Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал семьи как фактор первичной социализации ребенка'

Воспитательный потенциал семьи как фактор первичной социализации ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2065
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / A FAMILY / EDUCATION / EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кобизь Т. Н.

В статье рассматривается взаимосвязь воспитательного потенциала семьи и первичной социализации ребенка. Описаны различные подходы к определению воспитательного потенциала современной семьи и его структуры. Автором дается определение воспитательного потенциала семьи во взаимосвязи с процессом социализации. Уточнены основные структурные компоненты воспитательного потенциала семьи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the interrelation of educational potential of a family and primary socialization of the child is considered. Various approaches to definition of educational potential of a modern family and its structure are described. The author makes definition of educational potential of a family, in interrelation with socialization process. The basic structural components of educational potential of a family are specified.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал семьи как фактор первичной социализации ребенка»

ф

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Т. Н. Кобизь, канд. пед. наук., доцент, заведующий кафедрой педагогики и эстетического воспитания, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ КАК ФАКТОР ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

«Яблочко от яблоньки недалеко падает...» Действительно, нельзя не согласиться с тем, что то, какими вырастут дети, целиком и полностью зависит от того, как их воспитывали в детстве и что вложили в воспитательный процесс родители. Для выполнения воспитательной функции и успешной социализации детей семья должна обладать необходимым педагогическим ресурсом, иначе говоря, — воспитательным потенциалом. Анализ воспитательного потенциала позволяет определить возможности семьи, которые в настоящее время, по мнению автора, не используются в полной мере.

Под социализацией в широком смысле понимается процесс «вхождения человека в общество», т. е. приобщение его к социальной жизни, усвоение системы норм, ценностей, образцов поведения позволяющих становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.

В науке выделяют два основных, но качественно различных этапа социализации. Этап первичной социализации занимает период от рождения человека до формирования зрелой личности, под периодом вторичной социализации понимается своеобразная перестройка личности уже в период ее социальной зрелости.

Особенность первичной социализации заключается в том, что ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир через «понимание другого», причем освоение это преимущественно первично.

В этот период ребенок, будучи направляемым в процессе общения значимыми для него людьми, «вбирает» в себя общие ценности. На этой стадии отсутствует выбор «значимых других», т. к. главенствующую роль играют родители и семья как основные агенты первичной социализации. При этом необходимо учесть, что среди механизмов социализации на ее первичном этапе доминируют такие психологические механизмы, как: подражание, т. е. следование какому-либо примеру или образцу; идентификация — как процесс неосознаваемого отождествления ребенком себя с другими людьми; им-притинг (запечатление) — фиксирование ребенком на рецепторном и подсознательном уровне ярких образов, ощущений, событий1. Кроме того, большую роль в первичной социализации ребенка играет социально-педагогический механизм, названный А. В. Мудриком традиционным или стихийным, представляющий собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи6. Действие перечисленных механизмов социализации непосредственно отражает атмосферу в семье, систему ценностей и стиль ее жизни, отношения между родителями, детьми, окружающим миром на сознательном и бессознательном уровнях. Всем общеизвестен факт, что из возраста первого детства некоторые события почему-то особенно выделяются из многих других и остаются в виде воспоминаний на всю жизнь, а иногда и оживляются во взрослом возрасте.

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций щ

Особенность первичной социализации заключается в том, что ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир через «понимание другого», причем освоение это преимущественно первично.

Исходя из положения о том, что личность воспитывается личностью, можно утверждать, что личностная зрелость членов семьи, прежде всего, родителей и определяет ее воспитательный потенциал. Потенциал (лат. potential — сила) — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области»10.

Сущность понятия «воспитательный потенциал семьи» изучено еще недостаточно, о чем свидетельствуют разноплановые подходы к его толкованию в педагогической и психологической литературе. Приведем некоторые из них:

— система эмоциональных отношений родителя к ребенку, их позитивное или негативное восприятия ребенка и способы регулирования взаимодействия с ним (С. Н. Куровская)4;

— реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и не материальных ресурсов семьи (О. В. Кучма-рева)5;

— особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка (В. Зикратов)2;

— обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную (Т. К. Ким)3;

— осознание методов и средств педагогического воздействия на потребности детей, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее развитие личности ребенка (Е. И. Сермяжко)9;

— внутренние, присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно (А. В. Петровский)8;

— комплекс психо л ого-педагогических характеристик, которые обусловливают развитие и воспитание личности ребенка (Р. В. Овчарова)7.

В большей степени цитируемым является определение воспитательного потенциала семьи как способности «семьи реализовать функцию воспитания, развития и социализации» (Р. В. Овчарова)7.

На основании того что воспитание, развитие и социализация являются взаимосвязанными понятиями, с точки зрения автора данной статьи, воспитательный потенциал семьи можно определить как возможности и предпосылки семьи в реализации функции воспитания с целью первичной социализации детей. Такое определение воспитательного потенциала семьи согласуется с приведенным выше общенаучным толкованием понятия «потенциал» и подчеркивает его неразрывную связь с процессом социализации личности.

Исследователи пока не пришли к единому мнению относительно структуры воспитательного потенциала семьи. Обнаруживается большое разнообразие предполагаемых компонентов, в их числе ученые называют психологическую коммуникабельность, нравственную направленность, педагогическую культуру и образование родителей, экономическое благополучие, материально-бытовые условия, характер семейных взаимоотношений, способность обращаться за компетентной помощью и т.п. Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, Е. В. Бондаревская, например, выделяет «личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат; разумную организацию свободного времени и досуга семьи»1.

Несомненно, все перечисленные факторы, как и ряд других, влияют на воспита-

«дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воспитательный потенциал семьи является определяющим фактором первичной социализации личности ребенка, поскольку семья для него является той «питательной средой», которая помогает ему успешно интегрироваться в общество и самореализоваться в нем, а также противостоять его негативным явлениям.

тельный потенциал семьи и требуют внимания исследователей. Столь же очевидно, однако, что не все они сопоставимы по своей сложности и содержанию, а главное — по актуальной значимости (например, характер отношений между членами семьи и материально-бытовые условия, личный пример родителей и особенности их профессионального опыта).

Наиболее существенным в современных условиях (и в перспективе) становится выделение и анализ наиболее значимых факторов, по отношению к которым воспитательный потенциал семьи оказывается наиболее чутким. При этом каждый из выделенных факторов должен обладать относительной самостоятельностью, проявляющейся в его специфических особенностях, в выполнении своей особой функции. Выделяемые факторы должны также быть сопоставимы по своей сложности и актуальной значимости. Не только отсутствие, но и ущербность любого из них существенным образом сказываются на их функциональных возможностях и на воспитательном потенциале семьи в целом, что ведет к заметным качественным изменениям всего воспитательного процесса, а в ряде случаев делает семью несостоятельной в решении вопросов воспитания.

Наиболее полной и убедительной в этой связи представляется трактовка воспитательного потенциала семьи как комплекса психо л ого-педагогических характеристик, предложенных Р. В. Овчаровой. В качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала она выделяет: воспитательную структуру семьи, социально-ролевую адекватность семьи, культурно-образовательный уровень родителей, родительскую компетентность, психологическую атмосферу семьи, характер детско-родительский отношений, стиль семейного воспитания7.

Выделенные показатели позволяют охарактеризовать воспитательный потенци-

альный потенциал семьи как ее фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений и педагогических ресурсов.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи является определяющим фактором первичной социализации личности ребенка, поскольку семья для него является той «питательной средой», которая помогает ему успешно интегрироваться в общество и самореализоваться в нем, а также противостоять его негативным явлениям. Сегодня эта помощь необходима как никогда, поэтому поддержка воспитательного потенциала семьи со стороны общества и государства должна рассматриваться как общая заинтересованность педагогов и родителей в успешном «вхождении детей в общество», т. е. социализации. {

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания лич-ностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 6 - 11.

2. Зикратов В. Воспитательный потенциал // Народное образование. 2007. №8. С. 232 - 236.

3. Ким Т.К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. №11. С. 95 - 98.

4. Куровская С.Н. Педагогика семьи. Минск: Тесей, 2006. 204 с.

5. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петряко-ва О.Л., Сабитова Г.В. Московская семья — 2006: Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2007. 52 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов по специальности «Социальная педагогика». М.: «Академия», 2007. 224 с.

7. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие / Моск. психол.-социал. ин-т. М.:, 2006. 496 с.

8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. 221 с.

9. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяж-ко, Могилев. гос. ун-нт им. А.А. Кулешова. Могилев, 2003. 101 с.

10. Советский Энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет: А.М. Прохоров (пред). М.: Сов. энциклопедия, 1981. 1600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.