ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО.
МЕДИАСРЕДА
INFORMATION SPACE. MEDIA ENVIRONMENT
I *
УДК 004:002
DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(3).451-465 Лободенко Лидия Камиловна
доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой массовой коммуникации факультета журналистики, Южно-Уральский государственный университет (Научно-исследовательский университет), 454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т им. Ленина, 76, e-mail: lobodenko74@mail.ru
Lidia K. Lobodenko
Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Department of Mass Communication of the Journalism Department of the South Ural State University, 76 Ave them. Lenin, 454080 Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: lobodenko74@mail.ru
Баштанар Ирина Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета документальных коммуникаций и туризма, Челябинский государственный институт культуры, 454091, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а, e-mail: irinatkb@mail.ru
Irina M. Bashtanar
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Faculty of Documentary Communications and Tourism of Chelyabinsk State Institute of Culture,
36-a Ordzhonikidze St., 454091 Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: irinatkb@mail.ru
ИНТЕРНЕТ-СМИ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся специфики развития интернет-СМИ в регионе (на примере Челябинской области). Современное информационно-коммуникативное пространство предстает как неоднородная, разветвленная и отличающаяся сложной топологией вертикально-горизонтальная структура, сформированная по территориальному признаку и включающая международные, федеральные и региональные интернет-СМИ. В свою очередь, горизонтальная структура массмедиа региона дифференцируется на основе различных признаков в зависимости от информационных запросов аудитории. Базовым условием развития горизонтальной системы является близость региональных интернет-СМИ к интересам и социокультурным потреб-
ностям аудитории, высокий уровень адресности информации. На основе проведенного исследования выделена специфика региональных интернет-СМИ. В целом необходимо отметить, что они отражают культурно-историческое наследие региона, его экономическую и политическую специфику, тем самым позиционируя в информационно-коммуникативном пространстве, демонстрируя степень его вовлеченности в общероссийские политические и экономические процессы. В ходе анализа деятельности интернет-СМИ региона обосновывается выделение трех периодов их развития. Авторы отмечают, что современному этапу развития регионального масс медиа соответствует такой тип сайта, как интернет-портал. Подробно обосновываются причины неполноценного использования интернет-технологий в деятельности региональных интернет-СМИ.
Ключевые слова. Журналистика, региональные интернет-СМИ, информационно-коммуникативное пространство, телеканал, периодическое издание, радио, информационное агентство.
Информация о статье. Дата поступления 16 марта 2016 г.; дата принятия к печати 6 апреля 2016 г.; дата онлайн-размещения 18 июля 2016 г.
REGION INTERNET MASS MEDIA IN THE CONTEXT OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE SPACE
Abstract. The article considers the questions referred to the specifics of Internet mass media development in the region (Chelyabinsk Region experience). Modern information and communicative space appears to be non-uniformed, branched and having complicated topology of vertical and horizontal structure. It is created in the territory frame and includes international, federal and regional Internet mass media. In turn, the horizontal structure of region mass media is differentiated via various frames depending on audience queries. The basic condition of horizontal system is the proximity of regional internet mass media to the interests and sociocultural requirements of the audience, high level of information address. The specifics of regional internet mass media are marked out through the research. They reflect cultural and historical heritage of the region, its economic and political specifics, thereby positioning it in information and communicative space, showing the degree of its involvement into the all-Russian political and economic processes. The analysis of the region Internet mass media activity proves three periods of their development. The authors note that Internet portal fits the present stage of mass media regional growth. The reasons for defective use of Internet technologies in regional internet mass media are proved.
Keywords. Journalism, regional Internet mass media, information and communicative space, TV channel, periodicals, radio, news agency.
Article info. Received March 16, 2016; accepted April 6, 2016; available online July 18, 2016.
Интернет-СМИ как новый вид медиа появились в результате развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета, оказавших существенное влияние на процессы изменений информацион-
но-коммуникативного пространства, включая структурные преобразования в области масс медиа. При этом региональные интернет-СМИ занимают особое место, и их роль в данном пространстве постоян-
но возрастает. Они предстают как один из важных стратегических ресурсов развития региона, отражающих его культурно-историческое наследие, экономическую и политическую специфику, формирующих его региональную идентичность, а также показывающих степень его вовлеченности в общероссийские политические, экономические и культурные процессы. Проблема нашего исследования обусловлена, во-первых, наличием противоречия между масштабным развитием интернет-СМИ в регионе как важной составляющей информационно-коммуникативного пространства и отсутствием системных представлений о механизмах функционирования этих масс медиа. Во-вторых тем, что в современной научной литературе выделяется обширный пласт исследований, где раскрываются особенности развития традиционных СМИ: региональное телевидение (А. О. Бахус [1], А. В. Вырковский [2], Н. И. Дворецкая [3], Е. Я. Дугин [4], Ю. М. Ершов [5], О. В. Коновалова [6], М. И. Макеенко [2] и др.); региональная пресса (А. В. Драгунов [7], Ю. Н. Мясников [8], В. Ф. Олеш-ко [9], Ю. В. Чемякин [10] и др.). Однако следует уточнить: проблематика региональных интернет-СМИ как целостного образования и специфика их функционирования в информационно-коммуникативном пространстве обосновывается в целом фрагментарно.
Становится очевидным, что процесс регионализации интернет-СМИ сегодня требует более глубокого изучения. В нашем исследовании мы рассмотрим особенности развития интернет-СМИ на примере Челябинской области. Так, по результатам исследования Независимого института социальной политики (программа «Социальный атлас российских
регионов»1, реализуемая с ноября 2003 г.) Челябинская область относится к «относительно развитым или опережающим по доходу» по следующим позициям: экономика, положение домохозяйств, рынок труда, заселенность, миграция, долголетие и здоровье. Подобное положение в данной группе Челябинская область занимает наряду с такими регионами, как Вологодская, Ярославская, Свердловская области, Пермский край и т. д. Челябинскую область с уверенностью можно отнести к типичному промышленному региону России. Областной центр (г. Челябинск) — один из 15 городов-милли-онников (на 1 января 2015 г. насчитывает 1 183 тыс. человек)2. Выбор Челябинской области в качестве базы исследования обосновывается тем, что это крупный регион с высокой численностью населения, а данные, полученные при его анализе, могут быть перенесены на ряд областей, схожих по своим характеристикам.
Важным направлением в формировании информационно-коммуникативного пространства становится процесс регионализации интернет-СМИ, обусловленный переходом от вертикальной структуры СМИ к горизонтальной, сегментированием массовой аудитории и ориентацией на максимально полное удовлетворение информационных запросов локального характера. Данному процессу способствовало и то, что в настоящее время в регионах повышается уровень проникновения интернета (табл. 1) и активно создаются технико-технологические возможности для разработки собственных интернет-СМИ.
1 Социальный атлас российских регионов. URL: http://www.socpol.ru/atlas/ typology/index.shtml.
2 Города-миллионники России 2015. URL: http://www.statdata.ru/goroda-mil-lionniki-rossii-po-naseleniu.
Таблица 1
Численность пользователей сети Интернет в Уральском федеральном округе
Область Численность Доля пользую- Число пользова- Доля пользую-
постоянного щихся интер- телей интерне- щихся компью-
населения нетом, % та, тыс. чел. тером, %
Тюменская, в том числе 3 546 345 57,8 1999,6 64,0
Ханты-Мансийский и Яма-
ло-Ненецкий автономные
округа
Челябинская 3 490 053 56,3 1959,3 64,1
Свердловская 4 320 677 48,3 2080,6 54,9
Курганская 877 149 47,7 427,5 55,1
Составлено по данным: Расчеты РИА «Рейтинг». URL: http://riarating.ru/ infografika/2015; Оценка численности постоянного населения в среднем за 2013 г. / Рос-стат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography.
Необходимо отметить, что в Челябинской области существует достаточно развитая система зарегистрированных СМИ, и их количество динамично меняется. Так, на 26 декабря 2014 г., согласно Единому общероссийскому реестру СМИ1, на учете Управления Роскомнадзора по Челябинской области состояло 922 СМИ. На 13 февраля 2015 г., согласно Единому общероссийскому реестру СМИ, на учете уже состояло 905 СМИ. В июне 2015 г. — 856 СМИ. Становится очевидным, что процесс регионализации системы интернет-СМИ требует обобщения практического опыта. Рассмотрим особенности развития интернет-СМИ региона.
Как показывает проведенный мониторинг интернет-СМИ Челябинской области, система СМИ в информационно-коммуникативном пространстве предстает как неоднородная и отличающаяся сложной топологией вертикально-горизонтальная структура, деление которой может осуществляться по различным признакам. Вертикальная структура носит иерархический характер и представ-
1 О внесении изменений в единый общероссийский реестр СМИ за период с 22 по 26 декабря 2014 года. URL: http://74.rkn. gov.ru/news/news73273.htm.
ляет интернет-СМИ в соподчиненном формате. Данная структурная организация позволяет осуществлять их деление по территориальному признаку на международные, федеральные, региональные. При этом термин «региональные интернет-СМИ» выступает в качестве обобщающего понятия для всего комплекса масс-медиа, функционирующих на данной территории, и включает областные, городские, районные и корпоративные интернет-СМИ.
В свою очередь, горизонтальная структура СМИ региона представляет сложное разветвленное образование и может дифференцироваться по различным основаниям в зависимости от информационных запросов региональной аудитории: каналы передачи массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы, интернет-СМИ); функционально-тематическая направленность (общественно-политические, деловые, научно-популярные, развлекательные, рекламные и др.), форма собственности (государственные, частные, общественные) и т. д.
При этом сегодня в регионе наблюдается процесс интеграции вертикального и горизонтального уровней на основе устанавливаемо-
го редакцией соотношения в меди-аконтенте объема представления международной, федеральной и региональной информации: сетевые партнеры федеральных масс-медиа (телеканалы, радио, газеты, журналы) реализуют форму региональной вставки (или версии) в федеральный медиаконтент и подчиняются формату головной медиакомпании; региональные информационные агентства, интегрирующие международные, федеральные и региональные сообщения; региональные интернет-СМИ (общественно-политические, деловые, научно-популярные, рекламные и т. д.), формирующие собственный медиаконтент с преобладанием региональной информации. В целом вертикальная и горизонтальная структуры дополняют друг друга и создают целостное информационно-коммуникативное пространство.
Рассмотрение специфики функционирования интернет-СМИ региона было бы неполным без исследования его ключевых свойств. Особое внимание при рассмотрении интернет-СМИ исследователи И. Н. Демина [11], Т. Б. Карпова [12], Е. В. Лазуткина [13] уделяют выделению признаков, показывающих как его связь с традиционными СМИ, так и раскрывающих его природу и специфику именно как сетевого масс-медиа.
При отборе региональных интернет-СМИ для анализа их концепций были важны как количественные, так и качественные составляющие. Количественная составляющая реализована через расчет необходимого объема выборочной совокупности интернет-СМИ, который был произведен по методике, предложенной Г. В. Осиповым [14, с. 143]. При размере генеральной совокупность 856 СМИ Челябинской области объем выборочной совокупности со-
ставил 150 единиц с доверительной вероятностью 0,85 и статистической погрешностью +0,037, или +3,7 %.
Качественная составляющая складывалась из критериев и базы выбора интернет-СМИ. В качестве критериев отбора в выборочную совокупность были использованы: рейтинг интернет-СМИ, представленный на информационном ресурсе http: / /www.liveinternet.ru /rating; тип СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение); территориальная привязка СМИ (представленность в выборочной совокупности СМИ всех муниципальных образований Челябинской области). Источниками выбора СМИ выступили: сайт Агентства региональной прессы1; результаты исследования СМИ Челябинской области П. В. Большакова [15] и Л. П. Шестеркиной [16]. Рассмотрим особенности развития различных интернет-СМИ Челябинской области.
Как крупный и стабильный регион с высокой численностью населения Челябинская область представляет интерес для развития телевизионного вещания. В Челябинской области зарегистрирован 51 телеканал и 56 телепрограмм, из них 18 телекомпаний федерального и сетевого уровня (Первый канал, НТВ, «Культура», Пятый канал, «Карусель», «ТВ-Центр», «Звезда», «Мир», ТНТ, «Спорт», ТВ-3 и др.), а также региональные телекомпании в партнерстве с сетевыми компаниями («Россия-1», СТС, «Домашний», «Россия-24», РЕН-ТВ, ТНТ).
В настоящее время наибольшей популярностью у аудитории Челябинской области пользуются федеральные телеканалы: Первый канал, «Россия 1» и НТВ. Эта тройка телеканалов делит первые места на про-
1 Сайт Агентства региональной прессы. URL: http://regpress.ru/index.php.
тяжении длительного времени как в России, так и в Челябинской области (табл. 2). Меньший объем аудитории имеют телеканалы ТНТ, СТС, Пятый канал и РЕН-ТВ.
Таблица 2
Доля аудитории телеканалов Челябинска 2012—2014 гг., %
Телеканал 2012 2013 2014
Россия 1 / ЧГТРК «Юж- 14,6 13,0 13,6
ный Урал»
Первый канал 12,8 11,8 12,4
НТВ 14,0 11,4 9,3
Пятый канал 6,0 7,0 6,7
ТНТ 6,9 7,4 6,2
СТС / СТС-Челябинск 5,2 5,5 5,0
РЕН ТВ 3,3 4,0 3,9
ТВ-3 2,7 3,6 3,8
Домашний / Восточный 4,4 3,6 3,4
экспресс
Россия 24 / Ермак 1,2 1,9 3,3
Россия 2 2,7 2,5 2,6
ТВ Центр 2,2 2,2 2,6
Пятница 0,8 1,4 2,0
ОТВ 1,6 2,0 1,8
31 канал 1,6 1,6 1,4
Источник: [17].
Как и в других регионах страны, в Челябинской области постепенно растет аудитория тематических телеканалов, которые становятся все более доступными за счет развития кабельного и спутникового телевидения.
Челябинская область отличается развитым региональным вещанием. Сегодня в различных городах Челябинской области вещают следующие телеканалы: телерадиокомпания «АТВ-12» (г. Аша), ООО «Телекомпания «Экран-ТВ» (г. Миасс), ООО «Кыштымская телерадиокомпания», МУП «Телерадиокомпания «ТВС», МП «Златоустовское телевидение» («Злат-ТВ»), ТРК «Еманжелинск Ин-форм» и др. Региональные телеканалы городов Челябинской области, как правило, вещают или в сети кабельного телевидения, или являются
сетевыми партнерами федеральных телеканалов с собственной врезкой от 2 часов в сутки. При этом меди-аконтент формируют информационные, аналитические и публицистические, спортивные программы и трансляции, музыкальные и развлекательные передачи.
Особой популярностью среди населения Челябинской области пользуются телерадиокомпании, осуществляющие вещание из г. Челябинска. Некоторые телеканалы работают в эфире уже более 20 лет (ГТРК «Южный Урал» с 1958 г., «Восточный экспресс» с 1992 г.), а некоторые — более 10 лет («31 канал» с 2000 г., «ОТВ» с 2003 г., «ЮУрГУ-ТВ» с 2004 г.).
При этом по результатам мониторинга информационно-аналитической системы «Медиалогия» лидерами по индексу цитируемости1 (сокр. «ИЦ») являются телеканалы ГПЧО «ОТВ» (ИЦ — 64,36), «31 канал» (ИЦ — 16,66), ГТРК «Южный Урал» (ИЦ — 9,75), а по уровню посещаемости — интернет-сайт телеканала ГПЧО «ОТВ» (количество посетителей за месяц в среднем составляет 183 979 человек)2. Из перечисленных полновещательными являются два телеканала — «31 канал» и ГПЧО «ОТВ», под которыми понимаются «телеканалы, работающие на эфирных телестанциях с охватом вещания в пределах региона или города, заполняющие всю сетку вещания самостоятельно (собственными или приобретенными программами)» [18, с. 30]. Ключевой проблемой данных каналов является медиакон-тент. Региональные телеканалы «не
1 Челябинская область: рейтинг СМИ за III квартал 2015. URL: http:/ /www.mlg.ru/ ratings/regional_media/0/38/2015/3/.
2 Рейтинг сайтов «Новости и СМИ», Челябинская область (за 31 день, 2015 г.). URL: http://www.liveinternet.ru/rating.
могут соревноваться с крупными телекомпаниями по уровню качества и стоимости кинопроката и развлекательных передач, которые и составляют топ программ ведущих российских телеканалов» [17]. Они специализируются на новостях, передачах информационно-аналитического характера, познавательных передачах, а также ретрансляции художественных и документальных фильмов, ориентированных на телезрителей всех возрастов.
Малые региональные телекомпании не имеют собственной частоты вещания, и их вещание осуществляется в рамках сетевого партнера или кабельной сети. Однако они имеют собственную специфику и специализацию. Так, телеканал «Восточный экспресс», сократив объем вещания, формирует медиаконтент программами познавательного характера.
Как показал анализ, у большинства региональных телеканалов Челябинской области имеются интернет-порталы (табл. 3). Отметим, что среди явных лидеров по посещаемости интернет-сайтов преобладают полновещательные региональные телеканалы.
Таблица 3 Классификация интернет-сайтов региональных телеканалов Челябинской области
Таким образом, в настоящее время в Челябинской области сложилась система телевизионного вещания, включающая федеральные, сетевые и региональные телеканалы, что позволяет обеспечивать полите-
матическим медиаконтентом максимальное число жителей региона.
В системе СМИ радио продолжает оставаться самым оперативным средством передачи информации. В Челябинской области зарегистрированы 84 радиостанции и 32 радиопрограммы. Особенность контента региональных радиостанций состоит в том, что они преимущественно освещают события местного масштаба, в то время как федеральные радиостанции ориентируются на международные и национальные новости.
Сетевые радиокомпании представлены различной тематической направленностью и ориентированы на разную целевую аудиторию. По формату радиостанции делятся на информационно-аналитические («Радио России», «Вести FM», «Комсомольская правда», «Бизнес FM», «Челябинское эхо», «Маяк»), информационно-развлекательные («Юмор FM», «Серебряный дождь», «NRJ» и др.) и музыкальные («Радио 7», «Ретро FM», «Шансон», «Авторадио», «Наше радио» и т. д.). Вещание радиостанций на различных частотах осуществляется во всех крупнейших городах области.
Региональные станции Челябинской области (табл. 4) также представлены несколькими направлениями: информационно-аналитические, музыкальные («Студия 1», «Радио 100») и информационно-развлекательные («Олимп», «Континенталь», «Интерволна»). При этом особое место занимают радиостанции, специализирующиеся на информационно-аналитическом вещании: радио «Южный Урал» (ГТРК «Южный Урал»), «Челябинское эхо» (сетевой партнер «Эхо Москвы»). Обращает на себя внимание то, что аудитория в г. Челябинске ориентирована как на музыкальные радиостанции, так и на информационно-аналитические.
Классификация сайта Число сайтов
Нет сайта 1
Сайт-визитка 3
Портал с видеоматериалами 12
Портал с видеоматериалами + онлайн-трансляция эфира 3
Таблица 4 Долевое распределение аудитории радио в Челябинске в 2014 г.
Радиостанции AQH Share, %
Радио Дача 11,2
Радио России 8,3
Европа Плюс 7,7
Радио Олимп 6,9
Юмор FM 6,0
Ретро FM 5,7
Русское Радио 5,7
Радио Шансон 5,0
Эхо Москвы /Челябинское эхо 4,7
DFM 4,6
Радио Континенталь 4,3
Интерволна 4,2
L-радио 3,9
Радио Южный Урал 3,3
Другие 18,5
Источник: TNS Russia Radio Index — города, аудитория 12+
Освоение Интернета региональными радиостанциями происходит достаточно активно. Как показало исследование сайтов радиостанций, они преобладают в формате портала с онлайн-трансляцией радиоэфира (табл. 5). В Интернете появилось много сайтов радиостанций, которые интегрируют информационный, развлекательный и музыкальный медиаконтент. При этом интернет-сайты предоставляют возможность прослушивать эфир как в режиме онлайн, так и отдельные информационные программы в режиме оффлайн.
Таблица 5 Классификация интернет-сайтов
радиостанций Челябинской области
Классификация сайта Число сайтов
Нет сайта -
Сайт-визитка -
Портал с видеоматериалами 4
Портал с видеоматериалами + онлайн-трансляция эфира 23
В настоящее время развитие интернет-радиовещания приводит к тому, что радиостанции стремятся к выполнению различных функций и универсализации медиаконтента на содержательном уровне. Ме-диаконтент интернет-радио включает разнообразные материалы (информационные, аналитические, общественно-политические, развлекательные, рекламные и PR).
Таким образом, система радиовещания в регионе представлена информационно-аналитическими, музыкальными и информационно-развлекательными радиостанциями. Переход радиовещания в Интернет приводит к интенсивному развитию интернет-порталов, интегрирующих материалы по различным темам и проблемам.
Особую роль в информационно-коммуникативном пространстве играют информационные агентства. Под информационными агентствами принято понимать «специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию» [19, с. 210].
С начала 90-х гг. появляются самостоятельные интернет-агентства, которые «минуют посредников для распространения информации и сами превращаются в полноценные СМИ с набором индивидуальных типологических признаков» [20, с. 207]. Расширяется как их целевое назначение, так и состав читательской аудитории. Что касается целевого назначения, то помимо выполнения основной функции (работа с новостной информацией)
большинство агентств оказывает достаточно широкий спектр информационных, рекламных и PR-услуг: «В разделе «Услуги» большинства крупных информационных агентств, как правило, значатся стратегический консалтинг, комплексное и PR-обслуживание, организация пресс-конференций, брифингов, «круглых столов», создание и поддержка интернет-проектов, индивидуальные аналитические исследования широкого тематического спектра» [20, с. 209]. Создаются архивы текстовых, фото- и видеоматериалов.
Также в современном информационно-коммуникативном пространстве происходит расширение читательской аудитории агентств, которая складывается из четырех категорий пользователей: СМИ, государственные структуры, финансовый и корпоративный сектор, частные потребители информации.
Как показало исследование, развитие Интернета не только не ослабило, но и укрепило позиции информационных агентств Челябинской области. Большинство информагентств сегодня развивается как онлайн-службы, осуществляющие оперативное информирование различных групп целевой аудитории на основе внедрения информационных порталов (табл. 6).
Таблица 6 Классификация интернет-сайтов информационных агентств Челябинской области
Классификация сайта Число сайтов
Нет сайта -
Сайт-визитка -
Портал с видеоматериалами 12
Портал с видеоматериалами + онлайн-трансляция эфира 2
При этом информационное обеспечение региона сегодня осуществляют несколько типов информагентств, которые можно рас-
пределить: 1) по территориальному принципу: федеральные агентства, предоставляющие региональную версию («ИТАР-ТАСС — Урал», «РИА Новости — Урал»), окружные («Экспертный канал «URA.RU», «УралПолит.ки»), региональные («Доступ», «Урал-Пресс-Информ»), городские («Chelyabinsk.ru», «Челябинская служба информации») и др.; 2) по характеру предлагаемой информации: агентства общего профиля («UralDaily.ru», «Мега-Урал»), специализированные («ЧелНовости. РУ», «УралБизнесКонсалтинг») и др.
Тип, объем и мультимедийный состав медиаконтента, сфера предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства, его материально-технической базой и политикой руководства. В структуру агентства могут входить отделы по созданию аудиовизуальной продукции, фотостудии, архивы, аналитические отделы, рекламные и PR-отделы и т. д., услугами которых также могут пользоваться клиенты информационного агентства.
Таким образом, решающим фактором востребованности информационных агентств в информационно-коммуникативном пространстве региона является оперативное предоставление информации на основе внедрения современных мультимедийных и интернет-технологий, расширение спектра информационных, рекламных и PR-услуг.
По данным Управления Роском-надзора Челябинской области в регионе зарегистрированы 622 газеты и другие печатные СМИ (журналы, бюллетени и т. п.). Ежегодно в Челябинской области количество СМИ уменьшается на 30-40 единиц1. Такая
1 Эксперты в Челябинской области обсудили перспективы прессы // Вечерний Челябинск. 2015. 16 янв. URL: http:/ / vecherka.su/katalogizdaniy?id=58378.
ситуация характерна для последних лет: какие-то издания закрываются из-за экономических факторов по решению учредителей, но большинство — из-за отзыва лицензии1.
Как показал анализ, на региональном рынке прессы по количеству преобладают четыре группы периодических изданий: информационные издания (общественно-политические или универсальные издания региональной, районной и городской тематики); рекламные и рекламно-информационные (газеты бесплатных частных объявлений, специализированные газеты и журналы, каталоги); специальные издания и ТВ-гиды; корпоративные издания.
СМИ Челябинской области в настоящее время вышли на новый уровень своего развития. Данные изменения связаны с развитием цифровых, сетевых технологий и процессами конвергенции. Традиционные печатные СМИ в последнее время создают сайты и стараются представить не просто дубль электронной версии бумажного издания, а полноценное самостоятельное интернет-СМИ (табл. 7).
Что касается анализа информационных периодических изданий Челябинской области, то лидирующие позиции по тиражам занимают информационные издания как региональные приложения сетевых федеральных изданий («Аргументы и факты — Челябинск», «Комсомольская правда — Челябинск», «Московский комсомолец — Челябинск»), так и официальные региональные издания, которые включают три группы. В первую группу официальных периодических изданий региона вхо-
1 Ряд печатных СМИ Челябинской области не переживут 2015 год. URL: http:/ / mega-u.ru/node/37300.
дят три областных издания2, среди них: «Парламентская неделя» (газета Законодательного Собрания Челябинской области), общественно-политические «Челябинский рабочий» и «Южноуральская панорама». Каждое из указанных изданий имеет свой сайт в интернете.
Таблица 7 Классификация интернет-сайтов периодических изданий Челябинской области
Классификация сайта Число сайтов
Нет сайта 17
Сайт-визитка 9
Портал с pdf-версией, видеоматериалами 71
Портал с видеоматериалами + онлайн-трансляция эфира 3
Ко второй группе относятся городские и районные газеты: «Вечерний Челябинск», «Горняк Бакала», «Заводская газета» (г. Аша), «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска», «Наш Аргаяш», «Наша газета» (г. Сне-жинск) и др.
Третья группа газет — это городские и районные газеты областного государственного учреждения «Издательский дом «Губерния», созданного по инициативе правительства Челябинской области в 2004 г. Издательский дом выступает соучредителем 40 общественно-политических городских и районных газет Челябинской области3. Абсолютно все издания издательского дома «Губерния» имеют интернет-сайты и размещенные на них архивы печатных версий. Это способствует тому, что местная пресса обеспечивает условия для расширенной информационной
2 Официальный сайт Челябинской универсальной научной библиотеки. URL: http://chelreglib.ru/ru/pages/regcen-ters/lawcenter/guides/izd/.
3 URL: http://chelreglib.ru/ru/pages/ regcenters/lawcenter/guides/izd/.
открытости органов власти, участвует в обсуждении повестки дня своих территорий [21, с. 74].
В результате проведенного нами исследования было выяснено, что первые сайты газет в Челябинской области стали функционировать с начала 2000-х гг. Так, одним из первых изданий, создавших сайт в интернете, в Челябинской области можно назвать «Уфалейский рабочий», который начал выкладывать информацию в интернет в 2002 г. Уже тогда жители города могли познакомиться со свежими новостями, получить достоверную информацию о событиях, происходящих в Верхнем Уфалее. Однако в целом в Челябинской области интернет-СМИ начали активно развиваться лишь после 2008 г. Например, сайт газеты «Копейский рабочий» стал функционировать с 2009 г., «Карталинская новь» — с 2011 г., «Саткинский рабочий» с 2013 г. и т. д. На момент 2015 г. сайты имеют все газеты Челябинской области.
В целом, как показал анализ, с конца 1990-х гг., СМИ Челябинской области делают ставку на интеграцию эфирных, полиграфических, цифровых и интернет-технологий. Развитие интернет-СМИ региона прошло несколько этапов, которые можно условно разбить на три периода: 1 этап (2000—2007 гг.) — создание политематического медиаконтента с ежедневно обновляемыми новостями; 2 этап (2008—2013 гг.) — создание сайтов, включающих помимо меди-аконтента дополнительно полноценный поисковый сервис, кликабельную сетку вещания, удобную навигацию по архивам передач; 3 этап (с 2014 г. по настоящее время) — усиление содержательной модели медиаконтен-та, создание сайтов с расширенным сервисом, высоким уровнем интерактивности и различными коммуникативными возможностями.
Как показал анализ интернет-СМИ Челябинской области, сегодня данные масс-медиа делятся на три группы: первая — политематические и полифункциональные интернет-СМИ, активно создающие порталы и версии для мобильных медиа, продвигающие информацию в социальных сетях; второй вид — это электронные версии, дублирующие традиционный носитель (например, pdf-версию периодического издания, онлайн-радиовещание); третий вид — сайт-визитка с минимальным объемом медиаконтента. При этом можно выделить и четвертый вид — СМИ, которые до сих пор имеют только традиционный формат.
Особое значение в системе интернет-СМИ региона занимают информационные порталы. Портал — масштабный веб-ресурс, предназначенный для удовлетворения различных информационных потребностей интернет-аудитории. Портал может служить площадкой для размещения информационных и коммуникационных интерактивных сервисов, рекламных и РК-медиатекстов, информации, представляющей различные области общественной деятельности, мультимедийных технологий и т. д.
Однако отметим, что у региональных интернет-СМИ имеются проблемы с обеспечением бесперебойного функционирования сайтов и обновлением информации. Лишь у 9 % редакций газет сайт работает постоянно и бесперебойно. При этом редакции игнорировали возможность продвижения их медиакон-тента в социальных сетях, где также была отмечена низкая представленность газет Челябинской области1.
1 Как системно перезагрузить государственные печатные медиа? URL : http:// www.aka-media.ru/inside/754.
Причины недостаточного использования интернет-технологий кроются в следующем: 1) доступность интернета для обычного пользователя, так как более 33 % населения области не имеют доступа в Интернет; 2) проблемы технического оснащения редакций современным мультимедийным оборудованием; 3) организационные проблемы, связанные с переходом на новый уровень управления деятельностью редакции и низким уровнем квалификации персонала в области интернет-технологий; 4) финансовые проблемы.
На основе проведенного исследования можно выделить следующие характерные особенности региональных интернет-СМИ: обслуживают информационные потребности ограниченных территориальных общностей; интегрируют в единый информационный ресурс информацию о событиях международного, национального и регионального уровней; их развитие зависит от местных особенностей, определяемых комплексом факторов (политических, экономических, социокультурных, географических и др.), а также темпов развития территории; отличаются локальностью и близостью к интересам аудитории; создают систему информирования людей о деятельности областной, городской и районной администраций региона; освещают местные события сквозь призму общенациональных и международных проблем; реализуют систему интерактивного взаимодействия с интернет-аудиторией.
В целом необходимо отметить, что данные интернет-СМИ отражают культурно-историческое насле-
дие региона, его экономическую и политическую специфику, тем самым позиционируя регион в информационно-коммуникативной системе, показывая степень вовлеченности в общероссийские политические и экономические процессы. Уровень развития СМИ в Челябинской области в Интернете на современном этапе заметно различается и определяется территорией распространения, наличием соответствующей организационной структуры медиапредприятия и его материально-технической базы. Об этом свидетельствует тот факт, что СМИ задействуют не все мультимедийные платформы и не используют весь спектр средств по привлечению внимания потребителей.
Таким образом, анализ интернет-СМИ Челябинской области позволил выделить характерные особенности их развития и основные этапы становления. В соответствии с представленными особенностями в информационно-коммуникативном пространстве формируется новая концепция региональных интернет-СМИ, включающая его трансформацию на уровне медиаконтента, внешнего оформления, организации и управления, системы коммуникации и формирования сервиса. Все это выводит на новый качественный уровень процессы подготовки, обработки, хранения и доставки ме-диаконтента интернет-аудитории, а также формы и методы информационно-коммуникационной деятельности СМИ, формируя необходимость их развития как политематического и полифункционального интернет-портала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахус А. О. Региональное телевидение как элемент формирования социально-культурного пространства : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / А. О. Бахус. — М., 2013. — 178 с.
2. Вырковкий А. В. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи / А. В. Вырковский, М. И. Макеенко. — М. : МедиаМир, 2014. — 178 с.
3. Дворецкая Н. И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания духовного нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 года) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Н. И. Дворецкая. — М., 2004. — 27 с.
4. Дугин Е. Я. Местное телевидение: типология, факторы и условиях формирования программ / Е. Я. Дугин. — М. : МГУ, 1982. — 103 с.
5. Ершов Ю. М. Региональное телевидение в российской медиасистеме : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Ю. М. Ершов. — М., 2012. — 44 с.
6. Коновалова О. В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях: на материалах телевидения Юга России: дис. . д-ра филол. наук : 10.01.10 / О. В. Коновалова. — М, 1999. — 287 с.
7. Драгунов А. В. Журналистское образование и региональная пресса : партнерство и взаимовлияние (из опыта сотрудничества факультета журналистики и областной газеты «Южноуральская панорама») / А. В. Драгунов. — Челябинск : Изд. центр Южно-Урал. гос. ун-та, 2012. — 256 с.
8. Мясников Ю. Н. Комплексное моделирование газет региона: концепция, методика, опыт : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Ю. Н. Мясников. — М., 1992. — 19 с.
9. Олешко В. Ф. Тенденции развития молодежной печати Урала второй половины 80-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / В. Ф. Олешко. — М., 1992. — 22 с.
10. Чемякин Ю. В. Региональная пресса как организатор политического диалога: на материале печатных СМИ Свердловской и Челябинской областей : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 10.01.10 / Ю. В. Чемякин. — Екатеринбург, 2003. — 20 с.
11. Демина И. Н. Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспект / И. Н. Демина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 2 (70). — С. 159-163.
12. Карпова Т. Б. Дискурс сетевых СМИ / Т. Б. Карпова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2009. — Вып. 6. — С. 19-24.
13. Лазуткина Е. В. Интернет-СМИ Астраханской области: состояние и перспективы развития / Е. В. Лазуткина // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2008. — № 2. — С. 46-51.
14. Осипов Г. В. Рабочая книга социолога / Г. В. Осипов. — М. : Эдиториал УРСС, 2003. — 477 с.
15. Большаков П. В. Вся пресса Южного Урала: 1838-2006. — Челябинск : Издат. центр Южно-Урал. гос. ун-та, 2006. — 250 с.
16. Перечень ведущих СМИ Челябинской области // Региональные СМИ в условиях конвергенции (на примере Челябинской области) / сост. Л. П. Шестеркина. — Челябинск : Южно-Урал. гос. ун-та, 2014. — С. 234-243.
17. Ивашкина О. Медиарекламный рынок Челябинска: социально-экономические особенности региона [Электронный ресурс] / О. Ивашкина. — Режим доступа : http://www. sostav.ru/publication/mediareklamnyj-rynok-chelyabinska-13325.html.
18. Вырковский А. В. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи / А. В. Вырковский, М. И. Макеенко. — М. : МедиаМир, 2014. — 144 с.
19. Система средств массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
20. Могилевская Э. В. Типологические признаки информационных агентств в Интернете / Э. В. Могилевская // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. — 2008. — № 1. — С. 207-213.
21. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития : отрасл. докл. / под общ. ред. В. В. Григорьева. — М. : Федер. агентство по печати и мас. коммуникациям, 2013. — 92 с.
REFERENCES
1. Bakhus A. O. Regionalnoe televidenie kak element formirovania socialno-kulturnogo prostranstva. Kand. Diss. [Regional televisión as element of socio-cultural space formation. Cand. Diss.]. Moscow, 2013. 178 p.
2. Vyrkovskii A.V., Makeenko M. I. Regionalnoe televidenie Rossii na poroge tsifrovoy epokhi [Russian regional television on a threshold of a digital era]. Moscow, MediaMir Publ., 2014. 178 p.
3. Dvoretskaya N. I. Regionalnoe televidenie kak faktor dukhovno-nravstvennogo vospi-taniya lichnosti (Belgorodskoe TV. 1993—2003 goda). Avtoref. Kand. Diss. [Regional television as factor of spiritual and moral education of the personality education ((Belgorod TV. 1993-2003). Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2004. 27 p.
4. Dugin E. Ya. Mestnoe televidenie: tipologiya, factori i uslovia formirovania program [Local television: typology, factors and conditions of programs formation]. Lomonosov Moscow State University Publ., 1982. 103 p.
5. Ershov Yu. M. Regionalnoe televidenie v rossiiskoi mediasisteme. Avtoref. Dokt. Diss. [Regional television in the Russian media system. Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2012. 44 p.
6. Konovalova O. V. Osnovnie tendentsii razvitiya regionalnogo televidenia v sovremen-nikh usloviakh. Dokt. Diss [Main trends in the development of regional television in modern conditions. Doct. Diss.]. Moscow, 1999. 287 p.
7. Dragunov A. V. Jurnalistskoe obrazovanie i regionalnaya pressa: partnerstvo i vzaimov-liyanie (iz opyta sotrudnichestva fakul'teta zhurnalistiki i oblastnoi gazety «Yuzhnoural'skaya panorama») [Journalistic education and regional press: partnership and interference (from experience of cooperation of faculty of journalism and the regional newspaper «Yuzhnouralskaya Panorama»)]. Chelyabinsk, South Ural State University Publ., 2012. 256 p.
8. Myasnikov Yu. N. Kompleksnoe modelirovanie gazet regiona: kontseptsia, metodica, opit. Avtoref. Kand. Diss. [Complex modeling of the region newspapers: concept, technique, experience. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 1992. 19 p.
9. Oleshko V. F. Tendentsii razvitiya molodejnoi pechati Urala vtoroi polovini 80-kh go-dov. Avtoref. Kand. Diss. [Tendencies of the Urals youth press development of the second half of the 80th years. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 1992. 22 p.
10. Chemyakin Yu. V. Regionalnaya pressa kak organizator politicheskogo dialoga. Avtoref. Kand. Diss. [Regional press as organizer of political dialogue. Cand. Diss. Thesis]. Yekaterinburg, 2003. 20 p.
11. Demina I. N. Media system transformation: General approaches and technological aspect. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 2 (70), pp. 159-163. (In Russian).
12. Karpova T. B. Discourse of network mass media. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaya i zarubezhnaya filologiya = Perm University Bulletin. Russian and Foreign Philology, 2006, no. 2, pp. 19-24. (In Russian).
13. Lazutkina E. V. Internet mass-media of the Astrakhan region: state and prospects of development. Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura = The Caspian Region: Politics, Economics, Culture, 2008, no. 2, pp. 46-51. (In Russian).
14. Osipov G. V. Rabochaya kniga sociologa [Sociologist's Workbook]. Moscow, Editorial URCC Publ., 2003, 477 p.
15. Bol'shakov P. V. Vsya pressa Yuzhnogo Urala: 1838-2006 [All press of South Ural: 1838-2006]. Chelyabinsk, South Ural State University Puibl., 2014, 250 p.
16. Shesterkina L. P. List of the leading mass media of Chelyabinsk region. In Shesterkina L. P. Regional'nye SMI v usloviyakh konvergentsii (na primere Chelyabinskoi oblasti) [Regional mass media in the conditions of convergence (on the example of Chelyabinsk region)]. Chelyabinsk, South Ural State University Publ., 2014, pp. 234-243. (In Russian).
17. Ivashkina O. Mediareklamnyi rynok Chelyabinska: sotsial'no-ekonomicheskie osoben-nosti regiona [Media advertizing market of Chelyabinsk: social and economic features of the region]. Available at: http://www.sostav.ru/publication/mediareklamnyj-rynok-chelyabins-ka-13325.html. (In Russian).
18. Vyrkovskii A. V., Makeenko M. I. Regional'noe televidenie Rossii na poroge tsifrovoi epokhi [Russian regional television on a threshold of a digital era]. Moscow, MediaMir Publ., 2014. 144 p.
19. Zasurskii Ya. N. Sistema sredstv massovoi informatcii Rossii [System of mass media of Russia]. Moscow, Aspect Press, 2003. 259 p.
20. Mogilevskaya E. V. Typical signs of news agents in internet. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2008, no. 1, pp. 207-213. (In Russian).
21. Grigor'ev V. V. (ed.). Rossiiskaya periodicheskaya pechat: sostoyanie, tendentsii I perspektivi razvitiya [Russian periodicals: State, tendencies and prospects of development]. Moscow, Federal Agency for Press and Mass Communications Publ., 2013, 92 p.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Лободенко Л. К. Интернет-СМИ региона в контексте развития информационно-коммуникативного пространства / Л. К. Лободенко, И. М. Баштанар // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 3. — С. 451-465. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(3).451-465.
REFERENCE TO ARTICLE
Lobodenko L. K., Bashtanar I. M. Region internet mass media in the context of information and communicative space. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 3, pp. 451-465. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(3).451-465. (In Russian).