Научная статья на тему 'Проблемы и опыт формирования нравственной культуры будущих специалистов транспорта в воспитательной системе ссуза'

Проблемы и опыт формирования нравственной культуры будущих специалистов транспорта в воспитательной системе ссуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / UPBRINGING SYSTEM OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / PROFESSIONAL UPBRINGING / MORAL CULTURE / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатников Игорь Евгеньевич

В статье автор обращается к анализу возможностей воспитательной системы ссуза железнодорожного профиля, уделяя особое внимание проблемам и тенденциям формирования нравственной культуры студентов, основным направлениям и условиям эффективности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатников Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Experience of Moral Culture Forming of Future Transportation Service Specialists in the Upbringing System of the College

The author refers to the analysis of possibilities of the upbringing system of specialized railway colleges, paying particular attention to issues and trends Of the formation of the moral culture of students as well as to the main directions and effective work conditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы и опыт формирования нравственной культуры будущих специалистов транспорта в воспитательной системе ссуза»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Булатников

Ключевые слова:

воспитательная система

образовательного

учреждения,

профессиональное

воспитание,

нравственная

культура, социальная

ответственность.

проблемы и опыт формирования нравственной

культуры будущих специалистов транспорта в воспитательной системе ссуза

В статье автор обращается к анализу возможностей воспитательной системы ссуза железнодорожного профиля, уделяя особое внимание проблемам и тенденциям формирования нравственной культуры студентов, основным направлениям и условиям эффективности работы.

Очевидным вектором развития современной цивилизации является стремительное ускорение жизни, усложнение всей системы общественных отношений, содержания и характера общественно-производственной деятельности людей, усиление социальной стратификации общества. Эти процессы разрушают традиционные механизмы социального контроля, что, безусловно, сказывается на вполне закономерных явлениях социальной дифференциации, усложнении внутренней регуляции социального поведения индивида.

Как показывает практика профессионального воспитания, нравственные качества личности не формируются сами по себе, по мере роста общеобразовательного, культурного уровня и даже социальной активности личности. Анализ феномена нравственной культуры личности и его толкование в науке подчеркивает со-

80

циальный генезис этого качества будущего специалиста. Более того, анализ феномена ответственности (как одного из важнейших элементов нравственной культуры личности) в рамках реальной трудовой деятельности дает возможность раскрыть эмоциональные, когнитивные, поведенческо-волевые аспекты исследуемого феномена. Эффективность процесса формирования ответственного отношения зависит, с одной стороны - от исходных личностных качеств будущего специалиста, его способностей, а с другой - от уровня развития воспитательного коллектива, степени включенности будущего специалиста в его жизнедеятельность.

Наши эмпирические материалы свидетельствуют о том, что в среде молодежи (в опросе участвовали более 2500 старшеклассников и студентов Курска и Вологды) заметно растет количество респондентов, которые отмечают «стремление красиво жить» как неотъемлемую характеристику современного юношества (от 26,2 % на первом курсе до 52,4 % на пятом). Такие характеристики, как инфантилизм, социальная апатия, инертность, злость, зависть, агрессивность, раздражительность, романтизм, поверхностное восприятие жизни не отмечены респондентами как доминирующие и находятся приблизительно на одном уровне от курса к курсу (не более 10 % от числа опрошенных). На вопрос «Является ли честность, прямота и принципиальность неотъемлемыми качествами будущего специалиста» ответ показал обратную зависимость количества утвердительно ответивших респондентов от курса к курсу: на первом курсе утвердительно отвечают 11,5 % опрошенных, на пятом - ни один! Очень интересный результат был получен нами в оценке проявлений бескорыстия и альтруизма. Ни один респондент не определил эту категорию как основополагающую, а интерес к будущей профессии планомерно «снижает планку» от курса к курсу: 29,5 % - на первом до 3,0 % - на пятом! Приблизительно на том же уровне находятся стремления юношества «больше знать», «больше отдавать, чем брать от жизни»...

Примечательна динамика жизненных девизов юношества (20022011), фиксирующих процессы нарастания социального эгоизма, аномии, обособления, отторжения межпоколенческих связей, выражающих социальную позицию, жизненное кредо молодежи: «Куй, пока горячо!», «После меня - хоть потоп», «Веселись - живем один раз!», «У кого деньги - у того и сила!», «Живи для себя!», «Кто не работает - тот ест!», «Работой сыт не будешь» и др. Этот ряд девизов можно было бы

продолжить, но общий вектор эволюции морального сознания юношества очевиден - в нем явно просматривается акцент на собственном «Я», нарастание индивидуализма, доминирование индивидуального над социальным, ощутимая утрата внешних, регламентирующих рамок общественно одобряемого поведения и т.п.

Анализ эмпирических материалов и статистических данных, реальная жизнь убедительно свидетельствуют о наличии целого ряда негативных тенденций в развитии нравственной культуры современной российской молодежи. Среди таких тенденций можно назвать тенденции социального отчуждения, индивидуализации человеческого бытия, сокращения межпоколенного, межвозрастного взаимодействия (Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, И.М. Ильинский, С.Г. Кара-Мурза, В.А. Разумный, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.М. Розин, Э. Тоффлер и др.); тенденцию «варваризации» культуры, гедонизации сознания молодежи, иллюзорности восприятия мира молодыми людьми (А.С. Ахиезер, В.С. Библер, М.С. Каган, Х. Ортега-и-Гассет, А.С. Панарин, Е.А. Репринцева, В.М. Розин); тенденцию сокращения коллективных форм организации социально значимой и досуговой деятельности молодежи, обеднения тематики и содержания межличностного общения школьников и студентов (А.П. Бредихин, М.А. Ларина, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин и др.); тенденцию «омассовления» социального воспитания школьников и студентов, камуфлирования множеством массовых «воспитательных» акций и дел стагнации первичных коллективов, опасного снижения качества нравственной воспитанности молодежи (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин); тенденцию размывания социально-нравственных норм, порождающих социальную дезориентацию юношества, выхолащивающих представления о границах допустимого и недопустимого в поведении и отношениях людей (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, В.В. Краевский, В.М. Меньшиков, И.Ф. Исаев, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.М. Розин и др.) и др. Необходимость преодоления этих тенденций, их минимизации может и должна составлять важный аспект деятельности образовательных учреждений, социального и профессионального воспитания будущих граждан России.

Озабоченность и тревогу в нравственном облике современного юношества вызывают тенденция доминирования личностного над общественным, индивидуализации человеческого бытия, локализации ду-

ховных интересов молодежи, примитивизации нравственных оценок явлений и процессов окружающей действительности, а также сокращение интенсивности и содержания межвозрастного взаимодействия, обеднение содержания и интенсивности общения молодежи с представителями старшего поколения, с носителями традиций и норм этноса, выхолащивание тематики и содержания межличностного общения. Все это неизбежно приводит к искажению представлений о сущности социального и профессионального бытия личности в сознании молодого человека. Этому способствуют и такие тенденции, как снижение уровня социально-нравственной, эмоциональной отзывчивости студентов, уменьшение опыта рефлексии своих поступков, эмоционально-волевой саморегуляции поведения, волевой иммобилизации, способности к волевому напряжению, сформированности эмпатических способностей, ответственного отношения к выполняемой социальной и профессиональной деятельности. Эти тенденции объективно осложняют эффективность процесса социального воспитания молодежи, выхолащивают мотивацию личностного и профессионального роста, снижают интерес молодежи к осуществляемым в стране процессам социально-экономической модернизации.

Наши эмпирические данные показывают существенное снижение степени моральной ответственности будущих специалистов, готовящихся к труду в различных сферах профессиональной деятельности, прежде всего - связанных с технически сложными устройствами и механизмами. Это позволяет прогнозировать уже в обозримом будущем нарастание новых техногенных аварий и катастроф, сложных происшествий на транспорте, создание аварийных ситуаций, связанных с «человеческим фактором» - усилением проявлений безответственности специалистов, занятых в этой отрасли. Названные тенденции приведут к новым человеческим жертвам, значительным финансовым ущербам, потере доверия общества к представителям техногенной сферы. Этот прогноз уже получает свои убедительные подтверждения: речь не только об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, не только о прокурорах, увязших в игорном бизнесе, но и о ряде крупных транспортных происшествий, вызвавших широкий общественный резонанс (падение самолетов с польским президентом и хоккейной командой, взрыв в аэропорту «Домодедово», крушение теплохода «Булгария» и др.). Сравнительный анализ данных, полученных по итогам опросов студентов, показывает, что с разной степенью выраженности про-

83

цесс формирования личностной ответственности характерен как для гуманитариев (будущие педагоги, врачи, фармацевты, юристы, экономисты), так и для представителей техногенной сферы (будущие специалисты железнодорожного транспорта, инженеры-строители, специалисты горно-металлургической отрасли).

Необходимость преодоления негативных тенденций требует активизации потенциала первичного коллектива, включения студентов в энергичную социально значимую и профессионально-трудовую деятельность. Но для этого нужен грамотный старт, импульс. Стремясь изменить социальную и профессиональную позицию студентов, их отношение к будущей профессии, преподаватели и студенческий актив в Курском железнодорожном техникуме обратились к диспутам: «Можно ли, живя в обществе, быть свободным от общества?», «Я для коллектива или коллектив для меня?», «Что такое Я и что такое Мы?», «Считаете ли вы себя гражданами Родины?», «Долг, Честь и Совесть - связаны ли между собой?», «Что важнее - дружба или правда?», «Человек горд своим трудом?» и др. Главным итогом дискуссий стало столкновение двух принципиальных позиций - «коллективистской» и «индивидуалистической» - сторонников общественного и индивидуального бытия. Диспуты заметно изменили жизненные девизы студентов (2011 г.), их сменили другие: «Кто, если не я?», «Спешите творить добро», «Для Родины и для друзей ни сил, ни жизни не жалей», «Если будет Россия, -значит, буду и я», «Вместе мы - сила», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и т.п. В жизненных девизах оказалось ощутимо больше социально ответственных позиций, отражающих установки студентов на принесение социальной пользы, на товарищество, долг, честь, достоинство, взаимопомощь, высокую гражданскую и профессиональную ответственность.

В процессе социального и профессионального воспитания молодежи необходимо как можно чаще обращаться к выявлению вечного и временного, национального и общечеловеческого в общественной морали (шире - в человеческой культуре!), к анализу нравственных констант, определяющих человеческое в человеке. Тогда моральное сознание не останется для входящего в самостоятельную взрослую жизнь человека чем-то непознанным, неосвоенным, не переведенным во внутреннее достояние личности, а станет прочным внутренним регулятором поведения и отношений гражданина, основой мотивации его поступков, фундаментом реализации его стремлений. Проблема

ответственности - это, в конечном счете, вопрос о реальной социально-нравственной свободе человека, об отношении его к требованиям и нормам, принятым в конкретной социальной и профессиональной среде. Такие требования преломляются в особых личностных формах морального отношения (долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, стыд, вина), в каждой из которых проявляется степень и способ самоконтроля человека в его нравственной сфере и профессиональной деятельности. Чем выше сознательность человека, чем в большей степени он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом, проявляющим степень своей ответственности к выполняемой деятельности.

Известно, что большинство аварий на транспорте происходит из-за «человеческого фактора», по вине недостаточно квалифицированных или ответственных работников. Именно эти обстоятельства побудили педагогов Курского техникума железнодорожного транспорта обратиться к решению важной практической проблемы - формированию социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов. В этом плане вполне оправданной выглядит логика профессионального воспитания студентов: первичны - нравственные нормы, которые, как закон, определяют содержание и характер отношений между людьми. Далее в этой логике - чувства, позволяющие переживать студентам состояния комфорта, удовлетворения, радости от совершения морально-ценных поступков, добротворчества, милосердия, сострадания. Наконец, завершающий элемент системы - поведенческий, позволяющий перевести освоенные и интериоризированные (прочувствованные!) нормы и правила в устойчивые стереотипы и алгоритмы поведения и отношений.

Развитие профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе ссуза осуществляется через культивирование в студентах готовности к условиям труда на транспорте, реальными проблемами и способами их решения в сложных и напряженных условиях работы современного транспортного конвейера. С этой целью в техникуме регулярно проводятся мероприятия по ознакомлению студентов с их нелегкой будущей работой; встречи с ветеранами труда на транспорте, которые рассказывают о сложностях своей профессиональной судьбы, о реальных ситуациях, возникавших в их работе. В техникуме есть Музей железнодорожной

славы, через который обязательно проходит каждый первокурсник, осваивающий азы будущей профессии. Каждое из направлений профессионального воспитания включает специфические виды и формы деятельности, эффективные для достижения заявленных ориентиров, методики и технологии воспитания социальной и профессиональной ответственности студентов. В частности, реализуя первое из направлений - обогащение духовных интересов студентов, ориентацию их на подлинно гражданские, социально-нравственные ценности, формирование социальной и профессиональной позиции будущего специалиста-транспортника - преподаватели техникума, классные руководители, студенческий актив чаще всего используют диспуты, конференции, встречи, беседы, собственный профессиональный опыт, личный пример работников железной дороги, посещение конкурсов «Лучший в профессии» и т.п.

Реализация второго направления - развитие у будущих специалистов способности к эмоционально-волевой саморегуляции, обогащение опыта восприятия и понимания других людей, навыков перцепции, эмпатии, социально ценных эмоций студентов - осуществляется разными способами. Это - встречи с ветеранами труда транспортной сферы, посещения музеев истории транспорта, походы в театры, на концерты, посещение фестивалей, конкурсов, тематические вечера, путешествия, поездки, туристические походы и т.п. В рамках третьего направления профессионального воспитания - включение студентов в общественно полезную и профессиональную деятельность - используются упражнения в применении социальных и профессиональных норм, приучение, закрепление стереотипов профессиональных действий, выработка профессиональных привычек, жизненного кредо, участие в конкурсах, творческие задания и др.

В ходе реализации потенциала воспитательной системы ссуза нам удалось зафиксировать устойчивую зависимость между этапами развития воспитательной системы техникума и сформированностью ценностного ядра самосознания будущих специалистов-транспортников. Так с развитием субъектности воспитательной системы техникума, ростом самостоятельности студенческих групп в определении целей, содержания и организации жизнедеятельности собственного коллектива в орбиту их внимания и осмысления все более активно стали вовлекаться истинно гражданские ценности, идеи высокой социальности, профессиональной чести, установки на добро, творчест-

во, ответственность, справедливость, правдивость,уважение человеческого достоинства, гуманизм.

Анализ деятельности воспитательной системы ссуза и полученных эмпирических материалов позволил определить педагогические условия, влияющие на эффективность профессионального воспитания будущих специалистов транспорта. Психолого-педагогические условия обеспечивают благоприятную атмосферу психологического самочувствия и комфорта студентов - это гуманизация отношений в воспитательной системе техникума; обеспечение социально ценной мотивации профессионально-личностного развития студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих специалистов; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример преподавателей ссуза, мастеров; эффективная диагностика профессионального воспитания студентов и др. Организационно-педагогические условия предусматривают определение и применение наиболее эффективных путей и способов влияния воспитательной системы ссуза на социальное и профессиональное становление будущих специалистов. Это - развитие коллективных форм деятельности, опыта совместного восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия; освоение ценностей, традиций, норм профессионального сообщества транспортников, обеспечение органического единства учебной и внеучебной деятельности студентов; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний студентов в проводимых совместных акциях и делах; освоение студентами достижений культуры; сотрудничество классных руководителей, студентов, органов студенческого самоуправления в организации воспитывающей среды ссуза, его этноса, насыщении среды социально и профессионально значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и поддержание традиций коллектива ссуза, внедрение профессиональных традиций и обычаев, обогащение опыта организации совместного досуга и др. Социально-педагогические условия способствуют конструированию преподавателями и органами студенческого самоуправления воспитывающей среды техникума, активно влияющей на становление ответственного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, к реалиям социального и профессионального бытия работников транспорта; внедрение в воспитательную систему техникума коллективно-творческих дел социально значимой и профессиональной направ-

ленности; учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их личностного, профессионального развития; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития студентов; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие социальной активности, ответственности; обеспечение участия студентов в реальном самоуправлении; на эффективную диагностику личностного развития будущих специалистов-железнодорожников и др.

— Литература —

1. Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов [Текст] / И.Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - № 2 (9).

2. Булатников И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды [Текст] / И.Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 4 (16).

3. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности [Текст] / И.Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17).

4. Булатников И.Е. Социально-психологические основы развития ответственного отношения будущего специалиста транспорта к профессиональной деятельности [Текст] / И.Е. Булатников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2010. - № 2.

5. Лотман Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры [Текст] / Ю.М. Лотман // Тезисы докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1970.

6. Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? [Текст] / А.В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - №3 (11).

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.