Project1:Layout 1 23.12.2009 11:43 Page 19
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
REPRODUCTIVE CYCLE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS
В стать изучается взаимосвязь между абсолютными и среднедушевыми характеристиками денежных доходов населения, потребительского рынка и валового регионального продукта на примере Федеральных округов Российской Федерации
The article deals with the study of the interrelation between absolute and per capita characteristics of money income of the population, the consumer market and a gross regional product, Federal districts of the Russian Federation, for example.
Ключевые слова: население; доходы; потребительский рынок ВВП; ВРП
Keywords: the population; income; the consumer market; GNP; GRP.
Суслов Дмитрий Анатольевич, к.полит.н., доцент, подполковник милиции, Начальник кафедры Налогового контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности Академии экономической безопасности МВД России, (499) 185-05-56
Dmitry Anatolevich Suslov, ph.d in politics, assistant professor, the lieutenant colonel of police, the Chief of chair of the Tax control and checking of financial and economic activity of Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (499) 185-05-56
Исследование, как абсолютных (в млрд. руб.), так и среднедушевых характеристик денежных доходов населения, потребительского рынка (включающего оборот розничной торговли и общественного питания, а также объём платных услуг населению) и валового регионального продукта по федеральным округам Российской Федерации за 2005г. свидетельствует о взаимосвязи этих показателей (рис. 1).
В ранжированном ряду среднедушевых характеристик первые два показателя явно коррелируют между собой, начиная от Южного федерального округа (денежные доходы населения 64 тыс. руб./чел., потребительский рынок 48,0 тыс. руб./чел.), далее Приволжского, Сибирского, Дальневосточного, Северо-Западного, Уральского и заканчивая Центральным (соответственно, 131,7 тыс. руб./чел. и 95,3 тыс. руб./чел.).
Среднедушевые характеристики потребительского рынка и валового регионального продукта по макро-регионам также взаимосвязаны между собой, за исключением высокого уровня ВРП в Уральском федеральном округе.
Дело в том, что, именно Уральский округ является основным экономическим донором в Российской Федерации. Так, отношение поступивших в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей к валовому региональному продукту этого макро-региона в 2005г. составило 49% при 17-25,7% по другим федеральным округам, в том числе, при самом низком показателе в Центральном округе.
Вместе с тем, наблюдается определённая последовательная связь анализируемых показателей. Во-первых, денежные доходы населения тесно связаны и, прежде всего, определяются предыдущим валовым продуктом, как главным результатом функционирования региональных экономик. Во-вторых, исходя из соответствующего спроса и денежных расходов населения, формируется потребительский рынок. В итоге, на основе интенсификации промежуточного потребления, инвестиций в основной капитал, и с учётом потребительской парадигмы, осуществляется производство отчётного валового регионального продукта.
Исследование соответствующего воспроизводственного цикла базируется на предложенной далее авторской методике анализа и оценки социально-экономического развития в рамках потребительской парадигмы, которая включает пять последовательных этапов расчётов, на ма-
Экономика, Статистика и Информатика
19
№4, 2008
ФД
□ГР □БРГ
ЮФО 1714ПрФО ¿6.7%СФО 10.81»СзФО17.014 ДФО 21.814 УФО 4914 ЦФ010.014
ис. 1. Среднедушевые характеристики денежных доходов (ДД) населения, потребительского рынка (ПР) и валового регионального продукта по федеральным округам РФ, 2005г.
териалах федеральных округов Российской федерации за 20042005гг.
На первом этапе, исходя из фактических объёмов валового регионального продукта по федеральным округам за предыдущий (2004) год, рассчитываются их сопоставимые объёмы, с учётом физических темпов роста, анализируются детерминированные индексные модели влияния различных факторов на ВРП, определяются среднедушевые сопоставимые характеристики результативного признака.
Сущность второго этапа исследования заключается в обосновании и расчётах зависимости объёмов денежных доходов населения по федеральным округам за отчётный, 2005г. от соответствую-
щих сопоставимых характеристик валового регионального продукта предыдущего 2004г., с оценкой коэффициентов регрессии и удельной значимости фактора в формировании результата.
Логика третьего этапа расчётов определяется поиском зависимости объёмов потребительского рынка по федеральным округам Российской Федерации за 2005г. от соответствующих характеристик денежных доходов населения с оценкой коэффициентов регрессии и удельной значимости фактора в формировании результата.
На четвёртом этапе моделируется зависимость объёмов валового регионального продукта по федеральным округам за 2005г. от соответствующих характеристик потребительского рынка с оценкой
Таблица 1
Алгоритм расчётов сопоставимых (в оценке по 2005г.) характеристик валовых региональных продуктов по федеральным округам
РФ за 2004г.
Факт ВРП. Индексы ВРП. 2005г. Индекс Соп. ВРП тыс.
РФ II округа млрд. руб. к 2004г. потре- ВРП. руб. чел.
2004г. 2005г. совокупи. фич. юъёмов цен битель -скнх цен 2004г.. млрд. руб. соп. 2004г. факт. 2005г.
РФ 13964 18000 1.289 1.076 1.198 1.109 16728 116.9 125.8
ЦФО 4617.1 6157.3 1.334 1.098 1.215 1.105 5607.7 149.0 164.4
СзФО 1474.9 1819.2 1.233 1.066 1.157 1.112 1706.6 123.8 133.0
ЮФО 1042.5 1298.8 1.246 1.068 1.167 1.121 1216.1 53.3 57.0
ПрФО 2284.9 2817.9 1.233 1.045 1.180 1.102 2696.6 87.5 92.3
УФО 2234.8 3106.4 1.390 1.102 1.261 1.117 2818.9 229.2 253.3
СФО 1631.8 1970.8 1.208 1.048 1.152 1.105 1880.5 94.7 99.9
ДФО 678.4 829.7 1.223 1.046 1.169 1.133 793.2 119.9 126.3
коэффициентов регрессии и удельной значимости фактора в формировании результата.
На заключительном, пятом этапе, с учётом анализа и оценки предыдущих зависимостей, определяется последовательная система удельной значимости изученных факторов потребительской парадигмы в воспроизводственном цикле «предыдущий ВРП ^ денежные доходы населения ^ потребительский рынок ^ последующий ВРП».
Алгоритм обоснования необходимых для последующих расчётов сопоставимых характеристик валовых региональных продуктов по РФ и федеральным округам за предыдущий 2004г. приводится в таблице 1.
В 2004г. в целом по России фактический объём валового регионального продукта составил 13964,3 млрд. руб., тогда как в 2005г. 18000 млрд. руб. [2, с. 100]. При этом, индекс физического объёма ВРП в основных ценах за 2005г. равен 107,6%. Поскольку, совокупный индекс определяется на уровне 128,9%, то соответствующий индекс цен составляет 119,8%.
Таким образом, прирост цен в рамках национальной экономики за 2005г. составляет 19,8%, при отчётном статистическом индексе потребительских цен [1, с. 945] в размере 110,9%.
Зная индекс физического роста валового регионального продукта РФ за 2005г. (107,6%), не сложно рассчитать, в рамках взаимосвязи цепных индексов, сопоставимый объём ВРП 2004г., в оценке по 2005г. Соответствующий показатель будет равен в целом по Российской Федерации 16728,6 млрд. руб., а среднедушевая характеристика ВРП составит 116,9 тыс. руб.
Аналогичные расчёты проведены по всем федеральным округам РФ. Как видно из таблицы 1, итоговые объёмы сопоставимого валового регионального продукта
№4, 2008
за 2004г. колеблются от 793,2 млрд. руб. в Дальневосточном округе до 5607,7 млрд. руб. в Центральном, а в расчёте на душу населения, от 53,3 тыс. руб./чел. в Южном округе до 229,2 тыс. руб./чел. в Уральском, то есть, в 4,3 раза.
Исходя из сопоставимых объёмов ВРП (У, млрд. руб.) по макро-регионам за 2004г., рассчитана их связь с денежными доходами населения (V, млрд. руб.) в 2005г. Как показали сравнительные итоги моделирования, лучшей регрессионной функцией, среди ряда возможных, в данном случае является линейная:
V = 2,2161 + 0,821У;
R=0,946; D=0,894; Б=42,2 (1)
Судя по характеристикам тесноты связи и критериям Фишера, полученная модель адекватно описывает реальную действительность. Об этом свидетельствует и тот факт, что на 89,4% изменчивость объёмов денежных доходов населения по федеральным округам РФ определяется влиянием предыдущего валового регионального продукта.
Коэффициент регрессии в линейной функции имеет чёткий экономический смысл, ибо он характеризует, на сколько единиц изменяется результативный признак, при изменении факториаль-ного на единицу. Следовательно, в данном случае, увеличение валового регионального продукта на один рубль обусловливает прирост доходов населения на 0,821 руб.
Реакция денежных доходов населения на трансформацию валового регионального продукта оценивается с помощью коэффициентов эластичности, характеризующих процентное изменение результативного признака при увеличении на один процент фактори-ального признака. В данном случае он равен 0,999, то есть, в расчёте на один процент ВРП денежные доходы возрастают практически также на один процент.
В свою очередь, объёмы де-
нежных доходов населения (V, млрд. руб.) по федеральным округам РФ во многом определяют размеры соответствующих потребительских рынков млрд. руб.) за 2005г., о чём свидетельствует соответствующая регрессионная модель:
W = -78,198 + 0,7408^ R=0,999; D=0,998; Б=2126 (2) Как видно, в данном случае наблюдается, по существу, детерминированная связь, ибо коэффициент корреляции почти равен единице, то есть, предложения потребительского рынка обеспечиваются соответствующим спросом населения, исходя из его денежных доходов.
В итоге, каждый рубль доходов обеспечивает прирост потребительского рынка на 0,7408 руб., то есть, порядка 74% денежных средств населения расходуется на потребительские цели - покупку продуктов питания и непродовольственных товаров, алкогольных напитков, оплату разнообразных услуг.
Расчёты коэффициента эластичности показали, что увеличение денежных доходов населения на один процент приводит к приросту размеров потребительского рынка на 1,055%, свидетельствуя об ультраэластичной связи.
В дальнейшем потребительский рынок млрд. руб.) в значительной мере и на расширенной основе влияет на объёмы валового регионального продукта (У, млрд. руб.) за 2005г., как в сфере производства товаров, так и услуг. Об этом отчётливо свидетельствуют параметры лучшей, среди ряда возможных, линейной регрессионной функции:
У = 368,788 + 1,6006W; R=0,930; D=0,865; Б=31,9 (3) Характерным, в этом плане, является коэффициент регрессии, экономический смысл которого заключается в том, что увеличение объёмов потребительского рынка на один миллиард рублей приводит к приросту отчётного валового
регионального продукта на 1,6006 млрд. руб., с соответствующим коэффициентом эластичности в размере 0,858%.
Поэтапный, в рамках предложенной системы моделей (по мере перехода от первой к третьей), анализ и оценка коэффициентов детерминации позволяют выявить значимость потребительской парадигмы в воспроизводственном развитии региональной экономики.
По первой модели коэффициент детерминации равен 0,894, то есть, трансформации денежных доходов населения по федеральным округам РФ на 84,9% определяются влиянием базисных валовых региональных продуктов.
На следующем этапе, исходя из второй модели, в которой коэффициент детерминации равен 0,898, накопленное влияние анализируемого и предыдущего факторов равно 89,2%.
На заключительном этапе, по третьей модели, с коэффициентом детерминации 0,865, накопленным влиянием анализируемого и предыдущих факторов на 77,2% определяется формирование отчётного валового регионального продукта.
Высокий итоговый коэффициент детерминации, определяющий значимость потребительской парадигмы развития региональной экономики, прежде всего, объясняется тем фактом, что в 2005г. по федеральным округам Российской Федерации наблюдалась низкая инвестиционная активность.
Так, коэффициент капитализации производства, рассчитываемый на основе отношения инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, в целом по РФ составлял 19,6% (с колеблемостью по федеральным округам от 14,6% по ЦФО до 28,2% по УФО), тогда как для устойчивого экономического роста, применительно к условиям РФ, в связи со значительным износом основных фондов, этот показатель должен быть не менее 30%.
Экономика, Статистика и Информатика
21
№4, 2008
Project1:Layout 1 23.12.2009 11:43 Page 22
Таблица 2
Характеристика структурных элементов воспроизводственного цикла развития региональных экономик в рамках потребительской парадигмы
РФ II округа Факт млрд. руб. Расчетные характеристики. млрд. руб. Отношенне факта к расчету,%
валовой региональны й продукт 2004г. денежные доходы населения 2005г. потребительский рынок 2005г. валовой региональный продукт 2005г. денежные доходы населения потребительский рынок валовой региональны и продукт денежные доходы населения потребительский рынок валовой региональны и продукт
ЦФО 5607.7 4929.6 3570.1 6157.3 4606.1 3573.6 6073.1 107.0 99.9 101.4
СзФО 1706.6 1463.8 949.2 1819.2 1403.3 1006.2 1878.1 104.3 94.3 96.9
ЮФО 1216.1 1460.6 1094.1 1298.8 1000.6 1003.8 2110.0 146.0 109,0 61.6
ПрФО 2696.6 2261.1 1608.4 2817.9 2216.1 1596.8 2933.2 102.0 100.7 96.1
УФО 2818.9 1369.6 880.1 3106.4 2316.5 936.4 1767.5 59.1 94.0 41.4
СФО 1880.5 1568.2 1095.8 1970.8 1546.1 1083.5 2112.7 101.4 101.1 93.3
ДФО 192.2 688.8 435,3 829.7 653,4 43 2Д 1055.5 105,4 100.7 78,6
Итоговые результаты расчётов воспроизводственного цикла и значимости потребительской парадигмы социально-экономического развития, применительно к федеральным округам Российской Федерации за 2005г., приводятся в таблице 2.
Сопоставление фактических и расчётных характеристик базисного и отчётного валовых региональных продуктов, денежных доходов населения и объёмов потребительских рынков по макрорегионам, с одной стороны, свидетельствует о хорошей аппроксимации соответствующих регрессионных моделей, с другой стороны, с позиций наблюдающихся отклонений, позволяет сделать ряд выводов.
Так, фактические объёмы денежных доходов населения в Южном федеральном округе на 46% превышают расчётные (по регрессионной модели), что объясняется значительными социальными трансфертами из федерального центра, поступлениями натуральных продуктов питания из домашних хозяйств, а также наличием значительного сектора теневой экономики.
Вместе с тем, по Уральскому федеральному округу соответствующий показатель составляет всего лишь 59,1%, ибо существенная часть валового регионального продукта этого макро-региона в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей поступает в бюджетную систему Российской
Федерации.
Сравнение фактических и расчётных объёмов потребительских рынков по макро-регионам свидетельствует о большем соотношении (109%) по Южному федеральному округу, в связи с его существенной курортной направленностью, тогда как по Уральскому и Северо-Западному округам соответствующие показатели ниже 100%.
Итоговое соотношение фактических объёмов ВРП с расчётными по федеральным округам РФ аккумулирует предыдущие расчёты, ибо низкие характеристики по Южному и Дальневосточному макро-регионам (61,6% и 78,6%) связаны с соответствующими объёмами и зависимостями по денежным доходам населения и потребительским рынкам, тогда как по Уральскому округу (41,4%) - с донорским характером его нефтегазовых регионов.
Литература
1 .Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат. - 2007.
2. Национальные счета России в 1999-2006 годах. - М.: Росстат. -2007.
Bibliography
1. Regions of Russia. Social and economic indexes. - М: Russtat. -2007.
2. National accounts of Russia in 1999-2006. - М: Russtat. - 2007.
№4, 2008
22