Rogaleva Galina Ivanovna EDUCATIONAL SPACE ..
pedagogical sciences
УДК 37.012
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
© 2017
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
Бурятский государственный университет (670000, Россия, Улан-Удэ, улица Смолина, 24а, e-mail:[email protected]) Аннотация. Объекты инновационной инфраструктуры, появляющиеся в современных образовательных организациях, способствуют развитию инновационной среды вуза. Инициативное исследование «Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студента» (на примере ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет») направленное на моделирование воспитательного пространства вуза и выработку инновационных технологий педагогической деятельности для успешной социальной адаптации студентов, потребовало уточнения и теоретического обоснования педагогических понятий «социальная адаптация студентов», «инновационная среда», « воспитательное пространство вуза». Осмысление социальной адаптации студентов вуза как активного взаимодействия студентов с вузовской средой и социальным окружением позволяет рассматривать воспитательное пространство вуза в качестве социальной вузовской среды и социального окружения студента. Инновационность вузовской среды зависит от наличия современных субъектов воспитательного пространства вуза, таких как центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), центр инноваций социальной сферы (ЦИСС), информационно-консультационной система социальной адаптации студентов, и применения инновационных социально-педагогических технологий организации воспитательного процесса, способствующих социальной адаптации студентов.
Ключевые слова: социальная адаптация студентов, воспитательное пространство вуза, инновационная среда, инновационные технологии педагогической деятельности, информационно-консультационная система социальной адаптации студентов
EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY AS INNOVATION ENVIRONMENT OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS
© 2017
Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Pedagogics Department
Buryat State University (670000, Russia, Ulan-Ude, street Smolina, 24a, e-mail:[email protected])
Abstract. Objects of innovation infrastructure, appearing in modern educational organizations, contribute to the development of innovative university environment. An initiative research entitled "Educational space of the University as innovation environment student's social adaptation" (on the example of the Buryat State University ") aimed at modelling the educational space of the university and the development of innovative teaching technologies for successful social adaptation of students, required updating and conceptualizing the pedagogical concepts of "social adaptation of students", " innovation environment ", "innovation educational space of the university ". Thinking on social adaptation of students as active interaction with university students environment and social environment allows us to consider the educational space of the university as a social high school environment and social environment student. Innovation university environment depends on the availability of modern educational space university subjects such as the youth innovative creativity (CMIT), Center for innovation in the social sphere (SPECIALISTS), information and consulting system social adaptation of students, and the application of innovative socio-pedagogical technologies of educational process, promote social adaptation of students.
Keywords: social adaptation of students, educational space of the University, innovation environment , innovative technologies of pedagogical activity, information and consultation system of social adaptation of students
Современная социальная ситуация обозначила новые научные и практические задачи в организации образовательного процесса в высших учебных заведениях и актуализировала проблему подготовки высококвалифицированных и компетентностных специалистов, проблему воспитания студенческой молодежи в условиях быстро развивающейся инновационной инфраструктуры каждого региона. Совокупность субъектов, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности, понимается как инновационная инфраструктура региона.. К объектам инновационной инфраструктуры относят инновационно-технологические центры, технопарки, центры трансфера технологий, инкубаторы малого предпринимательства и другие структуры обеспечения развития малого инновационного предпринимательства и инновационной деятельности в целом, требующие подготовленных специалистов [1]. Зачастую выделенные объекты инновационной инфраструктуры создаются в современных образовательных организациях, что способствует и обеспечивает инновационное развитие и осуществление инновационной деятельности в вузе.
Инновационная деятельность в вузе своим содержанием охватывает процесс взаимодействия субъектов вуза, направленный на развитие и преобразование и перевод в качественно новое состояние. Появляется возможность осуществлять системную деятельность по
созданию и освоению новых педагогических средств и технологий. Очевидной становится педагогическая деятельность, основанная на осмыслении практического опыта и ориентированная на создание новых теоретических и практических моделей развития вузовского образовательного и воспитательного пространства, на проектирование инновационной среды вуза для успешной социальной адаптации студентов.
Инициативный проект «Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студента» (на примере ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет») направлен на моделирование воспитательного пространства вуза и выработку инновационных технологий педагогической деятельности для успешной социальной адаптации студентов. При этом успешность социальной адаптации рассматривается в самореализации студентов и выпускников в событийных, стратегических и приоритетных проектах, реализуемых в воспитательном пространстве вуза как инновационной среде в соответствии с потребностями региона и с учетом конкретных факторов и особенностей социально-экономического его развития. Сущность научной новизны реализации проекта заключается в теоретическом обосновании и разработке инновационных технологий информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов в воспитательном пространстве вуза, определяемом как инновационная среда. Во время реализации проекта уточняются и определяются современные педагогические понятия: «со-
72
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Рогалева Галина Ивановна ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ...
циальная адаптация студентов в воспитательном пространстве вуза», «воспитательное пространство как инновационная среда социальной адаптации студентов». Принципиально новым является соотнесение категорий «среда», « пространство» и « социальная адаптация», поскольку междисциплинарный подход позволяет рассмотреть среду в контексте ее особенностей, влияния на ее формирование и влияния среды на личность, а также выделить педагогические технологии для запуска механизмов социальной адаптации студентов на основе особой педагогической деятельности в воспитательном пространстве вуза. Моделирование воспитательного пространства вуза как инновационной среды социальной адаптации студентов требует описания и применения инновационных подходов к организации воспитательной деятельности, инновационных социально-педагогических технологий организации воспитательного процесса и осуществления социальной адаптации студента на основе педагогической деятельности. В представленном материале делается попытка теоретического обоснования взаимосвязи понятий « социальная адаптация студентов», « воспитательное пространство», «инновационная среда», для дальнейшего теоретического и практического применения в педагогической реальности.
Анализ существующего многообразия подходов позволяет выделить несколько определений категории «социальная адаптация личности». Для практической педагогической деятельности в воспитательном пространстве высшего учебного заведения исследовательский интерес представляют определения, характеризующие социальную адаптацию как процесс приспособления человека к физическим нагрузкам, условиям среды и окружающей действительности (Ю.П. Гичев, Ю.И. Новоженов) [2;3]; как способность человека приспособиться к социуму (Г.И. Царегородцев)[4]; как совокупность таких процессов, как «интеграция», «изменения» и «преобразования» личности в образовательной среде (А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий)[5;6]. Отмечаем, что универсальность и интегративность понятия «социальная адаптация» заключается в том, что оно выступает как результат, динамическое образование, процесс, свойство, состояние, физиологическое явление (Г.В. Бёзюлева)[7]. Социальная адаптация личности представлена целостной системой изучения социальных групп, одной из которых становятся студенты вуза. В исследовании «Социальной адаптации студентов вуза на основе педагогической поддержки» (Е.П.Албитова) [8] на базе Забайкальского государственного университета были охарактеризованы социально-психологические, социально-профессиональные, социально-педагогические аспекты сущности социальной адаптации личности, ее особенности и специфика, а также выделена структура и содержание педагогической поддержки.
На теоретическом уровне проанализированы и уточнены понятия «социальная адаптация личности», «социальная адаптация студентов вуза» [9-13], «педагогическая поддержка» [14], дано определение понятию «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Понятие «социальная адаптация личности» определяется как активное взаимодействие личности с социальной средой и социальным окружением, в котором воздействие региональных факторов трансформирует значимые психологические механизмы идентификации и обособления и определяют особенности социальной адаптации личности.
Социальная адаптация студентов вуза, как неотъемлемой часть социализации личности, выступает значимым процессом включения и интеграции личности в вузовскую среду и социальную среду региона, имеющую свои особенности, с которыми приходится повседневно и регулярно взаимодействовать. Формирование роли, позиции, качеств, характеристик личности зависит от того, каким образом студент адаптируется к вузовской Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
среде, если опирается и включается в инновационные виды деятельности в воспитательном пространстве вуза. Понятие «социальная адаптация студентов вуза» используемое в проекте определяется как активное взаимодействие студента с вузовской средой и социальным окружением, выступающим необходимым условием его личностно-профессионального становления, влияющим на формирование субъектной позиции, социального статуса «студент вуза».
Выделение понятия «воспитательное пространство» [15, 16], как категории современной педагогики и результата конструктивной деятельности для повышения эффективности воспитания, связано с увеличением объема научного междисциплинарного знания о воспитании и его сущности как: явления, процесса, результата, ценности и реальности. Значимым является понимание, что вуз является воспитательным комплексом, территорией, где определенные закономерности и принципы воспитания объективно оказывают влияние на развитие личности студента. Воспитательное пространство вуза, понимаемое как социально-педагогическая модель, представляет интегрированное соединение всех его компонентов, внешних и внутренних факторов, объектов и субъектов пространства в открытую, динамичную управляемую и саморегулируемую систему, основой которой является взаимодействие (совместная созидательная деятельность, связи и отношения индивидуальных и коллективных субъектов). В этом случае воспитательное пространство вуза может рассматриваться как единое ценностное смысловое пространство, имеющее определенную структуру, в целом направленную на индивидуальную личность и ее адаптацию.
Понимание понятия воспитательное пространство вуза представлено в исследованиях Д.В.Григорьева, Н.Л.Селивановой, П.В. Степанова, М.В. Шакуровой [17, с.4] как среда механизмом организации которой является педагогическое событие. Для исследования представляет интерес выделение воспитательного пространства вуза как педагогически организованной « событийной», динамичной среды личностного роста ее участников при условии интеграции общих ценностей и целей субъектов, общества и государства в совместной образовательной и социально-общественно значимой деятельности студента и педагога (Л.В. Алиева) [18]. Представленные определения позволяют подчеркнуть многообразие понимания понятия воспитательное пространство и его феноменальность быть открытой воспитательной системой, средой, динамичной средой личностного роста студентов. Такое понимание позволяет представить воспитательное пространство вуза в качестве социальной вузовской среды и социального окружения студента обеспечивающее его социальную адаптацию.
Формирующаяся в настоящее время инновационная среда вуза, определяющая его воспитательное пространство, представляет собой совокупность материальных и педагогических факторов вузовской действительности, а также совокупность средств и способов совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Среда обеспечивает эффективный процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с заявленными образовательными программами; формирования у обучающихся компетенций, определенных стандартами образовательных программ всех уровней высшего образования; стимулирует их личностное, профессиональное развитие и саморазвитие, обеспечивает социальную адаптацию студентов.
Существующая методологическая дискуссия о структурно - содержательных характеристиках образовательной среды и ее психолого-педагогических дис-крипторах выделила три различных подхода. В исследованиях В.А. Ясвина выделяются: подход В.В. Рубцова, в котором среда понимается как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия); подход В.И. Слободчикова, определяющий среду как совокупность
Rogaleva Galina Ivanovna pedagogical
EDUCATIONAL SPACE ... sciences
условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку, и соответственно - границу, определяемую масштабом защиты от среды и утилизации. В качестве параметров образовательной среды в данном подходе выделяются «насыщенность» (ресурсный потенциал) и « структурированность» (способ организации).В третьем подходе Е.А. Климова выделены наиболее структурно содержательные характеристики « среды существования и развития человека» это социально-контактная , информационная, соматическая и предметная «части» среды [19]. В последующем сформировалась концепция развивающей образовательной среды (В.А.Ясвин), основу которой составляет стуктурно-содержательная дескрипция образовательной среды, рассматриваются обозначенные компоненты: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический, а также « концепция средового подхода в воспитании» Ю.С. Мануйлова [19]. Анализ социального компонента воспитательного пространства опирается на коммуникативно- ориентированную модель среды В.В. Рубцова, когда среда понимается как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия)[19]. По сути, учет данного компонента обеспечивает социальную адаптацию студентов. Окружение становится средой развития личности. Детальное рассмотрение данного компонента не входит в рамки исследования, но требует серьезного внимания поскольку мы опираемся на мнение Л.И. Новиковой, что ядром любой воспитательной системы является коллектив [20] в целом, данное утверждение ориентирует на детальное рассмотрение всех субъектов воспитательного пространства, включая управленческую команду.
На наш взгляд необходимо отойти от привычного представления об инновационной среде вуза как о внутреннем комплексе вузовских структур, способствующих осуществлению инновационной деятельности, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. Использование в настоящее время политики 4-х «И» -инновации, инвестиции, институты и инфраструктура, позволяет руководству образовательных организаций понимать, что входящие в состав воспитательного пространства вуза, как инновационной среды, субъекты должны соответствовать элементам современной инновационной инфраструктуры. Они могут быть представлены инновационно-технологическими, учебно-деловыми центрами и другими специализированными субъектами организации, которые в последующем становятся главным связующим звеном между инновационными идеями вуза и рынком сбыта наукоемкой продукции. Для вуза становится привлекательным наличие центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), создание информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов.
Применение инновационных подходов к организации воспитательной деятельности, инновационных социально-педагогических технологий организации воспитательного процесса требует изменения педагогической деятельности в воспитательном пространстве вуза. Социально- педагогические технологии (социальное проектирование, коллективная творческая деятельность, PR-технологии, волонтерство, дебаты и др.) становятся основой социально-воспитательной деятельности, именно их технологический алгоритм влияет на ее организацию, улучшает ее качество и позволяет достигнуть эффективных результатов. Воспитательное пространство университета, становится инновационной средой социальной адаптации студентов, которая воспитывает « вкус» к социальной активности, формирует гражданскую позицию. Уход от годичного цикла мероприятий, осуществляемых год за годом в вузе, ориентация на социальный компонент вузовской среды и соци-74
альной среды региона позволяет, как параметр воспитательного пространства выделить его насыщенность за счет создания и включения инновационных субъектов. Полисубъектность воспитательного пространства вуза позволяет студентам активно включаться в различные виды деятельности, общения и межличностные отношения. В педагогическом плане это процесс перехода к новой парадигме воспитания студенческой молодежи, в которой личность выступает не только как объект социальных изменений и преобразований, а становится формирующимся субъектом общественного и собственного развития. Процесс образования и воспитания студентов в этих условиях уже не является догматическим процессом, а становится естественно- социальным и постоянным. Перемещение акцента в воспитании, на самовоспитание и индивидуализацию личности требует создание реальных условий и переосмысления основного целевого назначения традиционных субъектов воспитания и ориентацию на инновационные субъекты, которые образуют инновационную среду образовательной организации, способствующую социальной адаптации студентов. Возникает необходимость на основе особой педагогической деятельности педагогической поддержки создания информационно-консультационной системы социальной адаптации студентов, деятельность которой может быть выражена через педагогическое консультирование и наставничество. Консультирование способствует организации и проведению социально ориентированной деятельности студентов. Наставничество же способствует обеспечению поддержки студентов непосредственно во время осуществления социально значимой деятельности.
Таким образом, для дальнейшей реализации проекта «Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студента» установлено [21-27], что специфика социальной адаптации студентов вуза выражается в активном взаимодействии студента с вузовской средой, и социальным окружением. В качестве параметра воспитательного пространства вуза выделяется его насыщенность (ресурсный потенциал), полисубъектный характер за счет создания и включения субъектов инновационной инфраструктуры. Наличие инновационных субъектов и инновационных социально-педагогических технологий организации воспитательного процесса позволяет рассматривать воспитательное пространство вуза в качестве инновационной среды социальной адаптации студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванцов А.А. Управление развитием инновационной инфраструктуры предпринимательства в условиях мегаполиса: автореф. дис. ...канд.эконом.наук/ А.А.Иванцов.-Москва,2008.-24с.
2. Гичев Ю.П.Загрязнение окружающей среды и экологическая обусловленность патологии человека: аналитический обзор/Ю.П.Гичев; ГПНТБ СО РАН.-Новосибирск,2003.-138с.
3. Новоженнов Ю.И. Филетическая эволюция человека/ Ю.И. Новоженнов.- Екатеринбург: Банк культурной информации,2005.-С.26-39.
4. Царегородцев Г.И. Экология человека в системе медицинского знания/ Г.И. Царегородцев,В.Г.Ерохин// Вопросы философии.-1980.-№9.-С.73-86.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н.Леонтьев. - Москва :Изд-воМоск.го.уе-та.1972.-576с.
6. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития/ В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова.- Мос-ква:Гардарики,2007.-354с.
7. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М.: Изд-во Моск.психол.-соц. ин-та,2008.-320с.
8. Албитова Е.П.Социальная адаптация студентов
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Рогалева Галина Ивановна ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ...
вуза на основе педагогической поддержки: автореф. дис. .. .канд.пед.наук/Е.П.Албитова.- Улан-Удэ,2015.-24с.
9. Албитова Е.П., Каплина С.Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 46-49.
10. Удалова Е.С. Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу как фактор профессионального становления и развития студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 157-161.
11. Александрова Н.С. Социально-культурная адаптация студента: смыслы образования и жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 7-10.
12. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.
13. Пищерская Е.Н., Филиппова В.П. Адаптация студентов к обучению за рубежом по программам академической мобильности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 188-191.
14. Мокиевская Н.Е., Горобчук А.Ю. Исследование потребности в педагогической поддержке студентов адаптационного периода организаций высшего образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 74-79.
15. Нечаев М.П., Бурлакова Е.С. Воспитательный потенциал учебного занятия в контексте реализации ФГОС // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.
16. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7-9.
17. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития /Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В.//Отечественная и зарубежная педагогика. -2014.-№1(16).-С.37-46.
18. Воспитательная деятельность современного вуза: Научный доклад./ Под научной редакцией: доктора педагогических наук профессора Алиевой Л.В., кандидата педагогических наук Нефедовой Н.А. М.: Изд-во Академия МНЭПУ.- 2012.-48с.
19. Ясвин В.А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология».№4(26),20 13.-С.42-49.
20. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. - М., 2009.
21. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 32-36.
22. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка студентов первокурссников как средство их адаптации / Албитова Е.П., Г.И. Рогалева// Вестник БГУ. Серия Педагогика - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.госунивер-ситета, 2013.С.
23. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.7-10.
24. Нефедова Н.А. Организация воспитательного процесса в открытом пространстве первого московского образовательного комплекса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 64-70.
25. Полисубъектность воспитания как условие кон-
струирования социально-педагогической реальности (концепция) / Ред.Н.Л. Селиванова. УРАО «ИТИП».2009.
26. Резниченко М.Г. Проектирование воспитательного пространства в теории и практике высшего образо-вания//Высшее образование в России. -2009. - №8.- С. 83-89.
27. Рогалева Г.И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. 4(13). С.90-94.
Статья публикуется при поддержке гранта Бурятского государственного университета «Проведение инициативных научных исследований»
Статья поступила в редакцию 28.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
75