Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности'

Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная активность / физкультурно-спортивная деятельность / мотивация / «тело» / «телесность» / physical activity / physical culture and sports activities / motivation / “body” / “physicality”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич, Яковлева Марина Анатольевна

Рассматриваются аспекты иррационального и рационального с точки зрения восприятия будущего в юношеском возрасте в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Формирование двигательной активности школьников и студентов в современной системе физического воспитания зависит от уровня сформированных социокультурных ценностей, которые оказывают влияние на педагогический процесс воспитания физической культуры личности. Авторами статьи предлагаются инновационные здоровьесберегающие и телесно формирующие педагогические технологии физкультурно-спортивной деятельности, которые позволят формировать новые представления о «теле» и «телесности» человека. Несмотря на большое количество научных публикаций до сих пор не в полной мере освещены социально-философские вопросы воспитания личности в условиях влияния внешней среды, которая предъявляет высокие требования к функционированию как социальных институтов, так и отдельной личности. Здоровый стиль жизни до настоящего времени остается в большей степени декларативным лозунгом, а теоретические познания не становятся тем «локомотивом», который позволяет осуществить «окультуривание» тела. Авторы предприняли попытку систематизировать общие признаки педагогического процесса, который в условиях интеграционных механизмов в Российской Федерации и Республике Беларусь должен найти достойное воплощение в физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов. Наиболее слабым направлением является реализация сервисных услуг оздоровительной и спортивной направленности различных групп населения, где деятельность спортивных объектов учреждений образования остается неэффективной в силу различной ведомственной принадлежности, что отрицательно сказывается на формировании двигательной активности у школьников и студентов. Авторы акцентируют внимание на условиях эффективного функционирования спортивных комплексов в контексте сопутствующих видов услуг и сервиса в объектах учреждений образования. «Окультуривание» тела не встроено в социокультурный ряд «особых» отношений, продиктованных условиями установления нового социетального порядка в Европе, где уровень развития физических качеств, главным образом выносливости, скоростно-силовых способностей определяет успешность личности как таковой в социуме, так и статус страны на международной арене (по результатам международных соревнований высокого ранга). Решение проблемы обеспечения доступности сервисных услуг для воспитания физических качеств у студенческой молодежи должно ориентироваться на уровень, при котором личность адаптирована к стрессовым ситуациям и «встроена» в социум как «совершенная модель» функционирования живых систем. Для решения обозначенных выше проблем в обществе необходимо изменить в системе образования концептуальные подходы к процессу формирования ценностных ориентаций школьников, студентов в контексте проблемы «телесности» человека (единство природы и человека).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Анатолий Николаевич, Яковлева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF MOTOR ACTIVITY AMONG SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES

The article discusses the aspects of the irrational and rational in terms of the perception of the future in adolescence in the process of physical education and sports activities. The process of formation of the motor activity of schoolchildren and students in the modern system of physical education depends on the level of the formed socio-cultural values that influence the pedagogical process of education of the physical culture of the individual. The authors of the article propose innovative health-saving and body-forming pedagogical technologies of physical culture and sports activities, which will allow to form new ideas about the “body” and “physicality” of a person. Despite the large number of scientific publications, the sociophilosophical issues of educating a person under the influence of the external environment, which places high demands on the functioning of social institutions and the person, are not fully covered. A healthy lifestyle to this day remains to a greater extent a declarative slogan, and theoretical knowledge does not become the “locomotive” that allows for the “cultivation” of the body. In this article, the authors attempted to systematize the common features of the pedagogical process, which, in the context of integration mechanisms in the Russian Federation and the Republic of Belarus, should find a worthy embodiment in the physical education and sports activities of schoolchildren and students. The weakest direction is the implementation of the recreational and sports services of various groups of the population, where the activities of sports facilities of educational institutions remain ineffective due to different departmental affiliations, which adversely affects the formation of physical activity among schoolchildren and students. The authors of the article emphasize the conditions for the effective functioning of sports complexes in the context of related types of services and facilities of educational institutions. “Cultivating” the body is not built into the sociocultural range of “special” relationships dictated by the conditions for establishing a new societal order in Europe, where the level of development of physical qualities, mainly endurance, speed-power abilities, determines the success of an individual as such in society, and the status of a country in the international arena (according to the results of international competitions of high rank). The solution to the problem of ensuring the availability of services for the education of physical qualities among students, should focus on the level at which an individual is adapted to stressful situations and is “embedded” in society as “a perfect model of the functioning of living systems. To solve the above problems in society, it is necessary in the education system to change the conceptual approaches to the process of the formation of value orientations of schoolchildren and students in the context of the problem of human “physicality” (the unity of nature and man).

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности»

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТУРИЗМ

УДК 796.01

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Яковлев Анатолий Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой оздоровительной и адаптивной физической культуры ФОЗОЖ. Полесский государственный университет. Пинск, Беларусь. E-mail: Yak-33-c1957@mail.ru

Яковлева Марина Анатольевна

Смоленский государственный университет. Смоленск, Россия. E-mail: Yak-33-c1957@mail.ru

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF MOTOR ACTIVITY AMONG SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES

Yakovlev Anatoly Nikolaevich

Polessky State University. Pinsk, Belarus. E-mail: Yak-33-c1957@mail.ru Yakovleva Marina Anatolyevna

Smolensk State University. Smolensk, Russia. E-mail: Yak-33-c1957@mail.ru

Следует цитировать / Citation:

Яковлев А. А., Яковлева М. А. Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортив-ной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 2 (13). — С. 103-109. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.

Yakovleva F. N., Yakovleva M. A. Scientific and methodological aspects of the formation of motor activity among schoolchildren and students in the process of physical education and sports activities. Health, Physical Culture and Sports, 2 (13), рр. 103-109 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index. php/zosh.

Поступило в редакцию / Submitted 13.02.2019

Принято к публикации / Accepted 16.03.2019

Аннотация. Рассматриваются аспекты иррационального и рационального с точки зрения восприятия будущего в юношеском возрасте в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Формирование двигательной активности школьников и студентов в современной системе физического воспитания зависит от уровня сформированных социокультурных ценностей, которые оказывают влияние на педагогический процесс воспитания физической культуры личности.

Авторами статьи предлагаются инновационные здоровьесберегающие и телесно формирующие педагогические технологии физкультурно-спортивной деятельности, которые позволят формировать новые представления о «теле» и «телесности» человека. Несмотря на большое количество научных публикаций до сих пор не в полной мере освещены социально-философские вопросы воспитания личности в условиях влияния внешней среды, которая предъявляет высокие требования к функционированию как социальных институтов, так и отдельной личности. Здоровый стиль жизни до настоящего времени остается в большей степени декларативным лозунгом, а теоретические познания не становятся тем «локомотивом», который позволяет осуществить «окультуривание» тела. Авторы предприняли попытку систематизировать общие признаки педагогического процесса, который в условиях интеграционных механизмов в Российской Федерации и Республике Беларусь должен найти достойное воплощение в физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов.

Наиболее слабым направлением является реализация сервисных услуг оздоровительной и спортивной направленности различных групп населения, где деятельность спортивных объектов учреждений образования остается неэффективной в силу различной ведомственной принадлежности, что отрицательно сказывается на формировании двигательной активности у школьников и студентов.

Авторы акцентируют внимание на условиях эффективного функционирования спортивных комплексов в контексте сопутствующих видов услуг и сервиса в объектах учреждений образования. «Окультуривание» тела не встроено в социокультурный ряд «особых» отношений, продиктованных условиями установления нового социетального порядка в Европе, где уровень развития физических качеств, главным образом выносливости, скоростно-силовых способностей определяет успешность личности как таковой в социуме, так и статус страны на международной арене (по результатам международных соревнований высокого ранга). Решение проблемы обеспечения доступности сервисных услуг для воспитания физических качеств у студенческой молодежи должно ориентироваться на уровень, при котором личность адаптирована к стрессовым ситуациям и «встроена» в социум как «совершенная модель» функционирования живых систем. Для решения обозначенных выше проблем в обществе необходимо изменить в системе образования концептуальные подходы к процессу формирования ценностных ориентаций школьников, студентов в контексте проблемы «телесности» человека (единство природы и человека).

Ключевые слова: двигательная активность, физкультурно-спортивная деятельность, мотивация, «тело», «телесность».

Summary. The article discusses the aspects of the irrational and rational in terms of the perception of the future in adolescence in the process of physical education and sports activities.

The process of formation of the motor activity of schoolchildren and students in the modern system of physical education depends on the level of the formed socio-cultural values that influence the pedagogical process of education of the physical culture of the individual.

The authors of the article propose innovative health-saving and body-forming pedagogical technologies of physical culture and sports activities, which will allow to form new ideas about the "body" and "physicality" of a person. Despite the large number of scientific publications, the socio-

philosophical issues of educating a person under the influence of the external environment, which places high demands on the functioning of social institutions and the person, are not fully covered. A healthy lifestyle to this day remains to a greater extent a declarative slogan, and theoretical knowledge does not become the "locomotive" that allows for the "cultivation" of the body.

In this article, the authors attempted to systematize the common features of the pedagogical process, which, in the context of integration mechanisms in the Russian Federation and the Republic of Belarus, should find a worthy embodiment in the physical education and sports activities of schoolchildren and students. The weakest direction is the implementation of the recreational and sports services of various groups of the population, where the activities of sports facilities of educational institutions remain ineffective due to different departmental affiliations, which adversely affects the formation of physical activity among schoolchildren and students.

The authors of the article emphasize the conditions for the effective functioning of sports complexes in the context of related types of services and facilities of educational institutions. "Cultivating" the body is not built into the sociocultural range of "special" relationships dictated by the conditions for establishing a new societal order in Europe, where the level of development of physical qualities, mainly endurance, speed-power abilities, determines the success of an individual as such in society, and the status of a country in the international arena (according to the results of international competitions of high rank). The solution to the problem of ensuring the availability of services for the education of physical qualities among students, should focus on the level at which an individual is adapted to stressful situations and is "embedded" in society as "a perfect model of the functioning of living systems. To solve the above problems in society, it is necessary in the education system to change the conceptual approaches to the process of the formation of value orientations of schoolchildren and students in the context of the problem of human "physicality" (the unity of nature and man).

Keywords: physical activity, physical culture and sports activities, motivation, "body", "physicality".

Актуальность. Укрепление здоровья школьников и студентов Республики Беларусь и Российской Федераций отражает состояние интеграционных механизмов на основе достижений науки и практики [1].

Однако ученые Республики Беларусь (РБ) и Российской Федерации (РФ) утверждают, что в последние годы наблюдается снижение уровня физического развития и физической подготовленности школьников, студентов (В. А. Коледа, В. А. Медведев, Г. И. Нарскин, А. Г. Фурманов, Е. А. Масловский, В. П. Губа, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров, В. К. Бальсе-вич и др.).

Возникла необходимость в условиях интеграционных процессов образования Республики Беларусь и Российской Федерации выйти на новый качественный уровень, чтобы выдерживать конкуренцию как в организации учеб-

ного процесса, так и в обеспечении «телесного здоровья» на всех этапах онтогенеза [2, с. 2728; 3, с. 75-78; 4, с. 90-94].

Изучение рационального и иррационального в юношеском возрасте (15-20 лет) наиболее сложно в силу высокого уровня интеллектуального развития, сформированного на основе ментального опыта и проявления индивидуальности. «Я-образ» приобретает черты самоопределения в жизненных планах, т. е. «устремление» в будущее, указывает на переход личности к следующему этапу — взрослости, познание «себя» через ощущения собственного тела происходит в условиях психологического аспекта [5, с. 246-256].

В исследовании принимали участие студенты в возрасте от 16 лет до 21 года, обучающиеся в Смоленской академии профессионального образования и Полесском государственном университете (Пинск, Республика Беларусь).

В понимании перечисленных терминов до сих пор не удалось охарактеризовать личностную организацию времени (психологического, физического, социокультурного, исторического) [6, с. 212; 7, с. 16-21].

В новом столетии изменился образ жизни человека — это высокий темп современной жизни, требующий внутренней гармонизации человека (духовной, психической и физической). Двигательная активность определяет успешность личности, так как связана с умственной и производственной деятельностью в обществе. Необходимо иметь двигательный потенциал, который теснейшим образом связан с системой физического воспитания. «Построение» индивидуально-типологических телесно-двигательных характеристик сопряжено с особенностями высшей нервной деятельности и телосложением, функциональными возможностями учащихся и студентов учреждений образования [8, с. 864; 9, с. 274-277].

В силу наличия противоречий в системе физического воспитания: несоответствие двигательной активности биологической потребности организма, возрастно-половым и гигиеническим нормам, несовершенному нормативно-правовому компоненту (проблемы антропологии, психолого-педагогические направления в педагогике не сопряжены с реальной действительностью, наблюдается несогласованность между телесным и психологическим содержанием педагогической рефлексии). Биологический фактор (постоянство внутренней среды организма) и влияние внешней среды, а также мотивация создают те условия, при которых происходит трансформация новых представлений о «теле» и «телесности» человека. Процесс адаптации организма представляет собой механизм взаимодействия человека и среды обитания, где его характеристики рассматриваются в динамике [10, с. 237247; 11, с. 7-14].

Результаты и их обсуждение. По нашему мнению, приоритетным направлением в исследовании является формирование интеллектуального потенциала личности средствами физкультурно-спортивной деятельности на основе процессов, происходящих в централь-

ной нервной системе (ЦНС), где двигательный опыт обобщается и трансформируется в «модель» новых «живых движений, которые выходят на новый уровень благодаря сложным процессам адаптации. Интеграция в условиях экономических потрясений значительно возрастает, а вместе с этим и значимость системы образования, которая указывает нам на поиск инновационных решений, при которых педагогическая модель наиболее эффективно встраивается в социум. Это необходимо использовать в полной мере для улучшения качества жизни, снятия стрессовых состояний, повышения работоспособности, «встраивания» в модель успешной личности.

Необходима научная систематизация морфологических особенностей, соматотипирова-ния и функциональных показателей под влиянием физических нагрузок, биомеханических характеристик и психолого-педагогических показателей. В контексте изучения психологических особенностей школьников и студентов нами представлен фрагмент исследований (см. табл. 1).

Таблица 1 составлена из четырех столбцов. В столбцах 1 и 2 указаны порядковый номер и код испытуемых. В третьем столбце шкалы указаны результаты теста смысложизненных ориентаций Л. А. Леонтьева. Также этот столбец разделен на 6 подстолбцов (цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, ло-кус контроля-Я, локус контроля-жизнь, общий показатель осмысленности жизни). В столбце 4 представлен выявленный уровень общего показателя осмысленности жизни. Данные исследования можно подтвердить результатами: низкий уровень (28%); средний уровень (68%); высокий уровень (4%).

В эксперименте принимали участие учащиеся лицея Полесского государственного университета (п = 20).

Наличие учебных программ по физическому воспитанию позволяет обратить особое внимание на вариативный компонент. С этой целью были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Члены КГ (п=20) строго придерживались нормативных требований по физической культуре, в ЭГ (п = 20) де-

вушки наряду с этими требованиями дополнительно занимались стретчингом (растяжкой). Форма занятий физическими упражнениями оправдана с позиций медико-биологического и эмоционального сопровождения двигательной активности суточным данным гипокине-

Сравнительный анализ рейтинга популярности отношения студенток (в Беларуси) к развитию конкретных мышечных групп выявил следующие особенности. Подавляющее преимущество в их значимости в развитии силовых способностей приходится на наиболее крупные мышечные группы: мышцы живота и поясничной области (соответственно от 77,9 до 88,1% и от 65,8 до 79,3%), затем респонденты отметили ягодичные мышцы (соответственно 68 и 66,6%).

зии и гиперкинезии. Развитие физических качеств в процессе онтогенеза имеет различные показатели, где максимальные показатели зависят от возрастно-половых особенностей. В студенческой среде дефицит суточной потребности в движениях составляет 50-70% (табл. 2).

Респонденты особо выделяют среди мышечных ансамблей мышцы, которые обслуживают голеностопный сустав (от 43,7 до 49,1%). На остальные мышечные группы, в частности, мышцы передней и задней поверхности бедра и мышцы сгибатели и разгибатели голени, девушки обращают меньше внимания (соответственно от 33,9 до 44,1% и от 26,8 до 40,2%).

Выявлена структура интересов студенток в выборе средств силовой подготовки, кото-

Таблица 1

Результаты смысложизненных ориентаций (по Л. А. Леонтьеву), полученные обучающимися Смоленской академии профессионального образования

№ п/п Код испытуемого Шкала Уровень осмысленности жизни

Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контро-ля-Я Локус контроля жизнь Общий показатель осмысленности жизни

1 101 17 29 18 12 21 76 Низкий

2 102 20 14 13 13 16 62 Низкий

3 103 23 29 22 17 30 94 Средний

4 104 34 32 26 21 36 109 Средний

5 105 30 25 24 21 32 92 Средний

6 106 22 29 25 20 27 93 Средний

7 107 32 32 30 16 34 102 Средний

8 108 31 35 29 21 39 113 Средний

9 109 23 29 17 22 29 90 Средний

10 110 20 32 21 20 19 92 Средний

11 111 31 29 32 24 33 109 Средний

12 112 32 32 30 20 31 105 Средний

13 113 32 26 24 18 28 96 Средний

14 114 29 30 23 19 29 98 Средний

15 115 25 27 23 19 25 87 Низкий

16 116 23 16 20 14 22 75 Низкий

17 117 27 23 20 21 22 84 Низкий

Таблица 2

Ориентировочные нормы двигательной активности (по А. Г. Сухареву, 1972)

Возрастная группа Число локомоций, тыс. раз Примерный километраж Продолжительность работы (мышечные усилия, час)

Девушки (15-17 лет) 20-25 15,0-20,0 3,6-4,8

рая предполагала изучение четырех вариантов средств общего и специального воздействия, а именно: средства комплексного воздействия (ритмическая гимнастика, гидроаэробика, круговая тренировка); средства избирательного воздействия (легкая атлетика, гимнастика, акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, кроссовая и лыжная подготовка); средства гармоничного воздействия на скелетную мускулатуру (атлетическая гимнастика, стрет-чинг, шейпинг, гиревой спорт); средства регионального и локального воздействия с использованием резиновых жгутов и амортизаторов; блочных устройств; веса партнера и небольших отягощений, гантелей; гимнастической стенки и гимнастической скамейки; матов и ковриков; лазаний, перелезаний, подтягиваний.

Выводы. Деятельностно-аксиологический подход в юношеском возрасте как понимание иррационального и рационального является основой для разработки интегративной педагогической модели. Высокий уровень индекса общей жизненной удовлетворенности имеют 28% испытываемых. У 32% тестируемых выявился средний уровень индекса общей жизненной удовлетворенности; 40% имеют низкий уровень индекса общей жизненной удовлетворенности.

Высокий уровень выраженности наличия иррациональной установки (катастрофиза-ция) имеют 81%; выраженность установки — должествование в отношении себя (77%); иррациональной установки (должествование в отношении других) — 43%. По шкале «самооценка и рациональность мышления» это 43%; 24% имеют высокий уровень наличия иррациональной установки (фрустрационная толерантность). Средний уровень имеют: 75% — шкала «фрустрационная толерантность»; 57% по шкале «самооценка и рациональность мышления»; также средний уровень выявлен у 57% по шкале «должествование в отношении дру-

гих»; 23% выраженности наличия иррациональной установки (должествование в отношении себя); 19% выраженности наличия иррациональной установки (катастрофиза-ция). Низкий уровень выраженности наличия иррациональной установки (фрустрационная толерантность) имеют 2%.

Комплексные исследования дополнены данными, полученными в ходе психолого-педагогического тестирования и материалов лаборатории лонгитудинальных исследований Полесского государственного университета, которые представляют интерес для тренера и спортсмена, имеют строго закрытый статус.

Правительства России и Беларуси уделяют первостепенное внимание развитию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг как одного из путей развития массового спорта и других спортивно-оздоровительных услуг по месту жительства.

Все это требует комплексного и системного подхода, несмотря на определённую стагнацию материального производства, сегодня отмечается устойчивый рост спроса на комплекс услуг со стороны разных групп населения (меняются концептуальные аспекты), в контексте предпочтений и идентификации системы ценностей клиента.

Применение стретчинга (растяжки) — основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, путь к оздоровлению. Необходимо постоянное обновление научно-методической документации (учебных планов, программ, учебных пособий, методических рекомендаций), обеспечивающих процесс дидактических нововведений, педагогических технологий, акцентированных на междисциплинарных исследованиях при сохранении этики и целостности спортивной деятельности и специфики использования уроков аэробики, стретчин-га, черлидинга, фитнеса и занятий под музыку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 300 с.

2. Доброхотова Ю. В. Статусы профессиональной идентичности у старшеклассников и студентов // Молодые ученые — в нашей новой школе : материалы XI межвузовской научно-практической конференции с международным участием. М., 2012. С. 27-28.

3. Иванов В. Д., Райн М. А. Проблемы уголовно-правового регулирования ответственности за причинение вреда здоровью или смерти при занятиях спортом II Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 201б. Т. 1, № 3. С. 75-78.

4. Иванов В. Д. Международное право в сфере допингового контроля II Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 201б. Т. 1, № 4. С. 90-94.

5. Кроник A. A., Головаха Е. Н. Психологический возраст личности II Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 24б-25б.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 212 с.

7. Талызов С. Н. Основы здорового образа жизни студента II Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 201б. Т. 1, № 3. С. 1б-21.

8. Фрейджер Р., Фейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002. 8б4 с.

9. Яковлев А. Н., Яковлева М. А. Креативность характера и особенности физкультурно-спор-тивной деятельности в системе интеграционного образовательного процесса Республики Беларусь и Российской Федерации II Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 201б. № 10 (140). С. 274-277.

10. Яковлев А. Н. и др. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в условиях функционирования образовательных учреждений II Современные образовательные технологии: педагогика и психология : монография. Кн. 15. Новосибирск, 2015. С. 237-247.

11. Ярушин С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов II Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 201б. Т. 1, № 1. С. 7-14.

REFERENCES

1. Abul'khanova K. A., Berezina T. N. 2001. Vremya lichnosti i vremya zhizni. Sankt Peterburg, 300 s. (in Russian).

2. Dobrokhotova Yu. V. 2012. Statusy professional'noi identichnosti u starsheklassnikov i studentov. Molodye uchenye — nashei novoi shkole. Materialy XI Mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Moscow. S. 27-28 (in Russian).

3. Ivanov V. D. 201б. Problemy ugolovno-pravovogo regulirovaniya otvetstvennosti za prichinenie vreda zdorov'yu ili smerti pri zanyatiyakh sportom. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 3. S. 75-78 (in Russian).

4. Ivanov V. D. 201б. Mezhdunarodnoe pravo v sfere dopingovogo kontrolya. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 4. S. 90-94 (in Russian).

5. Kronik A. A., Golovakha E. N. 2000. Psikhologicheskii vozrast lichnosti. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov. Sankt Peterburg. S. 24б-25б (in Russian).

6. Leont'ev A. N. 1972. Problemy razvitiya psikhiki. Moscow. 212 s. (in Russian).

7. Talyzov, S. N. 201б. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 3. S. 1б-21 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Freidzher R., Feidimer D. 2002. Lichnost': teorii, eksperimenty, uprazhneniya. Sankt Peterburg, 8б4 s. (in Russian).

9. Yakovlev A. N., Yakovleva M. A. 201б. Kreativnost' kharaktera i osobennosti fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti v sisteme integratsionnogo obrazovatel'nogo protsessa Respubliki Belarus' i Rossiiskoi Federatsii. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 10 (140). S. 274-277 (in Russian).

10. Yakovlev A. N. 2015. Tekhnologii fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti v usloviyakh funktsionirovaniya obrazovatel'nykh uchrezhdenii. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: pedagogika i psikhologiya : monografiya. Kniga 15. Novosibirsk. S. 237-247 (in Russian).

11. Yarushin S. A. 201б. Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya zdorov'ya studentov. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 1. S. 7-14 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.