УДК [37.034:37.314.6]:378.637
Е. А. Кузина, Т. А. Кордон
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается возможность активизации воспитательной деятельности в системе внеучебной работы вуза путем реализации проектов. Приводится анализ опроса студентов и преподавателей, принимавших участие в проекте «Через православную веру - к доброму воспитанию». Был проведен качественный анализ федеральных государственных образовательных стандартов, который показал несоответствие между выдвигаемыми перед будущими педагогами профессиональными задачами и формируемыми у них компетенциями.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, процесс воспитания, духовность, нравственность, базовые ценности, воспитательный проект, студенты вуза.
Актуальность исследуемой проблемы. Бакалавры педагогического образования призваны обучать и воспитывать будущее поколение граждан Российской Федерации, формировать их систему нравственных и духовных ценностей. Целью данного исследования является выявление потенциала воспитательного проекта как средства формирования духовных и нравственных ценностей будущих бакалавров и его использование в воспитательном процессе вуза.
Материал и методика исследований. В ходе исследования проведен качественный анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО) по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «Психолого-педагогическое образование» и «Профессиональное обучение (по отраслям)», статистический анализ анкет студентов, принявших участие в воспитательном проекте, и качественный анализ результатов проекта. Использовались нормативные документы вуза, которые регламентируют воспитательный процесс.
Результаты исследований и их обсуждение. Развитие науки, промышленности, социальной сферы, растущая конкурентоспособность на рынке труда предъявляют высокие требования к уровню подготовки бакалавров. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов, повышение их мобильности, диагностика качества усвоенных ими знаний диктуют необходимость изменения в структуре и содержании педагогического образования.
© Кузина Е. А., Кордон Т. А., 2018
Кузина Елена Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Кордон Тамара Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2018
Анализ образовательных стандартов и учебных планов, по которым осуществляется профессиональная подготовка учителей, показал, что в современной парадигме образования, направленной на формирование компетентной личности, отсутствует духовная и нравственная основы в содержании обучения [2], [3], [4]. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» из двадцати девяти компетенций, которыми должен овладеть будущий учитель, только в одной мы обнаружили способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности [7]. Среди профессиональных задач, которые он должен решать, нет ни одной, направленной на формирование у его учащихся духовных и нравственных ценностей. ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» содержит одну задачу будущей профессиональной деятельности выпускника - «интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности». Из шестидесяти формирующих компетенций нет ни одной, которая бы эту задачу позволила решить [8]. Логичен вопрос: каким образом будет ее решать будущий педагог-психолог, если у него самого не формируется нравственное развитие в процессе реализации ФГОС ВО?
ФГОС ВО по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в перечне профессиональных задач содержит следующую: «воспитание будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений». На ее решение направлено формирование компетенции ПК-6 - готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности [6], [9].
Таким образом, можно констатировать, что процесс обучения будущего педагога нацелен на создание успешного в профессиональной деятельности человека, но без крепких духовных и нравственных основ личности обучающегося этот процесс приводит к формированию в нем самости, развитию тщеславия и завышенной самооценке. Из этого следует, что реализация ФГОС ВО не позволяет в учебной деятельности в педагогических вузах в полной мере восполнить духовный и нравственный пробел в подготовке учителя, это возможно во внеучебное время.
Одной из важнейших задач становится организация в вузе воспитательного процесса, способствующего формированию у личности необходимых для профессионального роста качеств, а также гражданственности, высокой культуры, патриотизма, уважения к историческому прошлому. Будущее России будет во многом зависеть от уровня образования, воспитания и профессиональной подготовки молодого поколения. Учитывая, что образование является наиболее динамичным фактором воздействия на личность студента, особое значение приобретают воспитательные проекты гуманитарной направленности, формирующие духовно-нравственные качества и здоровый образ жизни обучающихся, а также комфортную среду учебного заведения.
Воспитание в педагогическом вузе представляет собой управление процессом социализации обучающегося, который осуществляется в ходе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности. Практика показывает, что будущие бакалавры составляют особую социально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным и социальным иммунитетом.
Студент в качестве субъекта формирующего процесса предстает как развивающаяся индивидуальность. В основе такого развития лежит не только социальная среда, но и свойственные человеку природные силы, его духовный мир. Здесь он осуществляет собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий и поступков, у него появляется возможность ставить
собственные цели деятельности. Любой обучающийся стремится к активно-деятельностному само проявлению, самосознанию, самопознанию и самоутверждению. Организуя процесс воспитания духовно-нравственных качеств будущих педагогов, важно принять во внимание принципы самоорганизации, направленности, саморегуляции.
Самоорганизация - это деятельность студента, направленная на упорядочение собственной деятельности на пользу общества, позволяющая ему участвовать в жизни группы, факультета, вуза, города. Она включает в себя приемы формирования таких качеств, как самодостаточность, самовоспитание, самоконтроль, что в значительной степени способствует формированию социально-значимых и духовно-нравственных качеств.
Принцип направленности указывает на необходимость развития системы мотивов, обеспечивающих формирование духовно-нравственных качеств бакалавров в их будущей профессиональной деятельности, формирования личности согласно образцам поведения.
Саморегуляция предполагает управление собственным поведением и деятельностью на основе осознанной необходимости следовать принятым в обществе нормам. Она обеспечивает устойчивую ориентацию личности в системе социальных отношений.
Воспитательная работа в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева строится на основе собственной Концепции воспитания и самовоспитания студентов на 2016-2020 гг. [1] и Положения об организации воспитательной работы со студентами. Ее цель состоит в том, чтобы сформировать жизнеспособную, социально устойчивую гражданскую личность, патриота, способного самосовершенствоваться и реализовываться в общении с другими людьми, быть духовно и нравственно воспитанным, готовым в новых социально-экономических условиях вносить определенный вклад в укрепление и преобразование российского общества. В основу Концепции и программы [1] положены Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также «Программа развития педагогического университета на 2012-2021 годы» [см. 1, с. 8].
Развитие личности будущего педагога ведет к формированию определенных форм взаимоотношений между людьми в обществе. Духовно-нравственная личность готова прежде всего к оценке жизненных обстоятельств и явлений, основанных на познании своей сущности, соотнесении их с собственной ценностной системой, потребностями, интересами, ориентациями, традиционно сложившимися, исторически проверенными и духовно обогащенными ценностями своего народа.
В своем послании Федеральному Собранию в 2012 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп, дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Школы и университеты создают новых граждан, формируют их сознание. Они передают память поколений, ценности, культуру, определяют те идеи и то видение будущего, которые будут продвигать общество вперед через несколько десятилетий. Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировую цивилизацию. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. Мы обязаны четко знать и отвечать на запросы современного общества и особенно молодежи, укреплять традиции народов России» [5].
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что перед молодежью стоят задачи актуализации базисных ценностей - основ общенациональной идентичности, таких как справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоин-
ство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. «Но для того, чтобы молодое поколение справилось со стоящими задачами, оно должно быть включено в процесс передачи тех самых ценностей...» [10, с. 479].
Одним из путей передачи ценностей является разработка воспитательных проектов, которые могут участвовать в грантовых конкурсах, поскольку на их реализацию в вузах часто просто нет средств. Приведем пример нашей подобной работы.
28 марта 2017 г. Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла подвел итоги Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017».
Проект «Через православную веру - к доброму воспитанию» ученых Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева стал победителем в направлении «Образование и воспитание». Он направлен на повышение уровня духовных и нравственных ценностей будущих педагогов, включение православного компонента в процесс воспитания молодежи за счет проведения студенческих научных исследований, подготовки и публикации сборника творческих работ, организации одноименной передвижной выставки. Ожидаемый итог проектная группа видела в проявлении у студентов уважения к историческому прошлому страны, формировании у них понимания православного воспитания, патриотизма, повышении значимости духовных и нравственных ценностей. Результаты исследования, идеи православной педагогики, по замыслу ученых, обучающиеся смогут применить в образовательном пространстве, педагогической деятельности и личной жизни, опираясь на народные традиции и пример Святых царственных страстотерпцев.
Для погружения в историческое прошлое группа студентов и преподавателей посетила Храм на Крови в г. Екатеринбурге, на месте которого (в подвале Ипатьевского дома) была расстреляна Царская семья, и мужской монастырь святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма, где тела невинно убиенных были сброшены в шахту и уничтожены. Поездка была предпринята педагогами для того, чтобы обучающиеся стали лучше понимать историю страны, пытались разобраться в событиях столетней давности и передали память о них последующим поколениям. Будущие бакалавры увидели документы, фотоархивы, которые свидетельствовали о том, что семья последнего российского императора Николая II - пример любви, нравственности, духовности и жертвенности. По словам участников проекта, «в это место хочется возвращаться... Возвращаться с семьей, детьми, для того, чтобы и они имели образец для подражания». Таково было единодушное мнение всех членов группы.
В качестве эксперимента были проведены опросы до поездки к месту гибели невинно убиенных членов Царской семьи и после нее с целью выяснить уровень сформированное™ у студентов духовных и нравственных ценностей и влияние экспериментального мероприятия на изменение данного уровня.
Выборка представляла студентов 1-4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование», профили «Изобразительное искусство» (3 человека); «Музыка» (2 человека), «Дополнительное образование (музыкальное образование в области академического вокала)» (1 человек), направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (11 человек), направления подготовки «Дизайн», профиль «Дизайн среды» (7 человек). Кроме студентов, в числе опрошенных были 3 преподавателя вуза и 1 священник.
Выборка носила случайный характер. Респондентами были невоцерковлен-ные (19 человек), воцерковленные (9 человек), верующие, а также крещеные, посещавшие
детские воскресные школы (26 человек), неверующие, но крещеные (2 человека). Тендерная характеристика группы была такова: из 28 участников эксперимента 5 - мужского пола, остальные - женского; возрастная: 86 % - студенты, средний возраст которых составил около 21 года, 14 % - преподаватели и священнослужитель (средний возраст - 39 лет). Для выбранной группы было характерно участие ранее в подобных мероприятиях. Количество таких студентов и преподавателей составило 16 (57 %), или чуть больше половины участвовавших в эксперименте. Присутствие этих людей способствовало созданию особой атмосферы единомышленников, что, несомненно, влияло на всех остальных.
Опрос проходил анонимно, но участников попросили особым значком отметить свои опросные листы, чтобы на обратном пути они могли их идентифицировать и продолжить отвечать. К каждому из 12 вопросов предлагались варианты ответов и возможность высказать свое мнение. Ею воспользовались 11 человек, что составляет треть опрошенных. Данный факт можно расценивать, с одной стороны, как нежелание думать, напрягаться, неудобство писать в поезде, с другой - что предлагаемые ответы были исчерпывающими. Первый вопрос выявил, что тема проекта («Через православную веру -к доброму воспитанию») интересна всем участникам поездки. На вопрос «Как ты воспринимаешь поездку к святым местам: как туристическую, паломническую, культурно-историческую, информационную?» ответы распределились следующим образом: до поездки примерно равное количество считало, что она - туристическая, паломническая, информационная; подавляющее большинство называло ее культурно-исторической; один человек ехал за поиском вдохновения и гармонией, а другой воспринимал эту поездку как духовную. По возвращении семь человек по-прежнему рассматривали ее как туристическую, по пятнадцать отметили, что поездка была паломнической и информационной, и двадцать - скорее культурно-исторической.
В результате опроса выяснилось, что практически вся группа, 25 человек, бывала когда-либо в местах поклонения святым. На вопрос об ожиданиях от поездки большинство считало, что она расширит кругозор, будет способствовать пониманию истории России, политических событий 100-летней давности, стремлению разобраться в них самому. Вопрос «Смотришь или слушаешь ли ты передачи на темы Февральской и Октябрьской революции?» выявил треть респондентов, которые ответили отрицательно. После поездки многие написали, что теперь они будут их смотреть и что у них появилось желание узнавать об этих страницах истории. Существенно изменились количественные показатели ответивших на вопрос «Обсуждается ли эта тема в кругу молодежи?». После поездки увеличилось количество тех, кто обсуждает эту тему. Семь человек считают, что эта тема не обсуждается родителями, близкими, старшим поколением. Почти все опрошенные полагают, что этой странице российской истории надо уделять внимание. Один человек написал, что «истории всегда надо уделять внимание, потому что она имеет свойство повторяться». До поездки примерно равное количество мнений было высказано об отношении к Царю-мученику как хорошему семьянину и отцу, столько же человек еще не выработали четкой позиции («Нет четкого понимания его личности»). После поездки количество мнений о Николае II как хорошем семьянине и отце увеличилось. Не выработавших четкой позиции практически не осталось. Вместе с тем отдельные респонденты отметили, что Царь - сложная личность, пострадавшая от собственного народа, хороший политик, стойкий человек, святой мученик. Двое опрошенных высказали мнение, что Государь был плохим главнокомандующим. Эти ответы свидетельствуют об интересе к личности Николая II, анализе событий, приведших к его отречению от престола. Интересным нам показался факт, что на вопрос «Воспринимаешь ли ты Царя-мученика как святого?» до поездки трое ответили отрицательно, остальные мнения поровну разделились между «да» и «не знаю». После поездки трое по-прежнему не считают его святым, только двое отве-
тили «не знаю», подавляющее большинство стало считать его святым. Двое опрошенных отметили, что Государь был богобоязненным и любил Бога.
Следующий вопрос касался рефлексии поездки. В начале эксперимента 16 человек считали, что участие в проекте изменит их жизнь, 6 не знали, как оно повлияет на них, треть опрошенных думала, что будет рассказывать своим друзьям и будущим детям о том, что узнала об этих исторических событиях. После поездки тех, кто не знал, как она повлияет на их жизнь, не было совсем, увеличилось количество человек, которые будут делиться своими впечатлениями с друзьями, детьми, родителями, а значит и тех, кто будет вовлечен в проблематику проекта опосредованно, через впечатления участников.
Последний вопрос был задан накануне проката в российской киносети фильма А. Учителя «Матильда», кампания против которого набирала обороты по всей стране. Мы не обошли эту тему стороной. До начала поездки треть опрошенных не определилась с позицией по отношению к этой киноленте, после поездки их стало значительно меньше. Тех, кто не пойдет смотреть фильм, чтобы не портить свои впечатления об образе Царя-мученика, стало больше, но ненамного. Интересным нам показался тот факт, что до поездки двое написали, что в стране есть свобода слова, после поездки - ни один так не написал, то есть мы надеемся, что обучающиеся стали понимать, что нужно рассудительно, разумно и ответственно пользоваться свободой слова.
Находясь в святых местах, студенты купили рекомендованную сотрудниками музея литературу, которую они стали читать в поезде, когда возвращались домой. Книгу «Убийство Царской семьи» Н. А. Соколова, проводившего расследование этого страшного злодеяния, они заказали через интернет-магазины уже после приезда в г. Чебоксары.
Завершился воспитательный проект несколькими взаимосвязанными мероприятиями. Его участники подобрали информацию и разработали дизайн мобильных стендов «Романовы в судьбе России», «Николай II», «Александра Федоровна, Елизавета Федоровна», «Дети семьи Романовых», «Воспитание детей», «Благотворительность и социальное служение». На них были собраны исторические сведения и фотографии, раскрывающие тему проекта. (Эта экспозиция успешно демонстрируется и ныне в выставочных залах учебных, медицинских заведений, музеев, библиотек, общественных организаций г. Чебоксары.) К ее открытию были подготовлены выставка творческих работ и концерт «Чистый образ», в которых приняли участие не только студенты педагогического вуза, но и школьники и обучающиеся училищ. Научные работы, эссе, рисунки, экслибрисы были опубликованы в сборнике статей и творческих работ «Чистый образ», для презентации которого руководителя проекта пригласили на XXVI Международные рождественские образовательные чтения «Нравственные чтения и будущее человечества». В сборник вошли исторические исследования студентов, их размышления на темы воспитания человека, роли семьи в воспитании детей, выбора жизненного пути в современном мире [11, с. 3].
Резюме. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования показал, что их реализация не позволяет в полной мере подготовить будущих педагогов к решению профессиональных задач по духовно-нравственному развитию обучающихся, воспитанию такого поколения граждан страны, которое опиралось бы на традиционные ценности и богатство российской культуры. Наиболее действенным способом восполнения духовной и нравственной составляющей в подготовке будущего учителя можно считать проекты, которые значительно активизируют воспитательную работу в системе внеучебной деятельности вуза. Результаты, полученные в ходе реализации проекта «Через православную веру - к доброму воспитанию», позволяют констатировать целесообразность подобных воспитательных проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2016-2021 гг. / М. Б. Кожанова и др. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2016. - 96 с.
2. Кордон Т. А. Основные направления формирования социальной устойчивости у студентов-бакалавров в педагогическом вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ьйр://\¥\¥\у.8аепсе-ес1иса-1юп.ги/ги/аг11с1еМе\\<?1с1=25023.
3. Кузина Е. А. Духовная и нравственная основы в процессе образования будущих педагогов // Общество, культура, личность: актуальные вопросы художественного образования : сборник научных статей / отв. ред. Г. Г. Тенюкова. - Чебоксары, 2015. - С. 76-80.
4. Кузина Е. А. Духовность и нравственность в проектной деятельности будущих дизайнеров // Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры : материалы II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Р. Ф. Салахов, Л. X. Кадыйрова, С. Д. Бородина. - Казань, 2016. - С. 99-105.
5. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/docu-теп1/сош_с1ос_ЬАШ_138990/.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.edu.ru/documents/view/64225/.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/flle/docs/2015/12/62747.pdf#page=3.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/file/docs/2015/12/62776.pdf#page=3.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.edu.ru/file/docs/2015/10/62235.pdf#page=3.
10. Храните веру в сердцах: Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / сост. А. В. Велько. - Минск : Изд-во Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2011. - 528 с.
11. Чистый образ : сборник статей и творческих работ / отв. ред. Г. Г. Тенюкова, Т. А. Кордон. - Чебоксары, 2018. - 94 с.
UDC [37.034:37.314.6]:378.637
E. A. Kuzina, T. A. Kordon
EDUCATIONAL PROJECT AT PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS THE MEANS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT FUTURE TEACHERS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the possibility of enhancing educational activities in the system of the university extracurricular work through the implementation of educational projects; provides the anal-
© Kuzina E. A., Kordon T. A., 2018
Kuzina, Elena Alekseevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Design and Methods of Professional Training, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Kordon, Tamara Anatolyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on November 08, 2018
BecniHUK 'H 'liy iiM. K X. Hmejieea. 2018. № 4(100)
ysis of the poll of the students and teachers who participated in the project «Through the Orthodox faith to good upbringing». The authors carried out the qualitative analysis of the Federal State Standards. This analysis showed the discrepancy between the professional goals of future teachers and their competences.
Keywords: professional competence, educational process, spirituality, morality, basic values, educational project, university students.
REFERENCES
1. Koncepciya i programma vospitaniya i samovospitaniya studentov Chuvashskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva na 2016-2021 gg. / M. B. Kozhanova i dr. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2016. - 96 s.
2. Kordon T. A. Osnovnye napravleniya formirovaniya social'noj ustojchivosti u studentov-bakalavrov v pedagogicheskom vuze [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.science-edu-cation.ru/ru/arti-cle/ vie w?id=25023.
3. Kuzina E. A. Duhovnaya i nravstvennaya osnovy v processe obrazovaniya budushchih pedagogov // Ob-shchestvo, kul'tura, lichnost': aktual'nye voprosy hudozhestvennogo obrazovaniya : sbornik nauchnyh statej / otv. red. G. G. Tenyukova. - Cheboksary, 2015. - S. 76-80.
4. Kuzina E. A. Duhovnost' i nravstvennost' v proektnoj deyatel'nosti budushchih dizajnerov // Sohranenie hudozhestvenno-istoricheskoj sredy sovremennogo goroda kak duhovnogo faktora kul'tury : materialy II Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. R. F. Salahov, L. H. Kadyjrova, S. D. Borodina. - Kazan', 2016.-S. 99-105.
5. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 2012 g. [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_l 38990/.
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki
44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.edu.ru/do-cuments/view/64225/.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.edu.ru/file/docs/2015/12/62747.pdf#page=3.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki
44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.edu.ru/file/docs/2015/12/62776 ,pdf#page=3.
9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.04 Professional'noe obuchenie (po otraslyam) (uroven' bakalavriata) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.edu.rU/file/docs/2015/l 0/62235.pdf#page=3.
10. Hranite veru v serdcah: Slovo Svyatejshego Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla / sost. A. V. Vel'ko. - Minsk : Izd-vo Belorusskogo Ekzarhata Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2011. - 528 s.
11. Chistyj obraz : sbornik statej i tvorcheskih rabot / otv. red. G. G. Tenyukova, T. A. Kordon. - Cheboksary, 2018.-94 s.