Научная статья на тему 'Восприятие корруп0ии студентами экономических направлений подготовки'

Восприятие корруп0ии студентами экономических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КОРРУПЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / STUDENTS / CORRUPTION / SOCIOLOGICAL POLL / EDUCATIONAL PROCESS / LEGAL LITERACY / ECONOMIC FIELDS OF STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарькин Игорь Николаевич, Медведева Линара Марсовна

В данной статье анализируется уровень восприятия коррупции у студентов Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства на основе социологического опроса, проведённого Центром практики студентов и содействия трудоустройству выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION ACCEPTANCE BY STUDENTS OF ECONOMIC FIELDS OF STUDY DIRECTION OF PREPARATION

This paper analyzes the level of corruption acceptance by the students of the Institute of Economics and Management of Penza State University of Architecture and Construction on the basis of a sociological poll conducted by the Centre of Students Work Experience and Graduates Employment Promotion.

Текст научной работы на тему «Восприятие корруп0ии студентами экономических направлений подготовки»

YAK 303.425.6-057.875 ББК 74.480.43+60.506

И.Н. ГАРЬКИН, ВОСПРИЯТИЕ КОРРУПУИИ СТУДЕНТАМИ

A.M. МЕДВЕДЕВА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

I.N. GARKIN, CORRUPTION ACCEPTANCE BY STUDENTS

L.M. MEDVEDEVA OF ECONOMIC FIELDS OF STUDY

DIRECTION OF PREPARATION

В данной статье анализируется уровень восприятия коррупции у студентов Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства на основе социологического опроса, проведённого Центром практики студентов и содействия трудоустройству выпускников.

This paper analyzes the level of corruption acceptance by the students of the Institute of Economics and Management of Penza State University of Architecture and Construction on the basis of a sociological poll conducted by the Centre of Students Work Experience and Graduates Employment Promotion.

Ключевые слова: студенты, коррупция, социологическое исследование, образовательный процесс, правовая грамотность, экономические специальности.

Key words: students, corruption, a sociological poll, educational process, legal literacy, economic fields of studies.

Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (далее ЦПСиСТВ ПГУАС) реализует проект «Молодежная школа антикоррупционной политики» (далее МШАП) [3]. Цель проекта - формирование гражданской активной гражданской позиции и антикоррупционного мировоззрения у молодёжи.

В рамках проекта ПГУАС для изучения социального восприятия понятия «коррупция» был проведен социологический опрос студентов Института экономики и менеджмента (далее ИЭиМ). Цель опроса - изучить отношение студентов к явлениям коррупции, мнение о возможных способах борьбы с ней, готовность к противодействию данному явлению, выработать план работы в рамках МШАП. Особенно актуальны вопросы понятия и восприятия коррупции для студентов экономических специальностей в связи с высоким процентом выпускников, поступивших после окончания ВУЗа на государственную или муниципальную службу [1]. В опросе приняли участие студенты ИЭиМ второго, третьего и четвертого курсов (всего 100 человек), из них: 53 % - 19-летние студенты, 17 % - 18-летние, 16 % - 21-летние, 14 % - 20-летние (диаграмма 1). Так как общее количество студентов ИЭиМ не превышает 300 человек, можно утверждать, что выборка достаточна для объективной оценки уровня восприятия коррупции. Состав респондентов по направлениям подготовки следующий: «Экономика» - 49 %, «Маркетинг» - 17 %, «Менеджмент» - 24 %, «Управление персоналом» - 10 % (диаграмма 2).

Возраст студентов, %

Диаграмма 2 Состав студентов по направлениям подготовки, %

□ «Экономика»

□ «Маркетинг»

□ «Менеджмент» 24%

■ «Управление персоналом»

17%

Респондентам было предложено выбрать несколько понравившихся вариантов ответов, что в дальнейшем позволило выявить наиболее популярные ответы.

Опрос показал (диаграмма 3), что у студентов нет четкого представления о коррупции, но абсолютное большинство (97 %) считает, что это взяточничество; 25 % считают, что это злоупотребление (превышение) властных (служебных) полномочий; 22 % выбрали вариант «казнокрадство»; 20 % - злоупотребление властью; 10% - превалирование личного интереса над общественным; а 8% респондентов склонились к варианту «организованная преступность».

Диаграмма 3 Соотношение мнений о понятии коррупции, %

Понятие коррупции

1 взяточничество

□ злоупотребление (превышение) впастных(служебных) полномочий

]казнокрадство

ЕЗ злоупотребление властью

3 превалирование личного интереса над общественным

а организованная преступность

Большинство респондентов знают о существовании коррупции в правоохранительных органах (71 %), в высших эшелонах власти в центре и на местах (73 %), о мелких поборах с населения (35 %), также примерно треть респондентов считают, что коррупционным явлениям подвержены шоу-бизнес, спорт (47 %) и коммерческие или иные организации (46 %) (диаграмма 4).

Диаграмма 4

80,00% 70,00%-60,00% 50,00%-40,00% 30,00%-20,00% 10,00%-0,00%

Виды коррупции, %

□ коррупция в правоохранительных органах

□ в высших эшелонах власти в центре и на местах

□ мелкие поборы с населения

■ шоубгонес и спорт

■ коммерческие или иные организации

По мнению студентов, коррупции и взяточничества больше всего в «верхах» (70 %), «низовые органы власти» мало подвержены таким явлениям (15%), затруднились ответить 15% (диаграмма 5).

Диаграмма 5

Подверженность уровней власти коррупции, %

15,00% 15,00%

70,00%

Н низовые органы власти

@ верхние органы власти

В затруднились ответить

Все опрошенные согласились с тем, что коррупция порождает многочисленные проблемы в обществе. Во-первых, теряется доверие к власти и неэффективно распределяются бюджетные средства (по 54 %); во-вторых, происходит спад экономики страны в целом (36 %); в-третьих, растет теневая экономика (48 %); в-пятых, происходит монополизация экономики (6 %) (диаграмма 6).

Последствия коррупции, %

54.00%54.00%

60.00° о п

50.00% 40.00% 30.00° о-

20.00% ............

0.00" о

теряется доверие к власти

растет теневая экономика

И теряется доверие к власти

О неэффективно

распределяются бюджетные средства

Ш происходит спад экономики страны в целом

□ растет теневая экономика

I происходит монополизация экономики

Опрос показал, что практически каждый второй сталкивался когда-нибудь с явлениями коррупции (52 %); 40 % не сталкивались и 8 % затруднились ответить (диаграмма 7).

Диаграмма 7

Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли вы с коррупцией?», %

8,00%

40,00%

52,00%

I сталкивались

I не сталкивались

I затруднились ответить

Анкетирование показало (диаграмма 8), что сферами, наиболее подверженными коррупции, являются:

1. Властные структуры (85 %);

2. Органы правопорядка (65 %);

3. Образование (42 %);

4. Здравоохранение (32 %);

5. Экономика (1 %).

Сферы, подверженные коррупции, %

90,00% 80,00% 70,00% 60.00% 50,00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00%

Ы властные структуры ЕИ органы правопорядка образование здравоохранение экономика

Довольно значительная часть опрошенных (63 %) затрудняются в формулировании предложений по борьбе с коррупцией. Ужесточить законодательство и ввести смертную казнь предложили 16 % респондентов; сменить власть - 3 %, воспитывать поколение с антикоррупционным мировоззрением - 4 %, проводить более тщательные проверки - 4 %, самостоятельно бороться («не брать и не давать взятки») - 2 %, 8 % опрошенных считают, что проблему коррупции решить невозможно (диаграмма 9).

Диаграмма 9

Методы борьбы с коррупцией, %

Большая часть опрошенных (60 %) оказалась очень активной и согласна участвовать в противодействии коррупции (диаграмма 10).

Диаграмма 10 Готовность к участию в борьбе с коррупцией

В согласны ■ не согласны

Участвовать в деятельности общественных организаций [2] готовы 57 % респондентов, в просветительской работе - 12 %; в народной экспертизе - 13 %.

Таким образом, социологическое исследование показало, что студенты осведомлены о понятии коррупции, ее негативных последствиях и готовы к активной борьбе с ней.

Литература

1. Володина, Н.А. Подготовка выпускников строительного вуза к государственной службе: проблемы и пути решения [Текст] / Н.А. Володина, И.Н. Гарькин, Л.М. Медведева // Успехи современной науки. - № 9. - Т. 1. -2016. - С. 169-171.

2. Гарькин, И.Н. Роль общественных организаций в развитии строительного комплекса [Текст] / И.Н. Гарькин, И.А. Гарькина // Молодой ученый. - 2014. -№ 5. - С. 440-442.

3. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников [Текст] / С.А. Болдырев [и др.] // Региональная архитектура и строительство. - 2016. - № 3. - С. 187-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.