Научная статья на тему 'Воспитательное пространство вуза как необходимое условие профессионального становления студентов (из опыта работы института искусств)'

Воспитательное пространство вуза как необходимое условие профессионального становления студентов (из опыта работы института искусств) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS' PROFESSIONAL FORMATION / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / UPBRINGING MEDIUM / UPBRINGING WORK CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман Наталья Владимировна

В статье обосновывается необходимость создания воспитательной системы вуза, рассматриваются три уровня сформированности воспитательного пространства вуза: адаптации, интеграции, саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education institution social-upbringing medium as students' professional formation necessary condition (from art institute work experience)

Higher education institution upbringing system creation need is justified in the article, three levels of higher education institution upbringing space readiness: of adaptation, of integration, of selfregulation.

Текст научной работы на тему «Воспитательное пространство вуза как необходимое условие профессионального становления студентов (из опыта работы института искусств)»

УДК 378

Кошман Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

[email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ)

В статье обосновывается необходимость создания воспитательной системы вуза, рассматриваются три уровня сформированности воспитательного пространства вуза: адаптации, интеграции, саморегуляции.

Ключевые слова: воспитательное пространство, профессиональное становление студентов, содержание воспитательной работы.

Анализ современной литературы показывает, что возрастающий в обществе . интерес к данной проблеме привел к разбросу «в определении того, что должно воспитываться - качества, ценности, духовность, система социальных ролей, нравственность и т.д.» (И.А. Зимняя, Н.А. Морозова, 1999). Вместе с тем, нельзя не отметить, что большинство современных концепций относится к школьному образованию, и гораздо меньше к вузовскому.

Как отмечают в своих исследованиях И.А. Зимняя и Н.А. Морозова, анализ существующих концепций воспитания позволяет выделить ряд проблем:

- не разработанность теоретического общеконцептуального подхода к воспитанию как непрерывному процессу от дошкольного до послевузовского образования и воспитания;

- не решена задача отражения воспитательного потенциала образовательных учреждений в государственных и образовательных стандартах;

- не решена задача моделирования общей стратегии воспитания в непрерывном образовании, несмотря на формулировку некоторых принципов, которые можно отнести к процессу в целом, в работах Б.Т. Лихачева, В.Д. Путилина, В.М. Коротова, В.С. Мухиной и т.д.

На наш взгляд, все эти проблемы характерны и для вузовского образования.

В то же время профессиональная педагогическая подготовка студентов требует от них развитого педагогически направленного мышления, соответствующих умений, необходимых для организации воспитательно-образовательной работы с учащимися. Это приводит к тому, что практическая профессиональная подготовка будущих учителей происходит не столько в образовательный период, сколько во внеучебной деятельности.

«Подготовка будущих учителей строится в основном на основе интенсивного подхода, что ведет к информационной перегрузке студентов, к формальной реализации учебных программ, в то же время современные государственные образовательные стандарты ориентированы на резкое сокращение педагогической практики» - отмечает в своей работе Е.А. Леванова.

Как показывают наши наблюдения в процессе педагогической практики, а также анализ опыта работы молодых учителей, достаточно овладев теорией, учитель не всегда может педагогически компетентно и целесообразно решить практические вопросы воспитания. При необходимости решения практических педагогических задач выпускник вуза не всегда может восстановить приобретенные знания по тому или иному вопросу и соотнести их с конкретной ситуацией, т.е. адекватно спроектировать теоретические знания на реальную ситуацию.

При этом необходимо иметь в виду отсутствие у молодого учителя не только педагогического, но и житейского опыта, который достаточно часто выручает педагогов со стажем. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что необходима дополнительная работа, по включению современных студентов в практическую педагогическую деятельность, которая будет способствовать накоплению опыта и формировать чувство уверенности и профессиональной компетентности.

Поэтому мы считаем, что необходимость создания воспитательной системы вуза сегодня очевидна. Вместе с тем, мы имеем дело с особой категорией - молодежью, поэтому формы и методы, имеющие успех в школе в данной системе не всегда приемлемы.

Современные исследования в данной области определяют цель воспитания в современном

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Кошман Н.В., 2012

вузе - формирование социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.

Задачи:

- формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, как на когнитивном и эмоциональном, так и на поведенческом уровнях, т.е. осознания сопричастности обществу, стране, государству;

- совершенствование системы студенческого самоуправления на базе формирования основ корпоративной культуры и человеческой индивидуальности;

- создание условий и предпосылок для формирования мировоззренческих универсалий студента, в числе тех, в которых выражено отношение человека к ценностям социальной жизни: «Я», «другие», «труд», «добро», «красота»;

- создание условий для развития толерантности учащейся молодежи и воспитание духовной культуры: правовой, политической, этической;

- создание условий единства образовательного и воспитательного пространства;

- создание инновационной среды с целью развития творческих способностей студентов;

- профилактика здорового образа жизни, создание условий для развития физической культуры;

- организация процессов социальной и профессиональной адаптации как студентов, так и выпускников вуза;

- организация системы правовой, социальной и психологической защиты студентов для обеспечения эргономичной (комфортной) воспитательной среды в вузе.

Идея создания модели воспитательного пространства вуза предполагает наличие как минимум 2 компонентов - учебного и внеучебного. Внеучебный - отображает процесс формирования воспитательного пространства во внеучеб-ной совместной и индивидуальной деятельности преподавателей и студентов. Учебный компонент связан с формированием воспитательного пространства в учебной деятельности.

Важным критерием эффективности формирования воспитательного пространства вуза является оценка студентами воспитательных мероприятий, в которых они принимают участие, и процесса вузовского обучения, а также осознание своего пребывания в вузе как важного события в жизни, как условия успешной карьеры.

Мы принимаем идею М.Г. Резниченко, что в воспитательном пространстве вуза можно выделить три уровня сформированности: адаптации, интеграции, саморегуляции.

Уровень адаптации означает познавательно-информационное приспособление субъектов воспитательного пространства к новому окружению, к структуре высшей шюлы, к содержанию обучения и работы в ней, ее требованиям, своим обязанностям, усвоение новых форм и методов учебной работы.

Данный уровень отличается недостаточно сформированной у студентов мотивацией к профессиональной деятельности, отсутствием опыта осуществлять обучение и развитие, отсутствием оценки субъектами воспитательного пространства целей воспитательной системы, своего места в нем.

Содержание воспитательной работы на данном этапе предполагает:

- Реализацию технологии процесса адаптации студента в вузе, что предусматривает познавательно-информационное приспособление студентов и преподавателей к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, своим обязанностям; общественную адаптацию, т.е. процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграция этих групп со студенческим окружением в целом; дидактическую адаптацию, которая касается подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

- Психологическую помощь на этапе адаптации: организацию тренингов общения, развитие навыков проектирования коммуникативного контакта первокурсников со сверстниками, преподавателями, администрацией и т.д.

Внеучебный компонент воспитательного пространства вуза на этапе адаптации первокурсников предполагает организацию воспитательных мероприятий вне вуза: адаптационный сбор, «Посвящение в первокурсники», сборы актива, праздники «Международный день студента» и т. д.

Как показывает наше наблюдение, студенты младших курсов ценят в преподавателях дружеское расположение, доброжелательность, общительность. Это необходимо для быстрого прохождения этапа адаптации в вузе. У студента, получившего психологическую поддержку в начале обучения, профессиональные ценности формируются раньше и успешнее. Напротив, психологические трудности на этапе адаптации мешают становлению профессионализма.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.