УДК 370.179:577.4:913.0
Г. Ц. Цыбекмитова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Анализ методологической, научной, психолого-педагогической, методической литературы, а также образовательной практики позволило выявить противоречие между динамично возрастающим количеством результатов научных исследований по этническому опыту природопользования и недостаточным внедрением этих знаний в практику педагогической деятельности.
Сегодня очень важно пробудить в людях чувство единства с природой, с другими людьми, чувство ответственности за жизнь других живых существ, чувство сопричастности ко всему, что происходит на Земле. Потому что, только люди живущие на этой Земле ответственны за её сохранение. Земля наша едина, для естественной природы не существует границ различных государств, которые имеются на политической карте. Естественные природные законы, в том числе и глобальные круговороты веществ объединяют в единое целое нашу планету. Поэтому для решения глобальных экологических проблем требуются всеобщие усилия.
В то же время глобальные проблемы человечества складываются из национальных и региональных уровней. Региональный уровень знаний намного ближе к пониманию, ибо ею пронизано всё сознание определённого индивидуума, который непосредственно живет в данном регионе и воочию ощущает эти изменения. Актуализация данных знаний, совместное обсуждение и приобретение новых - вот на что, на наш взгляд, необходимо ориентироваться при обучении студентов.
Исторически под влиянием природно-климатических, хозяйственных, религиозных, этнокультурных, политических и других факторов у коренных жителей Забайкалья были выработаны определённые принципы взаимодействия с природой, как адаптация к ландшафтной среде. Опыт освоения территории, традиции ведения хозяйства, знания об особенностях окружающей среды передавались у жителей от поколения к поколению в ходе совместного труда в течении многовекового исторического периода. Дети, основываясь на знании родителей, обогащая их своими наблюдениями, вырабатывали принципы устойчивого взаимоотношения с природой. При дальнейшем развитии общества (период коллективизации, индустриализации) всё больше уменьшалась возможность родителей передавать детям
на практике свои навыки и умения, что способствовало потере многих эмпирических знаний и росту разрыва между человеком и природой. В настоящее время многие люди не только молодого, но и среднего поколения не знают традиций своих предков по учету природных особенностей территории их проживания, традиционным способам ведения хозяйства, общения с природой и другими факторами, которые создавали возможность сохранить природные основы своего существования.
При сложившейся на современном этапе ситуации большую роль должен играть профессионализм учителя, как человека несущего знания в массы, знающего особенности жизнеобеспечения человека в Забайкалье. Введение в образовательный процесс и в процесс научного познания вопросов этнического природопользования, этнической культуры коренных народов позволит рассмотреть в комплексе процессы природопользования этносов и связанной с ним социальные вопросы. Этот богатый материал, основанный на знании практики взаимоотношения этносов с природной средой, богатство духовного и материального мира, дает возможность ориентации экологического образования на освоение этнического опыта природопользования, отражающего этноэкологические идеи о сотворчестве человека и природы, вписанности человека в целостную систему.
С другой стороны, в историческом плане, особенно на территории Забайкалья, этноэкологическое изучение расселения отдельных народов дает реальные примеры мирной аккультурации на основе совместного природопользования разных этносов, что имеет большое социальное значение, вносит в экологическое образование гуманистическую компоненту. Как отмечает Б. С. Кубанцев, «изучение педагогических и социальных аспектов проблемы, истории взаимоотношений человека и природы, истории природоохранительного законодательства у нас в стране, отражение проблемы в литературе, изобразительном искусстве и т. п. - вот ряд возможных гуманистических направлений исследований природоохранительного плана» [10, с. 60].
В настоящее время координирующей дисциплиной интеграции естественных и гуманитарных наук может выступать этническая экология. Впервые в российской науке этническая экология как научное направление было определено В. И. Козловым, как «особое направление на стыке этнографии и экологии человека и ставящей своей задачей изучение традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом в природных и социально-культурных условиях их обитания, а также влияние сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье людей; изучение использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду, традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем» [9. с. 8].
В этом плане, Забайкалье с ее особенностями природно-климатических условий, с присущим ей различием в этнической, конфессиональной, культурной среде представляет собою уникальный полигон для исследований.
Реализация в педагогическом процессе этноэкологических знаний возможны через организацию спецкурсов, выполнение курсовых и дипломных работ, а также в качестве дополнительного материала при изучении таких дисциплин, как «Социальная экология», «Региональная экология», «Экология Забайкалья» и др.
Ниже дается разработанный нами спецкурс «Этническая культура коренных народов Забайкалья», предназначенный для студентов педагогического вуза и направленный на формирование экологической культуры и педагогической компетентности будущего учителя и педагога.
Основными задачами курса являются:
- формирование знаний о географическом положении Забайкалья и особенностях природной среды;
- формирование ответственного отношения к природе на основе знакомства с принципами традиционного природопользования и природоохранных традиций;
- формирование экологической культуры студента на основе осознания морального выбора способов целесообразной деятельности в природе и обществе через призму традиций этнического природопользования;
- психо лого-педагогические факторы формирования экоцентрического экологического сознания.
Студенты должны знать:
- основные понятия: природа, окружающая среда, окружающая природная среда, биосфера, техносфера, экосфера, ноосфера, природопользование, традиционное природопользование.
- историю взаимодействия общества и природы в Забайкалье, возникающие противоречия на современном этапе развития общества (рациональное и нерациональное природопользование);
- факторы деградации окружающей природной среды, ресурсосберегающие технологии традиционного природопользования народов Забайкалья;
- экологическую этику мировых религий как одной из основ формирования экологического мировоззрения;
- психолого-педагогические аспекты экологических проблем;
- представителей коренных народов Забайкалья;
- основные виды хозяйственной деятельности.
Студенты должны уметь:
- наблюдать за процессами, происходящими в природе в результате деятельности человека;
- устанавливать взаимосвязи между процессами, которые протекают в природных системах в результате хозяйственной деятельности человека;
- оценивать количественно и качественно деградацию пастбищных угодий, влияние хозяйственной деятельности человека на природные комплексы;
- получать информацию из разных источников, разъяснять окружающим значимость экологических знаний;
- владеть нормами экологически целесообразного поведения;
- использовать примеры рационального традиционного природопользования народов Забайкалья как фактора сохранения природных ресурсов и окружающей среды.
Учебно-тематический план спецкурса «Этническая культура коренных народов Забайкалья»
Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (час.) Само- стоя- тельная работа
Лекц. Сем. Практ
1. Введение 4 2 2
2. Природные условия и особенности природопользова-ния в Забайкалье. 12 2 2 2 6
3. Традиционное природопользование коренных народов Забайкалья. 6 2 2 2
4. Номадное животноводство: культурно-экологические аспекты взаимодействия. 8 2 2 4
5. Экстенсивное земледелие, 6 2 2 2
6. Природная среда и здоровье населения Забайкалья. 6 2 2 2
7. Восточная медицина как фактор нау коемкой технологии. 4 2 2
8. Природоохранная этика мировых религий и их влияние на сохранение биоразнообразия. 6 2 2 2
9. Современное природопользование и экологические проблемы. 6 2 2 2
10. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природой. 4 2 2
Всего 62 20 8 8 26
Содержание спецкурса «Этническая культура коренных народов Забайкалья»
1. Введение. История и эволюция взаимоотношений человека, общества и природы. Этническая экология, ее связь с естественными и гуманитарными науками.
2. Природные условия и особенности природопользования в Забайкалье. Географическое местоположение Забайкалья. Рельеф. Климат. Природные воды. Почвы. Растительный мир. Животный мир. Физико-географическое районирование. Природные ресурсы.
Практическая работа: Влияние хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.
3. Традиционное природопользование коренных народов Забайкалья. Представление об адаптивном природопользовании. Охота и традиционные промыслы (рыбный промысел, сбор дикоросов). Аграрное природопользование и ее природные предпосылки.
4. Номадное животноводство', культурно-экологические аспекты взаимодействия. Система кочевания. Структура животноводства: причины рационального соотношения сельскохозяйственных животных. Кормовая база. Технология пастьбы (наука пастушества)
Практическая работа: Оценка ёмкости пастбищ и степени нагрузки на него.
5. Экстенсивное земледелие. Влияние природных условий на развитие земледелия. Структура посевов сельскохозяйственных культур. Культура и экология земледелия. Состояние природных ландшафтов.
Практическая работа: Оценка почвенно-земельных ресурсов Забайкальского края.
6. Природная среда и здоровье населения. Природно-очаговые заболевания. Микроэлементозы человека и животных. Загрязнения природной среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Народная медицина у коренных народов Забайкалья.
7. Восточная медицина как фактор наукоемкой технологии. Восточная медицина - как культурное наследие Забайкалья. «Атлас тибетской медицины». «Зеркало мудрости человеческой. Основы тибетской медицины».
8. Природоохранная этика мировых религий. Иудаизм и христианство. Индуизм. Даосизм. Конфуцианство. Буддизм.
9. Современное природопользование и экологические проблемы. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха, воды, сохранения почвенных ресурсов и биологического разнообразия.
Практическая работа: Отбор и исследование проб воды, воздуха и почвы.
10. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы. Сущность антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания. Функции психол ого-педагогического потенциала мира природы: психофизиологическая, психотерапевтическая, реабилитационная, эстетическая, познавательная, удовлетворения потребности в компетентности, самореализации, общения.
Вся программа основана на изучении особенностей территории Восточного Забайкалья, проявляющегося в его географическом положении и полиэтническом составе народонаселения, имеющем многовековую историю совместного проживания. Природно-климатические особенности, которые играли роль в развитии специфического природопользования обобщены в учебном пособии по региональной экологии [5].
Учитывая, что географическая среда определяет характер хозяйственной деятельности народа, содержание и формы материальной и духовной культуры, принципы взаимодействия с природной средой, представляемая программа спецкурса позволит формировать новое экологическое сознание через призму этнической культуры, содействовать возрождению и сохранению этноэкологического мировоззрения коренных народов Забайкалья.
Введение в образовательный процесс и в процесс научного познания системы профессионального высшего образования вопросов этнического природопользования, этнической культуры коренных народов Забайкалья, является, как пишет И. С. Урбанаева, основой для «координации естественнонаучных и гуманитарных исследований, которая позволит выявить закономерности и особенности взаимодействия природного и антропологического комплексов ... обнаружить универсально-человеческое содержание выработанных в конкретной среде обитания форм человеческой жизнедеятельности» [14, с. 27-28]. Сбалансированная взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, выраженная в материальной и духовной культуре народов, проживающих в Забайкалье, способствовало освоению данной обширной территории на протяжении многих веков. Следовательно, сохранение природной среды возможно при богатстве внутреннего мира человека. Д. С. Лихачев пишет, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологический среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим» [11, с. 11-12]. Поэтому экологическое образование должен иметь мультидисциплинарный характер. При этом открывается возможность для установления и реализации диалога культур.
В плане этноэкологического образования изучение природно-климатических особенностей и опыта традиционного природопользования, отражения его в различных элементах этнических культур (изучение опыта жизни в природе), позволяет развивать у студентов интерес к их изучению с последующим анализом личностного отношения к освоению природы и культуры отражающей природу. Разработанная А. С. Белкиным [2] теория витагенного обучения и предложенная Г. П. Сикорской [12] технология этно-экологических проекций витагенного обучения, играет особо важную роль в полиэтническом коллективе студентов, где субъекты образовательного процесса, носители культур разных этносов имеют возможность показать опыт общения с природой через призму своей этнической культуры. Такой прием
взаимодействия А. С. Белкин называет ретроспективным анализом жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Актуализация сбалансированного этнического опыта природопользования и ведения хозяйства в определенной социальной и природной среде вызывает у студентов повышенный интерес к истории своего народа в аспекте взаимодействия его со средой обитания на основе экоцентрического мировоззрения.
При этом важно учесть мнение И. Ю. Гладкого, что мерилом устойчивости этноэкосистемы является способность «продуцировать» этнокультурную идентичность [4, с. 255], а устойчивая культурная идентичность личности, как отмечает Е. И. Дворникова - это «осознание себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом» [7, с. 5]. В подтверждение вышесказанному Г. Н. Волков пишет, что «без своего — чужого не поймешь. Без собственного фундамента здания цивилизации не построить» [3, с. 132].
Различные аспекты этнической экологии, как науки возникшей на стыке этнологии и экологии могут раскрываться во взаимодействии многих вузовских дисциплин, как естественных, так и гуманитарных (схема). В рамках каждого учебного предмета может быть рассмотрена та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики. Только при таком единстве и разнообразии можно достичь формирования целостного экологического сознания.
Линиями содержания образования выступают культурно-историческое пространство (человек и история, человек и культура), экологический компонент (человек и природа), культура здоровья (человек и здоровье) и социально-правовой аспект (человек и общество, человек-человек).
При обсуждении вопроса о взаимоотношении этноса с природной средой необходимо рассматривать принципы адаптации их к условиям существования. По определению Л. Н. Гумилева, возникновение множества этносов связано с расселением человека по континентам и адаптацией его к ресурсно-биологическим и физическим условиям осваиваемых местностей, т. е. к природным факторам. Каждый из них развивал технологии жизнеобеспечения так, чтобы повысить свою устойчивость. Адаптация отражалась на демографических показателях, что выражалась в средней продолжительности жизни народа, как отражение этнического здоровья [6].
Вопросам адаптации, экологии и здоровья населения в зависимости от климатических условий (большие суточные амплитуды атмосферного давления, температуры воздуха, резкие смены погодного режимы в переходные сезоны года, приводящие к пыльным бурям, низкая относительная влажность воздуха) посвящена монография [1]. Удаленность от океанического влияния является причиной йод-дефицитных заболеваний населения.
Многочисленные копытные и грызуны становятся причиной природ но-очаговых заболеваний.
Кроме природных факторов на статус здоровья забайкальцев оказывает и антропогенное влияние, например, промышленные разработки месторождений полезных ископаемых, имеющих более 300-летнюю историю своего развития. С развитием горнорудной промышленности связаны избыток, дефицит и дисбаланс микроэлементов в природной среде. В связи с чем развиваются различные эндемические заболевания (Кашина-Бека, Кешана, флуороз, кариес). Эти и другие причины способствовали развитию народной медицины. Данные знания могут найти своё применение при изучении таких дисциплин, как валеология, медицинская география.
При изучении исторических и культурологических дисциплин появляется возможность привлечения материалов по особенностям жизнеобеспечения населения.
В данном направлении можно рассматривать отличительные особенности материальной и духовной культуры этносов, населяющих Забайкалье. По определению В. И. Козлова, материальная и духовная культура этносов является проявлением адаптационных механизмов людей на личностном и групповом уровне к экологической нише, выраженное в создании комфортных условий жизни (жилище, одежда, пища) и выхода из различных стрессовых ситуаций (обряды, стереотипы поведения) и т. д. [16, с. 5].
Адаптационные возможности человека в условиях Забайкалья можно показать на модели питания бурят, как одном из механизмов их жизнеобеспечения, скоординированном природными условиями и системой хозяйственной деятельности. Модель подробно описана автором в учебном пособии [15, с. 94-96].
Многонациональность Забайкалья определила присутствие различных конфессий: шаманизма, буддизма, христианства и др. Поэтому для данной территории характерно своеобразие культурной среды, отражающая традиции народов Центрально-Азиатского региона и культуры европейской части России. Как представляет А. К. Тулохонов: «особое значение в оценке социально-этнических аспектов природопользования имеет сохранение и возрождение религиозно-культового отношения к природе как к матери, как к дому. Как известно, у всех аборигенных народов Сибири существовала система запретов, своего рода «табу» на вырубку лесов, сезонный лов рыбы и охоты. В основе этих запретов лежали природные циклы, забота о сохранении животного мира, уникальных природных ландшафтов и объектов в виде останцовых скал, источников и т. д., что позволяло сохранять их от уничтожения» [13, с. 16].
Одним из ярких примеров такого отношения к природе является природно-культовый комплекс Алханайского национального парка, в том числе
останцовая скала, называемая храмом-воротами Алханая - одна из шести буддийских святынь мира.
Буддизм как одна из религий коренных народов Забайкалья имеет огромный потенциал воспитания экологической этики, возможности адекватного восприятия мира, выбора позитивного образа жизни.
Раскрывая философию буддизма О. В. Доржигушаева пишет, что фундаментальной идеей буддийской философии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Она рассматривает весь мир и человека как одну динамическую психофизическую целостность (Универсум). Экологическое значение понятия Универсума буддисты видят в принципах абсолютной изменчивости (анитьята), пустотности (шуньята) и взаимообусловленности всего сущего [8, с. 54].
Экологичность принципа анитьяты заключается в постоянстве изменения мира, в переходе из одного состояния бытия в другое. Жизнь прекращается с прекращением этого движения. Буддизм отрицает наличие у отдельных вещей и явлений их внутренней сущности: они существуют только через взаимодействие с другими, в этом принцип пустотности. Изменяя природу, человек лишает многие виды условий существования и они вымирают. Любая форма жизни, любое явление в биосфере обусловлено совокупностью взаимодействий. В этом состоит всеобщая взаимообусловленность философии буддизма. С экологической точки зрения мы говорим о взаимосвязи живой и неживой природы, о цепи питания, о внутреннем динамическом равновесии экосистемы.
В настоящее время всё человечество испытывает большие психологические проблемы, связанные с темпом жизни. Причиной возникновения психологических проблем зачастую является недостаток терпимости.
Согласно буддизму, терпимость по отношению к жизненным обстоятельствам необходима потому, что страдание извечно и постоянно присуще бытию. Буддисты советуют, что не надо преждевременно расстраиваться из-за проблемы, которая будет разрешена в результате ваших действий. А если вы не в силах разрешить эту проблему, то также бессмысленно становиться несчастным или испытывать неприязнь к этому Этот же принцип можно применить по отношению к потребностям. Человеческие потребности с улучшением социальной жизни постоянно растут. Этот рост часто бывает не обусловлен реальной необходимостью, а спровоцирован понятиями престижа или рекламной компанией производителей товара. По данному поводу О. В. Доржигушаева пишет: «Постоянная неудовлетворенность из-за искусственно созданных потребностей позволяет манипулировать сознанием человека. Образ «прет» - вечно голодных существ — является в буддизме аналогией такого сознания, озабоченного лишь обладанием. Терпимость по отношению к жизненным обстоятельствам помогает человеку
сохранять позитивное настроение вне зависимости от обладания чем-либо, вне зависимости от внешних условий» [8, с. 34].
Следовательно, знание философии буддийского мировоззрения позволяет осмыслить этические взгляды на мир и культуру здоровья.
Таким образом, в образовательном процессе высших учебных заведений имеется немало возможностей повышения общей культуры и формирования экологического мировоззрения на основе изучения исторически накопленной практики взаимоотношения этносов с природной средой, богатства духовного и материального мира человека, проживающего в Байкальской Азии.
Библиографический список
1. Агаджанян, Н. А. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья [Текст] / Н. А. Агаджанян, Н. Г. Гомбоева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. -152 с.
2. Белкин, А. С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекции [Текст] / А. С. Белкин, — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. у н-та, 1997. - 17 с.
3. Волков, В. Г. Этнопедагогика: учебник [Текст] / В. Г. Волков, - М.: Академия, 2000. -176 с.
4. Гладкий, И. Ю. Географические основы этноэкологии [Текст] / И. Ю. Гладкий. - СПб., 2005. - 308 с.
5. Гомбоева, Н. Г. Региональная экология и экология человека: учеб, пособие [Текст] / Н. Г. Гомбоева, Г. Ц. Цыбекмитова, А. А. Томских. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2001.-92 с.
6. Гумилев, Л. Н. Этносфера: история людей и история природы [Текст] / Л. Н. Гумилев. - Спб: Изд. дом «Кристалл», 2002. - 576 с.
7. Дворникова, Е. И. Культурная идентичность и толерантность: концепция, теория и условия формирования [Текст] / Е. И. Дворникова. — Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2005. - 388 с.
8. Доржигушаева, О. В. Экологическая этика буддизма: учеб. пособие [Текст] / О. В. Доржигушаева. — СПб.: «Карма Йеше Палдрон, 2002. - 68 с.
9. Козлов, В. И. Основные проблемы этнической экологии [Текст] / В. И. Козлов // Сов. этнография. — 1983. — № 1. —С. 3-16.
10. Кубанцев, Б. С. Природоохранительная подготовка студентов, как форма профессиональной подготовки будущих учителей [Текст] / Б. С. Кубанцев // Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. - Волгоград: ГПИ, 1983.-60 с.
11. Лихачев, Д. С. Избранное о культурном и природном наследии. Экология культуры [Текст] / Д. С. Лихачев // Экология культуры: Альманах Института Наследия «Территория». - М.: Институт наследия, 2000, - 216 с.
12Сикорская,Т. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования [Текст] / Г. П. Сикорская - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. - 197 с.
13-Тулохонов., А- К- Социальные аспекты решения экологических проблем в Байкальском регионе [Текст] / А. К. Тулохонов // Человек у Байкала и среда его обитания. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1991. - 16 с.
14. Урбанаева, И. С. Философия истории региона как основа экологического подхода к проблемам будущего Байкальского региона [Текст] / И. С. Урбанаева // Человек у Байкала и среда его обитания . - Улан-Удэ, 1991. - С. 27-28.
15. Цыбекмитова, Г. Ц. Народы Забайкалья: экология и природопользование: учеб. пособие [Текст] / Г. Ц, Цыбекмитова, В. Ф. Задорожный, А. В. Константинов. - Чита: Изд-во Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та, 2007. - 149 с.
16. Этническая экология: теория и практика. [Текст] - М.: Мысль, 1991.
УДК 372.882. 1.09.
С. М. Петрова, Л. Г. Бысыина
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ПЛАТОНОВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На современном этапе образовательного процесса в школе главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению личности с развитой коммуникативной компетентностью. Основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру ребенка, обогащению его духовного потенциала, проявлению способности ученика к речевому межличностному, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию. В связи с этим на первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов в организации литературного образования, которое направлено на развитие и саморазвитие личности ученика, способного реализовать свой творческий потенциал. Это требует создания условий для включения учащихся в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, что возможно при использовании современных педагогических технологий. Одной из них является технология личностно-ориентированного обучения.
Педагоги и психологи (Н. А. Алексеева, Д. А. Белухина, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. В. В. Сериков, И. С. Якиманская), обосновывая необходимость и возможность развития личностно-ориентированного образования, рассматривают его как часть культуры, как образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддержи-