Научная статья на тему 'Воспитательная система негосударственного вуза: из опыта работы академии социального образования (КСЮИ)'

Воспитательная система негосударственного вуза: из опыта работы академии социального образования (КСЮИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная система негосударственного вуза: из опыта работы академии социального образования (КСЮИ)»

Социальное воспитание

_:ьного образования

■стемы управления ка-

* психологии и

гавления в вузе

<н обучения УЗ-ВУЗ

:~ект опережения

~п. проблемы

чения

жрспективы

гизиковв области

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ)

Г.В. Мухаметзянова, президент ACO (КСЮИ), академик РАО

Л.П. Шигапова, проректор по воспитательной работе ACO (КСЮИ)

Особенность российской педагогической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе.

Происходящие в стране позитивные процессы опровергают пессимистические прогнозы некоторых экспертов о распространении «воспитательного вакуума» в образовательной среде. Напротив, сегодня обозначился реалистичный подход к осмыслению объективного состояния воспитательной ситуации в стране, разрабатывается законодательная база, реализуется комплекс федеральных программ, формируется социальный запрос на эффективные воспитательные системы, технологии, средства, повышается социальный статус педагогических работников, наметились позитивные сдвиги в ресурсном обеспечении развития системы воспитания. В нормативы комплексной аттестации (аккредитации) вуза введен дополнительный показатель: «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» (Приказ МО РФ от 27 декабря 2002 г. № 4670).

Оценивая общее положение дел в современной высшей школе, необходимо отметить, что за последние годы проявились не только отрицательные тенденции, но и накоплен опыт организации воспитания студенческой молодежи в негосударственном секторе образования, о чем свидетельствует разнообразие научно-методической литературы, проведение всероссийских конференций, семинаров, совещаний по обозначенной теме, а также широкий обмен опытом ведущих педагогов на страницах печати, научных журналов.

Негосударственный сектор системы профессионального высшего образования позволяет решать разнообразные социальные задачи современного российского общества и, в частности, способствует:

• расширению возможностей доступа к высшему образованию граждан;

• снижению напряженности на рынке интеллектуального труда и сохранению научного потенциала страны, особенно системы образования за счет привлечения наиболее квалифицированных кадров преподавательского состава;

• созданию новых рабочих мест;

• «разгрузке» бюджетов различного уровня при решении государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров за счет привлечения средств населения;

• адаптации российской системы образования к мировому опыту в сфере образования в силу ориентации негосударственных образовательных учреждений на гибкое и мобильное реагирование на происходящие в мире изменения, особенно при использовании современных достижений компьютерных и аудиовизуальных технологий;

• внедрению новых активных форм и технологий воспитания студенческой молодежи.

Анализ действующей системы негосударственного образования показывает, что она находится в развитии, поиске востребованных направлений подготовки и меняется в ходе становления. Прогнозирование путей своего развития каждым образовательным учреждением, анализ собственного места в системе высшего образования, нацеленность на качественную под-

Социальное воспитание

готовку выпускников, учет мнения потребительского рынка являются залогом укрепления положения негосударственных вузов в системе образования России.

Следует отметить: на рынок труда приходят и в возрастающих масштабах будут приходить специалисты с высшим образованием, окончившие негосударственные вузы, и не только в коммерческие структуры, быстрее других усвоившие, что ценность (и цена) работника определяется не статусом института, а наличием необходимых для успешного выполнения трудовых обязанностей знаний, навыков и умений, а также такими личностными качествами как гражданская и социальная зрелость, профессиональная культура, креативное мышление, ответственность, é мобильность, потребность проявить ини-

циативу. В этих условиях негосударственное образовательное учреждение должно участвовать в воспитании молодёжи.

Убедительной иллюстрацией поступательного развития негосударственной системы высшего образования служит опыт Республики Татарстан.

В настоящее время в Республике функционирует 11 негосударственных вузов и 19 филиалов. В них обучается 47 192 студента, что составляет 22,8 % от общего количества студентов высшей школы РТ. В 2005 году 12 507 выпускников образовательных учреждений, т.е. каждый третий абитуриент поступил в негосударственный вуз. Для сравнения: 36 602 выпускника стали студентами государственных вузов и их филиалов.

Негосударственные вузы оказывают населению образовательные услуги в сфере среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также выпускают научную и книжную продукцию, имеют прочные научные и общественные международные связи, в том числе и с ЮНЕСКО, уверенно внедряют систему дистанционного обучения, серьёзное внимание уделяют воспитательной работе со студенческой молодёжью на основе авторских воспитательных систем.

По инициативе ректора ACO (КСЮИ) Мухаметзяновой Г.В. В 2000 году создана Ассоциация негосударственных вузов РТ,

которая объединяет более 20 учреждений ВПО. В центре внимания членов Ассоциации широкий спектр вопросов: качество образовательных услуг, трудоустройство выпускников, информационные образовательные технологии, работа филиалов и представительств, проблемы аттестации и аккредитации, моделирование воспитательных систем и др.

С целью выявления отношения студентов к созданию воспитательной системы в ACO (КСЮИ) и его филиалах, расположенных в крупных городах РТ (Ела-буга, Зеленодольск), было проведено социологическое исследование. В опросе приняло участие 500 человек. Из них: учатся на 1 курсе - 36%, на III курсе - 42%, на V курсе - 22%. Количество юношей составило 41%, девушек - 59%.

На вопрос «Нужна ли сегодня общественно-государственная система воспитания молодежи?» получено 59,2% положительных ответов и 11,5% отрицательных. Не имеют своего мнения по данному вопросу 29,3% опрошенных.

Респонденты наиболее важными направлениями воспитания молодежи в настоящее время назвали: правовое (52,1%), экономическое (38%), нравственное (33,2%), гражданское (27,5%), физическое (23,9%), эстетическое (23,7%), экологическое (14,1%), патриотическое (13,9%), се-мейно-бытовое (9,1 %), религиозное (4,8%). Студенческая молодежь негосударственных вузов к числу приоритетных направлений воспитания относит правовое, экономическое, гражданское, нравственное. Наименее значимыми, по их мнению, являются патриотическое, семейно-бытовое, религиозное.

По отношению к стремлению заниматься в вузе общественной деятельностью студенты разделились на три почти равные группы: хотят заниматься - 35,1%, не хотят - 33,6%, не определились в этом вопросе - 31,3% опрошенных.

Проявление социальной активности студентов происходит не только на уровне своего вуза, но и на межвузовском пространстве. По вопросу о необходимости создания молодежных организаций мнения опрошенных распределились сле-

Социальное в

дующим образ димым их соз данную точку лись в выборе.

Какие же дняшней моле ний студенчес общественных ниям выгляди 1 месте - досу на 2 месте - : держки (21,4% ческим органи: Анализ о зывает, что бо ориентировань настроены на реализацию.

Студенты ют положител зацию и прове, ты в академии ности педагог дают предпоч воспитательно] совершенствов питательного ческого самоу ношений с прс готического со В настояп ального образ положительны воспитательно: чает в себя ряд 1. Анали этого этапа - ; ного воспитат ментов, возим ние новых ме тельности и нормативно-пр Основной ляется сбор и му спектру у создания сист! кадровому сос кому и матер печению. Осо( явлению интер го студента, ]

-иальное воспитание

Социальное воспитание

'олее 20 учреждений _;ня членов Ассоциа-зопросов: качество •т. трудоустройство • с ^-¿ллонные образова-раоота филиалов и . югслемы аттестации и ¡лжрование воспита-

гда отношения сту-ательной систе-ях> филиалах, рас-городах РТ (Ела-ю проведено со-в опросе : згк. Из них: . Ш курсе - 42%, юношей

59*..

ш сегодня обще-октема воспи-' -.2'-' о поло-трнцатель-"о данному

дующим образом: 79,5% считают необходимым их создание, 7,2% не разделяют данную точку зрения, 13,3% не определились в выборе.

Какие же объединения нужны сегодняшней молодежи? Рейтинг предпочтений студенческой молодёжи в создании общественных организациях по направлениям выглядит следующим образом: на 1 месте - досуговые организации (56,2%), на 2 месте - экономические фонды поддержки (21,4%), и 3 место отдано политическим организациям (10,7%).

Анализ ответов респондентов показывает, что более половины опрошенных ориентированы на активную деятельность, настроены на самоактуализацию и самореализацию.

Студенты в своем большинстве имеют положительную установку на организацию и проведение воспитательной работы в академии. Отказываясь от авторитарности педагогического влияния, они отдают предпочтение методам косвенного воспитательного воздействия, связанным с совершенствованием учебно-вос-

питательного процесса, формам студенческого самоуправления, улучшению отношений с преподавателями в духе педагогического сотрудничества.

В настоящее время в Академии социального образования (КСЮИ) сложился положительный опыт проектирования воспитательной системы, который включает в себя ряд последовательных этапов.

1. Аналитико-рефлексивный. Цель этого этапа - анализ и рефлексия целостного воспитательного процесса, его элементов, возникающих затруднений; введение новых методов воспитывающей деятельности и их апробация; экспертиза нормативно-правовой документации.

Основной задачей данного этапа является сбор и анализ информации по всему спектру условий, необходимых для создания системы воспитания в вузе: по кадровому составу, по научно-методичес-кому и материально-техническому обеспечению. Особое внимание уделяется выявлению интересов и потребностей каждого студента, коллективов академических

групп, а также творческого потенциала кафедр вуза.

Сбор и обработка информации осуществляется приемной комиссией, отделом кадров, кураторами групп, деканатами, старостатом, психологической службой. Используются следующие формы работы: изучение личных дел студентов, составление социального паспорта группы, анкетирование студентов и ППС, блиц-опросы, студенческая почта, социологические исследования, микроисследования, интервьюирование, кураторские часы, совещания ректората и студенческого актива и др.

Обобщает аналитические материалы по определению исходного уровня воспитательной работы в академии проректор по ВР, а результаты обсуждаются на Ученом совете вуза.

2. Конструктивно-прогностический. Кардинальная задача данного этапа заключается в построении целостного воспитательного процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработке и принятии коллективного решения; прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений.

С этой целью определяются направления опытно-экспериментальной работы в студенческих коллективах, разрабатываются научно-методические материалы для повышения педагогического мастерства кураторов групп и обучения студенческого актива вуза.

Вопросы воспитания всесторонне обсуждаются на методологических и проблемных семинарах, научно-практических конференциях, включаются в планы и отчеты НИР сотрудников кафедр и др.

Решение поставленных задач на этом этапе осуществляют Совет по воспитательной работе, педагогический и студенческий коллективы, научные сотрудники лабораторий ИПППО РАО, социальные партнеры, родительская общественность.

Логичным результатом этого этапа является выработка концепции и программ воспитания студентов, планирование содержания, форм и средств воспита-

тельной работы с определением целей и задач на цикл обучения студентов.

3. Организационно-деятельностный.

Данный этап является центральным в построении единой воспитательной системы академии и включает в себя проведение общевузовских и локальных (на уровне академической группы, факультета, кафедры, творческого объединения) мероприятий воспитательного и развивающего характера, формирование традиций академии. Особая роль отводится деятельности органов студенческого самоуправления, а также вовлечению в сферу практической деятельности максимального количества участников через создание временных творческих коллективов и т.д.

Воспитательная деятельность осуществляется всем коллективом академии, кураторами групп, организаторами воспитательной работы с привлечением социальных партнеров в следующих формах: конкурс, ярмарка, шоу, форум, презентация. кураторский час, трудовой десант, спортивные соревнования и многое другое.

4. Оценочно-информационный. Основная задача этого этапа - сбор, обработка и хранение информации о состоянии и развитии воспитательных программ, их объективная оценка. На этом этапе проводится мониторинг изменений личности и коллектива в процессе воспитывающей деятельности, накопление информации осуществляется путем тестирования, анкетирования студентов, наблюдения в процессе деятельности. Работа ведется ректоратом, студсоветом, психологической службой через промежуточную аттестацию, систему внутривузовского контроля, обобщение опыта работы всех структурных подразделений и общественных организаций академии, обмен опытом на вузовском и межвузовском уровне, популяризацию достижений в научно-методических изданиях.

5. Коррекционно-регулируннций. На данном этапе завершается формирование системы воспитания в академии. Он направлен на коррекцию протекания воспитательного процесса, установление необходимых комбинационных связей, регу-

ляцию их и поддержку. Организация воспитательной работы, контроль и коррекция на данном этапе являются основными функциями проректора по воспитательной работе, психологической службы. К аналитической деятельности привлекаются сотрудники научных лабораторий ИПППО РАО.

Основными формами деятельности на данном этапе являются: самоаттестация, самоанализ, научные отчеты, разработка рекомендаций по изучению, обобщению положительного опыта, планированию дальнейшей воспитательной работы в академии.

В основе деятельности внутривузов-ских органов воспитания академии лежат такие формы организации как управление, соуправление и самоуправление. Все эти формы используются практически одновременно, но в зависимости от характера задач, и в разных условиях на первый план выступает та или иная форма организации. Управленческая форма более характерна для деятельности индивидуальных и коллективных органов, занимающихся выработкой и принятием решений (ректор, проректор, деканы, Ученый совет и т.п.); соуправление - для деятельности администрации, педагогов, студентов, общественных органов в случаях, когда для выработки и принятия решений необходимо участие представителей всех групп коллектива академии; самоуправление используется при передаче некоторых функций в руки педагогов и студентов, их организаций.

В общую вузовскую структуру органов управления воспитательной работой, кроме общевузовских управленческих органов во главе с ректоратом, входят органы, занимающиеся теоретико-методологическим и методическим, информационным, организационным обеспечением, специальные студенческие организации: студсовет, клубы по интересам, студенческие отряды по разным направлениям жизнедеятельности студентов в вузе.

Организационными формами, обеспечивающими функционирование воспитательной системы академии, являются следующие.

к

. воспитание

Социальное воспитание

изация вос-ь и коррек-основными ¿V.с летательной К ана-гнвлекакпся --горнй ИПППО

деятельности на 21ч4латтестация, разработка обобщению жзанированию ' работы в ака-

«угривузов-оемю! лежат к >тгравление, мае. Все эти -т=ескл одно-_ характера I ттан

.-.ции. -ктерна и кол-- 5 выра-эектор, и т.п.); ддмини-тт. оощест-ге хм выводимо тл кол-- --V ис-функ-их ор-

Совет по воспитательной работе. В

его задачи входит определение концепции развития академии, выработка ценностных основ его функционирования, обозначение стратегии его деятельности:

- формирование единого воспитательного коллектива в академии;

- организация творческого взаимодействия преподавателей и студентов по обеспечению жизнедеятельности академии;

- поддержка и развитие творческих инициатив и новаторских идей членов академического коллектива;

- координация деятельности организационных структур вуза и научных лабораторий ИПППО РАО;

- своевременное и адекватное реагирование на изменения социально-экономических и политических условий жизни региона;

- создание фондов обеспечения функционирования воспитательной системы академии;

- научно-методическое обеспечение студенческого самоуправления;

- контроль за соблюдением прав студентов и преподавателей;

- изыскание средств для стимулирования и поощрения студентов в различных видах деятельности;

- связь с научными и творческими объединениями и организациями;

- повышение психолого-педагоги-ческого уровня кураторов академических групп.

Деканат. Организует решение проблем, связанных с вопросами режима учебной работы, правовой и социальной защищенности:

- контроль за учебной деятельностью студентов;

- создание и организация работы совета старост групп;

- установление и поддерживание связи с родителями студентов.

Кафедра. Осуществляет взаимодействие с кафедрами академии по проблемам организации научной работы студентов, их самообразования и самовоспитания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация научно-практических конференций;

- организация предварительной защиты диплома;

- организация работы инициативны? групп: студент-лаборант, студент-консультант;

- организация внеаудиторной работь по профилю кафедры.

Органы студенческого самоуправления.

Студенческий совет:

- координация деятельности все> студенческих организаций;

- вовлечение студентов в активнук общественную работу.

Аспирантско-студенческое научно« общество:

- привлечение студентов к участию £ научно-исследовательской работе:

- участие студентов в работе научны? конференций академии и других вузов;

- участие в выдвижении кандидатур рекомендуемых в аспирантуру.

Студенческий клуб:

- организация вечеров досуга студентов;

- организация встреч с известнымр людьми;

- проведение фестивалей и смотро! студенческого творчества.

Спортивный комитет:

- формирование здорового образе жизни;

- проведение различных соревнований (на первенство курса, факультета у т.п.);

- организация студенческих спортивных команд для участия в межвузовски? соревнованиях.

Студенческая служба безопасности :

- обеспечение дисциплины и правопорядка в вузе;

- контроль за выполнением правш внутреннего распорядка.

Клуб тьюторов:

- организация НОТ студента; оказание помощи первокурсникам в приобретении новой социальной роли «студент»:

- организация знакомства с системой работы академии;

- создание курсов ускоренной адаптации первокурсников.

Пресс-центр. Информирует преподавателей и студентов по вопросам жизнедеятельности академии:

- информирование о научных, учебных, творческих достижениях академии;

- реклама предстоящих дел;

- обеспечение связи академии с подструктурами образовательного пространства (музеи, театры, творческие организации);

- связь с газетой ассоциации негосударственных вузов «Студенческая газета» и средствами информации.

Психологическая служба. Организует деятельность по оказанию помощи преподавателями и студентами в адаптации, реабилитации и самоактуализации, созданию благоприятного психологического климата в академии:

- психодиагностика и психопрофилактика;

- коррекция и консультирование.

Школа управления обеспечивает:

- обучение студенческого актива;

- повышение квалификации кураторов групп;

- мастер-классы ведущих ученых и практиков в области воспитательной деятельности.

Библиотека направляет работу на:

- воспитание у студентов бережного отношения к книжному фонду;

- воспитание интереса самостоятельного пополнения профессиональных и других знаний;

- развитие умения пользоваться учебной и научной литературой, умения ориентироваться в потоке информации;

- проведение тематических книжных выставок, презентаций.

В целом управленческая структура представляет собой устойчивую систему отношений, выполняющую четко обозначенные функции: вырабатывает документы, регулирующие организационно-воспитательный процесс (положения, рекомендации, памятки, методические разработки и т.д.); обеспечивает четкое функ-

ционирование, развитие, совершенствование воспитательной системы академии, обогащение ее новыми элементами (Рис.1.).

Системообразующим элементом в развитии воспитательной системы вуза являются традиции. Обладая высоким воспитательным потенциалом, они становятся фактором формирования социокультурного пространства в вузе, способствуют реализации разнообразных потребностей студентов.

В Академии социального образования (КСЮИ) созданы и бережно поддерживаются собственные традиции.

Каждый новый учебный год начинается со Дня знаний, в котором участвуют все студенты, профессорско-преподавательский состав, ведущие ученые ИПППО РАО и Республики Татарстан, социальные партнеры, родители и др. С приветственным словом к студентам и коллегам обращается ректор, академик РАО Гузель Ва-леевна Мухаметзянова. Традиционно её речь заканчивается словами: «Живите ярко!». Неизменными атрибутами праздника является Первый звонок, выход на сцену проректоров, деканов, заведующих кафедрами, вручение им в знак признательности осенних букетов. Зал, стоя, аплодирует уважаемым педагогам. Мажорный тон праздника первой встречи, дух единения всех участников образовательного процесса дает заряд энергии на весь учебный год, на успешное освоение образовательных программ, реализацию творческих проектов.

С первых дней первокурсников вводят в атмосферу академического вуза. Старостат проводит во всех группах кураторский час, на котором старшекурсники рассказывают об истории и традициях академии, об особенностях учебного процесса, представляют общественные и творческие объединения студентов.

Социальное воспитание

развитие, совершенствова-й системы академии, ее новыми элементами

лощим элементом в ельной системы вуза Обладая высоким потенциалом, они стано-ш Йорчнрования социокуль-—г-гтва в вузе, способству-_:нообразных потребно-

;: "латьного образования >: бережно поддержива-•радиции.

~ учебный год начина-в котором участвуют ^юфессорско-преподава-■елущие ученые ИПППО Татарстан, социальные и др. С приветствен-1М и коллегам обра->яааемик РАО Гузель Ва-Традиционно её -1 словами: «Живите яр-■ атрибутами праздника аоиок. выход на сцену заведующих кафед-■ знак признательности 3*1. стоя, аплодирует IV. Мажорный тон ^»ечн. дух единения вательного процес--л весь учебный год, бразовательных ; рческих проек-

курсников вво-ического вуза. : ех группах ку-м старшекурс-.тории и тради-гённостях учебного -йот общественные и :ян студентов.

Я

и £

о

и <

2 ь о о я

а. «

о а л

н я

н

С о О

со л

ч о

г

№ Я В

а

о а а я

м

а а я и О.

О

и

а

Он

т

Впервые в сентябре 2000года Студк-луб провел выставку своих достижений, к ним присоединилась редакция газеты «У КСЮшИ». В процессе подготовки зародилась идея рекламы всех студенческих организаций: службы безопасности, ас-пиранстко-студенческого научного общества, социально- правовой клиники, молодежного общества Красного Креста и др. Каждое объединение представило свои программы, фотоальбомы, видеоролики. Традиция закрепилась и получила название «Ярмарка творческих вакансий». Ежегодно студенческие организации демонстрируют свою деятельность, выпускают рекламные листовки, плакаты, проводят консультации и запись студентов, желающих работать в творческом объединении. Ярмарку посещают все первокурсники. В работе Ярмарки принимают участие ректор, деканы, преподаватели, студенты колледжа.

Еще одна традиционная форма работы с первокурсниками - «Парад талантов» - это своеобразный кастинг перед городским межвузовским конкурсом «День первокурсника». Что нового ввели студенты академии в, казалось бы, обычную подготовку смотра художественной самодеятельности первокурсников? Новые подходы к его организации. За каждой группой закрепляется куратор из числа членов Студклуба: они проводят репетиции, обеспечивают программу зву-ко-световой техникой, прививают сценическую культуру. Во время выступления первокурсников их кураторы - главные болельщики, искренне радуются успехам своих подопечных. Важно отметить, что во время совместной подготовки конкурсных программ студенты - кураторы оказывают первокурсникам всемерную поддержку по их адаптации к условиям вуза: проводят консультации по учебным дисциплинам, помогают решить бытовые проблемы, организовать досуг. Так в вузе родилась традиция. Упрочилась сама, без нажима, без диктата. В группах первого курса стали работать тьюторы из числа

студентов - старшекурсников. Позднее их деятельность нормативно была закреплена в Положении о тьюторах академии.

А какой трогательный смысл имеет традиция, выросшая из глубины студенческих сердец! Студенты, вступающие в семейную жизнь, в маршрут своего свадебного кортежа включают остановку КСЮИ. У родного вуза их встречают проректор, президент студсовета, друзья, сокурсники. Молодая семья получает наказ жить долго и счастливо.

Каждое традиционное дело обставляется определенным ритуалом, церемониями, игровыми действиями. Свой ритуал имеют вынос флага на все значимые события в жизни академии, инаугурация Президента студсовета, встреча гостей и иностранных делегаций, награждение победителей соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов. Неотъемлемой традицией академии стала церемония вручения признанным, авторитетным ученым академии и авторитетным преподавателям наград, учрежденных Студсоветом: диплома «Лучший выпускник ACO (КСЮИ)», Верительных грамот, Сертификата качества «Педагогическое мастерство» и др. Среди интересных обычаев академии можно назвать ритуал вручения студенческих билетов, остроумную расшифровку слова «студент», вручение оригинальных подарков на День влюбленных, посадку деревьев в честь юбиляров, чествование ветеранов, встречу с выпускниками и др.

Наиболее удачные формы жизнедеятельности коллектива закрепляются на основе изучения общественного мнения. В академии оно проводится в форме коллективной анкеты «Хочу, чтоб это было, хочу, чтоб было так»; блиц-опросов «Что вам больше всего понравилось, что неудовлетворяет ваш вкус?», а также «Советов бывалых» - рекомендации выпускников, старшекурсников по улучшению УВП в академии.

Три года в вузе работает Студенческая почта, послания студентов содержат

Социальное воспитание

Теория и методологи!

иекурсников. Позднее нормативно была закре-•! о тьюторах академии, ¿тельный смысл имеет из глубины студен-~ ленты, вступающие в в маршрут своего сва-~ ключают остановку вуза их встречают студсовета, друзья, ..я семья получает астливо.

?нное дело обстав-ритуалом, церемо-;твиями. Свой ритуал на все значимые лемии, инаугурация зстреча гостей и награждение . -ий, интеллекту-конкурсов. Неотъ-а1 академии стала цере-щжзаанным, авторитет-и авторитетным «град. учрежденных -Лучший выпуск-гительных грамот, - Педагогическое Среди интересных гно назвать ритуал билетов, острослова «студент», л подарков на т-.с^лку деревьев в гжвание ветеранов, и др.

формы жизнедея-ьакрепляются на ~-гнного мнения, в форме кол-. чтоб это было, тросов «Что лось, что не-а также «Со-дации выпуск-по улучшению

■ тает Студенче-лентов содержат

критические замечания, предложения, вопросы, благодарности Пресс-центр обобщает результаты анализа корреспонденции студентов и преподавателей, доводит их до сведения заинтересованных лиц, результаты освещаются через СМИ вуза, на совещании старостата, на ректорате. Эта традиция стала этической нормой, принятой в вузе: на каждый проблемный вопрос дается честный ответ.

Традиции по своей сути - это эффективное средство массовой самореализации и самоутверждения. Они позволяют вовлечь в активную социально ценную деятельность почти всех членов коллектива, благодаря этому каждый ощущает себя не сторонним зрителем, а активным субъектом общих действий: становится организатором, сценаристом, режиссером, артистом. О сформированности таких ключевых компетенций как гражданская и социальная зрелость, креативность, самостоятельность, инициативность свидетельствуют такие цифры. В 2005 году из двух тысяч студентов ACO (КСЮИ) очной формы обучения общественной работой в студенческих объединениях занимались 25%, научной - 24%, активно учувствуют в художественном творчестве 35:, занимаются спортом -

16%. Анализ показывает, что кажды: пятый студент академии является непо средственным участником творческог дела, вовлеченность, т.е. охват студенто через сеть педагогических событий, со ставляет в академии 70-90%.

Обобщая вышеизложенное, мож№ сделать следующие выводы:

1. Многолетняя практика показала что именно цикличная организация вое питательной работы позволяет создат эффективную гибкую и востребованнук систему воспитывающей деятельности направленную на реализацию личностно го потенциала каждого студента и препо давателя. Воспитательная система акаде мии представляет собой сложное поли структурное образование, следовательнс без определенной системы ее организа ции и координации невозможен систем но-уровневый и интегративно-комплекс ный эффективный характер ее функцио нирования.

2. Данный подход к проектирова нию и реализации воспитательной систе мы апробирован и хорошо зарекомендо вал в себя в подготовке компетентное специалиста в условиях Академии соци ального образования (КСЮИ).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.И. Ибрагимов, член-корреспондент РАО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ концепций управления качеством показывает, что они формируются на базе идей теории управления и концепций управления образовательными системами, а проектирование управления качеством осуществляется на основе комплексной реализации подходов программно-целевого управления, концепций, ориентированных на управление процессуальной стороной образовательного процесса, философии тотального

(всеобщего) управления качеством и др Представляется целесообразным при по строении теоретических основ систсс управления качеством образовательной процесса ориентироваться на интегратив ное применение принципов и положенш оправдавших себя методологий (систем ный, деятельностный и другие подходы и современных концептуальных идей ] подходов, отражающих новые реалии В числе последних мы выделяем подход!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.