крестьяне и др.)5.
Всего, по оценкам Генеральной Прокуратуры РФ и комиссии по реабилитации, в СССР и РСФСР «жертвами политических репрессий стали около 32 миллионов человек, в том числе 13 миллионов - в период Гражданский войны», о чём заявил еще в 2001 г. председатель Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ Александр Яковлев6.
Точная численность репрессированных в годы сталинского правления граждан пока не установлена, процесс реабилитации продолжается. Им занимается отдел реабилитации Генеральной прокуратуры РФ, который к настоящему времени рассмотрел подавляющее большинство архивно-уголовных дел репрессированных граждан.
Российское законодательство по реабилитации отражает сохраняющееся отношение к реабилитационному процессу прежде всего как политическому, а не как правовому, экономическому и социальному.
26 апреля 1991 г. был издан Закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», осудивший «политику произвола и беззакония, практиковавшуюся на государственном уровне, являвшуюся противоправной, оскорблявшую достоинство не только репрессированных...». Данный законодательный акт реабилитировал репрессированные нации, народности и этнические группы, исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей (включая казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия (ст. 2 Закона № 1101-1).
Основу законодательства по реабилитации составляет Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., № 1761-17. Данный закон действует в редакции Законов РФ от 26 июня 1992 г., № 3130-1; от 22 декабря 1992 г., № 4185-1; от 03 сентября 1993 г., № 5698-1; Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г., № 2288; Федерального закона от 4 ноября 1995 г., № 166-ФЗ; Указа Президента РФ от 08 июня 1996 г., № 858 и Закона РФ от 22 августа 2004 г., № 122-ФЗ. Реализация указанного закона осуществляется через ряд постановлений федерального правительства. Целью данного закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба. Закон включает 3 раздела: общие положения, порядок реабилитации и последствия реабилитации. В законе дано подробное определение политических репрессий, четко определен круг лиц, которые подлежат и не подлежат реабилитации,
4 Константинов П., Стуканов А. Институт реабилитации // Законность. - № 7. - 2004. - С. 21.
5 Память о сталинизме. Передача «Именем Сталина» на «Эхо Москвы». 25 октября 2008 г. // URL: http://www.echo.msk.ru/programs/staliname/548351-echo (дата последнего посещения 31 мая 2011 г.).
6 Глава комиссии по реабилитации: за время сталинских репрессий народы СССР лишились 100 миллионов человек // URL: http://www.lenta.ru/russia/2001/10/29/yakovlev (дата последнего посещения 31. 05.2011 г.).
7 Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., № 1761-1 // URL: http://www.memo.ru/rehabilitate/laws/2004/rea-law4.htm (дата последнего посещения 31.05. 2011 г.).
прописан порядок реабилитации репрессированных граждан, в том числе компенсация нанесенного ущерба в виде предоставления специальных льгот и возвращения сохранившегося конфискованного имущества за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Согласно ст. 3 данного закона подлежат реабилитации:
1) осужденные за государственные и иные преступления;
2) репрессированные по решению ВЧК, ГПУ, ОГПУ, УНКВД, НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов;
3) подвергнутые ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду и иным ограничениям прав и свобод;
4) необоснованно помещенные в психиатрические учреждения на принудительное лечение;
5) необоснованно привлеченные к уголовной ответственности с прекращенным по нереабилитирующим основаниям делом;
6) признанные социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.
Согласно ст. 6 закона заявление о реабилитации может подать любое лицо, лично реабилитируемые граждане, член его семьи, общественная организация либо стороннее лицо. Реабилитированным возвращается необходимое им для проживания недвижимое имущество (либо стоимость данного имущества), если таковое не было национализировано или (муниципализировано), уничтожено во время Великой Отечественной войны и при отсутствии иных препятствий, предусмотренных п. 1 ст. 16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий». В случае смерти реабилитируемого лица возврат конфискованного и утерянного вследствие применения репрессий имущества, возмещение его стоимости либо выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: его детям, супруге и родителям. Право на реабилитацию имеют как граждане России, так и граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства.
Но в российском законе содержится большое количество ограничений, ущемляющих права реабилитированных граждан. Не подлежит возврату, возмещению или компенсации имущество (в том числе жилые дома), изъятое государством в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации; имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий; земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы; имущество, изъятое из гражданского оборота. При невозможности возврата реабилитированным гражданам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в размере не более 4 тысяч рублей за имущество без жилых домов или 10 тысяч рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества. В случаях, когда факт конфискации установлен, но отсутствуют документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 тысяч рублей за имущество без жилых домов или 10 тысяч рублей за все имущество, включая жилые дома. Вынесенные решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.
Уделяется внимание реабилитации репрессированного российского казачества, подвергшегося массовому террору в форме расказачивания. 16 июля 1992 г. Верховный Совет РФ издал Постановление № 3321-1 «О реабилитации казачества», дополнив тем самым вышеуказанные законодательные акты в области данной репрессированной культурно-этнической общности. Этот законодательный акт отменил «как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 г., в части, касающейся применения к нему репрессивных мер» (ст.1 Постановления). Ранее, 15 июня 1992 г., был
издан Указ Президента РФ «О мерах по реализации закона российской федерации «О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества», постановивший «осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей в целях его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей»
Для облегчения и упрощения реабилитации репрессированных в детском возрасте лиц, находившихся в местах лишения свободы, ссылке или высылке и увеличения материальной базы для реализации реабилитации 23 апреля 1996 г. издан Указ Президента РФ № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий».
Реабилитация репрессированных священнослужителей и верующих была произведена Указом Президента РФ № 378 от 14 марта 1996 г. «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», который осудил «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий» (ст. 1).
В сфере реабилитации работают и государственные, и общественные организации, что благотворно сказывается на скорости реабилитационного процесса и защите прав и свобод реабилитируемых граждан.
При Президенте РФ постоянно действует Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Она действует на основании Указа Президента РФ от 25 августа 2004 г. № 1113 «Об утверждении положения о комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий». Комиссия решает вопросы реабилитации репрессированных лиц, групп и общностей, занимается проблемами устранения пробелов и коллизий в российском законодательстве по реабилитации, изучением, анализом и оценкой политических репрессий, оказывает содействие региональным и федеральным органам власти в издании региональных, муниципальных и федеральных «книг памяти жертв политических репрессий». Эти справочники являются информационным источником по реабилитации лиц, репрессированных на территории РСФСР и СССР. К настоящему времени в каждом регионе России существует пополняемая книга памяти жертв сталинских репрессий. Большинство статистических данных присутствует в электронном виде, существует общая статистическая база, редактируемая и пополняемая органами прокуратуры Российской Федерации.
Деятельность подразделений Прокуратуры России по реабилитации жертв политических репрессий регламентирована Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 февраля 2008 г. № 21 «Об организации деятельности Органов Прокуратуры по исполнению и надзору за исполнением закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», который, в частности, акцентирует внимание сотрудников прокуратуры на регулярной необходимости проверки законности деятельности комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, надзора за соблюдением законодательства по реабилитации всеми участниками процесса реабилитации, надзора за соблюдением прав реабилитируемых лиц, надзора за соблюдением законодательства, регламентирующего вопросы социальной поддержки реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, предоставления им установленных гарантий и компенсаций, целевого использования выделяемых федеральным, региональным, республиканским и муниципальным органам власти денежных средств. Огромный вклад в процесс реабилитации вносили и продолжают вносить НИПЦ «Мемориал» и его региональные филиалы, правозащитные организации, ряд российских научных учреждений и ученых.
В сфере реабилитации жертв сталинских репрессий остается много нерешенных серьезных проблем. В российском обществе и политической элите продолжает сохраняться крайне противоречивое отношение к И.В. Сталину и созданному им политическому режиму, Советской власти и Коммунистической партии. Официальные лица (за исключением президента РФ Д.А. Медведева) предпочитают избегать открытого
обсуждения этих тем, тем более осуждения И.В. Сталина и сталинизма. Российское общество и государство нуждаются в последовательном продолжении десталинизации и демократизации. Серьезное негласное сопротивление реабилитации оказывает правоохранительная система, которая мало изменилась с советского времени и ее руководители не хотят терять репрессивно-карательные возможности системы и признавать порочность системы. В научном, политическом и информационном пространстве продолжается активная борьба за десталинизацию истории, в которой сторонникам либерально-демократических взглядов противостоят не только коммунисты-сталинисты, но и неосталинисты, стремящиеся к дальнейшему усилению вертикали власти и оправданию сталинской диктатуры ради сохранения существующей автократии.
Значительная часть реабилитированных граждан была реабилитирована за отсутствием в их действиях состава преступления, хотя на самом деле отсутствовало само преступление или оно было позже декриминализировано. Теперь государству необходимо
вернуться к этому вопросу, который является не столько правовым, сколько политическим
8
и историческим .
Требуется кардинальное изменение отношения к реабилитации - от частичной политической уступки государства по отношению к репрессированным гражданам к правовому действию, направленному на восстановление попранных прав и свобод, честного имени и утраченного имущества и иных утрат гражданам или групп граждан. Так что восприятию реабилитации российскому обществу и государству еще достаточно далеко до многих посттоталитарных демократических стран Европы и Латинской Америки.
Анализ российского законодательства по реабилитации репрессированных граждан показывает, что либерализация и гуманизация законодательства, демократизация политической системы и общества идут медленно и непоследовательно. До сих пор в законе РФ о реабилитации репрессированных граждан сохраняются ограничения, ущемляющие политические, социальные и имущественные права репрессированных граждан и их близких. Например, предусмотренные законами компенсации носят незначительный, несопоставимый с реально понесенным ущербом размер. В ст. 15 закона о реабилитации названа цифра в 75 рублей за месяц лишения свободы, но не более 10 тысяч рублей в сумме! Многие нормы в законе о реабилитации и подзаконных актах носят формальный, декларативный характер и не работают на практике. К тому же законодательство не позволяет наказывать конкретных лиц, причастных прямо или косвенно к проведению политических репрессий. Таким образом, государство и политическая элита продолжают скрывать преступную деятельность сталинского режима и многих сотрудников органов безопасности и правопорядка, участвовавших в проведении массовых политических репрессий.
Библиографический список
1. Глава комиссии по реабилитации: за время сталинских репрессий народы СССР лишились 100 миллионов человек // иКЬ: http://www.lenta.ru/russia/2001/10/29/yakovlev (дата последнего посещения 31.05.2011 г.).
2. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., №1761-1. // иКЬ: http://www.memo.ru/rehabilitate/laws/2004/rea-law4.htm (дата последнего посещения 31.05.2011г.).
3. Константинов П., Стуканов А. Институт реабилитации // Законность. - 2004. - №
7.
4. Память о сталинизме. Передача «Именем Сталина» на «Эхо Москвы». 25 октября 2008 г. // иКЬ: http://www.echo.msk.ru/programs/staliname/548351-echo (дата последнего посещения 31 мая 2011 г.).
Смирнов Н.Г. Репрессированное правосудие. - М.: Гелиос АРВ, 2001. - С. 422-425.
5. Реабилитация: Политические процессы 30-50-х годов / Под общ. ред. А.Н. Яковлева. - М., 1991.
6. Смирнов Н.Г. Репрессированное правосудие. - М.: Гелиос АРВ, 2001.
7. Советское уголовное право. Часть общая: Учебник / Б.В. Здравомыслов, М.А. Гельфер, П.И. Гришаев и др. - М.: Юридическая литература, 1982.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года, №174-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).