ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Кондраль Д. П.
кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и методологии образования, Ухтинский государственный технический университет (Россия), 169314, Россия, г Ухта, ул. Первомайская, 13, lbvf17@gmail.com
Флоря В. М.
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии и методологии образования, Ухтинский государственный технический университет (Россия), 169314, Россия, г. Ухта, ул. Первомайская, 13, florya.vas@yandex.ru
Шилова С. В.
кандидат технических наук, доцент, директор Института фундаментальной подготовки, Ухтинский государственный технический университет (Россия), 169314, Россия, г. Ухта, ул. Первомайская, 13, florya.vas@yandex.ru
УДК 378(470)
ББК 74.484(2Рос)
Цель. Анализ актуальных проблем борьбы с коррупцией в системе высшего образования России.
Методы. Проведено социологическое исследование, касающееся отношения студентов Ухтинского государственного технического университета к вопросам борьбы и противодействию коррупции в высшей школе.
Результаты и научная новизна. Исследована и раскрыта роль и значимость работы по борьбе с коррупцией в системе высшего образования в частности и нашем обществе в целом. Дан анализ возникновения причин и основных форм проявления этого негативного для социума явления, были предложены основные направления и средства в борьбе с коррупцией в образовании. Авторы статьи полагают, что существующие в настоящее время возможности определения и расследования коррупционно составляющих дел весьма сложны. Это направление деятельности диктует необходимость создания и принятия ряда специальных законов, в содержании которых бы учитывались соответствующие условия, подходы и нормы в борьбе с различными формами коррупции в системе га высшего образования России. Авторы делают вывод, что со стороны государственных органов и общественных структур должны быть разработаны и реализованы мероприятия по выработке среди учащейся молодежи негативного отношения к коррупции, активизации деятельности правоохранительных органов по противодействию о этому негативному явлению в образовательной среде, а также активное внедрение в практику борьбы с корруп- ш цией современного опыта использования новейших технологий. §
Э
Ключевые слова: коррупция, система высшего образования, взяточничество, мошенничество, образователь- §
ные услуги. ®
а
0
1
FIGHT AGAINST CORRUPTION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA §
■0 s
Kondral D. P. £
t
candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and Methodology of Education, Ukhta ;§ State Technical University (Russia), 169314, Russia, Ukhta, Pervomayskaya str., 13, lbvf17@gmail.com ©
Кондраль Д. П., Флоря В. М., Шилова С. В.
Florya V. M.
doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Philosophy and Methodology of Education, Ukhta State Technical University (Russia), 169314, Russia, Ukhta, Pervomayskaya str., 13, florya.vas@yandex.ru
Shilova S. V.
candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Fundamental Training, Ukhta State Technical University (Russia), 169314, Russia, Ukhta, Pervomayskaya str., 13, florya.vas@yandex.ru
Purpose. The analysis of actual problems of fight against corruption in the higher education system of Russia.
Methods. Sociological study concerning the attitudes of students of Ukhta state technical University on fighting and combating corruption in higher education.
Results and scientific novelty. It studies and reveals the role and significance of the work to combat corruption in the higher education system in particular and our society in General. The analysis of emergence reasons and main forms of manifestation of this negative phenomenon of society, were the main directions and means to fight corruption in education. The authors believe that currently our ability to identify and investigate corrupt elements of cases very difficult. This activity dictates the necessity of creation and adoption of a number of special laws, which would take into account the appropriate conditions, attitudes and norms in the fight against various forms of corruption in higher education system of Russia. The authors conclude that the part of state bodies and public structures should be designed and implemented activities for the development among students negative attitude to corruption, enhancing law enforcement activities to counter this negative phenomenon in the educational environment, as well as the active implementation in practice of the fight against corruption of modern experience using the latest technologies.
Key words: corruption, higher education system, bribery, fraud, educational services.
О коррупции и связанных с ней проблемах известно обществу еще с древних времен. Эта проблема касается не только нашей страны, она воспринимается многими странами мира как неприятная реальность. В начале нового тысячелетия фиксируется все возрастающий интерес к коррупции со стороны исследователей. Их внимание к коррупции стимулируется скорее интересом со стороны общественных сил к осуществлению реформ, необходимости их подготовки и проведения, нежели к самому предмету исследования. Отмечено, что именно в периоды реформирования общества, в периоды кризисов, которые преодолевают страны в поисках выхода из экономического тупика, наблюдается рост интереса к проблемам коррупции в социальных науках.
Сегодня стремительный рост мировых процессов глобализации и развитие рыночных отношений в России вызваны изменением существующих и возникновением новых других угроз безопасности, прежде всего, в сфере экономики. Особенно опасны угрозы связанные с различными коррупционными схемами, которые наблюдаются во всех отраслях экономической жизни страны, в системе органов управления, и при этом они создают основную опасность экономической безопасности для государства. Как заметил Президент РФ В. В. Путин на заседании коллегии ФСБ России 26 марта 2015 года, «борьба с коррупцией продолжает оставаться одним из приоритетных направлений
работы» [1]. Коррупция тесно взаимосвязана с такими социальными институтами как институты политики, экономики, культуры и др. Ее можно охарактеризовать социальными действиями, носящими долговременный и регулярный характер, а также проявлением определенных коррупционных схем, которые общественность стала называть теневыми, экономическими преступлениями, махинациями в финансовой сфере.
Все вышеуказанные факторы, определяющие высшие ступени коррупции в России, в конечном счете, неминуемо ведут к утрате нашей страной своей инвестиционной привлекательности. Конкретно здесь уместно указать на сложившуюся систему коррупционности в сфере образования и, прежде всего, в высшей школе, которая определяется низкими рейтингами российских вузов для получения высшего образования иностранными студентами. Наметившаяся тенденция сокращения численности обучающейся иностранной молодежи в государстве определенно приводит к падению престижа всей высшей школы России. Отсюда проблемы коррупции в системе образования в нашей стране по-прежнему остаются острыми и актуальными.
На наш взгляд, для того чтобы исключить всякие возможные предпосылки возникновения коррупционных, мошеннических и других схем в сфере образования, необходимо создать в стране следующие условия:
• обеспечение равного доступа в приобретении образования;
Кондраль Д. П., Флоря В. М., Шилова С. В.
• установление соответствующих критериев отбора получения высшего образования, основанных на принципах честности и прозрачности;
• осуществление государственной аккредитации вузов страны через объективную оценку системы принятых профессиональных стандартов и открытых для общедоступного оглашения;
• получение на основе равенства и честности образовательных услуг в высшей школе.
Сегодня объективная реальность, связанная с высшим профессиональным образованием, не позволяет получить и определить качество работы во многих учебных заведениях страны из-за отсутствия эффективного контроля над процессом обучения со стороны общественности. Здесь фиксируются низкие результаты работы профессиональных образовательных организаций, в каждом сегменте процесса образования устанавливаются свои стандарты, контроль за которыми с каждым годом ослабевает.
Сложившаяся практика в системе образования, когда Министерство образования и науки, с одной стороны, создает и внедряет профессиональные стандарты образования, а, с другой, само осуществляет контроль за его выполнением, для вузов страны становится пагубной. По мнению авторов, должна быть создана система независимых экспертных учреждений, которые наряду с Министерством образования и науки смогли бы эффективно контролировать реализацию образовательных профессиональных стандартов. Именно эти меры позволят, как нам кажется, исключить всякую монополию Министерства над созданием и последующим контролем выполнения образовательными организациями профессиональных стандартов в сфере образования.
Рассматривая коррупцию с точки зрения морально-этических причин, можно утверждать, что она стала обыденным явлением нашей действительности и, в том числе, составной частью всего высшего профессионального образования. Прежде всего, это определяется достаточно невысокими показателями привлечения к ответственности виновных из-за трудности сбора доказательной базы в фактах дачи и получения взяток, например.
Авторы статьи исходят из того, что коррупция - это социальное зло, факт использования служебного положения в корыстных целях. Наличие коррупции в образовательных учреждениях препятствует возможности выполнять ими свои образовательные функции в полной мере, так как в итоге на рынок труда все больше начинает поступать молодых специалистов, не соответствующих требованиям высшей школы. От такой политики государство с каждым годом начинает ослабевать. Поэтому на этот важный аспект образования стоит обратить особое внимание в плане разработки меха-
низмов борьбы с коррупцией. Необходимо исключить практику, когда полученный опыт коррупционных взаимоотношений в высшей школе студентом в последующем переносится в его дальнейшую профессиональную деятельность, нанося вред и ущерб развитию страны.
У большинства молодых людей сложилось убеждение, что наличие диплома о высшем образовании создаст им предпосылки для последующего светлого и безбедного существования. Эта мысль закладывается в их сознание с самого рождения. Поэтому зачастую мы вынуждены констатировать наблюдающуюся картину «школьных неудачников» в высшей школе не ради получения хорошего образования, а лишь в желании иметь диплом о высшем образовании. И здесь абсолютно не важно, каким образом или путем они его приобретут. Мы вынуждены отметить: забыто основное требование для всякого обучающегося, которое заключается в том, что весь процесс обучения должен быть построен на основе колоссального труда студента в изучении различных учебных дисциплин и предметов, в знакомстве с научной литературой, авторами научных трудов, а так же в осознании того, что только настоящие полученные знания и компетенции позволят выпускнику вуза добиться успехов в профессиональной сфере.
В данной ситуации, по нашему мнению, со стороны государственных органов управления и общественных структур должны быть разработаны и реализованы следующие мероприятия:
Во-первых, стоит выработать в умах еще школьников негативное отношение к такому явлению как коррупция. Сделать это можно путем создания и проведения различных мероприятий, в процессе которых юношам и девушкам необходимо объяснять насколько опасна и губительна может оказаться коррупционная деятельность как для жизни человека, так и для развития всего государства. Таким образом, на первый план выдвигается задача антикоррупционного просвещения [2].
Во-вторых, не менее важным аспектом является деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. На наш взгляд, стоит создать систему материальной заинтересованности у работников правоохранительных органов в борьбе по противодействию коррупции посредством постоянного премирования и поощрения за раскрытое дело о получении, либо даче, взятки должностным лицом [3].
В-третьих, необходимо активно внедрять в практику противодействия коррупции в РФ основные принципы зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность [4].
В-четвертых, следует создать некий свободный источник общественного мнения во всех учебных заведениях (газету или журнал), в котором граждане России могли бы указывать на какие аспекты стоит обра-
Кондраль Д. П., Флоря В. М., Шилова С. В.
тить внимание правительства в процессе разоблачения коррупционной деятельности в сфере образования [5].
Согласно данным социологического опроса, проведенного методом анкетирования инициативной группой преподавателей Ухтинского государственного технического университета в период со 2 по 27 апреля 2018 года, 100 % опрошенных респондентов ответили положительно на вопрос о том, знают ли они, что собой представляет коррупция. По их убеждению коррупция это такое негативное явление, с которым общество должно вести постоянно непримиримую борьбу. Выборочная совокупность составила 300 человек. Респондентами исследования выступили студенты и аспиранты различной возрастной категории университета.
В результате опроса было установлено, что основными источниками информации о коррупционных отношениях служат средства массовой информации (81 %), правоохранительные органы (16 %) и по 1,5 % из числа опрошенных студентов указали на свой личный опыт и опыт родных, друзей, знакомых.
На вопрос: «Какому из уровней властей Вы больше всего доверяете?», более половины опрошенных (61 %) указали на федеральные власти, 29,7 % респондентов отметили региональные и 5,4 % из числа опрошенных выразили доверие муниципальным властям. В то же время настораживает тот факт, что 3,9 % опрошенных студентов и аспирантов университета выразили свое полное недоверие работы чиновников данных уровней властей. И основными причинами недоверия к властям они видят в коррупции власти (64 %), низкой морали (19 %) и неэффективной деятельности всех уровней власти (17 %).
При определении частоты распространенности взяточничества как одного из проявлений коррупции в повседневной жизни мнения респондентов примерно разделились поровну: 51 % из числа опрошенных отметили взяточничество как частое явление, в то время как 49 % указали на его редкое проявление в нашей действительности. В тоже время все эти категории респондентов (100 %) считают коррупцию серьезной проблемой, и главными факторами ее распространения обучающаяся молодежь назвала несовершенство законодательства (39 %), отсутствие честных и принципиальных людей в органах власти (33 %) и недостаток контроля со стороны всех ветвей власти (28 %).
Бездействие или недостаточно активная работа всех государственных структур власти, направленная на противодействие коррупции, неминуемо приведет, по мнению одной трети опрошенных респондентов, не только к потере доверия граждан к государству, но и подорвет саму основу существования страны (33 %). Кроме того, главными последствиями коррупции студенческая молодежь также считает нарушение прав людей (27,3 %), социальное расслоение населения
(24 %), рост преступности (15,7 %). При этом абсолютное большинство из числа опрошенных респондентов (62 % против 38 %) выразили сомнение в возможности органов государственной власти и управления решить проблему коррупции в стране.
Обучающаяся молодежь университета, принявшая участие в опросе, полагает, что в вопросе борьбы с этим социальным злом должна вместе со всем обществом занять активную гражданскую позицию. Однако заявлять о случаях коррупции в органы власти предпочтут анонимно 59 %, не анонимно 40,3 % и лишь 0,7 % респондентов отказались от всякой возможности заявить властям об известных фактах коррупции. Здесь среди различных ветвей власти у респондентов при возможности сообщить о случаях коррупции наибольшее доверие вызывают такие органы власти как прокуратура (31 %), ФСБ (28,4 %), средства массовой информации (18,7 %), государственные органы власти (11,2 %), муниципальные органы власти (9,4 %), МВД (1,3 %).
Предпосылкой возникновения коррупционных проявлений, как показало исследование, является неадекватность наказания за имеющие место факты коррупции. Достаточно часто среди мер борьбы с коррупцией встречаются различные мнения и суждения: ужесточение наказания за коррупцию (29,5 %), подача чиновниками сведений о доходах (23,9 %), общественное осуждение коррупционеров (17,4 %), пропаганда нетерпимости к коррупции (13,3 %), поднятие культурного уровня граждан (11,4 %), предоставление услуг в электронном виде (4,1 %). И лишь 0,4 % опрошенных респондентов считает, что никакие меры, предпринимаемые в нашем обществе, не помогут исправить ситуацию в этом направлении.
На вопрос: «Сталкивались ли Вы с проявлениями коррупции в Ухтинском государственном техническом университете?» значительное большинство респондентов (87 %) дали отрицательный ответ, 8,4 % опрошенных затруднились с ответом. Однако 4,6 % студентов и аспирантов, принявших участие в опросе, отметили, что с фактом проявления коррупции сталкивались в университете один раз. И основными причинами проявления коррупции, с которыми они столкнулись в университете, были названы: злоупотребление служебным положением (9 %), недобросовестное исполнение обязанностей (7 %), подношение, подарок (6 %), вымогательство взятки (3 %), получение, дача взятки (1,5 %), получение иной выгоды (0,6 %). У 72,9 % респондентов этот вопрос вызвал затруднения с ответом. Отказ назвать проявления коррупции в вузе вызван страхом репрессий перед администрацией университета и боязнью уголовной ответственности.
Сами последствия от коррупционных отношений в системе высшего образования могут быть сглажены,
Кондраль Д. П., Флоря В. М., Шилова С. В.
как считают опрошенные респонденты, если сами обучающиеся, их преподаватели, администрация вузов сообща примут участие в профилактике и борьбе с коррупцией. Среди мероприятий в профилактике и борьбе с коррупцией, по их мнению, должны быть: не давать взятки (27 %), не практиковать «подношения» (24 %), проводить разъяснительную работу (21 %), заявить в правоохранительные органы (18 %), позвонить на телефон доверия» (10 %).
Литература:
1. Стенограмма заседания коллегии ФСБ России 26 марта 2015 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/49006/videos (дата обращения 05.11.2017).
2. Логунова Е. Г. Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа [электронный ресурс]. URL: http://www.journal-discussion.ru/ publication.php?id=1610 (дата обращения 05.11.2017).
3. Воронцов С. А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.
4. Аксенов И. А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России // Юрист. 1999. № 10. С. 20-24.
5. Воронцов С. А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.
References:
1. Transcript of the meeting of the board of the FSB of Russia of 26 March 2015 [e-resource]. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/49006/videos (date of reference 05.11.2017).
2. Logunova E. G. The problem of corruption in education: the experience of sociological analysis. [e-resource]. URL: http://www.journal-discussion.ru/publication. php?id=1610 (date of reference 05.11.2017).
3. Vorontsov S. A. On the organization of anti-corruption education in the Russian Federation // North Caucasus Legal Journal. 2015. № 1. P. 105-111.
4. Aksenov I. A. Criminalization of the economy as a threat to the economic security of Russia // Lawyer. 1999. № 10. P. 20-24.
5. Vorontsov S. A. On the use in countering corruption in Russia, the basic principles of foreign anti-corruption technologies that have shown high efficiency // Law-Pra-vedov. 2011. № 1. P. 88-94.