Воспроизводство университета: Вольный университет генерала Шанявского
Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского имел краткую, но яркую историю своего существования, успешно воплощал идею вольного университета и при этом обладал сильным научным и просвещенческим потенциалом, оказавшим влияние на становление университетского образования, что имеет значение для исследования такой предметной области философии образования, как воспроизводство университета.
Ключевые слова: Альфонс Леонович Шанявский, воспроизводство университета, идея университета, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, философия университета.
Конечно, есть вещи непреложные и свободное образование после многих веков мрака придет когда-нибудь и в нашей стране, в этом твердом уповании я и несу на него свою лепту.
А.Л. Шанявский
У потомка польского аристократического рода, блестящего генерала и золотопромышленника Альфонса Леоновича Шанявского (1837-1905) была мечта создать «такое высшее учреждение, где могли бы свободно учиться все, кто учиться желает».
Упорство в учении помогло ему самому укрепить характер и сохранить верность идеалам своего рода. Начальное образование Альфонс получил в специальной «коллегии» для мальчиков рода Шанявских, созданной архиепископом Иосифом Шанявским.
© Воля Е.С., 2017
Вероятно, опыт спартанской жизни в коллегии позволил в дальнейшем Альфонсу, увезенному из Польши (по известному предписанию императора Николая Павловича для нейтрализации революционных настроений свободолюбивой польской аристократии: взять из каждой польской семьи по мальчику и увезти в Россию для образования), очень хорошо учиться: в кадетском корпусе в Туле; в Орловском кадетском корпусе; в Константиновском военном училище в Петербурге и в Академии Генерального штаба (которые он закончил первым учеником, его имя было высечено на мраморных досках этих учебных заведений)1 - и не только сохранить свободный нрав, но и в дальнейшем содействовать либерализации и просвещению российского общества2.
Способному выпускнику Академии Генерального штаба предложили остаться в доцентуре. «Академия Генерального штаба стояла тогда очень высоко; под влиянием 60-х годов, когда было всеобщее стремление к просвещению, в Академии читались дополнительные сверхкомплектные курсы профессорами Университета, и сами офицеры ходили в Университет на лекции» (в их числе А.Л. Шаняв-ский), «...по воскресеньям была устроена воскресная школа грамотности для обучения желающих...»3.
Однако по состоянию здоровья военную карьеру и Петербург А.Л. Шанявскому пришлось оставить (было предписано избегать душной атмосферы кабинетов). По приглашению Н.Н. Муравьева-Амурского он принимает участие в устроительстве Амурского края в Сибири. Спустя десять лет А.Л. Шанявский возвращается в Петербург для работы в Военном министерстве. В возрасте 38 лет он выходит в отставку в чине генерал-майора и организовывает в Сибири компанию по добыче золота.
А.Л. Шанявский был убежден, что одним из скорейших способов обновления и оздоровления общественной жизни «должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатий народа к науке и знанию»4, и оказывал содействие в финансовом обеспечении и открытии учебных заведений. Большой сподвижницей в делах просвещения супругу была Лидия Алексеевна Шанявская (Родственная). Благодаря ее преданности и упорству самая заветная мечта А.Л. Шанявского - Вольный университет - смогла осуществиться.
«Вера в науку, как в великую социальную силу, как в могучую двигательную пружину общественного прогресса» и «глубокое убеждение в том, что истинный и прочный прогресс возможен только на почве свободной общественной самодеятельности» - наиболее характерные черты умственного движения, которое наметилось
в шестидесятые годы девятнадцатого века5. Именно эти черты, по мнению А.А. Кизеветтера, во многом определили направленность
A.Л. Шанявского послужить такому делу, которое в одно и то же время было связано с идеей «распространения научного просвещения, и с идеей общественной самодеятельности»6.
В 1905 г. А.Л. Шанявский принял решение передать нужные средства для строительства Вольного университета. В обсуждении проекта будущего университета приняли участие профессор
B.К. Рот7 и братья М.В. и С.В. Сабашниковы, профессор А.И. Чу-пров8, создатель Русской высшей школы общественных наук в Париже М.М. Ковалевский9, преподаватель Высших женских курсов И.В. Сперанский. Объяснительные мотивы этого начинания (излагаются в письме А.Л. Шанявского министру народного просвещения В.Г. Глазову от 15 сент. 1905 г.) таковы:
- увеличение числа умных, образованных людей - «в них вся наша сила и наше спасение, и в недостатке их причина всех наших бед и несчастий и того прискорбного положения, в котором очутилась ныне вся Россия» (в частности, здесь указание и на военное поражение России);
- создание в Москве университета, который «не будет конкурировать с казенным, а лишь дополнять и расширять его, делая доступным знание всем его жаждущим»;
- польза для Общества - «случай попробовать свои силы на работе созидательной; доселе ему поневоле была доступна лишь работа критическая - пусть же теперь оно само организует свои университеты, как считает лучшим, а министерство будет контролировать и назидать»;
- общедоступное образование может послужить противоядием забастовок10;
- благополучный опыт существования вольных и народных университетов в других странах;
- достижение Академии Генерального штаба, которая «могла бы снова с удовольствием вспомнить, что под руководством ее питомца прошла еще такая новая живительная и развива-тельная для России мера»11.
Профессор А.И. Чупров, принявший активное совещательное участие в создании Вольного университета Шанявского, подчеркивал особенности государственных университетов, как тех, которые «обслуживают потребности самой науки и потребности государственного аппарата», и «вольных» университетов как реализующих обслуживание «всех тех потребностей, которые вытекают из ближайшей связи науки с интересами и задачами общественной
жизни». «Четко прислушиваться к биению пульса общественной жизни, улавливать назревающие процессы в жизни страны и идти им навстречу, давая научное освещение соответствующим вопросам, организуя нужную научную подготовку для соответствующих деталей»12 - эти необходимые задачи Вольного университета успешно воплощались в жизнь сподвижниками и последователями А.Л. Шанявского.
Московский городской народный университет (1908-1920), созданный по почину А.Л. Шанявского13, по воспроизводству своего предназначения «служить широкому распространению высшего научного образования и привлечению симпатий народа к науке и знанию»14, по реализации свободы учиться и свободы учить вошел в историю образования России как первый вольный университет, успешно воплотивший «идеи альтернативной высшей школы»15 (о чем свидетельствуют уже первые историографические работы по строительству университета: Н.В. Сперанского16, А.А. Кизевет-тера17, А.Ф. Фортунатова18).
Основные направления, по которым университет осуществлял свою деятельность: 1) организация научно-популярного отделения; 2) организация академического отделения; 3) устройство специальных курсов, с целью научного освещения и систематизации знаний, а также с целью ознакомления их с современным состоянием разных научных вопросов; 4) издание лекций и научных работ преподавателей и слушателей19.
В организации учебного процесса «во главу угла ставилась задача максимальной активизации творческих потенций самих слушателей»20. «Возбудить интерес, толкнуть на собственную работу ума - вот что было всегда первой целью»21. В университете Шанявского «слушатели академического отделения первыми в России получили возможность самостоятельно составлять индивидуальные планы учебы, максимально отвечавшие научным интересам каждого»22.
Важную роль для становления научных интересов слушателей имела возможность учиться у выдающихся ученых и организаторов науки23. В 1913-1914 гг. естественно-исторический цикл академического отделения представляли: химики А.Н. Реформатский, Н.Д. Зелинский, физики П.Н. Лебедев и С.Л. Чаплыгин, геохимик-минералог А.Е. Ферсман, основоположник экспериментальной биологии Н.К. Кольцов.
На гуманитарных циклах преподавали историю литературы и теорию литературоведения Ю.И. Айхенвальд и М.Н. Розанов, правоведение - А.М. Винавер и М.Н. Гернет, историю античного
искусства - Р.Ю. Виппер, философско-исторические учения -В.П. Волгин, отечественную историю - Ю.В. Готье и А.А. Кизеветтер, историю западноевропейского средневековья - Д.М. Петрушевский, историю экономических учений и теории кооперации - А.В. Чаянов24.
Слушателям и выпускникам университета Шанявского предоставлялась возможность вести исследования в лабораториях и кабинетах. В 1914-1915 гг. исследования осуществлялись под руководством известных ученых: 1) лаборатория качественного анализа и общей химии (А.Н. Реформатский); 2) физическая лаборатория и рентгеновский кабинет (П.П. Лазарев); 3) лаборатория органической химии и количественного анализа (А.Е. Чичибабин); 4) физико-химическая лаборатория (И.П. Акимов, С.М. Леви, К.А. Толх); 5) кристаллографическая, минералогическая лаборатория (Г.В. Вульф); 6) зоологическая лаборатория (Д.Ф. Сини-цин, Н.М. Кольцов, Н.М. Кулагин); 7) ботаническая лаборатория (А.П. Артари, М.Ф. Дрейер, Н.Н. Худяков, А.Я. Цеге-фон-Мантей-фель); 8) лаборатория по изучению низких температур (П.И. Бахметьев); 9) Палеонтологический кабинет (М.В. Павлова); 10) Геологический кабинет (А.П. Иванов)25.
Университет Шанявского объединял людей «разнородных направлений на почве полной академической свободы и терпимости к чужому мнению»26, что наиболее ярко выразилось в преподавании философских дисциплин. В разные годы в университете преподавали: Г.Г. Шпет, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, Н.Д. Виноградов, А.В. Кубицкий.
Помимо учебной деятельности, Университет содействовал научным работам и научным изысканиям своих преподавателей и слушателей. С этой целью была организована библиотека, лаборатории, специальные занятия и семинары по разным областям знания. «Аудиторный фонд был одним из лучших в стране. Центральную аудиторию снабдили небывалой по тем временам новинкой - специальной проекционной установкой для демонстрации учебных фильмов»27.
Университет Шанявского скоро откликался на актуальные проблемы, в частности на нужды военного времени: «И содержанием в своих стенах лазарета, и устройством швейной мастерской для раненых, и приготовлением в своих лабораториях разных фармацевтических препаратов, и, кроме всего этого, устройством рентгеновского кабинета»28.
Особая роль отводилась специальным курсам «по вопросам, выдвигаемым самой жизнью для подготовки практических деятелей в разных сферах общественной деятельности и для дальнейшего
научного развития» лиц, занимающихся в сфере деятельности, по которой устраиваются курсы, а также для более широких слоев населения29. Большим успехом пользовался цикл библиотековедения, цикл курсов по кооперации30, цикл по подготовке деятелей по местному самоуправлению31, одногодичные Педагогические курсы имени М.Л. и Т.А. Королевых, краткосрочные курсы по дошкольному воспитанию32.
Следует отметить тот факт, что с первых моментов своего существования при университете существовала подготовительная средняя школа. О чем с особенной любовью пишет А.А. Кизеветтер: «То был так называемый "маленький Шанявский" - малая лодочка, прицепившаяся к большому кораблю», - и отмечает спаянность и учащихся, и учащих чувством повышенного патриотизма33.
Московский городской народный университет имени А.Л. Ша-нявского имел краткую, но яркую историю своего существования, успешно воплощал идею вольного университета и при этом обладал сильным научным и просвещенческим потенциалом, оказавшим влияние на становление образования в России, воспроизводя тот основной признак университета34, в «котором органически соединяются работы, направляемые к прогрессу самой науки, и работы, направляемые к прогрессу просвещения»35.
Примечания
1 Шанявская Л.А. Материалы к биографии генерал-майора Генерального штаба А.Л. Шанявского (после 1905) // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 1.
2 Воля Е.С. К образовательной биографии Льва Выгодского: Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского // Вестник РГГУ. 2016. № 3(5). Серия «Психология. Педагогика. Образование». С. 26-39.
3 Шанявская Л.А. Указ. соч.
4 Шанявский АЛ. Заявление в Московскую Городскую думу, 15 сент. 1905 г. Москва // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 6.
5 Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Прага, 1929.
6 Там же.
7 Шанявский АЛ. Письмо Роту В.К., 15 сент. 1905 г. Москва // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 12.
8 Чупров А.И. Письмо Ковалевскому М.М. 16 авг. 1905 г. // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 2. Ед. хр. 29.
9 Ковалевский М.М. Письмо к Шанявскому А.Л. 22 сент. 1905 г. // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 21.
10 См.: Трубецкой Е.Н. Вольный университет // Русские ведомости. 1905. 1 июня;
Вернадский В.И. Три забастовки // Русские ведомости. 1905. 5 июля.
11 Шанявский АЛ. Письмо Глазову В.Г. 15 сент. 1905 г. // ОР РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 10.
12 Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 484.
13 Не был назван «вольным» лишь по цензурным соображениям.
14 Возможность учиться в высшей школе делалась открытой для большинства желающих благодаря правилам приема. В университет могли поступать лица обоего пола, вне зависимости от национальности и религии; без дипломов о предварительном образовании и обязательств держать экзамены (как при поступлении, так и при окончании университета). См.: Отчет о деятельности Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского за 1914-1915 академический год. У11-й год. Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнеров и К°. М., 1915. С. 1.
15 Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Традиция и альтернатива в университетском образовании России // Гуманитарные науки / Редкол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1995. С. 151. (Программа «Университеты России»)
16 Сперанский Н.В. Возникновение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского: Историческая справка. М., 1913.
17 Кизеветтер А.А. А.Л. Шанявский и университет его имени // Русская мысль. 1915. Кн. 12. С. 25-34; Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.
18 Фортунатов А. Научно-популярное отделение университета имени А.Л. Шанявского // Высшая школа. 1919. № 3-4. С. 56-72.
Отчет о деятельности Московского городского народного университета... С. 1. Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Указ. соч. С. 151-159. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. С. 385.
Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Первый альтернативный институт в России // «Начинание на благо и возрождение России»: Создание Университета имени А.Л. Шанявского: Сб. документов / Сост. И.И. Гле-бова, А.В. Крушельницкий, А.Д. Степанский; под ред. Н.И. Басовской, А.Д. Степанского; сост. именных коммент. А.В. Крушельницкий. М.: РГГУ, 2004. С. 22.
В Университете Шанявского получили возможность работать многие преподаватели Московского университета, покинувшие его в 1911 г. в знак протеста.
Московский городской университет имени А.Л. Шанявского: Общие сведения, учебные планы 1913/14 академического года. М., 1914; Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Первый альтернативный институт в России. С. 21. Отчет о деятельности Московского городского народного университета... Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1911-1912 учебный год. М., 1913. С. 11. По Москве. М., 1917. С. 157.
29
30
Кизеветтер А.А. А.Л. Шанявский и университет его имени // Русская мысль. 1915. Кн. 12. С. 33.
Отчет о деятельности Московского городского народного университета... С. 2. На основании этих курсов впоследствии был создан Кооперативный институт. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.
Отчет о деятельности Московского городского народного университета... С. 94.
Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.
Воля Е.С. О (прото) философии образования // Вестник РГГУ. 2015. № 2. Серия «Психология. Педагогика. Образование». С. 113-128.
Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий.
28
31
32
33
34
35
И сегодня наша признательность Альфонсу Леоновичу Шанявскому родственна той благодарности, которую выражали ему современники.
Письмо А.Л. Шанявскому
Ваше превосходительство!
Прочитавши сегодня в газете известие о Вашем щедром пожертвовании на такую благую культурную цель, как народный университет, позволю себе засвидетельствовать Вам, Ваше превосходительство, мою глубокую и горячую благодарность за такое светлое и великое Ваше дело. Молю Всевышнего, да продлит Вашу добрую жизнь на многие и многие годы, чтобы долго, долго Вы могли принимать личное, просвещенное Ваше участие в ведении этого в высшей степени симпатичного учреждения.
Сердечно признателен Учитель. 18 сентября
ОР РГБ. Фонд Альфонса Леоновича и Лидии Алексеевны Шанявских (1871-1920). Ф. 554. Карт. 1. Л. 25. Письмо от 18 сентября 1905 г. 1 л. Подлинник, рукопись.