УДК 37.017
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2
В. О. Гусакова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
В РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ
И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Высшей целью современного образования провозглашается «национальный воспитательный идеал», который обозначен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция), как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 11].
Для его достижения старшеклассникам, вступающим в стадию юношества — «завершающий этап первичной социализации», период социального, личностного, профессионального и духовного самоопределения, необходимы устоявшиеся нравственные ориентиры. Стремление обрести такие ориентиры характерно для данной категории учащихся, так как именно этот возраст отмечен активным поиском «ответов на жизненно важные вопросы «кем быть?» и «каким быть?» [2]. Среди возрастных новообразований юношества особенно важными для исследования настоящей проблемы видятся: «появление жизненных планов», «постепенное врастание в различные сферы жизни», «готовность к самоопределению» [2], самоидентификация и отождествление себя со взрослыми. Все это, сопровождаемое эмоциональной неустойчивостью, зачастую приводит к обособлению старшеклассников от родителей и учителей, то есть родных и близких людей, и устремлению их к поиску иных ориентиров, которыми нередко выступают персонажи субкультуры. Они, как правило, находятся в противоречии с героями основной культуры, попирают общепринятые ценности и могут носить агрессивный, а иногда экстремистский характер.
Рассматриваемая проблематика всегда привлекала внимание педагогов, потому что каждая эпоха диктовала новые требования к воспитательному идеалу. Многочисленные исследования в этой области говорят об ее неиссякающей актуальности. Она нашла отражение в трудах А. М. Архангельского [3], Н. М. Болдырева [4], А. С. Макаренко [5], И. С. Марьенко [6], В. А. Сухомлинского [7], И. Ф. Харламова [8] и др. Всех их объединяет общая тенденция рассматривать школу, как основной этап в воспитании, формирующий у учащихся нравственные ориентиры в ходе получения знаний и наставлений от педагогов и совместной деятельности по их усвоению. В частности А. С. Макаренко писал: «Мы знаем, каким должен быть наш гражданин, мы должны прекрасно знать, что такое новый человек, какими чертами этот человек должен отличаться... Мы должны стремиться всех людей, всех детей воспитывать в наибольшем приближении к нашему идеалу» [9, с. 29], которым, по его мнению, являлся «Настоящий Человек» — свободная, ответственная, добропорядочная личность, готовая жертвовать собой во имя всеобщего блага.
© В. О. Гусакова, 2012
Эта тенденция, как и сам воспитательный идеал, сохраняют свою остроту и сегодня; корректировку претерпели нравственные ориентиры, изменился нравственный облик молодежи. В отличие от старшеклассников советского и постсоветского времени, современное юношество, именуемое «поколением Y», «Нулевым поколением», «поколением Сети», «Next», «Millenium», «Echo Boomer» или геймерами [10, с. 122], росло в период стремительного развития телекоммуникационных, компьютерных и информационных технологий, в атмосфере либерализма и «вседозволенности». Его интересы концентрируются в сети Интернет, где юноши и девушки находят ответы на свои вопросы, как учебного, так и духовного плана, реализуют интересы, общаются. Виртуальный мир нередко заменяет им мир реальный, а иллюзорные и фэнтезийные образы вытесняют живые и исторические, что впоследствии приводит к неустойчивости ценностных приоритетов, отсутствию целеустремленности, разочарованиям, утрате активной позиции в жизни, духовной и нравственной пустоте. Поэтому именно старшеклассники, готовящиеся вступить в самостоятельную жизнь, остро нуждаются в нравственных ориентирах, которые так или иначе устремлены к достижению «национального воспитательного идеала», заявленного в Концепции.
В современной педагогической литературе бытует и другая характеристика воспитательного идеала — это «выработанное веками представление о совершенном человеке, [...] недостижимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает» [11, с. 76].
Анализируя оба определения, можно сформулировать несколько условных качеств, которым должен удовлетворять персонаж, претендующий на роль нравственного ориентира:
1. Конкретность и реальность. Идеалом для старшеклассника не может стать вымышленный или взятый из мифологии персонаж. Если учащиеся младших классов могут выбрать своим нравственным ориентиром мифологического Геракла, то для старшеклассника таковым может стать конкретный исторический герой Александр Македонский.
2. Харизма и легендарность. Персонаж должен обладать яркой (уникальной) одаренностью, загадочной притягательностью, труднодостижимыми положительными качествами, вызывающими не только уважение, но и восхищение, что особенно важно для юношества, самой романтичной поры человечества.
3. Постоянство. Качества и характеристики персонажа должны пройти экспертизу временем и не утрачивать актуальности по сей день. Сам персонаж должен выражать гуманистические ценности и утверждать моральные нормы своего народа, сформированные на основе общечеловеческой нравственности1.
1 Данное утверждение базируется на постулате, что понятия «нравственность» и «мораль» не тождественны друг другу. Обратившись к латинскому корню слова «moralis» — «mores» — 'обычаи, нравы, поведение', можно сказать что мораль вытекает из нравственности и является нравственным учением, совокупностью нравственных понятий, сформированных в результате критической, аналитической деятельности человеческого сознания, характерных для отдельной группы людей — народа, но не нравственностью как таковой.
Мораль обязательно несет на себе отпечаток культурно-исторического опыта конкретного народа, его представлений о нравственности сложившихся, эволюционирующих вместе с этим народом.
Как бы разнообразны ни были нормы морали у различных народов, исповедующих разные религии, все они объединяются в идее, что всеобщее благо превыше личного и нравственный человек должен поступаться личными интересами и желаниями ради блага других. Отсюда, независимо от
Только тогда, ориентируясь на него, юноши и девушки смогут определить жизненно важные для них смыслы и найти ответ на вопрос: каким я должен стать, чтобы реализовать свои дарования и таланты с пользой для людей, Отечества и самого себя.
Образы таких персонажей сохраняются в религиозно-культурологических традициях, в которых религия (культ) является источником и духовной основой для развития культуры, рассматриваемой как постоянно развивающийся ресурс общечеловеческих и национальных ценностей. Воспитательным идеалом в религиозно-культурологических традициях выступает святой (в христианстве и исламе), или бодхисатва (в буддизме) — «духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный» [12, с. 161], пребывающий в любви и мире, чей образ труднодостижим. Святой не заботится о своем личном благоденствии, а стремится к достижению всеобщего счастья через деятельность — молитву (умственно-духовную деятельность) и труд (умственную и физическую деятельность). Счастье для него и «есть сама эта деятельность, беспрерывная и беспрерывно расширяющаяся» [13, с. 380]. Жизненный путь святых дает многочисленные примеры достижения счастья через деятельность, направленную на совершенствование себя и мира вокруг себя. Ее сфера столь широка — от молитвенного подвига до воинского и гражданского, а сам сонм святых настолько многообразен и конкретен (он включает исторических лиц: героев, воинов, государственных деятелей, монахов, мужей, жен, целых семей и даже детей), что каждый может найти наиболее близкий ему по духу идеал. Более того, неустанная деятельность святых показывает, что человек может нравственно самоопределиться только через внутреннюю работу — самосовершенствование и внешнюю — труд на благо других, совершенствование мира вокруг себя.
На основе вышесказанного автором настоящего исследования была выдвинута гипотеза о том, что образ святого дает лучший воспитательный идеал современным старшеклассникам, как верующим, выходцам из религиозных семей, так и неверующим, и является альтернативой псевдогероям телевидения и сети Интернет. Эта гипотеза подтверждалась в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе и других образовательных учреждениях России в течение 4-х лет. Рассмотрим это положение на примере Санкт-Петербургского кадетского корпуса, где кадеты, перешедшие на II курс (10 класс), по желанию посещали факультатив «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии» [14], посвященный небесным покровителям воинов. Состав кадет менялся ежегодно, так как факультатив рассчитан на один год обучения.
Неоднородный по этнокультурному признаку коллектив ребят, регулярно посещавших факультатив, и его численное изменение в течение 4-х лет отражены в табл. 1.
Из таблицы следует, что среди заинтересованных изучаемым материалом и регулярно посещавших факультатив, были: православные — в большинстве, верящие в Бога, но не религиозные — на втором месте после православных и представители других религий, из которых число мусульман преобладает над буддистами, а также не признающие веру и Бога. Необходимо отметить, что процент мусульман и буддистов, обучавшихся на факультативе, прямо пропорционален общему проценту кадет — представителей ислама и буддизма. В качестве положительных признаков, под-
того, как люди разных культур, носители разных традиций представляют себе нравственность, она едина и незыблема для всех.
тверждающих сформулированную выше гипотезу, нужно указать сохранение заинтересованности в излагаемом материале у представителей иных религий и увеличение интереса у неверующих учащихся, узнавших о нем от старших кадет, обучающихся на III курсе (11 класс).
Таблица 1. Этнокультурный состав учащихся, посещавших факультатив с 2007 по 2011 год
Старшеклассники 2007/08 учебный год 2008/09 учебный год 2009/10 учебный год 2010/11 учебный год
Православного вероисповедания 52% 53% 56% 56%
Относящие себя к исламу 7% 12% 11% 10%
Относящие себя к буддизму 1% 2% 2% 3%
Верящие в Бога, но не относящие себя к религии2 38% 32% 26% 25%
Не признающие веру и Бога 2% 1% 5% 6%
Общее число кадет на факультативе 83 91 92 91
Общее число кадет на II курсе 115 120 110 100
При поступлении на факультатив в сентябре и после его окончания в мае кадеты проходили анкетирование и тестирование. Вопросы в анкете и тесте были направлены на определение их принятия (или непринятия) святых в качестве воспитательного идеала и степени личного жизненного самоопределения.
В течение года для осуществления контроля знаний ребятам предлагались творческие задания (сочинения, эссе, сценарии представлений), отражающие их заинтересованность в предмете и выявляющие их нравственные ориентиры. Оценки по балльной системе на факультативных занятиях кадеты не получали.
Результаты двух опросов за последний 2010/11 учебный год отражены в табл. 2, 3.
Сопоставив данные в табл. 2, 3, можно увидеть положительную динамику принятия учащимися (и, что особенно важно, нерелигиозными и неверующими ребятами) святых в качестве воспитательного идеала. Полностью отрицающих такой идеал нет, но есть признающие наряду со святыми и других героев, которые с точки зрения духовности и нравственности вполне отвечают указанным выше качествам персонажа, претендующего на роль нравственного ориентира.
Преобладающим ответом учащихся на вопрос: почему святой может стать для них «воспитательным идеалом» — стало мнение, что ознакомление с жизнью и подвигами святых помогает выстраивать стратегию собственного пути в жизнь.
Среди суждений также указывалось, что, имея перед собой воспитательный идеал, воплощенный в образе конкретного святого, старшеклассники:
1. Обращаются к лучшему опыту предыдущих поколений — своих предков и акцентируют внимание на созидательном и жизнеутверждающем аспекте.
2 Под учащимися, «верящими в Бога, но не относящих себя к какой-либо религии», подразумеваются кадеты, которые не отрицают Бога — как высший разум, которому подчинено мировое устройство. Но они не участвуют в таинствах и обрядах какой-либо религии и не различают по догматическим признакам конфессии, считая, что по сути все религии едины. Для них не имеет значения, где и как человек обращается к Богу, но важен сам факт признания Бога.
Таблица 2. Результаты опроса, проведенного в начале сентября 2010 г.
Старшеклассники % из общего числа опрашиваемых Признают святых лучшим воспитательным идеалом Имеют четкую позицию в вопросе «кем быть?» Чтут традиции семьи и родины Желают создать крепкую семью
л н т о н затруднились л н т о н затруднились л н т о н затруднились л н т о н затруднились
Относящие себя к той или иной религии 69 67 - 2 59 3 7 62 - 7 66 - 3
Верящие в Бога, но не относящие себя к религии 25 10 6 9 11 7 7 15 2 8 17 - 8
Не признающие Бога и веру 6 1 1 4 1 3 2 1 1 4 1 3 2
Таблица 3. Результаты опроса, проведенного в конце мая 2011 г.
Старшеклассники % из общего числа опрашиваемых Признают святых лучшим воспитательным идеалом Имеют четкую позицию в вопросе «кем быть?» Чтут традиции семьи и родины Желают создать крепкую семью
Н т о н затруднились н т о н затруднились л н т о н затруднились л н т о н затруднились
Относящие себя к той или иной религии 69 69 - - 63 - 6 65 - 4 69 - -
Верящие в Бога, но не относящие себя к религии 25 23 - 2 18 1 6 21 - 4 24 - 1
Не признающие Бога и веру 6 5 - 1 4 - 2 4 - 2 6 - -
2. Развивают свое понимание «Отечества» как наследуемой ими земли отцов и дедов — ценности, данной по рождению, за сохранение и благоустройство которой им впоследствии предстоит нести ответственность.
3. Приобщаются к традиционным ценностям супружеских отношений, вырабатывают осознанное стремление к отцовству (материнству), что способствует уяснению сущности социальных ролей в семье и на службе.
4. Формируют гуманное отношение к окружающему миру (людям, природе, искусству и т. д.).
В процессе обучения на факультативе, как в кадетском корпусе, так и в ряде других образовательных учреждений России, наблюдалось, что старшеклассники — выходцы из семей с традиционным родовым укладом — избирают свой идеал в сфере традиционных для его семьи (рода) небесных покровителей, тогда как юноши и девушки, впервые встретившиеся с традициями, концентрируют свой выбор в сфере профессионально-учебных интересов. Например, юноша, желающий поступать в военное учебное заведение, ориентируется на святых воинов. Многие девушки избирают для себя в качестве воспитательного идеала святых русских княгинь или святую царицу Александру Федоровну. Особой популярностью в школах Санкт-Петербурга и Новгорода пользуется Александр Невский, а в Пскове, наряду с ним, нередко звучит имя князя Довмонта Псковского. Во всех случаях, при наличии у старшеклассников ясного и четкого представления о жизненном пути того или иного святого, дающего ему ясный и конкретный воспитательный идеал для самосовершенствования, прослеживается позитивная динамика: духовное саморазвитие и нравственное самосовершенствование.
Использование личности святого в качестве воспитательного идеала не исключает наличие таковых у старшеклассников, почерпнутых ими из истории и литературы. Святость выступает здесь не как обязательное условие воспитательного идеала, а как его доказательство. Это обстоятельство особенно важно учитывать в процессе воспитания, чтобы избежать риска подмены воспитательной деятельности педагога пропагандой той или иной религии. Для юноши или девушки важным является факт, что избранный ими воспитательный идеал имеет народное признание и почитается в веках. Весомым преимуществом использования личности святого в качестве воспитательного идеала является многообразие сонма святых от монахов-подвижников до героев-военачальников. Разумеется, не стоит приобщать старшеклассника, готовящегося стать юристом, к подвигам монаха-пустынника, скорее ему будет близок путь святого Юрия Новицкого, чья икона находится в церкви Санкт-Петербургского государственного университета.
Подводя итог, следует отметить, что юноши и девушки, относящие себя к той или иной религии, следующие религиозно-культурологическим традициям своих предков и черпающие там свои идеалы, к моменту окончания школы, как правило, уже обладают вполне сформированной жизненной позицией. Они целеустремленны, открыты миру, готовы к социальным переменам, могут аргументированно отстаивать свое мнение и быть терпимыми к точке зрения других. Такие старшеклассники хорошо ориентируются в настоящем и не страшатся смотреть в будущее, потому что имеют четкое представление о своем прошлом. Именно осознание личной сопричастности к своему народу, истории и культуре дает юношам и девушкам прочную духовную основу для ответа на вопрос «кем быть» и осуществления нравственного выбора «каким быть».
Литература
1. Данелюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов в трех книгах. Книга вторая. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. // URL: http://www.twirpx.com/ file/125154/ (дата обращения: 24.08.2011).
3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. 534 с.
4. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1979. 224 с.
5. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания: Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Просвещение, 1986. Т. 5. 231 с.
6. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Просвещение, 1985. 310 с.
7. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика 1990. 288 с.
8. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2000. 519 с.
9. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 7. М.: Педагогика, 1986. 449 с.
10. Козлова А. Г. Теория поколений в арсенале современной педагогической науки // Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург 13 апреля 2011 г. СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С. 120-134.
11. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 2002. Т. 4. 688 с.
13. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т. 6. 576 с.
14. Гусакова В. О. Программа «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии». URL: www.anbratstvo.ru/programma-laleksandr-nevskij-imya-rossiir/ programma-lzemnoe-i-nebesnoe-voinstvoduxovnonravstvennye-tradiczii-rossijskoj-armiir-. html/ (дата обращения: 04.09.2011).
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.