ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА КАК ОСНОВА ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Е. П. ЛЕВИНА, учитель английского языка школы № 55 Н. Новгорода
В статье определяются педагогические задачи создания условий для успешной адаптации пятиклассников. Описывается опыт формирования системы гуманно-личностных отношений как основы для дальнейшей разработки воспитательной системы класса.
Ключевые слова: адаптация, гуманно-личностный подход, воспитательная система класса, психологический контакт, традиции, ожидаемым результат, гуманистические ценности
Период перехода из начальной в среднюю школу является, на наш взгляд, наиболее трудным временем для младшего подростка. Отрываясь от привычной среды, выходя «из-под крыла» учителя начальной школы, ребенок попадает в сложную ситуацию адаптации к новым условиям обучения. И от того, кто окажется рядом в этот момент, насколько будет подготовлен, мудр, духовно одарен новый классный наставник, зависит очень многое — это едва ли не главное условие становления личности человека. Рассматриваемый период сложен и для учителя, так как ему предстоит выработать систему отношений «педагог — ребенок», способную разрешить все проблемы пятиклассника.
Перед классным руководителем стоит задача спланировать воспитательную работу таким образом, чтобы, во-первых, создать условия для успешной адаптации учеников в средней школе, а во-вторых, сформировать основу для разработки воспитательной системы класса (далее ВСК)
на более длительный период. Под воспитательной системой класса понимается комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых способствуют формированию благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества [3].
В настоящее время учителю доступен достаточно широкий спектр педагогических технологий, позволяющих создавать воспитательные системы класса. Но одного владения технологиями недостаточно для разрешения проблем адаптации. Первостепенную важность приобретает гуманно-личностный подход в планировании и осуществлении деятельности классного руководителя, который ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя воспитательного учреждения в целом [2, с. 41]. Суть гуманно-личностного обра-
зовательного (педагогического) процесса заключается в пристальном внимании учителя к стихийному движению страстей в ребенке; в стремлении педагога направить этот процесс на полное развитие сил и способностей ученика, проявляющихся в его многогранной деятельности; в необходимости выявить и утвердить свойства личности ребенка, сформировать его представления о высших образцах прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни. Иными словами, система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, при котором ученик стремится самостоятельно совершенствовать условия своей жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность [1].
Исходя из этого, гуманистическая воспитательная система ориентируется на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в классе обстановки комфорта, защищенности и творческого сотрудничества.
Выделяются следующие признаки гуманистических воспитательных систем:
3 цели воспитательной системы являются личностно значимыми как для взрослых, так и для детей;
3 совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе гуманистических ценностей, межсубъектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности;
3 педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка;
3 взрослые и дети испытывают чувства защищенности, комфортности, удовлетворенности [3, с. 6].
На этапе перехода учащихся из начальной школы в среднее звено классный наставник должен стать психологом, во-
оруженным такими ключевыми качествами, как любовь к детям и способность бесконечно сопереживать их душевному и нравственному состоянию.
Представители гуманистической психологии считают, что учитель должен придерживаться следующих правил в педагогическом общении:
3 проявлять доверительное отношение к детям;
3 помогать ученикам формулировать общие и индивидуальные цели;
3 выступать человеком, компетентным в различных областях;
3 обладать эмпатией — способностью чувствовать, понимать внутреннее состояние ученика и принимать его;
3 быть активным участником группового взаимодействия;
3 уметь придать личностную окраску преподаванию;
3 владеть стилем неформального общения с учениками;
3 обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Важным этапом формирования ВСК является изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития. В этой связи особенно актуальна методика изучения личностного роста учащихся, разработанная П. В. Степановым [3]. Она дает возможность познакомиться с характеристикой каждого ребенка; наметить основные направления развития классного коллектива.
При условии системного применения методика позволяет педагогу анализировать и корректировать свою воспитательную деятельность. Но, как оказалось, для развития отношений в системе «педагог — ребенок» недостаточно уже существующих, разработанных и описанных в научной литературе методик. Новые, не
Гуманистическая воспитательная система ориентируется на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в классе обстановки комфорта, защищенности и творческого сотрудничества.
менее эффективные диагностические методики рождаются в процессе ежедневного «живого» общения с классом.
Классному руководителю необходимо установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. И в этом ему поможет практика написания учениками отзывов, например: «Мой любимый урок», «Вчера в театре», «Ура! Наш класс занял первое место! Мой вклад в победу», «Если бы классным руководителем был я» и т. д. Тематику отзывов в данном случае подсказывает логика общения и деятельности. Дети охотно делятся своими переживаниями, связанными с их жизнью в школе: будь то урок, экскурсия, подготовка к празднику, конфликт, отношения со взрослыми и т. д. Для младшего подростка это замечательное средство эмоциональной
разгрузки, а для учителя — богатый материал для изучения и анализа.
Успех адаптации пятиклассника обеспечивается особой атмосферой доброжелательности, мудрой простоты, взаимопонимания и интереса в отношениях с учителем. Возникает необходимость в сотрудничестве и даже сотворчестве педагога и учащихся (см. схему).
Первое ярко проявляется в совместном планировании, организации классных дел. Подросток жадно усваивает житейский опыт важных для него людей, в том числе педагога, что позволяет ему духовно развиваться. Второе находит выражение в возможности научиться многому у самого ребенка: прежде всего — ясному и простому решению возникающих психологических проблем. Мы бы назвали это «уроками детской мудрости».
Средства решения проблем адаптации
Для успешной адаптации необходима непринужденная, светлая, насыщенная положительными переживаниями жизнь. Речь идет прежде всего о ежедневном общении в системе «общего времени»: перемена, разговор после уроков, дорога домой, телефон доверия, электронные письма, еженедельный клубный день, семейный поход, культурное открытие и т. д. Мудрый, заинтересованный педагог всегда в курсе жизненных событий своего ученика.
В каждом классе могут сложиться свои традиции общения и сотрудничества. Приведем пример традиционного цикла совместных творческих дел в пятом классе, который успешно «вписывается» в последующее планирование ВСК:
3 «Августовская встреча» — выход на природу вместе с родителями;
3 праздник 1 сентября;
3 выпуск стенной газеты ко Дню учителя;
3 выпуск стенной газеты «За пределами школьной программы» (1 раз в четверть);
3 «Копилка побед» (демонстрация достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности);
3 участие в школьном фестивале КВН;
3 участие в школьном конкурсе новогодней игрушки;
3 участие в общешкольных праздниках;
3 просмотр и обсуждение театрального спектакля (1 раз в четверть);
3 «Библиотечный день»;
3 подготовка и проведение тематических классных часов, посвященных самопознанию и саморазвитию;
3 новогодний праздник;
3 турнир эрудитов;
3 зимний семейный поход;
3 День мальчика и День девочки;
3 краеведческие экскурсии (1 раз в полугодие);
3 трудовой «десант» по благоустройству школы и класса;
3 встречи со старшеклассниками и выпускниками школы;
3 еженедельная «среда общения»;
3 «Домашние посиделки» — тематическое мероприятие с участием родителей (знакомство с историей, профессиями, хобби семьи и т. д.);
3 участие в «Веселых стартах»;
3 летний День туриста;
3 отряд «Лингвист» в школьном летнем лагере.
Цепью построения системы гуманно-личностных отношений является создание условий для адаптации учащихся в средней школе, для развития нравственного, познавательного, творческого и физического потенциала ученика на основе сотрудничества и коллективной творческой деятельности. К числу ее основных задач относятся:
3 развитие мотивации к учебной деятельности;
3 осуществление психолого-педагогического диагностирования с целью выявления основных направлений и форм воспитательной деятельности в классе;
3 развитие системы положительного эмоционального общения;
3 формирование комфортной образовательной среды;
3 организация творческой деятельности учащихся, способствующей самопознанию и саморегуляции в учебной и внеклассной работе;
3 содействие включению учащихся во внеклассную работу школы и организаций окружающего социума;
3 развитие сотрудничества с родителями учащихся посредством включения их в воспитательный процесс.
Таким образом, ожидается, что в конце учебного года ученик 5-го класса будет мотивирован к учебной деятельности и улучшению ее результатов, к развитию
Целью построения системы гуманно-личностных отношений является создание условий для адаптации учащихся в средней школе, для развития нравственного, познавательного, творческого и физического потенциала ученика на основе сотрудничества и коллективной творческой деятельности.
в процессе преодоления трудностей; способен провести анализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной работы, самоанализ духовного развития; проявить инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности; стремиться к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.
При планировании системы воспитательной работы в пятом классе необходимо также определить средства успешного решения проблем адаптации.
В трактате Ш. А. Амонашвили «Школа жизни» справедливо замечено: «не только начальная школа обязана готовить детей для дальнейшего образовательного процесса, но и вторая ступень школы должна стремиться стать перманентным преемником детей, получивших в начальной школе более продвинутое развитие и об-
разование в силу гуманно-личностного подхода к ним» [1]. Иными словами, необходимость модернизации второй ступени образовательного процесса совершенно очевидна, и, с нашей точки зрения, преобразования в этой области должны осуществляться на основе принципов гуманно-личностной педагогики.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. — М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко // Народное образование. — М., 1998.
3. Степанов, Е. Н. Воспитательная система класса / Е. Н. Степанов // Классный руководитель. 2006. № 4.
В издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет книги: Агафонцева Л. В. Практикум по культуре речи и риторике
Издание подготовлено для слушателей курсов повышения квалификации ГОУ ДПО НИРО, а также может быть рекомендовано учителям, старшеклассникам и всем желающим повысить уровень своей речевой и риторической грамотности.
Казакова Л. Н. Логико-понятийная культура учащихся как составляющая компетентност-ного образовательного результата: Монография
В книге представлены современные подходы к пониманию целей и результатов образования, к определению понятий «компетенция» и «компетентность»; раскрывается содержание логико-понятийной культуры учащихся и предлагается методика ее формирования на уроках литературы; описана экспериментальная система уроков по разделу «Русская проза конца XIX — начала XX века».
Издание адресовано преподавателям учебных заведений разных типов, студентам-филологам педагогических вузов.
Духовно-нравственные традиции российского общества в контексте гражданского становления личности: материалы III Нижегородских Рождественских образовательных чтений
В сборнике содержатся материалы III областных образовательных Рождественских чтений, в которых обобщен педагогический опыт учителей и воспитателей Нижегородской области, представлены доклады ученых и священнослужителей по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и подростков в контексте гражданского становления личности.
Издание адресовано педагогическим работникам и всем, кто заинтересован в воспитании детей гражданами и патриотами своего Отечества.
Ч_У