Научная статья на тему 'Воссоединенный кодекс РНБ. Греч. 89 / Sinait. Gr. 578'

Воссоединенный кодекс РНБ. Греч. 89 / Sinait. Gr. 578 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ / СЛУЖЕБНЫЕ МИНЕИ / ГРЕЧЕСКИЕ РУКОПИСИ РНБ / МОНАСТЫРЬ СВ. ЕКАТЕРИНЫ НА СИНАЕ / ST. CATHERINE’S MONASTERY ON THE SINAI / BYZANTINE HYMNOGRAPHY / OFFICE MENAEA / GREEK MANUSCRIPTS IN THE NATIONAL LIBRARY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифорова Александра Юрьевна

В статье устанавливается принадлежность греческой служебной Минеи РНБ. Греч. 89 (1–10 декабря) к рукописи из монастыря св. Екатерины на Синае Sinait.Gr.578 (10–31 декабря). Это позволяет сузить датировку петербургского фрагмента, который ранее исследователи относили к IX–XI вв. Минея входит в состав подаренного неким Пахомием Синайскому монастырю годового комплекта, созданного не раньше X в. (к этому времени относятся памяти прп. Лампада Иринопольского и прп. Фомы Малеина) и до 1048–1049 гг., когда четыре тома Минеи разбили на двенадцать и переплели, о чем сделавшие это Фотий (Филофей) маноелит из Иерусалима и Николай аскепаст из Калабрии оставили запись. Возникший в период большой вариативности состава списков Миней комплект отражает константинопольскую традицию, отличается энциклопедичностью в отношении месяцеслова, особым вниманием к новым святым – IX и X вв. Минеи комплекта иллюстрируют, на какой основе в X в. в богослужении христианского Востока происходил переход от Тропология к Минее. Пересмотрена принадлежность листа РНБ. Греч. 350: он отнесен не к Sinait. Gr. 595, как считалось прежде, а к Sinait. Gr. 610 данного комплекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Greek manuscripts in the National Library of Russiaand in the St. Catherine’s Monastery on the Sinai

Office Menaion for December RNB. Gr. 89 was brought to the Imperial Public Library by Constantin von Tischendorf in 1859 from his expedition to the Christian East. It attracted attention of the scholars (A. A. Papadopoulo-Kerameus, E. E. Granstrem, E. N. Dobrinina etc.) because of its extraordinary and archaic content and was differently dated from 9thc. till 11thc. inclusive. In this article RNB. Gr. 89 (1–10 of December) is established as a part of the manuscript from the Library of St. Catherine’s Monastery Sinait. Gr. 578 (10–31 of December). This Menaion belongs to the set of the liturgical Menaеa for the annual circle (September– Sinait. Gr. 579, October–Sinait. Gr. 563, November–Sinait. Gr. 570,January–Sinait. Gr. 595, March–Sinait. Gr. 610, April–Sinait. Gr. 614, July–Sinait. Gr. 624, August–Sinait. Gr. 631), dating from the turn of the millenium and donated to the Monastery on the Sinai by a certain Pachomius. In 1048/49 the set was broken up into twelve volumes, one for each month, and these volumes were bound by Photius/Philotheus Manoelites from Jerusalem and Nikolaos Askepastos from Calabria, whο left the note. So, this set of Byzantine Menaea appeared not earlier than 10thc. (when St.Lampados of Eirinopolis and St.Thomas of Malea lived) and not later than 1048/1049 (when the Menaea were bound). The calendar of RNB. Gr. 89/Sinait. Gr. 578 reflects the tradition of the Constantinople and differs from the other Menaea of 10th–12thcc. by its encyclopaedic content and principal concern to the new saints of 9thc. and 10thc. This set of the Byzantine office Menaea illustrates the base for the conversion from the Tropologion to the Menaion in the liturgy on the Christian East in 10thc. Also RNB. Gr. 350 is defined as part of Sinait. Gr. 610 (not Sinait. Gr. 595, as considered before).

Текст научной работы на тему «Воссоединенный кодекс РНБ. Греч. 89 / Sinait. Gr. 578»

ВОССОЕДИНЕННЫЙ КОДЕКС РНБ. ГРЕЧ. 89 / SINAIT. GR. 578

Резюме: В статье устанавливается принадлежность греческой служебной Минеи РНБ. Греч. 89 (1-10 декабря) к рукописи из монастыря св. Екатерины на Синае Sinait.Gr.578 (10-31 декабря). Это позволяет сузить датировку петербургского фрагмента, который ранее исследователи относили к IX-XI вв. Минея входит в состав подаренного неким Пахомием Синайскому монастырю годового комплекта, созданного не раньше X в. (к этому времени относятся памяти прп. Лампада Иринопольского и прп. Фомы Малеина) и до 1048-1049 гг., когда четыре тома Минеи разбили на двенадцать и переплели, о чем сделавшие это Фотий (Филофей) маноелит из Иерусалима и Николай аске-паст из Калабрии оставили запись. Возникший в период большой вариативности состава списков Миней комплект отражает константинопольскую традицию, отличается энциклопедичностью в отношении месяцеслова, особым вниманием к новым святым - IX и X вв. Минеи комплекта иллюстрируют, на какой основе в X в. в богослужении христианского Востока происходил переход от Тропология к Минее. Пересмотрена принадлежность листа РНБ. Греч. 350: он отнесен не к Sinait. Gr. 595, как считалось прежде, а к Sinait. Gr. 610 данного комплекта.

Ключевые слова: Византийская гимнография, служебные Минеи, греческие рукописи РНБ, монастырь св. Екатерины на Синае; Byzantine hymnography, office Menaea, Greek manuscripts in the National Library of Russia, St. Catherine’s Monastery on the Sinai.

1. Введение

Необычная по составу и архаичная по типологии греческая служебная Минея в собрании Российской Национальной библиотеки (илл. 1) была доставлена Константином Тишендорфом в 1859 г. из осуществленной на средства русского правительства поездки на Восток1. Рукопись имеет хорошую палеогра-

1 По указанию В. Н. Бенешевича (РНБ. Греч. 893: 24-26; также -Мигак 1864: 51). В Отчете ИПБ за 1859 г. упоминается коллекция греческих рукописей, приобретенная профессором К. Тишендорфом во время путешествия по Востоку и остающаяся не разобранною из-за его временного отъезда в Лейпциг (Архив ГПБ 1859 г. № 50. С. 8). В

фическую и текстологическую сохранность. Размер кодекса: 26, 2-19, 5; 18, 0-14, 5. Тонкий пергамен покрыт литургическим минускулом в одну колонку, на листе по 30 строк. Заставка на первом листе выполнена в «stile blu» (Добрынина 2011: 27-32).

Илл. 1. РНБ. Греч. 89. Л. 1. Рубеж X -XI вв.

Первым на фрагмент декабрьской Минеи обратил внимание А. А. Пападопуло-Керамевс (ПагсабогсоиАои-Кера^е^ 1901: 38-41). Он же издал в журнале «ЕккАпототкр аА^0£1а» несколько не публиковавшихся ранее песнопений (вторые песни канонов Зачатию, 9 декабря, мчч. Мине, Ермогену, Евграфу, 10 декабря, тропари канона прп. Патапию и стихиры св. Мосхиану,

8 декабря), датировал кодекс началом XI в.2. Позднее предлагались другие датировки рукописи: Е. Э. Гранстрем относила ее к

описании привезенных кодексов (Notitia 1S60: б4) под № 1S значится: «folia membr. 52, variorum codicum saeculi lO, ll et sequentium fragmen-ta minora». Благодарю сотрудников РНБ И. Н. Лебедеву и Ж. Л. Лев-шину за эту справку.

2 Датировка А. А. Пападопуло-Керамевса основана на том, что память апостолов Сосфения, Апполоса, Кифа, Тихика, Епафродисия, Кесария и прп. Патапия была перенесена с 9 на S декабря только в начале XI в.

IX в., В. Н. Бенешевич - к X в. (Гранстрем 1959: 240), Э. Н. Добрынина - к третьей четверти X в. (Добрынина 2011: 313). Весьма вероятным исследователи считали константинопольское происхождение кодекса4. Ниже я расскажу о находке, проливающей свет на рукопись, ее локализацию, особенности состава.

2. Синайская находка: воссоединение кодекса РНБ. Греч. 89 / Sinait. Gr. 578

Илл. 2, 3. РНБ. Греч. 89. Л. 33 об. Sinait. Gr.578. Л. 1. Рубеж X -XI вв.

Архиепископ Сергий (Спасский) характеризовал Минею РНБ. Греч. 89 как представляющую «большие разности в отношении к Минеям современным» (ПМВ. Т. 1. С. 200). На самом деле не только к современным, но и к древним. В чем заключа-

3 Минею «следует рассматривать как образец ранней стадии «stile blu» и датировать третьей четвертью X в.».

4 По мнению А. А. Пападопуло-Керамевса, рукопись происходила из одной из константинопольских обителей, где покоились мощи апостолов Сосфения, Апполоса, Кифа и др. (Папа5опоиЛои-К£ра^.£шд 1901: 39). В машинописном указателе Е.Э. Гранстрем отмечает возможную связь кодекса со Студийским монастырем, однако, в печатном каталоге говорит более осторожно, что «установить происхождение рукописи не удалось» (Гранстрем 1959: 240).

ются эти «разности»? Во-первых, в Минее содержатся памяти редкие (вмч. Адавкта, 1 декабря, мчч. Индиса и Домны, 3 декабря, ап. Онисифора, 10 декабря) и уникальные (мц. Симферусы, 7 декабря, прп. Мосхиана, 8 декабря). А во-вторых, на многие дни здесь приходится по несколько памятей и гимнография к ним (напр., 8 декабря отмечены памяти апп. Сосфения, Аппо-лоса, Кифа, Тихика, Епафродисия, Кесария, прп. Патапия, прп. Мосхиана). Такая насыщенность календаря необычна для Миней X-XII вв. В первую очередь она, при очевидном палеографическом сходстве рукописей, натолкнула меня во время работы с синайской коллекцией на мысль о принадлежности петербургского фрагмента РНБ. Греч. 89 (1-10 декабря) к Минее Sinait. Gr. 578 (10-31 декабря, Kamil 1970: 94). Действительно: кодекс продолжается на том самом месте, на середине шестой песни канона ап. Онисифору (10 декабря), где обрывается РНБ. Греч. 89 (илл. 2, 3). Таким образом, содержание декабрьской Минеи восстанавливается следующим образом:

1. Прор. Наума ($VII в. до Р. Х.); вмч. Адавкта. 2. Прор. Аввакума ($VII в. до Р.Х.). 3. Прор. Софонии ($VII в. до Р.Х.); мчч. Индиса и Домны в Никомидии (ф302 г.)5. 4. Мч. Варвары (фок. 306 г.); прп. Иоанна Дамаскина (фдо 754 г.). 5. Отца нашего Саввы Освященного (ф532 г.). 6. Прп. отца нашего Николая, епископа Мир Ликийских (фок. 345 г.). 7. Прп. отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского (ф397 г.); мц. Симферусы. 8. Апп. Сосфения, Апполоса, Кифа, Тихика, Епафродисия, Кесария (£I в.); прп. Патапия в Константинополе (£VII в.); прп. Мосхиана. 9. Зачатие св. Анны. 10. Вмч. Мины, Ермогена, Евграфа в Александрии (фок. 313 г.); ап. Онисифора (£I в.). 11. Прп. Даниила Столпника (фок.490 г.). 12. Прп. Спиридона Тримифунтского (фок. 348 г.). 13. Мчч. Евстратия и иже с ним в Севастии Армянской (ф284-305 гг.); мц. Лукии Сиракузской (ф304 г.). 14. Мч. Фирса, Левкия и иже с ними в Вифинии (ф249-251 гг.). 15. Мч. Елефверия и иже с ним в Риме (ф117-138 гг., при императоре Адриане). 16. Прор. Аггея ^VI в. до Р.Х.); мч. Марина в Риме (ф217-218 гг); прпмч. Вакха Нового в Палестине (ф788 г.). 17. Прор. Даниила (ф600 г. до Р.Х.); мчч. Евстафия диакона, Анатолия, Феспесия (фпри Максимиане). 18. Трех

5 В этот день празднуются по ТВЦ, основной праздник - 28 декабря (Лосева 2001: 216).

Отроков - Анании, Азарии, Михаила ^6QQ г. до Р.Х.); мч. Севастиана в Риме (фок. 2S7 г.); мц. Софии. 19. Мч. Афинодора из Месопотамии Сирской (ок. 3Q4 г.); мчч. Прова, Илии, Ариса (3QS г.); мч. Вонифатия Тарсийского (29Q г.). 2Q. Предпразд-нство Рождества Христова; сщмч. Игнатия Богоносца (фШ7 г.); прп. Равулы Едесского (ф43б г.)6. 21. Предпразднство Рождества Христова; мц. Иулиании Никомидийской ^3Q4 г.). 22. Предпразднство Рождества Христова; мц. Анастасии Узорешитель-ницы (фок. 3Q4 г.). 23. Предпразднство Рождества Христова; критских десяти мчч. (ф249-251 гг.). 24. Предпразднство Рождества Христова; мц. Евгении Девы (фок. 262 г.). 25. Рождество Христова. 26. Попразднство Рождества Христова; прп. Евфи-мия, митрополита Сардского (фок. S4Q г.). 27. Попразднство Рождества Христова; первомч. Стефана (фЗ4 г.); прп. Феодора Начертанного, пресвитера, и брата Феофана, в Апамее Вифин-ской (фок. S4Q г.). 2S. Попразднство Рождества Христова; нико-мидийских двух тысяч мчч. ^3Q2 г.); прп. Стефана Чудотворца; Феодора, патриарха Константинопольского ^6S7 г.). 29. По-празднство Рождества Христова; свв. вифлиемских младенцев (ф! в.); прп. Маркелла, игумена обители Неусыпающих в Константинополе ^4S5 г.). 3Q. Попразднство Рождества Христова; мц. Анисии Солунской ^2S5-3Q5 гг.). 31. Попразднство Рождества Христова; прп. Зотика, сиропитателя Константинопольского (фсер. IV в.); прп. Мелании Римлянки (ф439 г.).

В собрании библиотеки монастыря св. Екатерины на Синае хранится и годовой комплект, к которому принадлежит рассматриваемая нами декабрьская Минея РНБ. Греч. S9ISinait. Gr. 57S: сентябрь (Sinait. Gr. 579), октябрь (Sinait. Gr. 563), ноябрь (Sinait. Gr. 57Q), декабрь (Sinait. Gr. 57S), январь (Sinait. Gr. 595), март (Sinait. Gr. 61Q), апрель (Sinait. Gr. 614), июль (Sinait. Gr. 624), август (Sinait. Gr. 631). Тома на май, февраль, июнь пока не обнаружены. Лист в собрании РНБ под номером 35Q относится не к январской Минее Sinait. Gr. 595, как считали В. Н. Бенеше-вич (РНБ. Греч. S93: 129)7 и Е. Э. Гранстрем (Гранстрем 1961:

6 Другие даты празднования - 7, 16 августа (ПМВ. Т. II. С. 239, 249).

7 Здесь под № 159 указана январская Минея Sinait.Gr.595, находящаяся «в кельях архиепископа», и отмечено, что лист из нее хранится в Императорской Публичной Библиотеке под №350 в собрании епископа Порфирия (Успенского).

2Q2), а к мартовской Sinait. Gr. 61Q, и содержит отрывок из канона сщмч. Феодоту, епископу Киренскому (2 марта).

Годовой комплект Миней (греч. ТрогсоЛоуюу, Husmann 1971: 29-31)S из четырех книг (каждая по три месяца) был создан на рубеже X-XI вв. тремя писцами (Harlfinger, Reinsch, Sonderkamp 19S3: 26-2S, 63). Труд между ними был распределен следующим образом: первый писец работал над осенними месяцами (Sinait. Gr. 579, Sinait. Gr. 563 и Sinait. Gr. 57Q); второй

- над зимними (Sinait. Gr. 57S, Sinait. Gr. 595 и февралем; в отличие от других он в начале каждого месяца рисовал красочную заставку); третий - над оставшимся полугодием (Sinait. Gr. 61Q, Sinait. Gr. б 14, Sinait. Gr. 624, Sinait. Gr. 631). Некий Пахомий передал комплект в Синайский монастырь в качестве вклада, о чем сказано в дарственной надписи: «Помяни, Господи, раба Твоего недостойного Пахомия, приносящего дар Пречистой Твоей Матери во святую гору Синайскую, четыре трехмесячных Минеи на весь год» (Sinait. Gr. 624. Л. б9)9.

Уже на Синае в 1Q4S-1Q49 годы четыре тома комплекта были разбиты на двенадцать и переплетены. Трудившиеся над этим иеромонах Фотий (Филофей) Маноелит из Иерусалима и Николай Аскепаст из Калабрии оставили записи в январском и июльском томах (Harlfinger, Reinsch, Sonderkamp 19S3: 26-2S, 63): 1) «В 1Q4S-1Q49 гг. четыре трехмесячных Минеи Богородицы стали двенадцатью. Благодаря Фотию, монаху, пресвитеру, при содействии Николая, монаха и пресвитера»ш (Sinait.Gr.595. Л. 93об.), 2) «Помяни, Господи, душу раба Твоего Филофея, монаха и пресвитера, и Николая, монаха и пресвитера, аскепаста, сделавших четыре Минеи двенадцатью» (Sinait. Gr. 595. Л. 95

S «Тропологиями» на протяжении X-XII вв. по инерции называли типологически иные книги - Минеи, Октоихи и Триоди. Среди таких

«Тропологиев» - Минеи на сентябрь (Sinait. Gr. 579. X-XI в.) и март -

апрель (Sinait. Gr. 6Q7. IX-X вв.), Триодь Цветная (Sinait.Gr. 759. XI в.),

Параклит (Sinait. Gr. 777. X в.), Октоих (Sinait. Gr. 7S9. XII в.).

9 Греч. Mv^ctO^ti, Киріє, тф стф боиАф Пахо^іф dva£,Lw, тсростфєр^ 6wqov rq navdyvw стои М^трі єід то ayiov Eiva Юрод тои оАои £ViauTou M^vala тєостара трп^п^а.

1Q Греч. Етод дфС' ^б^^^од в' єу^єто та б' M^vala т^д ©єотокои та TpL^nva бФбєка 6ia хє^од Фш^ои |л^ахои каі прєствитєрои, стuvєрyєLa NlкoAdou |л^ахои каі тсрєствитєрои.

об.)11, 3) «Господи Иисусе Христе Боже наш, помяни душу раба Твоего Фотия, монаха, маноелита и иерусалимита, пресвитера, преобразовавшего четыре Минеи в двенадцать при содействии Николая, монаха и пресвитера, синаита и калабрийца. За это, Жизнодавче, плату дай, молитвами Пречистой Матери Твоей, аминь»12 (Sinait. Gr. 624. Л.100).

Таким образом, перед нами древнейший комплект Миней, имеющий запись переплетчиков и точную дату ante quem - «до 1048-1049 гг.». Датировка post quem: X в. (время жизни прп. Лампада Иринопольского, 5 июля, и прп. Фомы Малеина, 6 июля, Sinait. Gr. 624).

3. Календарь комплекта и декабрьской Минеи РНБ. Греч. 89 / Sinait. Gr. 578

Месяцеслов Миней годового комплекта (Никифорова 2012 а: 300-314), к которому относится РНБ.Греч.89/Sinait.Gr.578, имеет общевизантийское, типичное для памятников X-XII вв., ядро. Оно близко по составу памятей Константинопольскому Синаксарю, обладает широкой амплитудой как хронологической (от I в. до X в.), так и географической (от Константинополя до провинций - Рим, Солунь, Кипр, Кизик, Калабрия, Александрия, Дамаск и др.) В комплект помещены службы в честь святых разных эпох и регионов - прп. Фантина Калабрийского (24 июля), св. Равулы Едесского (20 декабря)13, прп. Осии Кордовского (28 августа), свт. Амвросия Медиоланского (7 декабря), мц. Ферво Персидской (13 апреля) и др.

11 Греч. Mv^ст0nтL, Кир1£, т^ 'фих'П’У тои боиАои стои ФьЛобеои |лоуахои ка1 престритерои ка1 Ы1коАаои |^ахои ка1 прест-ритерои тои Асткепасттои т^ та б' М^а!а 1р' атсотсАест^т^-

Греч. Кир1е Трстои Хрьстте о ©е6д |^Лст0пт1 трд 'фихп? тои

боиАои стои Фштюи |^ахои MаvоnАLтоu ка1 7еростоАи|1тои престритерои |аетасткеиаоаутод та б' М^а!а е1д 1р стuvерyеLa Ы1коАаои |^ахои ка1 престритерои Е^аТтои ка1 КаАаррои тои Асткепасттои, ^ бLбоu т6v |Lст06v, 2шоб6та, престpеLаlg 0еLаlg dхраvтоu М^трбд стои- d|Лv.

13 Архиепископ Сергий (Спасский), ссылаясь на сирофиникийскую Минею IX в., описанную В. Болотовым, упоминает Равулу, еп. Едесского (436 г.), сначала сочувствовавшего несторианам, а после ставшего православным, приверженцем свт. Кирилла Александрийского (ПМВ. Т. 1. С. 201-203).

Специфика комплекта заключается, во-первых, в локальных константинопольских памятях (напр., воспоминание землетрясения и литии на поле, гЬ; ка^лф, 25 сентября, землетрясения 74Q г., 26 октября, сщмч. Ипатия Гангрского, 14 ноября, а не 31 марта14, прп. Патапия, S декабря, прп. Елизаветы Чудотворицы, игумении в Константинополе, 24 апреля, успение свт. Иоанна Златоуста, 14 сентября; студийские - прп. Еввиота Студита, 16 сентября, сщмч. Симеона, епископа Иерусалимского, сродника Господня, 27 апреля и др.).

Во-вторых, в памятях новых святых, подвизавшихся в

IX в.15. Отдельные службы выписаны прп. Петру Исповеднику, епископу Никейскому (11 сентября, фпосле S23 г.), прп. Фео-филу Исповеднику, епископу Ефесскому (25 сентября, фпосле S24 г.), прп. Евфимию, митрополиту Сардскому (26 декабря, фок. S4Q г.), прпмч. Феодору Начертанному (27 декабря, фок. S4Q г.); прп. отцу нашему Евстратию, игумену Агаврскому (1Q января, фSSб г.), прп. Евстафию Исповеднику, епископу Вифинскому (29 марта, фпервая пол. IX в.), прп. Никите Исповеднику, игумену Мидикийскому (3 апреля, ф824 г.), прп. Титу Чудотворцу (2 апреля, фК в.), прп. Иосифу Песнописцу (3 апреля, фSSб г.), прп. Георгию Малеину (17 апреля, фК в.)16.

И, в-третьих, в насыщенности календаря. Тогда как в большинстве греческих служебных Миней IX-XII вв. выписывали одну память в день (напр., Sinait. Gr. 6Q6 (XI в.), Sinait. Gr. 6Q7 (IX-X вв.), Sinait. Gr. 6QS (X в.), Sinait. Gr. 6Q9 (XI в.), Sinait. Gr. 613 (XI в.), Sinait. Gr. 623 (XI в.), Sinait. Gr. 62Q (X в.), Sinait. Gr. 632 (XI-XII вв.), РНБ. Греч. 553 (XI в.), Vindob. Hist. Gr.66 (1-ая пол. XII в.)), то в синайском комплекте X-XI вв., в мартовской и апрельской Минеях (Sinait. Gr.61Q, Sinait. Gr. 614) на день приходилось по две памяти, а на осенние и зимние месяцы (Sinait. Gr. 579; Sinait. Gr. 563; Sinait. Gr. 57Q; РНБ. Греч. S9;

1 7

Sinait. Gr. 57S; Sinait. Gr. 595) - по три-четыре . К примеру, в

14 Празднование этого святого в ноябре - отличие константинопольской традиции (14 ноября - по ТВЦ, 16 ноября - по Студийскому Уставу). Согласно Иерусалимскому Уставу - 31 марта.

15 Особое внимание новомученикам и исповедникам уделено в Минее Sinait. Gr. 607 (1Х-Х вв.).

16 Память редкая. Обычно - 4 апреля (ПМВ. Т. II. С. 110. 97).

17 Это объяснялось тем, что при формировании повседневной Минеи за осенними и зимними днями уже были закреплены памяти святых тогда, как дни весенних месяцев пустовали вследствие постановления

сентябре одну память имеют всего четыре дня, две - десять, три

- девять, четыре - пять, пять - один, шесть - один. Также интересна группа локальных памятей не выявленных святых: св. Димитрия в Давуди (22 ноября), мц. Симферусы (7 декабря), прп. Мосхиана (8 декабря), прп. Константина в Телау (19 января), отца нашего Евстратия Салгейского (28 марта)18.

Итак, по своему календарю комплект Миней, к которому относится РНБ. Греч. 89 / Sinait. Gr. 578, представлял собой «энциклопедический проект» времени19. Перед его исполнителями стояла задача: собрать максимальное количество памятей святых и посвященную им гимнографию, уделить особое внимание «новым» святым (Никифорова 2012 a: 141-147).

4. Структура, жанры, состав комплекта и декабрьской Минеи РНБ. Греч. 89 / Sinait. Gr. 578

Минеи комплекта имеют древнюю жанровую структуру (Krivko (в печати), Никифорова 2012: 74-89), т. е. песнопения выписаны не по ходу богослужения, а по жанрам: седален, стихиры на «Господи, воззвах», канон20. В праздничных службах число текстов возрастает в зависимости от значимости дня, добавляются стихиры на стиховне и на «Хвалите», тропари, краткие кондаки, блаженны. Присутствие в Минеях редкого жанра блаженн21 свидетельствует о том, что на книги оказала влияние студийская литургическая практика (Пентковский, Йовчева 2001: 31-60, Никифорова 2012 а: 154-159). Авторский состав довольно широк: анализируемые Минеи содержат гимно-графию Андрея Критского ($740 г.), Иоанна ($до 754 г.) и Космы ($после 743 г.) Иерусалимских, Феодора Студита ($826 г.),

№51 Лаодикийского Собора 364 г.: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать память святых мучеников в субботы и дни воскресные».

18 Служба этому святому помещена также в Минее Sinait. Gr. 607 (IX-

X вв. Л. 115об. - 118об.).

19

Подобный энциклопедизм календаря мне известен из Минеи А. а. XIV / Gr. 374, XI в.

20 При наличии нескольких канонов их помещаются либо последовательно, либо комбинированно (под одним ирмосом выписывают 2-3 тропаря одного канона и 2-3 - другого, напр., 1 и 4 декабря).

2 Блаженны припевались к стихам заповедей блаженств (Мф. 5, 3-12), исполнялись в качестве праздничного изобразительного антифона, имели ту же структуру, что и песнь гимнографического канона.

Феофана Начертанного ($845 г.), Иосифа Гимнографа ($886 г.), Георгия Никомедийского ($после 860 г.), Игнатия Константинопольского ($877 г.). Особое значение Минеи комплекта представляют для реконструкции наследия Германа, патриарха Константинопольского ($до 754 г.). Младший современник Иоанна и Космы он сочинил песнопения преимущественно на константинопольские праздники. Из греческих рукописных источников мне известно 65 его канонов (32 из них остаются неизданными) тогда, как в греческие печатные Минеи вошли каноны святителю Иоанну Постнику (2 сентября) и на Крестовоздвижение (помещен на Предпразднство, 13 сентября). Каноны патриарха Германа, по своему художественному уровню превосходящие шаблонную гимнографию IX в., представлены в древних Минеях, в т. ч. в рассматриваемом комплекте, и косвенно свидетельствуют о возможном существовании в Константинополе аналога Иерусалимскому Тропологию в период, предшествующий возникновению Минеи (Никифорова 2011: 29-44).

5. Синайский комплект в истории Минеи в Византии

Повседневная Минея как новый тип литургической книги создавалась трудами гимнографов IX в. (Никифорова 2012а: 94122). При ее создании был учтен Тропологий, его жанры, структура, отдельные каноны на двунадесятые праздники и великим святым (Никифорова 2012 а: 17-93). Постепенное внедрение Минеи в богослужебную практику на христианском Востоке происходило в X в., когда старый Тропологий и новая Минея сосуществовали. К этому времени относятся и греческий Тропологий Sinait. Gr. МГ4 (ШкоЛогсоиЛои 1998: 141), и десятки грузинских Тропологиев-Иадгари (Хевсуриани 2009: 419-424), и рассматриваемый нами комплект Миней22. Новую

22 Помимо рассмотренного комплекта на Синае находилась и более древняя унциальная Минея константинопольского типа Sinait. Gr. 6Q7 (IX-X вв.). Также специфически константинопольский календарь имеют памятники X-XI вв. - Sinait. Gr. 6Q6. XI в.; Sinait. Gr. 6QS. X в.; Sinait. Gr. 613. XI в.; Sinait. Gr. 6Q9. XI в.; Sinait. Gr. 623. XI в. и др. Они включают в себя памяти св. Фомы, архиепископа Константинопольского (15 марта. Sinait. Gr. 6Q9. XI в.), рождения Константинополя (11 мая. Sinait. Gr. 6Q6. XI в.), св. Никифора, архиепископа Константинопольского (2 июня) и св. Мефодия, архиепископа Константинопольского (14 июня. Sinait. Gr. 62Q. XI в.) и др.

константинопольскую Минею было практически невозможно совмещать с иерусалимским Тропологием, отличавшимся по календарю и типологии. Поэтому к XI в. Минея окончательно вытеснила Тропологий из богослужения в Палестине. Это произошло в русле общего процесса византинизации палестинского чина (Пентковский 2QQ1: 75)23.

б. Выводы

1. Фрагмент декабрьской Минеи (РНБ. Греч. S9) является частью рукописи из библиотеки монастыря св. Екатерины на Синае (Sinait. Gr. 57S). Эта Минея входит в состав годового комплекта, созданного на рубеже X-XI вв. и подаренного неким Пахомием Синайскому монастырю. В 1Q4S-1Q49 гг. четыре трехмесячных Минеи были разделены на двенадцать и переплетены, о чем сделавшие это Фотий (Филофей) маноелит из Иерусалима и Николай аскепаст из Калабрии оставили запись. Рукопись написана не раньше X в. и до 1Q4S г. Таким образом, в истории Минеи в Византии данный годовой комплект является древнейшим, содержащим запись переплетчиков и точную дату «ante quem».

2. Календарь рукописи отражает специфическую константинопольскую традицию.

3. От других Миней этого времени рукопись отличает энци-клопедичность месяцеслова, особое внимание уделено новым святым - IX и X вв.

4. И, наконец, подаренный Синайскому монастырю комплект иллюстрируют, на каком основании в X в. на христианском Востоке происходил переход от Тропология к Минее.

Литература

Гранстрем 1959 - Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 1: Рукописи IV-IX вв. II ВВ. Т. 16 (1959). С. 216-243.

Гранстрем 1961 - Гранстрем Е.Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 3. Рукописи XI в. II ВВ. Т. 19 (19б1). С. 194-239.

Добрынина 2Q11- Добрынина Э. Н. О двух греческих рукописях X в. (РНБ, СПбДА Б I 5 и Греч. S9). Материал для сводного каталога

23

Исследования Г. Радле и Д. Галадзы показали, что элементы визан-тинизации стали проникать в палестинские памятники еще раньше, в IX в. (Radle 2Q11: 169-221; Galadza 2Q1Q: 69-S5).

греческих иллюминированных рукописей в российских хранилищах // Современные проблемы археографии. Сборник статей по материалам конференции, проходившей в библиотеке РАН 25-27 мая 2010 г. СПб, 2011. С. 22-32.

Лосева 2001 - Лосева О. В. Русские Месяцесловы XI-XV веков. М., 2001.

Никифорова 2012a - Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII-XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

Никифорова 2012b - Никифорова А. Структура богослужебных последований в Тропологии VIII-IX вв. и Минеях IX-XIV вв. // Вестник ПСТГУ. Филология. В.1(28). М., 2012. С. 74-89.

Никифорова 2011 - Никифорова А. Ю. Неизвестное гимнографическое наследие константинопольского патриарха Германа (|до 741 г.) // Вестник ПСТГУ. Филология. В. 4 (26). М., 2011. С. 29-44.

Пентковский 2001 - Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы // Журнал Московской Патриархии 4 (2001) 70-78.

Пентковский, Йовчева 2001 - Пентковский А., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII-XIII веков // Paleobulgarica. Т. XXV. В. 3. София, 2001. C. 31-60.

Хевсуриани 2009 - Хевсуриани Л. Иадгари // Православная

Энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419-424.

Galadza 2010 - Galadza Daniel. Liturgical Byzantinization in Jerusalem: Al-Biruni’s Melkite Calendar in Context // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. III. S. 7 (2010) 69-85.

Harlfinger, Reinsch, Sonderkamp 1983 - Harlfinger D., Reinsch D. R., Sonderkamp J. A. M. Die datierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai 9. Bis 12. Jahrhundert [Specimina Sinaitica]. Berlin, 1983.

Husmann 1971 - Husmann H. Hymnus und Troparion. Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropo-logion // Jahrbuch des Staatlichen Instituts fuer Musikforschung Preussischer Kulturbesitz, hrg. Von Dagmar Droysen. Berlin, 1971. S. 29-31.

Kamil 1970 - Kamil Murad. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of Saint Catherine on Mount Sinai. Wiesbaden 1970.

Krivko (в печати) - Krivko R. Typology of Byzantine Service Menaia of 11th-14th cc., in: Ars Christiana. In memoriam Michail F. Murianov (21.XI 1928 — 6.VI 1995) / B. Lourie, R. Krivko, eds. (= Scrinium. Vol. 7). S.-Petersburg (в печати).

Muralt 1864 - de Muralt E. Catalogue des manuscrits grecs de Biblioteque Imperiale Publique. St.-Petersbourg, 1864.

Notitia 1860 - Notitia editionis codicis Bibliorum Sinaitici auspiciis imp. Alexandri II susceptae. Accedit catalogus codicum par ex Oriente perlatorum. Lipsiae, 1860.

Radle 2011 - Radle Gabriel. Sinai Greek NE/ МГ 22: Late 9th / Early 10 th Century Euchology Testimony of the Liturgy of St John Chrysostom

and the Liturgy of the Presanctified Gifts in the Byzantine Tradition // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata III. S. 8 (2011) 169-221. NlkoAotcouAou 1998 - NlkoAotcouAou П. Td vea гир^цата тои Eiva. A0-qvai, 1998. ПатсаботсоиАои-КерацЕшд 1900 - ПапабопоиАои-Керацёшд A. ЕицроАа'1 elg rqv LaTOpLav twv M^vaLWv // ’ЕккАпогаолкр dAr)0£ia. T. 21. 1901. S. 37-41.

Сокращения

КС - Константинопольский синаксарь (Synaxarium ecclesiae

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye. Bruxellis, 1902 [Propylaeum ad ActaSS Nov.]).

ПМВ - Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока.

Владимир, 19012. М., 1997р.

РНБ. Греч. 893 - Бенешевич В.Н. Предисловие к Каталогу греческих рукописей Государственной Публичной библиотеки. 1934-1937 гг. ТВЦ - Типикон Великой Церкви (Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise: Ms. Sainte-Croix n° 40 Xe siecle. R., 1962. T. I-II [OCA 165]).

A. Ju. Nikiforova Greek manuscripts in the National Library of Russia and in the St. Catherine’s Monastery on the Sinai

Office Menaion for December RNB. Gr. 89 was brought to the Imperial Public Library by Constantin von Tischendorf in 1859 from his expedition to the Christian East. It attracted attention of the scholars (A. A. Papa-dopoulo-Kerameus, E. E. Granstrem, E. N. Dobrinina etc.) because of its extraordinary and archaic content and was differently dated from 9thc. till 11thc. inclusive. In this article RNB. Gr. 89 (1-10 of December) is established as a part of the manuscript from the Library of St. Catherine’s Monastery Sinait. Gr. 578 (10-31 of December). This Menaion belongs to the set of the liturgical Menaеa for the annual circle (September-Sinait. Gr. 579, October-Sinait. Gr. 563, November-Sinait. Gr. 570, January-Sinait. Gr. 595, March-Sinait. Gr. 610, April-Sinait. Gr. 614, July-Sinait. Gr. 624, August-Sinait. Gr. 631), dating from the turn of the millenium and donated to the Monastery on the Sinai by a certain Pachomius. In 1048/49 the set was broken up into twelve volumes, one for each month, and these volumes were bound by Photius/Philotheus Manoelites from Jerusalem and Nikolaos Askepastos from Calabria, who left the note. So, this set of Byzantine Menaea appeared not earlier than 10thc. (when St.Lampados of Eirinopolis and St.Thomas of Malea lived) and not later than 1048/1049 (when the Menaea were bound). The calendar of RNB. Gr. 89/Sinait. Gr. 578 reflects the tradition of the Constantinople and differs from the other Menaea of 10th-12thcc. by its encyclopaedic content and principal concern to the new saints of 9thc. and 10 c. This set of the Byzantine office Menaea illustrates the base for the conversion from the Tropologion to the Menaion in the liturgy on the Christian East in 10thc. Also RNB. Gr. 350 is defined as part of Sinait. Gr. 610 (not Sinait. Gr. 595, as considered before).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.