УДК 372.3
Л. С. Ходонович
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ
Введение
Важным компонентом любой методики и педагогической технологии являются педагогические средства. Традиционно в методике музыкального воспитания дошкольников в качестве педагогических средств определены музыкальный репертуар, музыкальные игры (подвижные, с пением, хороводные, дидактические, сюжетные), упражнения (Н. А. Ветлугина,
A. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, А. Н. Зимина, А. И. Катинене, А. В. Кенеман, Э. П. Костина, Г. П. Новикова, О. П. Радынова, М. Л. Палавандишвили). Названные педагогические средства традиционно применялись в структуре музыкального занятия отдельно друг от друга и не в игровом сюжете. Это вело к потере в образовательном процессе культуротворческого потенциала игры и музыкального искусства, невозможности создания атмосферы проблемности, перехода к продуктивной самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей, осуществления индивидуального подхода.
В дошкольном образовании востребованы были разные игры, в том числе и сюжетные. Однако предпочтение отдавали дидактической игре, которую, начиная с 30-х годов XX века, применяли как метод и как форму обучения (В. А. Аванесова, Л. В. Артемова, Т. М. Бабунова,
B. Н. Беспалова, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковская, Е. Ф. Иваницкая, Н. С. Пантина, А. И. Сорокина, Е. И. Тихеева и др.). Педагогическую ценность дидактических игр отмечали З. Богданович, А. В. Запорожец, Э. Кейра, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Пантина, Е. И. Тихеева, Д. Б. Эльконин и другие исследователи [1], [2], [3], [4], [5], [6,] [7 и др.]. Л. Д. Глазырина, И. В. Житко, Д. Н. Дубинина, Н. С. Старжинская и другие белорусские ученые в своих трудах отразили различные аспекты дидактической игры [8], [9 и др.].
Выбор нами дидактической игры как основы для разработки педагогического средства развития музыкального творчества детей обусловлен ее полифункциональными возможностями, значимыми для творческой деятельности: проявления настойчивости в достижении положительного результата, формирования способностей ребёнка (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.); обеспечения эмоционального характера деятельности детей (Л. С. Выготский, А. И. Сорокина, В. А. Сухомлинский, Е. И. Удальцова и др.); создания условий для появления сознательной оценки своих возможностей (А. Н. Леонтьев); стимулирования творческой деятельности (Л. В. Артемова, Т. М. Бабунова,
A. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. Н. Ветлугина, Л. С. Выготский, Л. Д. Глазырина, Н. С. Старжинская, К. В. Тарасова и др.); воспитания личности в целом (А. К. Бондаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
B. А. Сухомлинский и др.).
Музыкально-дидактическая игра освещена в исследованиях А. Н. Ветлугиной, А. Н. Зиминой, Л. Н. Комисаровой, Э. П. Костиной, К. В. Тарасовой [10], [11]. Авторы рассматривают названные игры лишь как универсальное средство развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста и выделяют в ней следующие компоненты: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание.
Анализ структуры и содержания дидактических и музыкально-дидактических игр выявил тенденцию к их упрощению и сведению к упражнению. Об этом свидетельствуют отсутствие игрового сюжета, игровых правил, музыкального репертуара, творческих заданий, проблемной эмоционально-образной ситуации, игровой задачи, которая чаще всего переводится в дидактическую, сведение игровых действий к беседам, повторениям, называниям, подражаниям показу взрослого и т. д. [4], [10], [11]. При этом утрачиваются значимость музыкально-дидактической игры, ее основные признаки и особенности, она сводится к упражнению и принимает характер прямого обучения. о нашему мнению, такое узкое видение назначения и структуры музыкально-дидактической игры не соответствует ее реальному психолого-педагогическому потенциалу.
Анализ теории игры (Ф. Н. Блехер, А. К. Бондаренко, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. И. Сорокина, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.) обозначил потребность в более глубоком и разностороннем ее изучении и разработке структуры, содержания, функций, способствующих эффективному развитию музыкального творчества детей
Результаты исследования и их обсуждение
Мы разработали педагогические средства развития музыкального творчества дошкольников, которые реально решают актуальные проблемы музыкального образования и творческого развития детей. Их применение в системе дошкольного образования способствует:
• организации музыкально-творческого процесса в игровой форме, соответствующей специфике дошкольного возраста;
• реализации в музыкальном образовании детей положений личностно ориентированного и культурологического подходов;
• обновлению содержания музыкального образования.
К педагогическим средствам развития музыкального творчества дошкольников мы относим сюжетные музыкально-дидактические игры, музыкальные сюжетно-игровые комплексы, индивидуальные тетради, музыкальный репертуар: белорусский музыкальный фольклор (колыбельные, забавлянки, заклички, инструментальная и вокально-инструментальная музыка, календарно-обрядовые песни); песни, хороводы известных детских композиторов (Г. Гладков, И. Лученок, Г. Струве, В. Серых, А. Филиппенко, В. Шаинский и др.); симфонии, сюиты, увертюры, концерты зарубежных и белорусских композиторов.
В нашем исследовании основным педагогическим средством выступает разработанная нами сюжетная музыкально-дидактическая игра (1997). Ее новизна и ценность проявляются в виде (классификации), структуре, содержании, потенциале, функциях. Принципиальные отличия сюжетной музыкально-дидактической игры от традиционных игр, сюжетной и музыкально-дидактической, проявляются, в первую очередь, в структуре. В нее мы включили: игровой сюжет, музыкально-игровой образ, проблемную эмоционально-образную ситуацию, музыкальный репертуар, дидактическое или творческое задание, игровое действие, игровые правила, игровой результат, игровое оснащение [9], [12 и др.].
Игровой сюжет представлен в виде развертывания событий как в одной, так и в нескольких ситуациях, что создает реальное креативное пространство и возможность переноса ребенка в игровые условия «как будто». Музыкально-игровой образ представлен именем и музыкальным произведением. Синтез слова и музыки при знакомстве с персонажем игры способствует развитию у детей музыкально-образных представлений, вызывает эмоциональный отклик, желание активно играть, взаимодействовать с ним, применяя средства музыкальной выразительности. Проблемная эмоционально-образная ситуация, включающая музыкальные произведения, дидактическое или творческое задание, создает атмосферу эмоционального напряжения, активизирует интеллектуальную деятельность, побуждает к поиску вариантов ее решения. При этом игровые действия детей приобретают поисково-творческий характер, выступают кульминационной точкой игрового состояния дошкольников, средством удовлетворения их потребности в игре и свободе самовыражения. Игровые правила и игровое оснащение выступают косвенной подсказкой ребенку для достижения игрового результата, который выражается в создании музыкальной композиции-импровизации.
Содержанием названных игр выступают жизненные ситуации, близкие интересам детей, сюжеты, написанные нами по мотивам сказок. Они разработаны с учетом принципа «сквозного действия», способствующего развитию музыкально-игрового образа. Психолого-педагогический потенциал, заложенный в содержание сюжетных музыкально-дидактических игр, позволяет решать разнообразные цели: развития музыкального творчества дошкольников, обучения, воспитания, коррекции эмоционально-личностных особенностей, ознакомления с музыкальной культурой.
Комплексное применение названных игр позволило нам создать еще один новый вид игры: музыкальный сюжетно-игровой комплекс. Он включает от 4 до 8 сюжетных музыкально-дидактических игр, объединенных общим сюжетом и главным музыкально-игровым образом. Отличительной особенностью игровых комплексов является наличие связи игрового действия с активным восприятием музыки, воображением музыкально-игрового образа, сопереживанием, перевоплощением, представлением средств музыкальной выразительности для передачи характерных особенностей образа, то есть с дивергентным мышлением, интуицией, с вокальной, инструментальной и танцевальной импровизацией. Названная взаимосвязь ведет к кардинальному изменению игрового действия, отрыву его от конкретного предмета и подведению к «чистому» действию, к музыкально-творческой деятельности. Такое освобождение роли от предметно-атрибутивного
представительства открывает возможность ее смены, попеременного выполнения ребенком различных ролей игрового комплекса и, что особенно важно, появления в его содержании сюжетно-событийного движения. Это способствует переводу сюжетных музыкально-дидактических игр в «предэстетические» игры, в «игру-фантазирование» [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]. Значимо наличие в сюжете игровых комплексов цепочки игровых проблемных эмоционально-образных ситуаций, ядром которых выступает музыкальное произведение. Они содействуют возникновению психологического механизма музыкального творчества: глубокое погружение в проблему, сопереживание музыкально-игровому образу, перевоплощение, вдохновение.
Названные качества игр выявляют их двойную функцию: как собственно сюжетной музыкально-дидактической игры и как самостоятельной игровой формы организации музыкально-творческого процесса. Игровая основа, двойная адресованость (на ребенка и взрослого), культуроемкость, проблемность содержания сюжетной музыкально-дидактической игры и музыкального сюжетно-игрового комплекса как игровых форм организации музыкально-творческого процесса способствуют их преобразованию, моделированию в жанрово-игровые формы: мини-оперу, мини-балет, мини-мюзикл. При чем, музыкальный жанр игровой форме организации задает не педагог, его определяет вид музыкальных композиций-импровизаций детей. Разработанный нами подход к моделированию игровых педагогических средств в игровые и жанрово-игровые формы организации музыкально-творческого процесса уводит от традиционной однотипности и жесткости формы музыкального занятия, обыденности содержания музыкального образования и репродуктивной, исполнительской деятельности.
Представленные новые вид, структура, содержание, потенциал, функции сюжетных музыкально-дидактических игр и музыкальных сюжетно-игровых комплексов позволяют считать их принципиально новым педагогическим средством развития музыкального творчества детей в системе дошкольного образования.
Мы разработали систему сюжетных музыкально-дидактических игр, учитывающую компоненты модели развития музыкального творчества дошкольников и главный показатель музыкального творчества - музыкальную композицию-импровизацию. Система включает три серии игр, в которых представлены сюжетные музыкально-дидактические игры (настольно-печатные, подвижные, хороводные), а так же музыкальные сюжетно-игровые комплексы обучающе-творческого и творческого характера [9], [12 и др.]. Каждая серия игр направлена на решение определенной группы задач. Содержание задач обуславливало критерии отбора игр, их классификацию внутри каждой серии, методику организации и проведения. I серию составляют три группы игр. В 1 группу входят сюжетные музыкально-дидактические игры, раскрывающие выразительные особенности музыкального языка, во 2 группу - сюжетные музыкально-дидактические игры, раскрывающие средства музыкальной выразительности и способы их передачи в музыкальном исполнительстве и творчестве, в 3 группу - музыкальные сюжетно-игровые комплексы обучающе-творческого характера, включающие знакомые игры 1 и 2 группы (26 сюжетных музыкально-дидактических игр, 14 музыкальных сюжетно-игровых комплексов, в которых 84 игры). II серия игр состоит из музыкальных сюжетно-игровых комплексов (16) обучающе-творческого характера. III серия игр - музыкальные сюжетно-игровые комплексы (16) творческого характера
Эффективное развитие музыкального творчества детей старшего дошкольного возраста зависит от особой организации их музыкально-творческой деятельности. Этому в наибольшей степени способствует разработанное нами новое педагогическое средство - индивидуальные тетради (2000), которые в теории и методике музыкального воспитания детей ранее представлены не были. Индивидуальная тетрадь создает нишу для удовлетворения потребности ребенка в самостоятельном исследовании музыкальных явлений, самоосмысления и познания игровой проблемы, погружения в нее, нахождения правильного решения, средств музыкальной выразительности и их передачи в однородной или синтетической композиции-импровизации. Их структура и содержание соответствует как сюжетной музыкально-дидактической игре («Я и музыка», «В мире музыки»), так и музыкальному сюжетно-игровому комплексу («Приключения Незнайки в музыкальном городе», «Необыкновенные знакомства», «Путешествие в мир музыки») [19 и др.]. Самостоятельность, активность и свобода действий ребенка в индивидуальных тетрадях обеспечивается введением в их содержание пиктограмм. Деятельность в тетради способствует
расширению внутреннего самосознания ребенка, дифференциации образа «Я», реализации внутреннего ресурса саморазвития и качественному изменению музыкальной композиции-импровизации. Принцип интеграции видов искусств и видов эстетической деятельности, методический аппарат, заложенные в содержании индивидуальных тетрадей, создают условия возникновения позитивного эмоционального фона самостоятельной музыкально-творческой деятельности ребенка, погружения его в мультикультурную среду, в предлагаемую тему, в проблему, а так же для активного, сознательного нахождения путей её решения. Все музыкальные темы выводят дошкольника на уровень сиюминутного, «инсайтного», преломления полученных новых знаний в собственном продукте музыкального творчества. При этом происходит перевод отношений от образовательной и музыкально-творческой деятельности ребенка в систему внутренних свойств и качеств. Результатом чего является не обычное присвоение нового знания, культурного наследия, комбинирования или варьирования полученных ранее или новых знаний, а развитие интегративных качеств личности, ведущее к расширению внутреннего самосознания ребенка, идентификации, антиципации, интуиции, к более высокому уровню эмоциональности и качеству творческого продукта - самостоятельной музыкальной композиции-импровизации.
Успешность внедрения представленных педагогических средств развития музыкального творчества детей в практику системы дошкольного образования обеспечена разработанной нами фонохрестоматией в виде двух аудио кассет и двух CD (2004). В фонохрестоматии отражен разработанный нами новый подход к отбору высокохудожественных музыкальных произведений и их применению с детьми в игровом сюжете. В основу его заложены принципы музыкального драматизма: сквозное развитие музыкального образа, наличие контрастных музыкальных тем и частей, яркое сопоставление средств музыкальной выразительности. В условиях сюжетных музыкально-дидактических игр становится возможным изменение роли музыкального произведения с прямого образца на косвенный. Этому способствует введенный нами подход к применению музыкальных произведений в новых, нетрадиционных, качествах: иллюстрации главного действующего лица игры, контрастного настроения музыкально-игровых образов, места игрового действия, успешности игровых действий детей. В этом случае ребенок может извлечь из музыкального образца только самое приблизительное представление о способах возможного решения творческой задачи, получить только некоторую ориентировку в передаче изобразительно-выразительных средств, что активизирует самостоятельность, настойчивость, стремление к самовыражению в музыкальном творчестве. Музыкальные произведения, введенные в игровые сюжеты и проблемные ситуации, легко воспринимаются детьми, вызывают у них глубокое эмоциональное сопереживание музыкально-игровому образу, способствуют перевоплощению, помогают осознать характерные для того или иного музыкального жанра средства музыкальной выразительности, побуждают к их передаче в целостной музыкальной композиции. Например, музыкальные произведения крупной формы с ярким сопоставлением высоты и тембра голосов певцов («ENSUENO», муз. F. Mercury), звучанием музыкальных инструментов (обр. В. Куприяненко. «Старажытны палесш вальс»), с усложненной структурой (Й. Гайдн. «Детская симфония»), с контрастными темпом и нюансировкой (Rondo Veneziano. «BURANO»), разнообразные по жанрам (Н. А. Римский-Корсаков. «Царевна Лебедь», М. Глиэр. «Концерт для голоса и симфонического оркестра») и т. п.
Выводы
Итак, мы дали теоретическое обоснование разработанным нами новым педагогическим средствам развития музыкального творчества детей в системе дошкольного образования, выявили их новизну, психолого-педагогический и культуротворческий потенциал. Преимущества предлагаемых нами педагогических средств развития музыкального творчества дошкольников проявляются в возможности осуществления музыкально-творческого процесса в игровой форме, ее моделирования, реализации культуротворческого потенциала игры и музыкального искусства, применения новых жанров музыкального искусства, выведения каждого ребенка на самостоятельное музыкальное творчество. Апробация разработанных нами игровых педагогических средств развития музыкального творчества детей в системе дошкольного образования выявила статистически высоко значимые различия (при р < 0,05), подтверждающие их преимущества по сравнению с традиционными. Они нашли отражение в наших публикациях: в монографии, в научных статьях, в учебно-методических пособиях.
Литература
1. Богданович, З. Дидактические игры для детского сада / З. Богданович. - М. : Просвещение, 1973. - 200 с.
2. Бондаренко, А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду / А. К. Бондаренко. - М. : Изд. МГПИ, 1985. - 27 с.
3. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1975. - 111 с.
4. Кейра, Э. Детские игры / Э. Кейра. - М. : Просвещение, 1958. - 112 с.
5. Менджерицкая, Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада / Д. В. Менджерицкая // Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 1979. - С. 5-18.
6. Пантина, Н. С. К характеристике исследования игры как формы детской деятельности / Н. С. Пантина // Психология и педагогика игры дошкольника. - М. : Педагогика, 1966. - С. 78-91.
7. Тихеева, Е. И. Дидактические игры / Е. И. Тихеева // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия. - М. : Педагогика, 1980. - С. 237-239.
8. Удальцова, Я. I. Дыдактычныя гульш у дзшячым садзе / Я. I. Удальцова, Н. С. Старжынская ; пад рэд. Н. С. Старжынскай. - Мшск : Народная асвета, 1988. - 111 с.
9. Развшце асобы дзщящ у гульнёвай музычна-творчай дзейнасщ: дапаможшк / Р. М. М!ронава [i шш.] ; пад рэд. Л. Б. Гаруновiч. - Мшск : Беларусь, 2002. - С. 91-126.
10. Комисарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л. Н. Комисарова, Э. П. Костина. - М. : Просвещение, 1986. - 180 с.
11. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 255 с.
12. Ходонович, Л. С. Ребенок. Игра. Творчество / Л. С. Ходонович. - Минск : Акад. последиплом. образования, 2004. - 310 с.
13. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопр. психологии.
- 1966. - № 6. - С. 62-76.
14. Запорожец, А. В. Игра в развитии ребенка / А. В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. : Педагогика, 1966. - 347 с.
15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы детской игры / А. Н. Леонтьев // Советская педагогика.
- М., 1944. - № 4. - С. 3-12.
16. Поддьяков, Н. Н. Содержание и структура сюжетно-ролевой игры / Н. Н. Поддьяков // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. - М. : Педагогика, 1987. - С. 18-31.
17. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. : Педагогика, 1966. - 380 с.
18. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.
19. Хадановiч, Л. С. Падарожжа у свет музыю: рабочы сшытак : вучэб. дапам. для выхаванцау старшай ступеш (ад пяц да шасщ гадоу) устаноу, яшя забяспечваюць атрыманне дашк. адукацьи, з беларус. i рус. мовамi навучання / Л. С. Хадановiч. - Мшск : Н1А, 2006. - 64 с. : in.
Summary
In submit article the brief review of foreign and our country literature on problem of educational means of development of the children's musical creativity in the pre-schooler educational system is given. As a result of analysis educational means in traditional methods such as musical repertoire, musical games and exercises are found out, besides that the lack of educational means of development of the children's musical education in the pre-schooler educational system are revealed. The musical didactic games, musical subject-game complexes, musical repertoire, individual exercise-books revealed by us are given. Their structure, contents and special features as effective educational means of development of the children's musical creativity in the pre-schooler educational system are shown. Their novelty, advantages and result over traditional means of children's musical education are shown.
Поступила в редакцию 19.02.07.