ф
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Т. Н. Кобизь, канд. пед. наук., доцент, заведующий кафедрой педагогики и эстетического воспитания, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ КАК ФАКТОР ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
«Яблочко от яблоньки недалеко падает...» Действительно, нельзя не согласиться с тем, что то, какими вырастут дети, целиком и полностью зависит от того, как их воспитывали в детстве и что вложили в воспитательный процесс родители. Для выполнения воспитательной функции и успешной социализации детей семья должна обладать необходимым педагогическим ресурсом, иначе говоря, — воспитательным потенциалом. Анализ воспитательного потенциала позволяет определить возможности семьи, которые в настоящее время, по мнению автора, не используются в полной мере.
Под социализацией в широком смысле понимается процесс «вхождения человека в общество», т. е. приобщение его к социальной жизни, усвоение системы норм, ценностей, образцов поведения позволяющих становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.
В науке выделяют два основных, но качественно различных этапа социализации. Этап первичной социализации занимает период от рождения человека до формирования зрелой личности, под периодом вторичной социализации понимается своеобразная перестройка личности уже в период ее социальной зрелости.
Особенность первичной социализации заключается в том, что ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир через «понимание другого», причем освоение это преимущественно первично.
В этот период ребенок, будучи направляемым в процессе общения значимыми для него людьми, «вбирает» в себя общие ценности. На этой стадии отсутствует выбор «значимых других», т. к. главенствующую роль играют родители и семья как основные агенты первичной социализации. При этом необходимо учесть, что среди механизмов социализации на ее первичном этапе доминируют такие психологические механизмы, как: подражание, т. е. следование какому-либо примеру или образцу; идентификация — как процесс неосознаваемого отождествления ребенком себя с другими людьми; им-притинг (запечатление) — фиксирование ребенком на рецепторном и подсознательном уровне ярких образов, ощущений, событий1. Кроме того, большую роль в первичной социализации ребенка играет социально-педагогический механизм, названный А. В. Мудриком традиционным или стихийным, представляющий собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи6. Действие перечисленных механизмов социализации непосредственно отражает атмосферу в семье, систему ценностей и стиль ее жизни, отношения между родителями, детьми, окружающим миром на сознательном и бессознательном уровнях. Всем общеизвестен факт, что из возраста первого детства некоторые события почему-то особенно выделяются из многих других и остаются в виде воспоминаний на всю жизнь, а иногда и оживляются во взрослом возрасте.
№ 6 (14) ИЮНЬ 2011
дискуссия
журнал научных публикаций щ
Особенность первичной социализации заключается в том, что ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир через «понимание другого», причем освоение это преимущественно первично.
Исходя из положения о том, что личность воспитывается личностью, можно утверждать, что личностная зрелость членов семьи, прежде всего, родителей и определяет ее воспитательный потенциал. Потенциал (лат. potential — сила) — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области»10.
Сущность понятия «воспитательный потенциал семьи» изучено еще недостаточно, о чем свидетельствуют разноплановые подходы к его толкованию в педагогической и психологической литературе. Приведем некоторые из них:
— система эмоциональных отношений родителя к ребенку, их позитивное или негативное восприятия ребенка и способы регулирования взаимодействия с ним (С. Н. Куровская)4;
— реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и не материальных ресурсов семьи (О. В. Кучма-рева)5;
— особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка (В. Зикратов)2;
— обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную (Т. К. Ким)3;
— осознание методов и средств педагогического воздействия на потребности детей, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее развитие личности ребенка (Е. И. Сермяжко)9;
— внутренние, присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно (А. В. Петровский)8;
— комплекс психо л ого-педагогических характеристик, которые обусловливают развитие и воспитание личности ребенка (Р. В. Овчарова)7.
В большей степени цитируемым является определение воспитательного потенциала семьи как способности «семьи реализовать функцию воспитания, развития и социализации» (Р. В. Овчарова)7.
На основании того что воспитание, развитие и социализация являются взаимосвязанными понятиями, с точки зрения автора данной статьи, воспитательный потенциал семьи можно определить как возможности и предпосылки семьи в реализации функции воспитания с целью первичной социализации детей. Такое определение воспитательного потенциала семьи согласуется с приведенным выше общенаучным толкованием понятия «потенциал» и подчеркивает его неразрывную связь с процессом социализации личности.
Исследователи пока не пришли к единому мнению относительно структуры воспитательного потенциала семьи. Обнаруживается большое разнообразие предполагаемых компонентов, в их числе ученые называют психологическую коммуникабельность, нравственную направленность, педагогическую культуру и образование родителей, экономическое благополучие, материально-бытовые условия, характер семейных взаимоотношений, способность обращаться за компетентной помощью и т.п. Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, Е. В. Бондаревская, например, выделяет «личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат; разумную организацию свободного времени и досуга семьи»1.
Несомненно, все перечисленные факторы, как и ряд других, влияют на воспита-
«дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Воспитательный потенциал семьи является определяющим фактором первичной социализации личности ребенка, поскольку семья для него является той «питательной средой», которая помогает ему успешно интегрироваться в общество и самореализоваться в нем, а также противостоять его негативным явлениям.
тельный потенциал семьи и требуют внимания исследователей. Столь же очевидно, однако, что не все они сопоставимы по своей сложности и содержанию, а главное — по актуальной значимости (например, характер отношений между членами семьи и материально-бытовые условия, личный пример родителей и особенности их профессионального опыта).
Наиболее существенным в современных условиях (и в перспективе) становится выделение и анализ наиболее значимых факторов, по отношению к которым воспитательный потенциал семьи оказывается наиболее чутким. При этом каждый из выделенных факторов должен обладать относительной самостоятельностью, проявляющейся в его специфических особенностях, в выполнении своей особой функции. Выделяемые факторы должны также быть сопоставимы по своей сложности и актуальной значимости. Не только отсутствие, но и ущербность любого из них существенным образом сказываются на их функциональных возможностях и на воспитательном потенциале семьи в целом, что ведет к заметным качественным изменениям всего воспитательного процесса, а в ряде случаев делает семью несостоятельной в решении вопросов воспитания.
Наиболее полной и убедительной в этой связи представляется трактовка воспитательного потенциала семьи как комплекса психо л ого-педагогических характеристик, предложенных Р. В. Овчаровой. В качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала она выделяет: воспитательную структуру семьи, социально-ролевую адекватность семьи, культурно-образовательный уровень родителей, родительскую компетентность, психологическую атмосферу семьи, характер детско-родительский отношений, стиль семейного воспитания7.
Выделенные показатели позволяют охарактеризовать воспитательный потенци-
альный потенциал семьи как ее фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений и педагогических ресурсов.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи является определяющим фактором первичной социализации личности ребенка, поскольку семья для него является той «питательной средой», которая помогает ему успешно интегрироваться в общество и самореализоваться в нем, а также противостоять его негативным явлениям. Сегодня эта помощь необходима как никогда, поэтому поддержка воспитательного потенциала семьи со стороны общества и государства должна рассматриваться как общая заинтересованность педагогов и родителей в успешном «вхождении детей в общество», т. е. социализации. {
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания лич-ностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 6 - 11.
2. Зикратов В. Воспитательный потенциал // Народное образование. 2007. №8. С. 232 - 236.
3. Ким Т.К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. №11. С. 95 - 98.
4. Куровская С.Н. Педагогика семьи. Минск: Тесей, 2006. 204 с.
5. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петряко-ва О.Л., Сабитова Г.В. Московская семья — 2006: Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2007. 52 с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов по специальности «Социальная педагогика». М.: «Академия», 2007. 224 с.
7. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие / Моск. психол.-социал. ин-т. М.:, 2006. 496 с.
8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. 221 с.
9. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяж-ко, Могилев. гос. ун-нт им. А.А. Кулешова. Могилев, 2003. 101 с.
10. Советский Энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет: А.М. Прохоров (пред). М.: Сов. энциклопедия, 1981. 1600 с.