УДК 008:316.34/.35; 316.7
ВОСПРИЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ БУДУЩИМИ ЖУРНАЛИСТАМИ
КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОСТИ
А. С. Сумская
Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск
В статье представлены результаты исследования восприятия телеканалов Челябинской области будущими специалистами масс-медиа - журналистами, режиссерами, продюсерами, PR-специалистами. Анализ результатов основывается на концепции социодинамического цикла развития культуры французского культуролога А. Моля, концепции масс-медиа немецкого социолога Ю. Хабермаса, концепции формирования медиаобраза действительности российского культуролога и социолога Л. Б. Зубановой.
Ключевые слова: медиакультура, социокультурное пространство современности, масс-медиа как платформа диалога, ценностное узнавание, социодинамический цикл развития культуры.
На новом витке эволюции, связанном с развитием информационных и телекоммуникационных технологий, медиакультура имеет приоритетный характер в развитии социокультурного пространства. Культура всегда имеет движущий механизм, некие творческие силы, обеспечивающие процессы преобразования. Важной движущей творческой силой в социокультурных реалиях современности являются специалисты масс-медиа.
Любое средство массовой коммуникации заботится о своей аудитории, поскольку аудитория не мыслится бесправной мишенью, признается и партнером по диалогу, и заказчиком «информационного меню». В настоящих условиях - важности технологических новаций - актуализируется потребность в трансформации коммуникации с аудиторией, чтобы не только сохранить конкурентное положение в среде равных, но и нарастить, используя потенциал «внутреннего расширения» (по М. Маклюэну), сегменты лояльной аудитории.
Подготовка специалистов масс-медиа начинается в академической среде. Важно, чтобы будущие работники медиасферы не только присваивали культуру производственных процессов, но и понимали, с какой аудиторией им нужно/важно/придется коммуницировать.
С этой целью нами было проведено исследование по восприятию аудитории телеканалов региональной телеиндустрии будущими ее специалистами, студентами региональных вузов - Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского государственного университета.
В качестве концептуально-базовых основ исследования используются идеи социодинамического цикла развития культуры А. Моля. [7] Анализ результатов основывается на концепции масс-медиа как платформы диалога (в том числе, ценностного) Ю. Хабермаса, концепции формирования медиаобраза действительности Л. Б. Зубановой (как пространства ценностного обмена) [12; 5].
Указанные концепции связаны с изучением циклов трансляции идей от создателя к потребителю, ориентированы на понимание природы социокультурных взаимодействий.
В заявленном исследовании, акцент сделан на особой группе - студентов специализаций, ориентированных на подготовку кадров в медийной сфере (продюсеры, журналисты, режиссеры, специалисты по связям с общественностью). В группу респондентов вошли студенты первых и последних курсов численностью 74 человека 17-23 лет, из них
14 % - юноши (преимущественно будущие продюсеры) и 86 % - девушки (в основном, журналисты и PR- специалисты). В исследовании принял участие не весь списочный состав студенческих групп, а наиболее ее активная часть: студенты, систематически присутствующие на занятиях и, вероятно, наиболее заинтересованные в профессиональной самореализации.
По сути, проведенное исследование - это своеобразная оценка телеканалов, группой респондентов, обладающих особым уровнем «культурной компетентности», современным поколением специалистов масс-медиа, которые находятся в процессе профессионального становления и готовятся к профессиональной самореализации в избранной сфере. Термины «культурная компетентность», «образ жизни» были подробно проанализированы российским культурологом А. Я. Флиером (работа «Культурология для культурологов») и предполагает особый статус интерпретации культурного продукта [11].
Важной характеристикой испытуемых является отнесенность к представителям поколения «электронной цифровой культуры». Согласно типологии аудитории телевидения Ю. Левады, Е. Шамиса и А. Антипова - это поколение Y Среди ключевых ценностей поколения Y: уверенность в себе, готовность к переменам, нежелание быть телезрителями в традиционном понимании, формирование иных привычек медиапотребления [8. С. 74].
Несмотря на современный тренд «виртуализации» общества телевидение по-прежнему гарантирует непосредственный интерес потребителей, подтверждением чему могут являться результаты мониторинговых замеров ведущих медиаметрических компаний страны. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения в 2013 г. представил данные о том, из каких источников россияне предпочитают узнавать новости, каким больше доверяют, насколько сегодня популярны интернет-версии традиционных СМИ. Интернет стал вторым по популярности получения информации о событиях в стране после телевидения. Из сети предпочитают узнавать новости всего 23 % опрошенных, по телевизору - 60 %.
Телевидение остается наиболее востребованным, прежде всего, в регионах (67%), возраст аудитории - старше 45 лет (до 76 %). Интернет предпочитают, как правило, молодежь в возрасте 18-24 лет и высокообразованные респонденты. Интернет версии традиционных СМИ уступают по популярности теле- и радиоэфиру [1. С. 78]. По мнению Н. Б Кирилловой, многие исследователи последних десятилетий не случайно телевидение считали «учителем жизни» [6. С. 206].
Телевидение Южного Урала является региональным по территориальному признаку. Так, А. Гранбер определяет регион как определенную территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающую некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [3. С. 16]. Региональное телевидение Челябинской области сохраняет признаки функционирования общероссийской модели, что обеспечивает его целостность и взаимосвязанность с общенациональным медийным пространством. Но, по сути, является провинциальным, имеет свои неповторимые черты, отличается самобытностью, обусловленной традициями местной культурной и экономической жизни, особенностями развития региона. Размерами обусловлено важное отличие - в провинции все друг друга знают, а значит что-то новое, непривычное сразу оказывается в центре внимания.
Самобытность телевизионного пространства/контента задается социально-демографическими характеристиками территории, образом жизни населения/аудитории Челябинской области.
Так, на территории Челябинской области постоянно проживают на январь 2015 г. 3497274 человек, из них 2 875 000 - в городах области. По данным 2014 г., женщин на 294 635 человек больше, чем мужчин.
Национальный состав населения более 80 % включает русских, среди других - татары, башкир, украинцы и др. Тенденция снижения численности населения подтверждает-
ся данными об уменьшении количества проживающих на территории области по сравнению с 1990 г. более чем на 200 000 человек. В 2012 г. уровень рождаемости впервые за 17 лет превысил уровень смертности населения. В целом, соотношение городского и сельского населения - 82,4 % и 17,6 %, свидетельствует о преобладании городских жителей. Миграция жителей из сел в города продолжается. Некоторые малые города области имеют незначительные отличия от сельских поселений. По административно-территориальному составу Челябинская область включает 30 городов, из них - 23 областного подчинения, 13 поселков городского типа и 1245 сельских населенных пунктов. Наблюдается явный дисбаланс между численностью городов и сел, проживающим на их территории населением. Однако естественный прирост населения больше в селах, чем в городах.
Распределение населения по возрастным группам в Челябинской области показывает, что высока численность социально продуктивной группы 30-39 лет, наибольшие значения у пред- и пенсионного возраста - 50-59 лет. Моложе трудоспособного в области 622 721 чел., трудоспособного - 2 028 912 чел., старше - 838420 чел.
Число зарегистрированных браков из года в год растет по сравнению с прошлыми периодами, а число разводов снижается. На наш взгляд, это свидетельствует об укреплении института семьи. Но данные за первый квартал 2015 г. показали, что снизилось и количество зарегистрированных браков по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., и количество разводов, и количество родившихся детей. Вероятно, это реакция на волну экономического кризиса, накрывшего Россию в 2014.
Об уровне жизни населения говорит среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике. На 2014 г. эта сумма составила 27618 руб., а среднедушевые денежные доходы населения - на 1 квартал 2015 - 22 789 руб. Величина прожиточного минимума на I квартал 2015 г. составляет 10 064 руб. для трудоспособного населения, 7780 руб. - для пенсионеров, 9740 руб. - для детей. За последние 5 лет снижается уровень бедности населения.
Специфика регионального рынка труда согласно областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 гг.: машиностроение, сфера обслуживания, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, общественное питание, торговля, дорожно-строительные работы, автотранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и пр. Преобладает занятость населения в промышленной сфере (металлургии, машиностроении и металлообработке, приборостроении, лёгкой и пищевой промышленности) и торговле.
Основное место работы для большей части населения - предприятия и организации (более 1 200 000 человек). Уровень безработицы по области на май 2015 года - 1,8 %, это около 127 000 населения области [9].
Таким образом, качество жизни в нашей области не является достаточно высоким по сравнению с другими российскими регионами. Возможно поэтому, наша область не является центром притяжения для международной миграции квалифицированных специалистов. Челябинск стереотипно воспринимается как «город суровых культурных практик», а жителям, конечно, свойственно желание видеть Челябинск «оправдывающим надежды»: местом, жизнью в котором можно гордиться [2. С. 57]. Невысокий уровень жизни населения, сосредоточенность в крупных агломерациях, стабильная занятость в производственных структурах создает условия для приоритетности телевидения как источника коммуникации.
На май 2015г. на территории области действуют девять телеканалов (5 эфирных и 4 интернет ТВ). Территориальные границы Челябинской области и области «культурного региона» (по Л. Б. Зубановой) как телевизионного пространства практически совпадают для эфирных телеканалов, поскольку эфирные телеканалы в качестве единицы своего влияния берут за основу охват аудитории, который характеризуется в показателях
«распространение сигнала на территорию области, территорию города». Что касается «виртуальных регионов», которые являются результатом современной информационной культуры, и их аудитория, соответственно, имеет свои отличные типы мышления и деятельности, то они («виртуальные регионы»), безусловно, охватывают не только пользователей Челябинской области. Вместе с тем, поскольку центр производственной деятельности находится на карте Челябинской области, примем за основу, что и интернет телеканалы относятся к СМИ Челябинской области.
Обобщенная характеристика телеканалов Челябинской области представлена в табл.1.
Таблица 1
Характеристика телеканалов Челябинска и Челябинской области
№ Название телеканала Статус, формат, вид, основные жанры Позиционирова- ние Целевая ау-д и т о -рия Территория вещания
1. ГТРК «Южный Урал» Региональное подразделение федерального медиахолдинга ВГТРК. Формат - общественнополитический информационный телеканал Жанры- информационно-публицистические. «Лидер национального информационного вещания» 1 8 + , жен -ская1 Челябинская область
2. ОТВ Государственное предприятие Чел.обл. (региональный телеканал). Формат- универсальный. Эфирный телеканал, имеет интернет версию. «Первый областной». Слоганы: узнай первым на «Первом областном», «Свое, родное, наше» 4 0 + , муж -ская, жен -ская Челябинская область
3. З1 канал Региональный, частный городской. Формат - универсальный. Доступен просмотр контента в интернете. Жанры - новости, фильмы, познавательные и рекламные телепрограммы. Стратегия позиционирования не идентифицируется 5 5 + , жен -ская г. Челябинск
4. СТС - Челябинск Региональное подразделение федерального канала. Формат - развлекательный. Доступен просмотр контента в интернете. Жанры - музыкальные, фильмовые, шоу-программы. «Первый развлекательный» в Челябинске 1 2 + , муж -ская, жен -ская г. Челябинск
№ Название телеканала Статус, формат, вид, основные жанры Позиционирова- ние Целевая ау-д и т о -рия Территория вещания
5. Домашний- Челябинск Региональное подразделение федерального канала. Формат - информационно-развлекательный. Имеет самостоятельную интернет версию. Жанры - музыкальные, фильмовые, шоу-программы. Женский тематический телеканал России для тех, кто ценит домашний уют, благополучие своих близких 2 5 + , жен -ская г. Челябинск
6. Телеканал 74.ru Региональный частный интернет телеканал городского сайта 74.ru сети городских сайтов RUgion. Формат - информационный деловой. Не имеет версии эфирного вещания. Жанры - информационно-публицистические. «Первая сеть городских сайтов в России» 4 8 % - 2430 лет, 2 8 % - 3140 лет, 5 1 % - жен-щины2 Не имеет ограничений по территории вещания на основе доступности широкополосного Интернета
7. Выбирай ТВ Региональный частный видеоканал сайта Вы-бирай.ру ИГ «Парамон» Формат - развлекательный. Не имеет версии эфирного вещания. «Гид по развлечениям и заведениям Челябинска» 20-40 лет, муж -чины, жен -щины3 Не имеет ограничений по территории вещания на основе доступности широкополосного Интернета
8. Ural 1 Региональное частное сетевое телевидение Южного Урала. Формат - информационно-развлекательный. Жанры - новостные, музыкальные. Не имеет версии эфирного вещания. «Первое интернет-TV региона», «Всё самое интересное из жизни Южного Урала на вашем экране» от 25 до 454 Не имеет ограничений по территории вещания на основе доступности широкополосного Интернета
9. GeometriaTV- Челябинск Региональное подразделение федерального сайта Geometria. Формат - познавательно-развлекательный. Жанры - музыкальные. Не имеет версии эфирного вещания. «Крупнейший федеральный портал, освещающий события культуры». Олицетворение стиля жизни современности. 18-35, муж -чины и женщины5 Не имеет ограничений по территории вещания на основе доступности широкополосного Интернета
1 - по данным TNS Russia по региону Челябинск (аудитория 4+, временной интервал: 5:00-29:00, период: 01.01.2014 - 30.06.2014) [10]
2 - По данным Livelnternet, декабрь 2013.
3 - По нашему предположению.
4 - По данным сайта Ural1.ru (https://ural1.ru/pages/about).
5 - По данным TNSWebIndex Россия, октябрь 2013, ReachCol%, размещенным насайтеGeometria.m (http://files2.geometria.ru/ad-files/AdPresentationFederalRu20150317. Pdf )
Важно обратить внимание на позиционирование телеканалов. Вообще, позиционирование - это результат творчества маркетологов. Согласно классической схеме позиционирования образ телеканала конструируется на основе изучения целевых групп аудитории, понимания их ценностных приоритетов, мотивации поведения в организации жизнеустройства, выделения ключевых характеристик и ценностного ядра, которое используется при позиционировании и распознается аудиторией как «свой/мой/наш».
Как видим, три из пяти эфирных телеканалов и три из четырех цифровых используют «лидерство», «первенство» и масштабность как смысловые якоря, на основании которых поддерживается/должна поддерживаться лояльность целевой аудитории. С одной стороны, понятно - это попытка отстроиться от конкурентов. С другой стороны, согласно логике этих телеканалов, их аудитория стремится к достижению высоких целей, занять если не лидерские, то приоритетные статусные позиции в жизни.
Как респонденты нашего исследования оценивают аудиторию телеканалов?
На вопрос о возрасте предполагаемой целевой аудитории телеканалов ответы студентов оказались, на первый взгляд, созвучны официальной статистике, предоставляемой телеканалами. Однако более внимательный анализ позволяет заключить, что возраст целевой аудитории практически всех эфирных каналов студенты завысили на 10-15 лет, а возраст пользователей он-лайн каналов определен практически точно.
Обобщение всех характеристик телеканалов Челябинской области в восприятии будущих специалистов масс-медиа формируют следующее портреты:
1. ГТРК Южный Урал - массовый телеканал, характеризуется высоким профессионализмом в работе, серьезный, не для респондентов как зрителей.
2. ОТВ - массовый телеканал, не отличается профессионализмом в работе, серьезный, блеклый, бедный, однообразный, не для респондентов как зрителей.
3. 31 канал - массовый телеканал, серьезный, некрасивый, вялый, однообразный, блеклый, скучный, бедный и старомодный, не для респондентов как зрителей.
4. Домашний-Челябинск - массовый телеканал, самый добрый из всех ТВ области, не для респондентов как зрителей.
5. СТС-Челябинск - массовый телеканал для всей семьи, добрый, яркий и современный.
6. Телеканал 74.ru - массовый телеканал, не для всей семьи, объективный, разнообразный, красивый.
7. Выбирай ТВ - массовый телеканал, не для всей семьи, веселый, добрый и современный.
8. Интернет телевидение Ural1 - объективный телеканал не для всей семьи и «не для таких, как я».
9. GeometriaTV-Челябинск - добрый, красивый, динамичный и веселый канал, интересный, яркий и современный, конечно, не для всей семьи.
Одно из заданий было следующим: «Представьте, что телеканал - это человек. Опишите, какой это человек: внешний вид, социальный статус, характер, семья, сфера занятости». Результатом выполнения стала визуализация портретов телеканалов в восприятии будущих специалистов масс-медиа. Причем, если в некоторых случаях (ГТРК, Выбирай ТВ, 74.ru, Ural1) характеристики были однозначны и позволили «сконструировать» и, со-
ответственно, визуализировать единый образ человека-телеканала, то в других (31 канал, ОТВ, СТС-Челябинск, Домашний-Челябинск), то есть эфирных, единый типаж выявить не удалось - слишком разнообразны и противоречивы были ответы респондентов. В таких случаях получился коллективный портрет аудитории.
Результаты визуализации представлены в Табл. 2 и Табл.3.
Таблица 2
Аудитория телеканалов Челябинской области в восприятии будущих специалистов масс-медиа (коллективные портреты телеканалов)*
Название
ОТВ
31 канал
Домашний -Челябинск
Описание аудитории
1. Бойкий пенсионер, любящий рыбалку.
2. Пожилой военный.
3. Мужчина в джинсовом костюме и кедах.
4. Легкомысленная девушка.
5. Деловая девушка, справедливая и строгая, бизнес- woman.
6. Незамужняя, работает в женском коллективе, любит читать и готовить.
1. Агрессивный дедушка в трениках и пиджаке.
2. Бабушка с молодой душой.
3. Дедушка, который не хочет смириться с тем, что уже не молод.
4. Строгая учительница с отсталыми взглядами.
5. Уверенный в себе начальник маленькой организации в костюме, но без галстука. б.Эксцентричный парень в костюме, быстро говорящий, молодой скандалист, деловой, но веселый.
1. С химической завивкой бабушка в цветастой юбке, вязаном шарфе сидит в кресле и вяжет носочки, любит сплетничать.
2. Красивая молодая женщина, управляющая небольшой компании, любит садоводство и коллекционирует дорогие украшения.
3. Добрая полная тетушка-домохозяйка, мать троих детей, готовит борщ и мечтает о спорте.
Визуализация
Название Описание аудитории Визуализация
СТС- Челябинск 1.Энергичный, веселый молодой человек, добрый, любит праздники, яркий, модный и активный. Творческий бездельник. 2. Молодая подающая надежды девушка с агрессивным характером, скорее всего, секретарь. 3. Невысокий полный добряк в желтом свитере с толстым портфелем, часто сидит напротив телевизора, поскольку без постоянной работы более 3 месяцев. 4. Женщина после 35, нервная и агрессивная, не замужем, одинокая г 1 1
* Визуализация портретов аудитории подготовлена Кариной Кагармановой, студенткой факультета декоративно-прикладного творчества ЧГАКИ.
Таблица 3
Аудитория телеканалов Челябинской области в восприятии будущих специалистов масс-медиа (одиночные/парные портреты телеканалов)
Название ГТРК «Южный Урал»
74. ru
Описание аудитории Серьезный мужчина 30-50 лет в деловом костюме, занимает высокую должность как госслужащий или собственник крупного бизнеса, семейный человек, имеет несколько детей. Качества личности: самодостаточный, уверенный в себе, сдержанный, жесткий. Уважает Путина и Дубровского.
Визуализация
Свой в доску парень, к которому можно обратиться за помощью, всегда при деле, работает с ранней юности, разносторонний, успешный, ученый человек, отличается высоким уровнем деловой активности. Перспективный.
Название Выбирай ТВ
Описание аудитории Яркая блондинка, не замужем, в поисках работы. Имеет желание быть лучше и знать больше, резкая, шумная, стремится изо всех сил привлечь к себе внимание, все время смеется и ходит на вечеринки. Хобби: прогулки и магазины.
Ural 1
Рыжеволосый с хорошей прической парень, молодой, красивый, обаятельный, перспективный и любопытный, разносторонний, в модной одежде, с газетой в руке и на классной машине
GeometriaTV-
Челябинск
Хипстер и уверенная в себе девушка-тусовщица
Визуализация
Таким образом, видим значительную разницу в том, как позиционируют себя и свою аудиторию телеканалы и как ее представляют/понимают студенты.
Так, студенты обозначили аудиторию ГТРК Южный Урал как мужскую, хотя статистка показывает обратную ситуацию. Деловой официальный характер телеканала, подчеркнутый в образе, соответствует действительности. Возможно, данные статистики по доле женщин в аудитории ГТРК являются отражением общей демографической ситуации Южного Урала, хотя вполне могут быть и признаком эпохи Водолея, к которой женщины занимают более статусные позиции, чем мужчины. Несоответствие представлений студентов и реальной аудитории - признак непонимания «другого» поколения.
Достаточно разношерстно представление о 31 канале и ОТВ. Обозначенные студентами типажи слишком противоречивы, в одном портрете соседствуют «легкомысленные девушки» и «бойкие пенсионеры», «агрессивный дедушка», «бабушка с молодой душой»
и «начальник предприятия». Кроме того, студенты завысили возраст целевой аудитории 31 канала на 20 лет, а это, как известно, целое поколение, не прочувствовали женскую направленность телеканала. 31 канал, как известно, вообще не пользуется популярностью у испытуемых. Студентами не замечено «первенство», позиционируемое ОТВ. Все это также показывает непонимание как ценности контента этих телеканалов, так и реальных ценностей их аудитории. Наиболее точно идентифицированы эфирные Домашний-Че-лябинск и СТС-Челябинск. Объясняется это гендерными и возрастными особенностями респондентов. Практически все интернет телеканалы идентифицированы с положительной эмоциональной окраской и достаточно точно.
Итоги восприятия аудитории телеканалов Челябинской области будущими специалистами масс-медиа по своему качеству созвучны с результатами изучения региональных печатных СМИ, проведенного исследовательской группой под руководством И. М. Дзя-лошинского. Так, образ журналиста традиционного печатного СМИ прорисовывается как «престарелый мужик, зависимый от сына, скучный, серьезный, но в лаптях, пыльный серый, несуразный» или «старая дева, пожилая дама, «старушка», замученная, скучная, пытается успеть за молодежью, любит поучать, строгая, иногда в деловом костюме, неудовлетворенная». В противовес представление о газете от редакционного коллектива: «Девушка 22 лет, блондинка. Красные туфли, шпилька, строгий костюм...». Представление о СМИ от ее аудитории: «Старик, который не имеет собеседника и потому ходит на все собрания и митинги, чтобы побалагурить о политике» [4. С. 218].
Несоответствие между представлениями об образе журналиста, создающего материалы и образе аудитории, для которой они предназначены, схожий юмористический характер интерпретаций, свидетельствуют о нарастании поколенческих разногласий между создателями СМИ поколения «цифровой культуры» и аудиторией традиционных СМИ, обусловленных, в нашем случае, сформировавшимися практиками медиапотребления.
Таким образом, «социальные ценности» (по А. Молю) респондентов - будущих специалистов масс-медиа значительно отличаются от ценностей аудитории телеканалов Челябинской области. Их «память мира» не приемлет телесмотрения эфирного контента, поскольку это не их платформа ценностного диалога (по Ю. Хабермасу). Будущие журналисты, режиссеры, продюсеры, PR-специалисты, в большинстве своем, не совсем понимают и не принимают эту аудиторию, хотя бы потому, что она старше наших испытуемых и их ценностно-смысловые доминанты (по Л. Б. Зубановой) различны [4. С. 17].
Наиболее понятно, естественно и гармонично взаимодействие респондентов с аудиторией интернет-телеканалов, зрителями которых как представители современного информационного общества они в большинстве своем являются. Выявленные несоответствия, согласно социодинамической доктрине А. Моля, являются маркером «ориентированности в прошлое» (консервацию) эфирных телеканалов нашей области, как и ее аудитории, ориентированность в будущее (эволюцию) интернет СМИ и ее аудитории [6. С. 314].
Итак, каждое поколение выступает в качестве носителя ориентиров мироустройства, задающих обновленную ценностную картину действительности. Конечно, новые поколения могут и должны быть «продолжателями» пути, заложенного предшествующей поколенческой формацией. Вместе с тем, подобная форма «продления» ценностных основ одного поколения не может быть механистически воспроизведена другим. Она обязательно переосмысляется, обновляется смыслами новых поколений, их ценностями. В этой ситуации препятствием к пониманию друг друга являются не только различие в ценностях поколений, но и в присвоенных культурах взаимодействия со СМК. Это делает разрыв глубже, противоречия контрастнее, а возможность встречи работодателей СМК, «ориентированных в прошлое», с молодыми специалистами, ориентированных на будущее, маловероятной.
Список литературы
1. Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Антонова. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 373 с.
2. Бетехтин, А. В. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики / А. В. Бетехтин, Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий, М. Л. Шуб; науч. ред. В. С. Цукерман. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 280 с.
3. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гран-берг - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.
4. Дзялошинский, И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография / И. М. Дзялошинский. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. - 479 с.
5. Зубанова, Л. Б. Медиаобраз дейстивительности: ценностное пространство современных средств массовой информации: монография / Л. Б. Зубанова. - Челябинск: ЧГА-КИ, 2007. - 244с.
6. Кириллова, Н. Б. Медиалогия как синтез наук: монография / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2012. - 368 с.
7. Моль, А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / предисл. Б. В. Бирюкова; А. Моль. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 416 с.
8. Новикова, А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности: монография / А. А. Новикова.- М.: Издательский дом ВШЭ, 2013.- 150 с.
9. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. - Copyright 1999-2015. URL: http://chelstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/standards_of_life/, свободный. (дата обращения: 24 мая 2015)
10. Рейтинг телеканалов в Челябинске [Электронный ресурс] // «Деловой квартал-Челябинск». - Челябинск, г. Екатеринбург, 2005-2013. URL: http://cheLdk.ru/wiki/reyting-telekanalov#ixzz3afVHeQUo, свободный. (дата обращения: 19 мая 2015)
11. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие / А. Я. Флиер. -М.: МГУКИ, 2009. - 724 с.
12. Habermas, J. Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society / J. Habermas // Tr. T. Burger, F. Lawrence. Cambridge (Mass.), 1989 [1962].
THE PERCEPTION OF REGIONAL TELEVISION BY FUTURE JOURNALISTS
AS A REFLECTION ON MODERN SOCIAL AND CULTURAL REALITIES
A. S. Sumskaya
Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, [email protected]
The article presents the results of a survey that studies perception of TV audience in Chelyabinsk region by future mass-media professionals: journalists, directors, producers, PR-specialists. In fact, it’s special opinion of television channels, expressed by the group of respondents with a particular level of «cultural competence». To be more exact, it’s current generation of media professionals who passes the stage of professional development and prepares for self-realization in the chosen area. Analysis of the results is based on the concept
of socio-dynamic cycle of cultural development by A. Mole, Jurgen Habermas S concept of mass media and L. B. Zhubanova’s concept of formation of a media image of reality. This scientific work found out that «social values» of the respondents differ significantly from the values of the TV audience in Chelyabinsk region.
Keywords: media culture, socio-cultural space of modernity, mass media as a platform of dialogue, value recognition, the socio-dynamic cycle of cultural development.
References
1. Antonova, N. V (2015) Psihologiya massovyih kommunikatsiy: uchebnik ipraktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Psychology of mass communication: tutorial and workshop for undergraduate academic ], Moscow, Yurayt, 373 p.(In Russ).
2. Betekhtin, A. V, Zubanova, L. B., Sinicki, S. B., Shub, M. L. (2011) Sociokul’turnyj potencial YUzhnogo Urala: vyzovy vremeni i orientiry kul’turnoj politiki [Socio-cultural potential of the South Urals: the challenges and objectives of cultural policy], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 280 p. (In Russ).
3. Granberg, А. G. (2004) Osnovy regional’noj ehkonomiki: uchebnik dlya vuzov [Fundamentals of regional Economics : textbook for universities] Moscow, GU VSHEH, 495 p. (In Russ).
4. Dzyaloshinskij, I. M. (2013) Mediaprostranstvo Rossii: kommunikatsionnye strategii sotsial’nykh institutov. Monografiya [The Media space of Russia: the communication strategy of social institutions.] Moscow, MonographАPK i PPRO, 479 p.(In Russ.).
5. Zubanova, L. B. (2007) Mediaobraz dejstivitel’nosti: tsennostnoe prostranstvo sovremennykh sredstv massovoj informatsii. Monografiya [The media image of reality: the value space of modern media:] Chelyabinsk, MonographCHGAKI, 244p. (In Russ).
6. Kirillova, N. B. (2012) Medialogiya kak sintez nauk. Monografiya [Medialogia as a synthesis of science] Moscow, MonographAkademicheskij proekt, 368 p. (In Russ.).
7. Mol’, А. (2008) Sotsiodinamika kul’tury: per. s fr. [Sociodynamics of culture: per. with FR] Predisl. B. V. Biryukova, Moscow, LKI, 416 p.(In Russ).
8. Novikova, A. A. (2013) Televizionnaya realnost: ekrannaya interpretatsiya deystvitelnosti. Monografiya [Reality TV: on-screen interpretation of reality] Monograph, Moscow, Izdatelskiy dom VShE, 150 p.(in Russ).
9. Osnovnye sotsial’no-ehkonomicheskie indikatory urovnya zhizni naseleniya [The main socio-economic indicators of living standards], in: Territorial’nyj organ Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistikipo Chelyabinskoj oblasti [Territorial agency of Federal state statistics service of the Chelyabinsk region] available at http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/chelstat/ru/statistics/standards_of_life/, : accessed 24.05. 2015 (In Russ.).
10. Rejting telekanalov v CHelyabinske [The rating of the channels in Chelyabinsk] in: Delovoj kvartal-Chelyabinsk [«Business quarter-Chelyabinsk».] availabl at: http://chel.dk.ru/ wiki/reyting-telekanalov#ixzz3afVHeQUo. accessed 19. 05. 2015 (In Russ).
11. Flier, A. Ya. Kulturologiya dlya kulturologov: ucheb. posob. [Cultural studies to cultural studies], Moscow, MGUKI, 724 p.(In Russ).
12. Habermas, J. (1989) Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society / Tr. T.Burger, F.Lawrence. Cambridge (Mass.).
Сумская Анна Сергеевна - кандидат педагогических наук, Челябинская государственная академия культуры и искусств, доцент кафедры режиссуры кино и телевидения.