УДК 636.4.087.8:615 Доктор экон. наук Н.Т. ИСРАФИЛОВ
(СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук А.Н ГАРЯВИН (СПбГАУ, [email protected]) Соискатель Е.И. ИСРАФИЛОВА ([email protected])
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ
Несостоятельность, банкротство, платёжеспособность, закон, бизнес, компания
Неплатежеспособность большинства аграрных предприятий является одной из главных проблем экономики на данном этапе развития страны. Объем кредиторской задолженности и её рост свидетельствуют о том, что отрасль не сумела адаптироваться к новым экономическим условиям и в первую очередь из-за неблагоприятных макроэкономических факторов.
В практической жизни имеется широкий комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности предприятия в рамках досудебных процедур. Указанные процедуры направлены на предупреждение банкротства и могут включать реструктурирование задолженности организации, или реструктурирование самого производства, и крайняя точка в данной цепочке является реструктурирование самого предприятия. Инициаторами проведения вышеуказанных процедур могут выступать как собственники неплатежеспособного предприятия, так и его кредиторы, заинтересованные в продлении срока деятельности сельскохозяйственного предприятия или же во вхождении самих кредиторов в состав его участников. Да к тому же не менее заинтересованы в этом как региональные, так и муниципальные органы власти.
Как правило, в мероприятиях, проводимых федеральными и региональными властями и направленных на финансовое оздоровление предприятий аграрного сектора, особое внимание уделяется мерам по реструктурированию их кредиторской задолженности. История оздоровительной компании сельхозтоваропроизводителей берёт своё начало с 1995 года, когда было начато реструктурирование задолженности последних по полученным кредитам 1992-1994 годов. На деле же данное мероприятие было сведено к фактическому банальному списанию установившейся задолженности по выданным кредитам за предыдущие три года независимого развития. А это ни много ни мало, но общая списанная сумма составила в ценах 1994 г. 20 трлн. руб. В дальнейшем эта задолженность была переоформлена в долговые обязательства регионов, но это также не привело к возврату долгов в бюджет. Более того к концу девяностых годов суммарная задолженность по сельхозсегменту вновь достигла невероятно крупных размеров, намного превосходящих суммарную выручку аграрной сферы страны.
Учитывая сложившуюся непростую ситуацию в сельском хозяйстве страны, в соответствии с постановлениями Правительства РФ в 1999-2002 годах было проведено частичное реструктурирование кредиторской задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. В результате была реструктурирована задолженность 18,3 тысячи аграрных хозяйств. А это более 60% сельхозпредприятий на сумму 42 млрд. руб. При этом удельный вес просроченной кредиторской задолженности аграрных товаропроизводителей в общей её сумме сократился с 68 до 53%. Однако не следует приписывать это снижение исключительно мерам по реструктурированию долгов. Так как посткризисная конъюнктура сельскохозяйственного рынка страны 1998 года несколько лет была весьма благоприятна, что позволило повысить суммарную выручку сельхозотрасли и снизить количество убыточных хозяйств. Но уже в 2002 году вступают в жизнь экономические законы рыночного хозяйства, а именно в силу перепроизводства практически всех видов сельхозпродукции цены товаропроизводителей снижались почти полгода, даже в номинальном выражении. Наряду с этим цены на основные потребляемые сельским хозяйством России ресурсы - на промышленную продукцию и оказываемые селу материально-технические услуги имели диаметрально противоположную тенденцию, а именно -тренд неуклонного роста. И как следствие, именно данных тенденций; финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей снова неуклонно ухудшалось. Количество убыточных хозяйств начало возрастать, увеличилась и сумма кредиторской задолженности. Суммарная
задолженность по обязательствам аграрных товаропроизводителей по состоянию на 1 января 2009 года составила 425,25 млрд. руб., в т. ч. кредиторская задолженность равнялась 218,04 млрд. руб., из приведённой суммы просроченная задолженность была равна 85 млрд. руб.
С целью исправления сложившегося в то время положения и осуществления мероприятий в решении проблемы финансового оздоровления сельхозорганизаций явилось принятие Закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 83-Ф3 от 9 июля 2002 года [1]. Данный законодательный акт явился базовым документом для продолжения работы по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей, которая проводилась ранее в предыдущие годы в нашей стране.
Вышеприведённый закон (и все последующие законы о внесении изменений в него) предусматривает нормативно-правовые основы и условия реструктурирования задолженности до начала процедур банкротства аграрных товаропроизводителей. Сельхозтоваропроизводители страны - участники программы оздоровления, по которой кредиторы, владеющие не менее чем тремя четвертями их кредиторской задолженности и принявшие решение о реструктурировании данной задолженности, получают право на полное списание пеней и штрафов, а также частично сумм основного долга. Помимо этого, им предоставляется отсрочка на погашение основного долга на срок не менее пяти лет или рассрочка не менее чем на четыре года. Основным условием реструктурирования долгов установлено выполнение текущих обязательств этими сельхозтоваропроизводителями.
Важным фактором сохранения производственного потенциала сельхозорганизаций является использование данной программы, т.к. на субъекты, участвующие в реструктурировании задолженности, не распространяется действие Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» со всеми вытекающими из этого последствиями. Помимо этого необходимо заметить, что действенность реализации данного механизма определяется в первую очередь структурой кредиторской задолженности, так как реструктурируется задолженность главным образом и в первую очередь у тех сельхозтоваропроизводителей страны, у которых основным кредитором является государство. И именно такие сельхозтоваропроизводители получают возможность начать свой бизнес "с абсолютно чистого листа". Там же, где удельный вес кредиторской задолженности юридических и физических лиц значительно больше четвёртой части от общей её суммы, реализация программы финансового оздоровления становится мало вероятной, поскольку данные кредиторы, как правило, не заинтересованы в погашении задолженности только через ближайшее пятилетие.
Осложнение финансового оздоровления аграрных товаропроизводителей усугубляется ещё и тем, что у многих организаций уже на стадии вхождения в реструктурирование задолженности практически нет возможности выполнить главное условие оплаты текущих платежей при одновременном погашении суммы основного долга даже при условии рассрочки его погашения. В результате такие сельхозорганизации оказываются за рамками программы финансового оздоровления. Сама же проблема несостоятельности данной категории
сельхозтоваропроизводителей страны только несколько ограничивается в количественном выражении, но отнюдь не решается.
И здесь необходимо заметить, что долги сельхозтоваропроизводителей имеют различную природу происхождения. Часть долгов сформировалась из-за объективно неадекватных внешних условий функционирования аграрного сегмента. Реструктурирование такой задолженности с одновременным элиминированием факторов их происхождения (при прочих равных условиях) должно привести к повышению устойчивости сельхозпроизводетва. Однако определённая часть задолженности, хотим мы этого или нет, связана с недейственностью или лучше сказать с относительно низкой эффективностью производства. В сложившейся ситуации реструктурирование долгов может принести только эффект в ближайшем времени, то есть в краткосрочном плане. Впоследствии этого задолженность опять начнёт накапливаться и возрастать. Кстати, что и было наглядно продемонстрировано предыдущим опытом при реструктурировании задолженности сельхозтоваропроизводителей. Одним из главных недостатков, по-нашему глубокому убеждению, рассматриваемого Федерального закона является то, что такая многогранная проблема как финансовое оздоровление сельского хозяйства сводится только к вопросу реструктурирования долгов [2]. Однако комплексный подход к решению проблемы несостоятельности в аграрном сегменте России должен исходить из необходимости устранения основных, а лучше сказать, основополагающих факторов, формирующих финансовую проблему в сельском хозяйстве страны.
Наивно предполагать, что сельхозтоваропроизводитель при сохранившемся и не выдерживающем критику менеджменте в условиях неблагоприятной внешней среды, в отсутствии реальной возможности для привлечения инвестиций сможет значительно улучшить свою деятельность. И всё-таки при улучшении, которого позволит ему зарабатывать финансовые средства хотя бы для простого воспроизводства и возврата накопленной им задолженности. Другими словами, необходимо отметить, что проблема финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителя не сводится исключительно к реструктуризации его задолженности, а должна являться результатом системного подхода в государственных как экономических, так и политических решениях. В этой связи важным звеном оздоровления аграрных предприятий является разработка системы мер, направленных на поддержание их финансовой устойчивости в будущем. Для этого необходимы кардинальные организационно-экономические меры, которые могут включать как реструктурирование задолженности организации, или реструктурирование самого
сельхозпроизводства, так и апогею, или наивысшую точку в данной цепочке, являющейся реструктурированием самого неплатежеспособного аграрного товаропроизводителя.
Использование любой модели, сориентированной на коренное изменение (улучшение) действующего менеджмента и восстановление управляемости сельхозтоваропроизводителя, а также вывод слабого и хронически нерентабельного (убыточного) аграрного хозяйства из кризисного положения предусматривает изъятие имущества у неплатежеспособных организаций и соответственную передачу имущества последнего в успешно функционирующую или во вновь создаваемую организацию. Как логичный результат данных действий создание на базе последнего объединения АПК (или же холдинговой компании), интегрирующего неплатёжеспособных товаропроизводителей данного конкретного административного района. Разработка и осуществление данного сценария практических действий будет направлено на развитие процессов как горизонтальной и вертикальной, так и специализированной, то есть аграрной, закупочной, торговой, перерабатывающей, промышленной и финансовой интеграции на селе. К тому же необходимо заметить, что в первую очередь горизонтальная интеграция может быть осуществлена на базе экономически и финансово сильных сельхозтоваропроизводителей. Во вторую очередь, вертикальная интеграция должна будет осуществляться с непосредственным участием закупочных, торговых, перерабатывающих предприятий, а также с вовлечением финансовых институтов. В третью очередь, на предлагаемом пути специализированная интеграция должна будет осуществляться с привлечением уже экономически сильных, развито значимых промышленных бизнес-единиц.
Целостная единая управленческая структура и возможность кредитования неплатежеспособных сельхозтоваропроизводителей являются как основными, так и положительными сторонами создаваемого аграрного объединения в связи с тем, что формируемая новая структура не обременена задолженностью. Помимо этого, передача имущества во вновь создаваемое сельхозобъединение позволит избежать его (имущества) ареста, как следствие невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами [2]. Сосредоточение централизованного управления и аккумулирование товарных и материальных ресурсов в руках одного собственника позволит дать возможность повышения действенности логистики и контроллинга за материальными и финансовыми (денежными) потоками и как результат этих действий - снижение издержек производства и обращения, а также повышение производительности труда.
Таким образом, в совокупности предварительно подытоживая результаты создаваемого нового интегрированного сельхозобъединения, можно заключить, что ожидается существенное сокращение аппарата управления у неплатежеспособных сельхозтоваропроизводителей, осуществление подбора и приёма наиболее квалифицированных кадров как управленцев, так и специалистов массовых профессий. Значит, всё это в конечном итоге будет способствовать росту эффективности решения кадровых вопросов.
В результате создания объединенные в единую управленческую структуру неплатежеспособные предприятия получают не только возможность беспрепятственного приобретения как товарных, так и материальных ресурсов, но и централизованно, без различного рода посредников реализовывать производимую ими продукцию, одновременно снижая тем самым монополию торгово-закупочных организаций. Кроме того, такое сельхозобъединение может создать благоприятные предпосылки для притока инвестиций и, прежде всего, от частных или иностранных инвесторов. Помимо этого, значительно облегчится доступ к кредитным ресурсам, что, соответственно, позволит дать возможность воспользоваться беспрецедентно сниженными за всю
современную историю РФ в 2010 году Правительством и Центральным банком РФ процентными ставками по кредитным средствам. А это в свою очередь позволит положительно повлиять на снижение себестоимости производимой продукции и повышение эффективности производства. Правда, в 2011 и в этом 2014 гг. процентная ставка была повышена на четверть и половину пункта.
Прототипом организации районных сельхозобъединений с участием неплатёжеспособных товаропроизводителей должны являться следующие поэтапные юридические формы различных объединений, обществ, холдингов. Так, на первом этапе предусматривается создание государственного унитарного предприятия (ГУП) на базе уже существующих неплатёжеспособных аграрных предприятий. Предлагаемое объединение формируется в результате переименования сельхозпредприятия - интегратора и внесения изменений в его устав о предмете деятельности, полномочиях руководителя и др. Помимо этого, ранее неплатёжеспособные сельхозтоваропроизводители преобразуются в сеть отделений (подразделений, представительств и др.) создаваемого ГУП.
Генеральный директор создаваемого объединения полностью контролирует работу отделений, решает вопросы распределения материальных и технических ресурсов и реализации произведённой продукции. Для этих целей каждому отделению целесообразно разработать и утвердить смету доходов и расходов. Осуществление деятельности ГУП и входящих в него отделений финансируется за счет кредитов коммерческих банков, различного рода инвестиций. При этом для обеспечения гарантий инвесторам целесообразно было бы сформировать залоговый фонд за счет движимого имущества, передаваемого каждым отделением на баланс ГУП.
Для осуществления хозяйственной деятельности сельхозобъединением благодаря инвестициям будут осуществляться централизованные закупки товарных и материальных ресурсов, и соответственно должен быть установлен полный строгий контроль над каналами распределения и реализации произведённой продукции. Плюс к этому должно быть полностью отстранено в правах бывшее неплатежеспособное сельхозпредприятие распоряжаться готовой продукцией для предотвращения возможностей злоупотреблений и продажи её по демпинговым или заниженным ценам. Соответственно должны будут исключены малейшие возможности заключения прежними руководителями аграрных хозяйств сомнительных сделок, ведущих к диаметрально противоположному (обратному) тренду повышения действенности института несостоятельности (банкротства). Или, другими словами, которые могут привести к снижению платёжеспособности аграрного объединения. Предлагаемая схема финансирования деятельности позволит
сельхозобъединению избежать проблем, которые неизбежно могут иметь место при безвозмездной передаче имущества. Во-первых, будут устранены претензионные последствия налоговых органов, осуществление которых неотвратимо последовало бы за безвозмездным получением имущества и, во-вторых, исключается преднамеренное банкротство аграрного товаропроизводителя. Активы ГУП формируются за счет краткосрочной аренды переходимого имущества у тех аграрных хозяйств, на базе которых оно создано. При этом прежние сельхозпредприятия в перспективе должны будут подвергнуться процедурам банкротства, а арендуемое имущество в процессе конкурсного производства должно быть выкуплено государственным унитарным предприятием.
С целью повышения эффективности создаваемого нового аграрного объединения весьма целесообразно последовательное осуществление предлагаемых мероприятий:
- во-первых, произвести анализ финансового и экономического состояния создаваемого объединения с целью выявления и устранения непреднамеренно неправильных действий и решений, ведущих к неплатёжеспособности, определить возможности и пути его финансово-экономического оздоровления;
- во-вторых, осуществить оценку наличных оборотных средств, расчленив их на составные части (фактические и заимствованные), сравнить их с планируемыми потребностями для восстановления платёжеспособности и ведения рентабельного сельхозпроизводетва;
- в-третьих, осуществить создание и разработку бизнес-плана финансового и экономического оздоровления аграрного объединения, включающего организационный, производственный, финансовый, логистический, маркетинговый и другие основополагающие аспекты, претворить в жизнь разработанную схему товарно-денежных потоков и планомерно реализовать основные принципы давно забытого хозяйственного расчета;
- в-четвёртых, на основе разработанного ранее бизнес-плана привлечь рассчитанную и обоснованную в нём сумму кредитных и заёмных средств.
На втором этапе предусматривается создание совершенно нового предприятия в форме акционерного общества (АО). Новое АО также создаётся на базе неплатёжеспособных сельхозпредприятий административного района. Его уставный капитал складывается за счёт имущества (как движимого, так и недвижимого), передаваемого сельхозформированиями в счет оплаты за акции. У предприятий-учредителей АО остаётся имущество на сумму, равную их задолженности. На базе имущества неплатёжеспособных аграрных формирований, передаваемого во вновь образованное АО, создаются дочерние предприятия или представительства, в зависимости от складывающейся ситуации. Учреждённые предприятия (дочерние предприятия и представительства) являются вновь образованными организациями, ни как не являющимися правопреемниками других (прежних) предприятий и организаций. Руководители новых производственных подразделений осуществляют свои должностные права и обязанности по трудовому контракту, подписываемому исполнительным директором АО. Положительным моментом и весьма сильной стороной вышеобозначенной формы интеграционного объединения является то, что в законодательном плане имущество вновь созданного объединения (общества) наиболее защищено при ликвидации действующего участника - обанкротившегося сельхозпредприятия. Принадлежащие ему акции выставляются на продажу в ходе проведения одной из процедур механизма банкротства -конкурсного производства. Следовательно, заменяется только участник-акционер вновь созданного АО, а переданное ему (акционерному обществу) имущество неплатёжеспособного сельхозтоваропроизводителя из хозяйственного оборота не может быть исключено.
Весьма существенным моментом в предлагаемом механизме является обеспечение гарантий инвесторов, кредиторов и заёмщиков, которые на уровне административного района осуществляются за счет имущества, принадлежащего создаваемому АО. На сумму финансовых средств, соответствующую стоимости переданного имущества, производится эмиссия акций, которые размещаются среди предприятий-учредителей АО, пропорционально их вкладам в уставный капитал данного объединения сельхозпредприятий. После этого данным предприятиям предлагается реализовать контрольный пакет акций муниципальному органу власти, который, в свою очередь, данный орган должен передать его Комитету по управлению государственным имуществом административного района. Акции, оставшиеся у предприятий - учредителей АО, будут числиться на балансе как долгосрочные финансовые вложения. При осуществлении предлагаемого прототипа акционерного общества необходимо учесть следующие моменты:
- во-первых, осуществление расчётов за акции имуществом на сумму свыше 200 минимальных размеров оплаты труда требует проведения оценки имущества независимым оценщиком или аудитором;
- во-вторых, при осуществлении расчётов за акции недвижимым имуществом необходимо иметь в наличии технические паспорта на объекты движимого и недвижимого имущества и свидетельства их обязательной государственной регистрации права в соответствующих региональных управлениях Федеральной регистрационной службы Российской Федерации;
- в-третьих, образование АО предполагает выпуск акций, эмиссию которых необходимо в обязательном порядке зарегистрировать в соответствии с действующим Законом РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (по состоянию на декабрь 2010 года)
[3];
- в-четвёртых, особенно актуально в ракурсе вышеприведённых сомнительных операций то, что сделки по реализации ценных бумаг (акций) по демпинговым ценам или значительно ниже номинальной стоимости могут быть опротестованы и аннулированы в установленном порядке.
На третьем этапе предусматривается включение в предлагаемую аккумуляционную схему предприятий инфраструктуры и переработки и создание на этой базе структуры агропромышленного холдинга. С целью вовлечения финансовых средств инвесторов агрохолдинг выкупает у неплатёжеспособных сельхозтоваропроизводителей их имущество с оплатой финансовыми (денежными) средствами. Поглощение несостоятельных аграрных предприятий может быть осуществлено и через скупку его задолженностей с последующей их конвертацией в акции
товаропроизводителя или доли в его уставном капитале. В данном случае, если руководство несостоятельного сельхозпредприятия не захочет передать или будет всячески препятствовать передаче контрольного пакета акций (доли в уставном капитале) в обмен на его задолженность, то новый владелец - инвестор, скупивший долги, может инициировать процедуру банкротства. После чего опять же согласно закону о несостоятельности временный управляющий оформляет мировое соглашение с инвестором, при котором последний становится собственником несостоятельного сельхозпредприятия. Образованный таким образом агропромышленный холдинг будет владеть интегрированной единой организационно-управленческой структурой с сетью отделений, сформированной на базе прежних неплатёжеспособных товаропроизводителей. Приведённая организационно-управленческая структура именно с централизованной системой управления и единой расчётной службой и бухгалтерией позволит оперативно маневрировать как товарными, так и денежными потоками агропромышленного холдинга. Для успешного функционирования, предлагаемого к образованию объединения, необходимы следующие обязательные действия: во-первых, необходимо проведение процедур ликвидации неплатёжеспособных аграрных товаропроизводителей, имущество которых выкуплено холдингом; во-вторых, осуществить завершение оформления земельных долей за холдингом; и, наконец, в-третьих, продолжить дальнейшее развитие хозрасчетных отношений между структурными подразделениями внутри агропромышленного холдинга.
Как международная, так и наша российская практика показывают, что формирование агропромышленных холдингов приводит к резкому росту сельхозпроизводства и продуктов его переработки, трудовой занятости и доходов сельского населения. Подобного рода объединения гораздо более уверенно, чем другие сельхозтоваропроизводители чувствуют себя на рынке. Они в состоянии обеспечить паритет цен между аграрным сегментом и другими промышленными и обслуживающими отраслями народнохозяйственного комплекса страны.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что виды создаваемых хозяйственных объединений могут быть самыми различными. На начальном этапе это могут быть ГУПы, полностью контролируемые местными органами власти. В дальнейшем необходимо акционирование данных предприятий и привлечение в них инвестиций и, в первую очередь, частных. И здесь необходимо заметить иллюстрацию зарубежной, да и не только, практики, наглядно демонстрирующей наиболее эффективную форму функционирования вертикально интегрированных объединений, включающих предприятия от производства сельхозпродукции до самой простой и углублённой её переработки, экономико-финансово-кредитной и страховой сферы, логистики и маркетинговой деятельности и в обязательном порядке конечной стадии всей логически построенной цепочки - предприятий, организаций, фирм и компаний по оптовой и розничной продаже продукции собственного производства.
Литература
1. Закон Российской Федерации «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 83-Ф3 от 9 июля 2002 года. - "Российская газета" от 13 июля 2002 года. № 127.
2. Исрафилов Н.Т., Вуйтик КВ., Дегтярев В.Г. Методологические аспекты определения банкротства в предприятиях сельскохозяйственного сегмента АПК России//Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета,- 2011. - №23.
3. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (по состоянию на декабрь 2010 года) // "Российская газета" от 29 декабря 1995 года. № 248.