З. М. Куршаева
(Нальчик)
ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Главной особенностью работы является обращение к чувственно-эмоциональной сфере ребенка через этническую культуру, позволяющее ему осознавать свое единство с природой, формирующее у него природоориентированную картину своей малой родины и мира.
«Этноэкология стремится рассматривать этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве...» [3, с. 14].
Достигнутый человечеством научно-технический прогресс породил главную проблему современности - экологическую катастрофу. Теперь настала пора преобразовывать человечество [5, с. 130-137].
Возможно, этноэкология не решит экологические проблемы, но она представляет собой этическое традиционное мировоззрение, ориентированное на гармонию мира, которое может благотворно повлиять на становление и формирование экологически воспитанной личности.
Экологическому воспитанию посвятили свои работы С. Д. Дерябо, А. А. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. Ф. Мельчаков, А. А. Плешаков, Л. П. Симонова-Салеева, Е. С. Сластенина, Т. И. Суравегина, В. А Ясвин; взаимоотношению человека со средой - В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс; основы народной педагогики освещены в трудах М. Ю. Ай-базовой, И. А. Арабова, Х. Х.-М. Батчаевой, Н. Ш. Блягоз, Г. Н. Волкова, М. Б. Гуртуевой, М. Т. Загазежева, Ф. Т. Кущетеровой, К. Б. Семенова, Е. Е. Хатаева, Х. К. Цаллаева, З. Б. Цал-лаговой, И. А. Шорова, К. Д. Ушинского и др.; взаимодействие этноса и окружающей природы исследовали Э. В. Гирусов, В. Г. Крысько, Г. Д. Гачев, Л. Н. Гумилев, А. М. Галеева и др.
Каждый этнос обладает своей самобытной культурой, выраженной в уникальном опыте рационального природопользования - традициях, обычаях, фольклоре, которые способствуют воспитанию экологической культуры детей.
«Каждый народ извлекает из окружающей среды известное количество культурной силы, с помощью которой он двигается вперед» [6, с. 102].
«Экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой» [1, с. 19-25].
Проведенные исследования по экологическому воспитанию учащихся с использованием этнического потенциала имеют в основном историко-этнографический характер. Современная школа сегодня еще не ориентирована на этноэкологический подход к экологическому воспитанию учащихся. С этой целью нами проведена опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся - с учетом региональной специфики, познавательных, возрастных особенностей учащихся, дополненная этническим материалом экологического содержания народов Кабардино-Балкарии.
Цель исследования: формирование экологической культуры учащихся с использованием этнокультурного потенциала народов Кабардино-Балкарской республики.
Задачи:
- Выделить показатели и уровни сформи-рованности экологической культуры учащихся. Определить методы изучения уровня экологической культуры детей (интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер] и психолого-педагогических условий включения этнокультурных ценностей системы этносов Кабардино-Балкарии «природа - человек - социум» в процесс обучения учащихся школ. «Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями, содействует формированию всех сторон личности человека и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным педагогическим фактором» [7, с. 59].
Куршаева З. М. Этноэкологический аспект формирования экологической культуры учащихся
- Разработать модель процесса экологического воспитания детей этноэкологическими средствами, проверить ее результативность в опытно-экспериментальной работе.
- Доказать целесообразность взаимодействия содержания, форм, методов использования природоохранных традиций, накопленных этносами Кабардино-Балкарской республики, в современной практике воспитания экологической культуры учащихся.
Этноэкологический аспект формирования экологической культуры включает в себя:
- обогащение социального опыта учащихся этноэкологическими знаниями, содержащимися в устном поэтическом творчестве, обычаях этноса, в которых показывается бережное отношение человека к природным явлениям, растительному и животному миру -«правила регламентирования и табуирова-ния диктовались интересами жизнеобеспечения с осмысленным планированием будущего, что позволяло вести сбалансированное природопользование» [2, с. 68-75];
- практическую проверку полученных эт-ноэкологических знаний в непосредственной деятельности в природной среде;
- усвоение и соблюдение норм поведения в природной среде в повседневной жизни;
- использование этноэкологических средств и методов воспитания в едином комплексе.
Усвоение ценностей этнической экологической культуры, формирование этноэколог-ических знаний и представлений детей, соблюдение норм и правил поведения в природе должно быть основано на целостности и системности процесса обучения и воспитания. Данный подход требует единства действий всех институтов: школы, семьи, общественности. Основными же педагогическими условиями являются:
- акцентирование внимания детей на главных особенностях этноэкологических воззрений народа, выраженных в природоохранных традициях: «Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным механизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности. Без действия этого механизма общественная жизнь людей просто невозможна» [4, с. 87];
- соблюдение и учет возрастных особенностей, возможностей детей в работе с материалом экологического характера; сочетание теоретических и практических форм и методов работы, вовлечение детей в разные посильные виды деятельности на природе;
- ознакомление детей с этнической культурой, этнотрадициями, нормами поведения и отношения к природе своего и других народов, которые носят общечеловеческий характер взаимодействия с природной средой.
Работа велась на основе практического ознакомления с природой и использования традиций неразрушающего природопользования, накопленных народами Кабардино-Балкарии, основу которых составило содержание учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.
В целях сбора и обобщения материала нами использовались методики В. А. Ясвина, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка и С. Д. Дерябо. С целью выявления отношения учащихся к экологическим традициям и уровня экологических знаний использовали анкеты с учетом региональной специфики.
Показателями выраженности экологической культуры являются характеристики системы природоохранительных ценностных ориентаций общечеловеческой и этнорегио-нальной направленности; экологические компетенции, готовность к экологическим поступкам; направленность на созидательную социально-экологическую работу; способность к анализу и саморегуляции опыта взаимодействия с природой.
Полученные данные позволяют сделать следующие обобщения: доминирующим типом мотивации являются когнитивный, практический и эстетический; выраженность установок и ведущих каналов восприятия достоверно меняется в зависимости от класса обучения; последовательно снижается роль перцептивно-аффективного канала и возрастает роль когнитивного и практического каналов получения информации. Такие компоненты, как «природа и животные» и «окружающие люди», занимают доминирующую позицию в ранжировании списка предложенных понятий.
В исследовании были выделены 3 уровня сформированности экологической культуры учащихся (см. табл., с. 68].
- низкий - доминирование практического типа мотивации во взаимодействии с при-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (40] 2014
67
Социальное и профессиональное воспитание, общекультурное развитие личности
Таблица
Представленность уровней экологической культуры учащихся 5-7 классов
Уровни 5 класс 6 класс 7 класс
НИЗКИЙ доминирующий практический тип мотивации (АП] а] противопоставляется эстетическому и когнитивному 5,8% (12 чел.] 15,9 % (27 чел.] 45,8% (77 чел.]
б] противопоставляется эстетическому 27,9% (54 чел.] 19,5% (33 чел.] 15,5% (26 чел.]
СРЕДНИЙ когнитивный тип мотивации (АК] а]основная когнитивная направленность 35,7% (73 чел.] 44,4 (75 чел.] 9,5% (16 чел.]
б] противопоставляется эстетическому 9,8% (20 чел.] 8,3% (14 чел.] 10,1% (17 чел.]
ВЫСОКИЙ эстетический тип мотивации (АЭ] 22,1% (45 чел.] 11, 8% (20 чел.] 19,1% (32 чел.]
родными объектами (АП], которое а) противопоставляется эстетическому и когнитивному; б] противопоставляется эстетическому;
- средний - доминирование а] когнитивного типа мотивации; б] когнитивного типа мотивации, которое противопоставляется эстетическому типу установок;
- высокий - доминирование эстетического, ценностного типа мотивации.
Опираясь на полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1] формирование экологически культурной личности происходит под влиянием содержательного (произведения устного поэти-
ческого творчества, обычаи, обряды, ритуалы] и практического (приемы, методы, средства воспитания традиции рационального природопользования] компонентов воспитания;
2] применение опыта этноса в воспитании экологически грамотной личности предусматривает наличие этноэкологической составляющей экологического воспитания: овладение знаниями, усвоение природоохранных традиций и этических норм поведения в природе, признание традиционных воззрений и умелое соотношение их с современной экологической культурой.
Литература
1. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 2000. -С. 19-25.
2 Косарев В. Д. Тропами предков меж сопок и моря. Экологический опыт и традиционное природопользование коренных народов Сахалина. - Сахалин, 2007. - С. 68-75.
3. Крупник И. И. Арктическая этнология. Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. - М.: Наука, 1989. - С. 14.
4. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1984. - № 3. - С. 87.
5. Реймерс Н. Ф. Теоремы экологии // Наука и жизнь. - 1992. -№ 10. - С. 130-137.
6. Шульц Г. История первобытной культуры. - М., 1923. -С. 102.
7. Эфендиев Ф. С., Шаваева М. О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия. - Нальчик, 2006. - С. 59.
-^-