УДК 37.018.1-056.2/3
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY WITH A DISABLED CHILD
Е. Ю. Евдокимова E. Y. Evdokimova
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье дана характеристика показателей уровней воспитательного потенциала семьи, представлены экспериментальные данные по диагностике уровня воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract. The description of the characteristics of factors and levels of the educational potential of the family is given in the article; experimental data on the diagnostics of the educational potential of the family with a disabled child are presented.
Ключевые слова: семья, воспитательный потенциал, показатели и уровни воспитательного потенциала, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: family, educational potential, factors and levels of educational potential, disabled
child.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность проблемы обусловлена тем, что современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.
В последнее десятилетие XX в. страну поразили все виды кризисов. Российская семья также попала в критическое положение: падает престиж семьи как института, обеспечивающего воспитание и первичную социализацию подрастающего поколения; уменьшается число официально зарегистрированных браков; растет число разводов; снижается рождаемость; увеличивается численность матерей-одиночек; наблюдается рост иждивенчества. Отмечается рост общей заболеваемости детей, детской инвалидности. Следствием кризиса семьи являются, по мнению ученых (И. В. Бестужев-Лада, А. Б. Орлов и др.), многочисленные проблемы детства: ухудшение состояния здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, спровоцированное в том числе нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений; нарушение процессов формирования личности [1], [3].
Выход из сложившейся кризисной ситуации ученые видят в содействии укреплению семьи, развитию ее воспитательного потенциала посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождения традиций, воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, формирования в государстве системы социальнопедагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания [1], [2].
В связи с этим актуальным является выявление и повышение уровня воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 42 семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Метод изучения психолого-педагогической документации данных семей позволил разделить их на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы.
В качестве диагностических средств нами использовались методы социальнопсихологического исследования, позволяющие выявить уровень воспитательного потенциала семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в форме беседы, анкеты «Определение воспитательных умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева), опросника «Анализ семейных отношений», тестов «Какие мы родители?» и «Хорошие ли мы родители?» [4], [5].
Результаты исследований и их обсуждение. Понятие «потенциал», достаточно часто встречающееся в повседневной жизни, кажется привычным, не вызывающим сомнений в его значении. Обычно этот термин употребляется для обозначения неких возможностей, которые могут проявиться или стать реальными. Употребление термина «воспитательный потенциал» в педагогике также стало традиционным, однако его содержание не раскрывается целиком. Таким образом, возникает необходимость уточнения содержания данного понятия. На основе анализа многочисленных источников мы решили, что под воспитательным потенциалом семьи будем понимать совокупность социально-психологических факторов (возрастные и личностные особенности членов семьи) и педагогических условий, определяющих возможные индивидуальные изменения, влияющие на социализацию личности ребенка.
Диагностика уровня воспитательного потенциала семьи осуществляется с целью изучения, анализа и оценки социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ социализации и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья; определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из анализа исследований, наблюдений, мероприятий с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», нами выделены и использованы в ходе эксперимента показатели, определяющие уровни воспитательного потенциала семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика показателей уровней воспитательного потенциала семьи
Показатели воспитательного потенциала Уровни
Низкий Средний Высокий
Понимание целей и задач воспитания в семье (наличие цели воспитания; родители имеют представление о задачах семейного воспитания) Отсутствие понимания цели и задач семейного воспитания Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений конкретной семьи Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье
Уровень педагогической культуры (родители обладают знаниями о развитии и воспитании ребенка, занимаются самообразованием, применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье) Имеют низкий уровень психолого-педагогичес-ких знаний. От посещений занятий по психо-лого-педагогическому просвещению уклоняются либо посещают их только после неоднократных приглашений педагогов. Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей Знания родителей в области педагогики и психологии имеют отрывочный характер. Занятия по психологопедагогическому просвещению в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются. Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно Имеют хорошую теоретическую подготовку в области педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний. Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье
Ответственность родителей за социализацию детей (родители обладают ответственностью за социализацию ребенка, занимаются воспитанием и контролируют поведение ребенка, создают условия для социализации и воспитания ребенка) Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно, относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек для жизни в обществе Стараются ответственно относиться к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании и социализации ребенка Осознают ответственность перед обществом за воспитание детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешной социализации ребенка
Характер внутрисемейных отношений (наличие согласованности внутрисемейных отношений; наличие взаимопонимания в семье) Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный, характер Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи Полная согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи
Пример и авторитет родителей (родители подают положительный пример детям, являются авторитетом для детей) Родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка Возможны проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей Родители являются примером для детей и пользуются у них авторитетом
Диагностика уровня воспитательного потенциала каждой исследуемой семьи осуществлялась в соответствии с методами экспериментальной работы. Анализ результатов, полученных в ходе контрольных срезов в начале и в конце эксперимента, позволил сравнить значения по выделенным показателям у родителей ЭГ и КГ (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные показатели уровней воспитательного потенциала родителей ЭГ и КГ (%)
Показатели воспитательного потенциала Груп- пы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Нулевой срез Итоговый срез Нулевой срез Итоговый срез Нулевой срез Итоговый срез
Понимание целей и задач воспитания в семье ЭГ 38,1 14,3 42,9 33,3 19,0 52,4
КГ 38,1 19,0 47,6 38,1 14,3 42,9
Уровень педагогической культуры ЭГ 33,3 14,3 42,9 28,6 23,8 57,1
КГ 42,9 19,0 38,1 38,1 19,0 42,9
Ответственность родителей за социализацию детей ЭГ 57,1 19,0 28,6 42,9 14,3 38,1
КГ 71,5 38,1 19,0 33,3 9,5 28,6
Характер внутрисемейных отношений ЭГ 47,6 28,6 38,1 23,8 14,3 47,6
КГ 57,1 28,6 28,6 33,3 14,3 38,1
Пример и авторитет родителей ЭГ 47,6 38,1 28,6 19,0 23,8 42,9
КГ 52,4 38,1 23,8 23,8 23,8 38,1
Следует отметить, что воспитательный потенциал семьи будет реализовываться в любом случае, вне зависимости от того, проходит ли этот процесс под контролем педагога или нет. Но для более полной его реализации необходима специальная организация этого процесса, создание особых педагогических условий. Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы создать данные условия, при которых потенциал семьи станет воспитательным, т. е. будет способствовать развитию индивидуальности ребенка, социализации его личности.
Нами были сформированы педагогические условия, которые способствовали реализации и повышению уровня воспитательного потенциала семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, такие как: создание модели процесса социализации детей 7-14 лет с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействие семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; организация психолого-педагогического просвещения родителей; внедрение программы социально-педагогической коррекции «7Я» в социально-педагогическую деятельность реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эти условия были апробированы в практической деятельности РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Исходя из данных табл. 2, можно сделать вывод о том, что благодаря реализованным педагогическим условиям наблюдается положительная динамика в увеличении высокого уровня воспитательного потенциала по всем показателям как у родителей ЭГ, так и у родителей КГ.
Резюме. Для диагностики уровня воспитательного потенциала семьи нами были сформированы показатели воспитательного потенциала и дана характеристика их уровней; выявлены и апробированы педагогические условия, которые эффективно сказались на повышении уровня воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бестужев-Лада, И. В. Социальное прогнозирование / И. В. Бестужев-Лада. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
2. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. - М. : Академия, 2005. - 368 с.
3. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. - М. : Академия, 2002. - 272 с.
4. Ткачева, В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева, И. Ю. Левченко. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.
5. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. - М. : АСТ, 1997. - 256 с.