УДК 657.1:338.2 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-100-107
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ И УЧЕТ
КОРОВИНА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
БАЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Работы по восстановлению основных средств в организациях всех секторов экономики - необходимость, диктуемая уровнем их современного состояния, которое характеризуется высоким уровнем износа и экстенсивным развитием. Одним из аспектов данного вопроса является организация учета затрат, связанных с восстановлением основных средств. Цель работы - обосновать действующие на практике методики учета затрат на восстановление основных средств с помощью положений законодательных и нормативных актов. В работе приведены данные статистики о динамике степени износа основных фондов в Российской Федерации, которые привели авторов к выводу о необходимости проведения экономическими субъектами работ по восстановлению основных средств. Анализ действующего законодательства, проведенный в работе, показал, что идентификация основных терминов процесса восстановления основных средств затруднена отсутствием единого подхода к формулированию их сущностных характеристик. Рассмотрены основные аспекты учета модернизации, реконструкции и технического перевооружения посредством капитализации затрат. Обращено внимание на необходимость наличия определенного перечня документов, выступающих доказательной базой при возникновении спорных ситуаций с отнесением работ к ремонту или модернизации, реконструкции. Проведено сравнение правил ведения бухгалтерского и налогового учета модернизированных объектов с непере-смотренным сроком полезного использования, и сделан вывод об отсутствии необходимости введения в практику учета данных объектов ПБУ 18/02 «Учет налога на прибыль». Установлено определение ремонта в действующем законодательстве. Охарактеризованы варианты ведения учета затрат на ремонт, обоснованные положениями действующего законодательства. Доказано, что резервирование средств на ремонт основных средств противоречит законодательным требованиям. Высказано предположение о возможности использования счета 97 «Расходы будущих периодов» для равномерного отражения затрат на ремонт основных средств в составе себестоимости продукции, работ, услуг. В заключении исследования, проведенного в работе, высказано предположение о влиянии учетного аспекта работ по восстановлению основных средств на положение экономического субъекта в нестабильной экономической ситуации.
Ключевые слова восстановление основных средств, ремонт, модернизация, реконструкция, учетное обеспечение
Основные средства составляют значительную часть активов экономического субъекта, оказывая тем самым значительное влияние на оценку его имущественного, финансового состояния, экономического и производственного потенциала, инвестиционной привлекательности. От состояния и технического развития основных средств зависит объем выпуска продукции, ее качество и, как результат, размер выручки и себестоимости. Следовательно, основные средства оказывают влияние и на величину финансового результата деятельности экономического субъекта.
От состояния и технического развития основных средств зависит также производительность
труда, определяющая эффективность производства предприятия.
Таким образом, основные средства, по-прежнему, являются одним из основных факторов производства, несмотря на появление новых -информации, человеческого (интеллектуального) капитала.
Современный этап развития рыночной экономики, ужесточение воздействия конкуренции на нее на всех уровнях и происходящее ускорение научно-технического прогресса актуализируют рост роли основных средств в развитии национальной экономики.
Одной из проблем использования основных средств является их моральное и физическое старение, особенно это относится к их активной части.
Статистические данные подтверждают тезис о старении основных фондов как на уровне национальной экономики, так и регионов (табл. 1).
Таблица 1
Степень износа основных фондов Российской Федерации за 2010-2016 гг., % [1]
Годы Всего основных фондов Машины и оборудование
2010 47,1 53,4
2011 47,9 54,1
2012 47,7 54,1
2013 48,2 54,6
2014 49,4 56,3
2015 47,7 57,6
2016 48,7 _ *
* Статистические данные отсутствуют
Как видно из таблицы, степень износа основных фондов в российской экономике варьируется в интервале от 47,1 % до 48,7 %, а по активной части превышает 50 % и имеет тенденцию роста. По экспертным оценкам степень износа основных фондов, достигшая 50 %, является нежелательной и препятствующей продвижению экономики по пути повышения конкурентоспособности.
Так как состояние основных фондов, используемых российскими предприятиями, достигло критической величины, вопрос их восстановления стоит очень остро. К тому же ситуация осложняется тем, что коэффициенты обновления и выбытия на отечественных предприятиях низкие. Одним из моментов, способных повлиять на происходящие процессы старения материально-технической базы экономики, является повышение качества, оперативности и полноты получения учетной информации.
Рационально построенный учет основных средств создает возможность для обеспечения режима экономии, сокращения и ликвидации непроизводительных расходов.
И в научном сообществе, и среди законодателей существует единая позиция в отношении меро-
приятий по восстановлению основных средств - это ремонт, модернизация и реконструкция.
В Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) для описания работ по восстановлению основных средств выделен самостоятельный раздел, что подчеркивает их важность не только для хозяйствующего субъекта, но и для экономики в целом. Статья 25 раздела 4 ПБУ 6/01 гласит: «Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции» [2].
В учебнике под редакцией видного российского экономиста-бухгалтера Я. В. Соколова также отмечается: «В зависимости от того, как меняются технико-эксплуатационные характеристики и сущность объекта основных средств, различают следующие варианты восстановления - реконструкцию, модернизацию и ремонт» [3].
Определений элементов восстановительных работ действующее бухгалтерское законодательство не содержит. Но они представлены в Налоговом Кодексе Российской Федерации (ст. 257 НК РФ) (табл. 2).
Таблица 2
Налоговый подход к содержанию понятий «реконструкция», «модернизация» [4]
Статья НК РФ Вид работ по восстановлению основных средств Содержание
257 Реконструкция переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции
Модернизация работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими качествами.
Техническое перевооружение комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным
К N. KOROVINA, E. A. BAEVA
Исходя из представленных определений, к реконструкции и модернизации относятся работы, улучшающие нормативные показатели функционирующих основных средств.
Аналогичное содержание термина «реконструкция» заложено Градостроительным Кодексом РФ в статье 1. В этом документе различается реконструкция объектов капитального строительства и линейных объектов.
Так, под реконструкцией объектов капитального строительства Кодекс понимает «изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов» [5].
Реконструкция линейных объектов - это «изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов» [5].
В Градостроительном кодексе находим также определения объектов капитального строительства и линейных объектов.
Объектом капитального строительства являются «здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек» [5].
Линейные объекты - это «линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения».
Модернизация, как термин, Градостроительным кодексом не определяется.
Налоговый Кодекс РФ (не Градостроительный!) добавляет еще один элемент восстановления основных средств - это их техническое перевооружение. Определение технического перевооружения можно найти и в Постановлении Госстроя РФ от 05.03.2004 г. № 15/1.
Проводимые научные исследования показывают, что в современной экономической литерату-
ре происходит смешение терминов «модернизация» и «техническое перевооружение». Также высказываются мнения, что «говорить о модернизации можно в рамках страны в целом, региона, а в рамках конкретного предприятия пользоваться термином «техническое перевооружение»» [6].
На наш взгляд, наиболее точно определение «технического перевооружения» представлено в Стандарте Научно-производственного консорциума РЕСУРС СТО 22-06-04, как массовая замена технологического оборудования с целью резкого увеличения или изменения характера выпускаемой продукции, в том числе с частичной реконструкцией существующих зданий и сооружений, обусловленная габаритами или условиями работы устанавливаемого оборудования [7].
В связи с этим техническое перевооружение можно считать частью модернизационных мероприятий.
Отличие технического перевооружения от реконструкции состоит в том, что при реконструкции меняются объемно-планировочные решения здания, а при техническом перевооружении только меняется оборудование (письмо МФ СССР от 29 мая 1984 г. № 80 (БП 97-5)) (в ред. Письма Минфина СССР от 11 февраля 1986 г. № 30).
К сожалению, НК РФ не устанавливает сущность ремонтных работ. Но, руководствуясь положением п. 1 ст.11 НК РФ о возможности использования терминологии «гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации ... в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства», обратимся к пункту 16 письма Госкомстата России от 09.04.01 № МС-1-23/1480, в котором «под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего, капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию стоимости основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования» [8].
В статье 1 Градостроительного Кодекса также приведено определение капитального ремонта как «изменения параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов» [5].
Рассмотренные нами терминологические особенности отдельных видов восстановительных работ по основным средствам показывают, что пер-
вой проблемой экономического субъекта, принявшего решение о проведении восстановления основных средств, является их идентификация в качестве ремонта, модернизации, реконструкции, технического перевооружения. А это, в свою очередь, отразится на записях в бухгалтерском и налоговом учете.
При выборе варианта ведения учета восстановительных работ следует руководствоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в статье 26 которого указывается, что «затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств» [2].
Из документа следует, что ремонтные работы следует учитывать как затраты отчетного периода на счетах третьего раздела Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, а остальные работы на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с последующим отнесением на увеличение первоначальной стоимости восстанавливаемого объекта, т. е. на счет 01 «Основные средства».
Практика показывает, что из-за отсутствия четкости в классификации работ, относимых на ремонт, модернизацию, реконструкцию, стороны, выполняющие восстановительные работы основных средств, оценивают их самостоятельно. Поэтому у одной организации они могут рассматриваться как ремонт, а у другой - как реконструкция или модернизация. Выбор, в данном случае, будет зависеть от целей, преследуемых организацией. Если целью является снижение налогооблагаемой прибыли и, как следствие, налога на прибыль, то выбирают ремонт, затраты на него списываются единовременно и уменьшают налогооблагаемую прибыль. В случае с реконструкцией и модернизацией также произойдет снижение налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль, но этот процесс будет «растянут» во времени, т. е. списание затрат будет происходить через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования объекта.
Возникающие споры по данному вопросу решаются в судебном порядке. Для доказательства своей позиции у организации должны быть надлежаще оформленные документы.
Так, при проведении ремонта хозяйственным способом необходимы следующие документы: приказ руководителя, дефектная ведомость, план и график ремонтных работ, смета расходов на ремонт, накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств, лимитно-заборные карты или требования-накладные на стоимость израсходованных материалов, расчетно-платежные ведомости и табели учета рабочего времени, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов, инвентарная карточка с записью о ремонте.
Если ремонтные работы выполняются подрядчиком, то перечень необходимых документов для подтверждения произведенных затрат намного короче: приказ руководителя, дефектная ведомость, договор на выполнение ремонтных работ, акт приема-передачи объекта основных средств, акт о приеме-сдаче отремонтированного объекта основных средств (2 экземпляра), инвентарная карточка.
Рассмотрим основные моменты организации учета восстановления основных средств.
Как мы уже отметили, затраты на реконструкцию и модернизацию учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Методические указания по учету основных средств (п.40) предписывают в случае увеличения первоначальной стоимости объекта основных средств после проведения указанных работ корректировать сведения в его инвентарной карточке. Если корректировку в инвентарной карточке отразить невозможно, открывают новую карточку, в которой отражают стоимость объекта после реконструкции или модернизации.
НК РФ и ПБУ 6/01 устанавливают, что если объект основных средств находится на реконструкции, модернизации более 12 месяцев, то начисление по нему амортизационных отчислений прекращается, даже если этот объект используется в целях извлечения экономической выгоды.
ПБУ 6/01 устанавливает также возможность изменения срока полезного использования объекта без каких-либо ограничений. В то время как НК РФ устанавливает такое ограничение - не более срока, установленного для амортизационной группы, к которой относится реконструированный или модернизированный объект. Необходимо обратить внимание на то, что данное ограничение не обязанность субъекта, а его право.
Если в результате реконструкции, модернизации срок полезного использования не изменяется, то в налоговом учете учитывается оставшийся срок полезного использования объекта и применяется норма амортизации, установленная при вводе в
К. N. KOROVINA, Е. А. BAEVA
эксплуатацию (ст.258 НК РФ). Но в этом случае стоимость объекта не будет полностью самортизирована, так как первоначальная стоимость увеличилась на сумму затрат по реконструкции, модернизации, а норма амортизации и срок полезного использования остались прежними. Эту ситуацию разъясняет письмо МФ РФ от 29.03.2010 г. № 0303-06/1/202, в котором предлагается продолжать начисление амортизации до полного погашения восстановленной стоимости. Но данный документ вступает в противоречие со ст. 258 НК РФ. Выходом из него может быть расчет амортизационных отчислений от остаточной стоимости.
Таким образом, напрашивается вывод о различиях в бухгалтерском и налоговом учете модернизированных объектов с непересмотренным сроком полезного использования и, в этой связи, в экономических литературных источниках встречаются предложения по введению ПБУ 18/02 «Учет налога на прибыль».
По мнению авторов, такой необходимости нет, так как и в ПБУ 6/01, и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету, и в НК РФ подход к определению срока полезного использования аналогичен.
В целях налогового учета в соответствии с п.1.1 ст. 259 НК РФ организация имеет право после окончания работ по модернизации, техническому перевооружению на амортизационную премию, т. е. единовременно списать 10 % от суммы произведенных затрат.
Следует также помнить, что в налоговом учете к основным средствам относятся объекты стоимостью менее 100 тыс. руб., поэтому если модернизации подвергается такой объект, то затраты списываются на прочие расходы.
Так как законодательные акты по бухгалтерскому учету не содержат подробные нормы по дальнейшему ведению учета модернизированных, реконструированных объектов, то на них, по нашему мнению, распространяются все положения ПБУ 6/01, что должно найти отражение в учетной политике организации.
Еще одним аспектом учета модернизированных и реконструированных объектов является проведение работ восстановительного характера по объектам основных средств с закончившимся сроком использования. Законодательство не содержит прямых указаний по поводу данной ситуации, но с учетом ст. 3 НК РФ организация может самостоятельно принять решение в отношении срока полезного использования такого объекта основных средств - установить его как в случае поступления нового объекта с первоначальной стои-
мостью, равной сумме затрат на модернизацию, реконструкцию.
Далее рассмотрим существующий порядок учета затрат на ремонт основных средств.
Методические указания по учету основных средств предписывают: «затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат» [9].
В налоговом учете затраты на ремонт списывают как прочие расходы в фактическом размере в периоде их осуществления. В целях равномерного отражения расходов на ремонт предусматривается создание резерва. Размер резерва рассчитывается исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений, установленного организацией, и величина которого должна отражаться в учетной политике. НК РФ устанавливает предельную величину резерва - не более средней величины расходов на ремонт за три предшествующих года. Превышение фактических затрат суммы созданного резерва относиться на прочие расходы, в противном случае - на прочие доходы.
Как мы установили выше, ремонт бывает текущий, средний и капитальный.
Текущий ремонт - это систематический ремонт, проводимый в профилактических целях с периодичностью до одного года (квартал, полугодие). Данный вид ремонта называют также предупредительным.
Средний ремонт имеет периодичность один год, но предполагает замену отдельных частей объекта основных средств в соответствии с нормативно-технической документацией.
Определение капитального ремонта было приведено выше.
Учитывая требования бухгалтерского законодательства, мы считаем, что возможны два способа отражения в учете затрат на любой вид ремонта:
- если у организации для проведения ремонтных работ создано самостоятельное структурное подразделение, ремонтные затраты отражаются на счете 23 «Вспомогательное производство»;
- если организация не создала для проведения ремонтных работ самостоятельное структурное подразделение, то ремонтные затраты отражаются на счетах затрат на производство (20, 23, 25, 26, 29) в зависимости от местонахождения ремонтируемого объекта.
Способ отражения затрат на ремонт должен найти отражение в учетной политике организации.
Несмотря на вполне определенные и ясные положения бухгалтерского законодательства по
отражению затрат на ремонт основных средств, в учебных пособиях и научных статьях продолжают предлагать другие варианты учета - с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» и путем создания резерва на ремонт основных средств.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» и Методические указания по учету основных средств не содержат пункты, раскрывающие подходы к формированию резерва на ремонт основных средств. В бухгалтерском учете разрешено создание некоторых резервов как оценочных в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) - на гарантийный ремонт, на отпуск. Но резерв на ремонт основных средств не соответствует критериям признания оценочного обязательства, так как обязательств перед третьими лицами по проведению ремонта у организации не возникает. Все это говорит о неправомерности создания резерва на ремонт основных средств как варианта учета затрат на ремонт.
Что касается варианта учета затрат на ремонт с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов», то следует обратиться к Приказу Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н, внесшем изменения в Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Пункт 65 Положения устанавливает, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Поэтому если возникает какой-то объект, способный принести организации будущую экономическую выгоду, то расход не должен признаваться единовременно в полной сумме, а имеет смысл использовать счет 97 «Расходы будущих периодов». На предприятии использование счета 97 должно быть закреплено в учетной политике.
Отличные от российских правила учета затрат на ремонт содержатся в международных стандартах финансовой отчетности, признанным на территории Российской Федерации.
Согласно требованиям МСФО (IAS) 16, при выполнении каждого масштабного технического осмотра связанные с ним затраты признаются в балансовой стоимости объекта основных средств (ОС) в качестве замены при условии соблюдения критериев признания. При этом любая оставшаяся в балансовой стоимости сумма затрат на проведе-
ние предыдущего технического осмотра подлежит прекращению признания (то есть списывается с учета). Таким образом МСФО предполагают возможность капитализации затрат на ремонт при значительных его размерах, что противоречит требованиям российских стандартов бухгалтерского учета.
Резюмируя все вышеизложенное, можно утверждать, что в нестабильных финансовых условиях, вызванных кризисными явлениями в экономике, затраты на восстановление основных средств, своевременность их проведения и рациональность в выборе вариантов учета могут оказать существенное влияние на положение экономического субъекта.
Литература
1. Степень износа основных фондов крупных и средних коммерческих организаций на конец года ЕМИСС.: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40486.-do#
2. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»: федер. закон от 03.03.2001 г. № 26н. (ПБУ 6/01). URL: //http://www.-consul-tant.ru
3. Бочкарева И. И., Быков В. А. [и др.] Бухгалтерский учет / под ред. Я. В. Соколова. М.: Проспект, 2008.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. 2): федер. закон от 05.08.2000 № 117ФЗ. URL: http:-//www.consultant.ru
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru
6. Джазовская И. Н., Хохлова И. Г. Терминологические и методологические проблемы разработки стратегии технического перевооружения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 3 (15). С. 142-152.
7. Стандарт Научно-производственного Консорциума РЕСУРС СТО 22-06-04. Комплекс: Ресурс конструкций промышленных зданий и сооружений. Эксплуатация стальных конструкций промышленных зданий. Термины. Технические понятия. Вып. 1. М., 2004. URL: http ://base1.go stedu. ru/47/473 54/#i3324383.
8. О применении форм федерального государственного статистического наблюдения №№ 11 и 11 (краткая): письмо Госкомстата России от 09.04.01 № МС-1-23/1480. URL: http://www.consultant.ru
9. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010). URL: http://www.consultant.ru
References
1. Stepen' iznosa osnovnykh fondov krupnykh i srednikh kommercheskikh organizatsij na konets goda EMISS. [Degree of wear of fixed assets of the large and aver-
L. N. KOROVINA, E. A. BAEVA
age commercial organizations in the end of the year of UISIS]: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40486.-do#
2. Ob utverzhdenii polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Uchet osnovnykh sredstv»: feder. zakon ot 03.03.2001 g. № 26n. (PBU 6/01) [About the adoption of the accounting regulation «Accounting of Fixed Assets»: federal law on 03.03.2001 № 26n. (RAS 6/01)]. URL: //http://www.-consultant.ru
3. Bochkareva I. I., Bykov V. A. [i dr.] Bukhgalterskij uchet [Accounting] / pod red. Ya. V. Sokolova. M.: Prospekt, 2008.
4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii (Ch. 2): feder. zakon ot 05.08.2000 № 117FZ [Tax Code of the Russian Federation (P. 2): federal law on 05.08.2000 № 117 FL]. URL: http:-//www.consultant.ru
5. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2004 g. № 190-FZ [Town-planning code of the Russian Federation: federal law on December 29, 2004 № 190-FL]. URL: http://www.consultant.ru
6. Dzhazovskaya I. N., Khokhlova I. G. Terminologicheskiye i metodologicheskiye problemy razrabotki strategii tekhnicheskogo perevooruzheniya [Terminological and methodological problems of development of strategy of modernization] // Izvestiya vysshikh uchebnykh
zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2010. № 3 (15). S. 142-152.
7. Standart Nauchno-proizvodstvennogo Konsortsiuma RESURS STO 22-06-04. Kompleks: Resurs konstruktsij promyshlennykh zdanij i sooruzhenij. Ekspluatatsiya stal'nykh konstruktsij promyshlennykh zdanij. Terminy. Tekhnicheskiye ponyatiya [Standard of the Research and production Consortium RESOURCE CTA 22-06-04. Complex: Resource of designs of plant buildings and constructions. Operation of steel structures of plant buildings. Terms. Technical concepts]. Vyp. 1. M., 2004. URL: http://base1.goste-du.ru/47/47354/#i33243 83
8. O primenenii form federal'nogo gosudarstvennogo statisticheskogo nablyudeniya №№ 11 i 11 (kratkaya): pis'mo Goskomstata Rossii ot 09.04.01 № MS-1-23/1480 [About application of forms of federal state statistical observation №№ 11 and 11 (short): letter of Goskomstat of Russia on 09.04.01 № MC-1-23/1480]. URL: http://www.consultant.ru
9. Ob utverzhdenii Metodicheskikh ukazanij po bukhgalterskomu uchetu osnovnykh sredstv: prikaz Minfina RF ot 13.10.2003 N 91n (red. ot 24.12.2010) [About the statement of the Study guide on accounting of fixed assets: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation on 13.10.2003 № 91n (edition of 24.12.2010)]. URL: http://www.consultant.ru
* * *
RESTORATION OF FIXED ASSETS: IDENTIFICATION AND ACCOUNT
KOROVINA LARISA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
BAEVA ELENA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Works on restoration of fixed assets in the organizations of all sectors of economy are the need dictated by the level of their current state which the high level of wear and extensive development characterizes. One of aspects of the matter is the organization of the accounting of the expenses connected with restoration of fixed assets. The work purpose - to prove the techniques of the accounting of costs of restoration of fixed assets operating in practice by means of legislative provisions and regulations. In the article authors gave statistical data about dynamics of degree of wear of fixed assets in the Russian Federation which led authors to a conclusion about need of carrying out by economic subjects of works on restoration of fixed assets. The analysis of the current legislation carried out in article showed that identification of the main terms of process of restoration of fixed assets is complex by lack of uniform approach to a formulation of their intrinsic characteristics. Authors considered the main aspects of the accounting of modernization, reconstruction and modernization by means of capitalization of expenses, paid the attention to need of existence of a certain list of the documents acting as evidential base at emergence of disputable situations with reference of works to repair or modernization, reconstruction, made comparison of rules of conducting accounting and tax accounting of the modernized objects with not reconsidered useful service and made the conclusion on lack of need of introduction to practice of the accounting of these objects of RAS 18/02 «The accounting of the profits tax», established definition of repair in the current legislation, characterized the options of maintaining the accounting of costs of repair proved by provisions of the current legislation, proved that reservation of funds for repair of fixed assets contradicts legislative requirements, suggested about a possibility of use of account 97 «Expenses of future periods» for uniform reflection of costs of repair of fixed assets as a part of product cost, works, services. In the conclusion of the research made in articfle authors suggested about influence of registration aspect of works on restoration of fixed assets on the provision of an economic subject in an unstable economic situation.
^ ^ ^ -> SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
T. 12, № 3, 2017
Key words: restoration of fixed assets, repair, modernization, reconstruction, registration providing
Об авторах:
Коровина Лариса Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налоговый контроль» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Баева Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налоговый контроль» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
About the authors:
Korovina Larisa Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Accounting and Tax Control Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
Baeva Elena Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Accounting and Tax Control Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
L. N. KOROVINA, E. A. BAEVA