Воспитательная система как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности
И. Е. Булатников
Автор обращается к анализу феномена воспитательной системы применительно к учреждению среднего профессионального образования, раскрывает возможности ее применения в профессиональном воспитании будущих специалистов железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено динамике и логике развития воспитательной системы ссуза, основным направлениям, содержанию и способам ее влияния на освоение студентами социально и профессионально необходимых личностных качеств, критериям, показателям, условиям эффективности такой работы в железнодорожном техникуме.
Ключевые слова: воспитательная система образовательного учреждения, профессиональное воспитание будущих специалистов железнодорожного транспорта, профессиональная ответственность будущего специалиста-транспортника.
Responsible Attitude Development of Future Staff of a Railway Service in the Professional Environment of a Professional Institution
I. E. Bulatnikov
In the given article, the author turns to the analysis of "responsible attitude towards professional activity of a future railway service staff', observes possible ways of teaching system of educational institution. Special attention is paid to the analysis of the results of the empiric investigation hung on in the sphere. The author considers the social and educational responsibility like international personal quality, which is thought to be the main trait of character of future staff of railway transport service.
Key words: responsible attitude towards professional activity, social and professional responsibility, educational system, professional education of a future specialist, dialectics of freedom and personal responsibility.
Понятие «воспитательная система образовательного учреждения» в педагогике профессионального образования все еще не имеет достаточно четкого и однозначного определения, посредством которого исследователи могли бы отразить сущность этого феномена. Сложность состоит уже в том, что само по себе понятие «система» (от греч. '8у81еша' - составленное из частей, соединенное) - есть явление сложное, представляющее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Проблемы становления и развития воспитательных систем оказались предметом интереса многих отечественных исследователей - Л. В. Байбородовой, Е. Н. Барышникова, А. П. Бредихина, Б. З. Вульфова, В. А. Караковского, А. В. Киричука, И. А. Колесниковой, М. Н. Коротких, А. Т. Куракина, Ю. С. Мануйлова, Л. И. Новиковой, А. Г. Пашкова, М. И. Рожкова, Н. Л. Селивановой, А. М. Сидоркина, Е. Н. Степанова и др. Предложенные ими определения отражают разные аспекты этого сложного социально-педагогического феномена, по-разному трактуют функции и назначение воспитательной системы, ее возможности и способы влияния на социальное и профессиональное становление личности студента. А. П. Бредихин, исследуя становление и развитие воспитательной системы факультета
вуза, рассматривает такую систему как «... социально и профессионально ориентированный, локальный, относительно автономный, целостный, развивающийся социально-педагогический организм, прочно сопряженный с воспитательной системой более высокого порядка, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности сообщества факультета, возникающий как продукт самоорганизации студенческого коллектива и целенаправленной деятельности преподавателей университета, ориентированный на реализацию педагогически целесообразных целей, задач и принципов деятельности студентов и преподавателей», позволяющий оптимизировать процесс социализации будущих специалистов, их социальной и профессиональной адаптации и достичь максимально возможного для данных условий результата в формировании социального и профессионального опыта студентов. По мнению А. П. Бредихина, специфика воспитательной системы связана с особенностями ценностно-целевых установок, содержания, основных направлений и форм организации воспитательной деятельности коллектива студентов и преподавателей, условиями ее организации и продуктивного влияния на социальное и профессиональное становление будущих специалистов [5, с. 11].
Понятно, что образовательное учреждение является локальным социально-психологическим
сообществом, объединенным организационно и территориально; у него достаточно выраженные общие цели, содержание и формы деятельности, одинаковые условия, относительно общее понимание результатов жизнедеятельности. Более того, как правило, для среды образовательного учреждения характерна общность интересов студентов, способов организации ими досуга, схожесть образа жизни, традиций, норм поведения и отношений. Все это делает техникум весьма удобной, привлекательной, организационно и психологически целостной средой, способной при определенных условиях стать эффективной воспитательной системой, обеспечивающей продуктивное социальное и профессиональное воспитание будущих специалистов.
Движущей силой и одновременно отправной точкой в строительстве такой воспитательной системы является целевая установка, которая определяет ее ориентированность на развитие личности будущего специалиста-транспортника. Целевая установка детерминирует логику развития всей системы ссуза, позволяет упорядочить совокупность факторов профессионального воспитания студентов, выстроить принципы функционирования системы, определить основные направления и содержание ее деятельности.
Целевые установки процесса профессионального воспитания и система ценностей будущего специалиста-железнодорожника во многом определяются спецификой образовательного процесса техникума. В современной теории профессионального воспитания выделяются три основных взаимосвязанных аспекта рассмотрения ценностно-целевых ориентиров профессионального воспитания студентов: когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический [6, с. 236239]. Определение ценностно-целевых ориентиров воспитательной системы техникума позволяет сформулировать ряд важных идей - принципов, на которых может и должен строиться процесс профессионально-личностного развития будущих инженеров-транспортников.
Тесно связанные с закономерностями воспитания, принципы профессионального воспитания выражают основные концептуальные идеи, на основе которых разворачивается взаимодействие всех субъектов профессионального воспитания в рамках ссуза, определяются содержание, формы, методы, технологии воспитания будущих специалистов. Среди них - принципы, определяющие характер и содержание жизнедеятельности воспитательной системы, способы ее влияния на
профессионально-личностное становление будущих специалистов-транспортников:
— принцип гуманистической направленности жизнедеятельности воспитательной системы; принцип целостности образовательного и воспитательного процесса;
— принцип демократизации жизни коллектива техникума;
— принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитывающей деятельности;
— принцип творческого начала;
— принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы личности будущего специалиста;
— принцип последовательности и систематичности организуемых воздействий;
— принцип цикличности воспитательных влияний;
— принцип эстетики студенческой жизни;
— принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности будущих инженеров транспорта;
— принцип эстетизации среды [10, с. 79-118].
Основной целевой установкой воспитательной системы является развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов-железнодорожников. В педагогике и психологии проблема развития ответственно -сти личности в воспитательной системе ссуза напрямую не рассматривалась, однако в контексте таких проблем, как профессиональное воспитание, социальная активность, дисциплинированность, формирование психологической готовности, готовность к преодолению межличностных и внутриличностных конфликтов, подразумевались и вопросы формирования ответственного отношения будущих специалистов к своим профессиональным обязанностям.
Как показывает современная практика профессионального образования, ответственность не формируется сама по себе, по мере роста общеобразовательного, культурного уровня и даже социальной активности личности. Ответственное поведение личности в условиях воспитательной системы ссуза возможно только на основе собственной социально-нравственной саморегуляции, что как раз и способствует личностному и профессиональному развитию будущего специалиста, успешности интеграции его в социальную и профессиональную среду. Ответственность - это качество человека, отражающее его социальную
значимость и степень доверия к нему окружающих его людей, характеризующая выполнение им своего нравственного, гражданского, профессионального долга. Ответственность побуждает индивида сознательно, намеренно и добровольно выполнять определенные требования и обязательства, осуществлять стоящие перед ним задачи.
Социальная и профессиональная ответственность работника сферы транспорта, особенно железнодорожного, - это профессионально необходимое качество, позволяющее специалисту успешно осуществлять свои функции в работе на железной дороге, нести ответственность за жизнь, здоровье и благополучие пассажиров, всех людей, находящихся в непосредственной близости от железной дороги, зависимых от транспортировки грузов и людей. Надо отметить, что в этой работе личные качества специалиста играют куда большую роль, чем его формальные обязанности, жестко «прописанные» в инструкциях и нормативных документах. Особенно это становится понятным в нештатных ситуациях, при пожарах, авариях, в критических обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей. Хорошо известны примеры, когда машинисты локомотивов спасали не только машины, но и тысячи людских жизней. Эти поступки говорят о том, что воля, ответственность, знание своего дела позволяют человеку преодолеть страх, ориентироваться в выборе логики своего поведения на высшие смыслы и нравственные императивы. Таким образом еще раз подчеркивается тесная связь профессиональной ответственности личности с развитием всей ее социально-нравственной сферы, с прочностью закрепления в сознании представлений о добре и зле, чести и достоинстве, совести и ответственности, - о том, что основным критерием оценки результатов профессиональной деятельности любого специалиста является человечность в отношении к окружающим людям.
Известно, что большинство аварий на транспорте происходит из-за «человеческого фактора»: по вине недостаточно квалифицированных или ответственных работников. Именно эти обстоятельства побудили педагогов Курского техникума железнодорожного транспорта обратиться к решению важной научной и практической проблемы педагогики профессионального образования - формированию социальной и профессиональной ответственности будущих инженеров-железнодорожников. Педагоги техникума хорошо понимают, что решение этой сложной про-
блемы во многом предопределяется состоянием социокультурной сферы общества, внешними социальными и экономическими обстоятельствами социального взросления юношества. В этом контексте эффективное формирование социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта может успешно осуществляться только в том случае, если в техникуме будет создана привлекательная для студентов и референтная с точки зрения их социально-профессионального развития среда.
Речь, таким образом, идет о воспитательной системе ссуза, в которую органично включены все социально-профессионально-личностно значимые субъекты и факторы профессионального воспитания, смоделированы все элементы воспитательной системы ссуза, содержательно, организационно и педагогически обеспечены привлекательные сферы и условия воспитания, способные оказывать влияние на освоение и интериори-зацию будущими специалистами важнейших нравственных и профессиональных норм, ценностей, традиций, правил поведения и отношений в социальной и профессиональной среде. Конечно, в техникуме жестко регламентируется дисциплина, соблюдение норм поведения и отношений, но педагоги техникума ориентируются на то, чтобы внутренняя регуляция поведения и отношений каждым студентом была результатом воспитания их социальной и профессиональной ответственности! Тем самым педагоги стремятся точно соблюсти фундаментальную идею А. С. Макаренко, утверждавшего, что дисциплина - не цель, а результат воспитания.
В этом плане вполне оправданной выглядит логика социального и профессионального воспитания студентов: первичны нравственные нормы, которые, как закон, определяют содержание и характер отношений между людьми. Далее в этой логике - чувства, позволяющие переживать студентам состояния комфорта, удовлетворения, радости от совершения морально ценных поступков, добротворчества, милосердия, сострадания. Наконец, завершающий элемент системы - поведенческий, позволяет перевести освоенные и ин-териоризированные (прочувствованные!) нормы и правила в устойчивые стереотипы и алгоритмы поведения и отношений. Только тогда, когда важные социальные идеи и смыслы станут внутренним, неотъемлемым достоянием личности будущего специалиста, когда они перейдут в устойчивые идеальные представления о должном (в
том числе - и в себе самом!), - тогда возможно практическое закрепление в повседневном опыте, в привычках и поведенческих стереотипах освоенных и ставших личностным достоянием социокультурных и профессиональных норм.
Развитие профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе ссуза осуществляется через культивирование в студентах готовности к условиями труда на транспорте, реальными проблемами и способами их решения в сложных и напряженных условиях работы современного транспортного конвейера. С этой целью в техникуме регулярно проводятся мероприятия по ознакомлению студентов с их нелегкой будущей работой; встречи с ветеранами труда на транспорте, которые рассказывают о сложностях своей профессиональной судьбы, о реальных ситуациях, возникавших за время их работы. В железнодорожном техникуме есть музей железнодорожной славы, через который обязательно проходит каждый первокурсник, осваивающий азы будущей профессии. Основная масса студентов достаточно серьезно относится к учебе, понимая, что основные профессиональные навыки они разовьют в себе на практике, лучше узнают тяготы колесной жизни - испытают психологическую и физическую нагрузку, как их старшие коллеги по цеху.
Каждое из направлений профессионального воспитания студентов включает специфические виды и формы деятельности, использование эффективных для достижения заявленных ориентиров методик и технологий воспитания социальной и профессиональной ответственности студентов. В частности, реализуя первое из направлений - обогащение духовных интересов студентов, ориентацию их на подлинно гражданские, социально-нравственные ценности, формирование социальной и профессиональной позиции будущего специалиста-транспортника - преподаватели техникума, классные руководители, студенческий актив чаще всего используют диспуты, дискуссии, конференции, встречи, экскурсии, поездки, беседы, рефлексию собственного профессионального опыта, личный пример работников железной дороги, посещение конкурсов «Лучший в профессии», презентаций, коллективные просмотры, встречи. Реализация второго направления - развитие у будущих специалистов способности к эмоционально-волевой саморегуляции, обогащение опыта восприятия и понимания других людей, навыков перцепции, эмпатии,
социально ценных эмоций студентов - осуществляется через встречи с ветеранами труда транспортной сферы, посещение музеев истории транспорта, походы в театры, на концерты, посещение фестивалей, конкурсов, организацию тематических вечеров, путешествий, поездок, туристических походов и т. п. В рамках третьего направления профессионального воспитания -включение студентов в общественно полезную и профессиональную деятельность - используются упражнения в применении социальных и профессиональных норм, приучение, закрепление стереотипов профессиональных действий, выработка профессиональных привычек, жизненного кредо, участие в конкурсах, выставках, презентациях, просьбы, поручения, советы, творческие задания, пример жизни и деятельности старших коллег, экскурсии на производство.
Реализация возможностей воспитательной системы техникума опирается на эффективную диагностику профессионального воспитания студентов. Эта работа связана с осознанием всеми субъектами критериев и показателей эффективности деятельности воспитательной системы; способов изучения ее результативности; анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. С помощью диагностики стало возможным отслеживание динамики результатов жизнедеятельности воспитательной системы техникума, эффективности влияния различных факторов и условий, меры включенности студентов в различные виды жизнедеятельности системы, становление важнейших профессионально-личностных качеств будущих специалистов железнодорожного транспорта.
На протяжении 1998-2009 гг. нами фиксировались изменения в ценностной сфере студентов. На основе методики М. Рокича мы отслеживали такие изменения, обращая внимание на структуру терминальных и инструментальных ценностей будущих специалистов-транспортников. По результатам ежегодных опросов достаточно четко прослеживается динамика в изменении ценностных ориентаций студентов техникума. Результаты опросов 1998-2009 гг. показывают устойчивое положение в системе ценностей студентов здоровья, семейной жизни, материального благополучия, любви, - их статус на протяжении всего периода наблюдений не изменился. А вот статус таких ценностей, как жизненная мудрость, социальный опыт, совместный досуг, природа, общественное признание, альтруизм, существенно изменился, заметно поменял свой ранг.
Заметно меняют свой ранг и инструментальные ценности: в них явно возрастает удельный вес трудолюбия, альтруизма, взаимопомощи, честности, чуткости, ответственности, отзывчивости, - то есть всех тех личностных качеств гражданина и профессионала, которые составляют ценностно-смысловое ядро традиционного самосознания работника транспортной отрасли. Очевидно, что содержание деятельности воспитательной системы техникума определяющим образом повлияло на отношение будущих инженеров-железнодорожников к важнейшим, экзистенциальным вопросам человеческого бытия, наполнило это отношение личностным смыслом, идеями, ради которых может и должен жить человек. Изменения в ценностном ядре самосознания студентов стали основой для обогащения их социального опыта, фактором формирования гражданской позиции, ответственного отношения к профессиональной деятельности входящих в самостоятельную взрослую жизнь молодых людей. Причем, чем выше оказывался этап развития воспитательной системы техникума, тем активнее студенты демонстрировали свою собственную коллективную субъектность, тем сплоченнее и организованнее они действовали, тем больше был радиус освоения среды, тем устойчивее и продуктивнее проявлялась степень их ответственного отношения к будущей профессии, тем в большей степени гражданские ценности ориентировали студентов на совершение морально ценных поступков, созидание добра, красоты, утверждение справедливости, проявление гуманизма, подлинного товарищества.
В ходе реализации потенциала воспитательной системы техникума нам удалось зафиксировать устойчивую зависимость между этапами развития воспитательной системы техникума и сформированностью ценностного ядра самосознания будущих специалистов-транспортников. Так, с развитием субъектности воспитательной системы техникума, ростом самостоятельности студенческих групп в определении целей, содержания и организации жизнедеятельности собственного коллектива в орбиту их внимания и осмысления все более активно стали вовлекаться истинно гражданские ценности, идеи высокой социальности, профессиональной чести, установки на добротворчество, ответственность, справедливость, правдивость, уважение человеческого достоинства, гуманизм. Заметно изменились жизненные девизы студентов: «Кто, если не я?», «Спешите творить добро», «Для Родины и
для друзей - ни сил, ни жизни не жалей», «Под лежачий камень вода не течет», «Если будет Россия, - значит, буду и я», «Сильные помнят, не помнят - бессильные», «Вместе мы - сила», «Один в поле - не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет уз святее товарищества»... В жизненных девизах студентов оказалось ощутимо больше социально ориентированных позиций, отражающих установки на активное социальное взаимодействие, товарищество, гражданственность, ответственность, социальное творчество.
Анализ деятельности воспитательной системы техникума и полученных эмпирических и статистических материалов позволил определить педагогические условия, влияющие на эффективность профессионального воспитания будущих специалистов железнодорожного транспорта. Психолого-педагогические условия обеспечивают благоприятную атмосферу психологического самочувствия и комфорта студентов - это гуманизация отношений в воспитательной системе техникума; обеспечение социально ценной мотивации профессионально-личностного развития студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих специалистов; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример преподавателей техникума, мастеров; эффективная диагностика профессионального воспитания студентов и др.
Организационно-педагогические условия предусматривают определение и применение наиболее эффективных путей и способов влияния воспитательной системы техникума на социальное и профессиональное становление будущих железнодорожников - это развитие коллективных форм деятельности, опыта совместного восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия; освоение ценностей, традиций, норм профессионального сообщества транспортников, обеспечение органического единства учебной и внеучебной деятельности студентов; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний студентов в проводимых совместных акциях и делах; освоение студентами достижений национальной культуры; сотрудничество классных руководителей, студентов, органов студенческого самоуправления в организации воспитывающей среды техникума, его этоса, насыщении ее социально и профессионально значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и поддержание традиций
коллектива техникума, внедрение профессиональных традиций и обычаев, обогащение опыта организации совместного досуга; эффективная диагностика профессионально-личностного развития студентов и др.
Социально-педагогические условия способствуют конструированию преподавателями и органами студенческого самоуправления воспитывающей среды техникума, активно влияющей на становление ответственного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, к реалиям социального и профессионального бытия работников транспорта, внедрение в воспитательную систему техникума коллективно-творческих дел социально значимой и профессиональной направленности; учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их личностного, профессионального развития; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития студентов; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности; обеспечение участия студентов в реальном самоуправлении; эффективная диагностика личностного развития будущих инженеров-железнодорожников и др.
Успешная реализация сложных и комплексных задач профессионального воспитания студентов воспитательной системой ссуза предполагает обеспечение включенности всех субъектов воспитательного процесса в единую, целостную и продуктивную с точки зрения ее результатов деятельность. Это возможно лишь тогда, когда у каждого из субъектов есть четкое представление о месте и роли каждого из них в общей логике жизнедеятельности воспитательной системы, о специфических функциях и содержании деятельности, реализуемых каждым из субъектов, о конечных результатах их деятельности, критериях и показателях ее успешности с точки зрения профессионального воспитания будущих специалистов-транспортников. Тогда появляется реальная возможность использования многообразия форм воспитания, набор которых определяется с одной стороны целями и задачами воспитательной системы техникума, возможностями
каждого из субъектов, а с другой - содержанием и спецификой образовательной среды, сложившимися традициями и нормами профессионального сообщества специалистов транспортной сферы. Формы организации профессионального воспитания в совокупности обеспечивают полноту и комплексность охвата всех сторон профессионально-личностного развития будущих железнодорожников.
Библиографический список
1. Моделирование воспитательных систем: теория
- практике [Текст] / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - С. 134-147.
2. Барышников, Е. Н. О воспитании и воспитательных системах [Текст] / Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова. - СПб., 1996.
3. Степанов, Е. Н. Воспитательная система класса [Текст] / Е. Н. Степанов. - Псков, 1998. - 97 с.
4. Коротких, М. Н. Формирование целостного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса (на материале сельской школы) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Н. Коротких. - Курск, 2006. - 234 с.
5. Бредихин, А. П. Профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А. П. Бредихин. - Курск, 2008.
6. Репринцев, А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / А. В. Репринцев. -Курск, 2001. - 503 с.
7. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст] / М. И. Рожков.
- М.: Владос, 2008. - 264 с.
8. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. - М.: Пед. общ-во России, 2000. - 256 с.
9. Пашков А. Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности [Текст] / А. Г Пашков // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / под ред. А. В. Репринцева. - Курск: Изд-во КГУ, 2002. -С. 41-55.
10. Педагогика профессионального образования [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - С. 79-118.