УДК 378
Кошман Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ)
В статье обосновывается необходимость создания воспитательной системы вуза, рассматриваются три уровня сформированности воспитательного пространства вуза: адаптации, интеграции, саморегуляции.
Ключевые слова: воспитательное пространство, профессиональное становление студентов, содержание воспитательной работы.
Анализ современной литературы показывает, что возрастающий в обществе . интерес к данной проблеме привел к разбросу «в определении того, что должно воспитываться - качества, ценности, духовность, система социальных ролей, нравственность и т.д.» (И.А. Зимняя, Н.А. Морозова, 1999). Вместе с тем, нельзя не отметить, что большинство современных концепций относится к школьному образованию, и гораздо меньше к вузовскому.
Как отмечают в своих исследованиях И.А. Зимняя и Н.А. Морозова, анализ существующих концепций воспитания позволяет выделить ряд проблем:
- не разработанность теоретического общеконцептуального подхода к воспитанию как непрерывному процессу от дошкольного до послевузовского образования и воспитания;
- не решена задача отражения воспитательного потенциала образовательных учреждений в государственных и образовательных стандартах;
- не решена задача моделирования общей стратегии воспитания в непрерывном образовании, несмотря на формулировку некоторых принципов, которые можно отнести к процессу в целом, в работах Б.Т. Лихачева, В.Д. Путилина, В.М. Коротова, В.С. Мухиной и т.д.
На наш взгляд, все эти проблемы характерны и для вузовского образования.
В то же время профессиональная педагогическая подготовка студентов требует от них развитого педагогически направленного мышления, соответствующих умений, необходимых для организации воспитательно-образовательной работы с учащимися. Это приводит к тому, что практическая профессиональная подготовка будущих учителей происходит не столько в образовательный период, сколько во внеучебной деятельности.
«Подготовка будущих учителей строится в основном на основе интенсивного подхода, что ведет к информационной перегрузке студентов, к формальной реализации учебных программ, в то же время современные государственные образовательные стандарты ориентированы на резкое сокращение педагогической практики» - отмечает в своей работе Е.А. Леванова.
Как показывают наши наблюдения в процессе педагогической практики, а также анализ опыта работы молодых учителей, достаточно овладев теорией, учитель не всегда может педагогически компетентно и целесообразно решить практические вопросы воспитания. При необходимости решения практических педагогических задач выпускник вуза не всегда может восстановить приобретенные знания по тому или иному вопросу и соотнести их с конкретной ситуацией, т.е. адекватно спроектировать теоретические знания на реальную ситуацию.
При этом необходимо иметь в виду отсутствие у молодого учителя не только педагогического, но и житейского опыта, который достаточно часто выручает педагогов со стажем. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что необходима дополнительная работа, по включению современных студентов в практическую педагогическую деятельность, которая будет способствовать накоплению опыта и формировать чувство уверенности и профессиональной компетентности.
Поэтому мы считаем, что необходимость создания воспитательной системы вуза сегодня очевидна. Вместе с тем, мы имеем дело с особой категорией - молодежью, поэтому формы и методы, имеющие успех в школе в данной системе не всегда приемлемы.
Современные исследования в данной области определяют цель воспитания в современном
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Кошман Н.В., 2012
вузе - формирование социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.
Задачи:
- формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, как на когнитивном и эмоциональном, так и на поведенческом уровнях, т.е. осознания сопричастности обществу, стране, государству;
- совершенствование системы студенческого самоуправления на базе формирования основ корпоративной культуры и человеческой индивидуальности;
- создание условий и предпосылок для формирования мировоззренческих универсалий студента, в числе тех, в которых выражено отношение человека к ценностям социальной жизни: «Я», «другие», «труд», «добро», «красота»;
- создание условий для развития толерантности учащейся молодежи и воспитание духовной культуры: правовой, политической, этической;
- создание условий единства образовательного и воспитательного пространства;
- создание инновационной среды с целью развития творческих способностей студентов;
- профилактика здорового образа жизни, создание условий для развития физической культуры;
- организация процессов социальной и профессиональной адаптации как студентов, так и выпускников вуза;
- организация системы правовой, социальной и психологической защиты студентов для обеспечения эргономичной (комфортной) воспитательной среды в вузе.
Идея создания модели воспитательного пространства вуза предполагает наличие как минимум 2 компонентов - учебного и внеучебного. Внеучебный - отображает процесс формирования воспитательного пространства во внеучеб-ной совместной и индивидуальной деятельности преподавателей и студентов. Учебный компонент связан с формированием воспитательного пространства в учебной деятельности.
Важным критерием эффективности формирования воспитательного пространства вуза является оценка студентами воспитательных мероприятий, в которых они принимают участие, и процесса вузовского обучения, а также осознание своего пребывания в вузе как важного события в жизни, как условия успешной карьеры.
Мы принимаем идею М.Г. Резниченко, что в воспитательном пространстве вуза можно выделить три уровня сформированности: адаптации, интеграции, саморегуляции.
Уровень адаптации означает познавательно-информационное приспособление субъектов воспитательного пространства к новому окружению, к структуре высшей шюлы, к содержанию обучения и работы в ней, ее требованиям, своим обязанностям, усвоение новых форм и методов учебной работы.
Данный уровень отличается недостаточно сформированной у студентов мотивацией к профессиональной деятельности, отсутствием опыта осуществлять обучение и развитие, отсутствием оценки субъектами воспитательного пространства целей воспитательной системы, своего места в нем.
Содержание воспитательной работы на данном этапе предполагает:
- Реализацию технологии процесса адаптации студента в вузе, что предусматривает познавательно-информационное приспособление студентов и преподавателей к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, своим обязанностям; общественную адаптацию, т.е. процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграция этих групп со студенческим окружением в целом; дидактическую адаптацию, которая касается подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
- Психологическую помощь на этапе адаптации: организацию тренингов общения, развитие навыков проектирования коммуникативного контакта первокурсников со сверстниками, преподавателями, администрацией и т.д.
Внеучебный компонент воспитательного пространства вуза на этапе адаптации первокурсников предполагает организацию воспитательных мероприятий вне вуза: адаптационный сбор, «Посвящение в первокурсники», сборы актива, праздники «Международный день студента» и т. д.
Как показывает наше наблюдение, студенты младших курсов ценят в преподавателях дружеское расположение, доброжелательность, общительность. Это необходимо для быстрого прохождения этапа адаптации в вузе. У студента, получившего психологическую поддержку в начале обучения, профессиональные ценности формируются раньше и успешнее. Напротив, психологические трудности на этапе адаптации мешают становлению профессионализма.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
95