восприятие будущего в процессе занятии физкультурно-спортивной деятельностью: проблемы и перспективы
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 30.10.2019 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Яковлев1
Доктор педагогических наук, профессор Е.П. Врублевский2, 3
Кандидат педагогических наук, доцент В.И. Стадник1
А.А. Кравченин1
Магистр М.А. Яковлева4
Магистрант Н.А. Глушенко5
1 Полесский государственный университет, Пинск, Республика Беларусь
2 Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Республика Беларусь
3 Зеленогурский университет, Зеленая Гура, Польша
4 Смоленский государственный университет, Смоленск
5 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
perception of future in physical education and sports process: problems and prospects
PhD, Associate Professor A.N. Yakovlev1 Dr.Hab., Professor E.P. Vrublevsky2, 3 PhD, Associate Professor V.I. Stadnik1 A.A. Kravchenin1 Master M.A. Yakovleva4 Master student N.A. Glushenko5
1 Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
2 Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, Republic of Belarus
3 Zelenogur University, Zelenaya Gora, Poland
4 Smolensk State University, Smolensk
5 Far Eastern Federal University, Vladivostok
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявить психолого-педагогические особенности формирования восприятия будущего в юношеском периоде в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты дневного обучения 17-20 лет, обучающиеся в Смоленской академии профессионального образования (ОГБПОУ СмолАПО) и занимающиеся различными видами спорта (п=47). В определении креативности как черты характера приняли участие юноши (п=18) и девушки (п=17) г. Смоленска, ученики 10-го класса в возрасте 15-16 лет, посещающие спортивные секции по игровым видам.
Результаты исследования и выводы. Определены уровни общего показателя осмысленности жизни, индекса общей жизненной удовлетворенности и иррациональных установок студентов вуза, выявлена корреляционная связь между шкалами иррациональных установок и уровнем индекса жизненной удовлетворенности.
Ключевые слова: иррациональное, креативность, физкультурно-спортив-ная деятельность, характер, юношеский возраст.
Annotation
Objective of the study was to identify the psychological and pedagogical features of the formation of perceptions of the future in the youthful period in the process of physical education and sports activities.
Methods and structure of research. The study involved full-time students of 17-20 years old, studying at Smolensk Academy of Professional Education and involved in various sports (n = 47). In the definition of creativity as character traits, young men (n = 18) and girls (n = 17) from Smolensk, 10th grade students aged 15-16 years, attending sports sections by game types took part. Results of the study. The levels of the general indicator of meaningfulness of life, the index of general life satisfaction and the irrational attitudes of university students are determined, the correlation between the scales of irrational attitudes and the level of the index of life satisfaction is revealed. Conclusions. Studies have shown that in the 10th grade, students with a hyperthymic type of accentuation come out in first place (34%). 23% belong to the cyclothymic type of personality accentuation, and the emotive type is typical for 20 percent of school graduates involved in sports.
Keywords: irrational, creativity, physical education and sports activities, character, youthful age.
Введение. Процесс онтогенеза имеет свои закономерности и последние наиболее ярко выражены в юношеском возрасте (15-20 лет), для которого характерен сформиро-
вавшейся должный уровень интеллектуального потенциала и ментальный опыт, отраженный в индивидуальных особенностях с позиций сформированного внутреннего мира [9,
98 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary
http://www.teoriya.ru
13, 14]. Несмотря на наличие научных работ, отражающих соотношение рационального и иррационального в юношеском возрасте, до сих пор продолжаются дискуссии в силу разноаспектного характера областей знаний [7, 8]. При этом типология ответственности личности и профессиональная идентичность [4-6, 8] зависят от категорий «рациональное», «иррациональное». Под влиянием физкультурно-спортивной деятельности и внешних факторов меняются потребности, определяющие градацию «ценность или статус» для личности. Процесс ощущения собственного тела в условиях выполнения двигательных действий, связанных с проявлением психологических особенностей личности [11, 12, 10] (игровое амплуа в соревновательной деятельности, личные соревнования циклического и ациклического характера), «встраивает» ее в социум эффективного функционирования общества [1-3].
Наличие противоречий, сложившихся в современном обществе и учреждениях образования, позволяет направить наши усилия на изучение рационального и иррационального в аспекте взаимоотношений личности и социума.
Цель исследования - выявить психолого-педагогические особенности формирования восприятия будущего в юношеском периоде в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты дневного обучения 17-20 лет, обучающиеся в Смоленской академии профессионального образования (ОГБПОУ СмолАПО) и занимающиеся различными видами спорта (п=47). В определении креативности как черты характера приняли участие юноши (п=18) и девушки (п=17) г. Смоленска, ученики 10-го класса в возрасте 15-16 лет, посещающие спортивные секции по игровым видам.
Результаты исследования и их обсуждение. Соотношение рационального и иррационального в юношеском возрасте до сих пор не выяснено, в силу того что юношеский возраст характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, когда уже имеется ментальный опыт и индивидуальность рассматривается через призму его внутреннего мира и сформированного двигательного навыка.
Тест смысложизненных ориентации [6] отражает цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь, общий показатель осмысленности жизни. В табл. 1 представлен выявленный уровень общего показателя осмысленности жизни учащихся ОГБПОУ СмолАПО, г Смоленска.
Как видно из табл. 1, высокий уровень общего показателя осмысленности жизни имеют 4% испытуемых, средний уровень общего показателя осмысленности жизни характерен для 68% тестируемых и 28% имеют низкий уровень общего показателя осмысленности жизни.
В табл. 2 представлен уровень индекса общей жизненной удовлетворенности. Полученные с помощью методики данные отражают интерес к жизни, последовательность в достижении целей, согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Оценивается положительная оценка себя и собственных поступков, общий фон настроения, индекс жизненной удовлетворенности, выявленный уровень индекса общей жизненной удовлетворенности.
Как видно, высокий уровень индекса общей жизненной удовлетворенности имеют 28% тестируемых, у 32% опреде-
лен средний уровень индекса общей жизненной удовлетворенности, а у 40% юношей и девушек наблюдается низкий уровень индекса общей жизненной удовлетворенности.
Использование методики диагностики А. Эллиса [10] дало возможность выделить уровни иррациональных установок Так, высокий уровень выраженности наличия иррациональной установки (катастрофизация) имеют 81% девушек и юношей. У 77% наблюдается высокий уровень выраженности установки-должествование в отношении себя. Такой же уровень выраженности наличия иррациональной установки (должествование в отношении других) у 43%. По шкале «самооценка и рациональность мышления» высокий уровень имеют также 43%, а у 24% студентов отмечен высокий уровень наличия иррациональной установки (фрустрационная толерантность).
Средний уровень выраженности наличия иррациональной установки «фрустрационная толерантность» наблюдается у 75% обследуемых, а у 57% юношей и девушек выявлен средний уровень по шкале «самооценка и рациональность мышления». Такой же процент наблюдается и по шкале «должествование в отношении других». При этом 23% имеют средний уровень выраженности наличия иррациональной установки (должествование в отношении себя), а у 19% имеется средний уровень выраженности наличия иррациональной установки (катастрофизация). Низкий уровень выраженности наличия иррациональной установки (фрустрационная толерантность) имеют только 2% студентов.
Выявлена корреляционная взаимосвязь между шкалой «катастрофизация» и уровнем индекса жизненной удовлетворенности умеренной силы при коэффициенте, равном 0,363. При наличии данной иррациональной установки людям свойственно каждое неблагоприятное событие оценивать как нечто ужасное и мучительное. Преобладание такой установки отражает тот факт, что уровень удовлетворенности жизни будет иметь у их представителей низкий результат.
Также интересна сила взаимосвязи между шкалой «фрустрационная толерантность» и уровнем индекса жизненной удовлетворенности (г=0,692). Шкала «фрустрационная толерантность» показывает уровень стрессоустойчивости субъекта, то, в какой степени личность справляется с переносимостью различных фрустрационных состояний. Кроме того, была выявлена умеренная корреляционная взаимосвязь между шкалой «фрустрационная толерантность» и уровнем общего показателя осмысленности жизни (г=0,489). При этом наблюдается относительно высокая корреляционная взаимосвязь между шкалой «самооценка и рациональность мышления» и уровнем индекса жизненной удовлетворенности (г=0,746).
В условиях функционирования системы образования пристальное внимание ученых обращено к проблемам креативности, как черты характера личности [14, 15].
Исследование показало, что в 10-м классе на первое место выходят обучающиеся с гипертимическим типом акцентуации - 37%, у 20% выявлен эмотивный тип, а у 11% - демонстративный тип акцентуации личности. Аффективно-экзальтированный и циклотимический типы акцентуации личности наблюдаются у 8%, застревающий и возбудимый - у 6, а у 4% выявлен педантичный тип акцентуации. Высокий уровень креативности имеют 17%, средний - 57% и низкий - 26% школьников.
Таблица 1. Уровень осмысленности жизни студентов 17 - 20 лет (п=47)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
28% (13 чел.) 68% (32 чел.) 4% (2 чел.)
Таблица 2. Уровень индекса общей жизненной удовлетворенности студентов 17 - 20 лет (п=47)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
40% (19 чел.) 32% (15 чел.) 28% (13 чел.)
№ 1 • 2020 Январь | Yaпuary http://www.teoriya.ru 99
http://www.teoriya.ru -г-
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
У обучающихся 10-го класса, посещающих спортивные секции по игровым видам, была выявлена корреляционная взаимосвязь между демонстративным типом акцентуации личности и беглостью мышления (r=0,406), а также между дистимическим типом акцентуации и беглостью мышления (r=0,345). Умеренная сила корреляционной взаимосвязи между педантичным типом акцентуации и разработанностью мышления (r=0,363) показывает, что чем больше проявляется данный тип акцентуации, тем выше уровень разработанности мышления. А чем ярче выражен циклотимический тип акцентуации личности, тем выше уровень развития оригинальности мышления и более высокий уровень развития креативности (r=0,434).
Выводы. Содержательный спектр ценностей молодежной субкультуры составляют ведущие ценностные ориентации, характерные для данного возраста. Высокий уровень общего показателя осмысленности жизни имеют только 4% испытуемых, средний уровень - 68%, а низкий уровень характерен для 28% тестируемых, занимающихся спортом. В то же время высокий уровень индекса общей жизненной удовлетворенности наблюдается у 28% студентов, 32% имеют средний уровень индекса общей жизненной удовлетворенности, а 40% - низкий.
Исследования показали, что в 10-м классе на первое место (34%) у школьников, занимающихся спортом, выходят обучающиеся с гипертимическим типом акцентуации. К ци-клотимическому типу акцентуации личности относятся 23% школьников, эмотивный тип определен у 20%, а демонстративный - у 8% обследуемых. Еще у 6% наблюдается застревающий и аффективно-экзальтированный тип, а у 3% - возбудимый тип. Тестирование показало, что высокий уровень беглости мышления имеют 91% школьников, занимающихся игровыми видами спорта, высокий уровень гибкости мышления наблюдается у 83%, а 26% имеют высокий уровень по показателю оригинальности. Кроме этого, у 6% наблюдается высокий уровень разработанности мышления. Средний уровень креативности по показателю оригинальность имеют 63% обследуемых школьников, у 57% отмечен средний уровень разработанности мышления, средний уровень по показателю гибкость мышления есть у 17%, а у 9% - средний уровень беглости мышления.
При этом низкий уровень разработанности мышления характерен для 37% и низкий уровень оригинальности мышления - для 11% тестируемых, посещающих спортивные секции. Литература
1. Быховская И.М. Образование и культура здоровья / И.М. Быхов-ская // Дети России образованны и здоровы: материалы III Все-рос. науч.-практ. конф. - М., 2005. - С. 28-32.
2. Врублевский Е.П. Морфофункциональные аспекты отбора и тренировки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 33-38.
3. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е.Э. Газарова // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: ACT, 2005. - С. 558- 574.
4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнуш-кин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 308 с.
5. Колесниченко В.О. Значение характера в самореализации и саморегуляции творческой личности / В.О. Колесниченко // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2013. -№ 2 (52). - С. 353-335.
6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард / Пер. с нем. - М.: Эксмо, 2006. - 347 с.
8. Личко А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: Апрель-Пресс, 2009. - С. 111-241.
9. Семенов В.Г. Закономерности адаптационной изменчивости силы мышц женщин-спринтеров в процессе становления спортивного мастерства / В.Г. Семенов, Е.П. Врублевский // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 9. - С. 22-24.
10. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / А. Эллис / Пер. с англ. - СПб.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.
11. Яковлев А.Н. Научно-методические основы физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшей школы в контексте новых представлений о спорте как мировой религии нашего времени: монография / А.Н. Яковлев. - Смоленск: Филиал ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. - 368 с.
12. Яковлев А.Н. Физкультурно-спортивная деятельность: проблема телесности и пластики движений / А.Н. Яковлев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). -С. 151-159.
13. Яковлев А.Н. Социально-философские аспекты исследования проблемы телесности в физкультурно-спортивной деятельности / А.Н. Яковлев // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 1 (29). - С. 287-290.
14. Яковлев А.Н. Креативность характера и особенности физкуль-турно-спортивной деятельности в системе интеграционного образовательного процесса Республики Беларусь и Российской Федерации / А.Н. Яковлева, М.А. Яковлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 274-277.
References
1. Bykhovskaya I.M. Obrazovanie i kultura zdorovya [Education and health culture]. Children of Russia educated and healthy. proc. III nat. respractical conf. M., 2005. pp. 28-32.
2. Vrublevsky E.P., Kostyuchenko V.F. Morfofunktsionalnyie aspektyi otbora i trenirovki sportsmenok v skorostnosilovyih vidah legkoy atletiki [Morphological and functional aspects of selection and training of athletes in speedstrength athletics disciplines]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2009. no. 4 (50). pp. 33-38.
3. Gazarova E.E., Zinchenko V.P., Levy T.S. [ed.] Telo i telesnost: psihologicheskiy analiz [Body and physicality: psychological analysis]. The psychology of corporeality between soul and body. M .: AST publ., 2005. pp. 558-574.
4. Gannushkin P.B. Izbrannyie trudyi po psihiatrii [Selected works on psychiatry]. Rostov-on-Don: Fenix publ., 2008.308 p.
5. Kolesnichenko V.O. Znachenie haraktera v samorealizatsii i samoregulyatsii tvorcheskoy lichnosti [Role of temperament in self-realization and selfregulation of creative person]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. no. 2 (52). pp. 353-335.
6. Leontiev D.A. Test smyislozhiznennyih orientatsii (SZhO) [Life orientation test (LSS)]. 2nd ed. M.: Smysl publ., 2000.18 p.
7. Leonard K. Aktsentuirovannyie lichnosti [Accentuated Persons]. M.: Eksmo publ., 2006.347 p.
8. Lichko A.E. Klinicheskaya i psihologicheskaya diagnostika tipov psihopatiy i aktsentuatsiy haraktera. Tipyi aktsentuatsiy haraktera i psihopatiy u podrostkov [Clinical and psychological diagnostics of types of psychopathy and character accentuations. Types of character accentuations and psychopathy in adolescents]. M .: AprilPress, 2009. pp. 111-241.
9. Semenov V.G., Vrublevsky E.P. Zakonomernosti adaptatsionnoy izmenchivosti sily myishts zhenschinsprinterov v protsesse stanovleniya sportivnogo masterstva [Patterns of adaptive variability of muscle strength of female sprinters in sport skills building process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2000. no. 9. pp. 22-24.
10. Ellis A. Gumanisticheskaya psihoterapiya: Ratsionalnoemotsionalny podhod [Humanistic Psychotherapy: RationalEmotional Approach]. Transl. from English. St. Petersburg: EKSMOPress, 2002.272 p.
11. Yakovlev A.N. Nauchnometodicheskie osnovyi fizicheskoy kulturyi i sporta v obrazovatelnom prostranstve vyisshey shkolyi v kontekste novyih predstavleniy o sporte kak mirovoy religii nashego vremeni [Scientific and methodological foundations of physical education and sports in higher educational space of education in context of new ideas about sports as world religion of our time. Smolensk: Branch of RGUTiS publ., 2009. 368 p.
12. Yakovlev A.N. Fizkulturnosportivnaya deyatelnost: problema telesnosti i plastiki dvizheniy [Sports and athletic activities: problem of physicality and plastic movements]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013. no. 5 (99). pp. 151-159.
13. Yakovlev A.N. Sotsialnofilosofskie aspektyi issledovaniya problemyi telesnosti v fizkulturnosportivnoy deyatelnosti [Sociophilosophical aspects of study of physicality problem in physical education and sports]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. no. 1 (29). pp. 287-290.
14. Yakovlev A.N., Yakovleva M.A. Kreativnost haraktera i osobennosti fizkulturnosportivnoy deyatelnosti v sisteme integratsionnogo obrazovatelnogo protsessa Respubliki Belarus i Rossiyskoy Federatsii [Creativity of character and features of physical education and sports activities in system of integration educational process of the Republic of Belarus and the Russian Federation]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. no. 10 (140). pp. 274-277.
15. Vrublevskiy E.P., Khorshid A.Kh., Albarkaii D.A. Focused strength and speedstrength trainings of sprinters. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2019, 4, рр.35.
100 http://www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary
—- http://www.teoriya.ru